Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».
Оценка 4.8

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
русский язык
2 кл
13.05.2019
Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».
Рабочая программа создана на основе программы Климановой "Русский язык"для 2 класса. Программа соответствует требованиям ФГОС НОО.Учтены все разделы по начальному образованию с тематическим планированием.Составлено календарно-тематическое планирование.Освоение позитивной, духовно-нравственной модели общения, основанной на взаимопонимании, терпении, уважении к собеседнику и внимании к иному мнению.
РП ПО РОДНОМУ .docx
Планируемые результаты освоения учебного предмета Рабочая   программа   по   учебному   предмету   «Родной   русский   язык» направлена на достижение младшими школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:  Личностные результаты 1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости   за   свою   Родину,  российский   народ   и   историю   России,   осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.  2.   Принятие   и   освоение   социальной   роли   обучающегося,   развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 3.   Развитие   самостоятельности   и   личной   ответственности   за   свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.  4.   Развитие   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­ нравственной   отзывчивости,   понимания   и   сопереживания   чувствам   других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности. 5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.  6.   Развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные результаты 1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 2. Способность   принимать   и   сохранять   цели   и   задачи   учебной деятельности, находить средства её осуществления.  3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения. 4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.  5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.  6. Умение создавать и использовать знаково­символические модели для решения учебных и практических задач. 7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и   открытом   учебном   информационном   пространстве   Интернете),   сбора, 1 обработки,  анализа,  организации,  передачи  и  интерпретации   информации   в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.  8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров   в   соответствии   с   целями   и   задачами.   Осознанное   выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.  9. Овладение следующими логическими действиями:  сравнение;  анализ;  синтез;  классификация и обобщение по родовидовым признакам;  установление аналогий и причинно­следственных связей;  построение рассуждений;  отнесение к известным понятиям.  10.   Готовность   слушать   собеседника   и   вести   диалог,   признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. 11.   Определение   общей   цели   совместной   деятельности   и   путей   её достижения;   умение   договариваться   о   распределении   функций   и   ролей, осуществлять   взаимный   контроль,   адекватно   оценивать   собственное поведение.  12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества. 13.   Овладение   базовыми   межпредметными   понятиями,   отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами. Предметные результаты 1.   Формирование   первоначальных   представлений   о   единстве   и многообразии   языкового   и   культурного   пространства   России,   о   языке   как основе национального самосознания. 2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной   культуры   и   основное   средство   человеческого   общения   и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. 3.   Первоначальное   усвоение   главных   понятий   курса   русского   языка (фонетических,   лексических,   грамматических),   представляющих   основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции. 4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка. 2 5.  Овладение первоначальными   представлениями   о нормах русского  и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и   правилах   речевого   этикета.   Умение   ориентироваться   в   целях,   задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. 6.   Формирование   позитивного   отношения   к   правильной   устной   и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.  7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать   приобретённые   знания   для   решения   познавательных, практических и коммуникативных задач. 1 класс ЛИЧНОСТНЫЕ У обучающихся будут сформированы:   понимание важности нового социального статуса «ученик»; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к    школе и принятие образа «хорошего ученика»; ориентация   в   нравственном   содержании   и   смысле   поступков   как собственных,   так   и   окружающих   людей   (на   уровне,   соответствующем возрасту); осознание роли речи в общении людей; понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи. Обучающиеся получат возможность для формирования:  осознания   себя   гражданином   России,   чувства   сопричастности   к истории своей страны и своего народа, гордости за свою страну; устойчивой   учебно­познавательной   мотивации   учения,   интереса   к изучению курса русского языка; установки на здоровый образ жизни.   МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ  Регулятивные Обучающиеся научатся на доступном уровне:   адекватно воспринимать оценку учителя; осуществлять   контроль   в   форме   сличения   своей   работы   с   заданным  эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом); 3   находить   и   исправлять   ошибки,   допущенные   в   словах   (специальные задания); в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». Обучающиеся получат возможность научиться:   адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе   соотнесения   того,  что   уже   известно   и  усвоено,  и  того,  что   ещё неизвестно. Познавательные  Обучающиеся научатся:  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);  использовать   на   доступном   уровне   логические   приемы   мышления   (анализ, сравнение, классификацию, обобщение).  Обучающиеся получат возможность научиться:  использовать   простейшие   таблицы   и   схемы   для   решения   конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.  Коммуникативные  Обучающиеся научатся:  вступать в   диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять    непонятное); договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; строить   продуктивное   взаимодействие   и   сотрудничество   со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). Обучающиеся получат возможность научиться:  выражать   свои   мысли   с   соответствующими   возрасту   полнотой   и точностью; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.  