Программа школьной секции по баскетболу
Оценка 5

Программа школьной секции по баскетболу

Оценка 5
Образовательные программы
doc
физическая культура
6 кл
16.02.2017
Программа школьной секции по баскетболу
Авторская разработка программы школьной секции по баскетболу.В программе описана история возникновения игры, великие имена баскетбола вошедшие в историю.На рисунке изображена площадка и указаны размеры и стандарты.Планирование учебно- тренировочного процесса и учебный план распределения часов.Предложены специальные упражнения для техники владения мячом юных баскетболистов.
программа школьной секции б.б..doc
Программа внеурочной деятельности  «Юный баскетболист» Учитель физической культуры  МАОУ СОШ № 12 г Таганрога.   C.В. Зинченко. Содержание: 1. Цели и задачи. 2. Введение. Баскетбол. 3. Планирование учебно­тренировочного процесса в группах начальной подготовки. 2.1 История баскетбола. 2.2 Великие люди говорят о баскетболе. 2.3 Площадка для игры в баскетбол. 2.4 Разновидность баскетбола, уличный баскетбол (стритбол). 3.1 Учебный план  4. Разучивание и совершенствование техники игровых действий. 5. Формирование базового атлетизма. 6. Формирование специального атлетизма. 7. Развитие скоростных способностей баскетболиста. 8. Нормативные требования физической подготовленности  9. Список литературы. 1. Цели и задачи Цели: 1. Подготовка юных баскетболистов через занятия к соревновательной деятельности. 2. Достижение уровня физической, технико­тактической, интегральной, психологической теоретической   подготовленности на начальном этапе обучения, чтобы они обладали потенциальными возможностями вырасти в баскетболистов высокого уровня Задачи: 1. Формирование знаний о способах решения двигательных задач и технико­тактических действий, о методических основах обучения, изучение и знание правил соревнований. 2. Гармоничное   физическое   развитие,   развитие   физических   качеств,   разучивание   и совершенствование   техники   и   тактики   игровых   действий,   работа   над   скоростным способностями баскетболиста, формирование базового и специального атлетизма. 3. Воспитание нравственных и личностных   качеств спортсмена, умение справляться с большим   эмоциональным   напряжением   в   соревнованиях,   поощрение   инициативы, смелости, решительности, стремления добиться победы честным путём. 2. Введение. Баскетбол В   наше   время   существует   большое   количество   разнообразных   спортивных   игр,   но   о существовании многих из них некоторые вряд ли и слышали. С уверенностью можно сказать, что это не касается баскетбола, о котором сейчас пойдет речь. Несомненно, многие подумают, что большой надобности в создания подобной странички нет. Но хотелось бы обратиться к таким читателям и сказать: "Вы только посмотрите на разнообразие представленных  нами  разделов,  неужели  это всё  вам известно?". Думаем, что каждый для себя сможет открыть для себя что­то новое из мира баскетбола, благодаря нашему ресурсу. Для   начала,   для   того,   чтобы   поглубже   уяснить,   в   чем   же заключается смысл самого названия игры, в какой стране баскетбол появился и как началось его развитие, советуем посетить раздел "С чего начинался баскетбол". Здесь нами описана подробная история развития данного вида спорта. Двигаемся дальше. Многие, наблюдая, по телевизору либо на трибунах игру в баскетбол не раз, наверное, задумывались. Почему же судья выносит то или иное решение, с которым, как правило, вы не совсем согласны. Вы, наверное, уже догадались, на что мы намекаем. Правильно! Нужно посетить раздел, посвященный правилам баскетбола. И тогда уже у вас не будет возникать сомнений в правильности судейства, а, может быть, когда­нибудь вы окажетесь на спортивной площадке в роли бегающего дяденьки со свистком в руках. Кто знает… Но   есть   и   другой   вариант   ­   стать   великим   нападающим   НБА.   И   тогда­то   вам   в действительности   придется   глубоко   задуматься   о   подобающей   игроку   такого   класса экипировке. И тут­то на помощь приходим мы. Благодаря, опубликованной нами информацией вы   без   проблем   пополните   свой   багаж   знаний,   относительно   данного   направления.   Стоит отметить, что нами размещена информация не только об одежде и обуви, но и о главном атрибуте игры, т.е. мяче. Но, естественно, не всем суждено стать великим игроком в баскетбол. В принципе ­ это правильно, ведь играя на любительском уровне, вы повышаете свое физическое состояние. А профессиональные   занятия   баскетболом   постоянно   сопровождаются   травмами   различной сложности.   Этот   нюанс   нами   также   не   упущен.   В   разделе,   главной   тематикой   которого являются травмы, вы найдете полезную информацию, во­первых, о том, какие виды травм существуют и, самое главное, что нужно делать в тех случаях, когда вы оказались в подобной ситуации. Несомненно,   на   сайте   опубликована   и   другая   информация,   не   затронутая   в   нашем вступительном   слове.   Поэтому   советуем   вам,   основательно   проштудировать,   все   разделы ресурса! Тем боле, что информация на них постоянно обновляется! 2.1 История баскетбола Кратко   о   баскетболе   можно   сказать,   что   это   спортивная командная   игра,   в   которой   игроки   забрасывают   мяч   в   "корзину", состоящую из кольца с сеткой внизу. Она находится на высоте чуть более 3 метров от пола (10 футов, 3,05 м).   Большинство попаданий оценивается  двумя  очками.  Удачные  броски  из­за полукруга  ­  6,25 метра от корзины приносят три очка. Если счет остается ничейным после двух 20­минутных периодов,   4­х четвертей по 10 минут каждая , назначаются дополнительные пятиминутки.  Родиной   баскетбола   являются   Соединенные   Штаты   Америки. Игра была придумана в 1891 году в учебном центре Христианской молодежной   ассоциации   в   Спрингфилде,   штат   Массачусетс.   Чтобы оживить   уроки   по   гимнастике,   молодой   преподаватель,   уроженец Канады,   доктор   Дисеймс   Нейсмит   придумал   новую   игру.   