Программа внеурочной деятельности "Юный краевед"
Оценка 4.9

Программа внеурочной деятельности "Юный краевед"

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
08.02.2017
Программа внеурочной деятельности "Юный краевед"
Программа внеурочной деятельности "Юный краевед" рассчитана на 3 года и составлена с целью привлечения детей к изучению родного края. Программа содержит все необходимые моменты - цель и задачи, методы и приемы, тематическое планирование, оценку результативности, используемую литературу. Программа будет полезна для руководителей школьных кружков.
Юный краевед.doc
МБОУ «Куженерская средняя общеобразовательная школа № 2»  РАССМОТРЕНО:                                                                                                    «УТВЕРЖДАЮ» НА ЗАСЕДАНИИ МО КЛАССНЫХ                                                     ДИРЕКТОР МБОУ  «КСОШ №2» РУКОВОДИТЕЛЕЙ                                                                                                  /А.Ф.  ШАХТАРИНА/ ПРОТОКОЛ №    ОТ            2015Г.                                                                                             2015Г                                                                                     _________/О.В.РОЖЕНЦОВА/ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «ЮНЫЙ КРАЕВЕД» НАПРАВЛЕНИЕ: ДУХОВНО­НРАВСТВЕННОЕ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТУРИСТКО­КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ВОЗРАСТ ШКОЛЬНИКА: 11­12 ЛЕТ СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 2015­2018 Г.Г. СОСТАВИТЕЛЬ: ПЕТУХОВА Л.В. УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ   П.КУЖЕНЕР  2015 Пояснительная записка.    Актуальность           Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.   У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность,   её   природу,   прошлое   и   современную   жизнь.   Свои   знания   исторического, географического,   экономического   характера   устно   или   в   различных   документах   они передавали   последующим   поколениям,   тем   самым,   сохраняя   преемственность   в материальной и духовной культуре народов.    Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности,   основанной   на   соединении   теории   с   практикой.   Школа   –   первый   шаг   в подготовке   к   квалифицированному   труду.   Школа   дает   ученику   систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника,  бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.    В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры   своего   народа,   изучения   прошлого   и   настоящего   своей   «малой   родины», восстановление   духовности   для   формирования   нравственной   личности   гражданина   и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что «малая родина», отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам ­ к замечательной Куженерской земле. Цели программы:  ­познакомить учащихся с историко ­ культурным наследием поселка Куженер;   ­сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.     Задачи программы: 1.     Изучение прошлого и настоящего п.Куженер, обычаев, традиций и духовной  культуры народов, проживающих в нашем селе и районе. 2.     Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о селе и районе. 3.     Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций. 4.     Активизация поисковой деятельности учащихся. 5.      Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области  краеведения. 6.     Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование  Интернет и информационных технологий в изучение краеведения. 7.     Пополнение фондов школьной библиотеки работами учащихся по краеведению. Возрастная группа и количество занятий Программа   предназначена   для   проведения   кружка   в   общеобразовательной     сельской школе.   Рассчитана   на   учащихся   11­12   лет.   Программа   реализуется   в   течение   года   по одному академическому часу в неделю. Итого 34 часа в год. 102 часа за 3 года.   Формы проведения занятий: 1.     Экскурсия. 2.     Краеведческий слет. 3.     Работа в архивах. 4.     Конференции. 5.     Уроки. 6.     Работа с документами. 7.     Исследовательская деятельность. Отличительные особенности программы Программа построена по следующему принципу: «От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство «малой  родины» ­ к систематизированному знанию о родном крае.» Механизм реализации программы: •         организация экскурсий в районный краеведческий музей; •         пешие экскурсии по селу и его окрестностям; •         посещение концертов фольклорных коллективов; •         сбор материалов; •         оформление материалов  к слету краеведов; •         участие в муниципальных и региональных краеведческих конкурсах. Прогнозируемые результаты:     Программа прогнозирует проведение итоговых занятий (после каждого года изучения),  на которых  подводятся итоги за прошедший год.   