Программа специализированного класса художественной подготовки
Оценка 4.9

Программа специализированного класса художественной подготовки

Оценка 4.9
Разработки курсов
doc
изобразительное искусство
10 кл—11 кл
29.01.2017
Программа  специализированного класса художественной подготовки
Программа класса «Технической эстетики» предназначена для специализированного класса художественной подготовки средней общеобразовательной школы. Настоящая программа направлена на развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельную творческую деятельность в области изобразительного искусства и дизайна, на развитие творчески мыслящей личности, художественное начальное образование, а также привитие любви к искусству, творчеству и ко всему прекрасному. Сегодня трудно найти какую – либо сферу деятельности человека, так или иначе не связанную с дизайном, поскольку дизайн необходимо рассматривать как культурную потребность общества. Это не просто культура восприятия, а определенный уровень проектного мышления, который характеризует степень нравственного, духовного и профессионального развития личности.
программа дизайн - класса.doc
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» г. ТАРКО – САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА ЯНАО Обсуждена на  заседании         методического совета МБОУ «СОШ № 1» «____»_________2016 УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «СОШ № 1» ______________ Т.С. Дойникова класса художественной подготовки учителя изобразительного искусства – Дитюк Натальи Анатольевны г. Тарко – Сале                                 Программа обучения   класса художественной подготовки                                                «Техническая эстетика» Пояснительная записка Прекрасное  не может быть познано,  его необходимо чувствовать или создавать. И. – В. Гете Программа класса «Технической эстетики» предназначена для специализированного класса  художественной подготовки средней общеобразовательной школы. Настоящая программа направлена на развитие творческих способностей учащихся, их  самостоятельную творческую деятельность в области изобразительного искусства и дизайна, на  развитие творчески мыслящей личности, художественное начальное образование, а также привитие  любви к искусству, творчеству и ко всему прекрасному. Сегодня трудно найти какую – либо сферу деятельности человека, так или иначе не связанную с  дизайном, поскольку дизайн необходимо рассматривать как культурную потребность общества. Это не просто культура восприятия, а определенный уровень проектного мышления, который характеризует  степень нравственного, духовного и профессионального развития личности. В последнее время появились новые тенденции в развитии дизайна не только как профессии, но и как учебной дисциплины. В настоящее время происходит расцвет графического дизайна, который  включает  себя такие направления как дизайн полиграфической продукции, двухмерная и трехмерная  компьютерная графика, рекламный дизайн. Само время требует введение в программу по дизайну  таких тем как: основы компьютерной графики, теория шрифта, графический дизайн, ландшафтный  дизайн, архитектурный дизайн и других направлений в дизайнерском искусстве. Вид программы: художественная. Уровень программы: экспериментальная. Направленность: профориентационная. Возраст учащихся: 15­17 лет (10 – 11 класс).   Целями учебной программы является следующее:     пробудить интерес детей к науке, технике, искусству, художественному творчеству, развить  в  них стойкий интерес к профессии дизайнера; воспитать средствами художественного конструирования ум ребенка, его эстетическую  культуру; научить видеть, понимать красоту во всех сферах жизни; развить трудолюбие, навыки труда и разносторонние творческие способности, выработать  желание творить самим по законам красоты. Основные задачи программы: 1. Введение в курс дизайна; развитие дизайнерского и композиционного решения.  2. Всестороннее развитие у воспитанников таких художественных способностей как: образное  мышление и пространственное представление, творческое воображение, зрительная память. 3. Формирование системы знаний в области основ рисунка, композиции, живописи, теории  шрифта, ознакомление с основными методами художественного проектирования. Выработка культуры проектирования. 