Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»
Оценка 5

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Оценка 5
Образовательные программы +1
doc
химия
5 кл—8 кл
17.02.2019
Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»
Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе Программы формирования универсальных учебных действий, Программы основного общего образования "Введение в естественнонаучные дисциплины. Естествознание" (5-6 классы), программы "Физика. Химия" (5-8 классы) А.Е. Гуревича, Д.И. Исаева, Л.С. Понтака. Внеурочная деятельность факультативного курса «Химический многогранник» организована для обеспечения досуга школьников, который позволит удовлетворить их познавательные интересы, а также снизить эмоциональное напряжение, накопившееся в течение дня. Она включает в себя знания из области физики и химии, расширяя и углубляя предметную область данных учебных предметов. Программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами естествознания, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление об окружающем мире. При посещении внеурочных занятий данного курса обучающиеся могут почувствовать радость познания, приобретут умение учиться, уверенность в своих способностях.
Himi4eskiy_mnogogrannik.doc
Пояснительная записка Программа   внеурочной   деятельности   «Химический   многогранник»   разработана   в соответствии   с   требованиями   ФГОС   ООО   на   основе   Программы   формирования универсальных учебных действий, Программы основного общего образования "Введение в естественнонаучные дисциплины. Естествознание" (5­6 классы), программы "Физика.  Химия" (5­8 классы) А.Е. Гуревича, Д.И. Исаева, Л.С. Понтака. Внеурочная   деятельность   факультативного   курса   «Химический   многогранник» организована для обеспечения досуга школьников, который позволит удовлетворить  их познавательные   интересы,   а   также   снизить  эмоциональное   напряжение,   накопившееся   в течение дня. Она включает в себя знания из области физики и химии, расширяя и углубляя предметную область данных учебных предметов. Программа   позволяет   обучающимся   ознакомиться   со   многими   интересными вопросами   естествознания,   выходящими   за   рамки   школьной   программы,   расширить целостное   представление   об   окружающем   мире.   При   посещении   внеурочных   занятий данного курса обучающиеся могут почувствовать радость познания, приобретут умение учиться, уверенность в своих способностях. Цель курса ­ развитие общекультурной компетентности учащихся через расширение   ознакомление   с   объектами углубление   химических   знаний   школьников,   развитие   познавательного   интереса   учащихся   и материального   мира, интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента и самостоятельного приобретения знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными   потребностями.  Способствовать   формированию   функционально грамотной личности, т.е. использованию уже имеющиеся знаний, умений и навыков для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений и которая способна осваивать новые знания на протяжении всей жизни. Задачи курса:  Сформировать начальные навыки исследовательской деятельности;  Формирование основ научного мировоззрения и физического мышления. Освоение  знаний об основных методах научного познания природы, характерных для естественных  наук (экспериментальном и теоретическом); физических явлениях; величинах,  характеризующих явления; законах, которым явления подчиняются.   Повысить интерес к школьным дисциплинам и самообразованию;  Проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием  необходимых измерительных приборов. Умение обрабатывать результаты наблюдений  или измерений и представлять их в различной форме, выявлять на этой основе  эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения природных  явлений, принципов действия отдельных технических устройств, решать физические  задачи.  Диалектический метод познания природы.  Формирование понимания необходимости  усвоения физических знаний как ядра гуманитарного образования, необходимости  общечеловеческого контроля разумного использования достижений науки и технологий  для дальнейшего развития общества и разрешения глобальных проблем.  Развитие интеллектуальных и творческих способностей. Умение ставить и разрешать  проблему при индивидуальной и коллективной познавательной деятельности.  Развитие творческих способностей учащихся, целеустремленности, наблюдательности, воображения;  Применение полученных знаний и умений для решения практических задач  повседневной жизни. Оценка результатов своих действий, применения ряда приборов и  механизмов; обеспечение рационального и безопасного поведения по отношению к себе,  обществу, природе.   