МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «КАМЕНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬСТВА И АВТОСЕРВИСА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.12 «ЭКОНОМИКА»
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
по профессии
29.01.07 Портной
2022
СОГЛАСОВАНО Председатель ЦК комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин _____________Горгулева Н.Н. Протокол №_____от _________20 г |
УТВЕРЖДЕНО Замдиректора по УР _______________Орлова О.В. «____» ______20 г. |
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.12 «Экономика» предназначена для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО по профессии 29.01.07 Портной на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования.
Программа составлена с учётом требований:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413;
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 262019.03 Портной, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 02.08.2013 № 770 и социально-экономического профиля профессионального образования.
Положения о разработке рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины в ГБПОУ РО «КТСиА», утвержденного приказом от 12.04.2022 года № 67;
Положения о практической подготовке обучающихся ГБПОУ РО «КТСиА», утвержденного приказом от 22.10.2020 г. № 322;
Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования, с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
Рабочая программа ОУД. 12 «Экономика» составлена на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 378 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»).
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Каменский техникум строительства и автосервиса».
Разработчик :
Семенов Дмитрий Викторович, преподаватель ГБПОУ РО «КТСиА»
Рецензенты:
Лебединская Елена Валерьевна, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ РО «КТСиА»
Бондаренко Татьяна Васильевна, преподаватель высшей квалификационной категории государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Каменский педагогический колледж
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка |
4 |
Общая характеристика учебной дисциплины |
|
Место учебной дисциплины в учебном плане |
|
Результаты освоения учебной дисциплины |
|
Тематическое планирование |
8 |
Тематический план |
|
Содержание учебной дисциплины |
10 |
Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
17 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы |
21 |
Литература |
22 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.12 «Экономика» предназначена для изучения экономики в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Экономика», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «Экономика» направлено на достижение следующих целей:
• освоение основных знаний об экономической жизни общества, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
• развитие экономического мышления, умение принимать рациональные решения при ограниченности природных ресурсов, оценивать возможные последствия для себя, окружения и общества в целом;
• воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду и
предпринимательской деятельности;
• овладение умением находить актуальную экономическую информацию в источниках, включая Интернет; анализ, преобразование и использование экономической информации, решение практических задач в учебной деятельности и реальной жизни, в том числе в семье;
• овладение умением разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний;
• формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и дальнейшего образования;
• понимание особенностей современной мировой экономики, место и роли России, умение ориентироваться в текущих экономических событиях.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС).
Программа учебной дисциплины «Экономика» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения
ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, тематику рефератов (докладов), индивидуальных проектов, виды самостоятельных работ, распределение учебных часов с учетом профиля получаемого профессионального образования, специфики программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
Общая характеристика учебной дисциплины
В современных условиях глобализации развития мировой экономики, усложнения, интенсификации и увеличения напряженности профессиональной деятельности специалистов существенно возрастает общественно-производственное значение экономических знаний для каждого человека. Возникает необходимость формирования представлений об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, владения базовыми экономическими знаниями, опыта исследовательской деятельности. Экономика изучает жизнь общества и государства с позиции экономической теории, выделяет различные уровни экономики, которые характеризуют деятельность индивидов, семей, предприятий в области микроэкономики, макроэкономические процессы на государственном и международном уровне. Содержание учебной дисциплины «Экономика» является начальной ступенью в освоении норм и правил деятельности экономических институтов: муниципальных округов, субъектов Федерации, в целом Российской Федерации и экономических отношений международного уровня. Изучение экономики в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения студентами, объеме и характере практических занятий, видах самостоятельной работы студентов.
При освоении профессии СПО социально-экономического профиля профессионального образования экономика изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, но более углубленно как профильная учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемой профессии.
Особое внимание при изучении учебной дисциплины уделяется:
• формированию у обучающихся современного экономического мышления, потребности в экономических знаниях;
• овладению умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
• воспитанию уважения к труду и предпринимательской деятельности;
• формированию готовности использовать приобретенные знания в последующей трудовой деятельности.
В профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Экономика» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).
Место учебной дисциплины в учебном плане
Учебная дисциплина «Экономика» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования. В профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Экономика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).
В учебных планах ППКРС учебная дисциплина «Экономика» находится в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессии СПО социально-экономического профиля профессионального образования.
Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «Экономика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
−− развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;
−− формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение своих места и роли в экономическом пространстве;
−− воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
метапредметных:
−− овладение умениями формулировать представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений современной экономической мысли;
−− овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;
−− формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации;
−− генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как экономического развития Российской Федерации, так и мирового сообщества; умение применять исторический, социологический, юридический подходы для всестороннего анализа общественных явлений;
предметных:
−− сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
−− понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность уважительного отношения к чужой собственности;
−− сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
−− владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
−− сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
−− умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);
−− способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
−− понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.
Данные результаты направлены на формирование у обучающихся общих компетенций (далее - ОК), являющихся результатом освоения ППКРС, в соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессии:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Тематическое планирование
При реализации содержания ОУД.12 «Экономика» в пределах освоения ОПОП СПО по профессии 29.01.07 Портной базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет - 147 часов, из них: аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, - 98 часов, самостоятельная работа - 49 часов. В форме практической подготовки - 18 часов.
Тематический план
№ |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||||
Макс. |
Сам р-та |
Аудит. |
В том числе |
|||
Теорет. |
Практ.
|
|||||
1 семестр |
||||||
|
Введение |
2 |
|
2 |
2 |
|
|
1. Экономика и экономическая наука |
24 |
10 |
14 |
12 |
2 |
|
1.1.Потребности человека и ограниченность ресурсов |
2 |
|
2 |
2 |
|
|
1.2. Факторы производства. Прибыль и рентабельность |
4 |
2 |
2 |
1 |
1 |
|
1.3. Выбор и альтернативная стоимость |
5 |
2 |
3 |
3 |
|
|
1.4. Типы экономических систем |
4 |
2 |
2 |
2 |
|
|
1.5. Собственность и конкуренция |
4 |
2 |
2 |
2 |
|
|
1.6. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена |
5 |
2 |
3 |
2 |
1 |
|
2. Семейный бюджет |
10 |
3 |
7 |
6 |
1 |
|
3. Товар и его стоимость |
7 |
2 |
5 |
4 |
1 |
|
4. Рыночная экономика |
8 |
2 |
6 |
|
|
|
4.1. Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры |
5 |
2 |
3 |
3 |
|
|
4.2. Экономика предприятия: цели, организационно-правовые формы |
3 |
|
3 |
3 |
|
|
1 семестр |
51 |
17 |
34 |
30 |
4 |
|
4. Рыночная экономика |
14 |
4 |
10 |
8 |
2 |
|
4.3. Организация производства |
|
2 |
5 |
4 |
1 |
|
4.4. Производственные затраты. Бюджет затрат |
|
2 |
5 |
4 |
1 |
|
5. Труд и заработная плата |
22 |
8 |
14 |
12 |
2 |
|
5.1. Рынок труда. Заработная плата и мотивация труда |
8 |
3 |
5 |
4 |
1 |
|
5.2. Безработица. Политика государства в области занятости |
8 |
3 |
5 |
4 |
1 |
|
5.3. Наемный труд и профессиональные союзы |
4 |
2 |
2 |
2 |
|
|
Дифзачет |
2 |
|
2 |
2 |
|
|
2 семестр |
36 |
12 |
24 |
20 |
4 |
|
6. Деньги и банки |
26 |
9 |
17 |
15 |
2 |
|
6.1. Деньги и их роль в экономике |
5 |
2 |
3 |
3 |
|
|
6.2. Банковская система |
6 |
2 |
4 |
