Публичное выступление на тему «Анализ современного состояния и направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся»
Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
воспитательная работа
5 кл—11 кл
30.03.2018
Рассматриваемый мною вопрос «Основные направления развития духовно-нравственного воспитания обучающихся. Формирование духовно-нравственных качеств у обучающихся» предполагает анализ направлений духовно-нравственного развития обучающихся, а также формирования духовно-нравственных качеств у обучающихся. Формирование духовно-нравственных качеств у обучающихся происходит при помощи определённых видов деятельности и форм работы, рассматриваемых мною.Публичное выступление. Воспитательная работа
Анализ воспитательного развития.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра воспитательных систем
Публичное выступление на тему
«Анализ современного состояния и направлений духовнонравственного
развития и воспитания обучающихся»
Учитель русского языка и литературы
Железнова Наталья Николаевна
МБОУ СОШ №30 Г.о. Подольск Москва 2018
Цель и задачи духовнонравственного развития и воспитания
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из
приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально
педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного,
ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина
России.
Рассматриваемый мною вопрос «Основные направления развития духовно
нравственного воспитания обучающихся. Формирование духовнонравственных
качеств у обучающихся» предполагает анализ направлений
духовно
нравственного развития обучающихся, а также формирования духовно
нравственных качеств у обучающихся. Духовнонравственное воспитание и
развитие обучающихся направлено на воспитание в каждом ученике гражданина
и патриота, на раскрытие способностей и талантов обучающихся, подготовку их
к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Формирование духовно
нравственных качеств у обучающихся происходит при помощи определённых
видов деятельности и форм работы, рассматриваемых мною ниже.
Первое направление: воспитание гражданственности, патриотизма,
уважения к правам, свободам и обязанностям человека включает в себя:
∙ развитие представлений о политическом устройстве Российского
государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших
законах; посильное введение представлений об участии России в системе
международных политических и культурных организаций (ООН,
ЮНЕСКО, Совет Европы и др.); ∙ глубокое понимание символики государства — Флага, Герба и Гимна
России, флага, герба и гимна субъекта Российской Федерации, в котором
находится образовательное учреждение;
∙ практикоориентированные представления об институтах гражданского
общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении,
знакомство с их деятельностью в родной школе, поселении,
муниципалитете; посильное введение представлений о соответствующих
нормах в Конституции России и федеральном законодательстве;
∙ практикоориентированные представления о правах и обязанностях
гражданина России; непосредственное знакомство с реализацией этих прав
на примере старших членов семьи и других взрослых, принадлежащих
различным социальным и социокультурным стратам;
∙ превращение интереса к общественным явлениям в значимую личностно
гражданскую потребность, понимание активной роли человека в обществе,
в том числе через личное участие в доступных проектах и акциях;
посильное введение в кругозор подростков таких документов, как
Всеобщая декларация прав человека и Европейская конвенция о защите
прав человека и основных свобод;
∙ утверждение отношения к родному и русскому языкам (если последний
не является родным) как к величайшей ценности, являющейся важнейшей
частью духовнонравственного наследия и достояния; осознание родного и
русского языков как сокровищницы средств современной коммуникации;
∙ развитие ценностного отношение к родной культуре; понимание ее связей
и взаимовлияний с другими культурами на протяжении прошлых эпох и в
настоящее время; ∙ развитие способности видеть и понимать включенность родной и других
понимать
культур в расширяющийся межкультурный диалог;
принципиальные критерии оценок позитивности или негативности этого
взаимодействия;
углубление представлений о народах России, их общей исторической
судьбе и единстве; одновременно расширение представлений о народах
ближнего зарубежья;
∙ расширение и углубление представлений о национальных героях и
важнейших событиях истории России и её народов (особенно о тех
событиях, которые отмечаются как народные, государственные или
важнейшие религиозные праздники);
∙ развитие личной и коллективной социальной активности (участие в делах
класса, школы, семьи, села, города;
Виды деятельности и формы занятий по данному направлению:
∙ разработка и оформление стендов, посвященных исторической эволюции
символики Российского государства и конкретного субъекта Федерации;
возможная подготовка специальных презентаций по подобным
историческим процессам в других государствах;
∙ исследовательская работа с последующими дискуссиями об основаниях,
по которым современники или потомки относили тех или иных людей к
категории героев, считали их выдающимися, замечательными и т.д.