Формирование умений организовывать свой труд, пользоваться дополнительной  литературой; Описание ценностных ориентиров содержания курса 1) Формирование основ научного мировоззрения и физического мышления.  Освоение знаний об основных методах научного познания природы, характерных  для естественных наук (экспериментальном и теоретическом); физических  явлениях; величинах, характеризующих явления; законах, которым явления  подчиняются 2) Проектирование   и   проведение   наблюдения   природных   явлений   с использованием   необходимых   измерительных   приборов.  Умение   обрабатывать результаты наблюдений или измерений и представлять их в различной форме, выявлять на этой   основе   эмпирические   зависимости;   применять   полученные   знания   для   объяснения природных   явлений,   принципов   действия   отдельных   технических   устройств,   решать физические задачи. 3) Диалектический   метод   познания   природы.  Формирование   понимания необходимости усвоения физических знаний как ядра гуманитарного образования, необходимости общечеловеческого контроля разумного использования достижений науки  и технологий для дальнейшего развития общества и разрешения глобальных проблем. 4) Развитие интеллектуальных и творческих способностей. Умение ставить  и разрешать проблему при индивидуальной и коллективной познавательной деятельности. 5) Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.  Оценка результатов своих действий,  применения ряда приборов и механизмов; обеспечение рационального и безопасного поведения по отношению к себе, обществу, природе Общая характеристика курса Организация занятий факультативного курса «Химический многогранник»  определяется, следующими критериями:  интеграция учебного содержания (использование не только химического содержания, но и введение в него элементов биологии, физики, литературы, истории и т.д.);  частая смена видов деятельности (за 30–40 мин от 3 до 5 раз);  использование самых разнообразных организационных форм, в том числе игровых;  акцент на практические виды деятельности;  отказ от обязательных домашних заданий;  обеспечение   успеха   и   психологического   комфорта   каждому   учащемуся   путем развития его личностных качеств посредством эффективной и интересной для него деятельности,   постоянного   наблюдения   за   динамикой   его   развития   и соответствующего поощрения.  Генерализация учебного материала на основе ведущих идей, принципов химии Задачам генерализации служит широкое использование обобщенных планов построения ответов и   ознакомление   учащихся   с   особенностями   различных   мыслительных   операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация).  Усиление практической направленности и политехнизма курса. С целью формирования и развития познавательного интереса учащихся к предмету химии ведётся  широким привлечением   демонстрационного   эксперимента,   включающего   и   примеры практического применения химических явлений и законов. Учениками выполняется значительное число фронтальных экспериментов и практических работ. Предлагается решение   задач   с   техническими   данными,   проведение   самостоятельных   наблюдений учащимися при выполнении ими домашнего задания, организация внеклассного чтения доступной научно­популярной литературы, поиски химической информации в INTERNET Основные виды деятельности учащихся  Индивидуальное, коллективное, групповое решение экспериментальных и текстовых задач различной трудности. Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач:  занимательных, экспериментальных, задач с различным содержанием, задач на проекты,  качественных задач, комбинированных задач и т.д. Составление таблиц. Взаимопроверка  решенных задач. Составление тестов для использования на уроках.  Составление проектов в электронном виде. Экскурсии с целью отбора материала для составления задач. В соответствии с целями спецкурса, его содержанием и методами обучения наиболее  оптимальной формой занятия является самостоятельная исследовательская работа. Необходимо отдавать предпочтение следующим формам работы: консультация с учителем;  работа в малых группах (2­3 человека) при выполнении исследовательских  заданий;  подготовка отчетных материалов по результатам проведения исследований. В курсе используются эвристические исследовательские  методы обучения: анализ информации,   постановка   эксперимента,   проведение   исследований.   Эти   методы   в наибольшей   степени   должны   обеспечить   развитие   познавательных   интересов, интеллектуальных и творческих способностей, в самостоятельности в приобретении знаний при выполнении творческих заданий, экспериментальных исследований. Роль учителя в обучении меняется: он выступает как организатор, консультант,  эксперт самого процесса деятельности учащихся и её результатов. Формы и средства контроля практическая работа лабораторная работа головоломки, ребусы, кроссворды                                         защита творческих работ и проектов Описание места предмета в учебном плане В соответствии с учебным планом основного общего образования МБОУ гимназии №5  программа  курса «Химический многогранник» реализуется в 5­8 классах по 34 часа в каждом (34 недели по 1 часу в неделю). Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных  занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Химический многогранник» Личностными результатами изучения естествознания являются: Развитие   любознательности   и   формирование   интереса   к   изучению   природы методами естественных наук; Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; Воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремлению к здоровому образу жизни; Развитие   интеллектуальных   и   творческих   способностей   учащихся,   мотивации   к изучению в дальнейшем различных естественных наук. Метапредметными   результатами  изучения   естествознания   в   основной   школе являются: Овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений; Освоение   приемов   исследовательской   деятельности:   формулирование   цели учебного   исследования   (опыта,   наблюдения),   составление   его   плана,   фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; Формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиск и отбор источников информации ( справочные издания на печатной основе и в виде СД, периодические издания, Интернет и т.д.) в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией; систематизация информации; понимание информации, представленной   в   различной   знаковой   системе   –   в   виде   таблиц,   диаграмм,   графиков, рисунков и т.д..; Развитие   коммуникативных   умений   и   овладение   опытом   межличностной коммуникации,   корректное   ведение   диалога   и   участие   в   дискуссии,   участие   в   работе группы в соответствии с обозначенной ролью. Предметными результатами выпускников основной школы являются: В ценностно­ориентационной   сфере  –  формирование   представлений   о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира, как важнейшем элементе культурного опыта человечества; В познавательной сфере  –  расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы; формирование представлений о взаимосвязи мира живой и неживой   природы,   между   живыми   организмами;   об   изменениях   природной   среды   под воздействием человека; освоение базовых естественно­научных знаний, необходимых для дальнейшего   изучения   систематических   курсов   естественных   наук;   формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил   безопасного   поведения   природной   и   социоприродной   среде,   при   оказании простейших видов первой медицинской помощи; В сфере  физической  культуры  –  расширение  представлений  о  здоровом  образе жизни. Содержание программы 5 класс «Мир волшебных превращений» Правила техники безопасности. «Знакомство с лабораторным оборудованием, правилами нагревания». Как обнаружить вещество или что такое аналитика. Путешествие в микромир. Тела и вещества. Свойства веществ. Изучение свойств воды. Путешествие одной капли . Я­ лаборант. Знакомство с химическими элементами металлами. Откуда на меди черный  налет. Как удалить ржавчину? Пять рассказов о золоте, серебре и других металлах.  Знакомство с химическими элементами – неметаллами. Волшебная сера. А ну­ка отгадай! Химическое лото. Углерод. Опыты со стеклом. Жидкое стекло. Закладка опыта  «Выращивание кристалла». Опыты с пищевыми продуктами. Карамелизация сахара. Глюкоза из крахмала. Как избавиться от мух и комаров. Как удалить пятна? Что  такое накипь и как с ней бороться? Основы химической чистки. Когда вода не тушит огонь. Препараты домашней аптечки. Лекарственные растения. Помоги себе сам.  Растения­индикаторы, растения­рудознатцы. Прошлое, настоящее и будущее 6 класс “Все, что есть в химии научного, это физика, а остальное ­ кухня!” Повторение изученного в 5 классе Повторение физических понятий, необходимых для изучения курса химии, для  продолжения образования: знать понятия тела, вещества, уметь приводить примеры  физических тел и веществ, уметь приводить примеры химических и физических явлений,  искусственных и синтетических веществ. Формирование представлений об идеях и методах  изучения природы, о химии как форме её описания и методе познания действительности.  Овладение приемами решения задач и выполнения практических работ: знать научный метод  познания природы, уметь пользоваться измерительными приборами, уметь делать измерения и вычисления. Химическая символика. Химический элемент и химическая формула Формирование  понятий химический элемент, знаки, или символы химических элементов, периодическая система химических элементов, умения работать с карточками  химических знаков: название элемента, произношение символа, латинского названия.  