Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 5 класс
Оценка 4.9

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 5 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
русская литература
5 кл
10.05.2017
Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 5 класс
Рабочая программа по предмету "Литература" , базовый уровень, 5 класс. В программе есть пояснительная записка, цель и задачи, планируемые результаты, содержание учебного предмета, тематическое планирование. Программа предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 102 часа, с проведением занятий три раза в неделю.Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 5 класс
Рабочая программа по литературе 5 класс.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 пгт. Тымовское» Рассмотрена на заседании ШМО учителей русского языка и литературы. Протокол  __ от «__»______ 2016 г. №_____              О.Ю. Ермакова/ Утверждаю. Директор МБОУ СОШ № 1 _______________ /Э.М. Перепелко/ Приказ  от __«___»______   2016 г. №____ Рабочая (учебная) программа по предмету «Литература» Среднее общее образование, 5 класс Срок реализации 2016– 2018 учебный год Составитель:                                                                               Егорова Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы,                                                                                         первая квалификационная категория. пгт. Тымовское 2016 Статус документа. Пояснительная записка. Рабочая программа по литературе составлена на основе авторской программы «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной.  Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую   последовательность   изучения   тем   и   разделов     учебного   предмета   с   учетом межпредметных  и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет  минимальный набор сочинений. Место предмета «Литература» в базисном учебном плане. Федеральный   базисный   учебный   план   для   образовательных   учреждений   Российской Федерации предусматривает обязательное изучение учебного предмета «Литература» в 5 классе – 102 часа  (3 ч. в неделю). Планируемые предметные результаты освоения программы по литературе в 5 классе. В результате освоения программы учащиеся должны знать: авторов и содержание изученных произведений;  основные   теоретико­литературные   понятия:   фольклор,   устное   народное творчество,   жанры   фольклора;   сказка,   виды   сказок;   постоянные   эпитеты, гипербола,   сравнение;   летопись;   роды   литературы;   жанры   литературы;   басня, аллегория,   понятие   об   эзоповом   языке;   баллада;   литературная   сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись   и     аллитерация;   фантастика   в   литературном   произведении,   юмор; портрет,   пейзаж,   литературный   герой;   сюжет,   композиция   литературного произведения;   драма   как   род   литературы;   пьеса­сказка;   автобиографичность литературного произведения.  уметь:              воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов; отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа); видеть   связь   между   различными   видами   искусства   и   использовать   их сопоставление,   например,   при   обращении   к   иллюстрации,   созданной   к конкретному произведению; выявлять основную нравственную проблематику произведения; определять   главные   эпизоды   в   эпическом   произведении,   устанавливать причинно­следственные связи между ними; прослеживать изменение настроения в стихотворении; воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль   в   произведении,   выявлять   в   изобразительно­выразительных   средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому; различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ); пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки; ориентироваться   в   незнакомой   книге   (автор,   аннотация,   оглавление, предисловие, послесловие); выразительно читать текст­описание, текст­повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения; подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы; словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);     аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения   героев,   сопоставлять   и   оценивать   их   поступки,   переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки; творческое   сочинение   типа   описания   и   повествования   на   материале жизненных и литературных впечатлений; сочинять   небольшие   произведения   фольклорного   жанра   –   сказки,   загадки, басни; создавать сочинения­миниатюры по картине. Содержание учебного материала. ПЯТЫЙ КЛАСС Введение Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним. Устное народное творчество Фольклор — коллективное устное народное творчество.Преображение действительности в духе   народных  идеалов.   Вариативная   природа   фольклора.   Исполнители   фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное   в  фольклоре.Малые  жанры  фольклора.  Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение). Теория   литературы.   Фольклор.   Устное   народное   творчество   (развитие представлений). Русские народные сказки Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.) «Царевна­лягушка».  Народная   мораль   в   характере  и   поступках   героев.   Образ   невесты­ волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость  собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич   —   победитель   житейских   невзгод.   Животные­помощники.   Особая   роль   чудесных противников — Бабы­яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных  формул с древними  мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.  «Иван   ­   крестьянский   сын   и   чудо­юдо».  Волшебная   богатырская   сказка   героического содержания.   Тема   мирного   труда   и   защиты   родной   земли.   Иван   —   крестьянский   сын   как выразитель основной мысли сказки. Нравственное  превосходство главного героя. Герои сказки в оценке сюжета. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. автора­народа.     Особенности   Теория   литературы.   Сказка.   Виды   сказок   (закрепление   представлений).   Постоянные эпитеты.   Гипербола   (начальное   представление).   Сказочные   формулы.   Вариативность    народных сказок (начальные представления). Сравнение. Из древнерусской литературы Начало   письменности   у   восточных   славян   и   возникновение   древнерусской   литературы. Культурные   и   литературные   связи   Руси   с   Византией.   