ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ " СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 " п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА |
микрорайон 5, д. № 53а, п.г.т. Уренгой, Пуровский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629860, тел./факс (34934) 9-27-45, e-mail: Urengoy_2@mail.ru ОКПО 32733321, ОГРН 1028900859558, ИНН/КПП 8911012478/ 891101001, БИК 047191000 |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой _____ /Е.В. Крепешева/ Приказ № _____ от «___» ___________ 2017 г.
|
ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Патриотический клуб «Надежда»
Возраст детей: 14-17 лет
Срок реализации: 1 год
Тип программы: модифицированная
Направленность: гражданско-патриотическое
Педагог дополнительного образования:
Безуглый Сергей Владимирович,
высшая квалификационная категория
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ОП __________/ З.Б. Елчиева/ |
Обсуждена на заседании методического совета МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой протокол № _______от «____» __________ 20 __г. _________ / Гречишникова М.А. /председатель МС |
п. Уренгой
I. Пояснительная записка.
Ведущая теоретическая гипотеза программы:
Если образовательная деятельность, направленная на гражданско-патриотическое воспитание, носит практико-ориентированный характер, то это:
позволит сформировать ряд ключевых компетенций (продуктивную, социально-коммуникативную, нравственную) ребенка, накопить определенный социальный опыт, сформировать устойчивую гражданскую позицию, обеспечить профессиональное самоопределение.
Новизна и актуальность программы.
Динамические изменения экономической и социо-культурной ситуации в Российской Федерации, в том числе и на территории ЯНАО, вызвали серьезные качественные перемены в структуре взаимоотношений различных социальных групп населения, в их ценностных ориентациях. Молодое поколение оказалось во власти стихийных рыночных отношений, которые оказывают неблагоприятное влияние на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое развитие общества.
При оценке нынешнего состояния нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей, учащихся и молодежи можно выделить три основные проблемы:
- состояние мировоззренческих ценностей (утрата нравственных идеалов, чувства гордости за Отечество, размывание традиционных в ценностей общественного бытия);
методико-технологический кризис (практика гражданско-патриотического воспитания была вычеркнута, новая система не сформирована);
организационно-управленческий кризис дал о себе знать необходимостью содержательной и структурной перестройки жизнедеятельности детей, подростков и молодежи.
Проблема воспитания подрастающего поколения актуальна и социально-значима в любое время и для любого общества. Специфической особенностью воспитания подрастающего поколения в современной России является широкое распространение асоциальных проблем.
В последнее десятилетие всё большее распространение получает такой вид молодёжной преступности, как вандализм. Это явление, безусловно, является следствием высокой степени маргинальности молодого поколения, оторванности молодёжи от своих корней. Гиперактивность и некоторая агрессивность детей подросткового возраста отчасти связаны с их возрастными особенностями. Подобные проявления необходимо направить в позитивно-конструктивное русло.
Образовательная деятельность поискового клуба «Надежда» осуществляется по программе «Поисковик». При разработке рабочей программы использовались: «Учебное пособие подготовки поисковиков» Наводкина А. Е., «Теория и практика поисковых работ» Котилевского С.С. Отличительной особенностью подготовки поисковика в клубе является сочетание обучения по собственно образовательной программе и участия воспитанников в реализации вариативных социально-ориентированных проектов, где продолжается формирование ряда ключевых компетенций и происходит отработка практических навыков.
Данная программа построена с учётом возрастных и психологических особенностей подростков на принципах:
непрерывности обучения,
мотивации,
индивидуализации,
диалогичности,
преемственности,
прагматичности.
Образовательной программой устанавливаются межпредметные связи с общеобразовательными предметами:
- историей,
- географией,
- черчением,
- анатомией,
- основы безопасности жизнедеятельности.
