ПРОГРАММА СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ПРИМЕНЕНИЕМ МОНТЕССОРИ – МАТЕРИАЛОВ

  • Образовательные программы
  • docx
  • 13.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Коррекционно-развивающая программа, направлена на развитие всех видов восприятия через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы системы с использованием Монтессори-материалов. Программа составлена для детей с ментальными нарушениями. Основные задачи: 1. Психолого-педагогическое обследование ребенка, для выявления перспективы в развитии. 2. Формирование образовательной среды для развития каждого ребенка в соответствии с его способностями и возможностями. 3. Формирование умений замечать и реагировать на раздражители, создавать стимулирующие условия для развития элементарного восприятия; 4. Формирование умений воспринимать предметы разной формы, цвета, величины. 5. Формирование умения выполнять целенаправленные действия с предметами. 6. Вырабатывать взаимодействие между анализаторными системами; 7. Учить узнавать людей, предметы и ситуации; 8. Развитие интереса и побуждения к действиям. 9. Развивать умения выражать свои ощущения, предпочтения; 10. Формировать мотивацию к учению.
Иконка файла материала программа по монтессори.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ «МАЛИНОВСКИЙ ДОМ­ ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ»                                                                                     «УТВЕРЖДАЮ»                                                                                  Директор ГАУ СО АО  «Малиновский дом­интернат»                                                                             ___________Е.А. Куликова «     »   ___________    2018 г. ПРОГРАММА СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ПРИМЕНЕНИЕМ МОНТЕССОРИ – МАТЕРИАЛОВ  ПРОВЕРЕНО Зам.директора по ВиРД  _________Н.А.Скворцова Утверждено на педсовете _______________________ Разработчик: Педагог – психолог Ю.С. Суховая.2018 г.               ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.     Данная   программа   разработана   на   основе   Федерального государственного   образовательного   стандарта   образования   обучающихся   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной   общеобразовательной   программы   образования   обучающихся   с умственной   отсталостью   (интеллектуальными   нарушениями)   с   тяжелыми   и множественными нарушениями развития (вариант 2). Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребёнка. От того, насколько полно ребёнок научится воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями, зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир. Сенсорное   развитие   направлено   на   формирование   полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического   воспитания   в   значительной   степени   зависит   от   качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир.  Чувственный опыт накапливается в процессе восприятия различных   ощущений.   В   качестве   основных   видов   ощущений   различают тактильные  (осязательные),  вкусовые,   обонятельные,  зрительные,  слуховые, кинестетические   и   органические   (ощущения,   связанные   с   органическими потребностями). Сенсорная система может развиваться, только если на нее действуют силы, активизирующие ее рецепторы. Многие   трудности   обучения   и   поведенческих   проявлений   детей   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми  и множественными   нарушениями   являются   результатом   искажения   процесса восприятия сенсорной информации. У   детей   с   ТМНР   сенсорный   опыт   спонтанно   не   формируется.   Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта:   ощущений   и   восприятий.   Дети   с   ТМНР   наиболее   чувствительны   к воздействиям   на   сохранные   анализаторы,   поэтому   педагогически продуманный   выбор   средств   и   способов   сенсорного   воздействия   будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию. Программа   разработана   для   детей   ,   которые   имеют   неоднородную структуру   дефекта.   Умственная   отсталость,   разной   степени   тяжести сочетается с нарушениями речи, отставанием и отклонениями  в психическом развитии, синдромом Дауна, аутичностью, ДЦП ит.д. Так как у умственно отсталых   детей   наблюдается   глубокое   сенсорное   недоразвитие,   неумение выполнять   на   основе   чувственной   информации   элементарные   умственные операции,   трудности   в   овладении   предметными   действиями,   нарушениямелкой моторики, координации движений, то для работы с ними требуется большая коррекционная работа.  Для этого необходимы специально организованные коррекционные занятия по сенсорному развитию с использованием Монтессори ­  материалов.               Монтессори   –   материалы   –   составная   часть     педагогической образовательно­развивающей   среды,   побуждающей   ребенка   регулировать собственное   развитие   через   самостоятельность,   соответствующую   его индивидуальности. Философское обоснование Монтессори ­ метода заключается в организации воспитательной деятельности в соответствии с «естественными проявлениями ребенка»,   предусматривает   индивидуализацию   воспитательного   процесса, направленного   на   развитие   личности   в   специально   созданной   обучающей среде. Педагогическая система М. Монтессори, в основе которой лежит идея: каждый   ребенок   проходит   свой   индивидуальный   путь   развития   с   его возможностями, потребностями, системой отношений –  отвечает специфике работы с детьми с ОВЗ.          Через самостоятельное обращение с Монтессори ­ материалом ребенок приобретает   различные   навыки:   развитие   сенсорных   процессов,   мелкой моторики,   развитие   ощущений   и   восприятия,   приобретает   знания   и представления об окружающем мире, создаются условия для развития речи. Он учится ставить цель и находить соответствующие пути её достижения. Направленная средствами адаптивной развивающей среды на дидактические цели   моторика   влияет   на   общее,   эмоциональное,   речевое   и   социальное развитие. Т.о. деятельность ребенка в  развивающей среде с Монтессори – материалом способствует   развитию  внимания,   предпосылок   возникновения   мышления, памяти,   речи,   воображения,   моторики.   Особое   внимание   уделяется   в   ней коллективным   играм   и   заданиям,  помогающим   освоить   навыки   общения,  а также   освоению   бытовой   деятельности,   что   способствует   развитию самостоятельности и социализации. Цель программы:  развитие   всех   видов   восприятия   через   целенаправленное систематическое   воздействие   на   различные   анализаторные   системы   с использованием Монтессори – материалов. Задачи: 1. Психолого­педагогическое     обследование   ребенка,   для   выявления перспективы в развитии.  2. Формирование образовательной среды для развития каждого ребенка в соответствии с его способностями и возможностями.3. Формирование   умений   замечать   и   реагировать   на   раздражители, создавать   стимулирующие   условия   для   развития   элементарного восприятия; 4. Формирование   умений   воспринимать   предметы   разной   формы,   цвета, величины. 5. Формирование   умения   выполнять   целенаправленные   действия   с предметами. 6. Вырабатывать взаимодействие между анализаторными системами; 7. Учить узнавать людей, предметы и ситуации; 8. Развитие интереса и побуждения к действиям. 9. Развивать умения выражать свои ощущения, предпочтения; 10. Формировать мотивацию к учению. Принципы коррекционно­развивающей работы: Принцип   системности  коррекционных   (исправление   или   сглаживание отклонений   и   нарушений   развития,   преодоление   трудностей   развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих  (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач. Принцип единства диагностики и коррекции  Деятельностный   принцип   коррекции  определяет   тактику   проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ребенка, в ходе   которой   создается   необходимая   основа   для   позитивных   сдвигов   в развитии его личности. Учет   индивидуальных   особенностей   личности  позволяет   наметить программу   оптимизации   в   пределах   психофизических   особенностей каждого   ребенка.   Коррекционная   работа   должна   создавать   оптимальные возможности для индивидуализации развития. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала  предполагает, чтобы   игры,   задания   и   упражнения   создавали   благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные  эмоции. Организация деятельности в кабинете Монтессори Занятия   проводятся   в   отдельном   кабинете,   где   создана   развивающая среда, два раза в неделю. Основная форма занятий групповая.  