Древнехристианская   книжность   на   Руси. (Обзор.)«Повесть временных лет»  как литературный памятник.  «Подвиг отрока­киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле. Теория литературы. Летопись (начальные представления). Из литературы XVIII века Михаил Васильевич Ломоносов.  Краткий   рассказ   о  жизни   писателя   (детство  и   годы   учения, начало   литературной   деятельности).   Ломоносов   —   ученый,   поэт,   художник,   гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру...» —научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления). Из литературы XIX века Русские басни Жанр  басни.  Истоки  басенного жанра  (Эзоп, Лафонтен,  русские  баснописцы  XVIII  века). (Обзор.) Иван Андреевич Крылов.  Краткий   рассказ   о  баснописце  (детство,   начало   литературной деятельности)  «Ворона   и   Лисица»,   «Волк   и   Ягненок»,   «Свинья   под   Дубом»  (на   выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне, патриотическая позиция автора. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование). Теория   литературы.  Басня   (развитие   представлений),   аллегория   (начальные представления). Понятие об эзоповом языке. Василий Андреевич Жуковский.  Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский­сказочник).«Спящая   царевна».  Сходные   и   различные   черты   сказки   Жуковского   и народной   сказки.   Герои   литературной   сказки,   особенности   сюжета.  «Кубок».  Благородство   и жестокость. Герои баллады, Теория литературы. Баллада (начальные представления). Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Стихотворение  «Няне»  —  поэтизация   образа   няни;   мотивы   одиночества   и   грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.  «У лукоморья дуб зеленый...».  Пролог к поэме   «Руслан   и   Людмила»   —   собирательная   картина   сюжетов,   образов   и   событий   народных сказок,   мотивы   и   сюжеты   пушкинского   произведения.  «Сказка   о   мертвой   царевне   и   о   семи богатырях»  —  ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль,  нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа  добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Русская литературная сказка Антоний   Погорельский.  «Черная   курица,   или   Подземные   жители».  Сказочно­условное, фантастическое   и  достоверно­реальное   в   литературной   сказке.   Нравоучительное   содержание   и  «AttalcaPrinceps». причудливый   сюжет   произведения. Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.  Всеволод   Михайлович   Гаршин. Теория   литературы.   Литературная   сказка   (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов. Михаил Юрьевич Лермонтов.  Краткий рассказ о  поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес   к  истории  России).«Бородино»  — отклик на 25­летнюю годовщину Бо­ родинского   сражения   (1837).   Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.   Историческая   основа   стихотворения. Теория   литературы.  Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления). Николай  Васильевич  Гоголь.  Краткий   рассказ   о   писателе   (детство,  годы   учения,   начало литературной деятельности).«Заколдованное место»  — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».   Поэтизация   народной   жизни,   народных   преданий,   сочетание   светлого   и   мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. Теория   литературы.  Фантастика   (развитие   представлений).   Юмор   (развитие представлений). Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).«На  Волге».  Картины   природы.   Раздумья   поэта   о  судьбе   народа.   Вера   в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы  «Мороз,   Красный  нос»).  русской   женщины.Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.  Поэтический   образ Теория литературы. Эпитет (развитие представлений). Иван Сергеевич Тургенев.  Краткий рассказ о писателе (детство  и начало литературной деятельности).«Муму»  —   повествование   о   жизни   в   эпоху   крепостного   права.   Духовные   и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим,  великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян. Теория  литературы.  Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления). Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.Стихотворение «Весенний дождь» —   радостная,   яркая,   полная   движения   картина   весенней   природы.   Краски,   звуки,   запахи   как воплощение красоты жизни. Лев  Николаевич   Толстой.   Краткий   рассказ   о   писателе   (детство,   начало   литературной деятельности).«Кавказский   пленник».  Бессмысленность   и   жестокость   национальной   вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление). Антон   Павлович   Чехов.  Краткий   рассказ   о   писателе  (детство   и   начало   литературной деятельности). «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Теория литературы. Юмор (развитие представлений) Поэты XIX века о Родине и родной природе Ф. И. Тютчев.  «Зима недаром злится...», «Как весел  грохот летних бурь..,», «Есть в осени первоначальной. ». А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне»  (отрывок);  А.   Н.   Майков.  «Ласточки»;  И.   З.   Суриков.  "Зима»  (отрывок).  А.   В. Кольцов.  «В  степи».  Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и уча­ щихся).  Теория   литературы.   Стихотворный   ритм   как  средство   передачи   эмоционального состояния, настроения Из литературы XX века Иван   Алексеевич   Бунин.  Краткий   рассказ   о   писателе   (детство   и   начало   литературной деятельности).«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных   между   собой   видимыми  и   тайными   силами   Рассказ   «Косцы»   как   поэтическое воспоминание о Родине. Владимир   Галактионович   Короленко.  Краткий   рассказ   о   писателе   (детство   и   начало литературной деятельности)«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей.   Их   общение.   Доброта   и   сострадание   героев   повести   Образ   серого,   сонного   города Равнодушие   окружающих   людей   к   беднякам.   Вася,  Валек,   Маруся.   Тыбурций.   Отец   и   сын. Размышления героев «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье. Теория   литературы.   Портрет   (развитие   представлений),   Композиция   литературного произведения (начальные понятия). Сергей  Александрович  Есенин.  Краткий   рассказ   о  поэте.   