Программа учебного курса. Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика» (9 класс, физика)
Оценка 4.8
Образовательные программы +1
docx
физика
8 кл—9 кл
23.06.2019
В ходе изучения данного курса учащиеся получат навыки исследовательской деятельности, краткие данные о медицинской и биологической аппаратуре. Познакомятся с методами исследования в физике и биологии. Навыки, полученные при работе с измерительными приборами, выполнение практических работ и постановка эксперимента пригодятся в дальнейшей научно-технической деятельности. Смогут объяснить отдельные процессы, происходящие в живых организмах, на основе физических законов, а также, установить причинно-следственные связи, существующие в живой и неживой природе, сформируют интерес не только к физике, но и биологии.
Проектная деятельность по физике.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1 Красноармейского района Волгограда»
Программа учебного курса по физике для обучающихся 9
классов
Проектная деятельность по физике
«Жизнь человека и физика»
Выполнила:
Акимова Марина Вячеславовна,
учитель физики,
первая квалификационная категория Волгоград
2019
Пояснительная записка
Учебный курс «Проектная деятельность по физике»
рассчитан для учащихся
9 классов.
Одним из приоритетных направлений деятельности
школьников в современном российском образовании является
исследовательская и проектная деятельность и формирование
универсальных учебных действий на основе деятельностного
подхода в обучении.
В курсе физики, изучаемом в современной школе,
практически не уделяется внимания на физические параметры,
характеризующие человека. Однако в связи с изучением вопросов
психологии в школе, моделировании процессов, происходящих в
живых организмах, в технике, развитием такой науки как бионика у
учащихся всё чаще проявляется повышенный интерес к изучению
физики человека.
В ходе изучения данного курса учащиеся не только
удовлетворят свои образовательные потребности, но и получат
навыки исследовательской деятельности, познакомятся с методами
исследования в физике и биологии, получат краткие данные о
медицинской и биологической аппаратуре. Навыки, полученные при
работе с измерительными приборами, выполнение практических
работ и постановка эксперимента пригодятся в дальнейшей научно
технической деятельности. Объяснение отдельных процессов,
происходящих в живых организмах, на основе физических законов
поможет им установить причинноследственные связи,
существующие в живой и неживой природе, сформирует интерес не
только к физике, но и биологии.
Программа курса носит практикоориентированный
характер с элементами научноисследовательской деятельности.
Данный учебный курс может быть использован для преподавания в
классах с физическим, химикобиологическим или медицинским
профилями.
При составлении программы использованы принципы:
доступности материала (от известного к неизвестному);
принцип связи теории с практикой;
принцип систематичности и последовательности материала
(преемственности); принцип индивидуального подхода в условиях
коллективной работы;
принцип научности (учащиеся включаются в процесс
самостоятельного исследования, наблюдения, работа с литературой
и т.д.);
принцип сознательности и активности приобретения знаний
опирается на интерес учащихся к дополнительному материалу.
Актуальность программы обусловлена:
Возрастанием
стимулировании
познавательного интереса к естественнонаучным дисциплинам через
выполнение учебного проекта.
необходимости
в
В структуру программы входят три образовательных
блока:
теория,
практика,
проектная и исследовательская деятельность.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 34 часа.
Основные цели курса:
•
Показать учащимся единство законов природы,
применимость законов физики к живому организму, перспективное
развитие науки и техники, а также показать в каких сферах
профессиональной деятельности им пригодятся полученные знания.
Создать условия для формирования и развития
интеллектуальных и практических умений у учащихся в области
физического эксперимента.
•
• Развивать познавательную активность и самостоятельность,
стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.
Задачи:
Образовательные:
1. Стимулировать учащихся к постоянному пополнению
знаний.
2. Вооружение учащихся знаниями и практическими
умениями в процессе изучения, исследования, наблюдения за общими
явлениями природы.
