МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОРЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
АЗОВСКОГО РАЙОНА
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ Орловской СОШ
Приказ №11
от 25.08.2021 г.
Подпись руководителя__________
/Полухина Д.В/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По биологии
Ступень обучения (класс): среднее (полное) общее, 11 класс
Количество часов: 67 ч
Учитель: Игнатова Н.Ф.
2021-2022 учебный год
1. Пояснительная записка
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
· Программа по биологии для общеобразовательных школ (сборник Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников Биология. Общая биология 10―11 классы: учеб. пособие для общеобразовательных. организаций: базовый уровень / В. В. Пасечник,
Данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 11 классе в объеме 2 часа в неделю.
Биология как учебный предмет - неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентации.
Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся. Изучение курса «Биология» в 10 — 11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде. Именно поэтому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьезное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач.
Цели изучения курса
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
· освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
· овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;
· воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
· использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
2) признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;
3) сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.
Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы базового курса биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;
4) умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками старшей школы курса биологии базового уровня являются:
B познавательной (интеллектуальной) сфере:
1) характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Дарвина); учения Вернадского о биосфере; законов Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;
2) выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и естественного отборов, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения
энергии в экосистемах и биосфере);
3) объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественно- научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;
4) приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;
5) умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
6) решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
7) описание особей видов по морфологическому критерию;
8) выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;
9) сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыш человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отборы, половое и бесполое размножения) и формулировка выводов на основе сравнения.
B ценностно-ориентационной сфере:
1) анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождение человека и возникновение жизни, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде; биологической информации, получаемой из разных источников;
2) оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).
B сфере трудовой деятельности: овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов.
B сфере физической деятельности: обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркомания); правил поведения в окружающей среде.
Структура курса
№
|
Модуль (глава) |
Количество часов |
1. |
Основы учения об эволюции |
18 |
2. |
Основы селекции и биотехнологии |
7 |
3. |
Антропогенез |
7 |
4. |
Основы экологии |
20 |
5. |
Эволюция биосферы и человек |
9 |
6. |
Повторение |
6 |
Итого |
67 |
Содержание учебного предмета.
(67 ч , 2 часа в неделю)
Раздел «Основы учения об
эволюции».(18 ч)
Сущность эволюционного подхода и его методологическое значение. Основные
признаки биологической эволюции: адаптивность, поступательный характер,
историчность. Основные проблемы и методы эволюционного учения, его
синтетический характер. Основные этапы развития эволюционных идей. Значение
данных других наук для доказательства эволюции органического мира.
Комплексность методов изучения эволюционного процесса.
Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица вида. Факторы эволюции и их характеристика.
Естественный отбор – движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки действия естественного отбора. Наследственная гетерогенность особей, биотический потенциал и борьба за существование. Формы борьбы за существование. Борьба за существование как основа естественного отбора. Механизм, объект и сфера действия отбора. Основные формы отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов. Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.
Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы иррационального природопользования. Понятие о макроэволюции. Соотношение микро- и макроэволюции. Макроэволюция и филогенез. Дифференциация организмов в ходе филогенеза как выражение прогрессивной эволюции. Основные принципы преобразования органов в связи с их функцией. Закономерности филогенеза. Главные направления эволюционного процесса. Современное состояние эволюционной теории. Методологическое значение эволюционной теории. Значение эволюционной теории в практической деятельности человека.
Лабораторные работы.
№ 1 «Описание особей вида по морфологическому критерию».
№ 2 «Выявление изменчивости у особей одного вида».
№ 3 «Выявление приспособлений к среде обитания».
Раздел «Основы селекции и
биотехнологии».(7 ч)
Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов.
Исходный материал для селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения
культурных растений. Порода, сорт, штамм. Селекция растений и животных.
Искусственный отбор в селекции.
Типы скрещиваний. Полиплоидия в селекции растений. Достижения современной селекции. Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии. Селекция микроорганизмов, её значение для микробиологической промышленности.
