РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Оценка 4.8

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Оценка 4.8
Документация
docx
география
Взрослым
13.01.2017
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Дисциплины география для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения. Общеобразовательная учебная дисциплина «География» изучается в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины география для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
РП-География-78.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

Дисциплины  география

для специальности   40.02.01 Право и организация социального обеспечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016 год


 

 

Автор:  Халтурина  Р.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общеобразовательная учебная дисциплина «География» изучается в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования  при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «География», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259), на основе Примерной программы по дисциплине «География», рекомендованной ФГАУ ФИРО 2015 года.

Содержание программы учебной дисциплины «География» направлено на достижение следующих целей:

• освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;

• овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;

• воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;

• использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической

информации;

• нахождение  и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и

интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;

• понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ»

Содержание учебной дисциплины «География» сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения и  призвано сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, месте и роли России в этом мире.  Программа развивает познавательный интерес к другим народам и странам.

Основой изучения географии является социально ориентированное содержание о размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных политических, экономических, экологических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, а также о проблемах взаимодействия человеческого общества и природной среды, адаптации человека к географическим условиям проживания. У обучающихся формируются знания о многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, представления о политическом устройстве, природно-ресурсном потенциале, населении и хозяйстве различных регионов и ведущих стран мира, развиваются географические умения и навыки, общая культура и мировоззрение.

Учебная дисциплина «География» обладает большим количеством междисциплинарных связей, в частности широко использует базовые знания физической географии, истории, политологии, экономики, этнической, религиозной и других культур. Все это она исследует в рамках традиционной триады «природа—население—хозяйство», создавая при этом качественно новое знание. Это позволяет рассматривать географию как одну из классических метадисциплин.

Изучение географии осуществляется на базовом уровне ФГОС среднего общего образования с учетом профиля профессионального образования, специфики осваиваемых специальностей СПО.

Освоение содержания учебной дисциплины завершает формирование у студентов представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание взаимосвязей человеческого общества и природной среды, особенностей населения, мирового хозяйства и международного географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных процессов и явлений.

В содержание учебной дисциплины включены практические работы, имеющие профессиональную значимость для студентов, осваивающих выбранные специальности СПО.

Практико-ориентированные задания, выполнение творческих заданий и подготовка докладолв и презентаций являются неотъемлемой частью образовательного процесса.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «География» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной  аттестации студентов.

 

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебная дисциплина «География» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.

В ГБПОУ МО «Раменский колледж», реализующем  образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «География» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

−сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

−сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;

− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готов-

ность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятель-

ности;

−сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

− сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

−умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной

речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию,

приводить аргументы и контраргументы;

−критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критич-

ной оценки получаемой информации;

− креативность мышления, инициативность и находчивость;

метапредметных:

− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной  деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,

применению различных методов познания;

− умение  ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую

из различных источников;

− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие

стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

− осознанное владение логическими действиями определения понятий, обоб-

щения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного

выбора оснований и критериев;

− умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргумен-

тированные выводы;

−−представление о необходимости овладения географическими знаниями с

целью формирования адекватного понимания особенностей развития совре-

менного мира;

−понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;

предметных:

− владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

−владение географическим мышлением для определения географических

аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов

и проблем;

−сформированность системы комплексных социально ориентированных гео-

графических знаний о закономерностях развития природы, размещения на-

селения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов,

протекающих в географическом пространстве;

−владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

−владение умениями использовать карты разного содержания для выявления

закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

−владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

−владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

−сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаи-

модействия природы и общества, природных и социально-экономических

аспектах экологических проблем.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии

при освоении профессий СПО и специальностей СПО.

1. Источники географической информации

Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы.

Международные сравнения.

Практические работы

Ознакомление с географическими картами различной тематики.

Нанесение основных географических объектов на контурную карту (по желанию студента).

Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы.

Использование статистических материалов и геоинформационных систем.

2. Политическое устройство мира

Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения.

Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима.

Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы.