Нормативно-правовые документы, на которые опирается Программа:
- закон РФ «Об образовании»
- закон РФ «О защите прав ребенка»
- конвенция ООН «О правах ребенка»
Концепция рабочей программы. Идея патриотического воспитания объединила усилия государственных и общественных организаций, а утверждение государственной, городской и окружной программ патриотического воспитания молодежи сделало патриотическое воспитание приоритетным направлением в деятельности образовательных учреждений, в том числе и учреждений дополнительного образования. Особое место здесь отводится профильным детским и подростковым клубам, занятия в которых обеспечивают умственное, физическое, духовное и творческое развитие, способствуют накоплению воспитанниками опыта гражданского поведения, формированию патриотизма, осознанному выбору профессии. Поисковые клубы и отряды, в том числе и поисковый клуб «Надежда» МБОУ СОШ №2, п.г.т. Уренгой, отличает выраженная практико-ориентированная направленность.
- Включение воспитанников в социально-значимую деятельность позволяет решать проблемы социального характера: профилактика правонарушений в подростковой среде, наркомании, алкоголизма, бродяжничества. Отсутствие строгих критериев отбора воспитанников дает возможность детям изменить свою «Я» концепцию, самореализоваться.
Цель Программы:
- Теоретическое и практическое обучение
воспитанников навыкам
поисковой деятельности и
выживанию в автономных условиях через
реализацию программы «Надежда».
Задачи Программы:
• сохранение и приумножение традиций отечественной истории;
• формирование
ключевых компетенций (продуктивной,
коммуникативной, социальной);
• формирование позитивного отношения к воинской службе;
• формирование гражданственности и патриотизма;
• формирование
чувства сопричастности и осознания исторической
преемственности поколений;
• поиск
неучтенных воинских захоронений и торжественное
захоронение погибших военнослужащих на военных кладбищах;
• восстановление
имен пропавших без вести во время ВОВ советских
солдат;
• поиск
и оповещение родственников погибших о местах их гибели и
захоронении;
• формирование
ориентации молодых людей в области военных
профессий; формирование
социально-психологической устойчивости молодёжи к условиям
опасности и риска;
• формирование знаний и навыков по выживанию в автономных
условиях.
Отличительными особенностями данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ является то, что:
Во-первых, в содержании предлагаемого курса, который предполагает работу поисковых экспедиций на материалах не только Великой Отечественной войны, но и Политических лагерей ГУЛАГа, находящихся в Пуровском районе ЯНАО.
В основном поисковые работы ведутся на местах сражений ВОВ за пределами округа. Работа, предложенная нами, будет проводиться на материале Политических лагерей ГУЛАГа находящихся в Пуровском районе ЯНАО и носить историко-краеведческий характер, что будет способствовать большей мотивации воспитанников, поскольку через призму истории родного края легче почувствовать и понять историю всей страны и свою связь с предыдущими поколениями.
Во-вторых, обучение носит ярко-выраженный практический и социально-ориентированный характер и направлено на формирование ключевых компетенций.
Организационная деятельность
Набор в группы обучения по образовательной программе «Надежда» осуществляется на добровольной основе. Возрастная категория детей – 14-17 лет.
Количество часов, отведённое на изучение программы.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 и 2,5 академических часа, т.е. 4,5 академических часа в неделю (162 академических часа в год). Продолжительность академического часа – 40 мин.
Подростки в клуб зачисляются приказом директора МОБУ СОШ №2 п.г.т. Уренгой на основании предоставленных документов:
- заявления от родителей о приёме ребёнка;
- медицинской справки о состоянии здоровья с допуском к проведению поисковых работ.
Общая характеристика учебного процесса.
Реализация программы осуществляется через следующие формы и методы:
- экспедиции;
- краеведческо-историческая работа;
- поисковая работа;
- работа в архивах;
- практические и теоретические занятия;
- мероприятия военно-патриотического;
- музейная работа.
Основная форма обучения:
- учебное занятие
- практическое занятие
- военно-полевые сборы
- экскурсия.
Типы учебных занятий:
- теоретические занятия по изучению новых знаний по теории автономного выживания и поисковой работе;
- практические занятия по формированию умений и навыков автономного выживания и поисковой работы;
- занятия контроля (зачеты, контрольные практические работы).
