Рабочая программа (3 класс, окружающий мир)
Оценка 5

Рабочая программа (3 класс, окружающий мир)

Оценка 5
Образовательные программы
docx
окружающий мир
3 кл
16.01.2017
Рабочая программа  (3 класс, окружающий мир)
Адаптированная рабочая программа разработана «Окружающему миру» Закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в дейсвующей редакции); - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009года), Программа определяет ряд предметных и коррекционное – развивающих задач, решение которых направлено на достижение основных предметных и метапредметных результатов начального образования.Рабочая программа по ОМ
окружающий мир.docx
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21» Изобильненского муниципального района Ставропольского края Рассмотрено на заседании МО Руководитель МО ___________/Ж.В Ноздрачева /                                  ФИО Протокол № ____ от  «___»___________2016г. «Согласовано» Заместитель руководителя по  УВР МКОУ «СОШ №  21» ____________/В.В. Башурова /                                            ФИО «___»____________2016 г. «Утверждаю» Руководитель МКОУ «СОШ №  21» ____________/ Т. Н. Колотухина /                                            ФИО Приказ № _____ от «___»___________2016 г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по предмету:  «ОКРУЖАЮЩИЙ  МИР» УМК «Школа России» учащейся 3 класса Дорошевой Лидии Учитель начальных  классов:                                                               Щербакова А.С. 2016­ 2017 уч.г. РАЗДЕЛ  . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Ι - образования (2009года),  Рабочая программа по «Окружающему миру» Закона Российской Федерации "Об  образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273­ФЗ (в дейсвующей редакции); -   Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего -   приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014   г.   №   253   «Об   утверждении   федерального   перечня   учебников,   рекомендуемых   к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;  СанПиНа 2.4.2.2821­10 "Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993); -   Основной   образовательной   программы   основного   общего   образования  МКОУ «СОШ № 21» ИМРСК; - Положения о рабочей программе педагога; - Примерной программы начального общего образования по окружающему миру и   1­4  «Окружающий   мир. программы   общеобразовательных   учреждений   автора класс»(учебно – методический комплект «Школа Россиии». Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические   знания   и   даёт   обучающемуся   материал   естественных   и   социально­ гуманитарных   наук,   необходимы   для   целостного   и   системного   видения   мира   в   его важнейших взаимосвязях. Исходя из особенностей обучающихся, их психофизического развития, индивидуальных потребностей   составлена   рабочая   программа  по   Окружающему   миру»,  целью  которой является: — формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства   рационально­научного   познания   и   эмоционально­ценностного   осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой.    Программа определяет ряд предметных и коррекционное – развивающих  задач, решение   которых   направлено   на   достижение   основных   предметных   и   метапредметных результатов  начального образования: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2)   осознание   ребёнком   ценности,   целостности   и   многообразия   окружающего   мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4)   формирование   психологической   культуры   и   компетенции   для   обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме; 5) создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить в образовательном учреждении  полноценную интеграцию и личностную самореализацию детей с ЗПР; 6) усиление работы по формированию культурного и безопасного образа жизни  учащихся для сохранения и укрепления их психического и физического здоровья. Место курса в учебном плане Место учебного предмета в учебном плане Согласно   базисному   (образовательному)   плану   образовательных   учреждений   РФ   на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется в 3 классе 68ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА В  3 КЛАССЕ. Изучение   курса   «Окружающий   мир»   играет   значительную   роль   в   достижении метапредметных результатов начального образования. У   третьеклассника   продолжают   формироваться   регулятивные,   познавательные   и   ком­ муникативные универсальные учебные действия. Регулятивные УУД: ­   Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. ­   Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. ­   Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. ­     Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. ­     В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: ­       Ориентироваться   в   своей   системе   знаний:   самостоятельно   предполагать,   какая   ин­ формация нужна для решения учебной задачи в один шаг. ­       Отбирать   необходимые   для   решения   учебной   задачи   источники   информации   среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. ­       Добывать   новые   знания:   извлекать   информацию,   представленную   в   разных   формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). ­   Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. ­   Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. ­     Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять лростой план учебно­научного текста. ­    Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. ­     Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познава­ тельного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказа­ тельно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них су­ щественные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; состав­ лять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основы­ ваясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информаци­ ей из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, Коммуникативные УУД: ­   Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменно." речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. ­      Донести   свою   позицию   до   других:  высказывать  свою   точку   зрения   и   пытаться   ее обосновать, приводя аргументы. ­   Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. ­       Читать   вслух   и   про   себя   тексты   учебников   и   при   этом:   вести   «диалог   с   автором (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять се­ бя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план. ­      Договариваться   с  людьми:   выполняя  различные   роли   в  группе,   сотрудничать   в  со­ вместном решении проблемы (задачи). ­   Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения: 1)   понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2)     уважительно   относиться   к   России,   родному   краю,   своей   семье,   истории,   культуре природе нашей страны, её современной жизни; 3)     осознавать   целостность   окружающего   мира,   осваивать   основы   экологической   гра­ мотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4)     осваивать   доступные   способы   изучения   природы   и   общества   (наблюдение,   запись измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) устанавливать и выявлять причинно­следственные связи в окружающем мире. У третьеклассника продолжится формирование ИКТ­компетентности: оценивать   потребность   в   дополнительной   информации   для   решения   учебных   задач   и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её по­ лучения; критически относиться к информации и к выбору источника информации. Срок реализации данной программы ­ 1 год. Она рассчитана на учащихся 3 класса «СОШ № 21» ИМРСК. На   уроках   используются   элементы   следующих   технологий:   личностно ориентированное   обучение,   проектно­исследовательское   обучение,   ИКТ.   