Микробиологическое производство пищевых продуктов, витаминов, ферментов, лекарств и т. д. проблемы и перспективы биотехнологии. Генная и клеточная инженерия, её достижения и перспективы.
Раздел «Антропогенез».(7 ч)
Место человека в системе органического мира. Доказательства происхождения
человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Основные этапы эволюции
человека. Прародина человечества. Расселение человека и расообразование.
Популяционная структура вида Homosapiens. Адаптивные
типы человека. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование
природы. Факторы эволюции современного человека. Влияние деятельности человека
на биосферу.
Раздел «Основы экологии».(20 ч)
Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен
веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы.
Экологические факторы, их комплексное воздействие на организм.
Экологическая характеристика видов. Экология популяций. Факторы, влияющие на численность популяций. Способы регулирования численности особей в популяции. Типы экологических взаимодействий. Сообщество, биоценоз, экосистема, биосфера. Продуктивность сообщества. Пастбищные и детритные цепи.
Живые организмы и круговорот веществ в экосистеме. Экологическая сукцессия. Сукцессионные изменения. Значение сукцессий.
Лабораторные работы.
№4 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей
местности».
№5 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)».
№ 6 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности».
№ 7 «Решение экологических задач».
Раздел «Эволюция биосферы и
человек».(9 ч)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как
результат эволюции. Краткая история органического мира. Основные ароморфозы в
эволюции органического мира. Основные направления эволюции различных групп
растений и животных.
Биосфера, её возникновение и основные этапы эволюции. Функции живого вещества.
Биогеохимический круговорот веществ и энергетические процессы в биосфере.
Учение В. И. Вернадского о биосфере. Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Понятие о ноосфере. Ноосферное мышление. Международные и национальные программы оздоровления природной среды.
Лабораторная работа.
№8 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни».
Повторение. (6 час)
Информационно – методическое обеспечение
Основная литература:
3. Методическое пособие «Поурочные тесты и задания» Г.И. Лернер. Москва. ЭКСМО, 2017.
4. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Биология. Общая биология. 10-11 классы»/ Т.А. Козлова – М.: Издательство «Экзамен»,2016. – 286с.
5. Биология. 11 класс: поурочные планы пол учебникуА.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника/авт.-сост. Г.В. Чередникова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 207с.
Календарно-тематическое планирование по биологии 11 класс
№ п/п |
Тема урока. |
Дата |
|
По плану |
По факту |
||
|
I. Основы учения об эволюции. (18ч.) |
|
|
1 |
Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. |
02.09 |
|
2 |
Чарльз Дарвин и основные положения его теории. |
07.09 |
|
3 |
Вид, его критерии. Л.р. работа № 1 |
09.09 |
|
4 |
Популяции. |
14.09 |
|
5 |
Генетический состав популяций. |
16.09 |
|
6 |
Изменения генофонда популяций. Л. р. № 2 |
21.09 |
|
7 |
Борьба за существование и её формы. |
23.09 |
|
8 |
Естественный отбор и его формы. |
28.09 |
|
9 |
Естественный отбор и его формы. Л. р. № 3 |
30.09 |
|
10 |
Изолирующие механизмы. |
05.10 |
|
11 |
Видообразование. |
07.10 |
|
12 |
Макроэволюция, её доказательства. |
12.10 |
|
13 |
Макроэволюция, её доказательства. |
14.10 |
|