- занятия-соревнования;
- военно-полевые сборы;
Методы обучения:
- словесные (объяснение, рассказ, лекция, беседа, инструкция)
-наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся на экскурсиях);
-практические (отработка навыков работы со специальным оборудованием). Применяется индивидуальный подход к каждому-учащемуся в зависимости от возрастных и личностных особенностей.
Для более успешного усвоения знаний используется объяснительно-иллюстративный метод (рассказ и объяснение сочетается с показом фотографий, схем, чертежей, демонстрацией найденных во время поисковых работ предметов, технических средств поисковика).
Практические занятия носят развивающий характер. От подростка требуется не только воспроизведение алгоритма поисковых работ, но и умения действовать в новой, нестандартной ситуации. Возможно парная или групповая работа под руководством более опытного в поисковом деле воспитанника. Практические занятия выполняют и большую воспитательную функцию: они дисциплинируют, приучают к порядку, формируют общетрудовые навыки, способствуют общению, взаимовыручке и взаимопомощи.
Предполагаемые результаты и способы определения их результативности.
В процессе занятий воспитанники приобретают следующие умения и навыки:
- применение лекарственных растений в жизненной практике;
- оказание первой доврачебной помощи пострадавшим;
- ведение раскопок, связанных с поисковой деятельностью;
- работа с картами, чтение карт;
- работа с туристическим снаряжением;
- приобретения навыков коллективной работы;
- работа со специальным поисковым оборудованием
Формой итогового контроля является зачет по содержанию теоретического курса. Своеобразной формой итогового контроля можно считать выполнение воспитанниками конкретных поручений (в экспедиции или при оформлении экспозиций), а также выступление ребят с докладами по теме исследования, работу в роли экскурсоводов на передвижных выставках и в музее школы.
После прохождения программы воспитанник должен знать:
- основные события Великой отечественной воины;
- основное содержание деятельности поисковика;
- основы выживания в условиях вынужденной автономии в природной среде;
- способы ориентирования на местности;
- характер и последовательность проведения поисковых работ в различных условиях; правила выживания и подержания жизнедеятельности в экстремальных условиях, порядок определения состояния пострадавших и последовательность оказания им первой (доврачебной) медицинской помощи; меры безопасности при проведении поисковых работ.
Должен уметь:
-проводить поисковые работы, эксгумацию останков и извлечение предметов при верховом и глубинном залегании;
-пользоваться техническими и вспомогательными средствами при проведении поисковых работ (лопатой, щупом, металлодетектором);
-оказывать пострадавшим медицинскую и
психологическую помощь,
владеть
приемами их транспортировки;
- идентифицировать найденные останки, предметы и оружие;
- приспосабливаться к экстремальным условиям,
владеть навыками
выживания и поддержания
жизнедеятельности;
- ориентироваться в сложных условиях;
- переносить физические и морально-психологические нагрузки.
- использовать самые разные источники
для последующей
идентификации личности погибшего и оповещения его родственников.
Способы определения результативности:
-опрос (устный, письменный, индивидуальный, фронтальный)
- зачет-практикум
- работа по инструктивным карточкам
- работа
в экспедиции
Формы работы:
- индивидуальная
- групповая
- массовая.
II. Содержание рабочей программы
1. Вводное занятие. Знакомство с группой. История поискового движения. Поисковое движение третьего тысячелетия. Ознакомление с учебно-тематическим планом на учебный год.
2. История Гражданской и Великой Отечественной войны.
Причины, ход, результаты, основные сражения. Гражданская
война и ВОВ в истории города и края. Оружие и
обмундирование Великой Отечественной
и Гражданской войн. Оружие пехоты, пистолеты, винтовки, пистолеты-пулеметы, пулеметы,
противотанковое оружие пехоты, ручные гранаты.
Артиллерия: противотанковая артиллерия, полевая артиллерия, минометы, реактивная артиллерия, артиллерия РГТ, зенитная артиллерия. Бронетанковая техника: танки, противотанковые самоходные установки, штурмовые орудия, самоходная полевая артиллерия, зенитные самоходные установки, бронетранспортеры, бронеавтомобили. Авиация: штурмовики, истребители, бомбардировщики, транспортная авиация. Униформа. Расцветка петлиц но родам войск, эмблемы. Знаки различия личного состава армии. Обмундирование и снаряжение. Награды и знаки. Введение погон и новых воинских званий. Обмундирование учащихся военных школ. Внешний облик фронтовика. Боевые награды СССР и Германии.
