Программа второго года обучения экологического клуба школы
Оценка 4.9

Программа второго года обучения экологического клуба школы

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
биология +1
5 кл—11 кл +1
18.01.2017
Программа второго года обучения экологического клуба школы
Показаны Основные разделы и виды деятельности по образовательной программе. Цель данной программы – воспитание гуманной личности, творческой, социально-активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества. Программа призвана способствовать развитию интеллекта детей, формировать у них наглядно-образное и теоретическое мышление. Настоящая программа вносит вклад в экологическое и нравственное воспитание детей, формируя убежденность в необходимости заботы о сохранении уникальной природы земли. Данная программа перспективна и в плане эстетического воспитания, так как открывает детям «мир красоты и красоту мира».Цель данной программы – воспитание гуманной личности, творческой, социально-активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества. Программа призвана способствовать развитию интеллекта детей, формировать у них наглядно-образное и теоретическое мышление. Настоящая программа вносит вклад в экологическое и нравственное воспитание детей, формируя убежденность в необходимости заботы о сохранении уникальной природы земли. Данная программа перспективна и в плане эстетического воспитания, так как открывает детям «мир красоты и красоту мира».
содержание программы второй год.doc
Содержание второго года обучения Раздел1. Введение(4ч) Содержание (теория):  Основные разделы и виды деятельности по образовательной программе.  Правила техники безопасности на учебных занятиях в помещении, на  экскурсиях и в походах на природу. Среды жизни: наземно­воздушная,  водная, почвенная. Приспособления к среде обитания. Виды деятельности (практика): рассказ, беседа. Просмотр компьютерной презентации «Образовательная  программа «Мир природы». Инструктаж по технике безопасности на учебных  занятиях, во время экскурсий и на природе; анкетирование. Формы контроля: беседа, визуальный, анкетирование, опрос,  Оборудование: компьютер, фотографии Литература для учителя:7, 8,16 Литература для учащихся:7, 8, 15, 17, 20 Раздел 2. Почва – среда обитания организмов(30ч) Содержание (теория):  Состав почвы: механический и химический; ее строение и свойства: объёмный вес, твёрдость, связность, влагоёмкость, капиллярность, испаряемость,  теплопроводность и поглотительная способность, газопроницаемость и  водопроводимость. Условия формирования почв. Знакомство с почвенной  картой. Почвы с. Смышляевка: почвы лугов, степей, пойм, их состав и  плодородие. Почвенный профиль, его строение. Почвенный покров  пришкольного участка, его мониторинг. состояние почвенного покрова.  Определение кислотности почв пришкольного участка, содержание ионов  свинца. Основные основные методы и приемы  полевого описания почв.  Организмы, населяющие почву: микроорганизмы (бактерии, актиномицеты,  микроскопические грибы, водоросли), а также простейшие, насекомые, черви  и др. Основные характеристики живой фазы: общая биологическая активность почвы, микробиологическая и ферментативная активность, общая  численность микроорганизмов, дождевых червей и других живых организмов  в почве. Роль живых организмов, населяющих почву. Виды деятельности (практика): рассказ, беседа, анкетирование, работа с  почвенной картой Экскурсия №1.