Он прикрепил   к   перилам   балкона   две   фруктовые   корзины   без   дна,   в   которые   нужно   было забрасывать футбольный мяч (basket ­ корзина, boll ­ мяч). Через год Д. Нейсмит разработал первые 13 пунктов баскетбольных правил. Почти первые же матчи по этим правилам вызвали и первые   их   изменения.   Болельщики   на   балконах   ловили   улетавшие   мячи   и   пытались   их забросить в корзину противника, поэтому появляются щиты, которые стали защитой корзины. Уже   в   1893г.   появляются   железные   кольца   с   сеткой.   Новая   игра   оказалась   настолько интересной и динамичной, что в 1894г. в США были изданы первые официальные правила. Баскетбол из США проникает сначала на Восток ­ Японию, Китай, Филиппины, а также в Европу,   Южную   Америку.   Через   10   лет   на   Олимпийских   играх   в   Сент­Луисе   (США) американцы   организовали   показательный   турнир   между   командами   нескольких   городов. Баскетбол был показательным также на Олимпиадах 1924, 1928 г.г. В двадцатые годы начинают активно создаваться национальные федерации баскетбола, проводятся первые международные встречи. Так в 1919г. состоялся баскетбольный турнир между армейскими командами США, Италии и Франции. В 1923г. во Франции проводится первый международный женский турнир. Участие в нем приняли команды трех стран: Англии, Италии, США. Игра завоевывает все большую популярность и признание в мире, и в 1932г. была создана Международная федерация баскетбола (FIBA). В ее первом составе 8 стран ­ Аргентина, Греция, Италия, Латвия, Португалия, Румыния, Швеция, Чехословакия. В 1935 году   Международный   Олимпийский   Комитет   вынес   решение   о   признании   баскетбола олимпийским видом спорта. В 1936г. на Олимпийских играх в Берлине в программе появился баскетбол. Почетным гостем игр был Д. Нейсмит ­ создатель этой игры. В баскетбольном турнире   участвовали   команды   21   страны.   Матчи   проводились   на   открытых   теннисных площадках.   Во   время   этой   Олимпиады   состоялся   первый   конгресс   ФИБА,   где   были рассмотрены существующие и приняты единые международные правила игры. В первой половине пятидесятых баскетбол стал терять присущую ему остроту борьбы. Потребовалось   внести   в   правила   целый   ряд   изменений   и   дополнений   для   ее   активизации. Наиболее важными из них тогда были:   введение правила 30 секунд, сейчас 24 секунды (команда, владеющая мячом, обязана в пределах этого времени бросить мяч в корзину)  расширение площади зоны, в которой игрокам нападения не разрешалось находиться более трех секунд.  Надо сказать, что баскетбольные правила уточняются и дополняются постоянно. Датой зарождения баскетбола в России считается 1906г. Место рождения ­ Петербург, спортивное   общество   "Маяк".   Гимнасты   этого   общества   создали   первые   баскетбольные команды,   затем   команды   появились   в   обществе   "Богатырь",   некоторых   других.   Но   до Октябрьской   революции   1917г.   эта   игра   культивировалась   практически   только   в   столице России ­ Петербурге. Новая жизнь баскетбола в России начинается в начале двадцатых годов. Как   самостоятельный   предмет   баскетбол   вводится   сначала   в   Главной   военной   школе физического образования трудящихся, а чуть позже ­ в Московском институте физической культуры. Выпускники этих учебных заведений стали первыми специалистами по баскетболу в нашей стране. Первым первенством страны принято считать турнир баскетболистов, состоявшийся в 1923г. на Первом Всесоюзном празднике физкультуры. В этом же 1923г. появились в СССР и первые официальные правила. Второй раз первенство СССР было разыграно в 1924г., а третьим считается турнир на Всесоюзной   спартакиаде   1928г.   Только   с   1934г.   первенство   СССР   по   баскетболу   стало проводится ежегодно. В 1940г. к СССР были присоединены страны Прибалтики. В этих странах баскетбол был традиционно силен, эти команды имели большой опыт проведения международных встреч. Школа, стиль баскетбола этих стран, несомненно, оказали большое влияние на его развитие в СССР. В 1946г. Всесоюзная баскетбольная секция была принята в члены ФИБА, а годом позже мужская сборная страны впервые приняла участие в Y первенстве Европы и стала чемпионом. На   первом   своем   чемпионате   мира   в   1959г.   мужская   команда   СССР   выиграла   все встречи,   но   ей   не   был   присужден   титул   чемпионов   мира   из­за   отказа   играть   со   страной Тайвань. Первый   женский   турнир   по   баскетболу   на   Олимпийских   играх   состоялся   в   1976г. Чемпионами олимпийских игр стали: 1976г. ­ СССР, 1980г. ­ СССР, 1984г. ­ США, 1988г. ­ США, 1992г. ­ объединенная команда независимых государств, 1996г. ­ США. Сильнейшими   баскетболистами   планеты   являются спортсмены   США.   Дважды   становилась   олимпийскими чемпионами мужская сборная СССР (1972г.,1988г.) и один раз сборная Югославии (1980г.). Все остальные победы на олимпийских   играх   с   1936г.   у   американской   мужской сборной.   Их   проигрыши   за   последнее   десятилетие   можно пересчитать   по   пальцам:   проигрыш   мужчин   на Панамериканских   играх   1987   г.,   Олимпиаде   ­   88,   Играх Доброй   Воли   1990г.   и   Панамериканских   играх   1991г., неудачи   женщин   на   Олимпиаде   ­   92   и   чемпионате   мира Сборная   команда   СССР   по баскетболу   ­   победитель   XXIV Олимпийских Игр (Сеул) 1994г. После   введения   новых   правил,   по   которым   в   соревнованиях   могут   участвовать профессионалы, к Олимпийским играм 1992г. американцы собрали в свою сборную первую коллекцию звезд Национальной баскетбольной ассоциации. Эта команда получила в Америке название   "Dream   Team"   ­   "команда   мечты".   Эта   первая   "команда   мечты"   с   Майклом Джорданом, Мэджиком Джонсоном, Чарльзом Баркли и Ларри Бердом победила на играх в Барселоне с преимуществом более, чем в 40 очков. Вторая "команда мечты" выиграла  чемпионат мира 1994г. "Команда мечты" III стала чемпионом Олимпиады ­ 96 в Атланте. Женская   баскетбольная   команда   США   после   проигрыша   на   Играх   1992г.   