3 |
1 |
|
6.3. Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовые биржи |
3 |
1 |
2 |
2 |
|
|
6.4. Инфляции и ее социальные последствия |
12 |
4 |
8 |
7 |
1 |
|
7. Государство и экономика |
1 |
|
1 |
1 |
|
|
7.1. Роль государства в развитии экономики |
1 |
|
1 |
1 |
|
|
3 семестр |
27 |
9 |
18 |
16 |
2 |
|
7. Государство и экономика |
19 |
6 |
13 |
9 |
4 |
|
7.2. Налоги и налогообложение |
4 |
1 |
3 |
2 |
1 |
|
7.3. Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета |
6 |
2 |
4 |
3 |
1 |
|
7.4. Показатели экономического роста. Экономические циклы |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
|
7.5. Основы денежно-кредитной политики государства |
6 |
2 |
4 |
3 |
1 |
|
8. Международная экономика |
14 |
5 |
9 |
5 |
4 |
|
8.1. Международная торговля — индикатор интеграции национальных экономик |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
|
8.2. Валюта. Обменные курсы валют |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
|
8.3. Глобализация мировой экономики 2 2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
|
8.4. Особенности современной экономики России |
5 |
2 |
3 |
2 |
1 |
|
4 семестр |
33 |
11 |
22 |
14 |
8 |
Итого за дисциплину |
147 |
49 |
98 |
80 |
18 |
|
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Содержание учебного материала
Содержание учебной дисциплины «Экономика» и ее задачи при освоении обучающимися профессий СПО и специальностей СПО для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности. Связь с другими учебными дисциплинами, теорией и практикой рыночной экономики. Диагностическая работа.
1. Экономика и экономическая наука
1.1. Потребности человека и ограниченность ресурсов
Содержание учебного материала
Понятие экономики. Экономические потребности общества. Свободные и экономические блага общества. Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. Ограниченность экономических ресурсов — главная проблема экономики. Границы производственных возможностей.
1.2. Факторы производства. Прибыль и рентабельность
Содержание учебного материала
Факторы производства. Заработная плата. Формы оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли. Рентабельность. Рента. Земельная рента. Научные подходы к категории процента. Основные теории происхождения процента.
1.3. Выбор и альтернативная стоимость
Содержание учебного материала
Экономический выбор. Метод научной абстракции. Стоимость. Потребительная и меновая стоимость. Альтернативная стоимость. Альтернативные затраты.
1.4. Типы экономических систем
Содержание учебного материала
Традиционная экономика. «Чистая» рыночная экономика. Механизм свободного образования цен. Принцип рациональности. Основные государственные функции при рыночной экономике. Административно-командная экономика. Условия функционирования командной экономики. Смешанная экономика. Модели смешанной экономики. Участие государства в хозяйственной деятельности.
1.5. Собственность и конкуренция
Содержание учебного материала
Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений. Собственность как экономическая категория в современном понимании. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная. Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика государства.
1.6. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена
Содержание учебного материала
Понятие экономической свободы. Специализация и ее значение для формирования рынка. Понятие обмена. Организованный и хаотичный обмен. Принудительный и добровольный обмен. Товарный обмен. Ступени или формы обмена.
Практические занятия
Место и роль знаний по экономике в жизни общества.
Анализ основных экономических показателей: прибыль, рентабельность.
Методы анализа прибыли.
Кривая спроса и цены.
Типы экономических систем.
Самостоятельная работа
Подготовка устных выступлений эссе, рефератов, докладов по разделу: Экономика и экономическая наука
2. Семейный бюджет
Содержание учебного материала
Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Личный располагаемый доход. Реальная и номинальная заработная плата, реальные и номинальные доходы. Сбережения населения. Страхование.
Практические занятия
С согласия родителей просчитать семейный бюджет.
Проанализировать два основных вида семейных доходов.
Инфляция и ее последствия для семейного бюджета.
