Психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям, не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ»
Оценка 4.8

Психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям, не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ»

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
психологическая работа +2
Взрослым
05.12.2018
Психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности  у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям,  не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ»
Цель программы: коррекция неадекватных форм поведения через формирование и закрепление способов эффективного взаимодействия с окружающим миром, не прибегая к насилию и агрессии. Задачи программы: - снижение эмоционального напряжения; - формирование умения различать неуверенность, уверенность и агрессивность; - формирование адекватной самооценки; - создание установки на открытое выражение своих чувств без ущемления прав партнера; - обучение навыкам релаксации и ауторелаксации; - обучение самоконтролю (вырабатывание навыков владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожности).
Программа на снижение агрессивности у взрослых.doc
Бюджетное учреждение  Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения  Большеуковского района» УТВЕРЖДАЮ  Руководитель БУ «КЦСОН Большеуковского района» ____________А.Р. Хачатрян _________________ 2018 г. Психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности  у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям,  не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ» Составитель: К. В. Пудова, психолог  отделения социальной  реабилитации инвалидов Большие Уки 2018 г. Содержание программы 1. 2. 3. 4. 5. Пояснительная записка Содержание программы Календарно – тематический план Список литературы Приложение 3­6 7­11 12­14 15 16­20 2 Пояснительная записка В  психологии  тема  агрессии   и  агрессивности   постоянно   находится   в  поле зрения учёных и практиков. Существует большое число теоретических концепций, объясняющих   эти   феномены,   проводятся   многочисленные   экспериментальные исследования,   многие   сталкиваясь   с   проблемой агрессивного   поведения, разрабатывают различные техники ее коррекции. Психокоррекция ­ это обеспечение психологического комфорта личности в отношении   к   самому   себе,   во   взаимодействиях   с   другими   людьми,   в мировосприятии  в целом. В этом аспекте можно говорить и о психологическом здоровье   личности   (психологическое   здоровье   ­   термин   И.В.   Дубровиной). Психологическое   здоровье   делает   личность   самодостаточной,   вооруженной средствами   самопознания,   самопринятия,   самоуважения   и   саморазвития   в контексте   взаимодействий   с   окружающими   людьми   в   условиях   культурных, социальных,   экономических   и   экологических   реальностей   окружающего   мира. Таким   образом,   именно   психологическое   здоровье   личности   необходимо рассматривать   и   как   цель,   и   как   критерий   эффективности   целостной   системы психологической помощи и поддержки.  Целями уголовно­исполнительного права является исправление осужденных и предупреждение совершения ими новых преступлений (раздел 1, гл. 1, ст. 1, п.1 УИК РФ). Термин «коррекция» буквально означает «исправление». Следовательно, психологическая   коррекция   осужденных   —   одно   из   важнейших   направлений деятельности пенитенциарных психологов. Структура психологического здоровья включает   в   себя   три   компонента:   аксиологический,   инструментальный   и потребностно­мотивационный. Аксиологический   компонент   содержательно   представлен   ценностями собственного «Я» человека и ценностями «Я» других людей. Ему соответствует как абсолютное   принятие   самого   себя   при   достаточно   полном   знании   себя,   так   и принятие   других   людей   вне   зависимости   от   пола,   возраста,   социокультурных особенностей и т.д.  Инструментальный компонент предполагает владение человеком рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем   внутреннем   мире   и   своем   месте   во   взаимоотношениях   с   другими.   Ему соответствует   умение   человека   понимать   и   описывать   свои   эмоциональные 3 состояния   и   состояния   других   людей,   возможностью   свободного   и   открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий, как своего поведения, так и поведения окружающих.  Потребностно­мотивационный   компонент   определяет   наличие   у   человека потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности,   имеет   внутренний   источник   активности,   выступающий двигателем его развития.   