Формирование понятий молекулы, атомы, кристаллические решетки. Интеллектуальное  развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для физической  деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе. Вещества и их свойства Формирование представлений об устройстве и назначении лабораторной посуды,  лабораторного штатива и спиртовки. Овладение приемами описания веществ, работы с  лабораторной посудой, лабораторным штативом и спиртовкой, способами разделения смесей. Химические явления Формирование понятий химические реакции, признаки и условия их протекания.  Ознакомление со значением для химии закона сохранения массы. Знакомство с основными  классами неорганических и органических веществ, значением для народного хозяйства газа и  нефти, переработкой газа и нефти, ролью материалов для современной техники, полимеров и  химических волокон, каучука и резины, вулканизации. 7 класс «Химия на нашей кухне!» Введение. Химия ­ наука о веществах. Ознакомление с лабораторным оборудованием,  химической посудой. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием. Правила поведения  в лаборатории. Практическая работа 1. Простейшие операции с веществом. Выполнение операций  наливания, насыпания, взвешивания, очистки воды: фильтрование, выпаривание, отстаивание. Вещества пищи. Поваренная соль и ее свойства. Сахар и его свойства. Что такое сода?  Из чего сделан мел? Белки, жиры, углеводы: значение для организма. Какую опасность  представляют из себя пищевые добавки? Практические работы: Очистка соли. Конфетная фабрика. Превращение воды в кока­ колу. Фабрика лимонада. Обнаружение крахмала в хлебе, крупах. Обнаружение жира в воды на наличие пищевых добавок (исследование этикеток). чипсах, орехах, семенах подсолнечника. Исследования сухариков, чипсов, газированной  Индикаторы. Что такое индикаторы? Немного о кислом, уксусная кислота и ее  свойства. Практические работы: Испытание индикаторами различных сред: лимонад, раствор  стирального порошка, минеральная вода. Обнаружение кислот в лимоне и яблоке. Вода. Вода и ее свойства. Растворы насыщенные и ненасыщенные.  Практические работы: Приготовление насыщенного раствора соли. Витамины и минеральные вещества. Витамины, история открытия. Минеральные  вещества. Практические работы: Изучение содержания витаминов в продуктах питания (изучение упаковок). Обнаружение кальция в яичной скорлупе. Удаление минеральных веществ из  косточки. Приготовление зубной пасты в домашних условиях. Аптечка. Многообразие лекарственных веществ. Практические  работы: Опыты с иодом, перекисью водорода. Химия в быту. Стиральные порошки и другие моющие средства. Мыло или мыла?  Химия – повсюду; связь химии с другими науками. Практические работы: Варение мыла. 8 класс «Химическая жизнь!» Как открывались химические элементы и создавалась периодическая система.  Элемент и простое вещество. Порядковый или атомный номер. «Сырье» для образования элементов. Менделеев и Мейер. Имена элементов. Металлы. Неметаллы. Водород. Кислород. Благородные газы. Лантаноиды и актиноиды. Приручены, но опасны. Кислоты и их воздействие на организм человека. Вездесущая  серная кислота. Химическое воздействие серной кислоты на металлы, натуральные и  синтетические ткани, белок и другие органические вещества. Меры первой помощи при  попадании кислот на окружающие предметы, одежду, кожу. «Паяльная кислота». Щёлочи и  щелочесодержащие смеси. Каустическая сода. Известь. Отбеливатели. Цемент. Меры первой  помощи при попадании щелочей и щелочесодержащих смесей на кожные покровы и одежду.  Ядовитые вещества и противоядия. Меры неотложной помощи при отравлениях химикатами.  Горючие и взрывоопасные вещества. Ацетон. Бензин. Природный газ. Полимерные материалы. Предотвращение случайного возгорания этих и подобных им веществ. Меры по тушению очагов возгорания. Первая помощь при термических ожогах. Химия за пределами дома Экскурсия   1.   Магазин.  Домашняя   лаборатория   из   хозяйственного   и   продуктового магазина.  Магазин   «Дом.   Сад.   Огород».   Серный   цвет   и   сера   молотая.   Отбеливатель «Персоль».Калиевая   селитра.   Каустическая   сода.   Кислота   для   пайки   металла.   Растворители. Керосин и другое бытовое топливо. Минеральные удобрения и ядохимикаты. Раствор аммиака. Стеклоочистители. Хозяйственный магазин каждому необходим. Магазин «Продукты». Сахар, соль, крахмал, сода, уксус, спички. Знакомые незнакомцы. Могут ли представлять опасность вещества из хозяйственного и продуктового магазинов. Экскурсия 2. Аптека.  Аптека  –  рай для химика.  Аптечный иод,  чем он отличается от истинного   иода.   Марганцовка   и   глицерин   –   опасное   сочетание.   Формалин.   Как   посеребрить монету   и   стекло.   Салициловая   кислота   и   салицилаты.   