3. Основы архивного дела. Виды архивов. Содержание архивов: журналы боевых действий (ЖБД), оперативные сводки, боевые донесения, списки ППГ, эвакогоспиталей, книги учета безвозвратных потерь. Картотеки: рядового и сержантского состава, офицерского состава, политруков, наградная. Методика поиска. Работа в архивах. Поисковые архивные исследования. Установление характера боевых действий. Установление судеб военнослужащих, их отражение в документах. Архивные поиски после нахождения и прочтения медальона и именной вещи; поиск при отсутствии именной вещи и медальона. Обработка запросов граждан. Поиск родственников согласно имеющимся данным. Фильтрационно-трофейные дела: материалы допросов, акты передачи пленных, личные дела пленных. Картотеки призывников. Работа по заявкам родственников и репрессированных.
4. Основы археологии.
Поисковые работы на местности. Классификация типов захоронения останков. Верховое залегание останков. Поисковые признаки наличия останков в верховом залегании; порядок эксгумации останков в верховом залегании. Глубинное залегание останков: поисковые признаки захоронения в грунте; порядок эксгумации. Заполнение ежедневных рапортов, протоколов и карт эксгумации.
5. Основы топографии.
Топографическая подготовка. Основные элементы топографии. Условные топографические знаки. Карта - план. Изображение рельефа на топографической карте. Ориентирование по азимуту. Ориентирование по небесным светилам. Простейшие способы геометрических измерений на Местности. Измерение расстояния шагами, по угловым величинам предметов.
Снимки местности и их использование в войсках, топогеодезическое обеспечение боя, топогеодезическая привязка элементов боя.
6. Анатомия человека.
Осевой скелет: позвоночный столб, ребра, лопатки, грудная кость, ключица, тазовые кости, крестец. Скелет конечностей: нижние конечности, верхние конечности. Скелет черепа.
7. Основные технические
средства при проведении поисковых работ.
Щуп. Правила работы щупом. Металдетектор. Виды металлодетекторов,
правила эксплуатации. Поиск предметов на разной глубине залегания с
помощью металлодетектора.
8. Оказание первой медицинской помощи.
Первая помощь при потере сознания. При повреждении головы. Шок и кровопотеря. Повреждение шеи, грудной клетки и органов грудной полости;
Брюшной стенки и органов живота; позвоночника и спинного мозга.
переломы таза, конечностей. Ожоги. Обморожения. Тепловой и солнечный Утопления. Поражения электрическим током. Укусы ядовитых животных и насекомых. Поражение отравляющими сильнодействующими веществами. Лесная аптечка. Календарь сбора лекарственных трав, правила сбора. Лекарственные растения: лесов, болот, гор. Рецептура и применение. Аптечка и её составляющие.
9. Техника безопасности.
Техника безопасности при разведении костра. Правила при проезде в транспорте. Правила поведения в общественных местах. Техника безопасности при проведении поисковых работ, основы курса саперного дела. Правила поведения на воде.
10. Устройство лагеря. Разведение костра.
Типы походов. Нормативы на допуск к туристическим походам и экскурсиям.
Что должен уметь юный турист. Как выбрать и разработать маршрут. Подготовка к походу. Что взять с собой в поход. Групповое туристическое снаряжение, личное снаряжение. Распределение обязанностей в походе. Выбор места для бивака. Установка палатки, тентов. Обустройство лагеря.
Питание и питьевой режим в экспедиции. Костер, советы костровому. Лесная кухня. Определение погоды по местным приметам. Просушивание одежды и обуви.
11. Обеспечение выживания в условиях вынужденной автономии в природной среде.
Сооружение временного укрытия из подручных материалов. Использование различных подручных средств для изготовления предметов, необходимых для обеспечения выживания. Способы добычи огня и устройство бивака.
