Рабочая программа по литературе для детей с ОВЗ 9 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа по литературе для детей с ОВЗ 9 класс

Оценка 4.6
doc
04.06.2020
Рабочая программа по литературе для детей с ОВЗ 9 класс
Рабочая программа 9 класс .doc

 

 

Рабочая программа

учебного предмета «Литература»  для 9 класса

основного общего образования

на 2019–2020 учебный год

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Литература»  для  9 класса составлена на основании:

1. Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказа Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказов от 29 декабря 2014г. №1644);

3. Приказа Министерства образования и науки России от 31 декабря 2015 г. №1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО»;

4. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации № 345 от 28 декабря 2018 г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

5. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва  «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические  требования  к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

6. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические  требования  к условиям и организации обучения  и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

7. Учебного плана ГКОУ ВЦОДИ;

8. Положения о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

 

Общая характеристика учебного предмета «Литература»

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.

 

   Место предмета в учебном плане.

 Настоящая рабочая программа по литературе составлена в соответствии с требованиями  ФГОС, разработана применительно к учебной программе  под редакцией Коровиной В. Я. с учетом учебника Ю.В. Лебедева «Литература. 9 класс» в 2-х частях, М., Просвещение, 2016. . Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. Пособие для учителей общеобразовательных организаций, 2-ое издание, переработанное: – М.: Просвещение, 2016. Рабочая программа    ориентирована     на     использование учебника Лебедев Ю.В.  Литература. В 2 ч., Просвещение,2016. ), входящего в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации на 2017-2018 учебный год, а также дополнительных пособий: для учителя:Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). В 2 частях, -М. Просвещение, 2015; Аркин И.И.

 

Программой предусмотрено проведение:

1) контрольных работ: 1

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса.

            Программа реализуется с применением дистанционных образовательных технологий.

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

            Личностные результаты:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед родиной;формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, вере, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания;осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении;развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со старшими, сверстниками, младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видо  деятельности;формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение ко всем членам семьи;развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

            Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения образовательных задач;умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий, умение корректировать свои действия в соответствии с меняющимися условиями;умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели, схемы для решения учебных и познавательных задач;смысловое чтение;умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

            Предметные результаты.

Учащиеся должны знать:авторов и содержание изученных художественных произведений;основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, роды литературы, жанры литературы ( ода, послание, элегия, эпиграмма, повесть, роман, притча, поэма, рассказ, трагедия, драма комедия), литературные ритм, рифма, способы рифмовки, стихотворные размеры , силлабо-тоническая и тоническая система стихосложения, средства выразительности: аллитерация, звукопись, сравнение, гипербола, эпитет, метафора, композиция произведения, портрет, пейзаж, лирическое отступление литературный герой, герой- повествователь, лирический герой, сюжет, автобиографичность литературного произведения (развитие представления), фольклоризм литературы, психологизм, литературный тип, художественная деталь, гротеск, ирония, сатира и юмор как виды комического, фантастика в произведении, тема и идея произведения, публицистика, литературная критика.

            Учащиеся должны понимать проблему изученного произведения;связь литературного произведения с эпохой его написания, вневременные нравственные ценности, заложенные в нем;духовно-нравственные ценности русской литературы и культуры, отличие и общее с духовно-нравственными ценностями других народов;образную природу литературы как явления словесного искусства, эстетически воспринимать произведения литературы;эстетическую функцию русского слова, роль изобразительно-выразительных средств в создании произведений.

           Учащиеся должны уметь анализировать произведение: определять принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею произведения, характеризовать героев произведения, сопоставлять их с героями других произведений;определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление;определять авторскую позицию в произведении;формулировать собственное отношение к изученному произведению, давать оценку;выразительно читать тексты разных типов;воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, адекватно понимать их;уметь пересказывать прозаические произведения и их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;создавать сочинение-рассуждение по изучаемому литературному произведению, создавать собственные сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изучаемых произведений, создавать творческие работы разных жанров, рефераты на литературные и общекультурные темы.