Занятия   посещают   дети,   условно   разделенные   на   группы   по особенностям   развития.   Занятия   строятся   на   основе   частой   смены деятельности, передвижении детей в пространстве комнаты. Данная форма работы наиболее оптимальна   для детей посещающих занятия, т.к. они, какправило,   расторможены,   быстро   утомляемы,   внимание   их   привлечь   и удержать не всегда возможно.  Из­за небольшой наполняемости групп(3­4 человека) каждому ребенку уделяется достаточное количество времени. В одну группу включены дети с одинаковым уровнем развития. Во время занятий следует поддерживать эмоциональную связь с детьми.   выполнять Детям   следует   помогать   соблюдать   игровые   правила, согласованные движения. Наблюдение   за   динамикой   в   развитии   ребенка   отражается   и   в индивидуальных листах наблюдения. Методика проведения занятий    Каждое занятие начинается с приветствия, которое длится 5­7 минут. Тем самым дети настраиваются  на положительную атмосферу внутри группы. Приветствие включает в себя пальчиковые игры и игры с массажным ежиком со стишками. Затем проводится разминка по продолжительности 3­4 минуты. Далее   следует   основная   часть   ­   около   10   минут,   ­   где   прорабатывается заданная тематика занятия. Завершающая часть (3­5 минут) – итог занятия. Заканчивается   традиционным   прощанием   (1   минута)   в   форме   пальчиковой игры.           В   процессе   практической   работы   допускается   сокращение   или добавление количества игр и упражнений, внесения различных дополнений в соответствии   с   потребностями   и   индивидуальными   особенностями   детей. Занятия могут быть использованы целиком, как основа работы педагога, а также проводиться в виде отдельных занятий игр и упражнений. Структура образовательно­развивающей среды Структура работы с Монтессори ­ материалом состоит из трех основных аспектов:  Презентация   (при   инициативной   роли   педагога   ребенок   остается   активно   знакомящийся   с   новым слушателем­собеседником, материалом);  Работа на «круге» (активность педагога и ребенка при планировании деятельности педагогом);  Работа с Монтессори ­ материалом   (самостоятельность детей при пассивной роли педагога. Он ведёт «Лист наблюдения» за каждым ребенком,   где   в   хронологической   последовательности   отмечает инициативность   работы,   частоту   её   смены,   законченность   в выполнении заданий, самостоятельность).       Рабочая программа включает следующие разделы:1. «Развитие зрительного восприятия» 2. «Развитие слухового восприятия» 3.«Развитие кинестетического и кинетического восприятия» 4. «Развитие восприятия формы, величины и цвета» 5. «Развитие восприятия запаха и вкуса»  6. «Развитие восприятия пространства и времени»  7. «Развитие моторики и графомоторных навыков».  Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному.   Сначала   проводится   работа,   направленная   на   расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности.  Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции   ребенка,   например:   эмоционально­двигательная   отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем формируются сенсорно ­   перцептивные   действия.   Ребенок   учится   не   только   распознавать   свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.  Содержание программы Раздел 1. Развитие зрительного восприятия Работа,   направленная   на   расширение   диапазона   воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности: ­ фиксация взгляда на лице человека; ­ фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете; ­ фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него; ­прослеживание   взглядом   за   движущимся   близко   расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад); ­прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Далее следует работа по формированию сенсорно ­ перцептивных действий:  ­ узнавание и различение цвета, формы и величины объекта; ­ сравнение и группировка предметов по одному или более признакам. Раздел 2. Развитие слухового восприятия Работа,   направленная   на   расширение   диапазона   воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности: ­   локализация   неподвижного   источника   звука,   расположенного   на уровне уха, плеча, талии; ­   прослеживание   за   близко   расположенным   перемещающимся источником звука; ­локализация неподвижного удаленного источника звука.Работа по формированию сенсорно ­ перцептивных действий:  ­соотнесение звука с его источником; ­нахождение объектов, одинаковых по звучанию; ­различение речевых и неречевых звуков. Раздел   3. восприятия   Развитие   кинестетического   и   кинетического Работа,   направленная   на   расширение   диапазона   воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности: ­адекватная   эмоционально­двигательная   реакция   на   прикосновения человека; ­адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре, вязкости; ­адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов; ­адекватная реакция на давление на поверхность тела; ­адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное), ­адекватная реакция на положение частей тела. Работа по формированию сенсорно ­ перцептивных действий:  ­различение   материалов   по   характеристикам   (температура,   фактура, влажность, вязкость); ­согласованность действий и движений разных частей тела; ­целенаправленность и выразительность движений. Раздел 4. Развитие восприятия формы, величины и цвета Работа,   направленная   на   расширение   диапазона   воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности: ­ фиксация внимания на форме предмета; ­ фиксация внимания на цвете предмета; ­ фиксация внимания на величине предмета; Работа по формированию сенсорно ­ перцептивных действий:  ­различение объектов по форме (круглый, квадратный);  ­различение объектов по величине (большой, маленький); ­различение объектов по цвету (основные цвета радуги); Раздел 5. Восприятие запаха и вкуса. Работа,   направленная   на   расширение   диапазона   воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности: ­адекватная реакция на запахи; ­адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький,   сладкий,   кислый,   соленый)   и   консистенции   (жидкий,   твердый, вязкий, сыпучий).  Работа по формированию сенсорно ­ перцептивных действий:­различение объектов по запаху;  ­узнавание продукта по вкусу; ­различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый). Раздел 6. Развитие восприятия пространства и времени Работа,   направленная   на   расширение   диапазона   воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности: ­ фиксация внимания на разных частях тела (левая, правая); ­ фиксация внимания на расположении предмета (вверху, внизу, под, над, справа, слева и т.д.); ­ знакомство с понятиями «части суток», «дни недели». Работа по формированию сенсорно ­ перцептивных действий:  ­   различение   частей   тела   (левая   нога,   правая   рука,   колено,   локоть, пятка, щека и т. д.); ­ выполнение действий по инструкции (повернуться назад,   дойти до двери, повернуть направо, дойти до окна и т.д.) ­ использование моделей частей суток, дней недели. Раздел7. Развитие моторики и графомоторных навыков Работа,   направленная   на   расширение   диапазона   воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:  фиксация   внимания   на   ощущениях   при   выполнении   упражнений пальчиковой гимнастики;  фиксация внимания на мышечных ощущениях при выполнении физических упражнений для всего тела;  фиксация внимания на мышечных ощущениях при действиях с предметами.  Работа по формированию сенсорно ­ перцептивных действий:  выполнение   действий   с  мелкими   предметами  (пуговицы,  бусины,  крупы, прищепки и т.д.); ­ выполнение действий мячом и т.д.)  использование по назначению карандаша, ручки, кисточки и т.д.  