Практические работы

Ознакомление с политической картой мира.

Составление карт (картосхем), характеризующих государственное устройство стран мира, географию современных международных и региональных конфликтов (по желанию студета).

3. География мировых природных ресурсов

Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы.

Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресур-

сообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.

Практические работы

Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.

Выявление наиболее типичных экологических проблем, возникающих при использовании различных видов природных ресурсов. Поиск возможных путей их решения.

4. География населения мира

Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и

страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика.

Половая и возрастная структура населения.

Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития.

Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира.

Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения.

Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления.

Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы.

Практические работы

Анализ особенностей расселения населения в различных странах и регионах мира.

Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира.

Сравнительная оценка качества жизни населения в различных странах и регионах мира.

Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира.

Сравнительная оценка культурных традиций различных народов.

5. Мировое хозяйство

Современные особенности развития мирового хозяйства

Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности.

Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике.

Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города.

География отраслей первичной сферы мирового хозяйства

Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка.

Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых.

География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства

Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности.

География отраслей третичной сферы мирового хозяйства

Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды.

Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами.

Практические работы

Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства.

Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира.

Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов,  формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира.

 

6. Регионы мира

География населения и хозяйства Зарубежной Европы

Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства.

Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их  формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный  потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

География населения и хозяйства Зарубежной Азии

Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной  специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

География населения и хозяйства Африки

Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

География населения и хозяйства Северной Америки

Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации.

США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы.

География населения и хозяйства Латинской Америки

Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

География населения и хозяйства Австралии и Океании

Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии.

Практические работы

Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства.

Составление комплексной экономико-географической характеристики стран и регионов мира.

7. Россия в современном мире

Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX—XXI веков. Характеристика современного этапа социально-экономического развития.

Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении  труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации.

Практические работы

Оценка современного геополитического и геоэкономического положения России.

Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда.

Определение отраслевой и территориальной структуры внешней торговли

товарами России.

8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль  географии в решении глобальных проблем человечества.

Практические работы

Использование географических карт для выявления регионов с неблагоприятной  экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

Выявление и оценка важнейших международных событий и ситуаций, связанных с глобальными проблемами человечества.

Примерные темы докладов

• Новейшие изменения политической карты мира.

• Типы природопользования в различных регионах и странах мира.

• Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты.

• Качество жизни населения в различных странах и регионах мира.

• Современные международные миграции населения.

• Особенности урбанизации в развивающихся странах.

• Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира.

• Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.

• Крупнейшие автомобилестроительные компании мира.

• Международный туризм в различных странах и регионах мира.

• «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы.

• Экономико-географические особенности ведущих стран Зарубежной Европы.

• Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае.

• Особенности политической карты Африки.

• Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки.

• Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом».

• Географический рисунок хозяйства США.

• Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки.

• Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии.

• Экономико-географические особенности ведущих стран регионов Африки, Латинской Америки.

• Причины и проявление глобальных проблем человечества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «География» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка студентов составляет:

по специальностям СПО  гуманитарного  профиля профессионального образования — 115 часов, из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка, включая практические занятия, — 78 часа; внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 37 часов.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ     ПЛАН

 

Вид учебной работы

Количество часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аудиторные занятия. Содержание обучения

Специальности СПО

40.02.01 Право и организация социального обеспечения.

 

Введение. 1. Источники географической информации

4

2. Политическое устройство мира

4

3. География мировых природных ресурсов

4

4. География населения мира

6

5. Мировое хозяйство

Современные особенности развития мирового хозяйства

2

География отраслей первичной сферы мирового хозяйства

4

География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства

6

География отраслей третичной сферы мирового хозяйства

4

Обобщение и контроль 1 раздела

2

6. Регионы мира.

География населения и хозяйства Зарубежной Европы

6

 

География населения и хозяйства Зарубежной Азии

8

 

География населения и хозяйства Африки

2

 

География населения и хозяйства Северной Америки

4

 

География населения и хозяйства Латинской Америки

 

6

 

География населения и хозяйства Австралии и Океании

2

 

7. Россия в современном мире

6

 

8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

6

 

9. Обобщение и итоговый контроль

2

 

Итого

78

 

Внеаудиторная самостоятельная работа

 

Работа с географическими картами различной тематики, проработка опорного конспекта, работа с материалом учебника,   составление   сообщений  или презентаций, составление систематизирующих таблиц.

