Программа"Воспитание младших школьников "Правилам дорожного движения"."
Оценка 4.8

Программа"Воспитание младших школьников "Правилам дорожного движения"."

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
классное руководство
1 кл—4 кл
12.01.2017
Программа"Воспитание младших школьников "Правилам  дорожного движения"."
Обучение правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть учебно-воспитательной работы в школе. Изучая ПДД, обучающиеся приобретают знания и навыки поведения на улице, усваивают правила и навыки движения на дороге. Программа рассчитана на все 4 года обучения,содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций.Файл содержит пояснительную записку к программе и саму программу по классам с 1 по 4 класс
Программа ПДД Петялиной Г.М..doc

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г Лузы  Кировской области

 

 

 

 

 

 

Воспитание младших школьников Правилам  дорожного движения

программа

 

 

 

 

«БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

 

 

 

                                                                      Работу выполнила учитель

                                        начальных классов МОКУ СОШ №  2     

                                                                   г.Лузы Кировской области

 

                                                                     Петялина Галина Михайловна

 

 

 

 

 

 

 

 

2017 ГОД

 

 

 

 

Пояснительная записка.

         Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма является в значительной степени актуальной  и практически значимой. Именно поэтому пути ее решения  поставлены  в федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 100.

         В данной программе большое внимание уделено формированию у детей   знаний, умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Школа является основным звеном системы образования, где дети могут и должны получить необходимые знания Правил дорожного движения, умения и навыки безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

        В соответствии с вышеизложенным, я  предлагаю программу – цикл классных часов, разработанных на четыре года обучения в начальной школе и учитывающих все требования документов. Регулярность проведения 1 раз в месяц. Содержание строится по концентрическому принципу   и   является непрерывной, системной, построенной с учетом уровня психического и физического развития учащихся. Программа учитывает  тот факт, что программа безопасности дорожно-транспортного травматизма должна иметь практическую направленность на обеспечение безопасности детей и подростков, формирование у них самооценки, самоконтроля и самоорганизации. Учащиеся должны научиться правильно и безопасно вести себя на улицах и дорогах, предвидеть возникновение опасности.  Реализация программы позволяет привить учащимся  знания, умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, сформировать у детей научно  обоснованную систему понятий основ безопасности, выработать необходимые  умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни.

 

 

 

Цель программы:

§  создание условий для формирования у учащихся навыков  безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи программы:

·        Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения и осознанное к ним отношение

·        Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения

·        Применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах

·        В работе по безопасности дорожного движения использовать здоровьесберегающие технологии как систему учебно-воспитательных и организационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и жизни детей.

Ожидаемый результат:

·        Приобретение  обучающимися знаний по технике безопасности и жизненно-важным гигиеническим навыкам

·        Развитие и совершенствование  навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной помощи

·        Овладение двигательными умениями и навыками, улучшение физической подготовки, повышение культурного уровня.

Нормативно-правовое обеспечение программы:

·        Конституция РФ

·        Конвенция  «О правах ребенка»

·        Правила дорожного движения

·        Устав образовательного учреждения

·        Учебный план

·        Учебные  программы

Научно-методическое обеспечение:

 

·        Государственный образовательный стандарт

·        Учебный план и учебные программы школы

·        Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения  уроков ПДД

·        Учебники по ОБЖ

·        Методические разработки для родителей, обучающихся, педагогов.

 

Уровень подготовки учащихся  определяется собеседованием, тестированием.

 

Формы контроля: конкурсы, викторины, игры, зачеты, тесты.

 

Содержательная часть.

         Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья учащихся. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах и дорогах, когда с раннего детства ребенок знакомится со сложной техникой, когда с 6-7 лет он становится участником дорожного движения, встает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах. Необходимость сознательного выполнения им требований дорожного движения с дошкольного возраста.

         Как научить ребенка сознательно относиться к выполнению Правил дорожного движения?  Я считаю, что эту работу можно  проводить в виде лекций, бесед, ставить спектакли, проводить викторины и различные соревнования, применять иные формы обучения, но все это необходимо соединять в единую целостную систему непрерывного обучения детей.

          Считаю решать вопросы нужно комплексно, воссоединив практические и теоретические занятия в непрерывный процесс обучения и воспитания, начиная с раннего возраста.

         Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличения интенсивности движения на автодорогах.  Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно в нашей стране в дорожно- транспортных происшествиях гибнет около 40 тысяч человек, не считая покалеченных и травмированных. И почти каждый десятый погибший – ребенок!

         Комплексный подход к решению проблемы может дать положительный результат – сокращение  ДТП с участием детей.