Умение   воспринимать Предполагаемые результаты освоения программы :   и   демонстрировать   двигательные, ориентировочные,   эмоциональные   и   другие   реакции   в   ответ   на тактильное,   кинестетическое,   зрительное,   слуховое,   обонятельное   и вкусовое воздействие;  Умение   координировать   работу   различных   анализаторов   (зрительно­ зрительно­акустико­моторная акустико­моторная,     моторная, координация); действий с предметом;  Умение принимать ситуацию повторения взрослым звуков, движений, Умение осуществлять  поисковую активность в игре со взрослым и с игрушкой;  Умение   устанавливать   причинно­следственные   связи   между воздействием на объект и полученным эффектом;  Умение   осуществлять   зрительный   контроль   за   действиями   рук   и движениями крупной моторики;  Умение узнавать знакомые объекты и знакомых людей и связанные с ними повторяющиеся ситуации;  Умение   принимать   сенсомоторные   игры   и   участвовать   в   играх   на ориентацию в схеме тела;   Умение наблюдать за объектами, вызывающими интерес;  Умение осуществлять доступным способом практическое исследование объектов;  Умение   выделять   функцию   предмета   и   использовать   предмет   по назначению. Для выявления  динамики развития детей по данной программе используется специальная форма регистрации результатов обследования (см. Приложение 1) Тематическое планирование Сенсорное развитие Дата Кол­во  часов № п/п  Восприятие раздражителей различной модальности 1 Тема 1 Примечание Восприятие   нажимания, давления,   прикосновения рукой Восприятие прикосновения различными   материалами, различными видами поверхностей Восприятие вибрации Изменение положения тела в   процессе   двигательного действия Смена покоя и движения   Игра «Ласковый котенок»   Игра игрушки» «Мои   «Море Игра «Жучки» Игра волнуется раз…» Игра   «Кот   и мыши» Игра   «Лимон­ банан» 2 3 4 5 6 7 8 1 1 1 1 1 1 Побуждение   пробовать   на вкус,противоположные вкусовые раздражители Обучение   дыханию   через нос, вдыхая запахи    ребёнком Игра   «В   мире запахов» Игра   «В   мире Восприятие1 1 1 1 1 1 звуков» Игра «Игрушечный концерт» Игра   «Звуки   в природе» Игра   «В   мире звуков» Игра   «Ближе, дальше» своих собственных звуков, записанных на диктофон Восприятие музыкальных игрушек звучания   Восприятие высоких/низких звуков Восприятие громких/тихих звуков шумов, Восприятие которые   приближаются или удаляются   Игра «Что это?» Привлечение   внимания   и визуальных   выделение раздражителей из фона Игра «Хоровод» Восприятие   близко расположенных   объектов, лиц, движущихся объектов Реагирование на раздражители различной модальности 1 1 1 1 1 Игра   «Жарко­ холодно» Игра   «Готовим обед» Игра «Мультяшки» Игра   «Мамочка пришла»   «Стоп­ Игра игра»   Двигательные и эмоциональные   реакции   в ответ   на   тактильные, вестибулярные, кинестетические раздражители Двигательные и эмоциональные   реакции   в ответ   на   вкусовые   и обонятельные раздражители Двигательные   реакции   в ответ   на   акустические   и зрительные раздражители Выражение ребенком своих ощущений   с   помощью напряжения/расслабления, оборонительного поведения, мимики, крика, вокализаций Стимулирование   показа желания повторить     9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 1920 21 22 23 24 25 26 27 1 1 1 1 1 1 1 1   «Наши Игра пальчики» Игра   «Повтори движение» Игра «За чаем»   «Кто Игра пришел   к   нам   в гости» Игра   «Выбери игрушку» Игра   изменилось» «Что   Игра спряталось» «Что тактильного предпочитаемую стимуляцию  Узнавание   раздражителя Узнавание вестибулярного/кинестетич еского раздражителя Узнавание обонятельного и вкусового раздражителям Узнавание акустического и зрительного раздражителя Узнавание   материала   на дальнем расстоянии Узнавание   материала   при его новом расположении в пространстве; Добавление   нового   в структуру материала (например,   в   контейнер   с песком добавлены игрушки)     Игра   «Я   и   мои игрушки»  Знакомые   действия   с новым материалом, похожим на уже известный   Взаимодействие между органами чувств 28 1 Игра   «Золотые рыбки» 29 30 31 1 1 1 Игра   «Поймай меня» Игра   «Найди меня» Игра   «Веселые колокольчики»     Пассивные движения руками   в   воде,   песке   и т.д.; Ссыпание различных материалов  (песок, горох и т.п.) на руку ребёнка Поиск иповорот головы в сторону источника звука Привлечение   внимания ребенка   к   своим   рукам, извлечение   звука   из игрушки, движение   звуковой   игрушки   рукой ребёнка32 33 34 1 1 1 Игра   «Ловим бабочек» Игра «Прятки с игрушками» Игра «Музыкальный колейдоскоп»   Совместное   со   взрослым пассивное   и   активное дотягиваниеи удары рукой   по   близко,   далеко расположенной игрушке Движения   в   сторону игрушки,   находящейся вне поля зрения ребенка Совместные с педагогом и самостоятельные действия с музыкальными игрушками, инструментами Повторение воздействия раздражителей 35 Игра «Робот» 1 36 37 38 39 1 1 1 1 Игра «Зеркало» Игра «Ветер по морю гуляет» Игра «Прятки с игрушками, предметами» Игра «Наполняем баночки, коробочки» Зрительный контроль 40 1 Игра «Ожерелье»   Совместное   с   взрослым движений   ребенка   с   стимуляция предметом, их повторения, повторение   звуков   и движений ребенка. Повторение перед   (мимических, тела) Игра   со   взрослым,   когда ребенок   или   взрослый прячется под платком  Поиск   предметов    движений зеркалом   движений спрятанных   Воздействие на объекты и обнаружение   взаимосвязи между собственными действиями   и   эффектом (толкать, бросать, нажимать   на   кнопку, сминать, открывать и т.д.) – совместное со взрослым и самостоятельное   Зрительный   контроль   за действиями в рук41 1 Игра   «Строим заборчик» Узнавание людей, предметов и ситуаций 42 1 Игра   «Отгадай кто это?» 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Игра   «Мое   и чужое» Игра   «Твое   и мое» Игра   «Делаем вместе» Игра «Кто к нам пришел?» Игра «Паровозик» Игра «Волшебный мешочек» Игра   «В   гостях у волшебногоплат очека» Игра   «К   нам приехал театр»   Игра   «Что   мы делали ­ покажем» Игра   «Сделай так» деятельности   (наполнение стаканчика,   нанизывание цепочки и т.д.) Видение и препятствий, отверстий оценка границ,           человека,   ситуации   с всех Узнавание предмета, помощью анализаторных систем Узнавание   своей   вещи (стул,   предмет   одежды, игрушка) Выбор   своей   вещи   среди других Знание своего имени, имен других,отклик   на   имя, связывание   задания   с именем   («Катя,   возьми, передай») Показ предметов/людей на расстоянии Узнавание людей и предметов Узнавание на ощупь    движущихся Узнавание на запах или на вкус     звучания Узнавание инструмента, находящегося   за   ширмой, предмета частично закрытого Обращение   внимания   на повторяющиеся,   типичные ситуация  Проигрывание,проговарива ние ситуации53 54 1 1 Игра   «В   мире голоса»   «Звуки Игра вокруг меня» срассматриванием картинки Слушание ребенком записи своего   голоса,   голосов окружающих людей Слушание   звуков   улицы, звуков природы в записи Развитие интереса к сенсорным стимулам, предметам 55 «На 1 56 57 1 1 1 58 Манипулирование предметами 59 1   «На Сенсомоторные игры (игры с телом).  Наблюдение за предметами Игра пляже» Игра   полянке» Игра «Солнечные зайчики» Игра «Подарок» Исследование предметов Формирование   зрительного внимания Игра «Послушная кукла» Игра   «Мыльные пузыри», «Разноцветный ручеек» Игра   «Я   и   мои игрушки» Игра   «Повтори за мной» Воздействие на предмет  Взаимосвязь действием и эффектом   между Повторение   действий   с предметами Новые   предметом действия с   60 61 62 1 1 1 Узнавание и понимание функции предметов 63 1 Игра   «Отгадай что спрятано» 64 65 66 1 1 1   «Мир Игра   «Из   чего это состоит» Игра вокруг меня» Игра   зачем?», помощники» «Что   «Мои Узнавание   предмета   по специфическим   признакам, по   типичным   признакам,   в различных модальностях  Выделение частей предмета Выделение   предмета  Выделение предмета    признаков   функцииЛИТЕРАТУРА: Бачина О.В., Коробова Н.Ф.   Пальчиковая гимнастика с предметами.­ М., 2006. Белая   А.Е.,   Мирясова   В.И.  Пальчиковые   игры   для   развития   речи дошкольников. – М., 2000.  ВенгерЛ.А. , Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры»  Венгер Л.А. .Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию». Галкина   В.Б.,   Хомутова   Н.Ю.  Использование  физических  упражнений   по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи // Дефектология. – 2000. ­ № 4. Галкина  Г.Г.,  Т.И.  Дубинина.  Пальцы помогают  говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. – М., 2006. Датешидзе   Т.А.  Система   коррекционной   работы   с   детьми   с   задержкой речевого развития. Санк­Петербург, 2004. Дивина   Е.А.  Обучающие   занятия   для   детей   дошкольного   возраста   с элементами методики Монтессори.­ Санкт­Петербург,2013.Кольцова   М.М.,   Рузина   М.С.  Ребенок   учится   говорить.   Пальчиковый игротренинг. – М., 2002. Косинова Е. Гимнастика для пальчиков. – М., 2000. Ленок Я.Я. Коррекционно­развивающие упражнения и игры // Дефектология. ­  2000. ­ № 5. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток.­Москва 2010. Монтессори М.Дети­другие.М.,2005. Монтессори М.  мне  это самому. М.,2005. Монтессори М. Руководство к моему методу. М.,1916. Танникова Е.Б. Монтессори­группы в ДОУ. Москва­2007. Уроки Монтессори.­СПб.:Прайм­Еврознак.