Безработица и ее экономическое влияние на семью.
Составить и проанализировать доходы и расходы семьи.
Самостоятельная работа
Подготовка устных выступлений эссе, рефератов, докладов по изученному разделу
3. Товар и его стоимость
Содержание учебного материала
Понятие стоимости товара. Соотношение полезности и стоимости товаров.
Практические занятия
Понятие цены. Понятие стоимости товара.
Мнения ученых экономистов XVII—XVIII веков по данному вопросу.
Теория трудовой стоимости, теория предельной полезности, теория предельной
полезности и издержек производства.
Самостоятельная работа
Подготовка устных выступлений эссе, рефератов, докладов по изученному разделу
4. Рыночная экономика
4.1. Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры
Содержание учебного материала
Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Агрегированная функция спроса. Закон предложения. Концепция равновесия рынка. Устойчивость равновесия. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность предложения. Рыночные структуры.
4.2. Экономика предприятия: цели, организационные формы
Содержание учебного материала
Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия. Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности. Структура целей организации, ее миссия. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий.
4.3. Организация производства
Содержание учебного материала
Общая производственная структура предприятия. Инфраструктура предприятия. Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов. Производственный и технологический процесс. Производственный цикл. Основные формы организации производства. Основной капитал. Классификация элементов основного капитала. Оборотный капитал. Роль оборотного капитала в процессе производства. Оборотные средства. Производственная функция. Материально-технические и социально-экономические факторы. Нормирование труда. Характеристика производительности труда. Методы измерения производительности труда. Показатели уровня производительности труда.
4.4. Производственные затраты. Бюджет затрат
Содержание учебного материала
Издержки предприятия и себестоимость его продукции. Классификация издержек предприятия. Сметы затрат на производство. Факторы, влияющие на себестоимость. Предельные издержки производства. Ценообразование. Доход предприятия.
Практические занятия
Рассмотреть понятие предприятия и его роль в рыночной экономике.
Рассмотреть типы коммерческих организаций.
Расходы организации, экономическое содержание.
Самостоятельная работа
Подготовка устных выступлений эссе, рефератов, докладов по изученному разделу
5. Труд и заработная плата
5.1. Рынок труда. Заработная плата и мотивация труда
Содержание учебного материала
Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труд и его цена. Рынок труда и его субъекты. Цена труда. Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. Организация оплаты труда. Форма оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда.
5.2. Безработица. Политика государства в области занятости
Содержание учебного материала
Безработица. Фрикционная безработица. Структурная безработица. Циклическая безработица. Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения.
5.3. Наемный труд и профессиональные союзы
Содержание учебного материала
Правовая основа деятельности профсоюзов. Основные права профсоюзов. Гарантии прав профсоюзов. Защита прав профсоюзов. Обязанности профсоюзов. Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов.
Практические занятия
Основные способы купли-продажи рабочей силы.
Заработная плата (позиция работника и работодателя).
Нормы Трудового кодекса о легальной заработной плате.
Самостоятельная работа
Подготовка устных выступлений эссе, рефератов, докладов по изученному разделу
6. Деньги и банки
6.1. Деньги и их роль в экономике
Содержание учебного материала
Деньги: сущность и функции. Деньги как средство обращения. Деньги как мера стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как средство платежа. Проблема ликвидности. Закон денежного обращения. Уравнение обмена. Денежный запас. Роль денег в экономике.
6.2. Банковская система
Содержание учебного материала
Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система РФ. Правовое положение Центрального банка (ЦБ) РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ. Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики. Понятие и функции коммерческих банков. Лицензии на осуществление операций. Виды банковских операций. Специализированные кредитно-финансовые учреждения.
6.3. Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовый рынок
Содержание учебного материала
Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная стоимость курса акций. Облигации. Рынок ценных бумаг. Первичный и вторичный рынок. Организованный и неорганизованный рынок. Фондовая биржа и ее функции. Аккумуляция капитала. Межотраслевые переливы капитала. Переход управления к эффективному собственнику. Биржевые спекуляции. Биржи в России.