Для   развития устойчивого интереса к учебному процессу на уроках окружающего мира используются электронные образовательные ресурсы.  Учебный план МКОУ «СОШ № 21» ИМРСК отводит на изучение окружающего мира в 3  классе по 2 урока в неделю, что составляет 68 часов в учебный год. Раздел  . ΙΙ Содержание учебного курса. Содержание  программы  Для достижения планируемых результатов  при обучении учащихся с ЗПР  содержание учебного материала скорректировано по разделам:  № Наименование разделов и тем Всего часов 1 2 3 4 5 6 Как устроен мир (6 ч) Эта удивительная природа(18 ч)   Мы и наше здоровье (10 ч) Наша безопасность (7 ч) Чему учит экономика         (12 ч) Путешествие по городам и странам      (15 ч) Итого Всего часов 7 19 10 8 12 13 68 Содержание   программы   носит   обучающий,   развивающий   и   коррекционный   характер. Основной формой организации учебно – воспитательного процесса курса  « Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки – экскурсии, уроки – практические занятия, проекты, уроки с демонстрацией объектов или их изображений. Содержание начального общего образования по учебному предмету 3 класс 68 ч Как устроен мир (7 ч) Природа,   ее   разнообразие.   Растения,   животные,   грибы,   бактерии   –   царства   живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей. Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира. Общество.   Семья,   народ,  государство   –  части   общества.   Человек   –   часть  общества. Человечество. Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома   человечества.   Воздействие   людей   на   природу   (отрицательное   и   положительное). Меры по охране природы. Экскурсия: Что нас окружает? Проект: «Богатства, отданные людям» Эта удивительная природа (19 ч) Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух,   его  состав  и   свойства.  Значение  воздуха  для   живых  организмов.   Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту. Разрушение   твердых   пород   в   природе.   Почва,   ее   состав.   Живые   существа   почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для   живых   организмов.   Разрушение   почвы   в   результате   непродуманной   хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы. Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие расте­ ний. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений. Животные,   их   разнообразие.   Группы   животных   (насекомые,       рыбы,       земноводные, пресмыкающиеся,   птицы,   звери и др.) Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных. Грибы,   их   разнообразие   и   строение   (на   примере   шляпочных   грибов).   Роль   грибов   в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов. Представление   о   круговороте   жизни   и   его   звеньях   (организмы­производители, организмы­потребители, организмы­разрушители). Роль почвы в круговороте жизни. Экскурсии: Разнообразие растений. Разнообразие животных. Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений. Мы и наше здоровье (10 ч) Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании. Опорно­двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Закаливание   воздухом,   водой,   солнцем.   Инфекционные   болезни   и   способы   их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья. Практические   работы:  Знакомство   с   внешним   строением   кожи.   Подсчет   ударов пульса. Наша безопасность (8 ч) Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие,  запрещающие,  предписывающие,  информационно­указательные,  знаки сервиса. Опасные   места   в   квартире,   доме   и   его   окрестностях:   балкон,   подоконник,   лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице,   водоеме   –   источник   опасности.   Правила   поведения   в   опасных   местах.   Гроза   – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы. Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая   безопасность.   Как   защититься   от   загрязненного   воздуха   и   от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества. Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы. Чему учит экономика (12 ч) Потребности  людей.   Какие  потребности  удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Природные   богатства   –   основа   экономики.   Капитал   и   труд,   их   значение   для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей. Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промыш­ ленность, пищевая промышленность и др. Роль   денег   в   экономике.   Денежные   единицы   разных   стран   (рубль,   доллар,   евро). Заработная плата. Государственный   бюджет.   Доходы   и   расходы   бюджета.   Налоги.   На   что   государство тратит деньги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке. Практические   работы:  Полезные   ископаемые.   Знакомство   с   культурными растениями. Знакомство с различными монетами. Путешествие по городам и странам (13 ч) Города   Золотого   кольца   России   –   слава   и   гордость   всей   страны.   Их   прошлое   и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи. Страны   зарубежной   Европы,   их   многообразие,   расположение   на   карте,   столицы,   экономики,   основные   достопримечательности,   культуры, особенности   природы, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж­Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.). Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека. Проект «Музей путешествий». Раздел  . Требования к уровню подготовки учащихся по курсу ΙΙΙ «Окружающий мир» к концу третьего года обучения ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В результате изучения окружающего мира третьеклассники научатся: ­   определять место человека в мире; ­   распознавать тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы; ­   называть основные свойства воздуха и воды; ­   объяснять круговорот воды в природе; ­   определять основные группы живого (растений, животные, грибы, бактерии); группы  растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных  (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и  несъедобные грибы. ­   устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы  (между растениями и животными, между различными животными); ­   устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для  человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране  природы, правила личного поведения в природе); ­   характеризовать системы органов человека (их части и