Программа внеурочной деятельности для начальной школы по общеинтеллектуальному направлению
Оценка 4.6

Программа внеурочной деятельности для начальной школы по общеинтеллектуальному направлению

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +2
Все классы
29.01.2017
Программа внеурочной деятельности для начальной школы по общеинтеллектуальному направлению
4 класс.docx
Пояснительная записка               Рабочая  программа    «Эрудит» ­ модифицированная, составлена    в соответствии с требованиями   Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального общего образования утвержденного приказом Минобразования РФ № 373 от 06.10.2009 г., программа интеллектуального клуба «Эрудит» составлена на основе программы курса «Я исследователь»     Автор:   Савенкова   Л.   И.,   и   сборника   «Программы   внеурочной деятельности» ­ М.: Академкнига, 2011. –Ч.2   Авторы программ: Р. Г. Чуракова, Т. М. Рагозина, И. Б. Мылова       Направленность программы – общеинтеллектуальная..               Данная   программа   предназначена   для   организации   внеурочной   деятельности   с учащимися   начальной   школы.   Проектная   деятельность     в   начальной   школе,   учитывая возрастные   особенности   детей,   имеет   свою   специфику.   В   начальной   школе   могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.                Учитывая   психологические   особенности   учащихся   начального   звена   проектная деятельность осуществляется под руководством учителя в коллективной работе.     Цель:  формирование   информационной   грамотности   учащихся   на   основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.      Задачи:  ­Развивать познавательный интерес к проектной и исследовательской  деятельности;     ­Способствовать формированию потребности  в самопознании и саморазвитии; ­Содействовать воспитанию активности личности, культуры общения и поведения в  социуме. Программа разработана для учащихся 4 классов, возраст детей –10­11 лет.  Расчитана на 1год всего 34 часа.  Периодичность занятий 1 раз в неделю. Тематический план №п/п 1. 2 3. 4. 5. 6. 7. 8. Тема учебного занятия Что такое исследование? ­ Понятие исследование. ­ Исследователи – животные. ­Результаты научных исследований ­Что такое научное открытие? ­Экспиременты   с   магнитом   и металлом Методы исследования. ­ Исследования по книгам. ­Помощник компьютер ­Рост   и   размножение   комнатных растений Практико­тренировочные занятия ­Мир чужими глазами ­Признаки предметов ­Почему светит солнце? ­Почему попугаи и вороны умеют разговариват? Классификация предметов ­Понятие предметов» ­Геометриические   фигуры   и «классификация» ­Классификация явлений Коллективное   занятие   жилой дом ­ Понятие «жилой дом» ­Создание квартиры» Наблюдение наблюдательность ­ Зрительные иллюзии ­ Сфера наблюдений. ­   Научные   открытия   на   основе наблюдений ­ Приборы для наблюдения Коллекционирование ­Что такое коллекционирование? ­Кто такой коллекционер? ­ Что можно коллекционировать? ­Выбор темы для коллекции Экспресс­исследование ­Что «классификация «собственной экспресс­   такое     и     Кол­во часов 5 часов 1 1 1 1 1 1 5 часов 2 2 1 5 часов 2 1 1 1 5 часов 2 2 1 2 часа 1 1 4 часа 1 1 1 1 4 часа 1 1 1 1 3 часа 1 Форма занятий Беседа Интеллектуальная игра Беседа Викторина Практикум Библиотечный урок Практикум Наблюдение Игры на воображение Соревнование Исследование Исследование Интеллектуальная игра Викторина Конкурс  Беседа Защита проектов Видеофильм Практикум Исследование Практикум Беседа Видеофильм Исследование практикум Практикум исследование? ­ Выставка  2 Конкурс проектоа Содержание занятий по темам 1. « Что такое исследование»(5 ч.)Понятие “исследование”. Как и где человек проводит  исследования в быту? Только человек исследует мир или животные тоже умеют это  делать? Что такое научное исследование? Где и как используют люди результаты научных  исследований? Что такое научное открытие? Плавучесть предметов. Эксперименты с  магнитом и металлами. Эксперименты по смешиванию красок 2. «Методы исследования»  (5 ч.)Думай самостоятельно. Просмотр книг. Вопрос ­ ответ.  Кино­ и телефильмы. Помощь компьютера. Свойства света. Рост и размножение комнатных растений.Тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных  объектов ( вода, свет, комнатные растения, люди). 3. «Практико­тренировочные занятия» (5ч.)Игры «Посмотрите на мир чужими глазами», «Составьте рассказ от имени другого персонажа», «Сколько значений у предмета»,  «Назовите как можно больше признаков предмета», «Тема одна ­ сюжетов много».  Экскурсии: « Почему светит солнце?»,  «Почему попугаи и вороны могут разговаривать?»  «Почему птицы, когда собираются в стаи, так сильно шумят?» Рисование осенних листьев,  деревьев, фруктов (форма, цвет, где растут, почему меняют цвет, и опадают с деревьев) 4. «Классификация предметов» (5 ч.) Понятие “классификации”. Классификация  предметов по разным основаниям. Игры   «Продолжи   ряд»,   Геометрические   фигуры   для классифицирования, «Четвертый лишний».     Найди предметы и явления, которые можно поделить надвое».    «Набор   картинок», 5. Коллективное занятие «Жилой дом» (2 ч.) Понятие “жилой дом”. Экскурсия и наблюдения за тем, как строятся и функционируют  жилые многоэтажные дома. Создание учащимся «собственной квартиры», рисование несуществующей, идеальной квартиры.  Сборку жилого дома.   Коллективное обсуждение выполненной работы. 6. «Наблюдение и наблюдательность» (4 ч.) Преимущества и недостатки (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения.   Сфера   наблюдения   в   научных   исследованиях.   Информация   об   открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.). Парные картинки, содержащие различия; найди два одинаковых квадрата; найди ошибки художника; найди силуэт изображённого предмета. 7. Коллекционирование (4 ч.) Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию Выбор темы для коллекции; сбор материала. 8. Экспресс­исследование (3ч.) Что такое  экспресс­исследовани Мини­семинар, выставка. Планируемые результаты Основной     результат     обучения   ­   расширение   зоны   ближайшего   развития   ребёнка   и последовательный   перевод   её   в   непосредственный   актив,   то   есть   в   зону   актуального развития.           Программа   обеспечивает   достижение   выпускниками   начальной   школы   следующих личностных, метапредметных и предметных результатов: Личностные результаты  Целостное восприятие окружающего мира.  Развитую   мотивацию   учебной   деятельности   и   личностного   смысла   учения, заинтересованность   в   приобретении   и   расширении   знаний   и   способов   действий, творческий подход к выполнению заданий.  Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.  Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.  Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат. Метапредметные результаты  Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.  Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.  Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с   поставленной   задачей   и   условиями   её   выполнения,   определять   наиболее эффективные способы достижения результата. Результатом  работы по программе данного курса можно считать итоговые занятия, которые   могут   быть   проведены   в   форме   интеллектуальных   игр,   конкурсов   эрудитов, творческих встреч  при участии родителей, в форме экскурсий и праздников. В начале и в конце каждого года обучения по программе проводится тестирование учащихся на выявление уровня познавательных процессов. (Приложение №1) Ожидаемые результаты.  Расширение возможностей для творческого развития личности учащегося,  реализация его интересов. Рост личностных достижений. Создание атмосферы успеха. Установление гуманных отношений партнёрского сотрудничества. Накопление опыта творческой деятельности. Участие в турах олимпиад по русскому языку, математике, окружающему миру.             Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений   служит   портфолио   ученика.   Как   показывает   опыт   его   использования, портфель достижений может быть отнесён к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных   на   демонстрацию   динамики   образовательных   достижений   в   широком образовательном контексте (в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации собственной   учебной   деятельности,   как  самоконтроль,   самооценка,   рефлексия   и   т.  д.). Портфель   индивидуальных   образовательных   достижений   обучающихся   содержит документы   и   материалы,   подтверждающие   достижения   обучающихся   классов   за определенный   период   обучения:   таблицы   результатов   наблюдения,     листы   самооценки, обработку   и   интерпретацию   результатов,  на   основании   которых   заполняется   сводная таблица, которая дает итоговую оценку планируемых результатов освоения программ Учебно­методические средства обучения Для учителя 1. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.   [   Текст]   /   Д.   В.   Григорьев//   Стандарты   второго   поколения.   Пособие   для учителя.­ Москва,2010.­ С.25. 2. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся   [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. ­ № 18. – С. 68­74.  3.  Горский,   В.А.,   Тимофеев   А.А.,   Смирнов   Д.В.  Примерные   программы   внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [ Текст] /   В.А.   Горский// Стандарты второго поколения.­ Москва,2010.­С.15. 4. Григорьев, Д.В., Куприянов, В.