Выделение компонентов психологического здоровья позволяет определить следующие задачи психокоррекционной помощи: ­ ­ ­ обучение положительному самоотношению и принятию других; обучение рефлексивным умениям; формирование потребности в саморазвитии. Таким образом, в психологической коррекции осужденных основной акцент делается на обучении, на предоставлении осужденному возможности изменений. Проводимые   беседы   и   другие   мероприятия,   направленные   на   исправление осужденных, носят общий характер и не учитывают особенностей определенных типов личности и склонностей подучетных. Поэтому создание полноценной системы психологического   воздействия   на   осужденных,   состоящих   на   учете   в   уголовно­ исполнительных   инспекциях,   является   одной   из   важнейших   задач   настоящего времени. Одним из методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, общения и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных   изменений   является   тренинг.   Поэтому   одной   из   задач тренинговой работы с агрессивно­насильственными преступниками станет обучение социальным умениям и навыкам. Настоящая   программа   подготовлена   с   целью   совершенствования   форм   и методов работы с осужденными, состоящими на учете в уголовно­исполнительных инспекциях.  Данная программа направлена на обучение осужденных социальным навыкам, самоконтроля   за   поведением,   изменение   образа   мышления   и   в   конечном   итоге способствует снижению уровня повторной преступности. Пихокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности  у   лиц,   осужденных   за   насильственные   преступления   к   наказаниям,   не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ» ориентирована на:  4 ­   индивидуальную   совокупность   стереотипов   восприятия   социальной действительности и своего «Я» лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Цель программы:  коррекция неадекватных форм поведения через формирование и закрепление способов   эффективного   взаимодействия   с   окружающим   миром,   не   прибегая   к насилию и агрессии. Задачи программы:  ­ снижение эмоционального напряжения; ­ формирование умения различать неуверенность, уверенность и агрессивность; ­ формирование адекватной самооценки; ­ создание установки на открытое выражение своих чувств без ущемления прав партнера;  ­ обучение навыкам релаксации и ауторелаксации; ­ обучение   самоконтролю   (вырабатывание   навыков   владения   собой   в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожности). Целевая группа:   взрослые, осужденные за насилие не связанные с лишением свободы. Продолжительность и этапность реализации программы. Основной формой работы является   индивидуальные тренинговые занятия, рассчитанные на 8 встреч по 45 мин. Занятия проводятся 1 раз в неделю.  Срок реализации программы: 2 месяца. Формы и методы реализации программы ­ лекция; ­ моделирование практических ситуаций; ­ мозговой штурм; ­ дискуссия; ­ тренинг; ­ занятие  с элементами тренинга. Условия реализации программы 5 Бюджетное  учреждение  Омской  области «Комплексный центр социального обслуживания   населения   Большеуковского района»   располагает необходимыми условиями для реализации настоящей программы. Кадровое обеспечение   руководитель программы – психолог;  заведующий отделением социальной реабилитации инвалидов.  Критерии для оценки эффективности Программы: Эффективность Пихокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям, не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ» должна выразиться: ­ в повышении мотивации к изменению неадекватного поведения; ­ в осознанном овладении приемами саморегуляции агрессивного поведения на основе самоконтроля и самоанализа с использованием осужденным анализа, синтеза, сопоставления при взаимодействии с другими людьми; ­ в   повышении   уровня   межличностных   взаимоотношений   между   участником программы и другими людьми; ­ в снижении уровня агрессивного поведения; ­ в повышении культуры общения. Ожидаемые результаты реализации программы Коррекция   и   профилактика   агрессивности   должна   быть   направлена   на преодоление   испытываемых   агрессивным   человеком     проблем   в   общении   с близкими   и   другими   людьми,   а   также   на   формирование   в   сознании   человека установки   на   сотрудничество   и   позитивное   взаимодействие   с   окружающими. Результатом реализации программы будут являться: ­ улучшение психо­эмоционального самочувствия осужденного;  ­ осознание   собственной   индивидуальности,   принятие   себя   как   личности, имеющей собственное портфолио и умеющей работать над своими недостатками;  ­ повышение толерантности по отношению к окружающим;  ­ умение вырабатывать иммунитет на внешние негативные воздействия;  ­ стабилизация эмоционального состояния и контроль собственного поведения адекватной ситуации.  На диагностическом и контрольном этапе используются следующие методики: 6 тест «Оценка уверенности в себе»; тест «Ассертивны ли вы»; ­ ­ ­ опросник Л. Басса ­ А. Дарки; ­ ­ тест руки Э. Вагнера (Hand­Test); экспресс­диагностика   уровня   психоэмоционального   напряжения С. Копина, Е. А. Суслова, Е. В. Заикин; ­ методика   диагностики   самооценки   уровня   тревожности   Спилберга   ­ Ханина. Содержание программы           Проблема агрессии и насильственного поведения в жизни людей является в психологии   одной   из   самых   актуальных   и   ведущих   тем   исследований.   Эти исследования   имеют   долгую   традицию,   проводились   в   рамках   различных   школ, рассматривались   в   теоретическом   и   прикладном   аспекте.   