Организация питания и водопотребления в условиях автономного существования в природной среде.
Виды и способы изготовления примитивной посуды. Поиск и использование водоисточников, организация питьевого режима. Использование дикорастущих съедобных растений, плодов, ягод, грибов. Рыбалка как наиболее доступный источник продуктов питания. Самодельные рыболовные снасти. Продукты животного происхождения. Охота и охотничьи снасти. Нетрадиционные продукты суши и воды. Ядовитые растения и первая медицинская помощь при отравлениях.
12. Сбор и анализ информации.
Этапы проведения разведки: сбор научных сведений, знакомство с музейными коллекциями, знакомство с отчетами предыдущих разведок,
военной литературой, воспоминаниями участников боев, картами, архивными документами.
Пропаганда поискового движения, способы пропаганды.
13. Поисковые работы.
Организация работы, Поисковая разведка, Порядок ведения беседы с местными жителями. Поисковые работы. Работы по пирам и по зеленке. Работа в балках. Ориентация на местности, Эксгумация останков из окопов, блиндажей, силосных ям.
III. Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Содержание занятия |
Количество часов |
Дата проведения |
1 |
Вводное занятие |
2 |
05.09.16 |
2 |
Великая Отечественная война. |
2,5 |
07.09.16 |
3 |
Подготовка фашистской Германии к войне. |
2 |
12.09.16 |
4 |
Великая Отечественная война. Подготовка фашистской Германии к войне. |
2,5 |
14.09.16 |
5 |
Внешняя политика накануне воины._ |
2 |
19.09.16 |
6 |
Политическое устройство СССР и Германии к 1941г. |
2,5 |
21.09.16 |
7 |
Начало Великой Отечественной войны. |
2 |
26.0916 |
8 |
Битва за Москву |
2,5 |
28.0916 |
9 |
Ржевско-Вяземская операция |
2 |
03.10.16 |
10 |
Первый этап |
2,5 |
05.10.16 |
11 |
Второй этап (операция «Марс»). |
2 |
10.10.16 |
12 |
Сталинградская битва. Бои на дальних подступах |
2,5 |
12.10.16 |
13 |
Сталинградская битва. Бои на ближних подступах. |
2 |
17.10.16 |
14 |
Уличные бои в Сталинграде. |
2,5 |
19.10.16 |
15 |
Контрнаступление. Значение и последствия Сталинградской битвы |
2 |
24.10.16 |
16 |
Отличительные знаки и виды вооружения. Личные вещи, обмундирование и снаряжение РККА. |
2,5 |
26.10.16 |
17 |
Отличительные знаки и виды вооружения. Личные вещи, обмундирование и снаряжение РККА. |
2 |
31.10.16 |
18 |
Виды вооружений, использовавшиеся в ходе войны. |
2,5 |
02.11.16 |
19 |
Виды вооружений, использовавшиеся в ходе войны. |
2 |
07.11.16 |
20 |
Униформа и знаки отличия германской армии. |
2,5 |
09.11.16 |
21 |
Униформа и знаки отличия германской армии. |
2 |
14.11.16 |
22 |
Изучение доку ментальных видеоматериалов по Великой Отечественной войне. |
2,5 |
16.11.16 |
23 |
Изучение доку ментальных видеоматериалов по Великой Отечественной войне. |
2 |
21.11.16 |
24 |
Виды архивов. Содержание архивов. |
2,5 |
23.11.16 |
25 |
Установление
судеб военнослужащих, их отражение в |
2 |
28.11.16 |
26 |
Установление
судеб военнослужащих, их отражение в |
2,5 |
30.11.16 |
27 |
Установление
судеб военнослужащих, их отражение в |
2 |
05.12.16 |
28 |
Классификация типов захоронения останков. |
2,5 |
07.12.16 |
29 |
Поисковые признаки наличия останков. |
2 |
12.12.16 |
30 |
Основные элементы топографии. |
2,5 |
14.12.16 |
31 |
Ориентирование на местности. |
2 |
19.12.16 |
32 |
Простейшие способы геометрических измерений на местности. |
2,5 |
21.12.16 |
33 |
Осевой скелет |
2 |
26.12.16 |
34 |
Осевой скелет. Скелет конечностей. |
2,5 |
28.12.16 |
35 |