В. Программы внеурочной деятельности. [ Текст] /     Д.В. Григорьев // Стандарты второго поколения. .­ Москва,2010.­ С.40. 5.Гузеев, В. В.   «Метод   проектов»   как   частный   случай   интегративной   технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995  6.Дик, Н.Ф. Школа полного дня. Новое содержание обучения и воспитания в 1­2 классах. [ Текст] /  Н.Ф. Дик// Государственные стандарты второго поколения. Москва,2010.­ С.15­ 45. 7.  Дик, Н.Ф., Белостоцкая, Н.Ф.  Школа полного дня. Целый день идет игра! [ Текст] / Н.Ф.   Дик//   Игровые   технологии   обучения   и   воспитания.   Государственные   стандарты второго поколения. Москва, 2010.­ С.5­27. 8.Новикова, Т. Проектные   технологии   на уроках   и во внеурочной   деятельности [Текст]. //Народное образование, № 7, 2000, с 151­157. 9.Поливанова,   К.Н.  Проектная   деятельность   школьников:   Пособие   для   учителя   // К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008­45  10. Пахомова, Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52­ 11.  Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С. Е. Егоркина и др.];   под ред. Воронцова, А.Б. – М.: Просвещение, 2010. 12.Савенков, А.И. Маленький исследователь [Текст] //Как научить младших школьников приобретать знания. – Ярославль, Академия развития,  200213. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения. ­ Самара, Учебная литература, 2006. 13.Тлиф, В. А. Виды исследований школьников [Текст] В. А. Тлиф // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 2. – С. 84­106.  14.   Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального   общего образования // Министерство образования и науки  Рос. Федерации. – М.: Просвещение, Интернет­ресурсы для учителя http://schools.keldysh.ru/labmro Методический сайт лаборатории методики  и информационной поддержки развития образования МИОО www.issl.dnttm.ru  — сайт журнала «Исследовательская работа школьника». http://www.fsu­expert.ru/node/2696 Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте  содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником?  http://standart.edu.ru/   Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В.    Степанова.  Для обучающихся: 1. Большая детская энциклопедия// серия книг в томах 2.Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения. ­ Самара, Учебная литература,  2006. 3. Тлиф, В. А. Виды исследований школьников [Текст] В. А. Тлиф // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 2. – С. 84­106. Интернет­ресурсы для обучающихся: 1. Портал исследовательской деятельности учащихся­  www.researcher.ru   2. Сайт журнала «Исследовательская работа школьника»­ ­  www.issl.dnttm.ru   3. Сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ  им. В. И. Вернадского­ vernadsky. info 4. Уроки Кирилла и Мефодия.  ­ мультимедийный учебник из серии "Начальная школа» 5. Большая детская энциклопедия. http  6. Интернет­журнал «Затеево» http     .  mirknig  .  ru   /  ://   www   .  com   /  ://   zateevo Диагностика познавательных процессов младших школьников Приложение №1 Внимание 1. Методика "Изучение переключения внимания" Цель: изучение и оценка способности к переключению внимания. Оборудование:   таблица   с   числами   черного   и   красного   цветов   от   1   до   12,   на­ писанными не по порядку; секундомер. Порядок исследования. По сигналу исследователя испытуемый должен назвать и показать числа : а) черного цвета от 1 до 12; б) красного цвета от 12 до 1; в) черного цвета в возрастающем порядке, а красного ­ в убывающем (например, 1 ­ черная, 12 ­ красная, 2 ­ черная, 11 ­ красная и т.д.). Время опыта фиксируется с помощью секундомера. Обработка   и   анализ   результатов.   Разность   между   временем,   необходимым   для завершения последнего задания, и суммой времени, затраченного на работу над первым и вторым, будет тем временем, которое испытуемый расходует на переключение внимания при переходе от одной деятельности к другой. 2. Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы Цель: исследование устойчивости внимания учащихся. Оборудование: стандартный бланк теста «Корректурная проба», секундомер. Порядок   исследования.   Исследование   необходимо   проводить   индивидуально. Начинать нужно убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе. Экзаменатор выдает ему бланк «Корректурной пробы» и разъясняет суть по следующей инструкции: «На бланке напечатаны   буквы   русского   алфавита.   Последовательно   рассматривая   каждую   строчку, отыскивай буквы «к» и «р» и зачеркивай их. Задание нужно выполнить быстро и точно». Испытуемый   начинает   работать   по   команде   экспериментатора.   Через   десять   минут отмечается последняя рассмотренная буква. Обработка   и   анализ   результатов.   