А   ещё   какие   кислоты   есть   в   аптеке. Желудочный   сок.   Необычный   препарат   «Ликоподий».   Эта   вкусная   и   полезная   глюкоза. Химические свойства и применение глюкозы. Спирт и спиртовые настойки. Сорбит: тоже спирт. Эфиры из аптеки. Мазь «Вьетнамский бальзам». Перекись водорода, активированный уголь и другие старые знакомые. Кто готовит и продаёт нам лекарства. Календарно­тематическое планирование Тема занятия 5 класс Кол­во Содержание деятельности часов Теоретическая часть Практическая часть История науки химии 1 Просмотр видеофильма, обсуждение его Правила безопасности техники 1 Беседа создание кластера «Знакомство  с 1 Пр.р.№1 лабораторным оборудованием, правилами нагревания» № занят ия Дата 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 Как обнаружить 1 Беседа, неделя 5 неделя 6 неделя 7 неделя 8 неделя 9 неделя вещество или аналитика что  такое элементами демонстраций опытов Путешествие в 1 Беседа микромир Тела Свойства веществ и вещества. 1 Путешествие одной 1 Беседа капли круговороте воды Я­ лаборант 1 Пр.р. №2 свойств воды. Изучение 1 Выполнение практической работы с выполнение  практической работы  «Обраружение крахмала в хлебе, муке и  картофеле» создание стержневых  молекул из пластилина Лаб.практикум. Рассматривают коллекции материалов о газета – кластер  «Круговорот воды!» в Экскурсия лаборантскую комнату Лаб. практикум 10 неделя 11 неделя 12 неделя 13 неделя 14 неделя 15 неделя 16 неделя 17 неделя 18 неделя 19 неделя 20 неделя 21 неделя 22 неделя 23 неделя Знакомство химическими элементами металлами Откуда  на  меди  черный налет Как удалить ржавчину? Пять рассказов о золоте, серебре металлах и других с 1 Беседа Лаб.практикум 1 1 1 Беседа Лаб.практикум Лаб.практикум Беседа Лаб.практикум Знакомство с 1 Беседа игра «Дом  химический наук!» Просмотр видеофильма Викторина, загадки игра Презентация Рисуют рисунки Беседа Практикум Практикум Практикум Практикум 1 1 1 1 1 1 1 1 химическими элементами неметаллами Волшебная сера А ну­ка отгадай! Химическое лото Углерод Опыты со стеклом Жидкое стекло ­ 1 опыта Закладка «Выращивание кристалла» Опыты с пищевыми продуктами Карамелизация сахара 24 25 неделя 26  неделя 27 неделя 28 неделя 29 неделя 30 неделя 31 неделя 32 неделя 33 неделя 34 неделя Глюкоза из крахмала Как избавиться от мух и комаров   Как  удалить пятна?  1 Что такое накипь и как с ней бороться? 1 1 1 Беседа Беседа Беседа Основы чистки Когда   вода огонь Препараты аптечки химической 1 не тушит 1 Беседа домашней 1 Сообщения учащихся Лекарственные растения 1 Беседа Лаб.практикум Практикум Экскурсия Пр.Р.№3. Помоги сам себе 1 Практикум Растения­индикаторы, растения­рудознатцы 1 Беседа Прошлое, будущее настоящее  и 1 Беседа Календарно­тематическое планирование 6 класс Дата № Тема занятия Кол­во Содержание деятельности занят ия часов Теоретическая часть Практическая часть 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя 6 неделя 7 неделя 8 неделя 9 неделя 10 неделя Изучение   нового материала Беседа и Тела Физические химические явления. вещества. 1 и Методы природы. техники безопасности кабинете химии. познания 1 Правила в Химические знаки. 1 Л.Р. №1 карточками знаков Работа химических с 1 и Молекулы Кристаллические решетки. атомы. 1 Беседа и Простые вещества. Моделирование пластилина: молекул сложных веществ простых сложные 1 Л.Р. №2 из модели и Химические формулы. Л.Р. № 3 Моделирование из молекулы пластилина: модели Обобщение темы. Контроль знаний по теме Знакомство лабораторной посудой. с 1 1 1 1 Урок­игра Изготовление карточек­элементов Лаб.практикум Лаб.практикум Лаб.практикум Совершенствование знаний Лаб.практикум посуды: Вещества и их свойства. 1 Лаб.практикум Лаб.практикум Лаб.практикум Лаб.практикум Лаб.практикум Совершенствование знаний Л.Р. свойств веществ. №5Описание 1 Знакомство с лабораторным штативом.  Л.Р. №6 Сборка  лабораторного штатива, его устройство. Строение пламени. Л.Р. №7 Рассматривание горящей свечи. Смеси веществ. 1 1 1 Разделение №8 Разделение веществ. смеси.  Л.Р. 1 смесей Обобщение «Вещества свойства». темы 1 их и Контроль знаний по теме «Вещества свойства». и их Химические реакции, их признаки протекания и условия их 1 1 по с Работа карточкам Беседа элементами демонстрации Наблюдение 1 Л.Р. №9 физических химических явлений. и Лаб.практикум Закон сохранения массы 1 Беседа Реакции соединения. разложения и 1 Беседа Оксиды 1 Беседа 11 неделя 12 неделя 13 неделя 14 неделя 15 неделя 16 неделя 17 неделя 18 неделя 19 неделя 20 неделя 21 неделя 22 неделя 23 неделя 24 неделя 25 неделя 26 неделя 27 неделя 28 неделя 29 неделя 30 неделя 31 неделя 32 неделя 33 неделя 34 неделя Кислоты Основания 1 1 Беседа Беседа Действие 1 Лаб.практикум Л.р. №10 кислот  и индикаторы оснований на Лаб.практикум Соли Белки, жиры и углеводы Л.