6.4. Инфляция и ее социальные последствия
Содержание учебного материала
Инфляция. Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины возникновения инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения. Социально-экономические последствия инфляции. Государственная система антиинфляционных мер.
Практические занятия
Происхождение денег: монет, бумажных и символических денег.
Экономическое понятие функции денег.
Особенности экономического обращения ценных бумаг: документарных и бездокументарных.
Самостоятельная работа
Подготовка устных выступлений эссе, рефератов, докладов по изученному разделу
7. Государство и экономика
7.1. Роль государства в развитии экономики
Содержание учебного материала
Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства. Принципы и цели государственного регулирования. Правовое регулирование экономики. Финансовое регулирование. Социальное регулирование. Общественные блага и спрос на них.
7.2. Налоги и налогообложение
Содержание учебного материала
Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой системы. Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. Система и функции налоговых органов.
7.3. Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета
Содержание учебного материала
Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного бюджета. Роль государства в кругообороте доходов и расходов. Государственный долг и его структура.
7.4. Показатели экономического роста. Экономические циклы
Содержание учебного материала
Понятие валового внутреннего продукта (ВВП). Цели национального производства и состав ВВП. Методы расчета ВВП. Метод потока расходов. Метод потока доходов. Метод добавленной стоимости. Неравенство доходов и его измерение. Номинальный и реальный ВВП. Экономический цикл. Основные факторы экономического роста.
7.5. Основы денежно-кредитной политики государства
Содержание учебного материала
Понятие денежно-кредитной политики. Цели и задачи денежно-кредитной политики. Инструменты денежно-кредитной политики. Операции на открытом рынке. Политика изменения учетной ставки. Нормы обязательных резервов. Политика «дорогих» и «дешевых» денег. Эффективность и границы денежно-кредитного регулирования.
Практические занятия
Как сочетаются механизм свободной конкуренции и система государственного регулирования экономики.
Перечислить и раскрыть методы государственного регулирования рыночной экономики. Как возникло налогообложение, всегда ли оно существовало?
Раскрыть понятия: «штрафы», «санкции», «возмещение ущерба».
Отличительные черты развития налоговой системы в России.
Принципы налогообложения и способы взимания налогов.
Дать анализ Федерального закона «О государственном бюджете РФ» на текущий год. Обратить внимание на статьи, выделенные на социальные расходы.
Самостоятельная работа
Подготовка устных выступлений эссе, рефератов, докладов по изученному разделу
8. Международная экономика
8.1. Международная торговля — индикатор интеграции национальных экономик
Содержание учебного материала
Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда. Элементы теории сравнительных преимуществ. Международная торговая политика. Протекционизм в международной торговой политике. Причины ограничений в международной торговле. Фритредерство. Таможенная пошлина. Государственная политика в области международной торговли.
8.2. Валюта. Обменные курсы валют
Содержание учебного материала
Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Спот-курс. Форвардный курс. Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса. Факторы, определяющие валютные курсы: объем денежной массы, объем валового внутреннего продукта, паритет покупательной способности, колебания циклического характера, различия в процентных ставках и переливы капитала, ожидания относительно будущей динамики валютного курса.
8.3. Глобализация мировой экономики
Содержание учебного материала
Глобальные экономические проблемы.
8.4. Особенности современной экономики России
Содержание учебного материала
Экономические реформы в России. Экономический рост. Инвестиционный климат в современной России. Россия и мировая экономика.
Практические занятия
Структурные сдвиги в мировой экономике и их влияние на процессы в национальных экономиках.
Особенности международной торговли.
Сформулируйте теорию сравнительных издержек.
Принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации. Порядок регулирования валютных курсов.
Порядок регулирования работ международных валютных бирж.
Как учитываются интересы экспортеров и импортеров при определении валютного курса?