вернула   в 1996г. себе титул олимпийского чемпиона. Специалисты   баскетбола   считают,   что   в   будущем   приоритет   получат   игры   сложные, быстрые,   красивые.   К   таким   относится   и   баскетбол,   где   есть   главное   ­   результативность, непредсказуемость, зрелищность. 2.2 Великие люди говорят о баскетболе Баскетбол   ­   одна   из   самых   популярных   игр   в   нашей   стране.   Для   нее   характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча,   осуществляемые   в   единоборстве   с   соперниками.   Такие   разнообразные   движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.  Баскетбол имеет не только оздоровительно­гигиеническое значение, но и агитационно­ воспитательное.   Занятия   баскетболом   помогают   формировать   настойчивость,   смелость, решительность,   честность,   уверенность   в   себе,   чувство   коллективизма.   Но   эффективность воспитания   зависит,   прежде   всего,   от   того,   насколько   целеустремленно   в   педагогическом процессе   осуществляется   взаимосвязь   физического   и   нравственного   воспитания   (Белов С.,1990).  Баскетбол,   как   средство   физического   воспитания,   нашел   широкое   применение   в различных звеньях физкультурного движения.  В   системе   народного   образования   баскетбол   включен   в   программы   физического образования   дошкольников,   общего   среднего,   среднего,   профессионально­технического, среднего специального и высшего образования (Портнов Ю.М., 1997)  Баскетбол   является   увлекательной   атлетической   игрой,   представляющей   собой эффективное   средство   физического   воспитания.   Не   случайно   он   очень   популярен   среди школьников.   Закрепление   достигнутых   результатов   и   дальнейшее   повышение   уровня спортивного   мастерства   тесно   переплетаются   с   массовой   оздоровительной   работой   и квалифицированной подготовкой резервов из наиболее талантливых юношей и девушек. Такие резервы подготавливаются в детских спортивных школах (Джон Р., Вуден, 1987).  Многолетнее обучение детей требует учета особенностей их возрастного развития, и в связи с этим, тщательного подбора средств и методов учебной работы. В настоящее время имеется много   пособий,   подробно   освещающих   современную   технику   баскетбола.   В   них   изложены общие   вопросы   организации   педагогической   работы,   а   также   приведены   конкретные практические материалы, которые необходимо усваивать в определенном возрасте (Зельдович Т., Кераминас С., 1964)  Одна из важнейших задач общеобразовательной школы ­ воспитание у детей потребности в   повседневных   занятиях   физическими   упражнениями.   Решение   этой   задачи   требует   от учителя физической культуры настойчивости, творчества, много умений и знаний. И прежде всего, надо уметь строить на только свою деятельность, но и деятельность учеников на уроке. Причем так, чтобы она имела свое соответствующее продолжение в форме самостоятельных занятий в домашних условиях с целью физического самосовершенствования. А для этого, в первую очередь, надо знать реальные возможности своих воспитанников (Туркулов Б.Н., 1993) Разнообразие   технических   и   тактических   действий   игры   в   баскетбол   и   собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений школьников, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные   двигательные   действия   игры   в   баскетбол   и   сопряженные   с   ним   физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры (Кофман Л.Б., 1998). 2.3 Площадка для игры в баскетбол 2.4 Уличный баскетбол (стритбол) Некоторые   любители   решили   на   основе   баскетбола   сделать   игру   под   названием “streetball”. Также практически как спорт появился уличный баскетбол. В мире есть большое количество игр с мячом, о которых молодежь России имеет смутное представление. А между тем, за рубежом, эти игры весьма популярны и имеют длительную историю. Во   многих   американских   фильмах   вы   можете   увидеть   огражденную   высокой   сеткой асфальтированную площадку, с одиноким баскетбольным щитом. На ней, подростки играют в игру, напоминающую баскетбол. Эта популярная игра носит название стритбол, или уличный баскетбол.  Стритбол, или уличная игра в мяч, сходная с баскетболом получила свое развитие в бедных   негритянских   кварталах   крупных   городов   Соединенных   штатов.   Уличный   аналог баскетбола, получивший название стритбол играется между двумя командами, состоящими из трех полевых игроков и одного запасного. Матч проводится на площадке, равной по площади половине стандартной баскетбольной площадки и в игре используется одно кольцо.  Правила стритбола несколько отличаются от баскетбольных правил тем, что игра идет в более жестком варианте.  Успех в стритболе достигается не использованием роста игроков, а хорошо продуманной тактикой   игры   и   виртуозным   владением   мячом.   Такой   демократизм,   сделал   стритбол необычайно популярным во многих странах мира, в том числе России и Голландии. Нужно   отметить,   что   наряду   с   традиционным   стритболом,   в   Голландии   активно культивируется еще одна вариация баскетбола, получившая название  корфбол.  Корфбол  ­ игра более демократичная, чем стритбол, так, как играть в команде могут одновременно и юноши   и   девушки,   а   правилами   полностью   запрещены   контакты   и   силовые   элементы.   В Голландии  создана федерация корфбола, основной задачей которой является продвижение корфбола   в   олимпийские   виды   спорта.   Вполне   возможно,   что   спустя   десяток   лет,   на очередных Олимпийских играх, будут играть в стритбол или корфбол. 3. Планирование учебно­тренировочного процесса  Важнейшим   плановым   документом   является   программа.   В   ней   чётко   должны   быть выражены   конечные   результаты   –   определённые   количественные   показатели,   по   видам подготовки для каждого года обучения. На этой основе программируется процесс подготовки баскетболистов   на   определённый   промежуток   времени,   направленный   на   достижение намеченных результатов. Основной принцип учебно­тренировочной работы в группах– универсальность. Исходя   из   этого,   для   групп   начальной   подготовки   ставятся   следующие   задачи: укрепление и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности, укрепление опорно­двигательного аппарата, развитие быстроты, гибкости, ловкости.   