Содержание учебного предмета.

            Введение.Литература и ее роль в духовной жизни человека.Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

            Из древнерусской литературы

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

            Из литературы ХVIII века

Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество.(Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

   Гавриил Романович Державин . Жизнь и творчество. (Обзор.) «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

    Александр Николаевич Радищев.Слово о писателе. «Путешествие   из   Петербурга   в   Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.

Теория   литературы. Жанр путешествия.

   Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

Из русской литературы XIX века.

   Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия ХIХ века  в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. – 1ч.

    Василий Андреевич Жуковский .Жизнь и творчество. (Обзор.)«Море». Романтический образ моря.«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

    Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

    Александр Сергеевич Пушкин.Жизнь и творчество. (Обзор.)Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

  Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

   «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

   Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

    Михаил Юрьевич ЛермонтовЖизнь и творчество. (Обзор.)«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

   Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Есть речи – значенье…» (1824),»предсказание»,  «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали…». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

   Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

    Николай Васильевич ГогольЖизнь и творчество. (Обзор) .«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

   Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр  Николаевич Островский.  Слово о писателе.«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна   и   приказчик   Митя   —   положительные   герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория  литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

    Федор Михайлович Достоевский Слово о писателе.«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

   Теория   литературы. Повесть (развитие понятия).

    Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.(Автобиографическая трилогия Л.Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.)

    Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

   Из поэзии XIX века-1ч.

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

   Из русской литературы    XX  века

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

    Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

 Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

    Александр Исаевич Солженицын.Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.Теория   литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской  поэзии XX века.

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.Штрихи  к портретам

    Александр Александрович Блок.Слово о поэте.«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

    Сергей Александрович Есенин Слово о поэте.«Вот уж вечер...»,»Письмо к женщине» «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный…»,«Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

    Владимир Владимирович Маяковский.Слово о поэте.«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

     Марина Ивановна Цветаева Слово о поэте.«Идешь,   на  меня  похожий...»,   «Бабушке»,   «Мне  нравится,  что вы больны не мной...»,  «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

    Николай Алексеевич Заболоцкий .Слово о поэте.«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

    Анна Андреевна Ахматова .Слово о поэте.Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «АNNO  DOMINI », «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

    Борис Леонидович Пастернак Слово о поэте.«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво…». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

    Александр Трифонович Твардовский Слово о поэте.«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит под Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

 


Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).Из зарубежной литературы

    Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой  (1-й акт), сцены первой (3-й акт),  сцены четвертой (4-й акт). Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

    Иоганн Вольфганг Гете- Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

 

Тематическое планирование рабочей программы по литературе.

 9 класс. 102 часа.

 

№ п/п

Тема урока

Характеристика деятельности

1

Введение. Литература и её роль в духовной жизни человека.

 

Работа с понятием «литература как искусство слова»; смысловое чтение и анализ статьи в учебнике.

2

Художественные особенности древнерусской литературы.

Работа с понятиями «автор», «жанр», «герой», «идея», «древнерусская литература», смысловое чтение и анализ статьи в учебнике.

3

«Слово о полку Игореве» как величайший памятник Древней Руси.

Смысловое чтение и анализ текстов статьи в учебнике и  произведения с привлечением литературоведческих понятий.

4

Центральные образы и основная идея «Слова…».

Смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий.

5

Р.р. Сочинение по теме «Центральные образы «Слова…» (выбор).

Композиция сочинения.

Работа по развитию речи – сочинение

6

Классицизм в русском и мировом искусстве.

 

Работа с понятием «классицизм»; смысловое чтение и анализ статьи в учебнике.

7

М.В. Ломоносов: жизнь и творчество (обзор). Художественные особенности оды «Вечернее размышление…».

Слово о поэте.

Работа с понятием «ода».

Смысловое чтение и анализ текста оды с привлечением литературоведческих понятий.

8

М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия…»: лейтмотивы.

Работа с понятием «композиция».

Смысловое чтение и анализ текста оды с привлечением литературоведческих понятий.

9

Г.Р. Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судьям»: особенности тематики и стиля.