р №11 Распознавание крахмала Природный газ и нефть 1 1 1 Беседа Беседа Материалы современной техники для 1 Беседа Полимеры и химические волокна Каучук и резина 1 1 Беседа Беседа Обобщение «химические явления» темы 1 игра лишний» «Третий Обощение   знаний пройденному материалу по 1 Сообщения учащихся Календарно­тематическое планирование 7 класс Дата № Тема занятия Кол­во Содержание деятельности заняти часов Теоретическая Практическая часть часть я 1 2 3 4 5 6 7 химии, о и Беседа возникновении науки веществах, свойствах превращениях Знать обращения лабораторным оборудование Химия веществах – наука о 1 работа Пр. Ознакомление лабораторным оборудованием работа Пр. Простейшие веществом операции  с №1 1 с №2 1 правила Рассматривают с лабораторное оборудование, овладевают обращения с ним приемами Выполняют операции с веществом различные Проводят  операции  по очистке   заграяненной поваренной выпаривание, фильтрование соли: Поваренная свойства соль   и ее 1 Беседа о свойствах поваренной соли Пр.  работа №3  Очистка 1 соли Сахар и его свойства 1 Беседа. сахара, Свойства Пр. работа №4 Конфетная фабрика 1 Выполняют работу по 8 9 10 11 12 Пр. работа №5  Превращение воды в кока­ колу Что такое  сода? 1 1 Пр.  работа  №6  Фабрика лимонада 1 Белки, жиры, значение для организма углеводы: 1 Беседа о  свойствах соды, уметь выделять главное в изучаемом материал е Беседа о значимости белков, жиров и углеводов в природе и жизни человека Пр. Обнаружение  крахмала  в работа №7 1 хлебе, крупах 13 Пр. работа №8 1 14 15 Обнаружение жира в чипсах, орехах, подсолнечника семенах Какую представляют пищевые добавки? опасность 1 из    себя Изучают Беседа. положительные   и отрицательные свойства добавок пищевых №9 1 работа Пр. Исследование  сухариков, чипсов , воды на наличие пищевых  добавок газированной Работают с растворами изучают химических веществ, признаки реакций Работают с реактивами, изучают выделением газа реакции с Определяют крахмал в пищевых  продуктах жир в Определяю т пищевых  продуктах Работают с растворами изучают веществ, пполученные знания на практике Что такое  индикаторы? 16 1 Определяю т характер среды по  цвету 17 №10 1 работа Пр. Испытание  индикаторами различных сред: лимонад, раствор порошка, вода стирального минеральная 18 Немного Уксусная кислота о кислом. 1 19 Пр. работа №11 1 Обнаружение лимоне и яблоке кислот в 20 Вода и ее свойства 1 21 Растворы  насыщенные и 1 ненасыщенные Пр. работа Приготовление насыщенного солии кристаллов №12 раствора выращивание Испытывают растворы известных веществ Узнают свойства Беседа. общие уксусно й ее опасность кислоты, и пользу Узнают воды, Беседа. свойств а распространенност ь в  природе ее Применяю т полученны е практике знания на Применяю т полученны е практике знания на 22 Витамины. открытия. История 1 Беседа. Узнают про основные витамины, значимост ь человек а для их 23 Пр. работа №13 Изучение содержания витаминов в 1 Определяют витамин С во и фруктовых продуктах питания 24 Минеральные вещества 1 овощных соках о минеральных Беседа. Узнают рол и веществ в питании человек а работа Пр. Обнаружение кальция яичной скорлупе №14 1 в Пр. работа №15 Удаление минеральных веществ из 1 работа косточки Пр. Приготовление пасты условиях в №16 1 зубной домашних в и Определят кальций яичной скорлупе Разделяют органические минеральные  вещества Готовят зубную пасту 25 26 27 28 29 Многообразие лекарственных веществ Пр. работа №17 Опыты с йодом, водорода перекисью 30 Из чего сделан мел? 1 1 1 Беседа. Узнают роли   лекарств жизни человека о в Узнают мела, Беседа. состав происхождение мела Проделывают качественные  реакции разложение йода, пероксида водорода, изучают их свойства 31 Стиральные   порошки другие моющие средства и 1 Узнают Беседа. элементарные виды средств, их вред и пользу моющих 32 Мыло или мыла? 1 Беседа. состав свойства мыла Узнают и  моющие 33 34 Пр.  работа  №18  Варение мыла Химия  –  повсюду.  Связь химии с другими науками 1 1 Готовят мыло мыльной основы из Уметь Беседа. связывать химию с жизнью различными науками и Календарно­тематическое планирование 8 класс Дата № Тема занятия Кол­во Содержание деятельности занят ия часов Теоретическая часть Практическая часть 1 Изучение   нового материала Беседа Изготовление карточек­элементов Беседа Просмотр фильма 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Элемент и простое вещество. Что такое элемент и что такое простое вещество.  Что общего и в чем разница  между этими понятиями. Порядковый атомный номер. История введения данных понятий в науку химию. Что  обозначают термины. данные или 1 для 1 «Сырье» образования Звезды – гелиевая Элементы во вселенной. элементов. водородно­ смесь. Мейер. 1 и Менделеев Вклад ученых в создание периодического закона и периодической химических элементов. таблицы 5 неделя Имена Происхождение названия элементов. 