Строение почвенного профиля Практическая работа №1. Методика полевого описания почв Практическая работа №2. Определение кислотности почв пришкольного  участка Практическая работа №3. Определение ионов свинца в почве Формы контроля: беседа, визуальный, анкетирование, опрос,  выполнение заданий практических работ. Оборудование: почвенная карта, лопата, фотоаппарат, химические реактивы Литература для учителя:2, 3, 5, 6, 8. 13 Литература для учащихся:7, 8, 15, 20 Раздел 3. Вода как среда обитания организмов  (8 ч) Содержание (теория):  Условия существование организмов в водной среде: прозрачность воды,  скорость течения и давление. Растительноядные организмы водоемов:  личинки насекомых, амфибий, скоблящие брюхоногие моллюски,  растительноядные рыбы. Жизнь подо льдом:ЛЕДОВЫЙ ПОКРОВ,  ОСВЕЩЕННОСТЬ И ПОВЕДЕНИЕ РЫБ; ТЕМПЕРАТУРА ВОДЫ И  ПОВЕДЕНИЕ РЫБ. Вода­ среда обитания организмов: экологические группы  гидробионтов. Виды деятельности (практика): рассказ, беседа, анкетирование, просмотр электронной презентации «Жизнь  подо льдом», викторина «Вода­ среда обитания организмов» Формы контроля: беседа, визуальный, анкетирование, опрос, Оборудование: компьютер, таблицы по биологии, определитель насекомых,  рыб Литература для учителя:2,4,6,11,12,15 Литература для учащихся:1.3,4,8,10,12,15 Раздел 4. Пловцы воздушного океана (50 ч) Содержание (теория):  Насекомые – властелины планеты: обитатели  почвы, насекомые на земле, в  воде, в воздухе —КРЫЛАТЫЕ НАСЕКОМЫЕ (PTERYGOTA);                          Обитатели воздушных храмов: КРЫЛАТЫЕ НАСЕКОМЫЕ  (PTERYGOTA) ;Насекомые против насекомых: полезные насекомые —  хищники и паразиты. Взаимодействие  насекомых с человеком. Сеющие смерть: фаланги,  скорпионы, сенокосцы и клещи, представители автономных отрядов класса  паукообразных членистоногих. Насекомые­ союзники человека: применение  биометода в сельском хозяйстве. Осень и зима в жизни насекомых.  Энтомофауна различных биоценозов: леса, луга, водоемов. Общественные  насекомые: представители, образ жизни, значение в природе. Насекомые  опылители. Их роль в природе и жизни человека. Насекомые­ вредители садов и огородов. Особенности биологии насекомых: кто как слышит. Насекомые в  Красной книге: экология, биология, представители. Энтомофаги защищают  лес. Методы наблюдения за насекомыми в естественной среде обитания.  Обыкновенная божья коровка :кокцинеллида Виды деятельности (практика):  рассказ, беседа, тренинг, тестирование, рефераты Занимательный час «Союзники человека»,  «Обыкновенная божья коровка»,  «Занимательная энтомология», «Интересные для наблюдений», КВН «Редкие  и исчезающие насекомые», устный журнал «Редкие и исчезающие насекомые», выставка «Насекомые­ вредители садов и огородов», экологический праздник  «В гостях у Мухи –цокотухи», Формы контроля: беседа, визуальный, анкетирование, опрос, творческие  отчёты. Оборудование: дополнительная литература, коллекция насекомых,  фотографии с экскурсий, ручки, тетради Литература для учителя:6,7,12,15 Литература для учащихся:1,3,7,9,11,16,18 Раздел 5. Птицы Ульяновской области (34ч) Содержание (теория):  Экологические группы птиц: птицы открытых пространств­ лугов, степей,  пустынь , ПОВЕДЕНИЕ: Индивидуальное поведение, социальное поведение,  коммуникация, стайное поведение; размножение, популяции; морфология;  КОРМОВЫЕ ПОВАДКИ.  