14 |
Система растений и животных – отображение эволюции. |
19.10 |
|
15 |
Главные направления эволюции органического мира. |
21.10 |
|
16 |
Главные направления эволюции органического мира. |
26.10 |
|
17 |
Зачёт по теме :«Основы учения об эволюции». |
28.10 |
|
18 |
Зачёт по теме: «Основы учения об эволюции». |
09.11 |
|
|
II. Основы селекции и биотехнологии. (7 ч.) |
|
|
19 |
Основные методы селекции и биотехнологии. |
11.11 |
|
20 |
Методы селекции растений. |
16.11 |
|
21 |
Методы селекции растений. |
18.11 |
|
22 |
Методы селекции животных. |
23.11 |
|
23 |
Селекция микроорганизмов. |
25.11 |
|
24 |
Современное состояние и перспективы биотехнологии. |
30.11 |
|
25 |
Зачёт по теме: «Основы селекции и биотехнологии». |
02.12 |
|
|
III. Антропогенез (7ч) |
|
|
26 |
Положение человека в системе органического мира. |
07.12 |
|
27 |
Основные стадии антропогенеза. |
09.12 |
|
28 |
Основные стадии антропогенеза. |
14.12 |
|
29 |
Движущие стадии антропогенеза. |
16.12 |
|
30 |
Прародина человека. |
21.12 |
|
31 |
Расы и их происхождение. |
23.12 |
|
32 |
Зачёт по теме: «Антропогенез». |
28.12 |
|
|
IV. Основы экологии.(20ч.) |
|
|
33 |
Что изучает экология. |
11.01 |
|
34 |
Среда обитания организмов и её факторы. |
13.01 |
|
35 |
Среда обитания организмов и её факторы. Л. р. №4 |
18.01 |
|
36 |
Местообитание и экологические ниши. |
20.01 |
|
37 |
Основные типы экологических взаимодействий. |
25.01 |
|
38 |
Основные типы экологических взаимодействий. |
27.01 |
|
39 |
Конкурентные взаимодействия. |
01.02 |
|
40 |
Основные экологические характеристики популяции. |
03.02 |
|
41 |
Динамика популяции. |
08.02 |
|
42 |
Экологические сообщества. |
10.02 |
|
43 |
Экологические сообщества. |
15.02 |
|
44 |
Структура сообщества. |
17.02 |
|
45 |
Взаимосвязь организмов в сообществах. |
22.02 |
|
46 |
Пищевые цепи. Л. р. №5 |
24.02 |
|
47 |
Экологические пирамиды. |
01.03 |
|
48 |
Экологические сукцессии. |
03.03 |
|
49 |
Влияние загрязнений на живые организмы. Л. р. № 6 |
10.03 |
|
50 |
Основы рационального природопользования. |
15.03 |
|
51 |
Л. р. № 7 «Решение экологических задач». |
29.03 |
|
52 |
Зачёт по теме: «Основы экологии». |
31.03 |
|
|
V. Эволюция биосферы и человек (9 ч.) |
|
|
53 |
Гипотезы о происхождении жизни. |
05.04 |
|
54 |
Современные представления о происхождении жизни. Лабораторная работа №8 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни». |
07.04 |
|
55 |
Основные этапы развития жизни на Земле. |
12.04 |
|
56 |
Основные этапы развития жизни на Земле. |
14.04 |
|
57 |
Эволюция биосферы. |
19.04 |
|
58 |
Геохронологическая таблица развития жизни на Земле. |
21.04 |
|
59 |
Антропогенное воздействие на биосферу. |
26.04 |
|
60 |
Зачёт по теме: «Эволюция биосферы и человек». |
28.04 |
|
61 |
Итоговый урок «Роль биологии в будущем». |
05.05 |
|
|
VI. Повторение (6ч) |
|
|
62 |
Повторение темы «Основы цитологии». |
12.05 |
|
63 |
Повторение темы «Размножение, индивидуальное развитие». |
17.05 |
|
64 |
Повторение темы «Основы генетики». «Генетика человека». |
19.05 |
|
65 |
Повторение темы « Основы учения об эволюции». |
24.05 |
|
66 |
Повторение темы «Основы селекции и биотехнологии». |
26.05 |
|
67 |
Повторение темы «Антропогенез». |
31.05 |
|
Рабочая программа рассчитана на 67 учебных часов, с учётом праздничных дней
ПРИНЯТА И РАССМОТРЕНА: МБОУ Орловской СОШ От 23.08.2021г. № 1 _____________________ Подпись руководителя ШМО / Микалаускене Е. В./ |
СОГЛАСОВАНО: Зам.директора по УВР ____________________ подпись /Михайлова И.Ю./ От 24.08.2021г.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.