          Моя система непрерывного обучения навыкам безопасного поведения детей на улицах складывается из  следующих компонентов:

·       проведение классных часов;

·       проведение различных видов внеурочной деятельности   по проблематике безопасности дорожного движения и по изучению правил дорожного движения;

 

 

   Согласно теоретико – методической основе выделяю следующие принципы содержания программы:

1        принцип ориентации на идеал (воспитание всегда ориентировано на определенный идеал);

2        принцип диалогического общения (диалог общения младших школьников со сверстниками и родителями);

3         принцип системно - деятельной организации воспитания.

     Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную эмоционально – поведенческую природу младших школьников, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли гражданина, который знает и соблюдает ПДД.

 

    В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций.

 

               Мой цикл классных  часов разработан на основе Федерального закона РФ «О безопасности дорожного движения», Программы перечня правил дорожного движения и основ безопасного поведения на улице для учащихся 1-4 классов. (Российская академия образования Управление  ГАИ г. Москва – М., 1994 г.); методических рекомендаций для системы дополнительного обучения детей Правилам дорожного движения (рекомендации разработаны авторским коллективом под руководством С. В. Барканова и О. А. Никоновой в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в России» и одобрены Министерством образования  РФ Москва, - 2001 г.).  По возрасту предназначен для учащихся начальной  школы. По продолжительности реализации – четырехгодичный. По форме реализации – групповые и индивидуальные занятия. По виду деятельности – социальный. По уровню освоения учебного материала – общекультурный. Программа – цикл классных часов  переработана по возрасту 7 – 10 лет.

 

 Основными результатами работы, вижу формирование маленького гражданина, который знает как  правильно и безопасно вести себя на улицах и дорогах, предвидит возникновение опасности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

 

1 класс

 

Учащиеся 1-го класса должны уметь:

 - переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);

  -правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте.

 

Надпись: Тема занятия	Время проведения
Классный час – беседа: Основные правила поведения учащихся на улице и дороге (пригласить инспектора ДПС).	сентябрь
 Классный час – игра: Наши верные друзья на улицах и дорогах.	октября
 Классный час - викторина: Это должны знать все -  Элементы улиц и дорог.

	ноябрь
Классный час – ролевая игра:  Мы – пассажиры.	декабрь
Классный час — эстафета Правила дорожного движения.	январь
 Классный час – ролевая игра: Пешеходный переход, перекрёсток
  Регулирование дорожного движения.
	февраль
Классный час – круглый стол: Сигналы светофора и регулировщика.	март
Классный час - практическое занятие: Правила посадки и высадки из автобуса,
	апрель
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения 
 учащихся на улицах и дорогах. Итоговое занятие.	май

 

 

 

 

 Родительское собрание  с презентацией «ПДД» - «Научите ребенка правильно вести себя на дорогах».

 

 

 

2 класс

 

Учащиеся 2-го класса должны уметь:

 

 - переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;

 - обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;

    при посадке и высадке из общественного транспорта;

  - ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;

    не создавать помех движению транспорта;

 - определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;

 - дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта.

Надпись: Тема занятия	Время проведения
 Классный час – беседа: Почему дети попадают в дорожные аварии.	сентябрь
 Классный час – видиофильм: История появления автомобиля и правил дорожного движения.	Октябрь
  Классный час - экскурсия: Что такое Госавтоинспекция и кто такой инспектор ДПС.	Ноябрь
Классный час -Правила дорожного движения помни всегда, чтоб не случилась с тобою беда.
	декабрь
Мастер класс: Наш друг – светофор (изготовление светофора).	январь
Классный час – викторина: Решение ситуационных задач.	февраль
 Классный час – беседа: Опасные места на дорогах.	март
Классный час: Дорожные знаки и дополнительные средства информации (пригласить инспектора ДПС)	апрель
 Итоговое занятие – КВН — Клуб «Внимательный пассажир». 
	май

 

 

 

 

 Родительское собрание  (устный журнал) - «Безопасность на дороге». 

 

 

 

 

 

3 класс

 

Учащиеся 3-го класса, кроме перечисленного для 1-2-го класса, должны знать:

 - что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;

 Правила:

 - перехода дорог с двусторонним и односторонним движением;

 - перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;

 - перехода железной дороги.

 Учащиеся 3-го класса должны уметь:

 - ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;

 переходить железнодорожные пути;

 переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;

 осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.

 

 

Тема занятия

Время проведения

Классный час – беседа: Причины дорожных аварий   ( пригласить инспектора ДПС).