Птицы – обитатели водоемов­ особенности  экологии и поведения; птицы леса­дятлы, кукушки­особенности биологии и  экологии; разделение птиц на экологические группы, основанное на месте их  питания: воздух, листва, ствол, почва. Дневные и ночные хищные птицы: узкая специализация хищников. Простейшие методы и приемы наблюдений за  птицами: наука этология; подготовка к наблюдениям, и проведение  наблюдений. Принципы обработки результатов наблюдений. Птицы нашей  области: перелетные и оседлые. особенности биологии, места обитания,  отряды птиц. Птицы, занесенные в Красную книгу Ульяновской области  Виды деятельности (практика): рассказ, беседа, анкетирование, просмотр электронных презентаций:  «Экологические группы птиц», «Птицы леса»,  «Дневные хищные птицы»,  «Птицы Ульяновской области, занесенные в Красную книгу». Занимательный  час «Наши дятлы», «Кукушки. Роль в природе», «Их родина у нас», КВН  ««Занимательная орнитология», устный журнал «Птицеград», экологический  праздник «Птицы нашей области», конкурс рисунков «Мы рисуем птиц»,  экологическая викторина «Птицы нашей области», выставка  орнитологических поделок «Птицеград» Экскурсия№2.»Птицы сада» Лабораторный практикум №1 «Как сделать домик для птиц» Лабораторный практикум №2 «Методы и приемы наблюдений за птицами» Формы контроля: беседа, визуальный, анкетирование, опрос, творческие  отчёты, экскурсии, выполнение заданий практических работ. Оборудование: компьютер, поделки, бумага, доски для строительства  домиков, ручки, тетради для записей Литература для учителя:  1,8,9,13 Литература для учащихся: 2,5,13  Раздел 6. Естественные экосистемы (14 Ч) Содержание (теория):  Определение экосистемы, общая характеристика, состав: продуценты,  различные уровни консументов, детритофагов и редуцентов; признаки  экосистем; примеры экосистем, масштабы экосистем. Типы экосистем:  микроэкосистемы (например, ствол гниющего дерева), мезоэкосистемы (лес,  пруд и т. д.), макроэкосистемы (континент, океан и др.) и глобальную —  биосфера. Типы природных экосистем и биомов (по Ю. Одуму, 1986).Типы  пресноводных экосистем: ленточные (стоячие воды): озера, пруды и т. д.  логические (текучие воды): реки, ручьи и т. д. заболоченные угодья: болота и  болотистые леса. Понятие о биологическом круговороте веществ.  Жизнедеятельность экосистемы и круговорот веществ в ней. Питание —  основной способ движения веществ и энергии. Пищевые цепи (сети) и  трофические уровни. Экологические пирамиды. Виды деятельности (практика): рассказ, беседа, тестирование «Что мы знаем об экосистеме», экологическая  акция «Живи родник», Экскурсия №3 «Типы экосистем» Формы контроля: беседа, визуальный, анкетирование, опрос, экскурсии,  Оборудование: таблицы по биологии, рисунки, ручки, инвентарь для очистки  родника. Литература для учителя:  2,4, 6, 14 Литература для учащихся: 6,8 Раздел 7. Лесные экосистемы(48 ч) Содержание (теория):  Разнообразие и значение лесных экосистем. Лес как пример растительного  сообщества. Типы лесов области: смешанные, хвойные. Видовой состав леса  Определение деревьев и кустарников по коре. Веткам. Почкам. Большие  деревья: самые большие деревья: секвойя, дуб, сосна, эвкалипт, баобаб; их  география. Удивительные растения: десять самых удивительных растений  мира: Вельвичия удивительная, Раффлезия (Rafflesia), Аморфофаллус  (Amorphophallus), Опунция Биджелоу (Opuntia bigelovii), Карнегия  гигантская (Carnegiea gigantea), Непентес (Nepenthes), Венерина мухоловка  (Dionaea muscipula), Фикус Бенгальский (Ficus benghalensis), Секвоя  вечнозелёная (Sequoia sempervirens), Пуйя Раймонда (Puya raimondii).  