назначение); правилам гигиены;  основам здорового образа жизни; ­   правилам безопасного поведения в быту и на улице, ­     распознавать основные дорожные знаки; ­   правилам противопожарной безопасности, основам экологической безопасности'  называть потребности людей, товары и услуги; ­   определять роль природных богатств в экономике, роль денег в экономике; узнают  основы семейного бюджета. Третьеклассники получат возможность научиться: ­   распознавать природные объекты с помощью атласа­определлтеля; различать наиболее  распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные  грибы; ­   проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты; ­   объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой  и человеком; ­   выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость;  выполнять посильную работу по охране природы; ­   выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при  небольших повреждениях кожи; правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки  воды; ­   владеть элементарными приемами чтения карты; ­   приводить примеры городов России, стран ­ соседей России, стран зарубежной Европы и  их столиц. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Основная цель контроля по окружающему миру ­ проверка знания фактов учебного  материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения  приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Особенности организации контроля по окружающему миру Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окру­ жающий   мир»,   оказывает   влияние   на   содержание   и   формы   контроля.   Основная   цель контроля ­ проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы,   высказывать   обобщенные   суждения,   приводить   примеры   из   дополнительных источников, применять комплексные знания. Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются   индивидуальная   и   фронтальная   устные   проверки,   различные   письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Фронтальный опрос  проводится как беседа­полилог, в котором участвуют учащиеся всего   класса.   Учитель   подготавливает   серию   вопросов   по   конкретной   теме   курса,   на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость   подбора   таких   вопросов,   которые   проверяют   не   только   знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение   сопоставить   факты,   выбрать   альтернативу,   сравнить,   проанализировать,   найти причину явления и т.п. Индивидуальный   устный   опрос  также   имеет   свои   специфические   особенности   на уроках   по   предметам   данной   образовательной   области.   Можно   выделить   следующие формы индивидуального опроса: рассказ­описание и рассказ­рассуждение. Рассказ­описание.   Ученик   дает   последовательное,   логическое   описание   объекта   или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных   признаков   объекта,   логичность   изложения,   передача   своего   отношения   к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от   текста   учебника,   не   повторить   его   дословно,   а   высказать   мысль   своими   словами, привести   собственные   примеры   из   жизненного   опыта.   Особо   отмечается   использование дополнительной   литературы   и   иллюстрированного   материала,   самостоятельно выполненных рисунков и схем. Рассказ­рассуждение   проверяет   умение   учащегося   самостоятельно   обобщить полученные   знания,   правильно   установить   причинно­следственные,   пространственные   и временные   связи,   использовать   приобретенные   знания   в   нестандартной   ситуации   с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня   развития   школьника,   сформированности   логического   мышления,   воображения, связной речи­рассуждения. При   письменной   проверке   знаний   по   предметам   естественно­научного   и обществоведческого  направления  используются  также   контрольные   работы,  которые   не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому  тестовые задания  по нескольким   вариантам   на   поиск   ошибки,   выбор   ответа,   продолжение   или   исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками­ заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит   проверить   и   учесть   в   дальнейшей   работе   индивидуальный   темп   продвижения детей. Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем   мире   являются  графические   работы.  Здесь   учитель   проверяет осмысленность   имеющихся   у   школьника   знаний,   умение   передать   мысль   не   словом,   а образом, моделью, рисунком­схемой. Специфической   формой   контроля,   сочетающей   в   себе   элементы   как   устного,   так   и письменного   опроса,   является   работа   с   приборами,   лабораторным   оборудованием, моделями.   Эта   форма   контроля   используется   в   основном   на   уроках,   формирующих естественно­научные   представления   детей.   Основная   цель   этих   проверочных   работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки: – неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной; – нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной; неправильное   раскрытие   (в   рассказе­рассуждении)   причины,   закономерности, условия протекания того или иного изученного явления; ошибки   в   сравнении   объектов,   их   классификации   на   группы   по   существенным – – – признакам; незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение; – отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом; – ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату; – неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изу­ ченных объектов (природоведческих и исторических). Недочеты: – – преобладание при описании объекта несущественных его признаков; неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей; – отдельные   нарушения   последовательности   операций   при   проведении   опыта,   не приводящие к неправильному результату; – неточности     в   определении     назначения   прибора,   его   применение   осуществляется после наводящих вопросов; – неточности при нахождении объекта на карте. Характеристика цифровой оценки (отметки) «5»   («отлично»)  –   уровень   выполнения   требований   значительно   выше удовлетворительного:   отсутствие   ошибок   как   по   текущему,   так   и   по   предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения. «4»   («хорошо»)  –   уровень   выполнения   требований   выше   удовлетворительного: использование   дополнительного   материала,   полнота   и   логичность   раскрытия   вопроса; самостоятельность   суждений,   отражение   своего   отношения   к   предмету   обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала. «3»   («удовлетворительно»)  –   достаточный   минимальный   уровень   выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному   учебному   материалу;   отдельные   нарушения   логики   изложения   материала; неполнота раскрытия вопроса. «2» («плохо»)  – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов   по   пройденному   материалу;   нарушение   логики;   неполнота,   нераскрытость обсуждаемого   вопроса,   отсутствие   аргументации   либо   ошибочность   ее   основных положений. Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)   Словесная   оценка   есть   краткая   характеристика   результатов   учебного   труда школьников.   Эта   форма   оценочного   суждения   позволяет   раскрыть   перед   учеником динамику   результатов   его   учебной   деятельности,   проанализировать   его   возможности   и прилежание.   Особенностью   словесной   оценки   являются   ее   содержательность,   анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося. Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу  работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок. Раздел IV. Список учебно­методической литературы. Учебно­методические комплекты по «Окружающему миру» для 3  класса  (программы, учебники, рабочие тетради). · Примерная   программа   начального   общего   образования   по   окружающему миру. · Плешаков А.А, Мир вокруг нас. Учебник. 3  класс, М.: Просвещение, 2012. · Плешаков А.А, Крючкова Е.А. Окружающий мир, Рабочая тетрадь. 3 класс, М., Просвещение, 2012. · Черноиванова Н.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»,3 класс, В.: «Учитель», 2012. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас­определитель, М.: Просвещение, 2009. «Согласовано» заместитель директора по УВР ______________ /В.В. Башурова/ «___» __________ 2016 года КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Класс   3 Учитель:  Щербакова Анжелика Станиславовна Количество часов:  всего 68 часа;   в неделю 2 час; Планирование составлено на основе адаптированной рабочей программы  по окружающему миру  пр № ___ от ___ августа 2016 года МКОУ «СОШ № 21» ИМРСК Тема урока  Решаемые проблемы Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) Понятия Предметные результаты Универсально учебные действия (УУД) кол­во часов Дата № 1. Природа. Ценность природы   для людей. Урок   введения в новую тему.   Живая   и неживая природа. Биология­наука о живой природе. Ценность природы   для людей.      Проблема:  что   такое природа? Цели:  познакомить   с разнообразием природы и   ее   классификацией; научить разделять объекты   живой   и неживой   природы; формировать представления о взаимосвязи   в   природе и ценности природы для людей.   Научатся ­отличать   предметы живой   природы   от неживой природы; ­классифицировать объекты природы; ­находить взаимосвязи природе. живой в     2. Человек.  Урок Проблема:  какое Человек   –   часть Научатся   отличать   Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу. Познавательные:  умение распознавать   объекты,   выделяя существенные признаки; раскрывать   ценность   природы для   человека   и   необходимость бережного отношения к ней. Коммуникативные: умение   работать   в   парах, координировать   и   принимать различные во взаимодействии,   формировать собственное мнение и позицию. позиции     1 1 изучения нового материала. 3. Проект «Богатства, отданные людям». Урок­проект. 4.  Общество. Урок   изучения нового материала.         в место   человека   в природе? Цели:  научить находить сходство человека   и   живых существ   и   отличия   его от животных; различать внешность   человека   и его   внутренний   мир; анализировать проявления мира внутреннего человека его   поступках,   внешности, взаимоотношениях   с людьми,   отношении   к природе; оценивать богатство   внутреннего мира человека. Проблема:  что   такое природные   богатства?   Могут они иссякнуть, что необходимо   для   их сбережения? Цели:  распределять обязанности по проекту в   группах;   собирать материал;   подбирать иллюстративный материал, изготавливать недостающие Проблема:  что   такое общество? Цели:  определять научить место учиться ли       природы.   человека   от   других живых существ; оценивать   богатство внутреннего   мира человека. Личностные Ценностное   отношение   к природному   миру   готовность следовать нормам природоохран ного, поведения. здоровьесберегающего     Природные богатства, охрана.   их   Народ. Человечество. Семья. Государство. Мы–граждане   Научатся  ­использовать различные   способы поиска, сбора, обработки,   анализа, организации, передачи   интерпретации информации; ­соблюдать   правила поведения   в   мире природы.   и Научатся определять человека   в   мире; характеризовать семью, народ,     творческого Регулятивные: самостоятельно   планировать свои   действия   при   выполнении проектной деятельности, освоение   способов   решения проблем     и поискового характера. Познавательные:  использование различных  способов поиска (в справочных  источниках и открытом учебном информационном пространстве  сети Интернет), сбора,  обработки, анализа,  организации, передачи и  интерпретации информации. Коммуникативные:  овладение способностью вести  диалог, излагать свое мнение и  1 1 человека   в   мире; характеризовать  семью, народ, государство как части общества; систематизировать знания   детей   о   родной стране; расширить знания детей о странах (государствах), символах   государства, многообразии   народов земли. Проблема:  что   такое экология? Цели:  дать понятие об экологии – как науке о связях   между   живыми существами и окружающей средой; Научить   строить   свое поведение в природе на основе знаний   о взаимосвязях   в   ней   и соответствующей оценке последствий поступков.  Проблема:  сохранить природу?  Цели:  устанавливать и положительное отрицательное   влияние человека   на   природу, называть   причины исчезновения отдельных растений и животных. возможных своих научить видов как           5. 6. такое   Что экология. Комбиниро ванный урок.   в Природа опасности! Урок исследова ние. России.   государство как части общества; сопоставлять   формы правления в государствах мира.     Экология   как наука   о   связях между   живыми существами   и окружающей средой, ее роль в жизни   человека и общества. Экологические связи, разнообразие. их     Охрана природы. Заповедники   и национальные парки.   Научатся ­устанавливать взаимосвязь   между живыми   существами и окружающей средой, взаимодействии человека с природой; ­правилам поведения в природе. Научатся ­устанавливать причинно­ следственные   связи между   поведением их людей, деятельностью   и состоянием окружающей   среды; различать положительное   и     аргументировать свою точку  зрения и оценку событий. Личностные: Осознание  целостности окружающего  мира, освоение основ  экологической грамотности,  элементарных правил  нравственного поведения в мире природы и людей, норм  здоровьесберегающего  поведения в природе и  социальной среде. Регулятивные:  использовать речь   для   регуляции   своего действия. Познавательные: анализировать   текст   и   схемы учебника, анализировать экологические связи, приводить примеры,   моделировать   связи организмов   с   окружающей средой. Коммуникативные:  умение работать парах,   координировать   и   оценивать процесс результат деятельности. Осознание целостности окружающего   мира,   освоение экологической основ   элементарных грамотности, правил   нравственного поведения   в   мире   природы   и людей, норм здоровьесберегающего поведения   в   природной   и социальной среде. и в             1 1 отрицательное влияние   человека   на природу;   сравнивать заповедники и национальные   парки как   виды   особо охраняемых территорий. Научатся   применять свои   знания   на практике. Цели:  проверить   и систематизировать свои знания. Изученные понятия.   