 

37

 

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

 

Всего

115

 


ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ

Содержание обучения

 

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)

 

Введение. 1. Источники географической информации

Объяснение междисциплинарных связей географии. Название традиционных и новых источников географиче­ской информации. Демонстрация роли Интернета и геоинформационных си­стем в изучении географии, знакомство с методическим аппаратом учебника и картами атласа.

 

2. Политическое  устройство мира

Умение показывать на карте различные страны мира. Умение приводить примеры и характеризовать современ­ные межгосударственные конфликты в различных регио­нах мира.

Выделение стран с республиканской и монархической формами правления, унитарным и федеративным типами государственного устройства в различных регионах мира. Объяснение различий развитых и развивающихся стран по уровню их социально-экономического развития. Умение приводить примеры и характеризовать различные типы стран по уровню социально-экономического развития.

 

3. География мировых природных ресурсов

Объяснение основных направлений экологизации хозяй­ственной деятельности человека. Выделение различных типов природопользования. Определение обеспеченности различными видами природ­ных ресурсов отдельных регионов и стран мира. Умение показывать на карте основные мировые районы добычи различных видов минеральных ресурсов. Умение называть основные направления использования ресурсов Мирового океана.

 

4. География населения мира

 

Умение называть мировую десятку стран с наибольшей численностью населения. Выделение различных типов воспроизводства населения и приведение примеров стран, для которых они характерны. Умение называть основные показатели качества жизни населения. Умение приводить примеры стран с однородным и наи­более разнородным расовым, этническим и религиозным составом населения. Умение приводить примеры стран с наибольшей и наи­меньшей средней плотностью населения. Объяснение основных направлений и причин современ­ных международных миграций населения. Умение приводить примеры стран с наибольшей и наи­меньшей долей городского населения. Умение показывать на карте мировые «сверхгорода» и мегалополисы.

 

5. Мировое хозяйство

Современные особенности развития мирового хозяйства

Умение давать определение понятий «международное географическое разделение труда», «международная спе­циализация» и «международное кооперирование». Выделение характерных черт современной научно-технической революции. Умение называть ведущие мировые и региональные эко­номические интеграционные группировки. Умение приводить примеры отраслей различных сфер хо­зяйственной деятельности. Умение называть наиболее передовые и наиболее отсталые страны мира по уровню их экономического развития.

 

 

География отраслей первич­ной сферы мирового хозяйства

 

Выделение характерных черт «зеленой революции». Умение приводить примеры стран, являющихся ведущи­ми мировыми производителями различных видов продук­ции растениеводства и животноводства. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировы­ми производителями различных видов минерального сырья. Умение показывать на карте и характеризовать основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы мира.

 

География отраслей вторич­ной сферы мирового хозяйства

Умение приводить примеры стран, основная часть элек­троэнергии в которых производится на тепловых, гидрав­лических и атомных электростанциях. Умение называть страны, являющиеся ведущими миро­выми производителями черных и цветных металлов.

Выделение стран с наиболее высоким уровнем развития машиностроения. Умение называть страны, являющиеся ведущими миро­выми производителями автомобилей, морских невоенных судов, серной кислоты, пластмасс, химических волокон, синтетического каучука, пиломатериалов, бумаги и тканей.

 

География отраслей третич­ной сферы мирового хозяйства

Умение объяснять роль различных видов транспорта при перевозке грузов и пассажиров. Умение приводить примеры стран, обладающих наиболь­шей протяженностью и плотностью сети железных и авто­мобильных дорог. Умение называть крупнейшие мировые торговые порты и аэропорты, объяснять их распределение по регионам и странам мира. Умение показывать на карте и характеризовать основные районы международного туризма. Умение объяснять местоположение ведущих мировых центров биржевой деятельности. Умение называть страны с наибольшими объемами внеш­ней торговли товарами.