Слово о поэте.

Смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий.

10

Г.Р. Державин «Памятник»: тема поэта и поэзии. Квинт Гораций Флакк: слово о поэте. «К Мельпомене».

Смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий.

11

Понятие о сентиментализме.

 Н.М. Карамзин: слово о писателе. «Бедная Лиза»: сюжет и герои.

Работа с понятием «сентиментализм»; смысловое чтение и анализ статьи в учебнике.

Слово о писателе, смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий.

12

Н.М. Карамзин: слово о писателе. «Бедная Лиза»: сюжет и герои.

Слово о писателе, смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий.

13

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»: идея и проблематика произведения.

Смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий.

14

Н.М. Карамзин: «Осень» и другие произведения писателя.

Смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий.

15

Р.р.Сочинение по теме «Чем современна литература XVIII века?»

Композиция сочинения.

Работа по развитию речи – сочинение

16

Русские поэты первой половины XIX века.

 

Работа с понятием «романтизм»; смысловое чтение и анализ статьи в учебнике.

17

В.А. Жуковский – поэт-романтик. Стихотворение «Море» - романтические образы.

Слово о поэте.

Работа с понятиями «элегия», «композиция», «автор», «лирический герой».

Смысловое чтение и анализ текста произведения по плану с привлечением литературоведческих понятий.

18

В.А. Жуковский «Невыразимое» - тема поэта и поэзии.

Смысловое чтение и анализ текста произведения по плану с привлечением литературоведческих понятий.

19

В.А. Жуковский «Светлана»: черты баллады. Образ главной героини.

Работа с понятиями «баллада», «фольклоризм литературы» (развитие представлений).

Смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий.

20

В.А. Жуковский «Светлана». Образ главной героини.

Смысловое чтение и анализ образа героини по плану с привлечением литературоведческих понятий.

21

А.С. Грибоедов: жизнь и творчество писателя (обзор). Комедия «Горе от ума»: творческая история создания.

Смысловое чтение и анализ статьи в учебнике.

 

22

А.С. Грибоедов «Горе от ума»: проблематика и конфликт. Фамусовская Москва.

Работа с понятиями «комедия», «конфликт».

Смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий.

23

А.С. Грибоедов «Горе от ума»: образ Чацкого.

Смысловое чтение и анализ текста произведения, образа героя по плану с привлечением литературоведческих понятий.

Проект № 1.

24

А.С. Грибоедов «Горе от ума»: язык произведения.

Смысловое чтение и анализ текста произведения по плану с привлечением литературоведческих понятий.

25

А.С. Грибоедов «Горе от ума» в зеркале русской критики.

«Горе от ума» в зеркале русской критики.

26

Р.р.Сочинение по теме «Образы героев в комедии  А.С. Грибоедова «Горе от ума» (выбор).

Композиция сочинения.

Работа по развитию речи – сочинение

27

А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика.

Работа с понятием «элегия».

Смысловое чтение и анализ текста статьи в учебнике.

28

А.С. Пушкин: тема свободы.

Работа с понятием «лейтмотив».

Смысловое чтение и анализ текстов произведений по плану с привлечением литературоведческих понятий.

29

А.С. Пушкин: любовь как гармония душ.

Смысловое чтение и анализ текстов произведений по плану по плану с привлечением литературоведческих понятий.

30

А.С. Пушкин: тема поэта и поэзии.

Смысловое чтение и анализ текста произведения по плану с привлечением литературоведческих понятий.

31

А.С. Пушкин: две Болдинские осени в творчестве поэта.

Смысловое чтение и анализ текста произведения по плану с привлечением литературоведческих понятий.

32

А.С. Пушкин «Памятник»: самооценка в творчестве поэта.

Смысловое чтение и анализ текста произведения по плану с привлечением литературоведческих понятий.

Проект № 2.

33

Р.р. Эссе по теме «Мотивы лирики А.С. Пушкина». 

Композиция эссе.

Работа по развитию речи – эссе

34

А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»: два типа мировосприятия.