Обитатели лесов: млекопитающие, птицы, беспозвоночные: экология и  биология, разнообразие. Растительность лесов: лекарственные растения,  ядовитые, древесные породы, морфология древесных растений. Жизнь птиц и  зверей весной Виды деятельности (практика): рассказ, беседа, акция «Мое дерево», занимательный час «По лесным  тропинкам», «Удивительные растения», «Млекопитающие леса», устный  журнал «Лекарственные растения», экологический праздник «Война грибов с  ягодами», экологический конкурс рисунков «Давайте сохраним планету  зелёной», викторина «Охраняемые лесные растения» Экскурсия№4  «Лес как пример растительного сообщества» Экскурсия№5   «Жизнь птиц и  зверей весной», Практическая работа №4 «Определение деревьев и кустарников по коре.  Веткам. Почкам» Формы контроля: беседа, визуальный, анкетирование, опрос, творческие  отчёты, экскурсии, выполнение заданий практических работ. Оборудование: фотографии с экскурсий, походов, гербарии, , определители  растений, ручки, тетради, определители Литература для учителя:  1,2,5,6,14 Литература для учащихся: 5,6,7,17 Раздел 8. Луговые и степные экосистемы (10 ч)      Содержание (теория):  Луг, степь как экосистема. Растительность лугов, степей: травянистая,  засухо­ и морозоустойчивая. Разнообразие степей Ульяновской области:  луговые, типчаково­ковыльные, каменистые, кустарниковые, песчаные.  Животный мир лугов и степей Виды деятельности (практика): рассказ, беседа, экологический конкурс «Мы и природа», викторина  «Животный мир лугов и степей» Экскурсия №6 «Луг, степь как экосистема»  Формы контроля: беседа, визуальный, опрос, творческие отчёты, экскурсии,  Оборудование: фотографии с экскурсий, походов, гербарии, , определители  растений, ручки, тетради. Литература для учителя:  1,2. 6 Литература для учащихся: 5,6,17 Литература для учителя: 1Ананьева Н.Б. Боркин Л.Я. Энциклопедия природы России. М.:1998.547с. 2.Антомонов Ю.Г. Моделирование биологических систем. Киев, 1977. 260 c. 3. Благовещенский В.В. и др. Определитель растений Среднего Поволжья.  Наука. Ст.­П., 1984. 4. Вернадский В.И. Биосфера // Избр. соч. М., 1960. Т. 5. 5 Беклемишев В.И. Организм и сообщество // М., 1970. С. 26­42. 6.Маврищев В.В .Основы экологии. Гриф МО Республики Беларусь ,2005  г.*издание: 2­е 7.Мамаев В.М, Медведев Л.Н. Определитель насекомых Европейской части  СССР. М.: Просвещение, 1976.304с. 8 . Одум Ю. Экология. (в 2­х томах) Издательство: Мир.1986 9. Рюрик Львович Бёме, Александр Александрович Кузнецов  Птицы  открытых и околоводных пространств СССР Издательство: Москва.  "Просвещение" Год: 1983 стр: 176 с., 10 Серебряков И. Г. Экологическая морфология растений, М., 1962. 11. Титов С.В. Наблюдения за поведением животных: Методическиее  рекомендации/ Пенз. Гос. Пед. Ун­т им В.Г. Белинского­ Пенза 2000.­73с. 12. Титов С.В. Наблюдения за насекомыми в естественной среде обитания:  Методические рекомендации\ Пенз. Гос. Пед. Ун­т им В.Г. Белинского­ Пенза  2000.­23с. 13 . Рюрик Львович Бёме, Александр Александрович Кузнецов  Птицы  открытых и околоводных пространств СССР Издательство: Москва.  "Просвещение" Год: 1983 стр: 176 с., 14. Шилов И.А. Экология. М.: Высшая школа, 2003. 512 с. 15.. Яковлев Б.В.Общая энтомология. М. Издание: Высшая школа. 1974г Литература для учащихся: 1.Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых. – Ярославль: Академия  развития, 1998. 2. Бурмистрова Л., Мороз В. Расскажите детям о птицах 3. Белов А .Крылатые властелины Вселенной.  2007 Издательство: Амрита­ Русь  144стр 4. Е. Т. Бровкина, В. И. Сивоглазов Животные водоемов и побережий Учебное пособие для школьников младших и средних классов ,Эгмонт Россия Лтд 2001 ­64с – Бровкина Е.Т. Сивоглазов В.И. Птицы леса: Краткое руководство для  5.  