1. В каком глаголе ударение не падает на последний слог?
2. Поставьте ударение в словах.
Баловался, звонил, взяло, принял, брало, углубить, начала, забрались, поняли, попили, попила, поняла, забрало.
включит
звонит
брала
начал
забрался
врала
жила
доплыли
3. Глаголы какого ряда не имеют формы 1-го лица единственного числа? Проверьте по любому орфографическому словарю. Образуйте эту форму от остальных глаголов
4. В чём ошибочность выражения «глаголы различаются по временам»?
5. Что обозначает настоящее время глагола? Прошедшее? Будущее?
6. Какие глаголы имеют только две формы времени? Приведите примеры.
Прекратить, допустить, ездить, обидеть.
Победить, ощутить, убедить, пылесосить.
Брызгать, полоскать, махать, капать.
1. Прочитайте рассказ и объясните смысл его названия. Определите тип и стиль речи текста.
Прыг-скок.
По грамматике нужно было выучить правило о сложных предложениях.
- Ну их! – сказал Игорь своему другу Володе. – Ведь я решил стать лётчиком. При чём тут сложные предложения? Вот физика – это да!
По физике ничего не задавали, однако он заглянул в учебник, ничего не понял в формулах, которые ещё не проходили, и с досадой захлопнул книгу.
- Впрочем, для лётчика главное – физическая подготовка…
С этими словами Игорь взялся за гантели старшего брата, но они оказались тяжеловаты.
2. Что должен был делать Игорь, если бы действительно хотел стать лётчиком? Используйте в ответах глаголы сослагательного наклонения
- Ладно, буду решать задачи по алгебре.
Помучавшись, Игорь бросил и алгебру:
- Теория без практики мертва! Нужно уметь что-то делать своими руками. Соберу радиоприёмник!
Выгреб из ящика разные детали. Дело было лишь за тем, чтобы использовать всё это богатство. Но как?
- Не годится, - решил Игорь. – А если выбрать другую профессию? Стану-ка я литератором! – И принялся строчить литературное произведение.
(По Ю. Никитину)
Задания по тексту.
3. Как вы считаете, станет ли Игорь литератором? Почему вы так думаете? Объясните значение глагола строчить и подберите к нему синонимы. Для какой речи характерен этот глагол?
4. Выпишите по пять переходных и непереходных глаголов.
5. Найдите в тексте рассказа возвратные глаголы и расскажите, когда в них пишется суффикс –ся, а когда – -сь. Сделайте морфологический разбор одного из возвратных глаголов.
6. Творческое задание. Кем вы мечтаете стать? Напишите , что вы делаете для того, чтобы осуществилась ваша мечта. Подчеркните глаголы как члены предложения.
Прочитайте стихотворение.
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
А.А. Фет.
Каково ваше впечатление от описанного?
А в чем необычность стихотворения?
Как без использования глаголов текст может быть понятен?
Что это – случайность или автор нарочно решил поиграть словами?
Образец сочинения.
Солнечное утро. На фоне зеленой листвы – разноцветные астры и гладиолусы, а где-то – строгие белые хризантемы… Что это – конец лета или начало осени? Не очень понятно, нужно какое-то дополнение.
Например, Первое сентября и торжественная линейка на территории школы. Значит, это все-таки начало осени и начало учебного года.
С праздником, школа!
Образец сочинения.
Попробуй повторить, переглаголить и удивить!
Звенит – предупреждает…
Спешу… Иду и слышу – шумят! Останавливаюсь, сосредота-чиваюсь и вхожу. Увидели и притихли. Встали, поздоровались, сели. Смотрят – ждут… Начинаю рассказывать, стараюсь объяснить, читаю, вижу – слушают, заинтересовались. Решила проверить – а поняли? Спрашиваю – задумались – отвечают – поняли. Радуюсь, оцениваю, хвалю – улыбаются, перешепты-ваются.
Зазвенел – объявил!
Успели!
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Рефлексия
Интернет – ресурсы.
http://static4.depositphotos.com/1010973/361/v/950/depositphotos_3615152-Teacher-in-the-class-Presenting.jpg
http://glistof.net/_sh/4/454.jpg
http://boombob.ru/img/picture/May/07/f1f9d916be7eeb79e2ba852ba2be8a43/1.jpg
https://im1-tub ru. yandex.net/i?id= 868063 faed7809e558c6592f497f53ba&n=33&h=215&w=224
шаьлон с карандашом file:///C:/Users/%D0%92%D0%B0%
D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0/Desktop/Downloads/karandash.pptx
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.