Итогом каждого года является участие  кружковцев в слете юных краеведов, который позволит им встретиться с интересными  людьми, узнать о народных праздниках, обычаях и традициях народов проживающих в  нашем селе. Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут  применить на уроках истории, литературы, географии, участвуя в исследовательских  конкурсах и научно­практических конференциях. Ожидается развитие и укрепление у  детей чувства любви к родному краю; через знания  истории и культуры родного края  происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны. Система отслеживания результатов Результативность работы кружка отслеживается по следующим критериям: интерес к  занятиям (анкетирование участников), повышение учебной мотивации (успеваемость), участие в краеведческих конкурсах и конференциях, публикация материалов в школьной и  районной газетах. Тематический  план (1 год обучения)   № Наименование и разделы тем Количество часов Всего Теория Практика         1.  Вводное занятие 2. История освоения края 3. Первые поселенцы 4. Занятия населения, их быт. 5.  Особенности развития края. 6. Творческие работы 7. Индивидуальные занятия.  Зачетные работы.         1 3 3 10 8 3 6 1 1 1 7 4 ­ 1 ­ 2 2 3 4 3 5     Итого:   34   15   19     Содержание тем                                                                  1 год обучения:   1.     Вводное занятие. (1 час) Знакомство с коллективом. Правила техники безопасности. Обсуждение плана работы на  год. Знакомство с историей края. Инструктажи по ПДД, электро ­ и пожаробезопасности.  Условия безопасной работы. Текущие вопросы. Экскурсия по музею. Просмотр экспонатов. 2.     История освоения края.(3часа) Наш край в 19 веке.. Периодизация, основные этапы и особенности истории края.  Природно –климатические условия освоения края.  3.     Первые поселенцы(3 часа). ∙        Начало заселения края. Освоение новых земель.Строительство  домов.  4.     Занятия населения, их быт (10 часов). Знакомство с понятием быт. Домашняя утварь. Земледелие, скотоводство,  ремесло.Основнные  промыслы. Отходничество.  5.     Особенности развития края (8 часов). ∙        Исторические особенности развития края. Крепостное право.его отмена.события края в истории страны.  6.     Творческие работы(3часа). ∙     Оформление работ, альбомов.  7.     Индивидуальные занятия. Зачетные работы. (4 часов). Работа с отстающими и одаренными детьми. Творческие работы по конкурсам. Тематический  план (2 год обучения)   № п/п Наименование и разделы тем Количество часов Всего Теория Практика   1. 2. 3. 4. 5. Вводное занятие   Наш край в начале 20 века.   Советская власть в крае.   Развитие края в 20­40 е годы 20в.   Край в годы Великой Отечественной войны.   Жизнь края в послевоенный период.     6.      7. Жизнь края в 70­90 е гг     8. Край в 21 веке      9. Творческие,конкурсные работы. Индивидуальные      занятия.                         Итого  1 5 2 6 5 4           6 1 3 2 4 3 2 3   2   2 2 2 3         1           1            ­          4            1                      3          34         20           14 Содержание тем (2 год обучения)   1.     Вводное занятие. Повторение техники безопасности и гигиены в кружке.  Обсуждение плана на год. (1 часа) Вводная характеристика предмета. Повторение техники безопасности и гигиены в кружке.  Обсуждение плана на год.  Инструктажи по ПДД, электро ­ и пожаробезопасности. Задачи  обучения. 2.      Наш край в начале 20 века.­ (5 часов) Территория. Население. Экономическое развитие. Политическое развитие.  3.     Советская власть в крае.­ (2 часа) Становление советской власти. Формирование советской государственности.  Формирование колхозов. Первые мероприятия советской власти. Духовная жизнь.  3.     Развитие края в 20­40 гг. 20 века. (5 часов) Экономическое развитие. Социальное развитие. Жизнь и быт колхозной деревни.  Крестьянство. Последствия  раскулачивания. Интеллигенция. Духовная жизнь.  4.     Край в годы Великой Отечественной войны.­ (6 часов)             Село накануне ВО войны . Уход на фронт. Тыл. Героический труд в         тылу.  Жизнь и быт.  Наука и образование в годы войны. Великая победа.  5.     