Сбор и использование лекарственных трав. |
2 |
11.01.17 |
36 |
Первая помощь при потере сознания. Шок и кровопотеря. |
2,5 |
16.01.17 |
37 |
Переломы. |
2 |
18.01.17 |
38 |
Ожоги. Обморожения. Тепловой и солнечный удар. Утопления. |
2,5 |
23.01.17 |
39 |
Поражения электрическим током. Укусы ядовитых животных и насекомых. |
2 |
25.01.17 |
40 |
Основные технические средства при проведении поисковых работ. |
2,5 |
30.01.17 |
41 |
Вводный инструктаж. Нормативно-правовые и законодательные документы. |
2 |
01.02.17 |
42 |
Щуп. Правила работы щупом. |
2,5 |
06.02.17 |
43 |
Металлодетектор. Виды металлодетекторов, правила эксплуатации. |
2 |
08.02.17 |
44 |
Металлодетектор. Виды металлодетекторов, правила эксплуатации. |
2,5 |
13.02.17 |
45 |
Инструкция по технике безопасности. Меры безопасности при передвижении на транспорте. |
2 |
15.02.17 |
46 |
Обеспечение выживания в условиях вынужденной автономии в природной среде. |
2,5 |
20.02.17 |
47 |
Что должен уметь юный турист. Подготовка к походу. |
2 |
22.02.17 |
48 |
Разведение костра. |
2,5 |
27.02.17 |
49 |
Обустройство лагеря. |
2 |
01.03.17 |
50 |
Питание и питьевой режим в экспедиции |
2,5 |
06.03.17 |
51 |
Приготовление пищи на костре. |
2 |
13.03.17 |
52 |
Уход за обувью и одеждой |
2,5 |
15.03.17 |
53 |
Правила личной гигиены. |
2 |
20.03.17 |
54 |
Сооружение временного укрытия из подручных материалов. |
2,5 |
22.03.17 |
55 |
Виды и способы изготовления примитивной посуды. |
2 |
27.03.17 |
56 |
Питание и водообеспечение в условиях автономного выживания. |
2,5 |
29.03.17 |
57 |
Сбор и анализ информации. |
2 |
03.04.17 |
58 |
Этапы проведения разведки: сбор научных сведений, знакомство с музейными коллекциями, знакомство с отчетами предыдущих разведок, военной литературой, воспоминаниями участников боев, картами, архивными документами. |
2,5 |
05.04.17 |
59 |
Этапы проведения разведки: знакомство с отчетами предыдущих разведок, военной литературой, воспоминаниями участников боев, картами, архивными документами. |
2 |
10.04.17 |
60 |
Этапы проведения разведки: сбор научных сведений, знакомство с музейными коллекциями, знакомство с отчетами предыдущих разведок, военной литературой, воспоминаниями участников боев, картами, архивными документами. |
2,5 |
12.04.17 |
61 |
Организация поисковой работы |
2 |
17.04.17 |
62 |
Порядок ведения беседы с местными жителями. |
2,5 |
19.04.17 |
63 |
Порядок ведения беседы с местными жителями. Поисковые работы. Работы по пирам и по зеленке. |
2 |
24.04.17 |
64 |
Поисковая разведка, Порядок ведения беседы с местными жителями. Поисковые работы. Работы по пирам и по зеленке. |
2,5 |
26.04.17 |
65 |
Поисковые работы. Работы по пирам и по зеленке. Работа в балках. |
2 |
03.05.17 |
66 |
Поисковые работы. Работы по пирам и по зеленке. Работа в балках. |
2,5 |
10.05.17 |
67 |
Поисковые работы. Работы по пирам и по зеленке. Работа в балках. Ориентация на местности. |
2 |
15.05.17 |
68 |
Поисковые работы. Работы по пирам и по зеленке. Работа в балках. Ориентация на местности, Эксгумация останков из окопов, блиндажей, силосных ям. |
2,5 |
17.05.17 |
69 |
Подготовка к зачету |
2 |
22.05.17 |
70 |
Подготовка к зачету |
2,5 |
24.05.17 |
71 |
Зачёт. |
2 |
29.05.17 |
72 |
Подведение итогов проделанной работы Составление плана работы на следующий год |
2,5 |
31.05.17 |
IV. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Организационное обеспечение:
- набор учащихся;
- взаимодействие со школой, родителями, СМИ;
- первичная диагностика.