Какими факторами характеризуются производственные различия национальных экономик?
Самостоятельная работа
Подготовка устных выступлений эссе, рефератов, докладов по изученному разделу
Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
- Лауреаты Нобелевской премии по экономике и их вклад в развитие экономической мысли.
- Организация предпринимательской деятельности. Проблемы ее реализации на современном этапе развития.
- Роль малого бизнеса в развитии экономики РФ (региона, муниципального образования).
- Фискальная (налоговая) политика и ее роль в стабилизации экономики.
- Бюджетный дефицит и концепции его регулирования.
- Уровень жизни: понятие и факторы, его определяющие.
- Экономические кризисы в истории России.
- Центральный банк РФ и его роль.
- Особенности миграционных процессов во второй половине ХХ века.
- Проблемы вступления России в ВТО.
- Россия на рынке технологий.
- Финансовый кризис 1998 года в России.
- Проблемы европейской интеграции: углубление и расширение ЕС.
- Электронные рынки как феномен мировой экономики.
- Оффшорный бизнес и его роль в экономике России.
- Внешний долг России и проблемы его урегулирования.
- Мировой опыт свободных экономических зон.
- Возникновение и эволюция денег на Руси.
- Международные валютно-финансовые организации.
- Теории глобализации (Т.Левитт, Дж.Стиглиц, Ж.П.Аллегре, П.Даниелс).
деятельности обучающихся
Содержание обучения
|
Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) |
Введение |
Обоснование актуальности изучения экономики как составной части общественных наук. Формулирование целей и задач учебной дисциплины, раскрытие ее связи с другими учебными предметами и практикой рыночной экономики |
1. Экономика и экономическая наука |
|
1.1. Потребности человека и ограниченность ресурсов
|
Формулирование основных экономических понятий «потребности человека» и «ограниченность ресурсов». Раскрытие понятия экономики, предмет экономической науки, определение связей понятий «потребление», «производство», «распределение». Характеристика потребностей человека, рынков труда, капиталов и ресурсов |
1.2. Факторы производства.
|
Прибыль и рентабельность. Освещение сущности концепции факторов производства, различие понятий ренты и заработной платы. Обоснование значения предпринимательства и финансово- хозяйственной деятельности. Умение отличать предпринимательскую деятельность от коммерческой. Произведение расчета прибыли, понимание методов анализа прибыли, рентабельности (продукции, капитала и др.) |
1.3. Выбор и альтернативная стоимость
|
Раскрытие понятия зависимости потребности покупателя на рынке от цены на этот продукт. Определение факторов, влияющих на формирование цены на рынке. Изучение материала, построение кривой спроса с использованием материалов из сборника задач по экономике |
1.4. Типы экономических систем
|
Изучение различий элементов экономических систем. Выявление характерных черт постиндустриального общества ХХ века и новых экономических особенностей ХХI века информатизации в разных сферах общества. Раскрытие традиционной и административно-командной экономических систем |
1.5. Собственность и конкуренция
|
Изучение понятия «собственность», виды собственности в различных странах. Изучение различия государственной, муниципальной и частной собственности. Изучение форм: чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции, олигархии |
1.6. Экономическая свобода.
|
Значение специализации и обмена Изучение этапов становления рыночной экономики. Изучение вопроса о развитии предпринимательства в условиях рыночной экономики. Изучение роли государства, в том числе в обеспечении равновесия в обществе |
2. Семейный бюджет
|
Изучение семейного бюджета, групп денежных доходов семьи, влияния семейного бюджета на этические нормы и нравственные ценности отдельных людей |
3. Товар и его стоимость
|
Изучение понятия стоимости товара в теории трудовой стоимости, предельной полезности, соотношения предельной полезности и издержек производства |
4. Рыночная экономика |
|
4.1. Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры
|
Изучение влияния уровня спроса цены товара или услуги. Изучение ключевых характеристик товара: качества, технических характеристик, гарантий, возможности при- обретения в кредит, стиля, дизайна, послепродажного обслуживания и полезных свойств товара. Раскрытие структуры доходов потребителей, расчета спроса на товар |
4.2. Экономика предприятия. Организационно-правовые формы.