Проблема:  что   такое тело, вещество, частица? Цели: научить ­ вещества и частицы, опыты, ­ставить используя лабораторное оборудование.   различать   тела,   Проблема:  какие наиболее вещества   распространены в быту? Цели:  познакомить   с наиболее распространенными   в веществами: быту поваренной солью,     Тела,   вещества, частицы. Естественные   и искусственные тела. жидкие, газообразные вещества.   Твердые, «тела», Научатся ­характеризовать понятия   «вещества», «частицы»; ­различать   тела   и вещества, классифицировать их. Химия­наука   о веществах. Вещества:   соль, крахмал,   сахар, кислота. Наиболее распространенн ые   в   быту   Научатся  ­определять свойства соли, сахара, крахмала, кислоты;  ­   различать   сахар, соль,   крахмал   по характерным признакам. 7 8. 9. Обобщение знаний  по  теме «Как   устроен этот мир». Контрольно­ обобщаю щий урок. Тела, вещества, частицы. Урок  ­исследова ние. Разнообра зие веществ. Урок  ­исследова ние. 1 1 1         и речь Регулятивные:  адекватно использовать для   планирования   и   регуляции своей деятельности; преобразовывать   практическую задачу в познавательную. Познавательные:  ставить   и формулировать проблемы, контролировать   и   оценивать процесс результат деятельности (опыта); передача информации. Коммуникативные:  стоить монологическое   высказывание, аргументировать свою позицию. Регулятивные:    научатся ставить   опыты,   используя лабораторное оборудование.  Познавательные: контролировать   и   оценивать процесс результат овладение деятельности; логическими действиями и 10. Воздух   и   его охрана. Урок   практика. 11. Вода.   Урок практика. вещества – соль, сахар,   крахмал, кислоты. Воздух   –   смесь газов. Источники загрязнения воздуха.   Охрана чистоты воздуха. как Вода   вещество. Значение   воды для   жизни   на Земле.   Свойства воды. сахаром, кислотой, свойствами, ставить опыты.   крахмалом, их   научить   что   вы Проблема:  знаете про воздух? Цели:  научить  ­определять   свойства воздуха;   показать   его значение   для   растений, животных и человека,  ­ставить опыты. Проблема:  знаете про воду? Цели:  научить  ­определять   свойства воды   практическим путём; ­   показать   значение экологически   чистой воды   для   жизни   всего живого на Земле. что   вы   Научатся исследовать с помощью   опытов свойства   воздуха, объяснять их, используя   знания   о частицах.     Научатся   практическим   путем исследовать свойства воды; ­использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы; об ­рассказывать использовании в быту   воды   как растворителя.     – – 1 1       в в свое     сравнения, анализа.  Коммуникативные:  умение работать   в   паре,   вести   диалог,   мнение; излагать осуществлять взаимный контроль совместной деятельности. Личностные:  Формирование целостного   взгляда   на   мир. Развитие   мотивов   учебной деятельности. Регулятивные:  научатся ставить   опыты,   используя лабораторное   оборудование. Познавательные: результаты фиксировать исследования     рабочей тетради;  различать  цель  опыта, ход опыта, вывод; извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; развитие навыков устанавливать причинно­ и следственные в окружающем мире. Коммуникативные:  умение работать в паре и со взрослыми, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; интервьюировать   взрослых   о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе.  Личностные:  Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность   следовать   нормам природоохран выявлять связи 12. Превраще   ния круговорот воды. Урок   практика. и – Проблема:  что   такое круговорот   воды   в природе? Цели:  научить определять разные состояния   воды   и причины   образования облаков   и   выпадении дождя.   Три   состояния воды. Круговорот воды в природе. Использование воды   человеком. Источники загрязнения воды.   Меры   по охране   чистоты воды   и   ее экономному использованию. Почва, ее состав, значение   для живой   природы и для хозяйственной жизни человека.   13. Берегите воду! Урок ­исследова ние. почему Цели:  Проблема:  нужно беречь воду?   научить устанавливать   причины загрязнения   водоемов, бережному и экономному отношению к воде.   14. Что   такое почва. Урок   практика. –   Проблема:  что   такое почва? Цели:  научить состав определять почвы   практическим   формировать путём; представление о значении   плодородия   для   жизни почв растений, об образовании и разрушении   почвы,   об ее охране.       1 1 1   три Научатся    ­различать состояния воды,  ­формулировать   на основе   наблюдения вывод   о   причинах образования   облаков и выпадении дождя; ­моделировать круговорот воды; ­использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы.   устанавливать источники загрязнения водоемов, бережному и экономному отношению к воде.  Научатся     Научатся ­   определять   состав почвы; ­обсуждать   вопрос   о взаимосвязи   живого и неживого в почве; ­характеризовать процессы образования и разрушения   почвы, меры по ее охране.       облаков ного, здоровьесбере гающего поведения. Регулятивные: преобразовывать   практическую задачу в познавательную в ходе учебного эксперимента. Познавательные: формулировать   на   основе наблюдения   вывод   о   причинах образования и выпадении дождя Коммуникативные: проявлять   активность   во взаимодействии   для   решения коммуникативных и познавательных задач: освоение деятельности моделирования. Личностные:  Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность   следовать   нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.     Регулятивные:   преобразовывать   практическую задачу в познавательную в ходе учебного эксперимента. Познавательные:  овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, синтеза, причинно­ установления следственных связей, построения рассуждений. Коммуникативные: 15. Разнообра зие растений. Урок развития умений и навыков.   16. Солнце, растения и мы с вами. Урок   изучения нового материала. 17. Размноже ние   и   развитие растений. Комбиниро ванный урок. какие Проблема:  бывают растения? Цели:  познакомить   с основной классификацией растений,  дать  понятие о   «видах   растений»; научить   определять растения   с   помощью атласа­определителя; воспитывать   бережное отношение к растениям. Проблема:  Как связаны   между   собой Солнце,   растения   и люди? Цели:  рассмотреть связь   солнца,   растений и людей; познакомить, как дышат и питаются растения; показать роль растений в   поддержании   жизни на Земле. Проблема:  размножаются развиваются растения? Цель:  расширить знания   о   жизни дать растений,   о представление размножении и развитии   растений   из семени. как и       1 1 1 Научатся классифицировать растения по группам, приводить   примеры различных видов растений.   Группы растений: водоросли,. Мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Виды растений. Ботаника­наука о растениях.   формирование умения планировать,   контролировать   и оценивать   учебные   действия   в соответствии   с   поставленной задачей   и   условиями   ее реализации. Личностные:  Формирование целостного   взгляда   на   мир. Развитие   мотивов   учебной деятельности.     