Жизнь края в послевоенный период. (4часов) Послевоенная жизнь села. Трудности и проблемы сельского хозяйства. Жизнь и быт людей. Развитие  образования.  6.     Жизнь края в 70­90е годы.(6часов) Экономическое и социальное развитие. Жилищное строительство. Колхозное строительство. Особенности социальной политики. Приватизация.  Общественная жизнь. Духовная жизнь. 7.     Край в 21 веке.(1час). Социально­экономическое развитие. Рыночные отношения. Финансовый кризис. Духовная  жизнь села.  8.     Творческие, конкурсные работы. Индивидуальные занятия (2 часа) Работа с отстающими и одаренными детьми. Творческие работы по конкурсам,   Тематический  план (3 год обучения)   Количество часов № п/п Наименование и разделы тем Всего Теория 1. 2. 3. 4. 5. 6.   Вводное занятие   Традиции и обычаи края   Что я знаю о народных традициях   Народные праздники   Обычаи народов края   Творческие занятия, конкурсы.     Итого  1 4 9 9 5 6           34   1 2 1 1 2 1 8 Практика     2 8 8 3 5 26 Содержание тем                                                               3­й год обучения: 1.       Вводное занятие ( 1 час). Повторение техники безопасности и гигиены в кружке. Обсуждение плана на год.  Знакомство с задачами обучения..           Инструктажи по ПДД, электро ­ и пожаробезопасности .   Текущие           вопросы.          2.       Традиции и обычаи края.( 4 часа) . Понятия традиция ,обычай. Традиции старины.    3.       Что я знаю о народных традициях(9 часов). История возникновения народных традиций. Место традиций в истории развития края.   4.       Народные праздники(9 часов).         Понятие народного праздника. Рождество. Старый новый год.                          Масленица.         Праздники деревень.  5.       Обычаи народов края. (5 часов). Обычаи старины. Обряды. Народные приметы.  6.       Творческие работы, конкурсы. ­ (6часа). Правила выполнения работы. Выполнение работ с применением полученных знаний.  (творческая работа)    Методическое обеспечение образовательной программы. Педагогическое сопровождение программы: формы и методы работы: беседы, викторины,  конкурсы, экскурсии, наблюдения, рассказы, составление эссе, сбор материалов  (фотографии, газетных материалов), работа с источниками Интернет – сайтов, составление карт –схем, встреча с интересными людьми, практикуется посещение краеведческих  музеев. Дидактический материал: при работе по образовательной программе используются: книги,  брошюры, газетные материалы, сведения из Интернета, картографические материалы о  Республике Марий Эл ( об истории края, о природных особенностях родного края, о  населении, о знаменитых людях края).  Организационное сопровождение ОП: для осуществления целей и задач программы   созданы необходимые условия: помещение, Интернет, книги, газеты, транспорт для  экскурсий. Литература  1. Дереклеева Н.И. Мастер­класс по развитию творческих способностей учащихся /  Н.И. Дереклеева. – М.: «5 за знания», 2008. – 224с. 2. Журавлёва О.Н. Учимся писать рефераты по истории: Методические  рекомендации / О.Н.Журавлёва – Санкт­ Петербург: СМИО Пресс, 2002.­32с. 3. Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи ­ будущее России /В.И. Лутовинов. ­ М.:  «Фонд Андрея Первозванного», 1999­ 207с. 4. Митрофанов К. Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и эссе по истории / К.Г. Митрофанов, В.В. Шаповал. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003. – 64с. 5. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории/ А.Ф.Родин, Ю.Е.  Соколовский ­ М.: «Просвещение», 1974. – 155с. 6. Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации поисково­ исследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы, 2009г. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. / Г.К.Селевко ­ М.: НИИ школьных  7. технологий, 2005.­320с.

Программа внеурочной деятельности "Юный краевед"

Программа внеурочной деятельности "Юный краевед"

Программа внеурочной деятельности "Юный краевед"

Программа внеурочной деятельности "Юный краевед"

Программа внеурочной деятельности "Юный краевед"

Программа внеурочной деятельности "Юный краевед"

Программа внеурочной деятельности "Юный краевед"

Программа внеурочной деятельности "Юный краевед"

Программа внеурочной деятельности "Юный краевед"

Программа внеурочной деятельности "Юный краевед"

Программа внеурочной деятельности "Юный краевед"

Программа внеурочной деятельности "Юный краевед"

Программа внеурочной деятельности "Юный краевед"

Программа внеурочной деятельности "Юный краевед"

Программа внеурочной деятельности "Юный краевед"

Программа внеурочной деятельности "Юный краевед"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2017