Психологическое здоровье воспитателя – залог успешности педагогической деятельности
Оценка 4.9

Психологическое здоровье воспитателя – залог успешности педагогической деятельности

Оценка 4.9
Документация
docx
администрации
Детсад
15.01.2017
Психологическое здоровье воспитателя – залог успешности педагогической деятельности
«Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества». Если еще раз вспомнить, что в основе нашего физического и психического здоровья лежит социальное благополучие, то становится ясной такая схема: физическое здоровье – психическое здоровье – профессиональное здоровье. Ведь именно профессия должна обеспечить нам необходимое для здоровья социальное благополучие. Под профессиональным здоровьем мы понимаем способность организма сохранять и активизировать защитные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности педагога.
Документ Microsoft Word (17).docx
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г Москвы «Школа №1499 имени Героя Советского Союза  Ивана Архиповича Докукина» Дошкольное отделение №7 (1247)                                      Автор: Эльбанова Мариет Ибрагимовна Психологическое здоровье воспитателя –  залог успешности педагогической  деятельности Будьте добрыми, если захотите; Будьте мудрыми, если сможете; Но здоровыми вы должны быть всегда!!! Конфуций   «Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье человека в  коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества». Если еще раз вспомнить, что в основе нашего физического и психического здоровья лежит  социальное благополучие, то становится ясной такая схема: физическое здоровье –  психическое здоровье – профессиональное здоровье. Ведь именно профессия должна  обеспечить нам необходимое для здоровья социальное благополучие. Под профессиональным здоровьем мы понимаем способность организма сохранять и  активизировать защитные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность  педагогической деятельности и развитие личности педагога. Человек сознательный, культурный, педагог в особенности, должен уметь владеть своими  эмоциями и чувствами хотя бы ради двух целей:   чтобы не болеть; чтобы принимать правильное решение. Надо научиться жить с хорошими эмоциями,  противодействовать негативным эмоциям. Чтобы сделать из себя здорового человека, нужно быть сильнее своих эмоций, но ни в коем  случае не подавлять их. Выделяют здоровьеразрушающие эмоции: гнев, ярость, уныние, озабоченность, печаль, страх, тревожность, грусть, отчаяние… Есть эмоции здоровьесоздающие: интерес, радость, нежность, удовлетворение, спокойствие, сочувствие, удивление, восторг,  умиление, восхищение…   Уважаемые коллеги!!! Предлагаю для вас следующие рекомендации для сохранения своего  здоровья: – Начинайте каждый день с чувством радости. – Поддерживайте это состояние в течение дня. – Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти. – Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы. – Относитесь к людям так, как вы хотели бы чтобы люди относились к вам. – Питайтесь регулярно и разнообразно. – Исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь. – Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов. – Не переедайте на ночь. – Спите не менее 8­ми часов в сутки. – Занимайтесь физическими упражнениями. – Старайтесь больше бывать на свежем воздухе. – Любите свою душу и тело. – Старайтесь окружить их комфортом.   В последнее время проблема сохранения психологического здоровья педагога  образовательного учреждения стала особенно острой. Основная причина этому ­ повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном  процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно­психического  напряжения работника сферы образования, что приводит к возникновению невротических  расстройств. Перегрузки в педагогической деятельности ­ привычное дело. После  напряженного рабочего дня надо полноценно восстановить свои силы. Согласитесь, что  иной раз к концу дня сил уже ни на что не хватает. Но давайте задумаемся вместе, раз мы  уже так устаем сейчас, то что будет с нами через год­два? Надо что­то делать уже сегодня! Заповеди психологического здоровья.  