|
Изучение определения предприятия и их классификации. Раскрытие понятия «организационное единство». Сопоставление понятий «предприятие» и «юридическое лицо». Изучение схемы организационно-правовых форм предприятий, характеристика каждой из них. |
4.3. Организация производства
|
Изучение классификатора производственных процессов. Раскрытие различия простых, синтетических и аналитических производственных процессов. Формулировка цели составления маршрутной технологической карты. Изучение понятий: производственный цикл», «поточное производство»; «партионный метод»; «единичный метод организации производства»; «ремонты»; «инструментальное и транспортное хозяйство» |
4.4. Производственные затраты. Бюджет затрат
|
Усвоение понятия затрат и расходов в коммерческих организациях. Изучение структуры производственных расходов: прямых и косвенных. Изучение понятия себестоимости и калькулирования — двух основных подходов к определению затрат. Изучение состава и содержания бюджета затрат коммерческого предприятия. Характеристика особенностей нормативного, позаказного, по передельного и по процессного методов учета затрат.Проведение анализа плановой сметы или бюджета производства и продажи продукции предприятия |
5. Труд и заработная плата |
|
5.1. Рынок труда. Заработная плата и мотивация труда
|
Изучение понятия рынка труда. Отличие двух основных способов купли-продажи рабочей силы: индивидуального трудового контракта и коллективных соглашений (договоров). Изучение факторов формирования рынка труда: заработной платы, престижа профессии и удовлетворения, тяжести и сложности труда, потребности в свободном времени. Изучение понятий: «цена рабочей силы», «заработная плата», «основные формы оплаты труда» |
5.2. Безработица. Политика государства в области занятости
|
Изучение понятия «безработица»: добровольная и вынужденная, полная и частичная. Характеристика понятий: «явная», «скрытая», «фрикционная», «структурная», «циклическая», «застойная», «естественная» безработица. Изучение основных причин безработицы, социальных последствий и вопросов трудоустройства безработных |
5.3. Наемный труд и профессиональные союзы
|
Изучение характеристики категорий экономически активного населения в разных странах, целей создания профсоюзов
|
6. Деньги и банки |
|
6.1. Деньги и их роль в экономике
|
Изучение определения денег: как ценности; эталона обмена; натуральных и символических; мер стоимости. Характеристика роли денег, связи денег и масштаба цен, мировых денег. Изучение видов денег |
6.2. Банковская система Характеристика структуры банковской системы РФ, деятельности банков и их роли в экономике страны.
|
Изучение поддержки стабильности и динамичности банков. Изучение основных банковских операций и сделок, исключительной роли Центрального банка РФ, его задач и функций. |
6.4. Инфляция и ее социальные последствия
|
Изучение экономических и социальных последствий инфляций, отличия и взаимосвязи инфляции спроса и издержек. Расчет изменения силы инфляционных процессов. Характеристика видов инфляций. |
7. Государство и экономика |
|
7.1. Роль государства в развитии экономики
|
Изучение необходимости государственного регулирования экономики, функций правительства США в XVIII веке, сформулированных А. Смитом. Изучение методов государственного регулирования экономики. Изучение необходимости государственного регулирования экономики, функций правительства США в XVIII веке, сформулированных А. Смитом. Изучение методов государственного регулирования экономики. |
7.2. Налоги и налогообложение
|
Изучение основных этапов возникновения налоговой системы в мире. Раскрытие становления налоговой системы в России. Характеристика реформ налоговых систем в различных странах, общих принципов налогообложения. Изучение налогового законодательства, твердых, пропорциональных, прогрессивных и регрессивных ставок, способов взимания налогов. Изучение функций и видов налогов. |
7.3. Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета. |
Формулировка целей создания государственного бюджета. Изучение экономической сущности понятий «дефицит» и «профицит бюджета». Изучение возможных причин бюджетного дефицита, основных факторов, обеспечивающих сбалансированный бюджет. |