 

6. Регионы мира

География населения и хозяйства Зарубежной Европы

Умение показывать на карте различные страны Зарубеж­ной Европы. Сопоставление стран Зарубежной Европы по площади тер­ритории, численности населения и уровню экономическо­го развития. Умение приводить примеры стран Зарубежной Европы, наиболее хорошо обеспеченных различными видами при­родных ресурсов. Умение называть страны Зарубежной Европы с наиболь­шими и наименьшими значениями естественного приро­ста населения, средней плотности населения и доли город­ского населения. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные промышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Европы. Умение объяснять особенности территориальной структу­ры хозяйства Германии и Великобритании.

 

География населения и хозяйства Зарубежной Азии

Умение показывать на карте различные страны Зарубеж­ной Азии. Сопоставление стран Зарубежной Азии по площади терри­тории, численности населения и уровню экономического развития. Умение определять ресурсообеспеченность различных стран Зарубежной Азии. Умение называть страны Зарубежной Азии с наибольши­ми и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городско­го населения. Умение приводить примеры стран Зарубежной Азии с однородным и разнородным этническим и религиозным составом населения. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные горнопромыш­ленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Азии. Умение объяснять особенности территориальной структу­ры хозяйства Японии, Китая и Индии.

 

География населения и хозяйства Африки

Умение показывать на карте различные страны Африки. Умение называть страны Африки, обладающие наиболь­шей площадью территории и численностью населения. Умение объяснять причины экономической отсталости стран Африки. Умение показывать на карте и характеризовать крупней­шие города, основные горнопромышленные и сельскохо­зяйственные районы Африки

 

География населения и хозяйства Северной Америки

Умение объяснять природные, исторические и экономиче­ские особенности развития Северной Америки. Выделение отраслей международной специализации Ка­нады, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопро­мышленные и сельскохозяйственные районы. Умение объяснять особенности расово-этнического соста­ва и размещения населения США. Умение показывать на карте и характеризовать крупней­шие городские агломерации, мегалополисы, основные промышленные и сельскохозяйственные районы США.

 

География населения и хозяйства Латинской Америки

Умение показывать на карте различные страны Латин­ской Америки. Сопоставление стран Латинской Америки по площади территории, численности населения и уровню экономиче­ского развития. Выделение стран Латинской Америки, наиболее обеспе­ченных различными видами природных ресурсов. Умение приводить примеры стран Латинской Америки с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения. Сопоставление стран Латинской Америки по расовому со­ставу населения. Умение объяснять особенности урбанизации стран Латин­ской Америки. Умение показывать на карте и характеризовать крупней­шие промышленные центры, основные горнопромышлен­ные и сельскохозяйственные районы Латинской Амери­ки. Выделение отраслей международной специализации в Бразилии и Мексике.

 

География населения и хозяйства Австралии и Океании

Умение объяснять природные и исторические особенности развития Австралии и Океании. Выделение отраслей международной специализации Ав­стралии, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горно­промышленные и сельскохозяйственные районы.

 

7. Россия в современном мире

Умение объяснять современные особенности экономико-географического положения России. Выделение основных товарных статей экспорта и импорта России. Умение называть ведущих внешнеторговых партнеров России.

 

8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

Выделение глобальных проблем человечества. Умение приводить примеры проявления сырьевой, энер­гетической, демографической, продовольственной и эко­логической проблем человечества, предлагать возможные пути их решения.

 

 

Тематический план внеаудиторной  работы

№ темы

Занятия

 

Наименование разделов и тем

Кол –во

часов

Количество часов самостоятельной работы

в часах

Формы работы

1

Введение

1

 

 

1 раздел

Общая экономико-географическая характеристика мира

36

16

 

I тема

 

Источники географической информации

4

1

 

1-2

Источники географической информации

2

          0,5

проработка конспекта

 

3-4

Источники географической информации

2

          0,5

проработка конспекта

 

II тема

 

Политическая карта мира

4

2

 

5

 

Политическая карта мира, типология стран мира

 

1

0,5

Изучение номенклатуры карты. Проработка конспекта.