ПРЕДМЕТНЫЕ  Обучающиеся научатся:  различать   устную   и   письменную   речь,   а   также   основные   языковые средства (слова, предложения, текст); 4          интонировать различные по эмоциональной окрашенности предложения; различать   звуки   и   буквы,   различать   гласные   и   согласные,   звонкие   и глухие, твёрдые и мягкие звуки; использовать при письме все способы буквенного обозначения мягких и твёрдых согласных; узнавать и называть все буквы русского алфавита, использовать знание алфавита для упорядочивания слов; различать произношение и написание слов (простейшие случаи); производить   слогоударный   и   звуко­буквенный   анализы   слов   простой конструкции; применять на письме изученные правила: о переносе слов, о написании большой   буквы   в   именах   собственных   (термин   не   используется),   о правописании   буквосочетаний  жи–ши,  ча–ща,   чу–щу,   чк,   чн,   об оформлении предложений на письме; запоминать   правописание   словарных   слов   и   правильно   их воспроизводить; грамотно   и   каллиграфически   правильно   списывать   и   писать   под диктовку тексты (объемом в 15­20 слов); выполнять основные гигиенические требования при письме.  Обучающиеся получат возможность научиться:  соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;   определять последовательность предложений в деформированном тексте, начало   и   конец   предложений   в   непунктированном   тексте,   озаглавливать тексты;  составлять устные рассказы по картинке с ярко выраженной темой (3–5 предложений);  различать   слова­названия   предметов,   слова­признаки   предметов   и   слова­ действия предметов;  различать синонимы и антонимы, слова в прямом и переносном значении, понимать значение многозначных слов в контексте (на доступном языковом материале);   находить родственные слова в группе предложенных слов. 2 класс ЛИЧНОСТНЫЕ У обучающихся будут формироваться  осознание языка как основного средства мышления и общения  людей; осознание русского языка как явления культуры русского народа;  5    внимание к мелодичности устной речи и изобразительным средствам русского языка; положительная мотивация и познавательный интерес к изучению  языка своего народа, своей страны; чувство сопричастности к сохранению богатства и самобытности  русского языка. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Коммуникативные  соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила  устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики); понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку; озаглавливать текст; подробно пересказывать текст; прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам      (заголовку, пунктам плана). Регулятивно­познавательные   осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы; осознавать способы и приёмы действий при решении языковых  задач; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и  алгоритмам, описывающем стандартные действия (памятки в  справочнике учебника); осуществлять само­ и взаимопроверку работ; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения  учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах); находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы  языка: звуки, части слова, части речи; осуществлять синтез как составление целого из частей (составление        слов, предложений). Примечание.  Курсивом указаны умения, работа над формированием  которых только начинается. ПРЕДМЕТНЫЕ Обучающиеся научатся:   осознавать слово как главное средство языка; осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения  (звуковой, буквенной); 6                   различать и характеризовать звуки русского языка (гласные  ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие); использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на  письме; использовать знание последовательности букв в алфавите для  упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.); производить звуко­буквенный анализ слов простой слоговой  структуры; соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме  представленного в учебнике материала);  устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с  однозначно выделяемыми морфемами; различать родственные (однокоренные) слова; осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные,  слова с прямым и переносным значением, слова с близким и  противоположным значением; оценивать уместность использования слов в тексте; осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, предлоги); использовать осознанно употребление частей речи в предложении; осознавать признаки предложения как коммуникативного средства  языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность); применять правила правописания (в объеме содержания курса 2  класса); определять (уточнять) правописание слова по орфографическому  словарю учебника; осознавать место возможного возникновения орфографической  ошибки; при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки; осознавать признаки текста как более объёмного высказывания  (несколько предложений, объединённых одной темой и связанных друг  с другом). ­каллиграфически и орфографически правильно, без искажений,  замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и  письменного шрифта) объёмом в 40­45 слов, писатьподдиктовку  тексты в 35­40 слов; излагать содержание исходных текстов в 40­55  слов, создавать тексты /сочинения/ в 4­8 предложений, правильно  оформляя начало и конец предложений; ЛИЧНОСТНЫЕ 3 класс 7 У обучающихся будут формироваться  осознание русского языка как явления культуры русского народа,       связь развития языка с развитием культуры и общества; внимание к мелодичности устной речи и изобразительным средствам русского языка; внимание к синонимическим средствам языка при выражении одной  и той же мысли; стремление к соблюдению языковых норм как условию  взаимопонимания собеседников; положительная мотивация и познавательный интерес к изучению  языка своего народа, своей страны; чувство сопричастности к сохранению богатства и самобытности  русского языка, стремление стать борцом за чистоту родного языка. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Коммуникативные      соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила  устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при  диалоговой форме общения; понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по  содержанию, по заголовку; озаглавливать текст по основной мысли текста; подробно воспроизводить содержание текста с опорой на план  (составленный самостоятельно); прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам  (заголовку, пунктам плана). Регулятивно­познавательные    осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы; осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и  алгоритмам, описывающем стандартные действия (памятки в  справочнике учебника); осуществлять само­и взаимопроверку работ; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения  учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах); использовать преобразование словесной информации в условные  модели и наоборот; находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы       языка: звуки, части слова, части речи; 8  осуществлять синтез как составление целого из частей (составление  слов, предложений). Примечание. Курсивом указаны умения, работа над формированием которых продолжается (начинается). Некоторые предметные умения, формируемые во  2 классе, не повторяются в этом перечне. ПРЕДМЕТНЫЕ Обучающиеся научатся:   осознавать слово, предложение как главные средства языка; использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на               письме; использовать знание последовательности букв в алфавите для  упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.); производить звуко­буквенный, морфемный, морфологический  анализы слов; соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме  представленного в учебнике материала);  различать родственные (однокоренные) слова и формы слов; осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные,  слова с прямым и переносным значением, слова с близким и  противоположным значением и использовать эти свойства при создании собственных высказываний; оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать  точные слова при выражении своих мыслей и чувств; осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение,  предлоги, союзы); осознанно использовать для отрицания частицу НЕ; осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка,  их общность со словом в назначении – назвать предмет, явление; осознавать признаки и назначение предложения как  коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов,  интонационная законченность, речевая задача);  дифференцировать предложения по цели высказывания, по силе  выраженного чувства, по строению (простое, сложное); находить главные и второстепенные члены предложения (без  деления на виды) при анализе предложений и употреблять разные  члены предложения при создании собственного высказывания; анализировать (производить разбор) словосочетаний, простых  предложений; 9         вычленять общие способы решения орфографических задач и  использовать их при письме; применять правила правописания (в объеме содержания курса 3  класса); определять (уточнять) правописание слова по орфографическому  словарю учебника; осознавать место возможного возникновения орфографической  ошибки; подбирать примеры с определённой орфограммой; при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и  определять способы действий, помогающих предотвратить её в  последующих письменных работах; распознавать типы текстов по их назначению: повествование,  описание, рассуждение; ­каллиграфически и орфографически правильно, без искажений,  замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и  письменного шрифта) объёмом в 65­70 слов, писатьподдиктовку  тексты в 60­65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60­75  слов, создавать тексты /сочинения/ в 8­12 предложений, правильно  оформляя начало и конец предложений. 4 класс ЛИЧНОСТНЫЕ У обучающихся будут сформированы:  осознание языка как основного средства мышления и общения людей;  восприятие русского языка как явления национальной культуры,  понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа;  понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения  мыслей и чувств;  внимание к мелодичности народной звучащей речи;  положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса  русского языка;  способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами  в устной и письменной речи. Обучающиеся получат возможность для формирования:  чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка  родного народа;  эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ  10 Регулятивные Обучающиеся научатся на доступном уровне:  осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;  планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к  упражнениям;  осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых  задач;  выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и  умственной форме;  руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;  следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам,  описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника).  осуществлять само­ и взаимопроверку, находить и исправлять  орфографические и пунктуационные ошибки. Обучающиеся получат возможность научиться:  осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения  темы;  вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач,  редактировать устные и письменные высказывания. Познавательные  Обучающиеся научатся:  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных  заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);  ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;  использовать знаково­символические средства, в том числе модели, схемы  для решения языковых задач;  дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);  находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать  единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения,  простое предложение;  осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов,  предложений, текстов);  классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по  плану, по таблице;  владеть общим способом проверки орфограмм в словах;  выделять существенную информацию из читаемых текстов;  строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной  для понимания слушателем. Обучающиеся получат возможность научиться: 11  осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов  библиотек и Интернета;  осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и  письменной форме;  строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­ следственных связей;  критически оценивать получаемую информацию.  Коммуникативные  Обучающиеся научатся:  владеть диалоговой формой речи;  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций  при работе в паре;  договариваться и приходить к общему решению;   адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных  задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании; задач. Обучающиеся получат возможность научиться:  с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно  передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для  построения действия;  осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве  необходимую взаимопомощь;  адекватно   использовать   речь   и   речевые   средства   для   эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. ПРЕДМЕТНЫЕ  Обучающиеся научатся:  различать основные языковые средства: слова, словосочетания,  предложения, текста;  различать и называть: а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); б) части речи, включая личные местоимения; в) основные типы  предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности:  вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;  применять при письме правила орфографические (правописание падежных  окончаний имён существительных,  имён прилагательных, местоимений,  личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в  глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце  предложения, запятой в предложениях с однородными  второстепенными   членами предложения);  практически использовать знания алфавита при работе со словарём;  выявлять слова, значение которых требует уточнения; 12  определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового  словаря;  различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;  определять грамматические признаки имён существительных, имён  прилагательных, глаголов;  находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а,  но,частицунепри глаголах;  различать произношение и написание слов, находить способ проверки   написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков; грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку  тексты (в 70­90 слов, 75­80 слов), включающие изученные орфограммы и  пунктограммы;  соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать  разговор);  ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью  извлечения информации (уметь читать);  осознанно  передавать содержание прочитанного текста, строить  высказывание в устной и письменной формах;  выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации  общения. Обучающиеся получат возможность научиться:  производить элементарные языковые анализы слов (звуко­буквенный, по  составу,  как часть речи)  в целях решения орфографических задач,  синтаксический анализ предложений  для  выбора знаков препинания;  соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и  оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме  представленного в учебнике материала);  проверять правильность постановки ударения или произношения слова по  словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к  учителю, родителям и др.);  подбирать синонимы для  устранения повторов в тексте и более точного и  успешного решения коммуникативной задачи;  подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их  сравнении;  различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении  (простые случаи);  оценивать уместность и точность использования слов в тексте;  определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать  признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;  осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; 13  при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и  определять способы действий, помогающих предотвратить её в  последующих письменных работах;  составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных  типов речи: описание, повествование, рассуждение;  корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми  недочётами;  соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении  (sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие способы связи)  использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности  и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и  письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие  тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 1 класс (16,5 ч)     Обучение грамоте (12 ч)     Фонетика.  Звуки   речи,   их   характеристика.   Осознание   единства   звукового состава слова и его значения.   Выделение   отдельных   звуков   в   слове.   Установление   числа   и   последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образно­ символических   схемах.   Сопоставление   слов,   различающихся   одним   или несколькими звуками.     Различение   гласных   и   согласных   звуков.   Понимание   фонемных противопоставлений:   твёрдых   и   мягких   фонем,   знаково­символическое   их обозначение. Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.      Слог как минимальная произносительная единица. деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Ударение. Определение места ударения в слове, различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных. Графика.  Различение   звука   и   буквы:   буква   как   знак   звука.   Овладение позиционным   способом   обозначения   звуков   буквами.   Буквы   ъ,   ь,   не обозначающие   звуков.   Гласные   буквы   е,   ё,   ю,   я;   их   двойная   роль   (в зависимости от места в слове). Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью букв и, е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков. Употребление ъ и ь как разделительных знаков.     Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Значение алфавита.   Сравнение   алфавитного   письма   (обозначение   звуков   буквами)   и письма с помощью рисунков, символов (пиктография). Понимание ценности современного письма. 14 Чтение.  Формирование   навыка   слогового   чтения   (ориентация   на   букву, обозначающую   гласный   звук)   как   вида   речевой   деятельности.   Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному   темпу   ребёнка.  Осознанное   чтение   слов,  словосочетаний, предложений   и   коротких   текстов.   Чтение   с   интонациями   и   паузами   в соответствии   со   знаками   препинания.   Развитие   осознанности   и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение   прочитанного   текста   по   вопросам   учителя   и самостоятельно.        Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).   Орфографическое   чтение   (проговаривание)   как   средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Письмо.  Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики   пальцев   и   свободы   движения   руки.   Развитие   умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.   Овладение   начертанием   письменных   заглавных   и   строчных   букв. Письмо   букв,   буквосочетаний,   слогов,   слов,   предложений   с   соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным почерком. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.   Освоение   приёмов   и   последовательности   правильного списывания текста.        Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Слово и предложение.  Восприятие слова как объекта изучения, материала для   анализа.   Наблюдение   над   значением   слова.   Практическое   различение значения   и   звучания   слова.   Роль   слова   как   посредника   в   общении,   его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, называющих отдельные предметы (роза, ландыш, осока), и слов с обобщающим значением (цветы, растения).     Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Орфография и пунктуация.  Знакомство   с   правилами   правописания   и   их применение: • раздельное написание слов; • обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши); • употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных; • употребление ъ и ь как разделительных знаков; • прописная   (заглавная)   буква   в   начале   предложения,   в   именах • перенос слов по слогам без стечения согласных; • знаки препинания в конце предложения. собственных; 15 Развитие   речи.  Первоначальное   представление   о   тексте   как   речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.         Первоначальное   представление   о   речи   с   помощью   наглядно­образных моделей.   деление   речи   на   смысловые   части   (предложения)   с   помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись.     Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок по материалам собственных игр занятий наблюдений       Культура   речевого   общения.   Освоение   позитивной   модели   речевого   общения,   основанной   на   доброжелательности,   миролюбии   и   уважении   к собеседнику. Систематический курс русского языка (4,5 ч) Фонемика   и   орфоэпия(1   ч).  