Причина   столь пристального   интереса   к   данной   проблематике   заключается   в   стремлении содействовать   правоохранительным   органам   посредством   лучшего   понимания агрессивных действий, предотвращению явных актов насилия и сдерживанию роста данного вида преступлений во всем мире.                    В настоящее время большинством психологов принимается следующее определение   понятия   «агрессия».    Агрессия  ­   это   любая   форма   поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Как следует из принимаемого значения, агрессия здесь   рассматривается   только   как   форма   социального   поведения,   включающего прямое   или   опосредованное   взаимодействие   как   минимум   двух   человеческих индивидов, она может носить физический и психологический характер.           Агрессивность как качество личности включает в себя враждебное отношение к   кому­либо,   в   виде   потенциальной   готовности   к   совершению   насилия.   В   свою очередь,   насилие   определяется   как   «умышленные   физические   действия, выражающиеся   в   причинении   физического   ущерба   личности,   а   также   угрозы нанесения ущерба, принудительное воздействие на человека, его притеснение», т.е. в определение насилия включается только такое поведение субъекта, которое имеет целенаправленные     действия     по     достижению   физического   вреда   или   ущерба другому человеку.                     Таким   образом,   агрессивно­насильственное   поведение   заключается   в субъективном   враждебном   отношении   и   нацеленности   в   нанесении   другому 7 человеку   физических   действий   разрушающего   характера.   Сложность   оценки агрессивно­насильственных действий заключается в том, что они имеют достаточно широкий   диапазон   проявления.     Например,   они   могут   возникать,   как   реакция враждебности   на   создание   другим   препятствий   или   нанесение   ущерба,   а   также проявляться «самопроизвольно», из желания воспрепятствовать, навредить кому­ либо, обойтись с кем­то несправедливо, кого­нибудь оскорбить. Поэтому следует различать реактивную и спонтанную агрессию. Обобщить   подходы   к   оценке   агрессивно­насильственного   поведения   и составить   наиболее   полную   классификацию   действий,   в   которых   проявляются агрессивные   намерения,   попытался   А.   Басе.   По   его   мнению,   все   многообразие агрессивных   действий   можно   описать   на   основании   трех   шкал:   физическая   ­ вербальная, активная ­ пассивная, прямая ­ непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий (см. таблицу №1) Таблица № 1. Категории агрессии по А. Басу Примеры Тип агрессии Физическая­активная­прямая  Нанесение человеку ударов, избиение или ранение при помощи огнестрельного или холодного оружия  Физическая­активная­непрямая  Закладка мин­ловушек, сговор с наемным убийцей Физическая­пассивная­прямая  Стремление   физически   не   позволить   другому с целью уничтожения врага  достичь желаемой цели  Физическая­пассивная­непрямая Отказ от выполнения необходимых задач  Вербальная­активная­прямая  Словесное   оскорбление   или   унижение   другого человека  Вербальная­активная­непрямая  Распространение злостной клеветы  Вербальная­пассивная­прямая  Отказ разговаривать с другим человеком  Вербальная­пассивная­непрямая Отказ давать словесные пояснения или объяснения  Психологический портрет личности агрессивно­насильственного преступника Для всех преступников, прибегающих к применению физического насилия в своих   преступных   действиях,   характерно   не   только   наличие   агрессивности   (в традиционном   понимании),   но   и   таких   черт,   как   враждебность,   тревожность, неуравновешенность,   эмоциональная   неустойчивость,   слабая   способность   к самоконтролю,   конфликтность,   дефектность   ценностной   системы,   особенно сказывающаяся в области целей и смысла жизни. 8 У   агрессивно­насильственного   преступника   изменение   в   структуре правосознания проявляется в искажении конкретных нравственно­психологических регуляторов поведения  в  виде:  фаталистичности   и  негативной оценки прожитой жизни, снижения потребности в саморегуляции, ориентации на потребительскую и иждивенческую позицию, нарушения межличностных отношений, неприятия таких ценностей   как   жизнь,   здоровье,   половая   неприкосновенность   и   человеческое достоинство. Для   агрессивно­насильственного   преступника   специфичным   свойством личности   становится   отрицание   общепризнанных   норм   поведения   и   негативный характер разделяемых им ценностных ориентаций. В то же время такой человек ощущает   разрыв   между   своими   ожиданиями,   желаниями   и   действующими социальными   нормами,   испытывает   чувство   изоляции,   непричастности   к   делам других,   что   препятствует   усвоению   норм,   регулирующих   поведение.   В   качестве самооправдания своей позиции агрессивно­насильственный преступник применяет психологическую защиту, где ответственность большей частью возлагается на иных лиц или на внешние обстоятельства. Противоправным деяниям большинства насильственных преступников весьма способствуют   такие   их   отличительные   черты,   как   повышенная   возбудимость   и впечатлительность   (эмотивность),   ослабленный   самоконтроль   и   негибкость (ригидность)   поведения.   