Обучение   основам   техники,   начальное   обучение   основам   техники,   начальное обучение   тактическим   действиям,   приучение   к   игровой   обстановке,   привитие   стойкого интереса к занятиям баскетболом,  выполнение нормативных требований по видам подготовки, участие в соревнованиях. Особое   внимание   в   первом   и   втором  году   обучения  уделяется   общей   и   специальной физической   и   технической   подготовке   баскетболистов.   Однако,   в   зависимости   от   этапов подготовки,   удельный   вес,   физической,   технической,   тактической   и   соревновательной подготовки значительно меняется. Если в начале года основное внимание уделяется физической подготовке, то в середине года наблюдается увеличение количества часов в недельном цикле на другие виды подготовки. Второй год обучения, в отличие от первого, характеризуется некоторым уменьшением времени,  отводимого  на занятия  общей и  специальной  физической  подготовкой,  в связи с увеличением количества часов на тактическую подготовку. Необходимо   отметить,   что   во   второй   половине   года,   на   техническую   и   тактическую подготовку уделяется больше времени, чем на физическую. Планирование распределения объёмов компонентов тренировки по периодам и этапам годичного   для   групп   начальной   подготовки   способствует   созданию   фундамента   на   основе общей   физической   подготовки   для   развития   специальной   физической,   технической   и тактической подготовки. 3.1 Учебный план . Содержание занятий Теоретическая подготовка Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка Техническая подготовка Тактическая подготовка Контрольные игры, соревнования № п/п 1. 2. 3. 4. 5 6. Количество учебных часов в год 3 22 14 22 22 20 7. Сдача контрольных нормативов 2 Итого часов:………………………………………………………………………105 В   современном   баскетболе   комплексно   реализуются   динамическая   сила,   быстрота взрывного и скоростного характера, скоростно­силовые качества. За счёт повышения уровня этих   качеств   баскетболисты   успешно   выполняют   перемещения,   остановки,   ускорения   и прыжки. Комплексное развитие перечисленных качеств в секции баскетбола носит характер атлетической подготовки. Упражнения   атлетического   характера   выполняют   на   учебно­тренировочном   занятии после бега и ОРУ в быстром темпе с отягощениями и без них. Когда скорость атлетических упражнений   снижается,   их   рекомендуется   прекращать.   Между   сериями   отдых   до   полного восстановления, так как это необходимо для совершенствования нервно­мышечного аппарата. Для гармоничного развития в одном занятии нагружают все основные группы мышц, начиная с мышц рук и плечевого пояса, а затем мышцы туловища и нижних конечностей. Примерные упражнения для формирования базового атлетизма: И.п.   –   стоя,   ноги   на   ширине   плеч,   попеременное   ли   одновременное   поднимание отягощений  одной   или   двумя  руками.   Скрестные    движения   двумя  руками   перед  грудью. (Масса   отягощений   составляет   15­35%   от   максимально   допустимой,   каждое   упражнение выполнять 10­15 раз в одной серии); И.п. – лёжа в упоре с поддержкой партнёра за ноги. Разгибание рук, отталкиваясь от пола; тоже с хлопком после отталкивания; продвижение вперёд за счёт отталкивания кистями и разгибания рук; (То же самое, но проводить в соревновательной форме); И. п. – лёжа на спине, руки за голову. Поднимание туловища с поворотом и касанием локтем противоположной стороны пола; И. п. – вис на перекладине. Подтягивание коленей к груди; поднимание прямых ног до положения «прямой угол»; поднимание прямых ног выше головы, касаясь перекладины; то же, касаясь ногами перекладины слева и справа от себя; И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки с отягощением за головой. Глубокие приседания на двух ногах, не отрывая пятки от пола; выпрыгивание и приземление в глубокий присед. И. п. – стоя боком к гимнастической скамейке. Прыжки через скамейку на одной и двух ногах с продвижением вперёд; И. п. – то же самое. Прыжки через скамейку на быстроту, с отягощением и из глубокого приседа. Специальная   атлетическая   подготовка   даёт   возможность   успешно   выполнять   игровые действия   в   условиях   активного   сопротивления   защитников.   Упражнения,   сходные   по двигательным   структурам   с   соревновательными   действиями,   выполняют   в   динамическом режиме.  Они направлены  на развитие  быстроты и силы  сокращения мышц, участвующих  в выполнении   приёмов   игры.   В   упражнениях,   направленных   на   развитие   быстроты,   масса отягощений  составляет 15­30% от максимально  возможной для данного ученика.  Развитие динамической   силы   и   наращивание   мышечной   массы   рекомендуется   проводить   в подготовительном периоде, когда нет соревнований, масса отягощений составляет 80­85% от максимально   возможной,   количество   повторений   в   одном   подходе   –   8­10.   количество подходов   –   3­6.   