Методическое обеспечение:
-программирование деятельности;
-отбор педагогически целесообразных форм работы с детьми и подростками;
- формирование пакета диагностических методик;
- разработка
учебно-дидактических материалов;
-комплектование методической копилки, специальной литературы по
поисковому делу, и воспитательной деятельности.
Мотивационное обеспечение:
-использование современных нетрадиционных форм работы с подростками, методов стимулирования активности;
- наличие атрибутики;
- применение системы поощрения;
-возможность более углубленного изучения поискового и военного дела.
Информационное обеспечение:
-сбор и анализ информации о деятельности;
-взаимодействие с профильными клубами ЯНАО;
- информирование общественности о результатах работы;
-
взаимодействие со средствами массовой информации.
Материально - техническое обеспечение:
Для теоретических и практических занятий используется материально-техническая база МБОУ СОШ №2.
Мониторинг.
Формой итогового контроля является зачет по содержанию теоретического курса. Своеобразной формой итогового контроля можно считать выполнение воспитанниками конкретных поручений (в экспедиции или при оформлении экспозиций), а также выступление ребят с докладами по теме исследования.
Список литературы для обучающихся.
1. Петров В.Н. методические рекомендации по военной археологии. РОО «ИКПЦ Обелиск».– М.:ООО «Азбука-2000»,2014.
2. Верховский А.А. Опасные находки. - М.: ГКФРМ, 1999.- 98 с.
3. Кривошеев Г.Ф. Полвека назад. Великая Отечественная война. Цифры и факты./ Андроников В.М., Филимошин М.В., Буриков П.Д. - М.:Просвещение, 1995.- 257 с.
4. Липатов П.Н. Униформа Красной Армии и Вермахта. - М.: Издательский дом Техника молодежи, 1995.- 128 с.
5. Мартынов В.Е. Руководство по поисковым и эксгумационным работам./Меженько А.В.,СадовниковД.К., ТолочкоВ.В.- М.: ТОО ЛюксАрт,1997.-230 с.
6. Смирнов А.Т. Основы военной службы. - М.: Издательство Мастерство, 2001.- 148 с.
7. Таборко В. А. Великая Отечественная война 1941-1945. М. Просвещение. 1985.-250 с.
8. Щербанов В.К. Взрывоопасные предметы фронтовых полей России. Р/Дону: Южный рубеж, 1999. - 83 с.
9. Дамаскин И.А. Великая Отечественная война. 1941 – 1945. – М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2005-512 с.
Дополнительная литература.
1. Анохин А.И. Отчизны верные сыны. М, 2004.- 304 с.
2. Анохин А.И. В труде и боях закаленные. М, 1998.- 304с.
3. Барбышев В.Н. Ради прошлого и будущего. Тюмень, 1988. - 170 с.
4. Гареев М.А. Памяти павших. М, Научное издательство Большая Российская энциклопедия, 1995. - 426 с.
5. Зубарев А. В. Автограф победителей./ Матвеев Ф.В. Сургутская типография, 2005.- 45с.
6. Ионов П.П. Ратная слава Отечества. М, Научно-исследовательская фирма «РАУ - Университет».2005. - 186 с.
7. Мерников А.Л. Битва за Сталинград. М., 2001. - 87 с.
8. Огарков Н.В. Военный энциклопедический словарь. М„ 1483. - 796 с.
9. Самсонов Л.М. Сталинградская битва. М. I 1аука, 1982. 1'Ю с.
10. Ю.Рафаилов P.P. Дружба, испытанная Великой Отечественной., Тюмень, 2000г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.