Программа внеурочной деятельности "Краеведение" (1-4)
Оценка 4.9

Программа внеурочной деятельности "Краеведение" (1-4)

Оценка 4.9
Документация +2
doc
Междисциплинарный 3
1 кл—4 кл
29.01.2017
Программа внеурочной деятельности "Краеведение" (1-4)
Программа внеурочной деятельности «Краеведение» в соответствии с ФГОС рассчитана на 4 года освоения (по 1 часу в неделю с 1 по 4 класс). Программа направлена на достижение планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования. Программа направлена на изучение родного края - города Костромы и Костромской области.Программа по краеведению содержит планируемые результаты, содержание и календарно- тематическое планирование 1-4 классы.
Краеведение для 1-4.doc

 Администрация города Костромы

Комитет образования, культуры, спорта и работы с молодежью

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Костромы

«Средняя общеобразовательная школа № 14 имени выдающегося земляка,

главного маршала авиации, дважды Героя Советского Союза

Александра Александровича Новикова»

 

 

Согласовано

Зам.директора

     ________________  М. Н. Трусова

 «_____» сентября 2016 года

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор  школы: _____________ Л. А. Калабина

«_____» сентября 2016 года

 

 
 

 

 

 

 

 

 


 ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «Краеведение»

  (Духовно – нравственное направление)   

(1 – 4 класс)

 

 

 

 

 

   Составили:

   учителя МО начальных классов

 

 

 

                                                                     

 

 

город Кострома, 2016

                                                                  

Программа внеурочной деятельности «Краеведение» в соответствии с ФГОС рассчитана на 4 года освоения (по 1 часу в неделю с 1 по 4 класс). Программа направлена на достижение планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования.

 

Планируемые результаты освоения обучающимися

                          программы внеурочной деятельности

Личностные результаты освоения программы курса

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения программы курса

Знать геральдику своей области, города, географическое положение, историю создания родного города.   Знать редкие растения и животных лесов Костромского края. Знать выдающихся личностей Костромского края. Знать и уметь применять на практике традиции и обычаи своих предков. Знать наставления предков по охране природы. Знать традиционные методы воспитания. Знать традиционные виды пищи. Знать традиционные виды молитв предков их значение. Знать о различиях национального костюма.   Знать старинные народные игры молодецкие забавы.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ I ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Введение в образовательную программу.

            Теория. Знакомство с программой «Юный краевед». Режим занятий. Необходимое оборудование. Правила поведения на занятиях.

            Тема 2. Семья .

            Теория. Что такое семья.  Для чего нужна семья.

            Тема 3. Костромской край

            Теория. Костромская область в составе РФ. Геральдика Костромской области.  

            Практика. Рисование флага и герба Костромской области

            Тема. Знаете ли вы свое родословное древо.

            Теория. Знание имен родных, дядей, тетей, дедушек, бабушек.

            Практика. Дидактические игра «Моя родословная».

Тема 5. Уважительное отношение к бабушкам, дедушкам.

Теория. Что значит уважать бабушку или дедушку?

Практика. Нарисовать рисунок «Моя любимая бабушка», «Мой любимый дедушка»

             Тема 6.Близкие родственники.

            Практика.. Кто и как относится к близким родственникам?- инсценировка.

           Тема 7. Народные игры.

            Теория. Ознакомление с народными играми.

Практика.

            Игры с мячом.   Игра в лапту.

            Тема 8. Русская изба

Теория. Знакомство с избой – традиционным жилищем костромичей. С его обрядами и               утварью..

            Практика. Игра в лапту.

Тема 9. Лес – основное богатство костромичей

Теория  Традиционные занятия  наших предков.

Практика. Рисование традиционных занятий наших предков

Тема 10. Обряды принятия гостей в доме.

Теория. Сравнение обряда принятия гостей в доме в современное время и в       старину.

Практика. Игра «Приходите гости к нам!».

Тема 11. Наказы наших предков нынешнему поколению.

Теория  Традиционные воспитания для девочек и мальчиков.

Практика. Игра «Воспитание девочек», «Воспитание мальчиков».

Тема 12. Красная книга Костромского края.

Теория. Понятие- Красная книга. Растения и животные, занесенные в Красную книгу Костромской области   

Практика. Рисование растений и животных.