Различение   гласных   и   согласных   звуков. Нахождение   в   слове   ударных   и   безударных   гласных   звуков.   Различение мягких   и   твёрдых   согласных   звуков,   определение   парных   и   непарных   по твёрдости­мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости­глухости согласных звуков.        Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный   ударный   безударный;   согласный   твёрдый   —   мягкий,   парный   — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный, деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова. Различение   звуков   и   букв.   Обозначение   на   письме   твёрдости­мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.     Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.     Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.         Знание   алфавита:   правильное   называние   букв,   их   последовательность. Использование   алфавита   при   работе   со   словарями,   справочниками, каталогами. Лексика   (1   ч).  Практическое   представление   о   слове   как   единице   языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко­ буквенной)   стороны   и   внутренней   (значения   слова)   с   помощью   наглядно­ образных   моделей.   Первоначальное   представление   о   слове   как   знаке,   как заместителе реальных предметов (их действий и свойств). 16 Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует   уточнения.   Определение   значения   слова   по   тексту   или   уточнение значения с помощью толкового словаря.     Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира).     Слова — имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов).   Дифференциация   слов   по   вопросам   «кто?»,   «что?»   для   обозначения одушевлённых и неодушевлённых предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба — одежда). Знакомство со словарями.   Наблюдения   за   использованием   в   речи   антонимов   и   синонимов.   Первоначальные   представления   об   однозначных   и   многозначных   словах,   о прямом и переносном значении слова. Морфология   (1   ч).  Общее   представление   о   группах   слов,   объединённых основным значением.     Классификация слов по частям речи (без названий частей речи). Знакомство со средствами их выделения (вопросы и общее значение).      Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена  собственные.  Различение  имён  существительных  (без  названия  части речи), отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Синтаксис   (1   ч).  Общее   представление   о   предложении.   Смысловая   и интонационная   законченность   предложения.   Смысловая   связь   слов   в предложении (по вопросам). Наблюдения за смыслом и формой предложения при   изменении   порядка   слов.     Роль   предложения   в   речевом   общении,   его коммуникативная функция, интонационное оформление предложения в речи и на письме. Знакомство со знаками препинания. Орфография и пунктуация (1 ч). Применение правил правописания: • сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу; • перенос слов; • заглавная буква в начале предложения, в именах собственных; • разделительные ъ и ь; 2 класс Систематический курс русского языка (17 ч) Фонемика   и   орфоэпия   (2   ч).  Различение   гласных   и   согласных   звуков. Нахождение   в   слове   ударных   и   безударных   гласных   звуков.   Различение мягких   и   твёрдых   согласных   звуков,   определение   парных   и   непарных   по твёрдости­мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости­глухости согласных звуков. 17 Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный   ударный   безударный;   согласный   твёрдый   —   мягкий,   парный   — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный, деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова. Графика (2 ч). Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости­ мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.     Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.        Использование небуквенных графических средств: пробела между слова ми, знака переноса, абзаца.         Знание   алфавита:   правильное   называние   букв,   их   последовательность. Использование   алфавита   при   работе   со   словарями,   справочниками, каталогами. Лексика   (3   ч).  Практическое   представление   о   слове   как   единице   языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко­ буквенной)   стороны   и   внутренней   (значения   слова)   с   помощью   наглядно­ образных   моделей.   Первоначальное   представление   о   слове   как   знаке,   как заместителе реальных предметов (их действий и свойств).      Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует   уточнения.   Определение   значения   слова   по   тексту   или   уточнение значения с помощью толкового словаря.     Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира).     Слова — имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов).   Дифференциация   слов   по   вопросам   «кто?»,   «что?»   для   обозначения одушевлённых и неодушевлённых предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба — одежда). Знакомство со словарями.     Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Расширение представления   об   однозначных   и   многозначных   словах,   о   прямом   и переносном значении слова. Состав   слова   (морфемика)   (2   ч).  Овладение   понятием   «родственные (однокоренные)   слова».   Различение   однокоренных   слов   и   различных   форм одного   и   того   же   слова.   Различение   однокоренных   слов   и   синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с 18 однозначно   выделяемыми   морфемами   окончания,   корня,   приставки, суффикса.   Роль   окончаний   в   словах   (для   связи   слов   в   предложении). Различение   изменяемых   и   неизменяемых   слов.   Представление   о   значении суффиксов   и   приставок.   Образование   однокоренных   слов   с   помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Морфология (2 ч). Общее представление о частях речи.         Классификация   слов   по   частям   речи.   Знание   средств   их   выделения (вопросы и общее значение). Имя существительное.  Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена   собственные.   Различение   имён   существительных,   отвечающих   на вопросы «кто?» и «что?». Имя прилагательное.  Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.  Синтаксис.  Различение   предложения,  словосочетания,  слова (осознание  их сходства   и   различия).   Выделение   признаков   предложения.   Различение предложений   по   цели   высказывания:   повествовательные,   вопросительные   и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Орфография   и   пунктуация   (3   ч).  Практическое   усвоение   понятия «орфограмма».   Формирование   орфографической   зоркости,   использование разных   способов   написания   в   зависимости   от   места   орфограммы   в   слове. Использование орфографического словаря.     