Их   нравственно­психологические   установки   определяют устойчивое   представление   (концепцию)   о   враждебности   окружающего   мира, вызывая   чувство   несправедливо   обиженных,   имеющих   моральное   право руководствоваться   возмездием   и   самосудом,   пользоваться   физическим превосходством над окружающими, подчиняя их себе, и т.п. Принципы психологической коррекции При проведении психокоррекционных мероприятий с осужденными психолог должен   придерживаться   основных   принципов   психокоррекционной   работы. Основополагающим из них является принцип единства диагностики, коррекции и развития,   который   отражает   целостность   процесса   оказания   психологической помощи осужденному. Установлено, что эффективность коррекционной работы на 90%   зависит   от   комплексности,   тщательности   и   глубины   предшествующей диагностической работы. Проведение диагностического обследования осужденного предполагает обязательное информирование его о полученных результатах, что уже является   началом   психокоррекционного   процесса.   «Всякое   знание   о   себе   уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав о себе, он становится другим» (Ю.Б.   Гиппенрейтер).   Кроме   того,   контроль   динамики   хода   эффективности 9 коррекции   требует   осуществления   диагностических   процедур,   предоставляющих психологу   необходимую   информацию   и   обратную   связь,   что   позволяет   вносить необходимые коррективы в задачи программы психокоррекции, вовремя изменить и дополнить методы и средства психологического воздействия на осужденного. При   проведении   психокоррекционной   работы   необходимо  учитывать «возрастную   норму»  (последовательность   сменяющих   друг   друга   возрастов, возрастных   стадий   онтогенетического   развития)   и  «индивидуальную   норму» (индивидуальность и самостоятельный путь развития) осужденного. Особенно это важно при работе с несовершеннолетними осужденными, которые в большинстве своем   имеют   отставание   в   развитии   на   всех   уровнях:   физическом, интеллектуальном   и   психическом.   При   оценке   соответствия   уровня   развития осужденного  возрастной   норме   и  формулировании   целей   коррекции   необходимо учитывать следующие характеристики: ­ особенности социальной ситуации развития (воспитание, образование, круг общения и т.д.); ­   уровень   сформированности   психологических   новообразований   на   данном этапе возрастного развития; ­ уровень развития ведущей деятельности личности. Агрессивный   человек   нарушает   личные   права   других   людей,   в   частности право человека быть выслушанным, быть принятым всерьез, поступать по­своему и другие. Он навязывает себя, свое мнение другим людям, оказывает на них давление, унижает, оскорбляет. Агрессивность не основывается на зрелом самоуважении и представляет   собой   попытку   удовлетворить   свои   потребности   за   счет   чужого самоуважения. Агрессивность   является   отрицательной   формой   поведения,   связанной   с неуверенностью человека в себе. Неуверенный в себе человек сдерживает чувства вследствие тревоги, ощущения вины и недостаточных социальных умений. С   такими   людьми   наиболее   целесообразным   является   проведение коррекционной работы в виде тренингов. Индивидуальные тренинги   включают в себя   одного   клиента,   испытывающего   трудность   в   общении   и   взаимодействии   с другими   людьми   и   проходящих   запрограммированный   курс   обучения отсутствующим у них умениям и навыкам социального взаимодействия. Человек, нарушивший закон рассматривается как учащийся, желающий приобрести нужные умения и навыки, которые помогут ему лучше адаптироваться к жизни, т.е. сделать их   независимыми,   компетентными   в   общении   и   успешными   в   межличностном взаимодействии.  10 Наибольшую значимость представляют следующие группы качеств, навыков и умений: самоуважение и уважение другого; открытость в выражении чувств;  осознание и четкое заявление о своих желаниях и потребностях; прямое и честное выражение собственного мнения; активное слушание и понимание людей; признание прав и справедливых требований другого; адекватная самооценка;  самоконтроль; самообладание;  самоуправление;  саморегуляция; самомотивирование; установка на успех в деятельности; целеустремленность, ответственность, гибкость, независимость. Структура тренингового занятия Каждое занятие имеет 3 этапа. Первый этап – разминка Цель:   создание   положительного   настроя   участников   на   работу,   создание атмосферы доверия. Второй этап – основной Цель: решение задач, поставленных в данной программе. В данный этап включены: ­ теоретическая часть (беседы, мини­лекции) по определенной теме; ­   практическая   часть,   состоящая   из   тренинговых   упражнений   и   ролевых   игр, направлена на разрешение проблемных ситуаций, переход от негативного состояния (если имеется) к позитивному. Третий этап – заключительный. Цель: подведение итогов работы. Используется   рефлексия     собственная   оценка происходящего,   интеграция   опыта,   полученного   на   занятии,   закрепление позитивного состояния и ритуал прощания. (обратная   связь), 11 Календарно­тематический план № п/п Наименование этапа работы Материалы Первая встреча Бланк контракта, ручка. 