Психологические аспекты оценочной деятельности учителя
Оценка 5

Психологические аспекты оценочной деятельности учителя

Оценка 5
Лекции
docx
классное руководство +2
1 кл
26.04.2017
Психологические аспекты оценочной деятельности учителя
Главным недостатком существующей системы оценок и отметок является (с точки зрения психологии) их возможное травмирующее влияние на ребенка. Почему же отметка и оценка так важны в жизни ребенка? Прежде всего, потому, что они тесным образом связаны с такими психологическими характеристиками, как самооценка, мотивация достижения, тревожность, эмоциональный комфорт, взаимоотношения с окружающими, творчество.Отправляясь в школу трепетным первоклассником, каждый ребенок видит себя отличником и поначалу искренне стремится им стать. Однако если учитель - сторонник строгости при выставлении отметок, уже в младших классах школьник понимает, что у него ничего не получилось, некоторое время горюет … и решает махнуть рукой. У такого ребенка потребность в достижении цели не сформируется, т. к. достигать чего-то любой человек стремится только при положительной оценке своей деятельности. Ежегодные исследования школьной тревожности подтверждают, что она напрямую связана с оцениванием и отметками. Причем тревожен может быть и отличник, и двоечник. Как показывают исследования, самый большой страх в школе - это страх ситуации проверки знаний, страх в отношении с учителями, страх не соответствовать ожиданиям окружающих.
Психологические аспекты оценочной деятельности учителя.docx
Психологические аспекты оценочной деятельности учителя Один известный педагог писал: «Я пришел к ужасному выводу, что я как учитель   являюсь   главной   фигурой   в   классе.   Своим   личным   поведением   я формирую климат в наших отношениях. Всё зависит от моего повседневного настроения.   Я,   учитель,   обладаю   громадной   властью   над   детьми,   я   могу сделать жизнь каждого из них несчастной или, наоборот, радостной. Я могу быть орудием пытки или источником вдохновения». Оценивание, отметка оказывают огромное воздействие на ученика. Главным недостатком существующей системы оценок и отметок является (с точки зрения психологии) их возможное травмирующее влияние на ребенка. Педагогам хорошо известна напряженная тишина в классе при объявлении отметок, тоскливое перелистывание тетрадей в поисках полученных баллов. Всем   педагогам   приходилось   наблюдать   и   ту   реакцию,   которую   вызывают отметки у детей: от нескрываемой радости до слез.  Социально  –   психологическая   служба   проводила   недавно   опрос   среди обучающихся 6­х и 9­х классов. Цель анкетирования: определить, насколько дети видят разницу между оценкой и отметкой. Результаты   анкетирования:   большинство   обучающихся   6­х   классов (72,4%) и 86,6%  9­ков видят разницу между этими понятиями, подчеркивают их важность для человека. Почему же отметка и оценка так важны в жизни ребенка? Прежде всего, потому,   что   они   тесным   образом   связаны   с   такими   психологическими характеристиками,   как   самооценка,   мотивация   достижения,   тревожность, эмоциональный комфорт, взаимоотношения с окружающими, творчество. Психологами   давно   доказано,   что   успешно   действует   и   достигает результатов   человек,   у   которого   сформирована   адекватная   высокая самооценка своей личности и менее успешны в жизни, как правило, люди с низкой самооценкой.  Мнение   педагога   о   ребенке   формирует   его   самовосприятие.   Каждый сниженный балл уменьшает в глазах ребенка его собственную ценность. Не отделяя себя от продукта своей деятельности, ребенок видит утверждение в сниженной   оценке,   что   он   плохой.   И   тут   включаются   механизмы психологической защиты: если человек не успешен в одной области, то он будет искать успеха в другой, иногда не самой лучшей (дворовые компании и т. д.). И, наоборот, при высоких отметках ребенок ощущает себя способным, любимым ­ тем самым формируется высокая самооценка. Оценочная деятельность педагога также может оказывать воздействие и на   мотивацию   достижения.   Мотивация   достижения   ­   это   стремление   к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей. Отправляясь   в   школу   трепетным   первоклассником,   каждый   ребенок видит себя отличником и поначалу искренне стремится им стать. Однако если учитель   ­   сторонник   строгости   при   выставлении   отметок,   уже   в   младших классах   школьник   понимает,   что   у   него   ничего   не   получилось,   некоторое время горюет … и решает махнуть рукой. У такого ребенка потребность в достижении  цели не  сформируется,  т. к.  достигать чего­то любой человек стремится только при положительной оценке своей деятельности. Ежегодные исследования школьной тревожности подтверждают, что она напрямую связана с оцениванием и отметками. Причем тревожен может быть и отличник, и двоечник. Как показывают исследования, самый большой страх в   школе   ­   это   страх   ситуации   проверки   знаний,   страх   в   отношении   с учителями, страх не соответствовать ожиданиям окружающих.  Огромное   влияние   оказывает   оценивание   на   развитие   творческих способностей   ребенка.   Очень   часто   ребенок,   мыслящий   нестандартно, сталкивается   в   школе   с   непониманием:   «Тебе   что,   больше   всех   надо?»,   ­ говорят ему одноклассники; «Ты делаешь не так, как все и не так, как я требую», ­ говорит учитель. Результат, отличающийся от стандарта, далеко не всегда заслуживает высокой оценки. Естественно, скоро ученику становится понятно, что процесс хорош, если он приводит к получению хорошей отметки. Тем самым закладываются основы стиля поведения, при котором главное ­ цель, а средства ее достижения второстепенны, причём стандартные ­ лучше. Смена внутренней мотивации на внешнюю происходит очень быстро. Может быть,   внешняя мотивация не так уж и плоха, если приводит к повышению образовательного   уровня.   