Сверяются   результаты   в   корректурном   бланке испытуемого   с   программой   ­   ключом   к   тесту.   Подсчитываются   общее   количество просмотренных за десять минут букв, количество правильно вычеркнутых за время работы букв,   количество   букв,   которые   необходимо   было   вычеркнуть.   Рассчитывается продуктивность внимания, равная количеству просмотренных  за  десять   минут  букв  и точность,   вычисленная   по  формуле К =  m/nх100%, где К ­ точность,  n  ­ количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m ­ количество правильно вычеркнутых во время работы букв. 3. Исследование особенностей распределения внимания  (методика Т.Е. Рыбакова) Оборудование: бланк, состоящий из чередующихся кружков и крестов (на каждой строчке семь кружков и пять крестов, всего 42 кружка и 30 крестов), секундомер. Порядок исследования. Испытуемому предъявляют бланк и просят считать вслух, не   останавливаясь   (без   помощи   пальца),   по   горизонтали   число   кружков   и   крестов   в отдельности. Обработка   и   анализ   результатов.   Экспериментатор   замечает   время,   которое требуется испытуемому на весь подсчет элементов, фиксирует все остановки испытуемого и те моменты, когда он начинает сбиваться со счета. Сопоставление количества остановок, количества   ошибок   и   порядкового   номера   элемента,   с   которого   испытуемый   начинает сбиваться   со   счета,   позволит   сделать   вывод   об   уровне   распределения   внимания   у испытуемого. 1. Методика «Определение типа памяти» Память Цель: определение преобладающего типа памяти. Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер. Для  запоминания   на  слух:  машина,   яблоко,  карандаш,   весна,  лампа,  лес,  дождь, цветок, кастрюля, попугай. Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка. Для запоминания при моторно­слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь. Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица. Порядок   исследования.   Ученику   сообщают,   что   ему   будет   прочитан   ряд   слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается   первый   ряд   слов.   Интервал   между   словами   при   чтении   ­   3   секунды; записывать их ученик должен после 10­секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут. Предложите   ученику   про   себя   прочитать   слова   второго   ряда,   которые   экспо­ нируются в течение одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут. Экспериментатор   читает   ученику   слова   третьего   ряда,   а   испытуемый   шепотом повторяет каждое из них. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут. Экспериментатор   показывает   ученику   слова   четвертого   ряда,   читает   их   ему. Испытуемый   повторяет   каждое   слово   шепотом.   Затем   записывает   на   листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут. Обработка   и   анализ   результатов.   О   преобладающем   типе   памяти   испытуемого можно   сделать   вывод,   подсчитав   коэффициент   типа   памяти   (С).   С   =a/10,     где   а   ­ количество правильно воспроизведенных слов. Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти. 2. Методика «Изучение логической и механической памяти» Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов. Оборудование: два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер. Первый ряд кукла – играть курица – яйцо ножницы – резать лошадь – сани книга – учитель бабочка ­ муха  щетка ­ зубы  снег ­ зима  корова ­ молоко  лампа ­ вечер Второй ряд жук ­ кресло  компас ­ клей  колокольчик ­ стрела  синица ­ сестра  лейка ­ трамвай  ботинки ­ самовар  спичка ­ графин  шляпа ­ пчела  рыба ­ пожар  пила ­ яичница Порядок   исследования.   Ученику   сообщают,   что   будут   прочитаны   пары   слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор   читает   испытуемому   десять   пар   слов   первого   ряда   (интервал между парой ­ пять секунд). После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с   интервалом   десять   секунд),   а   испытуемый   записывает   запомнившиеся   слова   правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда. Обработка и анализ результатов. Результаты исследования заносятся в следующую таблицу. Таблица 2.  Объем смысловой и механической памяти Объем смысловой памяти Объем механической памяти Количество слов первого ряда (А) Количество запомнив­ шихся слов (В) Коэффициен т смысловой памяти С=В/А Количество слов второго ряда (А) Количество запомнив­ шихся слов (В) Коэффициен т механическо й памяти С=В/А Цель:   исследование   логичности   и   гибкости   мышления.   Оборудование:   бланк,   в 1. Методика "Простые аналогии" котором напечатаны два ряда слов по образцу. Мышление 1.      Бежать          стоять 2.     Паровоз          вагоны 3.     