1. Заключение контракта 2. Обсуждение правил работы 3. Проведение диагностики 4. Домашнее задание № 1 Вторая встреча Проведение занятия  «Оценка уверенности в себе» 1. «Самопрезентация» 2. 3. 4. 5. 6. «Информирование» «Принятие правил работы» «Лови диван» «Оценка уверенности в себе» «Укрепление уверенности в себе»   карандаши   или ножницы, бумага, фломастеры, булавки или бейджи          Карандаши,   бланк   теста уверенности в себе Характеристика уверенного, неуверенного и агрессивного поведения 12 7. Домашнее задание № 2 8. Подведение итогов Схема   описания   выпол­ нения   домашнего   задания №2                        Третья встреча Проведение занятия «Репетиция поведения» «Приветствие» «Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы» «Ролевая игра» «Разыгрывание скетчей» 1. 2. 3. 4. 5. Домашнее задание № 3 Текст   домашнего   задания № 3                        6. Подведение итогов Проведение занятия «Управление негативными эмоциями» Четвертая встреча 1. 2. 3. 4. 5. «Твой девиз» «Уважая себя, не обижая других» «Работа с гневом» «Работа с агрессией» «Настроение» 6. Домашнее задание № 4 7. Подведение итогов Мяч                            Бумага, цветные карандаши или фломастеры Пятая встреча Проведение занятия «Постижение мудрости в межличностных взаимоотношениях» Мяч «Пожелания на день» «Новый «Я» «Я и внешний мир» «Освобождение от «диких» эмоций» «Осознавание окружающего мира» «Вычерпывание плюсов» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Домашнее задание № 5 8 Подведение итогов Шестая встреча Проведение занятия «Обучение релаксации» I. «Твоя сильная сторона» Мяч 13 2. 3. 4. «Аутогенная тренировка» «Сюжетное воображение» «Ненужное ­ продышите» «Путешествие в мир фантазий» 5. 6. Домашнее задание № 6 7. Подведение итогов Текст упражнения   дыхательного Проведение занятия  «Когнитивное переструктурирование» Седьмая встреча 1. 2. «Вопрос — ответ» «Заполнение пустоты» «История с домкратом» «Негативные ярлыки» «Вечерний обзор» 3. 4. 5. 6. Домашнее задание № 7 7. Подведение итогов Мяч Бланк   домашнего   задания «Формула ABC» | Памятка   о   четырех способах,   как   справляться с ошибками Восьмая встреча Проведение занятия «Подведение итогов» 1. 2. 3. 4. 5. «Мне приятно тебе сказать» «Как добиваться желаемого ассертивным путем» «Умей сказать нет» «Отношение к критике» «Подведение итогов» Проведение диагностики 14 Список использованной литературы 1. Дебольский   М.Г. в   уголовно­исполнительной   системе. основы оказания психологической помощи осужденным. М., 2001.  Проведение   социально­психологических   тренингов   Научно­методические   В   сб.: 2. Игры — обучение, тренинг, досуг.../ Под. ред. В.В. Петрусинского. ­ М.: Новая школа, 1994. 3. Казакова   ЕМ. рессивного   поведения   женщин, Дис. кан. психол. наук: 190006:Рязань, 1999. С. 253 с приложениями.  «Психологические   аспекты   изучения   мотивации   аг /   осужденных   к   лишению   свободы   4. 5. Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. ­ СПб.: Питер Пресс, 1994. Козлов Н.И.  Как  относиться  к себе  и  людяим,  или  практическая   пси хология на каждый день. ­ М.: АСТ­ПРЕСС, 1999. 6. 7. Ли Д. Практика группового тренинга. ­ СПб., 2001. Ложкин   А.И.  «Психология   личности   агрессивно­насильственного   психол.   Дис.   кан. преступника   (мотивационно­смысловой   аспект)   наук: 190006: Москва, 2003. С. 197 с приложениями. / 8. Мак­Кей М.,  Роджерс П., Мак­Кей Ю. Укрощение гнева. ­ СПб.: Пи тер Пресс, 1997. 9. Макшанов   СИ.,   Хрящева   Н.Ю.  Психогимнастика   в   тренинге:   Ката лог. ­СПб.: Образование, 1993. 10. 11. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие. ­ М., 2002. Прихожан  A.M.  Психологический   справочник,   или   Как   обрести   уве ренность в себе: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1994. 12. Рейнуотер   Дж.  Это   в   ваших   силах.   Как   стать   собственным   психоте рапевтом:   Пер.   с   анг./   Общ.   ред.   и   послесл.   Ф.Е.Василюка.   ­   М.:   Про 15 гресс, 1993. 13. Рожина   Л.Н.  Развитие   эмоционального   мира   личности:   Пособие   для учителей и практ. психологов. ­ Мн.: Выш. шк., 2003. 14. Рудестам   К.  Групповая   психотерапия.   Психокоррекционные   группы: теория   и   практика.   Пер.   с   анг.   /   Общ.   ред.   и   вступ.   ст.   Л.П.   Пет ровской. ­М.: Прогресс, 1993. 15. Таланов В.Л., Малкина ­ Пых И.Г.  Справочник практического психо лога. СПб., М., 2002. 16. Хухлаева   О.В.  Основы   психологического   консультирования   и   психо логической коррекции: Учебное пособие. ­ М., 2002. Приложение 1 КОНТРАКТ ____________________________________________(Ф.И.