Рабочая программа по окружающему миру
Оценка 4.8

Рабочая программа по окружающему миру

Оценка 4.8
doc
27.02.2020
Рабочая программа по окружающему миру
программа по окр.миру_0.doc

Рабочая программа « Мир природы и человека »

 адаптирована для ученика 4 класса с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), вариант 6.1., на индивидуальном обучении по медицинским показаниям

Мир природы и человека.

 

1.Пояснительная записка

           

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированной образовательной программы для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата авторской программы  Н.Б.Матвеева « Мир природы и человека », учебным индивидуальным планом  обучения на дому.

 Цель программы: ознакомление с основными положениями естественных наук воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование знаково-символического восприятия и логического мышления; формирование коммуникативной компетенции: развитие устной и письменной речи, воспитание интереса к окружающему миру.

Данная программа по  миру природы и человека адаптирована для ученика 4 класса с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), вариант 6.1., на индивидуальном обучении по медицинским показаниям , в связи с чем изменено количество часов данного предмета : 1 час в неделю (1 четверть ) , 2 часа в неделю (2-4 четверти ), 59 часов в год из расчета 34 учебные недели . Представленная программа, сохраняет основное содержание образования, но учитывает индивидуальные особенности обучающегося и предусматривает коррекционную направленность обучения.

     Представленная программа, сохраняет основное содержание образования, но  учитывает  индивидуальные особенности обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3.) и предусматривает коррекционную направленность обучения. Обучающемуся ребенку с нарушением опорно- двигательного аппарата (вариант 6.3.) очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия, и ориентировка в пространстве, сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается  системное недоразвитие речи –нарушение ее лексико-грамматической стороны. Программа строит обучение детей с НОДА на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Это означает, что учебный материал учитывает особенности детей, включает задания, обеспечивающие восприятия учебного материала.

Рабочая программа для ученика с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития сформирована с учётом особых образовательных потребностей:

 - снижен объём текущих и проверочных  работ;

- задания даются в более доступной для выполнения форме;

-на занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход.

А также предусматривают вариативные приемы обучения:

-поэлементная инструкция;

-планы– алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные);

- альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный);

- речевой образец;

-демонстрация действий;

-чередование легких и трудных заданий(вопросов);

-обращение к взрослому  с вопросами;

-кроссворды и ребусы и др.

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для ученика с НОДА в сочетании с задержкой психического развития, приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала. Перед изучением наиболее сложных разделов по окружающему миру проводится специальная пропедевтическая работа путем введения практических подготовительных упражнений, направленных на формирование конкретных умений и навыков. Материал предъявляется небольшими дозами, с постепенным его усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая на каждом уроке материал для повторения и самостоятельных работ. Задания даются в более доступной для выполнения форме, на занятиях применяется дифференцированный подход.

На уроках   мира природы и человека обучающийся испытывает особенные трудности при восприятии нового материала. На уроках  мира природы и человека :

-  необходимо создать ребёнку комфортное рабочее место;

-  подобрать схемы , рисунки ,таблицы

-больше времени давать для выполнения заданий , чем здоровым детям

- работать по образцу

- работать с алгоритмами

-применять мультимедийные средства

             

                               Общие подходы в работе с обучающемся НОДА

-индивидуальный подход;

- гибкая структура занятия;

- щадящий режим;

-предотвращение наступления утомляемости;

-активизация познавательной деятельности;

-обогащение знаниями об окружающем мире;

-особое внимание - коррекции всех видов деятельности;

-проявление педагогического такта

 

Основные направления коррекционной работы:

- развитие артикуляционной моторики;

- развитие высших психических функций;

- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

- развитие речи, владение техникой речи;

- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

- совершенствование связной речи;

- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

 

 


                   2. Общая характеристика учебного предмета « Мир природы и человека»

Отбор содержания курса «Мир природы и человека» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1)  идея многообразия мира;

2)   идея целостности мира;

3)   идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно­научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса « Мир природы и человека» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно- образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Мир природы и человека» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

 

 

3. Описание место курса в учебном плане.