1 Беседа Игра 6 неделя 7 неделя 8 неделя 9 неделя 10 неделя 11  неделя 12 неделя химических элементов Основные 1 металлов. Металлы. свойства Первый металл человека. Положение металлов периодической таблице в Беседа 1 Беседа Неметаллы. Характеристика отличие неметаллов, их от металлов. Нахождение в природе. Водород. открытия, значение. Кислород. открытия, значение. История 1 свойства и История 1 свойства и Лаб.практикум Лаб.практикум газы. 1 благородных периодической Особенности благородных Благородные Положение газов  в таблице. свойств газов. лантаноиды актиноиды. Положение в периодической Д.И. Особенности расположения 1 таблице Менделеева. Беседа Беседа работа с 1 Лаб.практикум кислота. Кислоты и ними.  Серная Неорганические вещества. Распознавание их   свойства. серной кислоты на белок куриного  яйца,  сахар  и древесину. помощь при Кислоты. кислот и Действие Первая кислотных 13 неделя 14 неделя 15 неделя 16 неделя 17 неделя ожогах Азотная Необычные азотной Травление кислотой получение «бурого Распознавание кислоты кислота. 1 свойства кислоты. азотной металлов, тягой газа». азотной под Свойства 1 Нитраты. нитратов – солей азотной кислоты. нитратов. Обнаружение кислота. 1 кислота» и –  это Соляная «Паяльная соляная кислота одноитоже?Как происходит металлов – попробуем? спайка Лаб.практикум Лаб.практикум Лаб. практикум 1 Лаб.практикум 1 Беседа из Первая щелочных Щёлочи и работа с ними. едкие Щёлочи – тоже Свойства вещества. Извлечение щелочей. щелочи цементной болтушки. Обнаружение щелочей и щелочесодержащих продуктов. помощь при ожогах  Ядовитые соли и работа с вещества в человека. Как себе помочь отравлении тяжёлых Осаждение ионов с химических реактивов Ядовитые жизни можно при солями металлов. тяжёлых помощью ними. 18 неделя 19 неделя 20 неделя 21 неделя 22 неделя 23 неделя и 1 вещества Взрывчатые  и вещества. Горючие смеси  . горючие Опасные  газовые  смеси. Испытание ацетилена или кислородом. смеси воздухом с Беседа элементами демонстрации Органические растворители. «Несгораемый платок». 1 Беседа элементами демонстрации и  его свойства. 1 как Ацетон Ацетон растворитель. Извлечение из помощи ацетона зелёных листьев хлорофилла при керосин. 1 и Бензин Бензин и керосин сравнении. Области применения в их газ Природный природные газы? Опыты с газовой зажигалкой или 1 такое 1 – Что высокомолекулярные соединения Знакомство натуральными синтетическими полимерами ВМС? с и Беседа элементами демонстрации Беседа элементами демонстрации Беседа элементами демонстрации 24 неделя Крахмал и сходство и Гидролиз крахмала. целлюлоза: 1 различие. Беседа элементами демонстрации Получение «селитрованной 25 неделя и испытание её свойств бумаги» 1 с с с с с с Лаб.практикум Лаб.практикум Лаб.практикум Лаб.практикум 26 неделя 27 неделя 28 неделя 29 неделя 30 неделя 31 неделя   32 неделя и 1 Искусственные синтетические материалы. Синтетическое волокно и пластмасса  капрон  и её свойства. в 1 с Беседа элементами демонстрации Пластмассы современной строительной индустрии. На  пожаре  люди гибнут от  удушья! свойств полихлорвинила, полистирола фенопластов. Испытание и волокна. 1 Какие бывают Самый быстрый распознавания волокон. простой и способ и 1 Эластомеры. Каучуки резина. Отчего коптит? свойств резины. резина Сравнение и каучука будущего. 1 и и сковорода Полимеры Почему кастрюля   –   «Тефаль»? Силикон, самораспадающаяся самовозгорающаяся пластмасса. печь ассигнациями»? можно «Топить и с с Беседа элементами демонстрации Беседа элементами демонстрации по Приручены,  но  опасны. Зачёт безопасного обращения с веществами. правилам За реактивами в хозяйственный магазин. Сера молотая, калийная селитра, 1 1 Беседа Экскурсия 1 Экскурсия 33 неделя – реактив. водорода, формалин, глюкоза аммиачная селитра. раствор аммиака, крахмал. За реактивами  в  продуктовый магазин. Сорбит сахар,соль, крахмал,   сода,   уксус, спички. Аптека – рай для химика. Каждоелекарство химический Перекиси ядовитый бесценная «Карболен», «Вьетнамский  бальзам», «Ликоподий». Индикаторы для  кислот и  щелочей  из  аптеки. Опыты фенолфталеином, черникой, сушёной исландским и мхом другими лекарствами. с 34 неделя Оформление подведение Оформление «Химия – повсюду». отчетов, 1 итогов. экспозиции Сообщения учащихся Материально­техническое и информационно­методическое обеспечение  образовательного процесса Печатные пособия 1.Химия. Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007 2.Занимательные задания и эффектные опыты по химии. Б.Д.Степин,  Л.Ю.Аликберова. «ДРОФА», М., 2002 3.Книга по химии для домашнего чтения. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ХИМИЯ»,  М., 1995 4.Занимательные опыты по химии. В.Н.Алексинский. «ПРОСВЕЩЕНИЕ», М., 1995 5.Мир химии: научно­художественная литература. М. М. Колтун. «Детская  литература», М., 1988 6.