определения распространенных видов птиц, обитающих в лесах России   издательство Дрофа  ,2006 6. ­ Дроздов H.H. Экосистемы мира Издательство: Mосква 1997, Стр 340 7.Жизнь животных: в 6 т. / Под ред. Л.А. Зенкевича. – М.: 1965. 8. Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных или о чем не узнаешь на  уроке. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2003. 9. Кипятков В. Е.  Мир общественных насекомых. ЛКИ  2007 г. 408 стр., 10. Козлов М.А. Не просто букашки. Издание: Гидрометеоиздат. 1994г.  СПБ.224с 1 1. Козлов М.А., Олигер И.М. Школьный атлас­определитель  беспозвоночных. Просвещение. М. 1991. 12. Ласуков Р.Ю. Обитатели водоемов. Карманный определитель. – М.:  Лесная страна, Изд. 2­е, изм., 128 с., с илл. – (Полевые справочники­ определители. Средняя полоса Европейской 13. Лебедева Н.В., Дроздов Н.Н., Кривалуцкий Д.А Биологическое  разнообразие  Владос  2004 г. 14. Малаховец П.М. Фенологические наблюдения за сезонным развитием  деревьев и кустарников. ­ Архангельск, 1999. 15. Околитенко Н.И. Биология для увлеченных. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 16. Пелевин В.О. Жизнь насекомых. 2004г 17.Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. : Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. проф. И.Н.  Пономаревой ­ 2­е изд., перераб. ­ М.: Вентана­Граф, 2005 ­ 240 с.: ил. 18. Панфилов Д. В.  В мире насекомых Издательство: Лесная  промышленность, 1972 19. Рюрик Львович Бёме, Александр Александрович Кузнецов  Птицы  открытых и околоводных пространств СССР Издательство: Москва.  "Просвещение" Год: 1983 стр: 176 с., 20.Фадеева Е. О., Бабенко В. Г. Экология. Организмы и среда их обитания. 9­ 11 кл. 21. Штегхаус­Ковач С. Насекомые;; 2007;Мир книги. 22. Красная книга Ульяновской области\ Под науч. Ред Е.А.Артемьевой,  О.В.Бородина, М.А.Королькова, Н.С. Ракова; Ульяновск: Издательство  «Артишок», 2008. 508 с. 1.wegy.florandfau.ru/chelovek­i…nasekomye­soyuzniki… 2.. ou.tsu.ru/school2/nach/metod/ecolog2/2­5.html 3.. center.ippk.ru/kopilka/kub…region…2007/eskaev.doc 4.. rochip.narod.ru/otcego/entomofagi.htm 5. aves.domopediya.ru/node/12 6. schoolcollection.marsu.ru/catalog/rubr/074081f8­ 7. water­birds.narod.ru/work1.htm 8. school149.avers­telecom.ru/catalog/rubr/2473d5f5­ 8. meduniver.com/Medical/Biology/227.html 10. www.priroda.su

Программа второго года обучения экологического клуба школы

Программа второго года обучения экологического клуба школы

Программа второго года обучения экологического клуба школы

Программа второго года обучения экологического клуба школы

Программа второго года обучения экологического клуба школы

Программа второго года обучения экологического клуба школы

Программа второго года обучения экологического клуба школы

Программа второго года обучения экологического клуба школы

Программа второго года обучения экологического клуба школы

Программа второго года обучения экологического клуба школы

Программа второго года обучения экологического клуба школы

Программа второго года обучения экологического клуба школы

Программа второго года обучения экологического клуба школы

Программа второго года обучения экологического клуба школы

Программа второго года обучения экологического клуба школы

Программа второго года обучения экологического клуба школы

Программа второго года обучения экологического клуба школы

Программа второго года обучения экологического клуба школы

Программа второго года обучения экологического клуба школы

Программа второго года обучения экологического клуба школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2017