Краеведческая работа по выявлению и сохранению мест памяти, могил
(особенно братских), забота о памятниках и т.п.; публичные презентации о
славных людях данной местности, региона, России, рода человеческого; ∙ знакомство с сохранившимися народными традициями и ремеслами,
выявление их культурноисторической основы, обсуждение их роли и
ценности в современной жизни, их значения для самих носителей этих
традиций и юных поколений и т.п.; участие в традиционных действиях
(обрядах) и (посильно) в ремесленном производстве (дерево, глина,
роспись и др.); подготовка публичных презентаций по этой деятельности;
∙ систематическое проведение дискуссий с носителями различных взглядов
и традиций относительно духовнонравственных ценностей прошлого и
современности в контексте образовательной программы школы;
2 направление: воспитание нравственных чувств и этического
сознания:
∙ развитие способности к рефлексии (критике) деятельности – как своей,
так и других людей, прежде всего сверстников; умение ставить себя на
место другого, сопереживать и искать и находить способы человеческой
поддержки даже при осознании его неправоты;
∙ развитие способности различать позитивные и негативные явления в
окружающем социуме, анализировать их причины, предлагать способы
преодоления социально не приемлемых явлений и участвовать в
направленной на это деятельности; способность критически оценить
предлагаемых рекламой,
качество информации и развлечений,
кинопрокатом, компьютерными играми и различными СМИ;
∙ развитие представлений о религиозной картине мира, роли традиционных
религий в развитии народов нашей страны и их культуры, в становлении и
развитии Российского государства; ∙ утверждение в качестве личной нормы уважительного отношения ко всем
людям от своих родителей до любого встречного ребенка, сверстника,
старшего независимо от его внешнего вида (лица, одежды, физических
особенностей); установка на поддержку деловых и дружеских
взаимоотношений в коллективе;
∙ сознательное принятие и утверждение установки на бережное, гуманное
отношение ко всему живому; посильное участие в природоохранной и
экологической деятельности; нетерпимое отношение к проявлениям
жестокости к братьям нашим меньшим со стороны других людей.
Виды деятельности и формы занятий:
∙ исследование этических норм поведения различных местных социальных
(социокультурных) и этнокультурных сообществ в XIX –XX веках
(например, дворян, купечества, офицерства, крестьян); сопоставление этих
норм с ныне принятыми, обсуждение причин эволюции и оценка возникшей
картины;
∙ ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей
(законных представителей) с деятельностью традиционных религиозных
организаций (путём проведения экскурсий в места богослужения,
добровольного участия в подготовке и проведении религиозных
праздников, встреч с религиозными деятелями);
∙ написание эссе на нравственноэтические темы на материалах конкретных
сообществ (семьи, подростковой дворовой группы (субкультурной
тусовки), класса и т.д. (при условии анонимности) и последующее
обсуждение затронутых в тексте проблем; ∙ посещение и последующее обсуждение спектакля или фильма,
затрагивающего нравственноэтические вопросы;
∙ установление и коллективное принятие в качестве общей нормы этически
осмысленных взаимоотношений в коллективе класса (образовательного
учреждения в целом), что предполагает овладение навыками вежливого,
приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и
младшим детям, взрослым, взаимной поддержке, участие в коллективных
играх, приобретение опыта совместной деятельности;
∙ посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании
помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах,
природе;
∙ расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе
проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации
совместно с родителями творческих проектов, проведения других
раскрывающих историю семьи,
мероприятий,
обогащающих преемственность между поколениями.
укрепляющих и
3 направление: воспитание трудолюбия, творческого отношения к
учению, труду, жизни:
∙ постепенное текстуальное знакомство с действующими перечнями
профессий и специальностей начального и среднего профессионального
образования с целью соотнесения с ними собственных интересов,
склонностей, возможностей и жизненных перспектив; осознание на этой
основе универсальной ценности получаемого общего образования и
«образованиячерезвсюжизнь»; ∙ усвоение ценностного отношения к результатам человеческого труда,
составляющим всю среду обитания, все достижения науки и искусства,
техники и технологии; все великие духовнонравственные прорывы в
понимании сущности человека и человечества;
∙ приобретение опыта собственного участия в различных коллективных
работах, в том числе в разработке и реализации учебных и внеучебных
проектов; развитие на этой основе проектных, экспертных и иных
требующих личной дисциплинированности,
компетентностей,
последовательности, настойчивости, самообразования и др.;
∙ личностное усвоение установки на нетерпимость к лени, небрежности,
незавершенности дела, к небережливому отношению к результатам
человеческого труда независимо от того, в какую историческую эпоху этот
труд был совершен;
∙ безусловное уважение к любому честно трудящемуся человеку;
способность к признательному восхищению теми, кто занимается
творчеством – созданием прежде не бывшего: изобретательством,
творчеством в сфере науки, архитектуры, литературы, музыки и других
видов искусства и пр.;
∙ поощрение и поддержка самообразования посредством Интернета,
занятий в библиотеках, музеях, лекториях и т.п.