6-7

Типология стран мира

2

1

Проработка материала учебника гл.1, проработка конспекта.

8

Политико-географическое положение страны.

1

0,5

Письменная характеристика ПГП страны мира (по выбору студента) по плану.

III тема

 

География мировых природных ресурсов

4

2

 

9

Взаимодействие человеческого общества и природной среды .  Природопользование.

1

0,5

Проработка материала учебника гл.2, проработка конспекта.

10-11

Природные ресурсы: виды и особенности размещения.

2

1

Проработка материала учебника гл.2,работа по картам атласа.

12

Ресурсообеспеченность,

1

0,5

 

Практическая работа  «Оценка  ресурсообеспеченности  страны».

IV тема

География населения мира

6

        3

 

13

Численность и воспроизводство населения мира. Географические различия.

1

0,5

Проработка материала учебника гл. 3 Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в странах и регионах мира. 

14-15

Структура населения

2

1

Проработка материала учебника гл. 3,  проработка конспекта.  Сравнение структуры населения  стран (по выбору).

16

Размещение населения. Миграции.

1

0,5

Проработка материала учебника гл. 3. Изучение направлений миграций в современном мире (составление схемы).

17-18

Урбанизация. Влияние населения на окружающую среду.

2

1

Письменная характеристика населения страны мира (по выбору студента) по плану.

V тема

География мирового хозяйства

16

8

 

19-20

Этапы становления и развития мирового хозяйства. Современные особенности развития мирового хозяйства

2

1

Проработка материала учебника гл. 4. Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства.

21-22

Отрасли первичной сферы.

2

1

Проработка материала учебника  гл. 5.  Доделать систематизирующую таблицу.

23-24

Отрасли первичной сферы

2

1

Проработка материала учебника гл.5. Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира.

25-26-27

Отрасли вторичной сферы

3

1,5

Проработка материала учебника гл.6 . Доделать систематизирующую таблицу.

28-29-30

Отрасли вторичной сферы

3

1,5

Проработка материала учебника гл.6 . Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира.

31-32

Отрасли третичной сферы

2

1

гл.7 проработка конспекта.  Доделать систематизирующую таблицу. Определение основных направлений международной торговли.

33-34

Отрасли третичной сферы

2

1

Проработка материала учебника гл.7, Характеристика хозяйства страны мира ( по выбору).

35-36

Обобщение и контроль 1 Раздела

2

1

Подготовиться к контрольной работе по пройденным  темам.

2 раздел

 

Региональная характеристика мира

 

30

15

 

VI тема

 

Общая экономико-географическая характеристика  региона  Зарубежной Европы.

6

3

 

37-38

Общая экономико-географическая характеристика  региона  Зарубежной Европы.

2

1

Проработка материала учебника гл.  8 Составление комплексной экономико-географической характеристики  региона.

39-40

Ведущие страны Европы. Германия.

2

1

Подготовка презентации о странах Зарубежной Европы.  Составление комплексной экономико-географической характеристики страны.

41-42

Ведущие страны Европы Великобритания.

2

1

Подготовка сообщений и презентаций  о странах  Европы  ( по выбору).

VIIтема

Общая экономико-географическая характеристика  региона Зарубежной Азии.

8

3,5

 

43-44

Общая экономико-географическая характеристика  региона Зарубежная Азия.

2

1

Проработка материала учебника гл.9.    Составление комплексной экономико-географической характеристики  региона.

45-46

Ведущие страны региона Зарубежная Азия.

2

1

Проработка материала учебника гл.9. Подготовка презентации о странах. Составление комплексной экономико-географической характеристики страны.

47-48

Ведущие страны региона Зарубежная Азия.

2

1

Подготовка сообщений и презентаций  о странах  Азии (по выбору).

49-50

Ведущие страны региона Зарубежная Азия.

2

1

Подготовка сообщений и презентаций  о странах  Азии (по выбору).