Применение правил правописания: • сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу; • сочетания чк—чн, чм, щн; • перенос слов; • заглавная буква в начале предложения, в именах собственных; • проверяемые безударные гласные в корне слова; • парные звонкие и глухие согласные в корне слова; • непроизносимые согласные; • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне • разделительные ъ и ь; слов); Развитие речи (3 ч). Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. 19 Практическое   овладение   диалогической   формой   речи.   Выражение   собственного   мнения,   его   аргументация.   Овладение   основными   умениями ведения   разговора   (начать,   поддержать,   закончить   разговор,   привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и   бытового   общения   (приветствие,   прощание,   извинение,   благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности   речевого   этикета   в   условиях   общения   с   людьми,   плохо владеющими русским языком.        Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую   тему   с   использованием   разных   типов   речи   (описание, повествование, рассуждение).         Текст.   Признаки   текста.   Смысловое   единство   предложений   в   тексте. Заглавие   текста.   Последовательность   предложений   в   тексте. Последовательность   частей   текста   (абзацев).   Комплексная   работа   над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). 3 класс Систематический курс русского языка (17 ч) Фонемика   и   орфоэпия   (2   ч).  Различение   гласных   и   согласных   звуков. Нахождение   в   слове   ударных   и   безударных   гласных   звуков.   Различение мягких   и   твёрдых   согласных   звуков,   определение   парных   и   непарных   по твёрдости­мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости­глухости согласных звуков.        Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный   ударный   безударный;   согласный   твёрдый   —   мягкий,   парный   — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный, деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова. Графика.  Различение   звуков   и   букв.   Обозначение   на   письме   твёрдости­ мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.     Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.     Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.         Знание   алфавита:   правильное   называние   букв,   их   последовательность. Использование   алфавита   при   работе   со   словарями,   справочниками, каталогами. 20 Лексика   (2   ч).  Практическое   представление   о   слове   как   единице   языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко­ буквенной)   стороны   и   внутренней   (значения   слова)   с   помощью   наглядно­ образных   моделей.   Первоначальное   представление   о   слове   как   знаке,   как заместителе реальных предметов (их действий и свойств).      Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует   уточнения.   Определение   значения   слова   по   тексту   или   уточнение значения с помощью толкового словаря.     Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира).     Слова — имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов).     Наблюдения   за   использованием   в   речи   антонимов   и   синонимов. Первоначальные   представления   об   однозначных   и   многозначных   словах,   о прямом и переносном значении слова. Состав   слова   (морфемика)   (2   ч).  Овладение   понятием   «родственные (однокоренные)   слова».   Различение   однокоренных   слов   и   различных   форм одного   и   того   же   слова.   Различение   однокоренных   слов   и   синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно   выделяемыми   морфемами   окончания,   корня,   приставки, суффикса.   Роль   окончаний   в   словах   (для   связи   слов   в   предложении). Различение   изменяемых   и   неизменяемых   слов.   Представление   о   значении суффиксов   и   приставок.   Образование   однокоренных   слов   с   помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Морфология (3 ч). Общее представление о частях речи.         Классификация   слов   по   частям   речи.   Знание   средств   их   выделения (вопросы   и   общее   значение).   Деление   частей   речи   на   самостоятельные   и служебные. Имя существительное.  Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена   собственные.   Различение   имён   существительных,   отвечающих   на вопросы   «кто?»   и   «что?».   Различение   имён   существительных   мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3­му склонению. Морфологический разбор имён существительных. Имя прилагательное.  Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация   и   группировка   слов   по   вопросам.   Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. Морфологический разбор имён прилагательных. Местоимение.  Общее   представление   о   местоимении.   Личные   местоимения. Значение и употребление в речи. Роль местоимения в речи. 21 Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Неопределённая форма глагола. Изменение глаголов по временам.   Изменение   глаголов   прошедшего   времени   по   родам   и   числам. Морфологический разбор глаголов. Синтаксис   (2   ч).  Различение   предложения,   словосочетания   (осознание   их сходства   и   различия).   Выделение   признаков   предложения.   Различение предложений   по   цели   высказывания:   повествовательные,   вопросительные   и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.         Нахождение  главных  членов  предложения:  подлежащего  и  сказуемого. Различение   главных   и   второстепенных   членов   предложения.   Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.      Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами   без   союзов   и   с   союзами   и,   а,   но.   Использование   интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Орфография   и   пунктуация   (3   ч).  Практическое   усвоение   понятия «орфограмма».   Формирование   орфографической   зоркости,   использование разных   способов   написания   в   зависимости   от   места   орфограммы   в   слове. Использование орфографического словаря.     Применение правил правописания: • сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу; • сочетания чк—чн, чм, щн; • перенос слов; • заглавная буква в начале предложения, в именах собственных; • проверяемые безударные гласные в корне слова; • парные звонкие и глухие согласные в корне слова; • непроизносимые согласные; • непроверяемые   гласные   и   согласные   в   корне   слова   (на   ограниченном • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; • разделительные ъ и ь; • мягкий знак после щипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, • безударные   падежные   окончания   имён   существительных   (кроме • безударные окончания имён прилагательных; • раздельное написание предлогов с личными местоимениями; • не с глаголами; • раздельное написание предлогов с другими словами; • знаки   препинания   в   конце   предложения:   точка,   вопросительный   и существительных на ­мя, ­ий, ­ья, ­ье, ­ия, ­ов, ­ин); перечне слов); мышь); восклицательный знаки; 22 • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами. Развитие речи (3 ч).          