Стихотворения  «Я  покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики. Павел   Петрович   Бажов.  Краткий   рассказ   о   писателе   (детство   и   начало   литературной деятельности).«Медной   горы   Хозяйка».  Реальность   и   фантастика  в   сказе.   Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. Теория   литературы.  Сказ   как   жанр   литературы  (начальные   представления).   Сказ   и сказка (общее и различное). Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. Самуил   Яковлевич   Маршак.  Краткий   рассказ   о   писателе.   Сказки   С.   Я. Маршака.«Двенадцать   месяцев»  —  пьеса­сказка.   Положительные   и   отрицательные   герои. Победа   добра   над  злом — традиция русских народных сказок. Художественные  особенности пьесы­сказки. Теория литературы.Драма как род литературы(начальные представления). Пьеса­сказка. Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы  в его воображении — жизнь как борьба добра и зла,  смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Теория   литературы.   Фантастика   в   литературном   произведении   (развитие представлений). Виктор Петрович Астафьев.  Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).«Васюткиноозеро».  Бесстрашие,   терпение,   любовь  к   природе   и   ее   понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Теория   литературы.  Автобиографичность   литературного   произведения   (начальные представления). "Ради жизни на Земле...» Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»; А.Т. Твардовский.  «Рассказ танкиста».Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. Произведения о Родине и родной природе «Аленушка»;  Дон­Аминадо.  «Города  Н.   Рубцов. И.Бунин.  «Помню   —   долгий   зимний   вечер...»;  А.   Прокофьев.  «Аленушка»;  Д. Кедрин.  и годы».Стихотворные   лирические   произведения   о   Родине,  родной   природе   как   выражение поэтического   восприятия   окружающего   мира   и   осмысление   собственного   мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России, Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.  «Родная   деревня», Писатели улыбаются Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь­Робинзон».  Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Теория литературы. Юмор (развитие понятия). Из зарубежной литературы Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Даниель   Дефо.  Краткий   рассказ   о   писателе.«Робинзон Крузо».  Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. ХансКристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.«Снежная королева». Символический смысл   фантастических   образов   и   художественных   деталей   в   сказке  Андерсена.   Кай   и   Герда. Мужественное сердце Герды.  Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень,  Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внеш­ ней. Победа добра, любви и дружбы. Жорж Санд. «О чем  говорят цветы».  Спор героев о  прекрасном. Речевая характеристика персонажей. Марк   Твен.  Краткий   рассказ   о   писателе.«Приключения   Тома   Сойера».Том   и   Гек. Дружба  мальчиков.   Игры,   забавы,   находчивость,   предприимчивость.   Черты   характера   Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний  мир героев М. Твена.   Причудливое   сочетание   реальных  жизненных   проблем   и   игровых   приключенческих   си­ туаций.Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным. Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише»  — сказание о взрослении под  ростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смел  мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора   в   труднейших   жизненных  обстоятельствах.       Мастерство     писателя     в     поэтическом изображении жизни северного народа. Ведущие формы и методы образовательного процесса :лекции, собеседование, консультации,  практическая работа, деловые игры, зачёты, бинарные уроки, игры, «суды», концерты,  конференции, семинары, интегрированные уроки, экскурсии, чтение наизусть, тестирование. Формы, способы и средства проверки  и оценки результатов обучения: устный опрос, тестирование,   анализ   художественных   поизведений,   выразительное   чтение,   письменные сочинения, контрольные работы,  зачёты, творческие работы (реферат, сообщение, доклад, иллюстративно – наглядный материал, изготовленный учащимися, проект), презентации, экзамен. № п. п. Наименование раздела, тема урока Тематический план.  5 класс. 102 ч. Раздел I. Введение. Раздел II.  Устное народное творчество. Раздел III. Древнерусская литература. Раздел IV. Литература XVIII века. Раздел V Литература XIX века. Раздел VI. Поэты XIX века о Родине и родной природе. Раздел VII. Литература XX века. Раздел VIII. Русские поэты XX века о Родине и родной природе. Раздел IX. Писатели улыбаются Раздел X. Произведения о Великой Отечественной войне Раздел XI. Зарубежная литература. Количество  часов В том  числе на  практичес кую часть 1 10 2 2 40 4 22 3 2 2 14 2 3 1 4 1 1 Итого 102ч. Итого 12 сочинений

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 5 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 5 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 5 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 5 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 5 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 5 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 5 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 5 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 5 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 5 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 5 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 5 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 5 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 5 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 5 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 5 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 5 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 5 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 5 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 5 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 5 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 5 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 5 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 5 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 5 класс

Рабочая ( учебная ) программа по предмету "Литература", 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2017