VIII

тема

 

Общая экономико-геогра-фическая характеристика  региона Африки

2

1

 

51-52

Общая экономико-географическая характеристика  региона Африки

2

1

Проработка материала учебника гл.10. Проработка конспекта. Составление комплексной экономико-географической характеристики  региона.

IX тема

 

Общая экономико-географическая характеристика  региона  Северная Америка.

4

2

 

53-54

Общая экономико-географическая характеристика  региона  Северная Америка.

2

1

 Проработка материала учебника гл.11. Проработка конспекта. Составление комплексной экономико-географической характеристики  региона.

55-56

Общая экономико-географическая характеристика  США.

2

1

Проработка материала учебника гл.11, Составление комплексной экономико-географической характеристики страны.

Х тема

 

Общая экономико-географическая  характеристика  региона Латинская Америка.

6

2,5

 

57-58

Общая экономико-географическая  характеристика  региона Латинская Америка.

2

1

Проработка материала учебника гл.12. Составление комплексной экономико-географической характеристики  региона.

59-60

Ведущие страны региона Латинская Америка. Бразилия.

2

0,5

Проработка материала учебника гл.12. Подготовка сообщений и презентаций  о странах региона.

61-62

Ведущие страны региона Латинская Америка.

2

1

Проработка материала учебника гл.12. Подготовка сообщений и презентаций  о странах региона.

 

XI

Общая экономико-географическая характеристика  региона  Австралии и Океании

2

1

 

63-64

Общая экономико-географическая характеристика  региона  Австралии и Океании

2

1

Проработка материала учебника гл.13. Составление комплексной экономико-географической характеристики  региона.

XIIтема

 

Общая экономико-географическая  характеристика России в современном мире.

6

3

 

65-66

Географическое, геополитическое  положение России.

2

1

Проработка материала учебника гл.14. Оценка современного геополитического и геоэкономического положения России.

67-68

Россия в мировом хозяйстве и международном разделении труда.

2

        1

Проработка материала учебника гл.14. Определение роли России в международном географическом разделении труда и производстве важнейшей мировой  продукции.

 

69-70

 

Роль России в МГРТ, участие в решении международных проблем в современном мире.

2

1

Подготовка сообщений о современных политических и экономических событиях в мире, о роли России в решении мировых вопросов.

3 раздел

Глобальные проблемы человечества.

6

3

 

71-72

 Глобальные проблемы человечества.

2

1

Проработка конспекта, выявления регионов с неблагоприятной  экологической ситуацией по картам.

73-74

 

Глобальные проблемы человечества.

2

1

Проработка материала учебника гл. 15.  Подготовить сообщения и презентации о глобальных проблемах человечества.

75-76

Прогнозы, гипотезы,  стратегия устойчивого развития

2

1

Проработка конспекта.  Выявление и оценка важнейших международных событий и ситуаций, связанных с глобальными проблемами человечества.

77

Обобщение и повторение курса

1

1

Подготовка к итоговой  работе.

78

Дифференцированный зачет

1

Итого

      78

        37


 

 

Рекомендованная  литература

1.     География Учебник  для учреждений  НПО и СПО. Е. В. Баранчиков – М., «Академия» 2013

2.     Экономическая и социальная география мира. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Максаковский.  – М., 2012

3.     Баранчиков Е.В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебно-методический комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

4.     Баранчиков Е.В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Дидактические материалы: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

5.     Баранчиков Е.В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Контрольные задания: учебное пособие студ. учреждений сред, проф. образования. — М., 2014.

6.     Баранчиков Е.В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

 

      Электронная библиотечная система ZNANIUM.COM.

 


Для преподавателей

1.     Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.     Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получе­ния среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

3.     География: журнал. — М.: Издательский дом «Первое сентября».

4.     География в школе: научно-методический журнал. — М.: Издательство «Школьная прес­са».

 

интернет-ресурсы

1.     www. wikipedia. org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энцикло­педии).

2.     www.faostat3.fao.org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН (ФАО).

3.     www.minerals.usgs.gov/minerals/pubs/county (сайт Геологической службы США).

4.     www.school-collection.edu.ru («Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»).


