Приложение к ООП НОО (ФГОС)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 г. Сальска
Согласовано протокол заседания методического совета МБОУ СОШ № 6 г. Сальска № 1 от 28.09.2019 г. Руководитель МС________ Матросова В.В. |
Согласовано Заместитель директора по УВР __________________ Ю.Г.Набока |
Утверждено приказом № 200 от 02. 09. 2019 г. Директор МБОУ СОШ № 6 г. Сальска _____________ Т.А.Шляхова |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления.
Курс «Математика вокруг нас» 7 класс
составлен из расчёта 32 ч в году,
1 ч в неделю ( 35 учебных недель)
Учителя математики
Грицай Светланы Петровны
2019 г.
г. Сальск
Пояснительная записка
Программа курса « Занимательная математика» направлена на реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС . Составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно – методических документов:
1. Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016)
2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями вступ. в силу с 07.07.2017г.)
3. Письмом Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 №03-296 « Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
4. Примерная программа основного общего образования по математике, утверждённая Министерством образования и науки РФ. // Примерные программы по математике. Математика – М.: Дрофа,2008.- 128с.;
5.Учебный план МБОУ СОШ № 6 г. Сальска на 2019-2020 учебный год.
6. Календарный учебный график МБОУ СОШ № 6 г. Сальска на 2019-2020 учебный год.
Программа курса « Математика вокруг нас» относится к обще-интеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными
вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной
программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение
математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к
познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных
операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и
стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать
творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации
собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям
школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных
требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной
математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных
вопросов базового предмета – математика. Внеурочные занятия должны
содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи,
умелому использованию символики, правильному применению математической
терминологии и т.д.
Творческие
работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе
работы , должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует
поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не
только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный
теоретический материал, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в
различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии.
Для эффективности работы на внеурочных занятиях желательно, чтобы работа
проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с
последующим общим обсуждением полученных результатов.
Специфическая форма организации позволяет учащимся
ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе
обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное
представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки,
которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой
адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением
закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать
развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Деятельность обучающихся осуществляется в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС):
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
4. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные А. Смоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
Цель:
-развитие
математического образа мышления обучающихся
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики
- содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умение отвлекаться от всех качественных сторон и явлений,
сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения.
Программа внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» в 7 классе рассчитана на один год обучения, 32 учебных часа с периодичностью 1 раза в неделю.
Принципы программы:
1.Актуальность- Создание условий для повышения мотивации к
обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности
учащихся.
2.Научность- Математика – учебная дисциплина, развивающая
умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений,
делать выводы, обобщения.
3.Системность- Программа строится от частных примеров (особенности
решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4.Практическая направленность- Содержание занятий кружка направлено на
освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе,
на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать
участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и
конкурсах.
5.Обеспечение мотивации- Во-первых, развитие интереса к математике как
науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного
материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
6.Реалистичность - С точки зрения возможности усвоения основного
содержания пр ограммы – возможно усвоение за 70часов занятия.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся:
1 раз в неделю по 35 минут.
Основными формами образовательного процесса являются:
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные
виды деятельности учащихся:
-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-участие в математической олимпиаде;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.