Скорость   выполнения   этих   упражнений   средняя,   но   надо   стремиться выполнять их как можно быстрее. Примерные упражнения для формирования специального атлетизма: Передвижение приставными и скрестными  шагами в баскетбольной стойке с  отягощениями на плечах; Выпрыгивание из приседа с доставанием одной и двумя руками специальных отметок,  щита, сетки, кольца. Выполнять на быстроту до потери скорости. Выпрыгивание с  отягощением на плечах. Выполнять до «отказа»; Выпрыгивание из приседа с забрасыванием мяча в кольцо. После ловли приземляться в присед и касаться мячом пола. Броски выполнять с отскоком от щита, поочерёдно с двух сторон от корзины, с дистанции 1м; Передачи двумя руками от груди с места набивных мячей. Акцентировано выполнять движения кистями, «выстреливая» мячом. Выполнять в парах на быстроту за 20(30) секунд; в тройках двумя мячами через одного игрока сериями до «отказа»; Передача двумя руками от груди вверх набивных мячей, «выстреливая» их как можно  выше; Встречные эстафеты с передачами двумя руками от груди и одной от плеча набивных мячей. Изменять массу мячей и дистанцию эстафет. Перемещаться во встречные колонны или обегать их, возвращаясь в свою колонну различными способами: приставными, скрестными шагами в баскетбольной стойке, прыжками на одной двух ногах, выполняя кувырки на матах; Подвижные игры «Всадники», «Пятнашки» в приседе, с прыжками на одной и двух ногах, п/игра «Бегуны и скакуны» и другие. Специфика   соревновательной   деятельности   в   баскетболе   предъявляет   высокие требования к развитию скоростных способностей игроков, так как большинство технических и тактических   приёмов   по   характеру   действий   относятся   к   группе   скоростных   упражнений. Проявление   быстроты   движений   у   баскетболистов   зависит   от   быстроты   реакции,   высокой стартовой и дистанционной скорости. Примерные упражнения для развития быстроты двигательной реакции: Двигательная   реакция   –  это   действие   спортсмена   в   ответ   на   определённый раздражитель осуществляется по схеме: сигнал – восприятие – оценка – ответ действием. Упражнение 1. Старт по сигналу (свистку, команде «Марш», хлопку в ладоши) из основной стойки  баскетболиста а) лицом вперёд; б) спиной вперёд. 2. Бег спиной вперёд. По сигналу выполнить поворот на 180 градусов и стартовый рывок  на 5м 3. Прыжки с поднятыми вверх руками: а) на месте; б) с продвижение вперёд. По сигналу – стартовый рывок 5м. Примерные упражнения для развития стартовой скорости: Стартовая   скорость   –  это   реализованная   способность   как   можно   быстрее   набрать максимальную скорость. Упражнения 1. Стартовые ускорения из различных исходных положений. 2. Бег 5, 10, 15, 20, 30м с хода на время. 3. «Бег на одной ноге» 10, 14, 20м: а) на время; б) на выигрыш («Кто быстрее»). 4. Рывки на 10­15м к неподвижному или катящемуся мячу с последующим броском мяча в баскетбольную корзину. 5. Бег   «змейкой»   поочерёдно   лицом   и   спиной   вперёд,   обегая   поворотных   стоек, расположенных друг от друга на расстоянии 5м. После прохождения последней стойки поворот на 90 градусов и стартовый рывок. 6. Бросок мяча вперёд­вверх с выполнением стартового рывка, стараясь догнать его и поймать летящий мяч. 7. По сигналу бег от центральной линии баскетбольной площадки до щита, три прыжка с касанием щита и стартовый рывок до центральной линии. Скоростная   выносливость   –  это   способность   как   дольше   удерживать   достигнутую максимальную скорость. Оптимальное время выполнения упражнений с направленностью на развитие скоростной выносливости не более 20­22 секунд. Упражнения выполнять сериями. Количество повторений в одной серии – 3­5 раз. Время отдыха между повторениями – 2­3 минуты, сериями – 4­6 минут. Упражнения  1. Повторный бег с максимальной скоростью 5х50м при незначительном интервале отдыха между повторениями (не более 2 минут). 2. Бег 80м +100м + 120м +100м +80м с околопредельной и максимальной скоростью. 3. Челночный   бег   10х10м;   7х14м;   4х28м   (на   время);   с   использованием   линий баскетбольной разметки.  4. Непрерывный   бег   с   максимальной   скоростью   от   лицевой   линии   до   ближней   линии штрафного броска и обратно к лицевой линии – бег до центральной линии и обратно к линии   штрафного   броска   –   бег   до   линии   штрафного   броска   на   другой   половине площадки и обратно к центральной линии – бег до лицевой линии и обратно к другой лицевой линии. 5. Челночный бег с поочерёдным передвижением лицом и спиной вперёд. Баскетбольная площадка делится на пять равных отрезков по 5,6м. Старт с лицевой линии. Бег лицом вперёд – 11,2м. обратно бег спиной вперёд – 5,6м, снова бег лицом вперёд – 11,2м, обратно бег спиной вперёд – 5,6м и т.д. Финиш на противоположной лицевой линии. 6. Непрерывный  бег от одного баскетбольного щита до другого 5 раз  с обязательным касанием его рукой в прыжке. 7. Бег на отрезках: 2х5,8м – 2х14м – 2х22,2 – 2х28м Примерные упражнения на быстроту торможения: В двигательных действиях баскетболистов есть специфическое проявление скоростных способностей –  быстрота торможения,  когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно  остановиться, или начать движение в другом направлении или переключиться на другое действие. Упражнения 1. Бег с изменением скорости: после рывка быстро остановиться (по свистку, хлопку в ладоши, обусловленному сигналу), затем вновь выполнить рывок и т.д. 2. Бег  в  различных  направлениях  в  максимальном   темпе  с внезапными  остановками   и выполнением   различных   заданий   (например,   прыжок   вверх,   назад,   вправо,   влево, приседания). 3. Бег с ускорением, поворот на 180 или 360 градусов, бег с ускорением. 4. Челночный бег 6х7м с переносом баскетбольных мячей с одной линии на другую. 5. Бег   с   максимальной   скоростью,     подлезая   по   ходу   движения   под   различными препятствиями (л/атлетический барьер, обруч, верёвка, резиновая лента, натянутая на высоте 80 – 100см, и т. д.). 6. Бег с максимальной скоростью по треугольнику. 7. Бег   с   максимальной   скоростью   между   пятью   поворотными   стойками.   Меняя направление движения – «конверт». Примерные скоростные упражнения для совершенствования скоростной техники Скоростные способности лучше всего совершенствовать вместе с выполнением игровых приёмов. Тогда появится так называемая игровая скорость, которая проявляется в быстроте передач мяча, ведения и обводки, выполнения элементов быстрого прорыва и прессинга. Упражнения 1. по сигналу быстро выполнить передачу мяча от груди или из­за головы партнёру, или в стену. 2. Переводы мяча с руки на руку вокруг туловища (на месте и в движении). По сигналу быстро   осуществить   передачу   мяча   партнёру,   выполнить   стартовый   рывок   5­7м, получить мяч от партнёра. 3. Передачи  мяча  с  продвижением   игрока  вдоль  боковых   линий  площадки.  