­2013. Сайты Интернета http://www.montessori­center.ru/ http://www.montessori­press.ru/about_montessori/articles/ http://www.rebenok.com/info/earlydevelopment/montessory/ Приложение 1 Формы регистрации результатов обследования по программе «Развитие и коррекция сенсомоторики по системе Монтессори» Ф.И.ребенка________________________________________________ Моторный контроль Общая моторика Устойчиво сидит Устойчиво стоит с опорой Дата обследованияУстойчиво стоит без опоры Встает на четвереньки Встает на «высокие» колени Самостоятельно садится Ползает на четвереньках Встает из положения на четвереньках с опорой Поднимает игрушку из положения стоя с опорой Переступает приставным шагом с опорой Ходит с поддержкой Ходит самостоятельно Приседает на корточки из положения стоя без опоры, встает Встает с пола без опоры Бегает Бьет по мячу ногой Прыгает на двух ногах Тонкая моторика Может захватить предмет Может удержать предмет Может схватить движущийся предмет Произвольно бросает предметы Берет   мелкие   предметы   большим   и   указательным   пальцем (пинцетный захват) Аккуратно кладет предмет на поверхность Может   положить   мелкий   предмет   в   емкость   с   узким горлышком Может откручивать крышки Может собрать несколько  мелких предметов одной рукой При   рисовании   держит   карандаш   (фломастер,   мелок)   при помощи зрелого захвата (тремя пальцами) Оральная моторика Может задуть свечку или надуть мыльный пузырь, вытягивая при этом губы Артикуляция и владение голосом Издает   разнообразные   звуки,   модулируя   их   по   высоте,   по громкости, по продолжительности Внятно произносит некоторые слоги, слова из одного слога Внятно произносит основные звуки речи ИТОГОКогнитивная сфера Исследовательское поведение                     Зрительное исследование Фиксирует объект, прослеживает за его движением Рассматривает окружение Рассматривает объект  Рассматривает объект, манипулируя им Следит за собственными действиями с предметами  Наблюдает за действиями других Следит за событиями кукольного театра или видео сюжета Тактильно­кинестетические исследование Ротовое обследование Исследует предметы касанием, кроме кончиков пальцев Ощупывает предметы кончиками пальцев Исследует окружение передвигаясь Слуховое исследование Прислушивается к неречевым звукам Прислушивается к речевым звукам Прислушивается к музыке Вызывает звуки различным способом и прислушивается Слушает обращенную речь, сказки, стихи                  Неспецифические исследовательские действия Опустошает емкости, интенсивно воздействует на предметы, разбирает на части, бросает,  Воздействует одним предметом на другие Базовые когнитивные процессы Выражает удивление, когда один предмет подменяется другим (1­3 секунды закрыто) Предвосхищение событий в игровых рутинах Предвосхищение траектории движущегося объекта Предвосхищает   события   в   знакомых   книжках   (при   чтении знакомого   стишка   заранее   говорит   нужное   слово   или показывает необходимый жест) Повторяет действие, вызвавшее интересный эффект (игра типа «действие­эффект») Находит спрятанный под покрывало предмет  Находит предмет при открытомперепрятывании Реагирует на шутку (несоответствие наблюдаемого действия предвосхищаемому)  Спонтанная репрезентация опытаправильно Рассматривает   фотографию   или   картинку, ориентируя относительно себя Называет воспринимаемые предметы или действия Называет воспринимаемые качества (цвет, температура и т.д.) и чувства (боль, желание пойти в туалет и т.д.) Спонтанно   воспроизводит   (культурно­ адекватные фиксированные)   действия   со   знакомым   предметом   или изображающей его игрушкой Спонтанно   воспроизводит   пространственные   отношения   и взаимодействия предметов  (например, в игре «кормит» куклу, укладывает ее в кровать и т.п.) или изобразительных игрушек Спонтанно   воспроизводит   усвоенную   последовательность   из двух и более взаимодействий предметов или  изобразительных игрушек Невербально и вербально воспроизводит усвоенное поведение модели (другого или персонажа) Репрезентация опыта в игре с предметами­заместителями Репрезентация опыта в игре с воображаемыми объектами Репрезентация опыта в игре с двумя и более персонажами ИТОГО Когнитивная сфера (продолжение) Подражание                     Зрительно­моторное1 Повторяет отдельные движения или позы руки Повторяет отдельные движения рта, языка Повторяет выразительные движения лица взрослого Повторяет отдельные действия с предметами Повторяет отдельные движения или позы тела  Повторяет жесты с разным участием двух рук Повторяет   действия   воспроизводящие   отношения   предметов (нанизывает кольца на стержень пирамидки без учета величины колец, складывает предметы в коробку и т.п.) Повторяет   последовательности   из   двух   разных   действий   с предметом Повторяет   последовательности   из   трех   разных   действий   с предметом 1предъявление визуального стимула может осуществляться молча или в сопровождении  вокализации,  словаПовторяет   выкладывание   или   рисование   периодических последовательностей из 2­х элементов Рисует   после   демонстрации2  спонтанные   серии   однородных элементов: окружности, линии  горизонт.иверт., жирные точки Рисует после демонстрации отдельные элементы: окружность, дугу, линию  горизонт.иверт., жирную точку  Рисует   после   демонстрации   композиции   из   двух   элементов (дерево, мячик на полу, галочка, крестик) Рисует   после   демонстрации   композиции   из   трех   элементов (дерево на земле, треугольник, пуговица…) Рисует после демонстрации композиции из четырех элементов (квадрат, лицо с глазами и ртом, пуговица…)  Слухо­моторное Подражает изменению голоса Повторяет звуки, произносимые взрослым Повторяет   звукоподражательные   слова   и   междометия, произносимые взрослым Повторяет двухсложные слова  Повторяет фразы, состоящие из нескольких слов  Воспроизводит простые ритмы Выполнение заданий Конструктивные действия по образцу Собирает линейные конструкции (складывает кубики в ряд или друг на друга) Собирает нелинейные конструкции (ворота, кроватка и т.д.) Собирает разрезные картинки из 2­4 частей Собирает узор из 3–х частей одинаковой формы (треугольники)                    Репрезентация знаний о событиях Выбирает картинки, относящиеся к одному сюжету  специалист рисует на отдельном листе и через 5 сек после этого прячет его Раскладывает   картинки,   иллюстрирующие   сюжет   в   хронологической последовательности                   Сравнение, сортировка, сериация Сортировка по цвету Сортировка по форме Сортировка по величине Подбор   парного   предмета   или   парной   картинки   в   ситуации выбора Сортировка по перцептивной категории (машинки, куклы и т.п.) Сортировка по классу (еда, посуда и т.п.) 2Сериация по величине Узнавание лиц                  Счет Может пересчитывать предметы в пределах 3 ИТОГО Общение Базовые предпосылки общения Внимание   к   партнеру   (смотрит,   слушает,   ожидает,   стараясь понять, что предлагает или говорит взрослый) Сосредотачивает внимание на том, на что указывает взрослый неречевыми средствами (взглядом, указательным жестом) Переводит взгляд с лица взрослого на предмет общего интереса и   обратно   когда   взрослый   хочет   привлечь   внимание   ребенка (ответное разделенное внимание) Переводит взгляд с лица взрослого на предмет общего интереса и   обратно   когда   хочет   привлечь   внимание   взрослого (инициативное разделенное внимание) Средства общения Степень   требований   выражает   модуляцией   голоса   (тона, громкости) Предметные   сообщения   (приносит   предмет   взрослому   и ожидает определенной реакции) Указывает на предмет взглядом, указательным жестом. Рукой взрослого или подведением взрослого к предмету Отдельные лепетные и звукоподражательные слова (от 1 до 5 – 1 балл, от 5 до 10 ­ 2 балла, от 10 до 50 – 3 балла) Отдельные слова из 2 и более слогов (от 1 до 5 – 1 балл, от 5 до 10 ­ 2 балла, от 10 до 50 – 3 балла) Жесты (кроме указательного) (от 1 до 5 – 1 балл, от 5 до 10 ­ 2 балла, от 10 до 50 – 3 балла) Фразы из 2­х слов Фразы из 3­х и более слов Монолог из 2­х и более связанных предложений Понимание речевых сообщений Реагирует соответствующим образом на интонацию  Соответствующим образом отвечает на «можно» и «нельзя» Выполняет выученное действие по просьбе В   ситуации   выбора   (из   3­х   предметов)   выбирает   названныйпредмет В ситуации выбора следует инструкции из 2­х слов   («покорми куклу», если рядом есть мишка и расческа) В ситуации выбора находит предмет, имеющий одновременно 2 признака (возьми красный мяч, если рядом есть желтый мяч, красный и желтый куб) В   ситуации   выбора   следует   инструкции,   включающей относительные   понятия   («на»/«под»,   «больше»/«меньше», «выше»/«ниже», и т.