Работа с понятием «трагедия» (развитие понятия).

Смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий.

35

 

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» как новаторское произведение.

 

Работа с понятиями «роман в стихах» (начальные представления), «реализм» (развитие понятия), «онегинская строфа».

Смысловое чтение и анализ текста статьи в учебнике.

Работа с понятием «литературный тип».

36

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Главные образы.

Смысловое чтение и анализ текста произведения, образов героев по плану с привлечением литературоведческих понятий.

37

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»:  взаимоотношения главных героев.

Смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий.

38

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»:  образ автора.

Смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий.

39

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни.

Смысловое чтение и анализ текста статьи в учебнике.

40

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» в зеркале критики.

 «Евгений Онегин» в зеркале критики.

41

Р.р. Эссе по теме «Мотивы поступков и взаимоотношений героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (выбор).

Композиция эссе.

Работа по развитию речи – эссе

42

М.Ю. Лермонтов: хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта (с повторением ранее изученного).

Смысловое чтение и анализ текста статьи в учебнике.

43

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова.

Смысловое чтение и анализ текста произведения по плану с привлечением литературоведческих понятий.

44

Тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова.

Смысловое чтение и анализ текста произведения по плану с привлечением литературоведческих понятий.

45

Тема родины в лирике М.Ю. Лермонтова.

Смысловое чтение и анализ текста произведения по плану с привлечением литературоведческих понятий.

46

Р.р. Сочинение по теме «В чём трагизм одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова?» (выбор).

Композиция сочинения.

Работа по развитию речи – сочинение

47

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: общая характеристика романа.

Смысловое чтение и анализ текста статьи в учебнике.

48

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (главы «Бэла», «Максим Максимыч»): загадки образа Печорина.

Смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий.

49

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна Мери»).

Смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий.

50

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

Смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий.

51

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: дружба и любовь в жизни Печорина.

Смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий.

52

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»): философско-композиционное значение повести. 

Смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий.

53

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: оценка критиков.

«Герой нашего времени»: оценка критиков.

54

Р.р. Сочинение по теме «В чём противоречивость характера Печорина?» (выбор).

Композиция сочинения.

Работа по развитию речи – сочинение

55

Н.В. Гоголь: жизнь и творчество (обзор). «Мёртвые души»: история создания.

Смысловое чтение и анализ текста статьи в учебнике.

56

Система образов в поэме Н.В. Гоголя: мёртвые и живые души.

 

Работа с понятиями «комическое» и его виды.

Смысловое чтение и анализ текста произведения, образов героев по плану с привлечением литературоведческих понятий.

57

Чичиков – новый герой эпохи или антигерой?

Работа с понятиями «герой», «антигерой».

Смысловое чтение и анализ текста произведения, образа героя по плану с привлечением литературоведческих понятий.

58

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»: поэма о величии России.

Смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий.

59

Поэма «Мёртвые души» в зеркале русской критики.

Поэма «Мёртвые души» в зеркале русской критики.

60

Р.р. Сочинение по теме «Мёртвые и живые души поэмы Н.В. Гоголя».

Композиция сочинения.

Работа по развитию речи – сочинение

61

Ф.М. Достоевский: слово о писателе.

Слово о писателе.

62

Ф.М. Достоевский «Белые ночи»: тип «петербургского мечтателя».

Работа с понятием «повесть» (развитие понятия).

Смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий.

63

Роль истории Настеньки в романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи».

Работа с понятием «психологизм литературы» (развитие представлений).

Смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий.

64

А.П. Чехов: слово о писателе.

Слово о писателе. Работа со статьей учебника.

65

А.П. Чехов «Тоска»: тема одиночества.

Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий.

66

А.П. Чехов «Смерть чиновника»: эволюция образа «маленького человека».

Смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий.

67

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Работа с понятиями темы.

Смысловое чтение и анализ текста статьи в учебнике.

68

Разнообразие видов и жанров прозаических произведений XX века, ведущие прозаики России.

Работа с понятиями темы.