7.4. Показатели экономического роста. Экономические циклы
|
Определение понятия «национальный продукт». Характеристика разницы между ВВП и ВНП. Формулировка конечной цели экономического роста. Исследование причин кризисных явлений. Раскрытие сути цикличности в экономике. |
7.5. Основы денежно- кредитной политики государства
|
Раскрытие определения денежно-кредитной политики. Изучение инструментов денежно-кредитной политики, используемых центральными банками различных стран. Изучение сущности резервов кредитных организаций в ЦБ РФ. |
8. Международная экономика |
|
8.1. Международная торгов- ля — индикатор интеграции национальных экономик
|
Изучение понятия «международная торговля», факторов; определяющих производственные различия национальных экономик. Раскрытие понятия «индикатор интеграции национальных экономик». Изучение понятия «Всемирная торговая организация» (ВТО), принципов построения торговой системы ВТО. |
8.2. Валюта. Обменные курсы валют
|
Изучение основных принципов валютного регулирования и валютного контроля в РФ. Изучение понятия «валютный курс»; факторов, влияющих на валютный курс. Изучение понятия «валютный паритет», особенностей регулирования валютного курса |
8.3. Глобализация мировой экономики
|
Изучение процесса глобализации мировой экономики; сущности глобализации мирового экономического сообщества. |
8.4. Особенности современной экономики России
|
Изучение признаков экономического роста России. Формулирование роли Российской Федерации в мировом хозяйстве. Изучение факторов, способствующих росту стабилизационного фонда и резервов страны |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение программы учебной дисциплины «Экономика» имеет в наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по экономике, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Экономика» входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых и др.);
• информационно-коммуникативные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Экономика», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования. Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, словарями, научной и научно-популярной литературой и другой по разным вопросам экономики.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Экономика» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по экономике, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронные книги, практикумы, тесты и др.)
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Гомола А. И., Кириллов В. Е., Жанин П. А. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.
2. Гомола А. И., Жанин П. А., Кириллов В. Е. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2015.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с поправками) // СЗ РФ. — 2013. — № 4. — Ст. 445.
Дополнительная
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 2020) (с поправками) // СЗ РФ. — 2020. — № 4. — Ст. 445.
Гражданский кодекс РФ (Ч. 1) (введен в действие Федеральным законом от 30.11.94 № 51-ФЗ) (в ред. от 05.05.2014) // СЗ РФ. — 1994. — № 32 (Ч. 1). — Ст. 3301.
Гражданский кодекс РФ (Ч. 2) (введен в действие Федеральным законом от 26.01.96 № 14-ФЗ) (в ред. от 28.06.2013) // СЗ РФ. — 1996. — № 5 (Ч. 2). — Ст. 410.
Гражданский кодекс РФ (Ч. 3) (введен в действие Федеральным законом от 26.11.01 № 146-ФЗ) (в ред. от 05.05.2014) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
Гражданский кодекс РФ (Ч. 4) (введен в действие Федеральным законом от 18.12.06 № 230-ФЗ) (в ред. от 12.03.2014) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (Ч. 1). — Ст. 5496.
Семейный кодекс Российской Федерации (введен в действие Федеральным законом от 29.12.1995 № 223-ФЗ) (ред. от 25.11.2013) // СЗ РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 16.испр. — М., 2010.
Интернет-ресурсы
www. aup. ru (Административно-управленческий портал).
www. economicus. ru (Проект института «Экономическая школа»).
www. informika. ru (Государственное научное предприятие для продвижения новых информационных технологий в сферах образования и науки России).
www. economictheory. narod. ru (Экономическая теория On-Line, книги, статьи).
www. ecsocman. edu. ru (Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»).
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.