Пропедевтика изучения предметов ЕМЦ через проектную деятельность в начальной школе (из опыта работы).
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
физика +1
Взрослым
10.04.2017
Согласно новой цели российского образования мы должны воспитать творческого, инициативного и компетентного гражданина России. Мы должны получить совершенно нового ученика- « деятеля» , а не « знайку».
Как говорил Б. Шоу: « Единственный и верный путь, ведущий к знаниям — это деятельность.»документ
Надежда Григорьевна.docx
Пропедевтика изучения предметов ЕМЦ через проектную деятельность в
начальной школе
(из опыта работы).
Янченкова Надежда Григорьевна, учитель физики МБОУ Семлевской СОШ №1
Вяземского района Смоленской области
Любое общество нуждается в творческих людях. Современник решает множество
задач: в каждой из них есть начальные условия, бывает, что известен и желаемый
результат. Пути решения каждый выбирает сам. Владение технологией творчества
помогает человеку идти вверх по лестнице жизненного успеха. Задача школы в целом и
учителя в частности не сообщать алгоритмы «на все случаи жизни», а научить
обдумывать, оценивать, искать, добиваться и, наконец, опять оценивать, только теперь
уже результат. Справиться с такой задачей возможно при наличии критического
мнения, которое развивается у 100% сохранных детей при особой организации учебной
деятельности.
Работая в маленькой сельской малокомплектной школе, очень не хочется стоять в
стороне от тех новшеств, которыми так изобилует наша система образования. Как
гласит мудрость: « Образование нельзя получить, его берут своими руками». Одним из
действенных способов «взять образование своими руками» является метод учебных
проектов. Это способ развития творчества и самореализации обучающихся.
Согласно новой цели российского образования мы должны воспитать творческого,
инициативного и компетентного гражданина России. Мы должны получить совершенно
нового ученика « деятеля» , а не « знайку».
« Единственный путь, ведущий к знаниям — это
Как говорил Б. Шоу:
деятельность.» Начиная учить ребенка работать над проектом, можно посоветовать
ему:
1) посмотреть в книгах;
2) в компьютере;
3) подумать;
4) провести эксперимент;
5) понаблюдать;
6) спросить у другого человека;
7) составить небольшое сообщение;
8) защитить или представить свою работу.
Метод проектов позволяет решать многие задачи, поэтому не использовать его при
обучении просто невозможно.
В условиях реализации ФГОС я использую метод проектов и во внеурочной
деятельности с учащимися 13 классов, где веду курс интеллектуального направления
«Звездный час». Введение этого курса наряду с общими целями внеурочной
деятельности предполагает расширить основы знаний младших школьников в области
естественноматематических наук, повысить их эрудицию и расширить кругозор
(Приложение 1).
Сельские дети находятся в особых условиях: у них нет возможности посещать
кружки гдето вне школы, а для многих из них школа — единственное место, где ими
занимаются, где они получают знания и развиваются. Мой курс относится к серьезным научным курсам, и мне, учителю, работающему
всегда только в старшей школе, проблематично начать преподавать его младшим
школьникам. Прежде всего, трудно перестроиться в переводе научного материала на
язык первоклассников. Но спасает один из важнейших принципов дидактики —
принцип занимательности, который предполагает вовлечение в обучение всех
органов чувств ребенка. Этот принцип вносит в обучение чтото новое, сказочное,
необычное, а главное — интересное.
Начиная работать с первоклассниками, я спрашиваю их: « Ребята, а что такое
Вселенная?» Один ученик мне ответил: « Это чтото большое и черное», и тогда я
показываю им большой черный пустой лист и говорю: « Пусть это будет наша
Вселенная, но вы очень скоро узнаете, как она огромна, красива и удивительна». Так
начинается долгосрочный проект « Заселяем Вселенную». В течение учебного года, по
мере изучения курса, мы с ребятами «оживляем» пустой космос. На черном листе, в
его центре появляется Солнце, звезды, планеты, малые тела, космические корабли,
орбитальные станции, космонавты и даже гуманоиды. При выполнении данного проекта
мы используем цветные наклейки из постера. Сказки любят все, поэтому мы и зовем на помощь сказочных героев. Так азы
астрономии нам помогают изучать комета Тая, астероид Бак и метеорит Дик.
На
занятия приходит
дедушка
Знай и
веселый Незнайка.
Переводить научные термины на язык малышей мне помогает старая умная книга
«Почемучка». Например: скафандр пальто космонавта, обсерватория — дом для телескопа. Луна — подружка Земли, орбитальная станция дом, где живут и работают
космонавты.
Знакомиться с просторами Вселенной, ребята начинают с космического адреса, чтобы
не потеряться в ее лабиринтах.
При изучении Солнца ребята выполняют творческий проект « Профессии Солнца», в
котором появляются рисунки Солнце печь, Солнце лампа, Солнце — художник ,
.
Солнце—врач,
Солнце—косметолог
Не менее занимательным был проект « Животные в космосе». После моего рассказа
ребята рисовали, и оказалось, что и крысы, и черепахи, и насекомые оранжевые. На
мой вопрос « Почему?», ребята со знанием дела ответили, что все они в скафандрах. В начальной школе наиболее актуальны конструкторские проекты. Например, с
большим интересом ребята работали над проектом «Созвездия». Их руками были
выполнены аппликации созвездий Ориона,
Кассиопеи.