Смысловое чтение и анализ текста статьи в учебнике.

69

И.А. Бунин: слово о писателе. Рассказ «Тёмные аллеи»: лиризм повествования.

Работа с понятиями «психологизм литературы» (развитие представлений), роль художественной детали в характеристике героя.

Слово о писателе. Смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий.

70

М.А. Булгаков: слово о писателе. Повесть «Собачье сердце»: история создания.

Слово о писателе. Смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий.

71

М.А. Булгаков «Собачье сердце»: система образов произведения.

Работа с понятиями «художественная условность», «фантастика», «сатира» (развитие понятий).

Смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий.

72

М.А. Булгаков «Собачье сердце»: проблематика и приём гротеска в повести.

Работа с понятиями «гипербола», «гротеск» (развитие представлений).

Смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий.

73

М.А. Шолохов: слово о писателе. Рассказ «Судьба человека»: смысл названия.

Слово о писателе.

Работа с понятием «реализм».

Смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий.

74

Судьбы родины и человека в произведении М.А. Шолохова.

Работа с понятиями «реализм»,  «реалистическая типизация» (углубление понятия).

Смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий.

75

А.И. Солженицын: слово о писателе.

Слово о писателе.

76

А.И. Солженицын рассказ «Матрёнин двор»: трагизм судьбы героини.

Работа с понятием «притча» (углубление понятия).

Смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий.

77

Р.р. Эссе по теме «Нравственная проблематика в произведениях писателей XX века». 

Композиция эссе.

Работа по развитию речи

78

Р.р. Отзыв или рецензия на самостоятельно прочитанное произведение литературы XX века.

Композиция отзыва/рецензии.

Работа по развитию речи –отзыв/рецензия

 

79

Многообразие направлений жанров лирической поэзии.

 

Работа с понятиями «силлабо-тоническая» и «тоническая системы стихосложения», направления и жанры поэзии XX века.

Смысловое чтение и анализ текста статьи в учебнике.

80

А.А. Блок: слово о поэте. Художественные особенности лирики А.А. Блока.

Слово о поэте. Смысловое чтение и анализ текстов произведений по плану с привлечением литературоведческих понятий.

81

Образ родины в поэзии А.А. Блока.

Смысловое чтение и анализ текстов произведений по плану с привлечением литературоведческих понятий.

82

С.А. Есенин: слово о поэте. Тема России в лирике С.А. Есенина.

Слово о поэте. Смысловое чтение и анализ текстов произведений по плану с привлечением литературоведческих понятий.

84

Своеобразие метафор и сравнений в лирике С.А. Есенина.

Смысловое чтение и анализ текстов произведений по плану с привлечением литературоведческих понятий.

85

В.В. Маяковский: слово о поэте. Новаторство лирики.

 

Слово о поэте. Смысловое чтение и анализ текстов произведений по плану с привлечением литературоведческих понятий.

86

М. И. Цветаева: судьба и творчество. Особенности поэтики.

Слово о поэте. Смысловое чтение и анализ текстов произведений по плану с привлечением литературоведческих понятий.

87

А.А. Ахматова: судьба и творчества. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии.

Слово о поэте. Смысловое чтение и анализ текстов произведений по плану с привлечением литературоведческих понятий.

88

Н.А. Заболоцкий: слово о поэте. Стихотворения о человеке и природе.

Слово о поэте. Смысловое чтение и анализ текстов произведений по плану с привлечением литературоведческих понятий.

89

Б.Л. Пастернак: слово о поэте. Лирика о природе и любви.

Слово о поэте. Смысловое чтение и анализ текстов произведений по плану с привлечением литературоведческих понятий.

90

А.Т. Твардовский: слово о поэте. Лирика о родине и природе.

Слово о поэте. Смысловое чтение и анализ текстов произведений по плану с привлечением литературоведческих понятий.

91

Р.р. Эссе по теме «Поэт XX века». 

Композиция эссе.

Работа по развитию речи – эссе

92

Песни и романсы на стихи поэтов XIX  и XX веков (обзор).