Игроки  из колонн быстро бегут вдоль площадки, выполняя передачу и ловлю мяча без остановки – взаимодействуя с партнёрами, стоящими на боковых линиях. 4. На   расстоянии   3­5м   от   линии   старта   напротив   каждого   игрока   кладут   по баскетбольному  мячу. Игроки занимают  различные и. п. на старте: стоя лицом или спиной к направлению движения, в упоре присев, в седее и др. По сигналу стартовый рывок к мячу , быстро взять мяч и выполнить скоростное ведение. 5. Подбросить мяч над собой, поймать его в прыжке и выполнить скоростное ведение мяча. Целесообразно,   в   структуре   одного   занятия,     развитие   скоростных   способностей планировать   и   проводить   в   начале   основной   части,   пока   не   наступило   утомление.   Число повторений того или иного упражнения лимитируется началом снижения скорости выполнения двигательных   действий.   Дальнейшая   работа   на   фоне   утомления   для   роста   скоростных способностей неэффективна. Разучивание и совершенствование техники игровых действий: В секции баскетбола приёмы игры разучивают до формирования устойчивого навыка. Отдельные приёмы игры объединяют в игровые действия. Изучают приёмы защиты и защитные действия. Приёмы нападения совершенствуются в условиях сопротивления защитников. Это способствует вариативному выполнению игровых действий нападающего и защитника. Примерные упражнения на совершенствование техники перемещений: 1. Передвижения   приставными   и   скрестными   шагами   боком,   спиной   вперёд,   чередуя способы   и   направления   движения.   Игра   «Тень».   Один   игрок   (водящий)   выполняет перемещения   различными   способами,   другой   повторяет   их,   сохраняя   дистанцию вытянутой руки от водящего. 2. Бег   с   изменением   направления   движения   по   кругам   и   зигзагом.   Защитник противодействует нападающему. Он чередует бег приставными и скрестными шагами с поступательным бегом, передвигаясь спиной вперёд и боком. Задача нападающего – прорыв   к   щиту.   Задача   защитника   ­   препятствовать   прорыву,   пытаясь   опередить нападающего, встать на пути его движения. 1. «Пятнашки»   с   защитником   без   мяча   и   с   ведением   мяча.     Защитник   убегает   от нападающего, находясь к нему лицом. Нападающий без мяча или ведёт мяч старается «запятнать» защитника коснувшись его спины. Примерные упражнения на совершенствование техники передач: 1. Передачи мяча в сочетании с остановками и поворотами. Игрок выбегает из колонны, ловит мяч с остановкой и выполняет передачу с места пасующему. После передачи он выполняет поворот на опорной ноге для возвращения в свою колонну. (По заданию выполнять   повороты   вперёд   и   назад.   Все   приёмы   выполнять   слитно:   ловля   мяча   с остановкой, Передача с поворотом, поворот с началом движения). 2. Передачи   мяча   в   движении:   передвижения   приставными   шагами   у   обоих   игроков, сочетая   передачи   с   двухтактным   ритмом   работы   ног;   один   игрок   движется приставными  шагами, другой  обычным бегом; передачи мяча в движении  после его ведения во встречных колоннах, после ведения правой рукой мяч ловят и передают его с шагом левой ногой и наоборот. 3. Уходы   с   места   с   ведением   мяча   и   после   передачи   его   в   движении   во   встречных колоннах. Уход с разноимённой координацией,  для ведения правой рукой начинать с шагом левой ногой. Ловить мяч и начинать передачи после ведения с шагом левой ноги. Уход и для ведения левой рукой сочетать с ловлей и передачей одновременно с шагом правой ноги. Примерные упражнения на совершенствование ведения мяча: 1. Ведение   мяча   с   изменением   высоты   и   направления   отскока.   Переводить   мяч   перед собой с одной руки на другую со снижением высоты отскока. Сохранять контроль над мячом, опуская предплечья сопровождая мяч кистью. 2. Рывки после перевода мяча перед собой. Одновременно с переводом мяча выполнять рывок, посылая мяч вперёд другой рукой, на которую переведён мяч. 3. Атака   после   перевода   мяча   перед   собой.   Рывки   после   перевода   мяча   перед   собой заканчивать броском мяча в кольцо. Примерные упражнения на совершенствование броска в движении: 1. Игроки   с   ведением   мяча   двигаются   от   середины   боковой   линии   и   поочерёдно выполняют броски одной рукой от плеча в движении с отскоком от щита. Броски мяча после выходов, получая мяч из под щита или из углов площадки. 2. Накрывание   броска   в   движении.   Нападающий   ведёт   мяч   по   наружным   границам площадки,   защитник   двигается   рядом   внутри   площадки.   Нападающий   выполняет двухтактный ритм движения ног и выносит мяч вверх, имитируя бросок. Защитник учится своевременно выпрыгивать и касаться мяча рукой, ближней к нападающему. 3. Нападающий   ведёт   мяч   через   середину   зала.   Он   переводит   его   перед   собой одновременно с рывками и атакует корзину. Защитник пытается выбить мяч во время ведения или накрыть его во время броска. Игра один на одного. Примерные упражнения на совершенствование бросков с места: 1. Броски   с   места   сериями   по   5,   10   и   15   раз   подряд.   Первый   игрок   бросает   мяч   с разгибанием ног вверх. Второй игрок ловит отскочивший мяч и выполняет передачу для броска. 2. Броски с места после выходов и остановок. Три игрока поочерёдно выполняют броски с места после Выхода и остановки. Первый игрок после броска подбирает свой мяч и направляет его второму игроку (пасующему). Пасующий передаёт мяч третьему игроку, который выполняет выход для броска. 3. Бросок или проход. Нападающий с мячом за трёхочковой линией. Он может атаковать корзину броском с места или проходом, приземлив мяч не более одного раза. Защитник пытается блокировать бросок с места или накрыть мяч во время броска в движении. Игра один на одного. Примерные упражнения для обучения основам тактики игровых действий: Знания о тактическом назначении приёмов игры у юных баскетболистов формируется во время обучения технике. Умения применять способы и разновидности приёмов разучиваются и совершенствуются в упражнениях с тактической направленностью. 1. Совершенствование тактики передач. В группах по 4­6 человек игроки рассчитываются по   порядку.   