Виды деятельности и формы занятий:
∙ на основе знакомства с действующими перечнями профессий и
специальностей начального и среднего профессионального образования и
заинтересованного обсуждения выделяются те виды деятельности, которые
привлекли внимание того или иного подростка (группы подростков). Мероприятия: посещение (если возможно) соответствующего учебного
заведения, профильного предприятия или учреждения, приглашение для
углубленного разговора специалистов по выбранному направлению
подготовки, студентов и выпускников и т.д.;
∙ организация общения с профессионально успешными людьми с целью
обсуждения роли полученного образования и универсальных
компетентностей в этом успехе; особо ценно, если таким профессионально
успешным человеком окажется ктолибо из старших родственников
учащихся данного образовательного учреждения, а также выпускники,
показавшие достойные примеры высокого профессионализма, творческого
отношения к труду и жизни;
∙ проведение сюжетноролевых экономических игр, создание игровых
ситуаций по мотивам различных профессий, проведение внеурочных
мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров,
организации детских фирм и т. д.), а также организация публичных
самопрезентаций подростков «Мир моих увлечений»;
∙ приобретение опыта участия в различных видах общественно полезной,
собственно творческой или исследовательской деятельности возможно на
базе и взаимодействующих с «родным» образовательным учреждением
учреждений дополнительного образования, других социальных институтов
(занятие народными промыслами, музейная, природоохранительная
деятельность, работа творческих и учебнопроизводственных мастерских,
трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других
трудовых и творческих общественных объединений);
4 направление: воспитание ценностного отношения к природе,
окружающей среде (экологическое воспитание): ∙ осознание возникшего кризиса в отношениях человека и природы как
одной из актуальнейших глобальных проблем человечества; способность
видеть и понимать, в каких формах этот кризис выражен в месте
проживания подростка; его добровольное участие в решении этой
проблемы на муниципальном уровне как личностно важный опыт
природоохранительной деятельности;
∙ осознание противоречивой роли человеческой деятельности в отношении
природы
∙ усвоение ценностного отношения к природе и всем формам жизни,
развитие художественноэстетического восприятия явлений природы,
животного и растительного мира;
способность и потребность наслаждаться природой, не только не нанося
ей ущерба, но и поддерживая ее жизненные силы.
Виды деятельности и формы занятий:
∙ развитие и углубление опыта непосредственного эмоционально
чувственного взаимодействия с реальной живой и страдающей природой в
месте жительства и его ближних окрестностях;
∙ на этом фоне – проведение исследований творчества поэтовлириков и
поэтовфилософов, а также писателей и художниковпейзажистов и
анималистов, пейзажных и садовых архитекторов, раскрывающих общность
мира природы и мира человека;
∙ углубленное знакомство с публикациями Всемирного природного
наследия ЮНЕСКО и подготовка по выбранным объектам специальных
публичных презентаций; ∙ получение первоначального опыта участия в природоохранительной
деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологические акции,
десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных
территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.);
∙ усвоение принципов экологически грамотного поведения в природе (в
ходе целевых экскурсий, походов и путешествий по родному краю;
∙ осмысление «темы природы» в своем собственном творчестве
(стихосложении, рисовании, прикладных видах искусства);
∙ фотографическая фиксация в поселении и/или в его ближних
окрестностях видов, представляющих, с точки зрения участников этого
поиска, особую эстетическую ценность; подготовка на основе серии
подобных фотографий презентации.
5 направление: воспитание ценностного отношения к прекрасному,
формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
(эстетическое воспитание):
∙ развитие представлений о душевной и физической красоте человека, а
равно – о его разрушительных возможностях; о своеобразии критериев
человеческой красоты у разных народов и в разные исторические эпохи;
представления об эволюции на примере европейской моды от античности
до наших дней;
∙ продолжение формирования чувства прекрасного; практическое развитие
умения видеть красоту природы, труда и творчества; развитие способности
отличать подлинное искусство от его суррогатов; постепенное введение
подростков в мир античного, романского, готического, классического и
т.д. искусства, включая авангард и модерн ХХ века и художественный язык современного искусства; параллельно – освоение основ
художественного наследия родной, русской и иных важнейших культурно
художественных и религиознохудожественных традиций: японской,
китайской, индийской, арабской (исламской), христианской, буддийской и
др.
∙
поощрение и поддержка собственных занятий подростков
художественным творчеством в различных областях (включая моду,
дизайн собственного жилища и территории дома и школы и др.).
Таким образом, все направления духовнонравственного воспитания и развития
важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе
отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. И именно
школа является ключевым элементом интегративного, социокультурного,
общенационального пространства непрерывного (в течение всей жизни)
духовнонравственного развития личности гражданина России.
Публичное выступление на тему «Анализ современного состояния и направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся»
Публичное выступление на тему «Анализ современного состояния и направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся»
Публичное выступление на тему «Анализ современного состояния и направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся»
Публичное выступление на тему «Анализ современного состояния и направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся»
Публичное выступление на тему «Анализ современного состояния и направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся»
Публичное выступление на тему «Анализ современного состояния и направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся»
Публичное выступление на тему «Анализ современного состояния и направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся»
Публичное выступление на тему «Анализ современного состояния и направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся»
Публичное выступление на тему «Анализ современного состояния и направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся»
Публичное выступление на тему «Анализ современного состояния и направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся»
Публичное выступление на тему «Анализ современного состояния и направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся»
Публичное выступление на тему «Анализ современного состояния и направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.