Согласно учебному плану, реализующих адаптированную образовательную программу начального общего образования для обучающихся с НОДА, учебный предмет « Мир природы и человека»

Учебный предмет «Мир природы и человека» на индивидуальном обучении изучается 1час в неделю( 1 четверть ) , 2 часа в неделю ( 2-4 четверти ) 59 часов  в год из расчета 34 учебные недели

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

 

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо­ничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятель­ности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем­ление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело­века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспи­тания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизне­способности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нрав­ственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо­ровье физическое, психическое, духовно- и социально-нрав­ственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отноше­нии к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

 

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные результаты:

1)    формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2)      формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3)    формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4)            овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5)       принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6)        развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7)   формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8)       развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9)     развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10)      формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1)   овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2)        освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3)       формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4)      формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5)   освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6)            использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7)   активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8)    использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Мир природы и человека»;

9)            овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «  Мир природы и человека»;

10)     овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

11)   умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты:

1)   понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2)   сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3)           осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4)         освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

 

 

 

 

 

 

6.Содержание учебного предмета.

 

 

 

 

1

Раздел

Кол-во

часов

Содержание

 Времена года.

17ч

Природа, её разнообразие . Сезонные изменения в природе.Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д.) Роль природы в жизни людей.

  

 

2

 Неживая  природа

 

5 ч

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твёрдые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, её свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды в жизни живых организмов. Источники загрязнения воды. Экономия воды в быту.

Разрушение твёрдых пород в природе. Почва, её состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

 

 

3

Живая природа.

Растения.

 

13 ч

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

 

 

4

Живая природа. Животные.

 

11 ч

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животныхРастениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства.  

 

 

5

Живая природа.

Человек.

7 ч

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, её роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.Кожа, её значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.

Опорно-двигательная система, её роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, её роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

 

 

 

6

Безопасное поведение.

 

6 ч

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечка газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность  при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор. Парк, лес и др. Лёд на улице, водоёме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при общении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха и то загрязнённой воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

 

Что мы узнали и чему научились за год

 

 

Итого

59 ч

 

 

 

                                                                 7.Тематический план

3 класс (51 ч)

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество проверочных тестов

1

Времена года..

17

1

 

2

Неживая  природа.

5

 

 

3

Живая природа . Растения.

13

1

 

4

Живая природа .Животные.

11

1

 

5

Живая природа . Человек.

7

 

 

6

Безопасное поведение.

6

 

 

 

Итого

59ч

3

 

 

Основные виды учебной деятельности

1.    Наблюдение

2.    Опрос

3.    Работа с книгой

4.    Работа с научно-популярной литературой

5.    Самостоятельная работа с учебными пособиями

6.    Слушание объяснений учителя.

7.    Просмотр учебных фильмов

8.    Объяснение наблюдаемых явлений.

9.    Работа с раздаточным материалом.

10.    Ответы на вопросы

11.    Выполнение практических работ

 

 

 

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

 

Ø  Литература для обучающихся:

Ø   Н.Б. Матвеев   « Мир природы и человека» 4 класс, М.: Просвещение, 2018

 

Ø  Печатные пособия

 

1.      Таблицы, плакаты, портреты выдающихся людей России.

2.      Географические карты.

3.      Иллюстративные материалы.

 

Ø  Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

 

1.     Муляжи овощей, фруктов, грибов

2.     Микроскоп

3.     Компас

4.     Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

5.      Медицинский термометр.

 

Ø  Натуральные объекты

 

1.      Коллекции полезных ископаемых

2.      Коллекции плодов и семян растений

3.      Гербарии культурных и дикорастущих растений

4.      Живые объекты (комнатные растения)

 

 

Ø  Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

 

  1. Электронные учебные пособия

 




Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа « Мир природы и человека » адаптирована для ученика 4 класса с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), вариант 6

Рабочая программа « Мир природы и человека » адаптирована для ученика 4 класса с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), вариант 6

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для ученика с

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для ученика с

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере

Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности

Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности

Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового…

Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового…

России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 2) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного…

России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 2) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного…

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные

Безопасное поведение. 6 ч

Безопасное поведение. 6 ч

Литература для обучающихся: Ø

Литература для обучающихся: Ø

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2020