3. Знакомство с методами исследования, обучение умению
выбирать и использовать конкретные методы и методики;
4. Научить учащихся работать с приборами и объектами
исследования.
Воспитательные:
1. Воспитание бережного отношения к природе; 2. Формирование общественной активности личности,
гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме,
навыков здорового образа жизни.
Развивающие:
1. Развитие личностных качеств самостоятельности,
ответственности, активности, аккуратности и т.д.
2. Развитие способности аналитически мыслить, сравнивать,
обобщать, классифицировать изучаемый материал и научную
литературу;
3. Развивать наблюдательность, усидчивость характера,
интерес к познанию окружающего мира и проявлению
исследовательской инициативы.
Формы и методы обучения:
1. Словесный метод (объяснение, беседа, рассказ).
2. Наблюдение.
3. Наглядный метод (демонстрация опытов, наглядного
материала)
4. Исследование.
5. Метод проектов.
6. Эвристическая беседа
7. Практические и лабораторные работы
Прогнозируемые результаты:
К концу обучения курса «Проектная деятельность по
физике» обучающиеся должны:
знать:
какие физические законы можно использовать при
объяснении процессов, происходящих в организме человека;
особенности своего организма с точки зрения законов
физики;
зависимость человека от электромагнитных явлений;
основные
информационные
источники поиска
необходимой информации;
методы физического и биологического исследования и
проектирования.
уметь:
вести наблюдения
за изменениями в природе и
зависимостью человека от физических явлений;
проводить исследования и их обработку; планировать и координировать совместную учебно
исследовательскую деятельность по реализации проекта в
микрогруппе;
представлять свои работы сверстникам.
Формы контроля:
1. Фоторепортажи;
2. Творческие индивидуальные и групповые задания
(приложение 1);
3. Практические работы (приложение 2,3,4);
4. Компьютерные презентации (приложение 5,6);
5. Защита учебных проектов (приложение 7,8).
Учебнотематический план
Количество часов
о
г
е
с
в
я
и
р
о
е
т
Раздел или тема
Основы проектной
работы
Тепловые явления и
человек
Человек
электромагнитные
явления
Оптика в жизни
человека
ИТОГО
и
4
10
11
9
34
3
5
6
4
18
е
и
к
с
е
ч
и
т
к
а
р
п
е
1
ы
н
р
о
т
а
р
о
б
а
л
3
3
и
ы
т
о
б
а
р
3
10
а
т
и
щ
а
З
в
о
т
к
е
о
р
п
2
2
2
6
Содержание программы
Содержание курса качественно отличается от базового
курса физики. На уроках законы физики рассматриваются в
основном на неживых объектах. Однако очень важно, чтобы у
учащихся постепенно складывались убеждения в том, что, причинно
следственная связь явлений имеет всеобщий характер и что, все
явления, происходящие в окружающем нас мире, взаимосвязаны. В
курсе рассматриваются вопросы, направленные на развитие интереса
к физике, к экспериментальной деятельности, формирование умений
работать со справочной литературой. 1.Основы проектной работы (4 часа)
Теоретические сведения.
Методы естественных наук (биология физика, химия,
географии, астрономия).
Знакомство с требованиями, предъявляемыми к докладу,
реферату, учебной проектной работе, методикой исследования,
правилами оформления работы. Определение тематики учебно
проектной работы. Подведение итогов, проведение конференции и
анализ выполненных учебных проектов.
Практическая работа.
Работа со справочными материалами,
организация
консультаций по оформлению, формулировке темы; проблемы,
гипотезы в
проектной работе. Наблюдение и эксперимент,
составление плана проекта с описанием методов, их представление.
2.Тепловые явления и человек. (10 часов)
Теоретические сведения.
Молекулярнокинетическая теория материи. Теория строения
вещества и физических явлений. Внутренняя энергия человека.
