Процессы синтаксической редукции и синтаксической компрессии в современных словосочетаниях. Положительный эффект сравнения нормы и сдвига в рамках школьного изучения.
Оценка 4.7

Процессы синтаксической редукции и синтаксической компрессии в современных словосочетаниях. Положительный эффект сравнения нормы и сдвига в рамках школьного изучения.

Оценка 4.7
Лекции
doc
русский язык
Взрослым
21.06.2017
Процессы синтаксической редукции и синтаксической компрессии в современных словосочетаниях. Положительный эффект сравнения нормы и сдвига в рамках школьного изучения.
Синтаксическую компрессию и синтаксическую редукцию можно рассматривать как чисто грамматическое явление - тогда это прямо связывается с общими тенденциями в развитии русского языка, которые, в частности, проявляются в действующем законе экономии речевых средств. С другой стороны, явление это интересно и как стилеобразующее, так как компрессивные и редуцированные структуры прямо связаны с определенными стилевыми сферами общения. Компрессия и редукция - явления одного плана; появление их делает речь более лаконичной, сжатой.
Процессы синтаксической редукции и синтаксической компрессии в современных словосочетаниях.doc
Процессы синтаксической редукции и синтаксической компрессии в современных   словосочетаниях.   Положительный   эффект   сравнения нормы и сдвига в рамках школьного изучения.                                                                     Баландина Е.Ю. МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 61»  [email protected]           В предложении, как основной единице синтаксиса, в большей степени, чем в других единицах языка (фонеме, морфеме, слове), отражается внеязыковая действительность. В синтаксисе передаются связи и отношения между понятиями, предметами, явлениями окружающего человека мира и постигаемого человеком мира. С помощью суждений и умозаключений о мире вещей, облеченных в форму предложений, передается отношение к   этому   внешнему   для   языка   миру.   В   процессе   функционирования   языка   форма развивается, становясь адекватной и все более удобной и эффективной. Немаловажное значение в этом процессе имеет отражение стремления к более компактным, экономным способам выражения. Пути достижения этого ­ разные, но, безусловно, что одним из этих   путей   является   избавление   от   словесной   избыточности   компонентов синтаксических  построений.  Подчиняясь структуре мысли,  синтаксис  экономит  свои средства, постоянно работая в поисковом режиме. Одним из проявлений этих поисков может служить синтаксическая компрессия и редукция. Это выпадение из логически развернутых   конструкций   избыточных   словесных   компонентов   и   синтаксическое объединение оставшихся при полном сохранении семантико­синтаксического значения исходных, глубинных структур. А внутренние логико­грамматические и семантические связи   при   этом   остаются   имплицитными.   Поверхностная   структура,   т.е.   словесно представленная,   оказывается   в   таком   случае   в   той   или   иной   степени   смещенной, неадекватной   количеству   компонентов   структуры   глубинной,   развернутой   в   логико­ смысловом   отношении.   Такая   сжатость   подачи   информации   особенно   свойственна разговорной речи, когда обстановка и ситуация помогают в передаче мысли, а также в речи   поэтической,   где   словесная   оболочка   высказывания   всегда   меньше,   чем заключенный в ней смысл.                                          Синтаксическая компрессия  обнаруживается и на уровне словосочетания, и на уровне предложения. Как правило, опускается внутреннее звено конструкции при сохранении крайних, но именно в них и заключается нужный, искомый смысл. Обе позиции членов конструкции   оказываются   актуализированными,   причем   в   результате   контактного расположения   оставшиеся   члены   конструкции   функционально   преобразуются,   что сказывается   на   характере   их   синтаксической   связи.   Это   мы   можем   наблюдать   при изучении   темы   «Словосочетание»   в   8   классе.   На   уроках   используем   различные упражнения   из   учебника   С.Г.Бархударова,   которые   предлагают   учащимся     указать грамматическое   значение   словосочетания   и   способ   связи,   но   и   помогают   увидеть синтаксическую   компрессию   в   словосочетаниях:  повидло   из   яблок,   суп   с   фасолью, кисель   из   клюквы,   шкаф   для   книг,   вода   из   родника   и   т.д.  [3:38].   В   следующем упражнении 80   предлагаем   учащимся из данного текста вычленить словосочетания с синтаксической компрессией, записать отредактированный текст и сделать вывод о том, как полученную информацию в тексте мы упростили, и как  это отражается в речи. На следующем   уроке   проводим   групповую   форму   работы   с   учащимися   с   целью, которые,   естественно, проанализировать  словосочетания с синтаксической компрессией и сравнить норму со сдвигом.   Примером   могут   служить   опрощенные   многочленные   сочетания,   например: библиотека   на   общественных   началах,   кофе   из   Бразилии,   рисунок   карандашом, Астрахань   ночью,   шашлык   по­азербайджански,   заявление   на   конкурс,   этюды маслом, очередь на квартиру, раствор из сахара, варенье из вишни, варенье на меду, операция на сердце, встреча у обелиска и т.п. [1: 202] Подобных примеров опрощения словосочетаний  довольно много. Учащиеся делают вывод, что благодаря отсутствию глагольного слова (причастия) происходит перераспределение синтаксических связей, что качественно меняет грамматический облик конструкции:  операция, сделанная на сердце; встреча, происходившая у обелиска; рисунок, выполненный   карандашом.  В приведенных   случаях   глагольная   зависимость   словоформ  на   сердце,   у   обелиска, карандашом    уступает   место   зависимости   субстантивной,   что   сказывается   на функциональных   качествах   этих   словоформ:   объектная   функция   (выполненный карандашом) и обстоятельственная (сделанная на сердце; происходившая у обелиска) замещаются   определительной,   так   как   указанные   формы   прикрепляются   к   именам существительным,   предполагают   определительные распространители.     В   результате   ­   никакой   потери   в   смысле,   речевая   экономия   и видоизменение   грамматической   функции   и   синтаксической   связи.   