Но   нельзя   образовывать   не   воспитывая.   Ведь заложенная в школе мотивация основной деятельности определяет качество всей   последующей   жизни.   От   этой   мотивации   зависит,   будет   ли   человек делать свою работу только за зарплату или, исходя из внутренней мотивации, раскроется в полную силу своих возможностей. И,   наконец,   значительное   влияние   оказывает   оценивание   на взаимоотношения   детей   с  окружающими.  Отметки   могут   быть   и   причиной высокого и низкого авторитета среди сверстников, источником конфликта и в самом страшном проявлении отметка может быть причиной суицида. Коммуникативный   фактор   оценки   и   отметки   очень   важен.   О   чём спрашивает родитель свое чадо, вернувшееся из школы? ­ об отметках. О чем больше всего говорит учитель, сообщая результаты проверенных работ? ­ об отметках. Что большую часть времени обсуждают педагоги? ­ отметки. Оценивание   –   очень   тонкий   психологический   момент.   То,   как   тебя оценивают   окружающие,   понятно   всем,   даже   малышам.   Жесты,   мимика, взгляды, наклоны и повороты корпуса – все без исключения чувствительны к ним, мгновенно реагируют на малейшие изменения.  Необходимо напоминать педагогам, что существует ряд психологических факторов, которые могут повлиять на объективность оценивания:  При оценивании свою роль может сыграть негативная установка. Представьте себе такую ситуацию: к вам приходит новый ученик, его бывший учитель рассказывает вам о нем предварительно, как о лентяе и глупце. И при оценивании ребенка вы можете невольно опираться   на   эту   оценку   личности   ребенка,   что   может   найти отражение в отметках.  Существует так называемый "эффект ореола". Например, ребенок несимпатичный   внешне,   неопрятный,   из   неблагополучной   среды может   в   нашем   сознании   связаться   с   образом   ученика неспособного.  Для того чтобы ребенок даже отрицательную отметку воспринял как   справедливую,   необидную   необходимо   использовать   простое правило: при оценивании сначала человеку говорится хорошее, то положительное, что есть в его деятельности. Затем преподносится критика   в   очень   тактичной   форме,   не   затрагивая   личность. Оценивается только действие, а не личность: не «Ты ­  лентяй», а «Ты поленился сегодня».  Очень важно объяснить, почему именно такая отметка поставлена. И   далее   следует   показать   ребенку   перспективу,   т.   е.   что   надо делать, чтобы результат улучшить и обязательно выразить веру в силы ребенка: «У тебя обязательно получится», «Я верю в тебя» ­ такие   слава   педагога   способны   совершить   переворот   в   душе ученика.  Хвалите!   Похвала   должна   возникать   спонтанно,   ее   не   стоит планировать.   Похвала   должна   быть   заслуженна.   Похвала   должна быть   точно   адресованной.   Благодарность   получить   всегда приятнее, если она адресована не в общую массу, а тебе одному теплыми словами.  Обращайтесь   к   самолюбию.   Нет   людей,   согласных   ходить   всю жизнь в неудачниках. Заставьте ученика произнести: «И я не хуже других!»  Извлекайте максимум стимулов из ошибок: «Прекрасная ошибка! Твое мнение не совсем правильно, но дает пищу для размышлений». Необходимо помнить, что любой человек имеет право на ошибку!   Часто педагоги забывают  правило, которое должно стать законом для любого учителя: ребенок сравнивается только с самим собой, а не с другими детьми.  Стрессовой ситуацией для детей являются контрольные работы. Их травмирующее влияние можно уменьшить. Важен психологический настрой   на   работу.   Для   этого   иногда   достаточно   улыбнуться, встречая детей у дверей класса, тепло поприветствовать, выразить веру в их силы.  Еще одна школьная проблема – проверочные, самостоятельные и контрольные работы. Давайте изменим к ним отношение, не будем проверять, как ребенок выучил, чему он научился. Давайте сделаем наоборот: “Ребята, завтра у нас самостоятельная работа. Я хочу проверить, как Я вас научила, на что мне надо обратить внимание. Можно ли переходить к новой теме”.  Во время контрольной работы учитель может подойти к ученику, который   испытывает   затруднение   (степень   помощи   фиксируется учителем),   иногда   можно   дать   дополнительное   время   на   работу (особенно касается учеников­флегматиков).  Каждая   работа   должна   завершаться   самопроверкой. Самостоятельно  найденные  и  исправленные  ошибки  не  являются поводом для снижения отметки. Исходя из вышесказанного, хотелось бы подчеркнуть, что в наших руках, в руках учителя,   великая сила, которая может двигать вперед развитие   ребенка,   заставить   его   верить   в   свои   силы,   а   может   и уничтожить.

Психологические аспекты оценочной деятельности учителя

Психологические аспекты оценочной деятельности учителя

Психологические аспекты оценочной деятельности учителя

Психологические аспекты оценочной деятельности учителя

Психологические аспекты оценочной деятельности учителя

Психологические аспекты оценочной деятельности учителя

Психологические аспекты оценочной деятельности учителя

Психологические аспекты оценочной деятельности учителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2017