Тема 13. Исторические памятники Костромы

Теория. Ознакомление с историческими памятниками Костромы. Их значением для народа. Зачем нужны памятники?

Тема 14. Беседа о Валентине Николаевне Плетнёвой.

 Теория. Знакомство с ООО БКЛМ

Тема 15. Меню жителей Костромского края

Теория. Традиционное меню наших предков.  

Тема 16. Костромские хлеба

Теория. Костромичи издавна занимались не только скотоводством, но и земледелием.

Практика.  Чаепитие с  пирогами

Тема 17. Исторические места костромского края

Теория. Значение исторических мест для костромичей

Тема 18. Полезные ископаемые.

Теория. Какими полезными ископаемыми богат наш край? Как мы их используем?

Тема 19. Итоговое занятие.

Подведение итогов занятий в рисунках, в играх, исследовательских работах.

 

СОДЕРЖАНИЕ  II ГОДА ОБУЧЕНИЯ

            Тема 1. Вводное занятие.

            Теория. Повторение знаний прошлого года. Геральдика Костромского края. Традиции русской избы, правила принятия гостья. Редкие виды животных и растений Костромских лесов, занесенные в Красную книгу.  

            Практика.  Игровая практика.

            Тема 2. Народные промыслы

Теория.  Народные промыслы жителей костромского края

Тема 3. Возрождение духовно-нравственной среды семьи.

Теория. Знание истоков семьи, рода - родословной.

Практика. Дидактические игры «Назови родственников». «Чем знаменита твоя родословная».

            Тема 4. Экскурсия. (по красивым местам города).

            Теория.

            Практика. Сочинение «Мой город.»

            Тема 5. Традиционный русский костюм.

            Теория. Костюм юноши. Костюм невесты, жениха. Их отличия.

            Практика. Рисование узоров и орнаментов в костюме.

            Тема 6.  Праздник Масленицы

            Теория. Масленица как традиционный русский праздник.

            Практика.  Игры и гуляния, связанные с празднованием Масленицы.

            Тема 7.  Охрана и рациональное использование природных ресурсов.

Теория. Охрана природы обязанность каждого.

Тема 8. Исследовательские работы.

            Теория. Порядок оформления проектов.

            Тема 9. Итоговое занятие.

            Практика. Проведение внутреннего опроса по итогам учебного года.

 

             СОДЕРЖАНИЕ  III ГОДА ОБУЧЕНИЯ

            Тема 1. Вводное занятие.

            Теория. Повторение пройденных тем из прошлых лет.

.           Тема 2. Территория Костромской области.

            Теория. Леса – главное богатство Костромской области

            Волга- матушка – кормилица.

   Игровая  «Традиции  жителей Костромской области».

           Кологрив – гусиный заповедник

 Раскопки Костромского Кремля

Полезные ископаемые костромской области

Дары леса родного края

Кострома столица  Костромской области вчера, сегодня. Губернаторский  музей

    Тема3.  Православные Храмы Костромы

Практика- посещение Храма Спаса-на-Запрудне

Тема 4. Православные Святыни Костромского края

 Практика -  посещение  Пахомие-Нерехтского женского монастыря

Тема 5. Исследовательские работы по выбору

 

Тема 6. Выдающиеся личности Костромской области.

Выдающиеся личности области- кто они?

Тема 7. Итоговое занятие.

Подведение итогов за год. Рефераты. Проектные работы.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ  IV ГОДА ОБУЧЕНИЯ

 

            Тема 1. Вводное занятие.

            Теория. Задачи на новый учебный год. Повторение теоретического материала.

            Тема 2. Иван Сусанин.

            Теория. Знакомство с  местом подвига Ивана Сусанина

             Тема 3. Кострома – золотая столица России

            Теория. Когда и почему Кострому стали считать золотой столицей России?

            Тема 4. Лён – голубое золото России.

            Теория.  Знакомство с  технологией обработки льна

            Практика. Экскурсия  в музей ООО БКЛМ

            Тема 5. А. Н. Островский.