Средства обучения

1.     Комплект аудиторный географических атласов

2.     Политическая географическая карта мира

3.     Комплект опорных конспектов по темам: «Современная политическая карта мира», «География мировых природных ресурсов», «География населения мира»  «Зарубежная Европа»

4.     Комплект дидактических заданий в виде минитестов и вопросов на карточках для  текущего контроля

5.     Комплект  заданий   контрольных работ для тематического и рубежного контроля по темам: «Современная политическая карта мира», «Население мира», «География мировых природных ресурсов», «Зарубежная Европа», «Зарубежная Азия, Австралия и Африка», «США и Канада»,  «Региональный раздел и глобальные проблемы человечества»

6.     Инструктивные материалы для практических и самостоятельных  работ.

7.     Комплект презентаций о странах мира.

8.     Комплект докладов о странах мира.

9.     Комплект презентаций о глобальных  проблемах человечества.

10. Комплект докладов о глобальных  проблемах человечества


 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины география для специальности 40

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины география для специальности 40

Автор: Халтурина Р.А.

Автор: Халтурина Р.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Общеобразовательная учебная дисциплина «География» изучается в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Общеобразовательная учебная дисциплина «География» изучается в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ»

Практико-ориентированные задания, выполнение творческих заданий и подготовка докладолв и презентаций являются неотъемлемой частью образовательного процесса

Практико-ориентированные задания, выполнение творческих заданий и подготовка докладолв и презентаций являются неотъемлемой частью образовательного процесса

−критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критич- ной оценки получаемой информации; − креативность мышления, инициативность и находчивость; • метапредметных : − владение навыками познавательной,…

−критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критич- ной оценки получаемой информации; − креативность мышления, инициативность и находчивость; • метапредметных : − владение навыками познавательной,…

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Типология стран по уровню социально-экономического развития

Типология стран по уровню социально-экономического развития

Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира

Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира

Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира

Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира

Отрасли международной специализации

Отрасли международной специализации

Выявление и оценка важнейших международных событий и ситуаций , связанных с глобальными проблемами человечества

Выявление и оценка важнейших международных событий и ситуаций , связанных с глобальными проблемами человечества

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «География» в пределах освоения

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «География» в пределах освоения

Регионы мира. География населения и хозяйства

Регионы мира. География населения и хозяйства

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ

Умение приводить примеры стран с однородным и наи­ более разнородным расовым, этническим и религиозным составом населения

Умение приводить примеры стран с однородным и наи­ более разнородным расовым, этническим и религиозным составом населения

География отраслей третич­ ной сферы мирового хозяйства

География отраслей третич­ ной сферы мирового хозяйства

Зарубежной Азии с однородным и разнородным этническим и религиозным составом населения

Зарубежной Азии с однородным и разнородным этническим и религиозным составом населения

Латинской Амери­ ки. Выделение отраслей международной специализации в

Латинской Амери­ ки. Выделение отраслей международной специализации в

Источники географической информации2 0,5проработка конспекта

Источники географической информации2 0,5проработка конспекта

Географические различия. 1 0,5

Географические различия. 1 0,5

Отрасли первичной сферы.21Проработка материала учебника гл

Отрасли первичной сферы.21Проработка материала учебника гл

Региональная характеристика мира 3015

Региональная характеристика мира 3015

Ведущие страны региона Зарубежная

Ведущие страны региона Зарубежная

Общая экономико-географическая характеристика региона

Общая экономико-географическая характеристика региона

Ведущие страны региона Латинская

Ведущие страны региона Латинская

Роль России в МГРТ, участие в решении международных проблем в современном мире

Роль России в МГРТ, участие в решении международных проблем в современном мире

Дифференцированный зачет 1

Дифференцированный зачет 1

Рекомендованная литература 1

Рекомендованная литература 1

Для преподавателей 1. Федеральный закон от 29

Для преподавателей 1. Федеральный закон от 29

Средства обучения 1. Комплект аудиторный географических атласов 2

Средства обучения 1. Комплект аудиторный географических атласов 2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2017