и Регулятивные:    составлять план   и   последовательность действий; использовать знаково­ символические средства. Познавательные: контролировать   и   оценивать процесс результат деятельности. Коммуникативные:  участвовать   в   диалоге   при выполнении заданий; оценивать   одноклассников. Личностные:  Осознание целостности   окружающего мира, основ экологической   грамотности, правил   поведения   в   природной среде. действия освоение       и Дыхание питание растений.   Связи между растениями   и окружающей   Роль средой. растений в жизни   животных и человека.   Научатся  ­ устанавливать связь солнца,   растений   и людей; ­рассказывать     о дыхании   и   питании растений;   роль ­показывать растений   в поддержании   жизни на Земле. Опыление.   для Научатся  ­характеризовать условия, необходимые размножения растений; ­выявлять животных размножении развитии растений; ­характеризовать стадии развития растений из семени;  ­работать роль в и с 18. Охрана растений. Комбиниро ванный урок. 19. Разнообра зие животных. Комбиниро ванный урок. Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. из Растения Красной   книги. Меры   охраны растений. Правила поведения природе. в     терминологичес ким словариком. Научатся ­характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений; ­устанавливать взаимосвязи природе; ­правилам  поведения в природе; объяснять экологические знаки. в   Зоология­наука о   животных. Группы   и   виды животных.    Научатся  ­   классифицировать животных по группам,   приводить примеры   различных видов животных; ­ терминологическим словариком. работать с       с Проблема:  почему растения   становятся редкими?   Что   делают люди   для   охраны растений? Цели: обобщить знания учащихся   о   значении растений   в   жизни животных   и   человека; учить бережно   относиться к   растениям; познакомиться основными экологическими правилами, которые для каждого человека должны   стать   нормой поведения в природе. Проблема:  животный мир? Цели:  актуализировать знания   о   животном мире; познакомить классификацией животных по группам и   животных; видами умения развивать работать с терминологическим словариком. каков с         1 1   Регулятивные: преобразовывать   практическую задачу   в   познавательную: изучение   групп   и   видов животных. Познавательные:   узнавать, называть и определять объекты и   явления   окружающей действительности,   выделять   и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов   с   целью   решения определенных задач. Коммуникативные: участвовать   в   диалоге   при выполнении заданий; оценивать действия Научатся ­классифицировать животных по способу питания; анализировать   схемы цепей питания.   Цепи Классификация животных   по способу питания. питания. Приспособление животных к добыванию пищи,   к   защите от врагов.   Пройденные понятия.   Научатся   составлять презентовать и «Книгу   природы родного края».   одноклассников. Личностные:  Формирование целостного взгляда на мир в его разнообразии природы, эстетических   потребностей   и чувств.   Развитие   мотивов учебной деятельности. . Регулятивные:    определять цель   и   этапы   работы; преобразовывать   практическую задачу   в   познавательную. составление   «Книги   природы родного края». Познавательные: использование различных   способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном   пространстве сети сбора, обработки, анализа,   передачи   и организации, интерпретации информации. Коммуникативные:  готовность слушать собеседника   и   вести   диалог; излагать   свое   мнение   и аргументировать   свою   точку зрения и оценку событий Личностные:. Осознавать  ценность природы и  необходимость нести  ответствен ность за её сохранение,  соблюдать правила  экологичного поведения в   природной среде.   Интернет),       1 20. Кто что ест? Комбиниро ванный урок.  21. Проект «Разнообра зие   природы родного края». Урок­проект.     с Проблема:  на   какие группы делят животных в   зависимости   от питания?   Что   такое цепь питания? Цели:  актуализировать знания   о   животном мире; познакомить классификацией животных   по   типу питания,   с   защитными приспособлениями растений и животных; обсудить хищников поддержании равновесия в природе. Проблема:  Что   вы знаете   о   природе родного края? Цели: обнаруживать взаимосвязи   между живой   и   неживой природой, пользоваться атласом   – определителем, использовать учебник и источники другие информации для  научить роль в 22. Размноже ние   и   развитие животных. Комбиниро ванный урок.  23. Охрана животных. Урок   конференция –       поисков   ответов   а вопросы,   объяснений, подготовки собственных сообщений. Проблема:  как размножаются и развиваются   животные разных групп? Цели:  расширить знания   о   жизни животных; дать о представление размножении и   животных развитии разных групп;   воспитывать   бережное отношение к животным. Проблема:  почему исчезают   отдельные виды животных? Цели:  научить правилам   поведения   в природе; называть факторы отрицательного воздействия   человека на мир животных.     Размножение   и развитие животных разных групп. Красная книга;  исчезающие   и редкие животные; воздействие человека на мир животных;   меры по охране животного мира.   Научатся  ­характеризовать животных   разных групп   по   способу размножения; ­моделировать стадии   размножения животных   разных групп; ­ терминологическим словариком. работать с       характеризовать Научатся ­ факторы отрицательного воздействия человека на мир животных; ­работать с атласом­ определителем   и электронным приложением; ­ взаимосвязи природе; ­правилам  поведения в природе. Познакомятся     с мерами   по   охране животного мира. устанавливать в     1 1   Регулятивные:    использовать речь   для   регуляции   своего действия. Познавательные: использовать знаково­   символические   средства   для решения   задач;   установление причинно­следственных связей; различных использование способов   поиска, сбора, передачи информации. Коммуникативные: формулировать собственное мнение   и   позицию,   задавать вопросы;   адекватно   оценивать собственное   поведение   и поведение окружающих. Личностные: Формирование  основ экологической  грамотности, правил поведения в природной среде; выраженная  устойчивая учебно­ познавательная мотивация  учения. Регулятивные:   соотносить правильность  выбора, планирования,  выполнения и результат  действия с требованиями  конкретной задачи. Познавательные: ставить  новые учебные задачи в  сотрудничестве с учителем. ставить новые учебные задачи в  сотрудничестве с учителем. Коммуникативные:  проявлять активность во  взаимодействии для решения   познавательных задач. Личностные:Формирование целостного взгляда на мир в его разнообразии природы; освоение   основ   экологической грамотности, правил поведения в природной среде.   .1 1 1   и Съедобные несъедобные грибы.   Правила сбора грибов. Производители, потребители   и разрушители. Изученные понятия. Научатся характеризовать строение   шляпочных грибов, их значение в природе   и   жизни людей,   различать съедобные и несъедобные   грибы, правильно   собирать их.     