 

Работа с понятиями темы.

Смысловое чтение и анализ текста статьи в учебнике.

93

Античная лирика. Гораций: слово о поэте. «Я воздвиг памятник…».

Работа с понятием «античная лирика».

Слово о поэте. Смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий.

94

Данте Алигьери: слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты): множественность смыслов поэмы.

Слово о писателе. Смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий.

95

У. Шекспир: жизнь и творчество. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.

Слово о писателе. Смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий.

96

У. Шекспир «Гамлет» (обзор): Гамлет как вечный образ мировой литературы.

Смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий.

97

И.-В. Гёте: судьба и творчество. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

Слово о писателе. Смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий.

98

Философская глубина трагедии У. Шекспира «Гамлет».

Работа с понятием «трагедия как драматический жанр» (углубление понятия).

Смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий.

99

И.-В. Гёте «Фауст» (обзор): сюжет, герои. Проблематика трагедии.

Работа с понятием «драматическая поэма» (углубление понятия).

Смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий.

100

И.-В. Гёте «Фауст». Проблематика трагедии.

Работа с понятием «драматическая поэма» (углубление понятия).

Смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий.

101

Контрольная работа за год

Проверка знаний, полученных за год.

102

Анализ контрольной работы. Заключительный урок.

Работа над ошибками.

 

 

Планируемые результаты.

знать:

·      общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

·      авторов и содержание изученных произведений;

·      основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса, такие как литературный процесс, классика, литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм), а также изученные ранее понятия.

 уметь:

·      комментировать изученные произведения и доказательно их оценивать;

·      использовать специфику рода, жанра, тематики, авторской манеры и позицию автора при анализе и оценке произведения;

·      обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе анализа и обсуждения произведения;

·      использовать сведения по теории литературы в процессе изучения и оценки художественного текста;

·      пользоваться различными видами справочной литературы, включая все типы энциклопедических изданий;

·      активно и доказательно использовать другие виды искусства в процессе изучения литературы.

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 

1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 9 класса: в 2 ч. – М: Просвещение, 2016.

2. Егорова Н. В. ФГОС Поурочные разработки по литературе, 9 класс Москва, «ВАКО», 2014

3. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 9 класс. - М.: Просвещение, 2014.


Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 9 класса основного общего образования на 2019–2020 учебный год

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 9 класса основного общего образования на 2019–2020 учебный год

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению…

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению…

России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания;осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни…

России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания;осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни…

Учащиеся должны понимать проблему изученного произведения;связь литературного произведения с эпохой его написания, вневременные нравственные ценности, заложенные в нем;духовно-нравственные ценности русской литературы и культуры, отличие и…

Учащиеся должны понимать проблему изученного произведения;связь литературного произведения с эпохой его написания, вневременные нравственные ценности, заложенные в нем;духовно-нравственные ценности русской литературы и культуры, отличие и…

Гавриил Романович Державин . Жизнь и творчество

Гавриил Романович Державин . Жизнь и творчество

В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика —

В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика —

Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья

Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья

Сергей Александрович Есенин Слово о поэте

Сергей Александрович Есенин Слово о поэте

Тема урока Характеристика деятельности 1

Тема урока Характеристика деятельности 1

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»: идея и проблематика произведения

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»: идея и проблематика произведения

А.С. Пушкин: жизнь и творчество

А.С. Пушкин: жизнь и творчество

Р.р. Эссе по теме «Мотивы поступков и взаимоотношений героев романа

Р.р. Эссе по теме «Мотивы поступков и взаимоотношений героев романа

Работа с понятиями «комическое» и его виды

Работа с понятиями «комическое» и его виды

М.А. Булгаков «Собачье сердце»: система образов произведения

М.А. Булгаков «Собачье сердце»: система образов произведения

Своеобразие метафор и сравнений в лирике

Своеобразие метафор и сравнений в лирике

И.-В. Гёте «Фауст» (обзор): сюжет, герои

И.-В. Гёте «Фауст» (обзор): сюжет, герои
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2020