д.) В правильном порядке выполняет последовательности из двух простых указаний: «Сделай то­то, потом…, потом…» В   ситуации   выбора   следует   инструкции,   включающей количественные понятия («один»/«много», «два», «три») Инициативы в общении Выражает протест, несогласие Привлекает к себе внимание Привлекает внимание взрослого к предмету Требует  повтора или продолжения  Информирует   о   физиологических   проблемах   (голод,   боль, усталость, желании в туалет) Использует   приветствие, вежливости   Просит что­либо дать Просит   сделать   что­либо   с   предметом   (помочь   одеться, покормить ложкой…) Сообщает взрослому о событиях («бах» ­ упало, «чо»­ горячо и т.д.) Просит взрослого назвать предмет Предлагает поиграть Задает вопросы «что?» Задает вопросы «где?», «когда?», «почему?» Диалог Ждет ответа после обращения Отвечает на обращение взрослого Поддерживает несколько циклов общения Поддерживает разговор с взрослым  по поводу того, что сейчас отсутствует   в   непосредственном   окружении   (было   или   что предполагается или по поводу сказок и т.п.) ИТОГО  прощание   и   другие   проявления Личностно­социальное развитиеСамосознание  Знает   своё   имя   ­   показывает   на   себя,   когда   спрашивают «где….имя?»,  Находит части тела у себя, когда спрашивают «где у….имя часть тела?»  Узнает себя в зеркале, на фотографиях Пользуется личными местоимениями 1­го лица в отношении себя (Я, мой, мне, меня…) Называет своё имя Правильно   отвечает   на   вопрос   «Ты   (имя)   мальчик   или девочка?»  Высказывает   мысли   о   своем   желании   или   нежелании «хочу…», «не хочу» Высказывает   мысли   о   своих   ощущениях   и   чувствах («больно», «холодно», «я устал», «я боюсь»…и т.п.) Рассказывает о событиях произошедших с ним  Собственность и отношения привязанности Знает   (указывает,   защищает..)   свои   вещи   (кроватку, полотенце,   горшок,   одежду,   мягкую   игрушку,   альбом   с фотографиями…и т.д.) Привязанность   к   родителям   или   другим   первичным воспитателям   (0   –   отсутствует,   1   –   выражена   только   в незнакомых ситуациях, 2 – выражена постоянно) Стремление быть рядом со сверстниками (0 – отсутствует, 1 – проявляется только в незнакомых ситуациях, 2 – выражено постоянно)  Контроль поведения Временно прекращает поведение при запрете Следует правилам поведения в присутствии взрослого Следует правилам поведения, когда взрослого нет рядом Эмпатия и навыки просоциального поведения Расстраивается, когда другой расстроен Смеется, если все смеются рядом  Заступается за другого  Старается успокоить другого   Знание и понимание других Распознает людей по полу и возрасту (младенец, мальчик­ девочка, дядя­тетя, бабушка­дедушка) Предвосхищает поведение взрослого Позиции взаимодействия с другимиНезависимости Наблюдения Подчинения Власти Принятия помощи Сотрудничества Заботы Способы аффективной регуляции и решения конфликтов Сенсорная самостимуляция Избегание Отказ от деятельности (потеря интереса) Выполнение требований другого (уступка)  Агрессия Переключение на другое интересное занятие Открытое выражение несогласия Манипуляция другими Компромиссное   решение   о   приоритетах   (сначала….. потом….) Отреагирование или разрешение конфликта в игре ИТОГОПриложение 2 ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ НА ЗАНЯТИЯХ. Пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:  способствует овладению навыками мелкой моторики;  помогает развивать речь;    развивает   психические   процессы:   внимание,   память,   мышление, воображение;  развивает тактильную чувствительность;   снимает тревожность. Набор пальчиковых игр:    1 группа ­ пальчиковые игры без предметов;    2 группа ­ пальчиковые игры с использованием атрибутики;    3 группа ­ пальчиковые игры с предметами;    4 группа – тактильные игры;    5 группа – гимнастические игры;    6 группа – творческие игры.  ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ БЕЗ ПРЕДМЕТОВ.   В   игровых   упражнениях   данной   группы   особо   важное   значение   получает игровая мотивация, так как именно она является привлекательным моментом, побуждающим   ребенка   действовать   своими   пальчиками.   Здесь   педагог рассказывает   детям   маленькие   сказочки   (можно   с   продолжением); сопровождает   действия   пальчиков   стихами,   содержащими   указания,   что нужно   делать   детям.   Все   пальчиковые   упражнения   выполняются   при непосредственном участии педагога. Игра « Мальчик­осьминожек». Пальцы     в   полусогнутом   (растопыренном)   виде   устанавливаются   на твердой поверхности и двигаются в двух направлениях: сначала от себя, потом   на   себя.   Движения   пальцев   имитируют   игру   на   пианино (последовательное   прикосновение   к   поверхности)   с   одновременным продвижением вперед­назад. Упражнение сопровождается чтением стихотворения:        «Это мальчик­осьминог,          У него так много ног.          Успевает он везде,И в учебе, и в труде.          Потому что осьминожка­          Это просто многоножка». Игра «Капуста». Что за скрип?   (сжимаем и разжимает кулаки) Что за хруст?   (переплетаем пальцы рук) Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой) Как же быть без хруста Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан). Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони) Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга) Мы капусту солим, солим…(щепотками) Мы капусту жмем, жмем(сжимаем и разжимаем кулаки). Игра «Мои пальчики». Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг, в кровать! Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул(поочередно загибаем пальчики). Тише, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди! (пальцем правой руки грозим оставшемуся пальчику) Встали пальчики. Ура!  (разжимаем кулачок). Игра «Пирожки». Быстро тесто замесили, На кусочки разделили,  на кусочки(1­2 строчки – имитируем замес теста и разделку его). Раскатали все кусочки    (раскрытыми ладонями с сомкнутыми пальцами делаем движения вперед­ назад по поверхности стола) И слепили пирожочки  (защипываем «пирожки» кончиками пальцев обеих                                                                                        рук) Пирожки с вареньем Всем на удивленье   (прикладываем ладонь к ладони, лепим «пирожки). Игра «Нарядили пальчики». Нарядили ребятки Свои пальцы в перчатки (растопыриваем пальцы обеих рук). Раз, два, три, четыре, пять – Надо всех пересчитать(поочередно сгибаем все пальцы). Десять пальцев ­ как отряд, И костюму каждый рад(сжимаем и разжимаем кулаки). Стать сильными стараются, Спортом занимаются. Игра «Разотру ладошки». Разотру ладошки сильно       (растираем ладони)Каждый пальчик покручу … (захватывают каждый пальчик у основания и выкручивающим   движением доходят до ногтевой фаланги  Затем руки я помою… («моют руки») Пальчик в пальчик я вложу…  (пальцы складывают в «замок») На замочек их закрою И тепло поберегу. Выпущу я пальчики – Пусть бегут, как зайчики  (расцепляют пальчики и перебирают ими). Игра «Поздороваемся». Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю­ Всех я вас приветствую! На первые четыре строчки пальцы одной руки по очереди «здороваются» с пальцами другой, похлопывая друг друга кончиками. На пятую и шестую строчки ладошки крепко жмут друг друга. Игра « Комарики». Дарики­дарики,   (хлопаем в ладоши) Вот летят комарики, З­з­з!  (складываем пальцы рук в щепоть) Вились, вились, (вращаем кистями рук) Вились, вились, Раз! И в ушко (носик, ручку) нам вцепились! (пощипываем малыша за ушко).                                                Игра  «Сапожник». Имитируйте движения, совершаемые при забивании гвоздей: пальцы одной руки держат гвозди, другой —  молоток.  Мастер, мастер, Помоги — Прохудились Сапоги. Забивай покрепче Гвозди — Мы пойдем сегодня В гости!                                                   Игра  «Бабушка». Бабушка очки надела И внучонка разглядела. (Изобразить большим и указательным пальцами кольца­очки.)  У стола четыре ножки, Сверху крышка, как ладошка. (Кулак, сверху ладошка.)На поляне дом стоит, Ну а к дому путь закрыт. Мы ворота открываем, В этот домик приглашаем. (Ладони расположены под углом, пальцы касаются друг друга, кончики мизинцев соприкасаются так, чтобы между ними образовалась прямая линия.Если поставить ладони горизонтально ­ получатся ворота.)                                               Игра «Стол и стул». Стоит стол на толстой ножке, Рядом стульчик у окошка. (Кулак, сверху ладошка.