Планируемые результаты и способы их проверки
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется:
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
Предметными результатами изучения являются формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
« Математика вокруг нас» в 7 «В» классе
№ |
Наименование раздела |
Кол-во часов |
Характеристика деятельности обучающихся |
Личностные результаты |
УУД |
||
|
Регулятив ные |
Познаватеь ные |
Коммуникативные |
||||
1 |
Числовые множества |
6 |
Отгадывают числа, решают головоломки, играют с числами, решают задачи и примеры. |
Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности. Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им . |
Ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Оценивают степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправляют ошибки. Устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении задач. Выдвигают версии, выбирают средства достижения цели в группе и индивидуально |
Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Анализировать (в т.ч. выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне. Умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире |
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи (формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания) аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
|
2 |
Разные задачи. |
9 |
Сравнивают задачи, находят решение, читают математические сказки, старинные истории с задачами. |
Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач, определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе |
Осознают границы собственных знаний и умений Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально |
Умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире. самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Выбирают наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий |
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи, адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
|
3 |
Геометрия в пространстве. |
9 |
Выполняют головоломки и упражнения со спичками, чертят фигуры, решают геометрические головоломки. |
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний |
Принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
|
Умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире Анализировать (в т.ч. выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне |
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию
|
4 |
Математические развлечения. |
8 |
Решают задачи- головоломки, отгадывают викторины, отвечают на математические вопросы. |
Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности. определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения |
Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. |
Умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире Анализировать (в т.ч. выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне |
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)
|
Всего: |
32ч. |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование 7 «В» класс
№ |
Наименование раздела |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
Сроки |
Примечания |
|
1 |
Числовые множества |
6 |
3 |
3 |
02.09-07.10 |
|
|
1. |
Отгадай числа меньше десяти. |
1 |
1 |
02.09 |
|
||
2. |
Волшебные квадраты. |
1 |
1 |
09.09 |
|
||
3. |
Числовые головоломки. |
1 |
1 |
16.09 |
|
||
4. |
В мире чисел. |
1 |
1 |
23.09 |
|
||
5. |
Игры с числами. |
1 |
1 |
30.09 |
|
||
6. |
Игры с числами и предметами. |
1 |
1 |
07.10 |
|
||
2 |
Разные задачи. |
9 |
3 |
6 |
14.10-23.12 |
|
|
7. |
Задачи – шутки. |
1 |
1 |
14.10 |
|
||
8. |
Шуточные задачи. |
1 |
1 |
21.10 |
|
||
9. |
Шуточные задачи и загадки. |
1 |
1 |
11.11 |
|
||
10. |
Комбинированные задачи с квадратами. |
1 |
1 |
18.11 |
|
||
11. |
Старинные задачи. |
1 |
1 |
25.11 |
|
||
12. |
Сказки и старинные истории. |
1 |
1 |
02.12 |
|
||
13. |
Решение задач с конца. |
1 |
1 |
09.12 |
|
||
14. |
Тридцать разных задач |
1 |
1 |
16.12 |
|
||
15. |
Задачи на чётность |
1 |
1 |
23.12 |
|
||
3 |
Геометрия в пространстве. |
9 |
3 |
6 |
13.01-30.03 |
|
|
16. |
Упражнения со спичками. |
1 |
1 |
13.01 |
|
||
17. |
Упражнения со спичками. Греческий храм. |
1 |
1 |
20.01 |
|
||
18. |
Упражнения со спичками. Ключ. |
1 |
1 |
27.01 |
|
||
19. |
Фигуры, вычерчиваемые одним росчерком. |
1 |
1 |
03.02 |
|
||
20. |
Упражнения с куском бумаги. |
1 |
1 |
10.02 |
|
||
21. |
Разрежьте правильно на части. |
1 |
1 |
17.02 |
|
||
22. |
Построения с препятствиями и ограничениями. |
1 |
1 |
02.03 |
|
||
23. |
Геометрические головоломки. |
1 |
1 |
16.03 |
|
||
24. |
Замечательные кривые. |
1 |
1 |
30.03 |
|
||
4 |
Математические развлечения. |
8 |
3 |
5 |
06.04-25.05 |
|
|
25. |
Арифметическая викторина. |
1 |
1 |
06.04 |
|
||
26. |
Геометрическая викторина. |
1 |
1 |
13.04 |
|
||
27. |
Головоломный лабиринт. |
1 |
1 |
20.04 |
|
||
28. |
Лабиринт английского короля. |
1 |
1 |
27.04 |
|
||
29. |
Веселые вопросы |
1 |
1 |
04.05 |
|
||
30. |
Арифметическая викторина. |
1 |
1 |
11.05 |
|
||
31. |
Математика в играх |
1 |
1 |
18.05 |
|
||
32. |
Завтрак с головоломками |
1 |
1 |
25.05 |
|
||
Всего: |
32 |
12 |
20 |
|
|
Содержание программы:
1. Числовые множества – рассмотреть задачи, решаемые без карандаша и бумаги
2. Разные задачи- обучить математике (наряду с целью изучить теорию и её практические приложения), то оно зачастую теряет свой творческий характер. Многие задачи решаются по шаблону, по образцу и подобию рассмотренных на занятиях. Решение задач определенного типа превращается, по сути дала, в изучение своеобразной теории. Очевидно, нужно ставить другую цель, стремясь обратить решение задач в средства осознания учащимися связей математики с реальным миром, с практической деятельностью человека.