О.), состоящий    на Я, осужденный учете    в    обособленном подразделении по Большеуковскому району Тюкалинского МФФКУ УИИ УФСИН России по Омской области. Прошу   зачислить   меня   в   психокоррекционную   программу   «Снижение   агрессивности   у   лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям, не связанным с лишением свободы» С____________201 по______________201   года Я добровольно принял решение об участи в программе тренинга. Я обязуюсь:       пунктуально приходить на занятия; постоянно присутствовать на занятиях; внимательно слушать и не перебивать, когда говорит один ­ остальные молчат; принимать активное участие в работе группы; уважительно относиться к мнению каждого члена группы; быть терпимым к другим участникам группы, не осуждать и не критиковать их. Я соглашаюсь:      с правилами работы психокоррекционной группы; на выполнение заданий психолога; на сохранение в тайне личных проблем других членов группы; на выяснение в группе проблем, связанных с собственной жизнью и жизнью других членов группы; с условием, что участник группы, который своим поведением вовремя занятий мешает другим,   избегает   выполнения   указания   психолога,   нарушает   режим   содержания,   будет исключен из группы. Я отказываюсь:  на время психокоррекции от нецензурной брани; 16    от проявления агрессивности; от проявлении личной антипатии к другим членам группы; от преждевременного ухода из группы. Я ожидаю:  что  мои  права   будут  неукоснительно  соблюдаться  ведущим   программы   и  участниками группы. Я готов участвовать в программе психологического тренинга «Снижение агрессивности у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям, не связанным с лишением свободы» С____________201 по______________201   года Разборчивая подпись психолога ________________     «______»______________201___г.     Приложение 3 Домашнее задание № 1  Схема выполнения домашнего задания № 1 Инструкция: Разделите тетрадный лист пополам в правой стороне напишите Ваши положительные качества, а в левой стороне ­ отрицательные качества Вашего характера. Домашнее задание № 2  1. Я  сообщаю, Схема выполнения домашнего задания № 2   какую   я   нашел   ситуацию,   и   какие   отдельные действия я в ней осуществил. 2. Я сообщаю, какие внешние условия блокировали мои действия и как я смог их переработать. 3. Я рассказываю, что я чувствовал при выполнении упражнения. 4. Я   рассказываю,   наблюдал   ли   я   за   отдельными   аспектами уверенности, и что мне в этом помогало. 5. Я рассказываю о физиологических ощущениях во время выполнения упражнения. 6. Какие я смог найти позитивные подходы к изменению поведения. 7. Я описываю, мешают ли мне какие­либо привычные образцы поведения, и что я думаю по этому поводу. 8. Я   рассказываю,   какие   внешние   условия   мне   помогают   быть 17 уверенным. 9. Я описываю влияние моего уверенного поведения на партнера по общению. 10.Я рассказываю, какие навыки поведения кажутся мне полезными для моей будущей жизни. 11.Я   рассказываю,   что   мне   удалось   из   того,   что   мне   раньше   не очень хорошо удавалось. 12.Я описываю, как я ощущаю прогресс в моем поведении. Домашнее задание № 3  Типы утверждений, выражающих уверенное поведение Базовым утверждением является простое выражение чувств, мыслей, мнений и прав. Например: «Я хотел бы сейчас уйти», или «Вы  мне очень нравитесь», или «Я думаю, что ты не прав». Эмпатическое  (эмпатия   ­   эмоциональная   отзывчивость   на   переживания другого) утверждение указывает на осознание чувств и позиции другого человека, т.е. передает эмпатическое понимание плюс уверенную позицию. Например: «Я знаю, ты хочешь, чтобы мы пошли вместе, но на этот раз я хочу побыть один». Растущая   уверенность  в   себе   развивается   постепенно   ­   от   минимально уверенных, относительно не требующих усилий высказываний до более категоричных утверждений, когда минимальный ответ не эффективен. Например, обращение к кому­ нибудь в кинотеатре с просьбой говорить потише. Конфронтирующее  утверждение используется, когда слова не  соответствуют действиям,   и   включает   описание   того,   что   люди   собирались   сделать,   что   они фактически сделали, и чего хочет говорящий. Например: «Я понял, что ты принесешь деньги сегодня. Теперь ты говоришь, что денег не принес. Я хочу знать, почему у тебя нет с собой денег, и когда они будут у тебя». В  монологическом   утверждении  говорящий   должен   объективно  описать поведение   другого,   указать   на   результат   его   действий,   описать   свои   собственные чувства и сказать, чего он хочет. Этот тип утверждения, выражающего уверенность в себе,   особенно   полезен  для   того,   чтобы   поделиться   с   другими   отрицательными чувствами. Например: «Вчера вечером ты опять не вымыла посуду. Когда я привел своего знакомого домой, на кухне был беспорядок, я смутился и расстроился. Я хотел бы, чтобы ты делала свою часть домашней работы вовремя». Убеждающее  утверждение   должно   быть   своевременным   и   тактичным,   чтобы оказать влияние в группе без проявления агрессивности. Задание ­ в реальной жизни до следующего занятия продемонстрировать эти 18 типы утверждений в межличностном взаимодействии,  а затем описать ситуации, в которых их применяли, в заведенной вами тетради и принести на следующее занятие. Домашнее задание № 4   «По осям «полезность» и «приятность» все эмоции легко разделить на четыре группы:   эмоции   полезные   и   приятные,   эмоции   неполезные,   но   приятные;   эмоции полезные, но неприятные и, естественно, группа эмоции и не полезных, и неприятных одновременно. Если вы попробуете свои наиболее частые переживания «раскидать» по   квадратам   этих   осей,   то   надеюсь,  будет  легче  выработать  правильное  к  ним отношение. И это вы сделаете дома. Кроме того, сегодня мы обучались приемам управления  нашими   негативными   эмоциями.   