Затем ладошка вертикально, а кулак прижат к ладони.) Два бочонка под столом ­ Вот какой я видел дом! (Два кулака, пальцы касаются друг друга, ладони не соприкасаются.) Игра «Барашки». Захотели Пободаться Выставив Бой Долго Друг Но Разошлись, рога подняв. рано барана. свои, они. бодались, цеплялись. устав, утром два рога затеяли   друга обеду, все вдруг так   за к они                                   Ладони   обеих   рук   опущены   вниз.   Локти   разведены   в   разные   стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед,   изображая   рога   барашков.   Остальные   пальцы   прижаты   к ладоням.   Бодаться   рогами,   слегка   ударяя   согнутыми   указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки. Игра «Белка». Сидит Продаёт Лисичке­сестричке, Воробью, Мишке косолапому,  Заиньке усатому. (Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого пальца.) тележке, синичке, орешки; белка свои на                     Игра «Пароход».плывёт Пароход И пыхтит он, словно печка (Обе   ладони   поставлены   на   ребро,   мизинцы   прижаты   (как   ковшик),   а большие пальцы подняты вверх.) Игра «Коза». речке, по               рога, торчат козы У Может забодать она.  (Внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперёд, средний палец и безымянный палец прижаты к ладони и охвачены большим пальцем.) Игра «Пальчики гуляют». (Загибаем пальчики по одному) Раз, два, три, четыре, пять ("Идём" по столу указательным и средним пальчиками) Мы во двор пришли гулять. ("Лепим" комочек двумя ладонями) Бабу снежную лепили, (Крошащие движения всеми пальцами) Птичек крошками кормили, (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) С горки мы потом катались, (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой) А ещё в снегу валялись. (Отряхиваем ладошки) Все в снегу домой пришли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки) Съели суп, и спать легли. Игра «Динь­дон». Динь – динь­бом, Динь – динь­бом.(«позвенеть» у правого уха) Ходит кошка с бубенцом. Мыши сразу услыхали. (Руки к ушам.) Динь­бом, динь­бом. Быстро в норку убежали  (Бежать пальцами по столу.)  Динь­бом, динь­бом. Затворили крепко дверь  (Спрятать руки под стол.) Динь­бом, динь­бом. Не поймаешь их теперь. (Погрозить пальчиком.) Динь­бом, динь­бом.левая             и         руках   столе   будет           две   на   обеих   руки     сладко правая она ­ потянулись. приподнимаются). Игра «Ручки проснулись». Ручки лежат, на И пока что крепко спят, а теперь   одна проснулась и тихонько потянулась. (Ладонь   остается   прижатой   к   столу,   а   пальцы   приподнимаются). рука, Это Улеглась опять, отдыхать. Видно, проснулась, Вот Тоже потянулась. (Вторая ладонь лежит на столе, а пальцы приподнимаются). Теперь проснулись   Сильно­сильно (Пальцы   Большой пальчик подними. постучи. И (Поднимаются по очереди пальцы на обеих руках по одному и стучат). Тук­тук­тук, тук­тук­тук. Раздается   На Пальчик   Мы по очереди всеми. Будем И, конечно, отдыхать. киски. А теперь ­ Эй, ­ Поцарапаем Не кошки. (Пальцы   обеих   рук   вместе,   а   потом   каждая   рука   по   очереди   легко царапает стол.) нам К Начал   (Постучать стук, другой большой. слон, он. столу.) близко     громко пальцами немножко   мы,   ладоней подходите пальцами тихонько постучал     а забрался стучать.   по   на   стол                   ребята топать   мы   будем         руке   не       снова твоей           И лошадки прибежали. И (Легко постучать     копытцами кончиками     пальцев     по   стучали. столу.) Осторожны Приползали (Медленно   перебирать   легки, паучки.   пальцами   по   поверхности   стола.) ив лягушки проскакали болотце   А И убежали. (Отталкиваться сжатыми пальцами от стола, приподнимая кисти рук.) Тихо шурша, Ползет спеша. (Волнообразные движения кисти рук, подушечки пальцев не отрываются от стола.) по змейка земле не ­                                             с                   и     два, два, три, пять пять нашей домик четыре, пальчики спрятались сжимаем­разжимаем четыре, три, Игра «Домик». – Раз (из   кулака   поочередно   разгибаем   пальцы  Раз,   начиная   с   большого) гулять. Вышли (ритмично пальцы) Раз, –   начиная   с   мизинца) (по   очереди   сгибаем   пальцы   в   кулак, В опять. (ритмично сжимаем­разжимаем пальцы) Игра «Дружные ребята». группе Дружат в Девочки мальчики. (Пальцы   ритмично   сжимаются   в   «замок»   и   разъединяются) Мы подружим Маленькие пальчики. (Подушечки   всех   пальцев   одной   руки   одновременно   дотрагиваются   до пальцев другой) Раз, пять… (поочередно   соединяем   одноименные   пальцы   :   большой   с   большим, указательный т.д.) Начинай опять. (Одновременно   касаемся   подушечками   пальцев   двух   рук) Раз, пять… касание) (поочередное Мы считать. (Встряхиваем опущенные вниз кисти рук). Игра «Цепочка». Делаем   колечки,   поочередно   соединяя   большой   палец   с   остальными   на одной руке. В них попеременно продеваем такие же колечки из пальчиков другой руки.  Колечко Цепочку из пальчиков мы получаем. указательным считать   закончили соединяем, колечком четыре, четыре, тобой три, три, два, два,                           с   и     с           ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АТРИБУТОВ.В   пальчиковых   играх   второй   группы   используется   различная   атрибутика, которая повышает интерес детей к проигрыванию. Для этого используются в качестве атрибутов перчатки, на каждом пальчике которых вышиты глазки, носик,   ротик.   Наряду   с   перчатками   используются   пробки   от   флаконов   с приклеенными   или   нарисованными   лицами   человечков,   мордочками животных.  Игра «Физкультурник».       На   основания   среднего   и   безымянного   пальцев   надевают   головку человечка   на   резинке.   Средний   и   безымянный   пальцы   ­   это   ножки, указательный палец и мизинец ­ руки. Большой палец прижат к ладони.     «Физкультурник на дорожке                       Тренирует свои ножки.     Высоко их поднимает     Бодро, весело шагает.     Руки в стороны развел                                 И тихонечко пошел.     Руки вниз, затем вперед,     Прыгнул, сделал поворот.     Физкультурой заниматься      Любит маленький народ». Выполняется показ выполнения упражнения. Игра «Пять утят».   их     утят утят утят   его     плывут   мама четверо мамочке       плывёт   мама     она       вперёд, ждёт, утят назад. плывут... плывут... плывут... вперёд, ждёт,         «Улитка». сидит, утят только к       берегу Пять На Но Вернулись Четверо Трое Двое Вот На И сразу пятеро утят. Вернулись к мамочке назад. берегу один             домике   Игра В Рожки, высунув, молчит. Вот улиточка ползёт.  Потихонечку вперёд. На цветочек заползёт, Лепесточки погрызёт.Рожки В домик спряталась, заснула. в     голову   втянула,     нашей   есть   десять кошечки Игра «Котята». У Сейчас все котята по парам стоят: Два Два Два маленьких самых. И самых красивых. (Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга ­ от большого к мизинцу).   ловких,   длинных, толстых,   котят,   два       два     хитрых, Игра «Гуси». Гуси песни распевали: "Га­га­га, га­га­га."  Посидели,  поклевали, Маму с Димой пощипали: "Ха­ха­ха, ха­ха­ха!"  Но от них мы убежали. Да­да­да!                                                     Игра «Зайчик». Раз­два­три­четыре­пять,  Вышел зайчик поскакать.    Огляделся,                        Повертелся,                       Посмотрел наверх и вниз     Пробежался Забоялся....                      Где ты, зайчик, отзовись!    ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ.  Пальчиковые игры с предметами привлекательны для детей именно самими предметами.   Развивается     координация   движений,   ловкость   и   сила   рук, содружество движений и переключаемость.   Ребенок   выбирает   в   чашке   горошину   и   выполняет   следующие   Упражнение «Горошина».   манипуляции: А) кладет горошину на ладонь и раскатывает ее другой; Б) берет горошину в щепоть и катает ее между пальцами;В) катает горошину двумя пальцами (указательным и большим) под слова педагога:     «Мы горошину помнем,       О горошине споем». Г) кладет горошину на стол и катает ее по столу одним указательным пальцем. Педагог сопровождает движения словами:     «Катись, горошина, за окошко,       Катись, горошинка, к нам в лукошко.       Ты катись, горошинка, по столу,       Развлекай, горошинка, детвору». Упражнение «Вертушка». Ребенок   держит   карандаш   двумя  пальцами:   большим   и   указательным. Затем   он   начинает   плавно   вращать   карандаш   по   часовой   стрелке   и против часовой стрелки.  Выполняется показ проведения упражнения.                                                    Игра  «Мячики». (Сжимание и разжимание в ладони маленьких резиновых мячей.)  