и Научатся характеризовать организмы­ производители, организмы­ потребители организмы­ разрушители; ­обсуждать опасность исчезновения   хотя бы одного из звеньев цепи   круговорота веществ в природе. Научатся   применять свои   знания   на практике.       Проблема:  какое строение имеют грибы?   Цели:  познакомить со строением   грибов,   их разнообразием, значением   в   природе   и жизни людей; различать научить и съедобные грибы, несъедобные правильно собирать их. Проблема:  Что   такое круговорот жизни? Цели:  научатся участие объяснять каждого живого существа   в   едином круговороте   веществ, моделировать круговорот   веществ   и использовать   модель для объяснения необходимости бережного отношения к природе. Цели:  проверить   и систематизировать свои знания.       Проблема:  Что   такое Анатомия, Научатся  Регулятивные:  учитывать  24. В   царстве грибов. Комбиниро ванный урок.  25. Великий круговорот жизни. Урок   изучения нового материала. 26. Обобщение знаний  по  теме «Эта удивитель ная   природа». Контрольно­ обобщаю щий урок. 27. Организм человека. Урок   изучения нового материала. 28. Органы чувств.  Урок   изучения нового материала.     органы   и   системы органов человека? Цели:  актуализировать знания   по   анатомии   и физиологии человеческого организма; характеризовать системы органов человека   (их   части   и назначение); обсудить   взаимосвязь анатомии, наук   гигиены; физиологии, научить   показывать расположение внутренних   органов   на своём   теле   и   теле собеседника. Проблема:  что   мы знаем   про   органы чувств? Цели: научить  ­самостоятельно изучать   материал   темы и готовить рассказы по предложенному плану; ­распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента; ­формулировать правила органов чувств. гигиены     физиология, гигиена. Система органов. ­характеризовать системы   органов человека (их части и назначение); ­показывать расположение внутренних   органов на своём теле и теле собеседника; ­измерять рост и вес человека;  ­работать   терминологичес ким словарём. с Орган   зрения. Орган   слуха. Орган обоняния. Орган   вкуса. Орган осязания.   Научатся  ­самостоятельно   материал изучать темы   и   готовить рассказы по предложенному плану; ­распознавать предметы на ощупь и по   запаху   в   ходе учебного эксперимента; ­формулировать правила органов чувств. гигиены   29. Надежная защита организма. Урок   изучения Проблема:  защищает организм?   Что наш Кожа   как   орган защиты от повреждений   и внешних   Научатся   ­готовить рассказ об уходе за кожей; ­характеризовать  выделенные учителем  ориентиры действия в новом  учебном материале в  сотрудничестве с учителем;  планировать свои действия в  соответствии с поставленной  задачей и условиями её  реализации. Познавательные:  осуществлять поиск  необходимой информации для  выполнения учебных заданий с  использованием учебной  литературы;  строить  рассуждения в форме связи  простых суждений об объекте,  его строении, свойствах и  связях. Коммуникативные:  формулировать собственное  мнение и позицию; договариваться   и   приходить   к общему  решению  в  совместной деятельности,   в   том   числе   в ситуации столкновения интересов. Личностные:  Учебно­ познавательный   интерес   к новому   учебному   материалу; установка   на   здоровый   образ жизни. .   1 1 нового материала. 30. Опора   тела   и движение. Урок   изучения нового материала. 31. Наше питание.  Урок   изучения нового материала.     Цели:  практическим путём изучить свойства кожи, научить правильному   уходу   за ней;   познакомить   с приёмами оказания первой   помощи   при повреждениях кожи. Проблема:  что является   опорой   тела человека? Цели:  познакомить   с опорно­двигательной системой,   её   ролью   в организме;   раскрыть роль правильной осанки для здоровья человека.   Проблема:  Для   чего нужно есть? Цели:  познакомить   с пищеварительной системой учить строение пищеварительной системы; обсудить правила   рационального питания. человека;   моделировать   воздействий. Первой   помощи при повреждения кожи. кожных покровов.   Гигиена Опорно­ двигательная система. Осанка. Пищеварительна я система. Гигиена питания. средства   гигиены   и ухода за кожей; меры первой помощи при     повреждениях кожи.   Научатся характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма; раскрывать роль правильной   осанки здоровья для   человека,   роль физической культуры в поддержании   тонуса мышц.   Научатся   объяснять строение и принципы работы пищеварительной системы;   выполнять правила рационального питания, необходимость здорового   образа жизни   и   соблюдать соответствующие правила.   понимать 32. Проект «Школа кулинаров». Проблема:  какие полезные   и   вкусные Пройденные понятия. Научатся   выполнять правила 1 1 1   Регулятивные:   планировать свои действия в соответствии с поставленной   задачей   и условиями её реализации. Познавательные:  строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных   связей. Коммуникативные:   использовать речь регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства решения различных   коммуникативных задач,   строить   монологическое высказывание, владеть для для Урок обобщения   и системати зации знаний. блюда. Цели:  закрепить знания   о   правильном составить питании, меню здорового питания.     33 и   Дыхание кровообра щение. Урок   изучения нового материала. с. 144­146 Дыхательная система, кровеносная система. Проблема: дыхательная, кровеносная системы Цели:  познакомить   с дыхательной и кровеносной системами человека.   33. Умей предупреж дать болезни. с.147­149 Проблема:  для   чего человеку   нужно   быть закалённым? Цели: познакомить с  закаливанием  организма. Закаливание, инфекционные болезни, аллергия рационального питания, использовать учебник   и   другие источники информации   для поиска   ответов   на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений. Научатся   объяснять строение и принципы работы дыхательной и кровеносной   систем, узнают о роли крови в организме, научатся   измерять пульс. Научатся   закаливать организм, предупреждать болезни.     34. Здоровый образ жизни. с.150­153 Проблема:  что   такое здоровый образ жизни? Цели: познакомить со  здоровым образом  жизни. Здоровый   образ жизни,   вредные привычки. Научатся   выполнять правила   сохранения и укрепления здоровья.   35. Обобщение знаний  по  теме «   Мы   и   наше Проблема:  знаний. Цели:  проверка Сообщение. Научатся составлять  сообщения в устной  форме. диалогической формой речи. Личностные:  Установки   на здоровый   образ   жизни   и реализации реальном поведении и поступках. . в     Регулятивные: искать  причины адекватно оценивать  свои достижения и пути  преодоления трудностей. Познавательные: извлекать  нужную информацию во время  чтения и слушания. Коммуникативные: вступать  в учебный диалог,  формулировать собственные  мысли. Личностные: Формирование  установки на безопасный,  здоровый образ жизни. 1 1 1 1 здоровье». 