Они   произвольно   перемещаются   по   площадке   и   выполняют   передачи, которые   соответствуют   дистанции   между  игроками.   Мяч  передают   очередному     по расчёту игроку. Количество мячей на группу постепенно увеличивается. Два игрока выполняют   передачи   с   места   различными   способами.   Третий   игрок   поочерёдно сближается с передающим и пытается перехватить мяч. 2. Выходы с атакой корзины. Нападающий выполняет выходы под щит для получения мяча  и  броска  с близкого  расстояния  или   броска  с  дистанции.  Пасующий  стоит  за лицевой линией, защитник между пасующим и нападающим, противодействуя выходу нападающего под щит и пытаясь блокировать его бросок с места. 3. Передал ­ выходи. Два игрока против одного (защитника) совершенствуют передачи и выходы  на  свободное   место.  Защитник  противодействует   им,  выбирая  позицию  для перехвата мяча. 4. Нападение «передал – выходи». В играх двое на  двое, трое на трое и пятеро на пятеро игроки взаимодействуют в нападении, сочетая передачи и выходы. Выходы выполняют под щит для завершения атаки с близкого расстояния или на позицию для броска с дистанции. 5. Нападение после заслона. Постановка препятствия для защитника называется заслоном. Передвигаясь по площадке без мяча или с ведением его, нападающий подбегает так близко к игроку своей команды, что защитник теряет возможность его опекать. Заслоны можно выполнять на месте, в движении игроков, с мячом или без мяча. 6. Заслон на месте. Два нападающих атакуют корзину. Один из них передаёт мяч другому, который стоит на месте. После передачи первый наддающий передвигается за мячом и подбегает так близко к нападающему с мячом, что защитник теряет возможность его опекать. Получив мяч из рук в руки, первый нападающий завершает атаку ведением и броском в движении. 7. Заслон в движении. Два нападающих атакуют корзину. Они двигаются навстречу друг другу. Один из них ведёт мяч и останавливается в 2 м от другого нападающего без мяча, который наводит на него своего защитника. Получив мяч из рук в руки, второй нападающий завершает атаку ведением и броском в движении.  8. Взаимодействие защитников. Проскальзывание. Нападающие двигаются навстречу друг другу и выполняют заслон «наведением». Чтобы не потерять нападающего и избежать заслона, защитники отступают на шаг назад и продолжают опекать своих нападающих. 9. Переключение.   Нападающие  двигаются  навстречу  друг другу  и  выполняют   заслоны. Защитники не имея возможности опекать своих наддающих, переключаются и берут под опеку других нападающих. 10. Нападение быстрым прорывом. После овладения мячом в защите игроки организуют стремительное нападение. Они стремятся обогнать защитников  и создать численный перевес в заключительной фазе атаки. Атака может выполняться одним, двумя и тремя игроками. 11. Позиционное нападение. Базовым элементом является передача игроку, выходящему на позицию   для   завершения   атаки.   Многократные   передачи   указанным   способом   в треугольниках, квадратах, в колоннах. Позиционное нападение против зонной защиты. 12. Зонная защита. Главным элементом является перемещение защитников в зону, которая осталась свободной, из которой может быть атакована корзина. 8. Последовательность изучения технических и тактических  элементов баскетбола Программный материал Повороты в движении Сочетание способов передвижения. Сочетание способов передвижения с изученными  техническими приёмами. Ловля мяча двумя руками с низкого отскока  Ловля мяча одной рукой на уровне груди Ловля мяча при встречном движении Ловля мяча при поступательном движении Передача мяча одной рукой от плеча Передача мяча одной рукой сверху  Передача мяча одной рукой через всю площадку Передача мяча изученными способами при встречном движении Передача мяча изученными способами при поступательном движении Бросок мяча одной рукой сверху в движении Бросок двумя руками снизу в движении Бросок мяча одной рукой сверху в прыжке Штрафной бросок Ведение мяча с изменением высоты отскока  и скорости передвижения Обводка противника с изменением высоты отскока Обводка противника с изменением скорости передвижения Обводка противника без зрительного контроля Ведение мяча с асинхронным ритмом движений руки с мячом и ног Финт на рывок Финт на бросок Финт на проход Сочетание способов передвижения с техническими приёмами игры в защите Выбивание мяча при ведении впереди Накрывание мяча спереди при броске в корзину Перехват мяча при ведении Выбор места на площадке с целью наиболее наилучшего взаимодействия с партнёрами по  команде Действия без мяча Действия с мячом Применение изученных способов ловли в зависимости от расположения и действия  защитников Применение изученных способов передач и их сочетание с финтами в зависимости от  действия противника и расстояния до него Применение изученных способов ведения мяча в зависимости от противодействия защитника Выбор способа броска мяча в корзину в зависимости от расстояния от неё Взаимодействие двух игроков с заслонами Групповые взаимодействия в системе быстрого прорыва Позиционное нападение с применением заслонов Быстрый прорыв длинной передачей мяча к щиту противника и вдоль боковой линии Противодействия при бросках мяча в корзину Выбор момента для применения выбивания, перехвата мяча при ведении Действия одного защитника против двух нападающих в системе быстрого прорыва Взаимодействия двух игроков – «отступания», «проскальзывания». Взаимодействие двух игроков – «переключение» Организация командных действий против применения быстрого прорыва Личная система защиты 10. Список литературы 1. Железняк Ю.Д., Водянникова И.А., Гантов В.Б, Жданов С.В. Система планирования и комплексного контроля в детско­юношеских школах по  баскетболу. Учебное пособие. М., 1982. 2. Е.Н. Литвинов, М.Я. Виленский, Б.И. Туркунов Программа физического воспитания учащихся I­XI классов, основанная на одном из видов  спорта (баскетбол). Москва «Просвещение», 1992. 3. Главный редактор А.В. Комаров Научно­методический журнал «Физическая культура в школе», 2008, №1;2.

