Рабочая программа « Мир природы и человека »
адаптирована для ученика 4 класса с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), вариант 6.1., на индивидуальном обучении по медицинским показаниям
Мир природы и человека.
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированной образовательной программы для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата авторской программы Н.Б.Матвеева « Мир природы и человека », учебным индивидуальным планом обучения на дому.
Цель программы: ознакомление с основными положениями естественных наук воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование знаково-символического восприятия и логического мышления; формирование коммуникативной компетенции: развитие устной и письменной речи, воспитание интереса к окружающему миру.
Данная программа по миру природы и человека адаптирована для ученика 4 класса с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), вариант 6.1., на индивидуальном обучении по медицинским показаниям , в связи с чем изменено количество часов данного предмета : 1 час в неделю (1 четверть ) , 2 часа в неделю (2-4 четверти ), 59 часов в год из расчета 34 учебные недели . Представленная программа, сохраняет основное содержание образования, но учитывает индивидуальные особенности обучающегося и предусматривает коррекционную направленность обучения.
Представленная программа, сохраняет основное содержание образования, но учитывает индивидуальные особенности обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3.) и предусматривает коррекционную направленность обучения. Обучающемуся ребенку с нарушением опорно- двигательного аппарата (вариант 6.3.) очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия, и ориентировка в пространстве, сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи –нарушение ее лексико-грамматической стороны. Программа строит обучение детей с НОДА на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Это означает, что учебный материал учитывает особенности детей, включает задания, обеспечивающие восприятия учебного материала.
Рабочая программа для ученика с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития сформирована с учётом особых образовательных потребностей:
- снижен объём текущих и проверочных работ;
- задания даются в более доступной для выполнения форме;
-на занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход.
А также предусматривают вариативные приемы обучения:
-поэлементная инструкция;
-планы– алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные);
- альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный);
- речевой образец;
-демонстрация действий;
-чередование легких и трудных заданий(вопросов);
-обращение к взрослому с вопросами;
-кроссворды и ребусы и др.
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для ученика с НОДА в сочетании с задержкой психического развития, приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала. Перед изучением наиболее сложных разделов по окружающему миру проводится специальная пропедевтическая работа путем введения практических подготовительных упражнений, направленных на формирование конкретных умений и навыков. Материал предъявляется небольшими дозами, с постепенным его усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая на каждом уроке материал для повторения и самостоятельных работ. Задания даются в более доступной для выполнения форме, на занятиях применяется дифференцированный подход.
На уроках мира природы и человека обучающийся испытывает особенные трудности при восприятии нового материала. На уроках мира природы и человека :
- необходимо создать ребёнку комфортное рабочее место;
- подобрать схемы , рисунки ,таблицы
-больше времени давать для выполнения заданий , чем здоровым детям
- работать по образцу
- работать с алгоритмами
-применять мультимедийные средства
Общие подходы в работе с обучающемся НОДА
-индивидуальный подход;
- гибкая структура занятия;
- щадящий режим;
-предотвращение наступления утомляемости;
-активизация познавательной деятельности;
-обогащение знаниями об окружающем мире;
-особое внимание - коррекции всех видов деятельности;
-проявление педагогического такта
Основные направления коррекционной работы:
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие высших психических функций;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- развитие речи, владение техникой речи;
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
- совершенствование связной речи;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях
2. Общая характеристика учебного предмета « Мир природы и человека»
Отбор содержания курса «Мир природы и человека» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса « Мир природы и человека» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно- образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Мир природы и человека» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
3. Описание место курса в учебном плане.
Согласно учебному плану, реализующих адаптированную образовательную программу начального общего образования для обучающихся с НОДА, учебный предмет « Мир природы и человека»
Учебный предмет «Мир природы и человека» на индивидуальном обучении изучается 1час в неделю( 1 четверть ) , 2 часа в неделю ( 2-4 четверти ) 59 часов в год из расчета 34 учебные недели
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Мир природы и человека»;
9) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета « Мир природы и человека»;
10) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
11) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
6.Содержание учебного предмета.
№
1 |
Раздел |
Кол-во часов |
Содержание |
Времена года. |
17ч |
Природа, её разнообразие . Сезонные изменения в природе.Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д.) Роль природы в жизни людей.
|
|
2 |
Неживая природа
|
5 ч |
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твёрдые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода, её свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды в жизни живых организмов. Источники загрязнения воды. Экономия воды в быту. Разрушение твёрдых пород в природе. Почва, её состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
|
3 |
Живая природа. Растения.
|
13 ч |
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений. Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.) Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных. Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
|
4 |
Живая природа. Животные.
|
11 ч |
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.) Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животныхРастениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства.
|
5 |
Живая природа. Человек. |
7 ч |
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, её роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.Кожа, её значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обморожении. Опорно-двигательная система, её роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, её роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
|
6 |
Безопасное поведение.
|
6 ч |
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечка газа. Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор. Парк, лес и др. Лёд на улице, водоёме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы. Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при общении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха и то загрязнённой воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Что мы узнали и чему научились за год
|
|
Итого |
59 ч |
|
7.Тематический план
3 класс (51 ч)
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Количество проверочных тестов |
|
1 |
Времена года.. |
17 |
1 |
|
2 |
Неживая природа. |
5 |
|
|
3 |
Живая природа . Растения. |
13 |
1 |
|
4 |
Живая природа .Животные. |
11 |
1 |
|
5 |
Живая природа . Человек. |
7 |
|
|
6 |
Безопасное поведение. |
6 |
|
|
|
Итого |
59ч |
3 |
|
Основные виды учебной деятельности
1. Наблюдение
2. Опрос
3. Работа с книгой
4. Работа с научно-популярной литературой
5. Самостоятельная работа с учебными пособиями
6. Слушание объяснений учителя.
7. Просмотр учебных фильмов
8. Объяснение наблюдаемых явлений.
9. Работа с раздаточным материалом.
10. Ответы на вопросы
11. Выполнение практических работ
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Ø Литература для обучающихся:
Ø Н.Б. Матвеев « Мир природы и человека» 4 класс, М.: Просвещение, 2018
Ø Печатные пособия
1. Таблицы, плакаты, портреты выдающихся людей России.
2. Географические карты.
3. Иллюстративные материалы.
Ø Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
1. Муляжи овощей, фруктов, грибов
2. Микроскоп
3. Компас
4. Термометры для измерения температуры воздуха, воды.
5. Медицинский термометр.
Ø Натуральные объекты
1. Коллекции полезных ископаемых
2. Коллекции плодов и семян растений
3. Гербарии культурных и дикорастущих растений
4. Живые объекты (комнатные растения)
Ø Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.