Крепко мячики сжимаем,  Наши мышцы напрягаем,  Чтобы пальцы никогда  Не боялись бы труда! Игра «Футбол». (Перекатывание мяча по столу с удержанием его сначала (на первые две строки)   между   ладошками,   затем   между   большими   пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами.) Поиграем мы в футбол                          Средний ­ точно уж герой,  И забьем в ворота гол!                           Забивает головой!  Палец большой                                       Безымянный вдруг споткнулся  За ворота ­ горой!                                   И с досады промахнулся!  Указательный ­ смельчак,                      Малыш­мизинец ­ молодец,  Забивает гол ­ вот так!                            Гол забил ­ игре конец!  Упражнение с круглой щеткой для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:          «У сосны, у пихты, елки            Очень колкие иголки.             Но еще сильней, чем ельник,            Вас уколет можжевельник.» Упражнение с решеткой для раковины. Обычно   она   состоит   из   множества   клеточек.   Ребенок   ходит указательным   и   средним   пальцами,   как   ножками,   по   этим   клеткам,стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходят» поочередно то одной, то другой рукой, двумя одновременно, говоря:  «В зоопарке мы бродили,            К каждой клетке подходили.            И смотрели всех подряд:            Медвежат, волчат, бобрят». Упражнение с пробками. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это «лыжи».   Указательный   и   средний   пальцы   встают   в   них,   как   ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:   «Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,            Мы любим забавы холодной зимы».   То   же   самое   можно   попробовать   проделать   двумя   руками     одновременно. Игры с прищепками. 1.Бельевой   прищепкой   поочередно   «кусаем»   ногтевые   фаланги   (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: «Сильно кусает котенок­глупыш, Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.) Но я же играю с тобою, малыш А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!». 2.Прищепки ­ это маленькие рыбки, а кружочек, выполненный из картона ­ это кормушка.   Малышу   надо   помочь   рыбкам   пообедать,     прикрепить   их   по периметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, Солнышку­лучики, вырезанным из картона. 3.Развешивание   прищепками.    носовых   платочков   после   стирки   и   закрепление     их «Прищеплю прищепки ловко Я на синюю (зелёную, красную) веревку».  Упражнения со счётными палочками, с бусами.  Катание мяча (теннисного) по наклонной плоскости;  Сжимание резиновых игрушек; «Комканье платка»  «Колодец» из спичек;         Упражнение «Лыжник». Упражнение   выполняется   на   гладкой   поверхности   стола,   на которой   находятся   предметы,   условно   изображающие   различные объекты (дерево, сугроб, горка и др.) . Воспитатель   дает   ребенку   две   плоские   счетные   палочки. Указательный палец и мизинец ­ это ноги лыжника, которые стоят на   лыжах   (счетных   палочках).   При   этом   средний   и   безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони.  Ребенок, не отрывая пальцы от палочек, скользящими движениями ведет лыжника по разным маршрутам.  Маршрут можно задавать в стихотворной форме: Мы на лыжах шли­шли, Мы на лыжах шли­шли,  И до дерева дошли. До сугроба мы дошли.  Дерево мы обошли. Мы сугроб обошли И дальше пошли. И дальше пошли.  Игры с пуговицами. Пуговицы   подобраны   разного   размера   и   цвета.   Из   пуговичной   мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т.д.   Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы. ТАКТИЛЬНЫЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ. Тактильные пальчиковые игры ­ это новый вид пальчиковых игр. Основная задача   тактильных   пальчиковых   игр   ­   развивать   кожные   ощущения   и мышечную активность ребенка при контакте (ощупывании) разно фактурных поверхностей.   Хотя   тактильные   пальчиковые   игры   по   своей   сути   ­   игры предметные   (так   как   проводятся   с   привлечением   предметов,   разных   по качеству своих поверхностей), их все же стоит выделить в отдельную группу. В   отличие   от   предметных   игр,   работающих   на   развитие   координации движений   рук   ребенка   и   практической   умелости   пальцев,   тактильныепальчиковые игры развивают именно ощущения, моторное (кинестетическое) чувство, восприятие. Они учат определять и узнавать, сравнивать и различать и   являются   чрезвычайно   полезными   для   общего   развития   ребенка.   Этим тактильные   пальчиковые   игры   отличаются   от   массажа   рук.   Кожные ощущения, получаемые в тактильных пальчиковых играх,­ это пища для ума, стимул для размышления о свойствах самых разных поверхностей. Игра « Платочки». Под чтение стихотворения дети проводят ручками по платочкам.       «Вот платочек гладкий­гладкий,         Ну а этот, словно в складках!         Он шершавый, жесткий даже.              Ну, кому мы их покажем?».  Игра «Прятки». Ребенок ручками достает из тазика мелкие игрушки, засыпанные фасолью.      «Кто там прячется от нас?        Кто залез в глубокий таз?        Разгребем, разроем ямку,        А потом еще одну.        Никому мы не позволим      Просто так пойти ко дну!».               Игра «Порисуем». Берется   яркий   поднос.   Тонким   слоем,   равномерным   слоем рассыпаем по подносу любую мелкую крупу. Проводим пальчиком ребенка по крупе. Получается яркая контрастная линия. Ребенку предлагается   нарисовать   линии,   фигуры   (круг,   овал,   квадрат), какие­нибудь предметы (забор, дождик, волны) и т.д.. Игра «Месим тесто». В   емкость (детское ведерко, кастрюля настоящая) горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:  «Месим, Есть    Пироги и калачи».   Будут­   в   месим   будут печи     из     тесто, место. печи Упражнение «Горячо – тепло – холодно».Ребёнок   на   ощупь   сравнивает   и   определяет   степень   нагрева   предметов (грелка – лёд – мягкая игрушка – металлическая ложка). Упражнение «Найди, из чего сделано». Ребёнок ощупывает 2 игрушки с различной фактурой поверхности, затем кусочки   материалов,   из   которых   сделаны   игрушки.   Необходимо соотносить на ощупь игрушку и материал, из которого она сделана. Игра «Бассейн для пальчиков».  В коробку насыпан горох и помещены предметы. Ребёнок опускает руки в «бассейн», находит предмет, ощупывает и называет. Игра «Чудесный мешочек». 1­й вариант.Ребёнок должен на ощупь угадать, что находится в мешочке: а) бытовые предметы (карандаш, монета, кольцо);  б) мелкие игрушки;   в) геометрические фигуры различной величины и фактуры (наждачная, бархатная бумага, плотная фольга); 2­й вариант.  Ребёнку предлагается ощупать предмет одной рукой, затем:    а) рассмотреть рисунки предметов и выбрать из них такой же;    б) нарисовать такой же предмет;   в) выбрать среди других такой же предмет одной, затем другой рукой. Игра   «Поймай   киску». Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок   с   закрытыми   глазами   определяет,   где   киска.   По   аналогии   для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика. ГИМНАСТИЧЕСКИЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ. Основная цель гимнастических  пальчиковых  игр ­ это  приучить ребенка  к исполнению   пальчиками   совершенно   определенных   движений.   Процессподготовки   к   активным   играм   со   сменой   различных   пальчиковых   позиций должен   быть   основательным   и   включать   важные   составные   элементы, лежащие в основе любой пальчиковой игры: сгибание, сжатие и соединение пальцев. Игра « Человечки». Под   чтение   стихотворения   дети   делают   движения   пальчиками,   на которые одеты куколки из шариков для пинг­понга.     «Здравствуй, здравствуй, бабушка!       Здравствуй, здравствуй, дедушка!       Приходи, чаек попьем!       Чай попьем, потом споем!».   Игра «Клювики». Под   чтение   стихотворения   ребенок   пальчиками, «клювиками» «клюет» бумажные шарики.      «Мы на ярмарке бывали        И колечки увидали:        Это ­ Гале, это ­ Нине,        Это – Тане, это – Лине,        Ну а это – для Настюши.        Все подарки вез Петруша!».   сложенными ТВОРЧЕСКИЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ. Творческие   пальчиковые   игры   укрепляют   технические   навыки   владения разными инструментами, материалами, прежде всего бумагой и пластической массой   (соленым   тестом,   пластилином,   глиной).   Основной   принцип творческих   пальчиковых   игр   –   многократные   повторы   движений   при изображении линии, элемента, получении определенного результата. Все это помогает   формировать   у   ребенка   обобщенные   представления   о   движении. Пальчики   продолжают   свою   тренировку   в   удерживании   и   ведении инструментов   и   вместе   с   этим   начинают   планомерно   упражняться   в использовании   для   преобразования   материала   (ножницы,   ножичек   и лопаточка­стека   для   работы   с   пластичной   массой).   