Не надо «переделывать» окружающих на свой лад  Не оставайтесь один на один с неприятностями  Самосовершенствуйтесь, вырабатывайте чувство собственного достоинства   Будьте реалистом, не ожидайте «манны с небес» Умейте смотреть на себя со стороны  Не удерживайте в сознании тревожные мысли Хочется предложить Вам, результаты исследований: Примерно после 12 лет работы  становится менее критичным отношение к профессии. После этого срока профессионал  часто перестаёт беспристрастно анализировать свою работу. Но после этих же 12 лет  набирается самый ценный опыт, человек находится в расцвете своих профессиональных  возможностей. Перегрузки в педагогической деятельности – привычное дело, но после  избыточной работы надо полноценно восстановиться. Как это сделать в современных  условиях? Как вообще поправить и сохранить своё здоровье? Будем реалистами – в  ближайшие двадцать лет вряд ли можно ожидать значительных благоприятных изменений в нашей жизни. Нас не будут бесплатно посылать в дома отдыха, не увеличат зарплату  настолько, чтобы мы могли позволить себе лучшее питание и абонементы в бассейн. Не  снизят нагрузку настолько, что мы могли полноценно восстановиться после рабочего дня.  Следовательно, никто, кроме нас самих, не решит этих проблем (привлекая к этому, по  возможности, врачей). Но и врачи не будут заставлять делать по утрам зарядку, следить за  соблюдением режима дня. Если человек воспринимает своё здоровье как «долг» перед кем­то, если смысл своего  здоровья он видит в возможности осуществить какое­то важное дело, он сможет стать  значительно здоровее, чем тот, для кого здоровье – его «личное дело». Педагог в России, что бы ни говорили про него сегодня, всегда был и остаётся особенным, в  чём­то иррациональным человеком, стремящимся, часто неосознанно, быть учителем жизни,  для которого слово «долг» является ключевым. Вопросов к себе может быть и больше. Ясно лишь одно – только ответив на них, человек  приобретает мотивацию к тому, чтобы быть здоровым.Для того чтобы быть более уверенным в своих действиях, необходимо реально оценивать свои возможности, свои умения, давать  себе правильную оценку. А еще нам нужно знать, как нас оценивают окружающие. Упражнение «Ладонь»: обведите свою ладонь, в центре напишите имя, а на каждом  пальчике ваши друзья или коллеги напишут какое­либо ваше положительное качество. Когда Вам станет грустно, посмотрите на эту ладонь и скажите «Ах, какая я хорошая! » В человеке очень важны его чувства, и на протяжении всей жизни не растерять их.  Предлагаю Вам послушать сказку «Про чувства» Сказка «Про чувства». Жили­были на свете разные чувства: Жалость, Внимание, Доверие, Долг, Забота, Страх,  Злость, Радость. Поспорили они однажды о том, кто из них нужнее людям. Особенно  горячились те чувства, которые люди считают хорошими, добрыми: Внимание (мама часто  говорит: надо быть внимательным к другим людям, Забота (надо заботиться о людях)  Доверие, Радость:  ­ Мы всем нужны, ­ говорят, ­ с нами хорошо.           ­ Вот я! – говорит Внимание. – Я помогаю людям внимать, то есть интересоваться друг  другом, помогать друг другу. Я очень полезное чувство.          ­ А я? – говорит Забота. – Я прямо за ботинки хватаюсь, чтобы с человеком ничего не  случилось, вот как забочусь.          ­ А я­то, а я­то! – говорит Доверие. – Я помогаю людям верить, а это самое главное.          ­ А уж про меня и говорить нечего, ­ отозвалась Радость. – Я же рай даю на земле. Так  что все мы нужны, а от Жалости, Долга, Страха никакой пользы, только вред! Вот ты,  Жалость, ты жалишь и жалишь, как пчела. А ты, Долг, только и твердишь: «Должен,  должен». Тяжело ведь. А от тебя, Страх, одни неприятности. Всё «боюсь, да боюсь». А про  тебя, Злость, и говорить нечего. Ты вся аж дрожишь, когда что­то не так. Не нужны вы  никому – ни взрослым, ни детям. Уходите!        ­ О, беда! – сказали отрицательные чувства, обиделись и ушли. Остались положительные чувства одни. Поначалу им хорошо было, никто не мешает. Внимание всё внемлет кому­ нибудь, всё растворилось в нём, его самого уже и не видно. Исчезло уже совсем:   ­ Эх, была  бы Жалость со мной, хоть бы ужалила, я бы огляделось и само собой осталось.  Забота всё заботится, за ботинки держит, не отпускает. Устала, надоело всё. Чувствует, сил уже у неё  нет заботиться. Взяла да отпустила того, кого держала за ботинки, и тот свалился в пропасть. Тут она совсем расстроилась.       ­ Эх, ­ говорит, ­ был бы сейчас со мной Долг. Я тогда могла бы долго заботиться.          Тут Доверие и говорит:  ­ А я всему верю, всему доверяю. Пойду купаться. Я верю, что  здесь неглубоко, ничего не случится. И прыг в воду. А там глубоко… Воды нахлебалось – не  продохнуть. Доверие чуть не утонуло, еле выскочило.         ­ Эх, был бы сейчас Страх со мной, посторожил бы, предостерёг, я бы сломя голову не  полезло в воду.           ­ А у меня всё хорошо, ­ говорит Радость. – Я всему радуюсь, всем рай даю. Ветер  подул – она стоит и радуется. Потом дождь пошёл – она всё радуется. Затем град посыпал,  пурга началась. Радость простыла, кашляет, чихает. температура поднялась.  ­ Эх, ­ говорит, ­ была бы со мной Злость, хотя бы задрожала, предупредила, что не так. Я бы тогда от ветра­ дождя укрылась и была бы здорова.         ­ Да, ребята, что­то у нас без наших друзей­приятелей – отрицательных чувств ничего не  выходит. Давайте­ка их обратно позовём.           И пошли они к отрицательным чувствам. Те сидят дома, горюют.   ­ Никому мы не нужны, и зачем нас только природа создала. Всем без нас хорошо, да ещё  говорят, что мы плохие.         Тут дверь открывается, заходят положительные чувства и говорят:  ­ Возвращайтесь к нам, давайте вместе жить, людям служить, а то дело без вас не идёт,  плохо без вас всем.      Согласились отрицательные чувства, и стали все чувства жить вместе. Жалость и  Внимание под руку ходят. Следят, чтобы всё в меру было – не много и не мало. Долг с  заботой подружился, Забота помогает Долгу заботиться. Страх Доверие предупреждает об  опасности. А Злость разочек вздрогнет, чтобы Радость знала, если что не так, и о себе  позаботилась.      Так и живут по сей день они вместе, потому что людям нужны и положительные, и  отрицательные чувства, без них никак нельзя. И называются они не плохие и хорошие, а  положительные и отрицательные. В заключение своего выступления хочется прочитать Вам притчу: «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает все.  Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках:  мертвая или живая? » А сам думает: «скажет живая ­ я ее умертвлю, скажет мертвая ­  выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Поэтому, уважаемые коллеги: ВСЕ В ВАШИХ РУКАХ Желаем быть всегда мудрыми и здоровыми!   Используемая литература: 1. Лободин В.Т., Лавреченова Г.В. Лободина С.В. “Как сохранить здоровье педагога”. 2. Стрельникова А. Н. “Техники оздоровительного дыхания”. М., 2005. Интернет­ресурсы:  1. Интересные высказывания и цитаты о медицине и врачах.  http://brusentsov.com/2010/06/24/6915

Психологическое здоровье воспитателя – залог успешности педагогической деятельности

Психологическое здоровье воспитателя – залог успешности педагогической деятельности

Психологическое здоровье воспитателя – залог успешности педагогической деятельности

Психологическое здоровье воспитателя – залог успешности педагогической деятельности

Психологическое здоровье воспитателя – залог успешности педагогической деятельности

Психологическое здоровье воспитателя – залог успешности педагогической деятельности

Психологическое здоровье воспитателя – залог успешности педагогической деятельности

Психологическое здоровье воспитателя – залог успешности педагогической деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2017