            Теория.  Виртуальная экскурсия в музей – усадьбу А. Н. Островского

             Тема 6.  Костромичи =- победители олимпийских игр

             Теория. Знакомство  с костромичами- победителями олимпийских игр: В. Олюнина, А. Голубев, Н. Торлопова

              Тема 7. Экскурсия.

               Практика. Экскурсия по улицам города.

              Тема 8. Исследовательские работы.

               Рефераты. Проектные работы по пройденным темам.

              Тема 9. Итоговое занятие.

            Практика. Организация и проведение конкурсов среди учащихся «Юного краеведа», по итогам 4 лет обучения.

 

Формы организации и виды деятельности

 

    Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсия, презентация, практические занятия, продуктивные игры,  мини – представления и концерты, ярмарки, исследовательские проекты, конференции, фотовыставки и фотоотчёты,  составление и разгадывание кроссвордов.  Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками – слётами, экскурсиями, походами. Место проведения занятий определяется спецификой тем: теоретические и практические занятия могут проходить как в школе, так и в музеях, библиотеках, учреждениях города и на открытом пространстве.

     Для реализации программы запланированы следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество, социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность), спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ I ГОДА ОБУЧЕНИЯ

 

№№

п.п.

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение в образовательную программу

1

1

-

2.

Семья

1

1

-

3.

 Костромской край

3

1

2

4.

Знаете ли вы свое родословное древо?

2

1

1

5.

Уважительное отношение к бабушкам и дедушкам

1

 

1

6.

Близкие родственники

1

 

1

7.

Народные игры

1

 

1

8.

Русская изба

3

1

2

9.

Лес- основное богатство костромичей

6

2

4

10.

Обряды принятия гостей в доме.

2

1

1

11.

Наказы наших предков нынешнему поколению

2

1

1

12.

Красная книга Костромского края

3

2

1

13.

Исторические памятники Костромы

1

1

 

14.

Беседа о Валентине Николаевне Плетнёвой

1

1

 

15.

Меню жителей Костромского края

1

1

 

16.

Костромские хлеба

2

1

1

17.

Историчесике места Костромского края

1

1

 

18.

Полезные ископаемые

1

1

 

19.

Итоговое занятие

1

1

 

 

Итого

34

18

16

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ II ГОДА ОБУЧЕНИЯ

 

№№

п.п.

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

 

1

2.

Народные промыслы

11

11

 

3.

Возрождение духовно-нравственной среды семьи

1

1

 

4.

Экскурсия

3

 

3

5.

Традиционный русский костюм

8

4

4

6.

Праздник Масленицы

3

1

2

7.

Охрана и рациональное использование природных ресурсов.

1

1

 

8.

Исследовательские работы

 

3

 

3

9.

Итоговое занятие

3

1

2

 

Итого

34

19

15

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ III ГОДА ОБУЧЕНИЯ

 

№№

п.п.

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

 

2.

Территория Костромской области

8

8

-

3.

Православные Храмы города Костромы.

8

4

4

4.

 Православные Святыни Костромского края

5

5

 

5.

Исследовательские работы по выбору

6

3

3

6.

Выдающиеся личности Костромской области

5

2

3

7.

Итоговое занятие

1

 

1

 

Итого

34

23

11

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ IV ГОДА ОБУЧЕНИЯ

 

№№

п.п.

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

1

1

 

2.

 Иван Сусанин

1

1

-

3.

 Кострома -  золотая столица России

1

1

 

4.

Лен – голубое золото России

10

5

5

5.

 А. Н Островский

6

6

 

6.

 Костромичи -  победители Олимпийских игр

4

4

 

7.

Экскурсия

3

 

3

8.

 Исследовательские работы

 

6

3

3

9.

Итоговые занятия

2

-

2

 

Итого

34

21

13

 


Скачано с www.znanio.ru

Администрация города Костромы

Администрация города Костромы

Программа внеурочной деятельности «Краеведение» в соответствии с

Программа внеурочной деятельности «Краеведение» в соответствии с

СОДЕРЖАНИЕ I ГОДА ОБУЧЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ I ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Теория. Какими полезными ископаемыми богат наш край?

Теория. Какими полезными ископаемыми богат наш край?

Тема 7. Итоговое занятие. Подведение итогов за год

Тема 7. Итоговое занятие. Подведение итогов за год

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017