Сравнивание   на уроках нормы со сдвигом  даёт положительный эффект, дети лучше усваивают тему «Словосочетание»,   учатся   логически   развернутую   структуру   сжимать,   сохраняя   при этом   лишь   компоненты,   несущие   новую   информацию.   Все   эти   знания   пригодятся учащимся при написании докладов, рефератов, когда научная мысль зачастую длинна, подробна и не может быть выражена простыми предложениями. Перед учащимися стоит задача вместить довольно большой объем информации в ограниченный объем текста, поэтому   в   школьных   докладах   можно   использовать   большое   число     синтаксических средств,   способствующих  синтаксической   компрессии  [4:126].   Структурное   сжатие, стремление к компактности высказывания может путем сокрытия цепи синтаксических связей привести к смысловым смещениям, на базе которых появляются новые оттенки смысла и новые словосочетания. Например, расширение значения термина «экология» в современном   языке   произошло   именно   благодаря   реализации   ненормативных   связей слова   в   новых   контекстуальных   условиях.   Современные   словосочетания   типа экологическое   производство,   экологическая   этика,   экология   науки  и   др.  стали возможными   из­за   подчеркивания   в   слове   приобретенного   значения   «безвредный», появившегося   в   результате   перераспределения   и   смещения   синтаксических   связей, например,  экологическое   производство  ­   это   производство,   осуществляющее   свою деятельность   с   учетом   экологии,   т.е.   не   нарушая   баланса   в   окружающей   среде,   не загрязняя атмосферу и т.д. [1: 207]. Синтаксическую компрессию можно усмотреть и в некоторых типах предложений при изучении темы «Неполные предложения» в 8 классе. В ходе изучения темы учащимся предлагается произвести анализ заголовочных структур различных   газет   и   журналов,   так   как   предложения   с   пропуском   слов,   не представляющие   ценности   в   информативном   отношении,   получили   большое распространение именно в газетном языке: «К вашему столу», «Только для женщин», « Городам ­ чистый воздух», «Вузы ­ народному хозяйству», «Горному земледелию ­ промышленную базу», «Ученые – родине» и т.д.    В таких неполных предложениях обозначены лишь целевые слова данного высказывания, которые формулируют мысль в предельно   сжатой   форме   и   обладают   экспрессивной   окраской,   что   останавливает внимание   читателя.   Это   можно   показать   учащимся,   если   предложить   им   вставить «подразумеваемые» члены предложения и сопоставить полученный текст с оригиналом. Анализируя   различные   тексты   на   уроках,   учащиеся   замечают,   что   использование неполных предложений позволяет опустить слова, смысл которых ясен, и это придаёт речи непринуждённость. Учащиеся видят, что не только газетный, но и современный научный стиль характеризуется стремлением к синтаксической компрессии – к сжатию, увеличению   объема   информации   при   сокращении   объема   текста.  Это   проявляется   в особенностях   построения   словосочетаний,   в   особенностях   предложений.   Например: «Самая большая ценность народа ­ его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает!... Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через   родной   ему   язык».  Другой   пример:   высказывание   В.Набокова:  «Гоголь   был странным созданием, но гений всегда странен: только здоровая посредственность кажется благородному читателю мудрым, старым другом, любезно обогащающим его, читателя, представление о жизни»  В этом предложении компрессивна первая часть, о чем свидетельствует «необычное» употребление союза «но». Его значение никак не   стыкуется   со   следующей   частью   предложения.   Логическое   развертывание высказывания   помогает   установить   изначальную   смысловую   уступительно­ противительную связь: «Гоголь был странным созданием, но [это и не удивительно, так как] гений всегда странен». Другое явление синтаксического сжатия структур ­ это синтаксическая редукция, очень распространенная   в   современном   языке.   Синтаксическая   редукция   понимается   как отсечение необходимого грамматического звена в синтаксической структуре. Результат ­ сокращение словесных компонентов. Это выражения типа: Фирма гарантирует (что? кому?);  Тема   волнует  (чем?   кого?);  Футболисты   радуют  (кого?   чем?);  Высокое звание   обязывает  (к   чему?);   Портрет   на   фоне   (чего?   ­   передача   на   ТВ)   и   др. Исследуя с учащимися на уроках развития речи различные выступления по телевидению и   статьи   в   газетах,   видим,   что   на   базе   редукции   в   настоящее   время   образовались специфические   официальные   термины   (с   отсеченным   управлением):  движение несопротивления; политика быстрого реагирования; мирное урегулирование; группа немедленного   реагирования;   ближневосточное урегулирование и т.д. Синтаксическую   компрессию   и   синтаксическую   редукцию можно рассматривать как чисто грамматическое явление ­ тогда это прямо связывается с общими тенденциями в развитии русского языка, которые, в частности, проявляются в действующем   законе   экономии   речевых   средств.   С   другой   стороны,   явление   это интересно и как стилеобразующее, так как компрессивные и редуцированные структуры прямо связаны с определенными стилевыми сферами общения.   страны   содружества; Компрессия и редукция ­ явления одного плана; появление их делает речь более лаконичной, сжатой. Синтаксическая   компрессия   сопровождает   построение   любого связного текста, особенно современного, поскольку последовательное нарастание новой информации   ­   от   высказывания   к   высказыванию   ­     создает   чрезмерно   избыточную словесную   форму,   которая   оказывается,   естественно,   неудобной,   особенно   в   речи, рассчитанной на эффект информационной или художественной целесообразности.   Литература: 1.Н.С.Валгина «Активные процессы в современном русском языке». М. «Логос» 2001 2.К.С.Горбачевич   «Нормы   современного   русского   литературного   языка».   М. «Просвещение» 1981 3.С.Г.Бархударов   и   др.   «Русский   язык.   Учебник   для   8   класса   общеобразовательных учреждений». М. «Просвещение» 2005 4. Н.Н.Фаттахова // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы: Международная   научная   конференция,   посвященная   200­летию   Казанского университета   (Казань,   4­6   октября   2004   г.):   Труды   и   материалы:   /   Под   общ.   ред. К.Р.Галиуллина ­ Казань: Изд­во Казан. ун­та, 2004.