Лебедя,
Льва,
Прослушав легенду о Большой и Малой медведице, они наблюдали их в ночном небе. Дети узнали расположение полярной звезды, и отразили это в своих работах.
Задание
на
урок
присылают
космонавты. Так было получено задание: изучить карту участка звездного неба, но это карта сильно
пострадала, она разорвана на несколько кусочков, и космонавты не имеют возможности
ориентироваться по ней, это грозит гибелью космического корабля. Ребята с большой
ответственностью работали над этим восстановительным проектом: по ярким звездам
нанесли границы созвездий, узнали о них, соединили части карты в единое целое.
В третьем классе ребята работали над более серьезным проектом «Изготовление
модели участка звездного неба». В черном листе картона с помощью булавок были
сделаны проколы в местах расположения ярких звезд изученных созвездий. Подсветив
картон с обратной стороны, можно было познакомить с созвездиями и своих родителей, и
своих
друзей.
Изучая планеты, ребята узнают «изюминку» каждой из них, например, Венера
«утренняя звезда» , Земля «голубой бриллиант», Марс « красная» планета, Юпитер
— образец планеты — гиганта, Сатурн «окольцованная» планета, Уран и Нептун —
планеты «близнецы», Плутон «мертвая» планета. А затем работают над проектом
«Изюминки планет» раскрашивают их в соответствии с их особенностями.
Очень любят ребята проекты «Фантазеры», «Рисуем по клеточкам», проекты —
шифры.
В третьем классе ребята работали над проектом «Модель Солнечной системы», в
котором планеты и край диска Солнца были изготовлены из пластилина, шарики планет были подвешены на нитях в порядке удаления от Солнца.
Во 2 и 3 классах из подручного материала ребята конструировали модели летательных
аппаратов и устроили целую выставку кораблей будущего. Очень любят собирать
1пазлы на космическую тематику.
Каждая работа ребят оценивается, но не отметками. На первом занятии каждый
получает шкатулку достижений, в которую складывает космические жетоны, и
зачетную книжку, в которой звездочками отмечается активная работа на уроке. Собирается
портфолио
творческих
работ. В конце курса с помощью ребят — старшеклассников организуется экскурс в
историю космонавтики, космическое путешествие и запуск символической ракеты.
Неподдельный интерес в глазах маленьких учеников подтолкнул меня продолжить
эксперимент в начальной школе и организовать курс «Занимательная физика».
Надеюсь, что публикация моих методических рекомендаций поможет многим
учителям старших классов попробовать себя в преподавании в начальной школе. Список используемой литературы:
1) Дёмина Л. «Земля в вопросах, загадках, ребусах, кроссвордах», издательство
«МИРОС», 1994г.
2) Колтун М. «Мир физики», издательство «Детская литература» 1984г.
3) Левитан Е.П. «Малышам о звездах и планетах», издательство «Педагогика»,
1981г.
4) Дитрих А. «Почемучка?», издательство «Педагогика», 1987г.
5) Моше Д. «Астрономия», издательство «Просвещение», 1985г.
6) Книга с пазлами «Космос»
7) Раков А. «Мы пришли с миром» изд. «Лениздат» 1991г
8) П.П. Цыганкова «Исследовательская деятельность учащихся» СОИУУ, 2004г
9) А.А. Плешаков «Мир вокруг нас» часть 1, издательство «Просвещение», 2004г
10)
11)
Газета «Сказка – раскраска» Издательство «Арбуз»
В.В. Шевченко «На зов таинственного Марса» издательство
«Детская литература», 1991г
12)
13)
Книга «365 научных экспериментов»
Атлас 4 класса
Пропедевтика изучения предметов ЕМЦ через проектную деятельность в начальной школе (из опыта работы).
Пропедевтика изучения предметов ЕМЦ через проектную деятельность в начальной школе (из опыта работы).
Пропедевтика изучения предметов ЕМЦ через проектную деятельность в начальной школе (из опыта работы).
Пропедевтика изучения предметов ЕМЦ через проектную деятельность в начальной школе (из опыта работы).
Пропедевтика изучения предметов ЕМЦ через проектную деятельность в начальной школе (из опыта работы).
Пропедевтика изучения предметов ЕМЦ через проектную деятельность в начальной школе (из опыта работы).
Пропедевтика изучения предметов ЕМЦ через проектную деятельность в начальной школе (из опыта работы).
Пропедевтика изучения предметов ЕМЦ через проектную деятельность в начальной школе (из опыта работы).
Пропедевтика изучения предметов ЕМЦ через проектную деятельность в начальной школе (из опыта работы).
Пропедевтика изучения предметов ЕМЦ через проектную деятельность в начальной школе (из опыта работы).
Пропедевтика изучения предметов ЕМЦ через проектную деятельность в начальной школе (из опыта работы).
Пропедевтика изучения предметов ЕМЦ через проектную деятельность в начальной школе (из опыта работы).
Пропедевтика изучения предметов ЕМЦ через проектную деятельность в начальной школе (из опыта работы).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.