4. Изучение и применение в творчестве знаний мировой художественной культуры; овладение  основами творческого, в том числе и дизайнерского мастерства. 5. Постижение основных композиционных законов применительно к дизайнерским разработкам. 6. Изучение вопросов композиции и объемного моделирования, начиная с простых упражнений и  предметов до разработки более сложных форм. Перечень учебных курсов программы: «Основы рисунка» - 100 часов; «Основы живописи» - 52 часа; «Основы композиции» - 54часов. В процессе обучения курсам «Основы рисунка», «Основы живописи» воспитанники знакомятся с  базовыми принципами  изобразительной деятельности, с правилами, приемами и средствами с  помощью которых можно передать эмоциональное состояние, «вылепить» форму цветом и светотенью, изобразить трехмерный объем на двухмерной плоскости.  Программа класса «Технической эстетики» является преемственной с образовательными  программами Российского Государственного социального университета (факультет «Дизайн»,  факультет народно – прикладного искусства) г. Москва. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Методическое: ­ разработка зрительного ряда; ­ разработка индивидуального раздаточного материала; ­ наличие учебных фильмов, кино­, видеофильмов; ­ наличие мультимедийных программ по профилю обучения; ­ создание фонда учебных и творческих работ по дизайну; ­ наличие учебной литературы. Дидактическое: ­ создание натюрмортного фонда из предметов быта, муляжей, драпировок; ­ наличие дидактических наборов (гипсовые тела: геометрические ­ куб, шар, пирамиды. Призмы  (трех, четырех и шестигранные). Розетки, гипсовые части лица, череп, обрубовка; ­ наличие учебных таблиц. Кадровое: ­ только педагоги с художественным специальным образованием или высшей квалификационной  категорией. Материально – техническое: Занятия по художественной подготовке проходят в специальном помещении. Учащиеся должны  знать его оборудование и уметь правильно пользоваться им. Учебные помещения должны включать:  рабочую зону (зона для акварельной живописи, рисунка – 2.0 м. кв. на человека); рабочую зону  учителя, дополнительное пространство для размещения учебно – наглядных пособий, технических  средств, зону для индивидуальных пособий, технических средств, зону для индивидуальных занятий  обучающихся. Необходимо иметь подсобные помещения и студию с габаритами 12 х 12 м. (нормативы СанПин  2.4.4. 1251 – 03). Современный кабинет должен быть хорошо оборудован и располагать всем необходимым для  учебной работы в дневное и вечернее время. В учебном кабинете должно быть предусмотрено ровное устойчивое освещение. Для этой цели на  окна вешают плотные без рисунка шторы или жалюзи,  защищающие от солнечных лучей. Для подсветки натурных постановок (живой натуры, гипсовых слепков и др.) используют  стационарные или переносные софиты. При работе с натуры используют деревянные подставки – подиумы: для натюрмортов – высокие,  узкие размером 65 х 45 х 30 см., для живой натуры – плоские горизонтальные 30 х 110 х 75 см. для  натюрмортов необходимо изготовить деревянные уголки (50 х 40 см. горизонтальная плоскость, 40х50 см. вертикальная плоскость). Необходимо иметь мольберты для учащихся, которые бывают двух видов: низкие для работы  сидя и высокие  ­ для работы стоя. Нужно иметь рисовальные доски (планшеты) на ½ листа ватмана.  Для современных уроков и для успешной работы необходимы: кадоскоп, компьютер, проекционный  экран, цифровая фото и видеоаппаратура, программное обеспечение, Интернет. программа художественной подготовки в специализированном 10 классе средней общеобразовательной школы. №                Раздел и тема  Теория  Практика  Всего  Основы рисунка 1. 1 2. 2 3. 3 4. 4 5. 5 6. 7. Элементы формообразования. Простые и сложные формы. Эскизы, наброски и  зарисовки природных и архитектурных форм,  фигур людей. Элементы формообразования в дизайне,  архитектуре. Рисунок архитектурных  деталей, розеток. Строение головы человека Рисунок деталей головы. Глаз. Нос. Губы. Рисунок «обрубовки» головы Рисунок гипсового черепа в трех поворотах. Заключительная диагностика уровня  сформированности навыков рисунка 8. Выставка работ. Художественный совет.  