Процессы синтаксической редукции и синтаксической компрессии в современных словосочетаниях. Положительный эффект сравнения нормы и сдвига в рамках школьного изучения.

Процессы синтаксической редукции и синтаксической компрессии в современных словосочетаниях. Положительный эффект сравнения нормы и сдвига в рамках школьного изучения.

Процессы синтаксической редукции и синтаксической компрессии в современных словосочетаниях. Положительный эффект сравнения нормы и сдвига в рамках школьного изучения.

Процессы синтаксической редукции и синтаксической компрессии в современных словосочетаниях. Положительный эффект сравнения нормы и сдвига в рамках школьного изучения.

Процессы синтаксической редукции и синтаксической компрессии в современных словосочетаниях. Положительный эффект сравнения нормы и сдвига в рамках школьного изучения.

Процессы синтаксической редукции и синтаксической компрессии в современных словосочетаниях. Положительный эффект сравнения нормы и сдвига в рамках школьного изучения.

Процессы синтаксической редукции и синтаксической компрессии в современных словосочетаниях. Положительный эффект сравнения нормы и сдвига в рамках школьного изучения.

Процессы синтаксической редукции и синтаксической компрессии в современных словосочетаниях. Положительный эффект сравнения нормы и сдвига в рамках школьного изучения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2017