Нога        сапог 4.     Коровы            стадо 5.     Малина         ягода  6.     Рожь         поле Кричать________________________________ а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать,  д) конюшня Конь__________________________________ а) конюх,  б) лошадь,   в)  овес,  г) телега,  д) конюшня Глаза__________________________________   а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос Деревья________________________________ а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищник Математика____________________________ а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) мел 7.     Театр        зритель 8.     Пароход         пристань 9.      Смородина            ягода 10.    Болезнь           лечить 11.    Дом         этажи Яблоня________________________________ а)  садовник,  б) забор,  в)  яблоки,  г) сад,  д) листья Библиотека_____________________________ а) полки, б) книги, в) читатель, г) библио­ текарь,  д) сторож Поезд_________________________________ а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир,  д) шпалы Кастрюля______________________________ а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар Телевизор______________________________ а) включить, б) ставить, в) ремонтировать,  г) квартира, д) мастер Лестница_______________________________ а)   жители,   б)   ступеньки,   в)   каменный, г) большой, д) подъем Порядок   исследования.   Ученик   изучает   пару   слов,   размещенных   слева,   уста­ навливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним. Обработка   и   анализ   результатов.   О   высоком   уровне   логики   мышления   сви­ детельствуют восемь­десять правильных ответов, о хорошем ­ 6­7 ответов, о достаточном ­ 4­5, о низком ­ менее чем 5. 2. Методика «Исключение лишнего» Цель:  изучение  способности  к  обобщению.  Оборудование:  листок  с  двенадцатью рядами слов типа: 1. Лампа, фонарь, солнце, свеча. 2.  Сапоги, ботинки, шнурки, валенки. 3. Собака, лошадь, корова, лось. 4.  Стол, стул, пол, кровать. 5.  Сладкий, горький, кислый, горячий. 6.  Очки, глаза, нос, уши. 7. Трактор, комбайн, машина, сани. 8.  Москва, Киев, Волга, Минск. 9. Шум, свист, гром, град. 10.  Суп, кисель, кастрюля, картошка. 11. Береза, сосна, дуб, роза. 12.  Абрикос, персик, помидор, апельсин. Порядок   исследования.   Ученику   необходимо   в   каждом   ряду   слов   найти   такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему. Обработка и анализ результатов. 1.  Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова). 2.  Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя «кастрюля» ­ это посуда, а остальное ­ еда). 3.  Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия. 4.     Определить,   какие   допущены   ошибки,   особенно   в   плане   использования   для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.). Ключ  к оценке результатов. Высокий уровень ­ 7­12 рядов обобщены  родовыми понятиями; хороший ­ 5­6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний ­7­12 рядов с одним родовым понятием; низкий ­ 1­6 рядов с одним родовым понятием. 3. Методика «Изучение скорости мышления» Цель: определение скорости мышления. Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер. Слова: п­ра г­ра п­ле к­са т­ло р­ба р­ка п­ля с­ло м­ре д­р­во з­м­к к­м­нь п­с­к с­ни с­ол ш­о­а к­и­а с­л­це д­с­а п­и­а р­ба ф­н­ш х­кк­й у­и­ель к­р­ца б­р­за п­е­д с­ег в­с­а п­сь­о о­н­ з­о­ок к­ш­а ш­ш­а п­р­г ш­п­а б­р­б­н к­нь­и д­р­в­ Порядок исследования. В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует   одной   букве.   За   три   минуты   необходимо   образовать   как   можно   больше существительных единственного числа. Обработка и анализ результатов: 25­30 слов ­ высокая скорость мышления; 20­24 слова ­ хорошая скорость мышления; 15­19 слов ­ средняя скорость мышления; 10­14 слов ­ ниже средней; до 10 слов ­ инертное мышление. Этими   критериями   следует   пользоваться   при   оценке   учащихся   2­4­х   классов, первоклассников можно исследовать со второго полугодия и начинать отсчет с третьего уровня: 19­16 слов ­ высокий уровень мышления; 10­15 слов ­ хороший; 5­9 слов ­ средний; до 5 слов ­ низкий. Цель: определение уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной 4. Методика «Изучение саморегуляции» деятельности. Оборудование: образец с изображением палочек и черточек (I­II­II1­1) на тетрадном листе в линейку, простой карандаш. Порядок исследования. Испытуемому предлагают в течение 15 минут на тетрадном листе в линейку писать палочки и черточки так, как показано в образце, соблюдая при этом правила:  писать палочки  и черточки  в определенной  последовательности,  не писать  на полях, правильно переносить знаки с одной строки на другую, писать не на каждой строке, а через одну. В протоколе экспериментатор фиксирует, как принимается и выполняется задание ­ полностью, частично или не принимается, не выполняется совсем. Фиксируется также качество самоконтроля по ходу выполнения задания (характер допущенных ошибок, реакция   на   ошибки,   т.