И   сейчас   зададимся   вопросом «Насколько хорошо вы вообще умеете разбираться в своем эмоциональном облике? Насколько   знаете,   понимаете,   какие   чувства   у  больше   всего   находят   свое выражение?» С этой целью дома вы выполните следующее задание. Запишите его. Напишите   свою   «эмоциональную   автобиографию»,   т.е.   «автобиографию»   своей эмоциональной жизни. Затем свой эмоциональный автопортрет в настоящее  время. И, наконец, дайте будущую эмоциональную биографию, причем как желательную, так и нежелательную. Обратитесь к тому, кто вас давно знает, и кому вы доверяете, пусть они скажут, насколько  справедливы, с их точки зрения, автобиография и портрет. Конечно, вы вовсе не должны с ним соглашаться. Теперь вы знаете, что ваши чувства — это ваша собственность. И никто лучше вас не знает их. То, что вам скажут, важно, однако с другой точки зрения — с точки зрения того, как вы выражаете свои чувства». Домашнее задание № 5   «Сегодня на занятии мы обучались мудрому поведению в межличностном взаимодействии. Быть мудрым ­ значит обрести способность сохранять душевный покой  ­   это   одно   из   главных   условий   успешного   взаимодействия   с  людьми.  Ко всему   есть   свои   ступени,  есть   они   и   в   овладении   мудростью   переживаний.  Мы научились освобождению от примитивных («диких») эмоций, умению осознавать свою жизнь и всегда воспринимать красоту жизни и умению видеть хорошее. Ваша задача на период до следующего занятия ­ жить согласно полученному опыту. Все жизненные ситуации, которые вам удастся разрешить, используя свою мудрость, опишите в тетради (не менее 10 ситуаций) и принесите на следующее занятие». Домашнее задание № 6 19 «Сегодня на занятии мы обучались умениям релаксации. Одно из упражнений состояло в обучении диафрагмальному дыханию. Сейчас вы получите текст этого упражнения и возьмете его с собой. Его можно использовать в самых разнообразных обстоятельствах, вызванных как условиями окружающей среды, так и поведенческими факторами. Поскольку   этот   вариант   релаксации   носит   характер   навыка,   можно   его практиковать, по меньшей мере, 10­20 раз в день. Превратите его в ваш утренний, дневной и вечерний ритуал, а также используйте в стрессовых ситуациях. Поначалу вы можете не заметить никакой немедленной релаксации. Однако после 1­2 недель регулярных   занятий   вы   будете   способны   на   время   расслабляться  моментально. Помните,   если   вы   хотите   овладеть   этим   навыком,  должны   заниматься   им систематически». Домашнее задание № 7 Материалы: памятка о четырех различных способах справляться с ошибками. Обращение   ведущего.  «Сегодня   мы   работали   с   нашими   убеждениями,   и выяснили, что  с их  помощью можно  управлять   своими  эмоциями   и  чувствами,   а, следовательно, и своим поведением. Для  закрепления материала вам будет задано следующее домашнее задание. Мы все себя когда­нибудь и за что­нибудь критикуем. Например, за неудачную покупку, плохо проведенное время отдыха,  неправильный поступок   и   т.п.   Когда   мы   критикуем   себя   или   других,  мы   проявляем   свою неуверенность. Поэтому будем учиться быть уверенным с самим собой. агрессивным   ­   атакуйте   себя. Существует четыре различных способа справляться с ошибками. Вы можете быть: • пассивным   —   проигнорируйте   свою   ошибку   и   притворитесь, что   ничего   не   произошло.   Это   невыгодно,   потому   что   вы,   скорее всего,   будете   продолжать   совершать   ту   же   ошибку,   и   не   достигните своих целей; •   Вините   себя   нещадно   за   то, что были так глупы. Такой подход вызывает боль, снижает самоуважение и приводит к в   будущем ни одним шансом для достижения этой цели; пассивно­агрессивным   —   вы   можете   наказать   себя   косвенно • выпивкой,   Это   вред но не только потому, что вы не достигнете своих целей, но и потому, что, играя в прятки с самим собой, вы перестанете понимать, какую ошибку совершили;   перееданием   или   нарочно   худшим   действием. воспользуетесь вероятно,   тому,   что     вы,   не   •   ассертивным   ­   будьте   честны   с   собой   в   том,   что   вы   допустили   ошибку. 20 Воспринимайте  этот   промах   как  недостаток  суждения, а не характера. Уточните природу ошибки. Опишите, что вы в будущем постараетесь сделать по­другому. Используя эту памятку, проведите сами с собой внутренний диалог с каждой позиции в отношении какой­либо вашей ошибки, за которую вы себя критикуете. Все ваши мысли запишите в тетрадь. 21

Психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям, не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ»

Психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности  у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям,  не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ»

Психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям, не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ»

Психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности  у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям,  не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ»

Психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям, не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ»

Психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности  у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям,  не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ»

Психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям, не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ»

Психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности  у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям,  не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ»

Психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям, не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ»

Психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности  у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям,  не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ»

Психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям, не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ»

Психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности  у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям,  не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ»

Психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям, не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ»

Психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности  у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям,  не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ»

Психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям, не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ»

Психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности  у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям,  не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ»

Психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям, не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ»

Психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности  у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям,  не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ»

Психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям, не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ»

Психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности  у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям,  не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ»

Психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям, не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ»

Психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности  у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям,  не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ»

Психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям, не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ»

Психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности  у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям,  не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ»

Психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям, не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ»

Психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности  у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям,  не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ»

Психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям, не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ»

Психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности  у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям,  не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ»

Психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям, не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ»

Психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности  у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям,  не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ»

Психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям, не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ»

Психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности  у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям,  не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ»

Психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям, не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ»

Психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности  у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям,  не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ»

Психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям, не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ»

Психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности  у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям,  не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ»

Психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям, не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ»

Психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности  у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям,  не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ»

Психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям, не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ»

Психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности  у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям,  не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ»

Психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям, не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ»

Психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности  у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям,  не связанным с лишением свободы «Я ВЛАДЕЮ СОБОЙ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2018