3. Забавная геометрия- формирование первоначальных представлений о геометрии, способах работы с чертёжными инструментами (в частности, с использованием циркуля, линейки), развитие навыков решения задач с применением подходов, наиболее распространенных в математике ( с применением логики, алгоритмический, системный и бъектно-ориентированный подход ) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с геометрией развитие у учащихся навыков решения задач на построение
4. Математические развлечения -учить детей решать арифметические примеры, задачи. Упражнять в навыках количественного счёта в пределах 10, в ориентировке на плоскости листа. Закреплять знания о последовательности месяцев года, времён года. Развитие логического мышления, смекалки, внимания. Воспитывать интерес к математике.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по учебно-познавательному направлению «Занимательная математика»
учащиеся научатся/ узнают:
- основные ключевые понятия математики;
- способы решения головоломок, ребусов;
- некоторые сведения об истории математической науки, о счете у первобытных людей;
- о некоторых великих математиках и их достижениях;
- об открытии нуля;
- признак делимости на 11;
- иметь навыки быстрого счета, счета на руках;
- о некоторых областях применения математики в быту, науке, технике, искусстве;
- головоломку Пифагора, Колумбово яйцо;
- число Шахерезады; числа палиндромы;
- методы рассуждений;
- простые и сложные высказывания;
- составные части математических высказываний;
- необходимые и достаточные условия.
- решать занимательные задачи, задачи повышенной трудности;
- решать задачи на переливание жидкости;
- определять без вычислений делится или нет данное число на 11;
- правильно употреблять математические термины;
- решать задачи на математическую логику;
- строить логические рассуждения;
- самостоятельно принимать решения, делать выводы.
- создавать презентации;
- оценивать логическую правильность рассуждений;
- распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
- решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
- применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
- применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;
- применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:
1) Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
2) Целеполагать (ставить и удерживать цели);
3) Планировать (составлять план своей деятельности);
4) Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
5) Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
6) Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Личностными результатами является формирование следующих умений:
ü Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
ü В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
ü Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
ü Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
ü Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
ü Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий ).
Информационно- методическое обеспечение
№ |
Название |
Автор |
Издательство |
Год издания |
1. |
Математическая шкатулка [Текст]: Пос. для уч-ся.- [Изд. 4-е, перераб. и доп.] .2. Олимпиадные задания по математике. 5-8 классы. 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад: развитие творческой сущности учащихся [Текст] |
Нагибин, Ф.Ф., Канин, Е.С.
|
М:Просвещение |
1984. |
2. |
Олимпиадные задания по математике. 5-8 классы. 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад: развитие творческой сущности учащихся [Текст] |
Н.В. Заболотнева |
Волгоград: Учитель,
|
2006.- 99с. |
3. |
Введение в логику. Логические операции [Текст]: Учеб. пос. для 7 класса |
Онучкова, Л.В. |
Киров: ВГГУ |
2004-124с. |
4. |
Готовимся к олимпиадам по математике [Текст]: учеб. – метод. пособие |
Фарков, А.В. |
М.: Экзамен |
2007-157с. |
5. |
Математические кружки в школе 5-8 классы [Текст] (Школьные олимпиады).
|
Фарков, А.В. |
М.: Айрис-пресс |
2007.- 144с. |
6. |
Математические олимпиады в школе 5-11 классы [Текст] Школьные олимпиады). |
Фарков, А.В. |
М.: Айрис-пресс |
2005.- 176с |
«Лист корректировки рабочей программы»
Класс |
Название раздела, темы |
Дата проведения по плану |
Причина корректировки |
Корректирующие мероприятия |
Дата проведения по факту |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.