е.   замечает   или   не   замечает,   исправляет   или   не   исправляет   их), качество   самоконтроля   при   оценке   результатов   деятельности   (старается   основательно проверить   и   проверяет,   ограничивается   беглым   просмотром,   вообще   не   просматривает работу,   а   отдает   ее   экспериментатору   сразу   по   окончании).   Исследование   проводится индивидуально. Обработка   и   анализ   результатов.   Определяют   уровень   сформированности саморегуляции   в   интеллектуальной   деятельности.   Это   один   из   компонентов   общей способности к учению. 1 уровень. Ребенок принимает задание полностью, во всех компонентах, сохраняет цель до конца занятия; работает сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе; работает в основном точно, если и допускает отдельные ошибки, то при проверке замечает и самостоятельно устраняет их; не спешит сдавать работу сразу же, а еще раз проверяет написанное, в случае необходимости вносит поправки, делает все возможное, чтобы работа была выполнена не только правильно, но и выглядела аккуратной, красивой. 2 уровень. Ребенок принимает задание полностью, сохраняет цель до конца занятия; по ходу работы допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и самостоятельно не устраняет их; не устраняет ошибок и в специально отведенное для проверки время в конце занятия, ограничивается беглым просмотром написанного, качество оформления работы его не заботит, хотя общее стремление получить хороший результат у него имеется. 3   уровень. Ребенок принимает цель задания частично и не может ее сохранить во всем объеме до конца занятия; поэтому пишет знаки беспорядочно; в процессе работы допускает ошибки не только из­за невнимательности, но и потому, что не запомнил какие­ то правила или забыл их; свои ошибки не замечает, не исправляет их ни по ходу работы, ни в конце занятия; по окончании работы не проявляет желания улучшить ее качество; к полученному результату вообще равнодушен. 4   уровень.   Ребенок   принимает   очень   небольшую   часть   цели,   но   почти   сразу   же теряет ее; пишет знаки в случайном порядке; ошибок не замечает и не исправляет, не использует   и   время,   отведенное   для   проверки   выполнения   знания   в   конце   занятия;   по окончании   сразу   же   оставляет   работу   без   внимания;   к   качеству   выполненной   работы равнодушен. 5 уровень. Ребенок совсем не принимает задание по содержанию, более того, чаще вообще   не   понимает,   что   перед   ним   поставлена   какая­то   задача;   в   лучшем   случае   он улавливает из инструкции только то, что ему надо действовать карандашом и бумагой, пытается это делать, исписывая или разрисовывая лист как получится, не признавая при этом ни полей, ни строчек; о саморегуляции на заключительном этапе занятия говорить даже не приходится. Воображение Методика «Дорисовывание фигур» Цель: изучение оригинальности решения задач на воображение. Оборудование:   набор   из   двадцати   карточек   с   нарисованными   на   них   фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок­голова с двумя ушами и т.д., простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.), цветные карандаши, бумага. Порядок   исследования.   Ученику   необходимо   дорисовать   каждую   их   фигур   так, чтобы получилась красивая картинка. Обработка и анализ результатов. Количественная оценка степени оригинальности производится подсчетом количества изображений, которые не повторялись у ребенка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки, в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка. Подсчитанный коэффициент   оригинальности   соотносят   с   одним   из   шести   типов   решения   задачи   на воображение. Нулевой   тип.   Характеризуется   тем,   что   ребенок   еще   не   принимает   задачу   на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что­то свое (свободное фантазирование). 1  тип ­ ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей. 2 тип ­ также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями. 3   тип  ­ изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой­нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку). 4   тип  ­   ребенок   изображает   несколько   объектов   по   воображаемому   сюжету (девочка гуляет с собакой). 5 тип ­ заданная фигура используется качественно по­новому. Если в 1­4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок­голова), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).