Практическое   овладение   диалогической   формой   речи.   Выражение собственного   мнения,   его   аргументация.   Овладение   основными   умениями ведения   разговора   (начать,   поддержать,   закончить   разговор,   привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и   бытового   общения   (приветствие,   прощание,   извинение,   благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности   речевого   этикета   в   условиях   общения   с   людьми,   плохо владеющими русским языком.       Смысловая сторона речи и словесная форма её выражения. Воображаемые коммуникативно­речевые ситуации (ролевые отношении и цели общении) на примере   общения   литературных   героев.   Осмысление   условий   реального общения   обучающихся   в   группе   и   в   парах   (ученик   —   ученик,   ученик   — учитель,   дети   —   родители   и   т.   д.).   Общение   с   партнёром   на   основе взаимопонимания,   доброжелательности   и   уважения.   Наблюдение   за   стилем общения   собеседников   (без   использования   термина),   которые   по­разному относятся друг к другу (общение дружелюбное, враждебное, уважительное, пренебрежительное, снисходительное, халатное, безразличность)         Текст.   Признаки   текста.   Смысловое   единство   предложений   в   тексте. Заглавие   текста.   Последовательность   предложений   в   тексте. Последовательность   частей   текста   (абзацев).   Комплексная   работа   над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).         План   текста.   Составление   планов   к   предлагаемым   текстам.   Создание собственных текстов по предложенным планам.         Типы  текстов:   описание, повествование,  рассуждение, их  особенности. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности,   правильности,   богатства   и   выразительности   письменной   речи; использование в текстах синонимов и антонимов.       Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений):   изложение   подробное,   сочинение­повествование,   сочинение­ описание, сочинение­рассуждение.     Освоение позитивной, духовно­нравственной модели общения, основанной на взаимопонимании, терпении, уважении к собеседнику и внимании к иному мнению. 4 класс Систематический курс русского языка (17 ч) 23 Фонемика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных   звуков,   определение   парных   и   непарных   по   твёрдости­мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости­глухости согласных звуков.        Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный   ударный   безударный;   согласный   твёрдый   —   мягкий,   парный   — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный, деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова. Графика.  Различение   звуков   и   букв.   Обозначение   на   письме   твёрдости­ мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.     Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.     Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.         Знание   алфавита:   правильное   называние   букв,   их   последовательность. Использование   алфавита   при   работе   со   словарями,   справочниками, каталогами. Лексика   (2   ч).  Практическое   представление   о   слове   как   единице   языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко­ буквенной)   стороны   и   внутренней   (значения   слова)   с   помощью   наглядно­ образных   моделей.   Первоначальное   представление   о   слове   как   знаке,   как заместителе реальных предметов (их действий и свойств).      Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует   уточнения.   Определение   значения   слова   по   тексту   или   уточнение значения с помощью толкового словаря.     Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира).     Слова — имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов).   Дифференциация   слов   по   вопросам   «кто?»,   «что?»   для   обозначения одушевлённых и неодушевлённых предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба — одежда). Знакомство со словарями.     Наблюдения   за   использованием   в   речи   антонимов   и   синонимов. Первоначальные   представления   об   однозначных   и   многозначных   словах,   о прямом и переносном значении слова. Состав   слова   (морфемика)   (3   ч).  Овладение   понятием   «родственные (однокоренные)   слова».   Различение   однокоренных   слов   и   различных   форм одного   и   того   же   слова.   Различение   однокоренных   слов   и   синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с     24 однозначно   выделяемыми   морфемами   окончания,   корня,   приставки, суффикса.   Роль   окончаний   в   словах   (для   связи   слов   в   предложении). Различение   изменяемых   и   неизменяемых   слов.   Представление   о   значении суффиксов   и   приставок.   Образование   однокоренных   слов   с   помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Морфология (5 ч). Общее представление о частях речи.         Классификация   слов   по   частям   речи.   Знание   средств   их   выделения (вопросы   и   общее   значение).   Деление   частей   речи   на   самостоятельные   и служебные. Имя существительное.  Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена   собственные.   Различение   имён   существительных,   отвечающих   на вопросы   «кто?»   и   «что?».   Различение   имён   существительных   мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение надежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3­му склонению. Морфологический разбор имён существительных. Имя прилагательное.  Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация   и   группировка   слов   по   вопросам.   Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ­ий, ­ья, ­ов, ­ин. Морфологический разбор имён прилагательных. Имя числительное.  Общее представление об имени числительном как части речи. Употребление числительных в речи. Местоимение.  Общее   представление   о   местоимении.   Личные   местоимения. Значение   и   употребление   в   речи.   Личные   местоимения   1,   2   и   3­го   лица единственного   и   множественного   числа.   Склонение   личных   местоимений. Роль местоимения в речи. Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени   (спряжение).   Способы   определения   I   и   II   спряжения   глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов. Наречие. Неизменяемость наречий. Значение и употребление в речи. Предлог.  Знакомство   с   наиболее   употребительными   предлогами.   Функция предлогов:   образование   падежных   форм   имён   существительных   и местоимений. Отличие предлогов от приставок.     Союзы (и, а, но), их роль в речи. Частица не, её значение. Синтаксис (2 ч). Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их   сходства   и   различия).   Выделение   признаков   предложения.   Различение предложений   по   цели   высказывания:   повествовательные,   вопросительные   и 25 побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.         Нахождение  главных  членов  предложения:  подлежащего  и  сказуемого. Различение   главных   и   второстепенных   членов   предложения.   Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.      Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами   без   союзов   и   с   союзами   и,   а,   но.   Использование   интонации перечисления в предложениях с однородными членами.     Различение простых и сложных предложений. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция. Орфография   и   пунктуация   (2   ч).  Практическое   усвоение   понятия «орфограмма».   Формирование   орфографической   зоркости,   использование разных   способов   написания   в   зависимости   от   места   орфограммы   в   слове. Использование орфографического словаря.     Применение правил правописания: • сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу; • сочетания чк—чн, чм, щн; • перенос слов; • заглавная буква в начале предложения, в именах собственных; • проверяемые безударные гласные в корне слова; • парные звонкие и глухие согласные в корне слова; • непроизносимые согласные; • непроверяемые   гласные   и   согласные   в   корне   слова   (на   ограниченном • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; • разделительные ъ и ь; • мягкий знак после щипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, • безударные   падежные   окончания   имён   существительных   (кроме • безударные окончания имён прилагательных; • раздельное написание предлогов с личными местоимениями; • не с глаголами; • мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2­го лица единственного • мягкий знак в глаголах на ­ться; • безударные личные окончания глаголов; • раздельное написание предлогов с другими словами; • знаки   препинания   в   конце   предложения:   точка,   вопросительный   и • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами. существительных на ­мя, ­ий, ­ья, ­ье, ­ия, ­ов, ­ин); восклицательный знаки; перечне слов); мышь); числа (пишешь, учишь); 26 Развитие речи (3 ч). Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.         Практическое   овладение   диалогической   формой   речи.   Выражение собственного   мнения,   его   аргументация.   Овладение   основными   умениями ведения   разговора   (начать,   поддержать,   закончить   разговор,   привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и   бытового   общения   (приветствие,   прощание,   извинение,   благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности   речевого   этикета   в   условиях   общения   с   людьми,   плохо владеющими русским языком.        Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую   тему   с   использованием   разных   типов   речи   (описание, повествование, рассуждение).         Текст.   Признаки   текста.   Смысловое   единство   предложений   в   тексте. Заглавие   текста.   Последовательность   предложений   в   тексте. Последовательность   частей   текста   (абзацев).   Комплексная   работа   над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).         План   текста.   Составление   планов   к   предлагаемым   текстам.   Создание собственных текстов по предложенным планам.         Типы  текстов:   описание, повествование,  рассуждение, их  особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и   корректирование   заданных   текстов   с   учётом   точности,   правильности, богатства   и   выразительности   письменной   речи;   использование   в   текстах синонимов и антонимов.       Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения,   сочинение­ рассуждение.     Освоение позитивной, духовно­нравственной модели общения, основанной на взаимопонимании, терпении, уважении к собеседнику и внимании к иному мнению.   сочинение­повествование,   сочинение­описание, Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 1 класс (16,5 ч.) Обучение грамоте (12ч.)   Раздел  27 Класс 2 3 4 1 1 1 Мир общения. Помощники слова в общении Слова и слоги. Ударение в слове. Слово и  предложение Мир полон звуков. Звучание и значение слова. Гласные звуки и буквы  Согласные звуки и буквы м, с, н, л, т, к Согласные звуки и буквы р, в, п, г Буквы е, ё, ю, я Согласные звуки и буквы б, д, з, ж, й, х  Согласные звуки и буквы: ш, ч, щ, ц, ф Буквы ь и ъ  Повторение — мать учения! Старинные азбуки и буквари Послебукварный период. ПРО ВСЁ НА СВЕТЕ 1 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Русский язык Раздел В мире общения. Роль слова в общении. Слово и его значение. Слова с несколькими  значениями Имя собственное. Группы слов. Слова, близкие и противоположные по значению Слоги. Перенос слов. Орфограммы. Правописание буквосочетаний  жи—ши, ча—ща, чу—щу  Слова. Предложения. Текст. Звуки и буквы. Слог. Ударение Состав слова Части речи Предложение. Текст. Повторение изученного за год Речевое общение. Повторяем — узнаём новое 28 1 1 1 1 0,5 1 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ Класс 2 3 ­ 2 2 ­ ­ 3 ­ 2 2 3 2 1 ­ ­ ­ ­ 3 ­ ­ 3 3 2 1 2 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 4 ­ ­ ­ ­ 2 ­ ­ 2 ­ 2­ 1 ­ Язык — главный помощник в общении Повторяем — узнаём новое Язык как средство общения Слово как часть речи    Имя существительное Имя прилагательное Местоимение Глагол Числительное Наречие ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 4,5 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 17 3 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 17 ­ 2 1 1 1 1 1 1 1 1 17 29 № урок тема урока а 1. Подготовка руки к письму.  Ориентировка в тетради. дата проведен ия 06.09 корректи ровка даты примеч ание 2. Упражнения для развития мелкой  20.09 моторики пальцев и свободы  движения руки. 3. Первоначальная ориентировка в  04.10 звуковой структуре слова: подбор  слов с заданным звуком. 4. Письмо элементов письменных  25.10 гласных букв. Классификация слов, их  звуковой анализ. 5. Овладение навыком начертания  08.11 письменных заглавных и строчных  букв  м, с, н, л, т, к. 6. Овладение навыком начертания  29.11 письменных заглавных и строчных  букв р, в, п, г. 7. Написание гласных я, ю, е, ё. Письмо 13.12 слогов с твёрдыми и мягкими  согласными. 8. Овладение навыком начертания  27.12 письменных заглавных и строчных  букв б, д, з, ж, й, х 9. Овладение навыком начертания  17.01 письменных заглавных и строчных  букв ш, ч, щ, ц, ф. 10. Разделительные мягкий и твёрдый  31.01 знаки. Письмо слов с мягким и  твердым знаком в конце и середине  слова. 30 11. Алфавит. Название букв русского  14.02 алфавита. Письмо слов и  предложений с предварительным  проговариванием. 12. Отработка написания элементов  07.03 букв. Оформление предложений на  письме. 13. Слово и его значение. Использование 21.03 в речи многозначных слов. 14. Знакомство с разными группами слов (синонимы, антонимы, группы слов,  объединённые одним значением) 15. Слоги. Деление слов на слоги.  Деление слова для переноса. 16. Написание слов с орфограммами.  Правописание буквосочетаний жи­ ши, ча­ща, чу­щу. 17. Текст. Признаки текста. Заглавие  текста. Произведения русских и   башкирских поэтов о природе. 04.04 18.04 02.05 23.05 31

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».

Программа учебного предмета «Родной русский язык» составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой «Русский язык».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2019