Количество теплоты как мера изменения внутренней энергии любой
тепловой системы. Внутренняя энергия топлива, пищи и их значение
для жизнедеятельности человека. Температура человеческого тела и
её связь с физическим состоянием человека. Измерение и
вычисление количества теплоты при различных процессах,
происходящих в жизни человека. Значение воды в жизни человека.
Водоворот воды в природе и погода и состояние человека.
Влажность воздуха и физическое состояние человека.
Практическая работа.
«Расчёт энергии пищи»
«Определение массы тела, массы воды в теле, массы
сердца»
«Определение температуры частей тела: рук, живота,
подошвы ног; расхода энергии организма при изменении
температуры на 1°С; количества теплоты, необходимое для
нагревания крови на 2°С»
3.Человек и электромагнитные явления. (11 часов)
Теоретические сведения.
Электронная теория Друдэ Лоренца для объяснения
электрических явлений. Электризация тел и человека. Жизнь человека в электрическом поле Земли. Электрические явления в
природе и человек. Электрический ток и его значение в жизни
человека. Объяснение магнетизма с точки зрения теории Друдэ
Лоренца. Магнитные бури и состояние человека.
Практическая работа.
«Определение
сопротивления
тканей человека
постоянному и переменному электрическому току»
«Авометр»
«Изучение свойств уха человека»
4.Оптика в жизни человека. (9 часов)
Теоретические сведения.
Законы распространения света. Зеркала. Линзы. Оптические
приборы в жизни человека (лупа, микроскоп, телескоп и др.)
Особенности зрения у других живых организмов. Дефекты зрения
(близорукость, дальновидность, дальтонизм, цветоаномализм) и
гигиена зрения.
Практическая работа.
«Оптические приборы»
«Определение фокусного расстояния своего глаза»
«Определение характеристических параметров зрения
человека»
Учебнометодическое обеспечение.
Материальное обеспечение.
укомплектованный кабинет физики;
компьютер;
проектор мультимедийный;
электронные пособия.
Инструменты и материалы.
демонстрационное оборудование;
лабораторное оборудование;
Методическое обеспечение.
информационные источники Интернета;
дидактический материал;
научнопопулярная литература;
наглядные пособия.
Указания и советы
Процесс выполнения лабораторной работы разделяется на
два этапа. Первый этап – домашняя подготовка. Она подразумевает,
вопервых, внимательное и вдумчивое прочтение работы. Цель и Вовторых,
суть работы должны быть понятны и ясны. Если при чтении появятся
вопросы, следует найти на них ответы в учебной литературе или
проконсультироваться у учителя.
необходимо
подготовить бланк отчета в специальной или общей тетради (как
решит учитель) в соответствии с единой формой отчета для
измерительных и наблюдательных работ. Втретьих, следует
ответить на вопросы, по которым учитель осуществляет допуск к
работе. И, наконец, вчетвертых, следует продумать возможные
ответы на контрольные вопросы, и после выполнения работы
ответить на них в письменной форме.
Второй этап – работа в кабинете. Она начинается с
ознакомления с используемым в работе оборудованием и средствами
измерения и включает проверку работоспособности всей
экспериментальной установки в целом. Только после этого можно
приступать непосредственно к выполнению эксперимента. В
процессе выполнения измерений или наблюдений полученные
экспериментальные результаты следует сразу же заносить в таблицу
(но не в черновик!). Для выполнения расчетов можно использовать
микрокалькулятор. При этом необходимо соблюдать правила работы
с приближенными числами.
Программа учебного курса. Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика» (9 класс, физика)
Программа учебного курса. Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика» (9 класс, физика)
Программа учебного курса. Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика» (9 класс, физика)
Программа учебного курса. Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика» (9 класс, физика)
Программа учебного курса. Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика» (9 класс, физика)
Программа учебного курса. Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика» (9 класс, физика)
Программа учебного курса. Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика» (9 класс, физика)
Программа учебного курса. Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика» (9 класс, физика)
Программа учебного курса. Проектная деятельность по физике «Жизнь человека и физика» (9 класс, физика)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.