Химия вокруг нас. Ю. Н. Кукушкин. «Дрофа», М., 1992. 7.Волина В.В., Маклаков К.В. Естествознание. В 2х кН. Изд­во АРД ЛТД, 199 8.Физика.  Химия.  5­6  кл.:  учебник  для  общеобразовательных  учреждений  /  А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак. ­ М.: Дрофа, 2011. 9.Физика. Химия. 5­6 кл.: методическое пособие / А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак. ­ М.: Дрофа, 2011. 10.Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7­11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2009. 11.Большой справочник школьника. 5­11 класс. – М.: Дрофа, 2008. 12.Физика­химия, 5­6 кл. Мультимедийное приложение к урокам. – CD­диск. 13.Физика. Химия. 5­6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак. ­ М.: Дрофа, 2011. 14. Физика. Химия. 5­6 кл.:Рабочая тетрадь / А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак.  ­ М.: Дрофа, 2011. 15. Большой справочник школьника. 5­11 класс. – М.: Дрофа, 2008. Литература и электронные ресурсы для учителя: 1.Ольгин О.М. чудеса на выбор, или Химические опыты для новичков. – М.: Дет. лит., 1987 2012 2.Алексинский В.Н. «Занимательные опыты по химии» 3.Габриелян О.С. Химический эксперимент в школе. М.: Дрофа, 2005 4.Предметная неделя химии в школе. Э.Б. Дмитренко. Ростов н/Д.: Феникс, 2006 5.Химия. 8­11: внеклассные мероприятия/ авт.­сост. Е.П. Ким.­Волгоград: Учитель, 6.Книга для чтения по неорганической химии. Кн. Для учащихся. В 2 ч.М.: просвещение. 1993 7.Шкурко Д. Забавная химия. Ленинград «Детская литература», 1976 8.Л. Чалмерс. Химические средства в быту и промышленности. Л.: Химия, 1969 9.Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс. 10.Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии. 11.http://hemi.wallst.ru/   ­   Экспериментальный   учебник   по   общей   химии   для   8­11 классов,   предназначенный   как   для   изучения   химии   "с   нуля",   так   и   для   подготовки   к экзаменам. 12.http://www.en.edu.ru/ – Естественно­научный образовательный портал. 13.http://www.alhimik.ru/ ­ АЛХИМИК ­ ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений. 14.http://www.chemistry.narod.ru/ ­ Мир Химии. Качественные реакции и получение  веществ, примеры. Справочные таблицы. Известные ученые ­ химики. 15. http://chemistry.r2.ru/ – Химия для школьников. 16.http://college.ru/chemistry/index.php ­ Открытый колледж: химия. 17.http://grokhovs.chat.ru/chemhist.html ­ Всеобщая история химии. Возникновение и  развитие химии с древнейших времен до XVII века. 18.http://www.bolshe.ru/book/id=240 ­ Возникновение и развитие науки химии. 19.http://easyen.ru/load/khimija/   ­ Учительский портал.   Учебные пособия на печатной основе: Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева; Таблица растворимости кислот, оснований солей;  Электрохимический ряд напряжений металлов; Экранно­звуковые средства обучения: CD, DVD­диски, видеофильмы, диафильмы и диапозитивы, компьютерные  презентации в формате Ppt. Технические средства обучения: Компьютер; мультимедиапроектор; экран; кодоскоп. Химические реактивы и материалы: Наиболее часто используемые : 1)Простые вещества: медь, натрий ,кальций, магний, железо, цинк; 2)оксиды: меди(||),кальция, железа(|||),магния; 3)кислоты: серная, соляная, азотная; 4)основания ­ гидроксиды: натрия,кальция,25%­ный водный раствор аммиака; 5)соли: хлориды натрия, меди(||),алюминия, железа(|||);нитраты калия, натрия,  серебра; сульфаты меди(||),железа(||),железа(|||),аммония; иодид калия, бромид натрия; 6)органические соединения: этанол, уксусная кислота, метиловый оранжевый,  фенолфталеин, лакмус. Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы: 1)Приборы для работы с газами; 2)аппараты и приборы для опытов с твердыми, жидкими веществами; 3)измерительные приборы и приспособления для выполнения опытов; 4)стеклянная и пластмассовая посуда и приспособления для проведения опытов. Демонстрационные пособия: Наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул; Кристаллические решетки солей. Алгоритмы по характеристике химических элементов, химических реакций, решению задач; Дидактические материалы: рабочие тетради на печатной основе, инструкции,  карточки с заданиями, таблицы. Натуральные объекты: Коллекции: минералов и горных пород; металлов и сплавов; минеральных удобрений;  пластмасс, каучуков, волокон. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Физика. Химия. 5­6 классы: Учебник для  Список использованной литературы:  o Сборник нормативных документов. Химия ­  М.: Дрофа, 2010 o общеобразовательных учебных заведений. ­ М.: Дрофа, 2011 o средней школы. – М.: Просвещение, 2006 o Юный химик 145 опытов с веществами. Жилин Д.М.2009 ООО «Научные развлечения. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Преподавание физики и химии в 5­6 классах

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2019