Обобщающий урок по курсу «рисунок» 9. Итого  Основы живописи      1.      2.      3.      4. Осенний натюрморт. Этюд из осенних  листьев. Работа акварелью. Этюды плодов и цветов. Этюд простого натюрморта с цветами. Этюд простого натюрморта 1 3 1 4 2 4 1 4 20 1 1 1 1 2 30 2 15 15 14 2 ­ 80 2 3 3 3 3 33 3 19 17 18 3 4 100 3 4 4 4 5. 6. 7. 8. 9. 10 11.     1.     2.     3.     4.     5.     6.     7.     8. 9. 5 3 7 6 12 2 2 52 4 4 5 7 7 7 7 9 2 Натюрморт с рыбой Зарисовки птиц. Натюрморт с чучелом птицы Этюд «сложного» натюрморта Этюд натюрморта при различном освещении  (естественное, искусственное: переднее,  верхнее, контражур). Заключительная диагностика уровня  сформированности навыков живописи. Обобщающий урок курса живописи.  Выставка работ учащихся. Художественный  совет. Музейный урок Итого  1 1 1 1 3 ­ 2 4 2 6 5 9 2 ­ 13 39 Композиция  Геральдика . Экслибрис  Проектирование шрифтов. Шрифтовая  композиция в виде геометрической фигуры,  птицы, цветка, рыбы, человека. Проектирование декоративного оформления  тканей, книг, упаковочной бумаги с  использованием различных композиционных  схем линейного и сетчатого орнамента Проектирование архитектурной среды. Ландшафтный дизайн. Проектирование. Композиции, выполненные в технике  «Батик» Учебный проект по выбору учащегося. Выставка работ и защита творческих  проектов. Заключительное занятие. Итого  1 1 2 2 2 2 1 2 ­ 3 3 3 5 5 5 6 7 2 13 41 54 Учебный план художественной подготовки в специализированном 11 классе средней общеобразовательной школы. №                Раздел и тема  Теория  Практика  Всего  1 Основы рисунка 2 Основы живописи 3 Основы композиции  20 13 13 80 39 41 100 52 54 ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ 1.1. Использование разнообразных методик и технологи, новых форм организации художественно – Использование разнообразных методик и технологи, новых форм организации художественно – педагогического процесса.  педагогического процесса.  Основные педагогические технологии обучения (основанные на принципах искусства, адекватные Основные педагогические технологии обучения (основанные на принципах искусства, адекватные возрасту детей, благотворно влияющие на здоровье детей, способствующие сотрудничеству учителя и возрасту детей, благотворно влияющие на здоровье детей, способствующие сотрудничеству учителя и учащихся):    учащихся):          культуровоспитывающая   технология   дифференцированного   обучения   (обучение   каждого   на культуровоспитывающая   технология   дифференцированного   обучения   (обучение   каждого   на уровне его возможностей и способностей, формирование мировоззрения детей); уровне его возможностей и способностей, формирование мировоззрения детей); индивидуализация обучения; индивидуализация обучения; технология исследовательского (проблемного) обучения – «обучение через открытие»; технология исследовательского (проблемного) обучения – «обучение через открытие»; проектная технология; проектная технология;    технология   творческой   деятельности   (способность   детей   к   многообразной   творческой технология   творческой   деятельности   (способность   детей   к   многообразной   творческой деятельности   с   выходом   на   конкретный   продукт,   который   можно   зафиксировать   (модель, деятельности   с   выходом   на   конкретный   продукт,   который   можно   зафиксировать   (модель, макет и др.); макет и др.); игровая технология – моделирование проблемы и поиск ее разрешения;  игровая технология – моделирование проблемы и поиск ее разрешения;  Методы обучения:  Методы обучения:   метод   учебного   проекта   ­   способ   организации   самостоятельной   деятельности   учащихся, метод   учебного   проекта   ­   способ   организации   самостоятельной   деятельности   учащихся, направленный на решение задач учебного проекта; направленный на решение задач учебного проекта;  метод опережения;  метод опережения;   метод диалога; метод диалога;  метод самоанализа; метод самоанализа;  метод выбора; метод выбора; 2. Организация систем диагностики и оценивания личностных изменений интеллектуальных и  учебных достижений. Создание для каждого ученика ситуации успеха, т.е. такого обучения, при котором ученик  чувствует себя покорителем очередной вершины. Принцип: обучение всех, но каждый знает свои возможности и берет по способности. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:  По окончании обучения в классе предпрофильной подготовки учащиеся должны знать: виды изобразительного искусства и основы его образного языка; виды графики (станковая, книжная, декоративная, компьютерная, плакатная, промышленная); виды живописи (станковая, монументальная, декоративная); виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово – парковая); виды декоративно – прикладного и народного искусства;       жанры изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой, исторический,  батальный, анималистический, мифологический); орнамент как основу декоративного украшения; древние образы в произведениях народного декоративно – прикладного искусства; виды дизайна и архитектуры; художественную культуру Древней Руси, красоту и своеобразие ее архитектуры; художественно – выразительные средства графики и живописи; тон и тональные отношения; цветовой контраст; колорит; линейную и воздушную перспективу;           фактуру в живописи и графике;   ритм; статику и динамику;     симметрию и ассиметрию; основные законы композиции; пропорции и пропорциональные отношения; развитие дизайна и его значение в нашей жизни.    Должны уметь:      использовать язык изобразительного искусства (графики, живописи, скульптуры, дизайна,  декоративно – прикладного искусства) в собственной художественной деятельности; владеть приемами пространственного изображения – передавать глубину пространства и  величины в пространстве; владеть навыками конструирования из бумаги («проектов» зданий, масок, кукол, витрин и т.д.); последовательно  выполнять  рисунок (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и  форм); использовать «холодные» и «теплые» цвета, контрастность и сближенность цветов,  пользоваться смешением красок на палитре; делать анализ художественного творчества  (понравилась ли работа, какие чувства вызывает и  т.д.), оценивать процесс и результаты собственного труда;  изображать форму предмета на плоскости и в объеме;  моделировать форму предмета светотенью и цветом;  создавать композицию на плоскости и в пространстве;  изображать по памяти и с натуры отдельные предметы, животных, птиц, растения, человека,  пейзаж, натюрморт, интерьер, архитектурные сооружения; выполнять наброски, эскизы, учебные и творческие работы по памяти и воображению в разных  художественных техниках; выражать в творческой деятельности свое отношение к изображаемому – создавать  художественный образ; проектировать обложку книги, рекламу, открытку, экслибрис, товарный знак; создавать эскизы моделей одежды, мебели, транспорта; реализовывать творческие идеи в проектной деятельности;      ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ В начале обучения проводится первичная диагностика для выявления творческих способностей учащихся с целью определения направлений образовательных дисциплин. Каждый обучающийся имеет индивидуальные папки работ. По прохождении каждой темы проводится «художественный просмотр», где выставляются творческие и учебные работы (для показа, сравнения, оценивания). Формы оценки знаний, умений и навыков различные: опрос, презентация учебных проектов,  тесты, результаты участия в выставках и конкурсах изобразительного и декоративно – прикладного  творчества.  По итогам работы за каждый семестр на каждого учащегося выстраивается диаграмма по  результатам учебной деятельности.  УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1. реализация принципов целостности, преемственности, образности, ассоциативных связей видов  искусства; 2. использование методик и технологий, новых форм организации художественно –  педагогического процесса (основанных на принципах искусства, адекватных возрасту детей,  благотворно воздействующих на здоровье детей, способствующих сотрудничеству учителя и  воспитанников); 3. организация систем диагностики и оценивания личностных изменений интеллектуальных и  креативных достижений. 4. обеспечение соответствующей кадровой (педагоги с художественным образованием) и  материально – технической базой. Кабинет оснащенный учебным оборудованием, ТСО,  художественными материалами, комплектами таблиц, натурным фондом (перечень учебного  оборудования для общеобразовательных учреждений под редакцией Игнатьева С.