Программа внеурочной деятельности для начальной школы по общеинтеллектуальному направлению

Программа внеурочной деятельности для начальной школы по общеинтеллектуальному направлению

Программа внеурочной деятельности для начальной школы по общеинтеллектуальному направлению

Программа внеурочной деятельности для начальной школы по общеинтеллектуальному направлению

Программа внеурочной деятельности для начальной школы по общеинтеллектуальному направлению

Программа внеурочной деятельности для начальной школы по общеинтеллектуальному направлению

Программа внеурочной деятельности для начальной школы по общеинтеллектуальному направлению

Программа внеурочной деятельности для начальной школы по общеинтеллектуальному направлению

Программа внеурочной деятельности для начальной школы по общеинтеллектуальному направлению

Программа внеурочной деятельности для начальной школы по общеинтеллектуальному направлению

Программа внеурочной деятельности для начальной школы по общеинтеллектуальному направлению

Программа внеурочной деятельности для начальной школы по общеинтеллектуальному направлению

Программа внеурочной деятельности для начальной школы по общеинтеллектуальному направлению

Программа внеурочной деятельности для начальной школы по общеинтеллектуальному направлению

Программа внеурочной деятельности для начальной школы по общеинтеллектуальному направлению

Программа внеурочной деятельности для начальной школы по общеинтеллектуальному направлению

Программа внеурочной деятельности для начальной школы по общеинтеллектуальному направлению

Программа внеурочной деятельности для начальной школы по общеинтеллектуальному направлению

Программа внеурочной деятельности для начальной школы по общеинтеллектуальному направлению

Программа внеурочной деятельности для начальной школы по общеинтеллектуальному направлению

Программа внеурочной деятельности для начальной школы по общеинтеллектуальному направлению

Программа внеурочной деятельности для начальной школы по общеинтеллектуальному направлению

Программа внеурочной деятельности для начальной школы по общеинтеллектуальному направлению

Программа внеурочной деятельности для начальной школы по общеинтеллектуальному направлению

Программа внеурочной деятельности для начальной школы по общеинтеллектуальному направлению

Программа внеурочной деятельности для начальной школы по общеинтеллектуальному направлению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017