 

сентябрь

Классный час – викторина: Правила дорожного движения.

 

октябрь

Классный час (ролевая игра) Правила перехода проезжей части дороги.

ноябрь

 Беседа инспектора ДПС: Остановочный и тормозной путь автомобиля.

декабрь

Классный час – игра: Правила перехода железной дороги.

январь

Классный час – викторина: Дорожные ловушки.

февраль

Некоторые технические требования к велосипеду и мопеду (подготовка к конкурсу «Веселое колесо».

март

Правила езды на велосипеде.

апрель

Итоговое занятие с родителями – КВН -Решение ситуационных задач.

май

 

 

Родительское собрание  по правилам ПДД «Азбука дорог»

 

 

 

 

 

 

 

4     класс

Формировать и развивать у учащихся 4-го классов:                                              • устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте;                                                               • понимание, осмысление и осознание опасных и безопасных действий на улицах и дорогах, в транспорте; способность самостоятельно их анализировать и оценивать;                                                                                              • самоконтроль и самоорганизацию правопослушного и безопасного поведения    на улицах, дорогах и в транспорте.

Учащиеся  4 - го класса должны уметь:

-  ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;

-переходить железнодорожные пути;                                                                                                   - переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;                                                      -- осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта

 

Тема занятия

Время проведения

 Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (тест).

сентябрь

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.  « Мама, папа, я – знающая семья ПДД»

 

октябрь

Классный час (презентация) Опасные места в жилой зоне.

ноябрь

Классный час: Наш путь в школу и новые маршруты. Проверка знаний ПДД

декабрь

Движение группами и в колонне. Железнодорожные переезды

январь

Правила поведения пассажиров на посадочных площадках и в транспорте ( проект вместе с родителями)

 

 

февраль

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.

 

март

Классный час – практическое занятия: Первая медицинская помощь при ДТП (кровотечения, ожоги, обморожения) – пригласить школьного фельдшера

апрель

Итоговый классный час - диагностика

май

 

 

Родительское собрание с конкурсной программой «Знай!Помни!Соблюдай!»

 

Заключение.

 

 

      Данная программа, считаю, доказывает свою эффективность. Обучение правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть учебно-воспитательной работы в школе. Вместе с тем правила дорожного движения – первый государственно–правовой документ, наиболее жизненно близкий школьнику. Изучая ПДД, обучающиеся приобретают знания и навыки поведения на улице, усваивают правила и навыки движения на дороге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы итогового контроля знаний учащихся

 

 Назови участников дорожного движения.

 Перечисли машины, которые можно отнести к общественному транспорту.

 Назови части городской (загородной) дороги.

 Продолжи предложение: «Улица с двусторонним движением – это улица, по которой …»

 Как называется место, где пересекаются улицы?

 Назовите типы перекрёстков.

 Какие бывают пешеходные переходы?

 Расскажи свой путь «Дом – школа»

 Перечисли обязанности пешеходов (пассажиров).

 Где следует ожидать общественный транспорт?

 Расскажите о правилах посадки в общественный транспорт.

 Расскажите о правилах выхода из общественного транспорта.

 Где безопаснее переходить дорогу после выхода из автобуса (троллейбуса, трамвая)?

 Что такое «зебра»?

 Что такое «островок безопасности»?

 Какими знаками обозначаются пешеходные переходы?

 Какие бывают пешеходные переходы?

 Как перейти улицу, где нет пешеходного перехода?

 Как найти и определить безопасный ближайший переход улицы (дороги)?

 Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?

 Где должны ходить пешеходы?

 Назови дорожные знаки, которые можно увидеть на переходах.

 Какие дорожные знаки тебе известны?

 Чем отличается регулируемый перекрёсток от нерегулируемого?

 Какие бывают светофоры?

 Что означает каждый сигнал светофора?

 Может ли после красного светофора сразу загореться зелёный?

 Чьи сигналы важнее: светофора или регулировщика?

 Какое движение называют правосторонним и почему?

 Что влияет на выбор безопасного пути к другу, в магазин, кинотеатр, библиотеку, на спортивную площадку?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностические материалы по теоретической части курса ПДД.

Контрольные вопросы:

1 класс.

 Кого называют пешеходом?

 Что такое транспорт?

 Для чего предназначен тротуар?

 Что такое перекресток?

 Для чего служат ПДД?

 Для чего служит проезжая часть?

 Где надо переходить улицу?

 Где нужно остановиться, если не успели закончить переход улицы?

 Где можно играть?

 Как нужно вести себя на улице?

 Кому дает команды пешеходный светофор?

 При каком сигнале светофора можно переходить улицу?