Ведущими «исполнителями»,   конечно   же,   являются   самые   активные   пальчики   руки: большой, указательный, средний.  Игра «Полянка». Ребенок   режет   ножницами     или   рвёт   руками   бумажную   ленту   под чтение стихотворения, это будут «травинки».        «Чик! Чик! Чик!           Травинок больше!           Чик! Чик! Чик!Травинки гуще!           Чик! Чик! Чик!           Травинке лучше!». Нарезанные   «травинки» наклеиваются на альбомный лист. Это будет «полянка». Ее украшают шариками, которые ребенок получил, разрывая бумагу на кусочки и смяв ее.  Игра «Бабочки». Ребенку предлагается обвести бабочек, нарисованных на альбомном листе ­ «полянке». Затем «полянка» украшается цветочками, которых ребенок рисует пальчиками.         «Вот цветочек, вот еще!            Расцвела полянка!            Сколько бабочек слетелось            Утром спозаранку!». Работа с пластилином. Кусочки пластилина Катает наша Зина, Шарики, колбаски, И оживают сказки, Пальчики стараются, Лепят, развиваются. «Покормим птичек». «Палочки». «Лесенка». Игра «Укрась рыбку». Дети путем вдавливания украшают пуговицами тестовую основу формы рыбки.  Плавают под мостиком И виляют хвостиком. Ротик есть – не говорит, Глазки есть – но не моргают, Крылья есть – но не летают! Вот такие рыбки Игра «Медвежонок».Для игры понадобится: картон белого цвета, семена арбуза.  На картоне белого цвета нарисовать медвежонка. Предложить малышу по краям рисунка выложить арбузные косточки.  В глубокой чаще зверь живет лесной.  Дом имеет под сосной.  Любит зверь малину, мед Громко песенки поет У­у­у­у­у­у. Плетёнки Плетёнки   –   один   из   видов   деятельности,   который   применяется   для работы с детьми раннего возраста. Помимо развития мелкой моторики эта   игра   тренирует   координацию   движений,   концентрацию   внимания   и логическое мышление.  Для   работы   понадобится:   картонные   силуэты   с   отверстиями   по контуру, цветные ленточки.  Оплести игрушку лентой?  Это сделаем моментом.  Можем бабочку и мишку.  Дайте лишь рисунок, да ленточек моток.  Игра «Змейка». Расчёска с крупными зубьями и цветной шнур.  Шнур   будет   символизировать   змейку,   которая   должна   пробраться между «деревьями» в лесу, а ребёнок должен ей в этом помочь. То есть ребёнок   должен   пропустить   шнурок   через   зубья   расчёски   и   затем вытащить его.  Самомассаж кистей и пальцев рук.           Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим.В   зависимости   от   темпа   проведения   массаж   может   быть   быстрым, средним и медленным. В первом случае повышается возбудимость нервной системы.  При   медленном   массаже   она,   напротив,   снижается.  Если   приемы выполняются   в   среднем   темпе,   обеспечивается   успокаивающий   эффект.кругообразными   и   комбинированными. Любой   массаж   снимает   утомление,   повышает   физическую   и   умственную активность, вызывает легкость и бодрость.       В  пальчиковых  играх   одним   из   основных   массажных   приемов   является поглаживание.   Его   выполняют     ритмично,   спокойно,   свободно   и   легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью. Поглаживания могут быть прямолинейными,   спиралевидными,   зигзагообразными,   попеременными, продольными,   Кроме   того, применяются   щипцеобразные,   граблеобразные   поглаживания   и   просто глажение.       Другим   основным   массажным   приемом   в   пальчиковых   играх   считается растирание.   В   отличие   от   поглаживания   при   этом   производится определенное давление на поверхность и рука не скользит по ней, а как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди складку. Растирание выполняется подушечками   пальцев   или   ладонью,   а   также   бывает   зигзагообразным, спиралевидным и прямолинейным. К данному приему относятся еще и такие массажные движения, как пиление, строгание, штрихование и пересекание.       Весьма   полезным   массажным   приемом   в   пальчиковых   играх   является вибрация,   к   которой   относятся   похлопывание,   рубление,   поколачивание, встряхивание, потряхивание и т.д.   Она оказывает  сильное воздействие на нервную систему. Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.      Движения в суставах также нашли широкое применение в пальчиковых играх. Они весьма благотворно влияют на состояние опорно­двигательного аппарата. При этом в пальчиковых играх в основном используются активные движения, то есть те, которые ребенок выполняет самостоятельно. Среди них можно   назвать   движения   кистью   (сгибание   и   разгибание,   отведение   и приведение, круговые вращения) и пальцами (сведение и разведение, сгибание и разгибание).    Кроме того, в пальчиковых играх часто применяется прием разминания, при котором происходит смещение и сдавливание мышц. Его можно выполнять подушечками   пальцев,   фалангами   согнутых   пальцев,   буграми   больших пальцев, кулаком, основанием ладони.      При массаже тыльной стороны кисти следует применять прямолинейное поглаживание и граблеобразное растирание. Последний прием также можно выполнять   кругообразно   подушечками   пальцев,   зигзагообразно   основанием ладони.       В процессе пальчиковых игр большое внимание уделяется массажу самих пальцев. При этом применяется несколько видов растирания: кругообразное подушечками   пальцев,   кругообразное   ребром   ладони,   спиралевидное основанием ладони, зигзагообразные и прямолинейные «щипцы». Кроме всех перечисленных   массажных   приемов,   во   время   игр   активно   используются встряхивание и поглаживание пальцев.Самомассаж ­ один из видов пассивной гимнастики. «Помоем руки под горячей струей воды»­ движение, как при мытье рук. «Надеваем   перчатки»­   большим   и   указательным   пальцами   правой   руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь. «Засолка капусты»­ движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак. «Согреем руки»­ движения, как при растирании рук. «Молоточек»­   Фалангами   сжатых   в   кулак   пальцев   правой   руки   забивать гвозди.    «Гуси щиплют травку»­ пальцы правой руки пощипывают кисть левой.  «Пунктиры».  Подушечки   четырёх   пальцев   правой   руки   установлены   у оснований пальцев левой руки  с тыльной стороны ладоней. Движениями назад –   вперёд   («пунктирами»)   смещаем   кожу,   постепенно   продвигаясь   к лучезапястному суставу. «Пила».  Левая   рука  (кисть   и   предплечье)   лежат   на   столе   ладонью   вверх. Ребром правой ладони имитируем движения пилы по всей поверхности левой ладони.  «Утюжок». Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. «Каток». Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх – вниз по левой ладони, разминая её. «Буравчик».  Фалангами  сжатых  в кулак  пальцев  правой  руки  производим движения по типу «буравчика» на левой ладони. «Краб».  Пальцы   расставлены.   Сгибаем   указательный   и   средний   пальцы правой руки и фалангами пощипываем пальцы левой.  «Согреем ладошки». Сильно потираем руки. «Спиральки».  Каждый   палец   левой   руки   поочерёдно,   начиная   с   мизинца, кладется   на   четыре   пальца   правой   руки.   Большим   пальцем   правой   руки делаем спиралевидные движения от основания к подушечке. Упражнение с грецким орехом.    Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:         «Я катаю мой орех,Чтобы стал круглее всех». Ребенок держит в одной руке два грецких ореха и вращает их один вокруг другого. Упражнения с массажными мячиками. Ёжик,ёжик,ёжик,ёж На кого же ты похож?                  Не колючка,не иголка,    Не сосёнка и не ёлка. (Крутят мяч – «ёж» в руках.)     Игры на развитие памяти, внимания,мышления. «Грибочки по местам».  «Не ошибись».  «Подбери по цвету».  «Найди такую же»  «Разноцветные поляны»  «Собери бусы» «Цветная посуда»  «Нарядим солнышко»  «Цветные гусенички» .  «Воздушные шары»  «Спрячь мышку» «Подбери чашки к блюдцам» Игры для развития коммуникативных навыков. Игра « С лисой и зайчиком». Игра «Птички». Игра «Приходите в гости». Игра «Хохлатка». Игра «Одинаковые воздушные шары». Игра «Волшебный ларчик». Игры для развития мелкой и общей моторики рук. Игра «Прокати ­ поймай». Игра «Точно в цель». Игры с камешками. Игра «Ты утёнок, не пищи, лучше маму поищи!». Игры   с   матрешкой:«Игрушка   –   матрёшка»,   «Одноместная   матрешка», «Двухместная   матрешка»,   «Собери   матрешку»,   «Здравствуй,   красавица матрёшка!». Игры   с   тестом:   «Шлепаем   ладошками»,   «Достанем   предметы   из   теста», «Оладушки», «Оторвем кусочек теста».