Е., Кузина  В.С.) и соответствующей всем санитарно – эпидемиологическим правилам и нормативам для  учреждений дополнительного образования Сан ПиН 2.4.4.1251­03 от 03.04.03. СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ используемый при разработки программы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Н.М. Сокольникова. Краткий словарь художественных терминов. Обнинск:  издательство   Титул, 1996. Н.М. Сокольникова. Основы рисунка. Обнинск:  издательство  Титул, 1996. Н.М. Сокольникова. Основы живописи. Обнинск:  издательство  Титул, 1996. Н.М. Сокольникова. Основы композиции. Обнинск:  издательство  Титул, 1996. Н.П. Костерин. Учебное рисование. – М. Просвещение, 1980. А.В.Соколов. «Посмотри, подумай, ответь. Проверка знаний по изобразительному искусству.  Из опыта работы» М., Просвещение, 1979. О.В.Яхонт. Советская скульптура. М. Просвещение, 1988. А.К. Василевский. Искусство и школа. М.­ Просвещение, 1981. Н.Н. Ростовцев. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М. –  Просвещение, 1980. 10. Т.Ф. Беляев. Упражнения по развитию пространственных представлений учащихся. М.,  Просвещение, 1988. 11. В.Н. Елкин. Дерево рассказывает сказки. М, Просвещение, 1978. 12. Е. Рожкова. Изобразительное искусство в начальной школе. М, Просвещение, 1980. 13. С.Ю. Афонькин, А.С. Афонькина. Орнаменты народов мира. Санкт – Петербург, Кристалл,  1998. 14. Г.Р. Косова. Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории. М., Просвещение, 1981. 15. В.Н. Полунина. Искусство и дети. М, Просвещение,1998. 16. Г. Кучеренко. Героическое в искусстве, М., Просвещение, 1980. 17. Е.Л.Зеленина. Играем, познаем, рисуем. М, Просвещение,1996. 18. Н. Докучаева. Мастерим бумажный мир. С.­ Петербург «Диамант» «Валери СПб» 1997. 19. Т.С. Комарова. Дети в мире творчества. М, Мнемозина.1995. 20. Л.В. Неретина. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 1  класс. М., Владос, 2004. 21. Н.И. Каплан. Народное декоративно – прикладное искусство Крайнего севера и Дальнего  Востока.М., Просвещение, 1980 22. В.Д. Шмитков, В.А. Зверев. Агитация искусством. М., Молодая гвардия, 1977. 23. И.И. Пикулев. Русское изобразительное искусство. М., Просвещение, 1977. 24. М.Е. Балашов. Костюм киевской Руси. С.­ Петербург, Детство – пресс, 2002. 25. В. Васюков. Учимся писать шрифты. Минск, Попурри, 2004. 26. Г. Виноградова. Уроки рисования с натуры. М., Просвещение,1980. 27. Н.С. Боголюбов. Лепка на занятиях в школьном кружке. М., Просвещение, 1979. 28. Понамарев Я. А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика, 1976. 29. Нестеренко О. И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.: Молодая Гвардия. 1994. 30 Сборник научно – методических материалов по развитию технического творчества учащихся. –  М.: издательство МАИ. 2001.

Программа специализированного класса художественной подготовки

Программа  специализированного класса художественной подготовки

Программа специализированного класса художественной подготовки

Программа  специализированного класса художественной подготовки

Программа специализированного класса художественной подготовки

Программа  специализированного класса художественной подготовки

Программа специализированного класса художественной подготовки

Программа  специализированного класса художественной подготовки

Программа специализированного класса художественной подготовки

Программа  специализированного класса художественной подготовки

Программа специализированного класса художественной подготовки

Программа  специализированного класса художественной подготовки

Программа специализированного класса художественной подготовки

Программа  специализированного класса художественной подготовки

Программа специализированного класса художественной подготовки

Программа  специализированного класса художественной подготовки

Программа специализированного класса художественной подготовки

Программа  специализированного класса художественной подготовки

Программа специализированного класса художественной подготовки

Программа  специализированного класса художественной подготовки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017