Программа школьной секции по баскетболу

Программа школьной секции по баскетболу

Программа школьной секции по баскетболу

Программа школьной секции по баскетболу

Программа школьной секции по баскетболу

Программа школьной секции по баскетболу

Программа школьной секции по баскетболу

Программа школьной секции по баскетболу

Программа школьной секции по баскетболу

Программа школьной секции по баскетболу

Программа школьной секции по баскетболу

Программа школьной секции по баскетболу

Программа школьной секции по баскетболу

Программа школьной секции по баскетболу

Программа школьной секции по баскетболу

Программа школьной секции по баскетболу

Программа школьной секции по баскетболу

Программа школьной секции по баскетболу

Программа школьной секции по баскетболу

Программа школьной секции по баскетболу

Программа школьной секции по баскетболу

Программа школьной секции по баскетболу

Программа школьной секции по баскетболу

Программа школьной секции по баскетболу

Программа школьной секции по баскетболу

Программа школьной секции по баскетболу

Программа школьной секции по баскетболу

Программа школьной секции по баскетболу

Программа школьной секции по баскетболу

Программа школьной секции по баскетболу

Программа школьной секции по баскетболу

Программа школьной секции по баскетболу

Программа школьной секции по баскетболу

Программа школьной секции по баскетболу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2017