 Что должен делать пешеход при красном сигнале светофора?

 Зачем нужны дорожные знаки?

 В каких местах устанавливается знак «Дети»?

 Где можно кататься на велосипеде?

 Почему опасно цепляться за автомобили?

 Почему на санках нельзя кататься на улице?

 Где нужно ожидать общественный транспорт?

 Когда можно начинать посадку в общественный транспорт?

 Как нужно себя вести в общественном транспорте?

 

2 класс.

 

 Почему нужно всегда соблюдать ПДД?

 Как вы поступаете, когда нужно перейти улицу?

 Какие дорожные знаки помогают пешеходу?

 Для чего служит дорога?

 Какие улицы называются улицами с односторонним движением?

 Для чего предназначен тротуар?

 Для чего служит проезжая часть?

 Для чего нужна обочина на дороге?

 Какие транспортные средства вы знаете?

 Где и как ходить по улице, если нет тротуара?

 Каковы особенности движения пешеходов?

 Каковы правила движения пешеходов на загородных дорогах?

 В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?

 Как нужно идти по пешеходному переходу?

 Какие знаки устанавливаются на пешеходных переходах?

 В каких местах можно переходить дорогу?

 Можно ли переходить улицу при желтом сигнале светофора?

 Кому дает команды пешеходный светофор?

 При каком сигнале светофора можно переходить дорогу?

 Что надо делать, если желтый сигнал светофора загорелся, когда ты дошел до середины улицы?

 

3 класс

 

 Что понимается под улицей, и на какие части она делится?

 Какие вы знаете элементы дороги?

 Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним?

 Пешеходы, двигаясь навстречу друг другу, должны в каждом направлении придерживаться правой стороны?

 Где и для чего устанавливаются металлические ограждения тротуара?

 Зачем нужны обочина и кювет?

 Как отличить главную дорогу от второстепенной?

 Что значит: улица односторонняя и двусторонняя?

 Что нужно сделать пешеходу, прежде чем перейти дорогу?

 

4 класс

 

 Для чего нужны дорожные знаки?

 Где и как устанавливаются дорожные знаки?

 На какие группы делятся все дорожные знаки?

 Какие знаки для пешеходов есть в группе запрещающих знаков?

 Какие знаки для пешеходов входят в группу информационно-

 указательных знаков?

 Какие знаки для велосипедистов вы знаете, и к каким группам они относятся?

 Какой знак для водителей устанавливается перед пешеходным переходом?

 Какой знак для водителей устанавливается в районе школ, детских садов?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

 1. Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006 – 192с. – (Мастерская учителя)

2. Сюньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-4 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997.

3. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие для учащихся начальной школы. 2 части. СПб.: ИД «МиМ», 1997.

4. Жульнев Н.Я. Правила и безопасность дорожного движения для 1 – 4 класса. – М.: изд. «Ливр», 1997.

5. «Безопасность на улицах и дорогах». 1, 2, 3 классы, А.М.Якупов.  6.«Безопасность на улицах и дорогах». Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стряпкина, М.Д.Маханева.

 

 

 

 

 

 

 


Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г

Пояснительная записка.

Пояснительная записка.

Цель программы: § создание условий для формирования у учащихся навыков безопасного поведения на улицах и дорогах

Цель программы: § создание условий для формирования у учащихся навыков безопасного поведения на улицах и дорогах

Содержательная часть.

Содержательная часть.

ПДД. В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций

ПДД. В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций

Содержание программы 1 класс

Содержание программы 1 класс

Учащиеся 2-го класса должны уметь: - переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки; - обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях; при посадке и высадке…

Учащиеся 2-го класса должны уметь: - переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки; - обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях; при посадке и высадке…

Учащиеся 3-го класса, кроме перечисленного для 1-2-го класса, должны знать: - что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;

Учащиеся 3-го класса, кроме перечисленного для 1-2-го класса, должны знать: - что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;

Формировать и развивать у учащихся 4-го классов: • устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте; • понимание, осмысление и…

Формировать и развивать у учащихся 4-го классов: • устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте; • понимание, осмысление и…

Заключение. Данная программа, считаю, доказывает свою эффективность

Заключение. Данная программа, считаю, доказывает свою эффективность

Приложения

Приложения

Вопросы итогового контроля знаний учащихся

Вопросы итогового контроля знаний учащихся

Диагностические материалы по теоретической части курса

Диагностические материалы по теоретической части курса

В каких местах можно переходить дорогу?

В каких местах можно переходить дорогу?

Литература 1. Ковалько В

Литература 1. Ковалько В
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2017