36. Огонь,   вода   и газ. Урок   введения в новую тему. систематизировать ,  обобщить, проверить  знания по изученному  разделу. Проблема: какие  опасности могут быть  на улице и дома? Цель: познакомить с  разными опасностями,  которые могут  подстерегать в  квартире или дома. Диспетчер. 37. Чтобы путь был счастливым. Пешеход,  правила  безопасности,  велосипедист,  пассажир. Проблема: как надо  вести себя на улицах и дорогах? Цель: познакомить с  правилами  безопасности на улицах  и дорогах. 38. Дорожные знаки. Дорожные знаки, сервис.  зачем Проблема: дорожные знаки? Цель:  познакомит с  дорожными знаками. Научатся   правильно   действовать при пожаре,   аварии водопровода,   утечки газа,   использовать текст и иллюстрации учебника для поиска ответов   на   вопросы, подготовки собственных сообщений. Научатся соблюдать  правила безопасного  поведения пешехода, велосипедиста,  пассажира;  обсуждать  предложенные  ситуации, которые  являются  потенциально  опасными.  Научатся   различать знаки дорожные групп, разных следовать их указаниям.       39. Проект   «Кто нас защищает». Проблема: защищает? Цель: познакомит с   кто   нас МЧС России. Научатся работать с  разными  источниками  информации, делать  Регулятивные: понимать учебные задачи и  стремиться их выполнить. Познавательные: поиск  необходимой информации,  моделировать действия в виде  схем. Коммуникативные: формулировать собственное  мнение, осуществлять  совместную деятельность в  парах. Регулятивные: понимать учебную задачу и  стремиться её выполнить. Познавательные: анализировать разные типы  знаков, выполнять тесты. Коммуникативные: вступать в учебный диалог. Личностные: Формулировать  выводы, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать  достижения на уроке. 1 1 1 1 деятельностью служб,  защищающих и  спасающих людей. 40. Опасные места. Проблема: какие места в   квартире,   доме   и ближайших окрестностях   могут быть опасными? Цель: познакомить с  опасными для человека  местами. Стройплощад ка,  трансформаторн ая будка,  пустырь и  другие опасные  места. 41. Природа и наша безопас­ ность. 42. Экологичес кая безопас ность. Проблема:  какие опасности   таят   в   себе живая   и   неживая природа? Цель: познакомить с  опасными природными  явлениями. Проблема:  что   такое экологическая безопасность? Цель: познакомить с  экологической  безопасностью. Гроза, ядовитые  растения, ЧС. Экологическая безопасность, цепь загрязнения, бытовой фильтр. сообщения в устной  и письменной форме. Научатся правильно  вести себя в  квартире, доме и  ближайших  окрестностях;  использовать текст и  иллюстрации  учебника для поиска  ответов на вопросы,  подготовки  собственных  сообщений. Научатся правильно  вести себя во время  грозы, распознавать  ядовитые растения и  грибы, избегать  опасности при  встречах и общении с животными. Научатся соблюдать  правила  экологической  безопасности в  повседневной жизни,  обнаруживать  взаимосвязи между  живой и неживой  природой,  моделировать их и  использовать для  объяснения  необходимости  1 1 1 Регулятивные: действовать по плану, вносить  необходимые коррективы. Познавательные: извлекать нужную информацию, понимать информацию. Коммуникативные: вступать в учебный диалог,  соблюдая правила речевого  этикета. Личностные: Развитие  самостоятельности и личной  ответственности. Регулятивные: понимать учебную задачу и  стараться её выполнить,  действовать по плану. Познавательные: понимать учебную задачу и  стремиться её выполнить. Коммуникативные: учебный диалог, высказывать и  обосновывать свою точку  зрения. Личностные: Адекватная 43. Обобщение знаний  по  теме «Наша безопас ность». 44. Для чего нужна экономика. проверка Проблема:  знаний. Цели:  систематизировать ,  обобщить, проверить  знания по изученному  разделу. Проблема:  для   чего нужна экономика? Цель: раскрыть роль  экономики в нашей  жизни. 45. Природные богатства   и труд   людей   ­ основа экономики.    что основу Проблема: составляет экономики? Цель: познакомить с  факторами,  составляющими основу  экономики. 46. Полезные ископаемые. Месторожде ния, геолог. Проблема:  что   такое полезные ископаемые? Цель: познакомить с  разнообразием  полезных ископаемых. Пройденные понятия. мотивация учебной  деятельности. Оценивать  достижения на уроке. бережного  отношения к  природе. Научатся делать сообщения   в   устной форме.   Потребности, товары, услуги. Природные богатства, труд. Научатся раскрывать роль экономики в  нашей жизни,  объяснять, что такое  потребности  человека, товары и  услуги  Научатся раскрывать роль природных  богатств и труда  людей в экономике,  осознавать роль  природных богатств  в хозяйственной  деятельности  человека,  необходимость  бережного  отношения к  природным  богатствам. Научатся различать  важнейшие полезные  ископаемые,  объяснять их  значение в  экономике,  Регулятивные: применять установленные  правила в планировании  деятельности. Познавательные: выполнять учебно­ познавательные действия,  делать обобщения и выводы. Коммуникативные: учебный диалог, высказывать и  обосновывать свою точку  зрения. Личностные: Формулировать  выводы, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать  достижения на уроке 1 1 1 1 осознавать значение  природных богатст в  хозяйственной  деятельности  человека,  необходимость  бережного  отношения к  природным  богатствам. Научатся сравнивать культурные растения и описывать их по  плану, объяснять,  что такое  растениеводство, для чего люди им  занимаются. Научатся  классифицировать  домашних животных, объяснять, что такое  животноводство и  для чего люди им  занимаются. Научатся различать  отрасли,  обнаруживать  взаимосвязи между  ними, различать  продукцию каждой  отрасли  промышленности.  Научатся раскрывать роль экономики в  жизни родного края,  1 1 1 1 Регулятивные: действие по плану, адекватное  оценивание своих достижений,  адекватно воспринимать оценку учителя.  Познавательные: самостоятельно находить  информацию из дополнительных источников. Коммуникативные: работа в группах,  распределение обязанностей по  47. Растениеводств о. Проблема:  что   такое растениеводство? Цель: познакомить с  растениеводством как  отраслью с/х. 48. Животноводств о. 49. Какая   бывает промышленност ь. Проблема:  что   такое животноводство? Цель: познакомить с  животноводством как  отраслью с/х.   Проблема:  на   какие отрасли можно разделить промышленность? Цель: познакомить с  промышленностью как  отраслью экономики. Зерновые культуры, кормовые культуры, прядильные культуры, отрасль, растениеводство . Животноводство . Отрасли промышленност и. 50. Проект «Экономика родного края» Проблема: экономика родного  края. Экономика. Цель: познакомить с  экономикой родного  края. 51. Что   деньги. такое 52. Государственн ый бюджет. Проблема: что такое  деньги? Цель: познакомить с ролью  денег в экономике. Проблема:  что   такое государственный бюджет? Цель: познакомить с  государственным  бюджетом.   рубль,   купля­ Деньги, заработная плата, продажа. Доходы, расходы, налоги, бюджет. 53. Семейный бюджет. 54. Экономика   и экология. Проблема:  что   такое семейный бюджет? Цель: познакомить с  семейным бюджетом. Семейный бюджет, стипендия, пенсия. есть   ли между   и Проблема:  связь   экономикой экологией? Цель: познакомить с двумя  Танкер, экологическая катастрофа, экологический прогноз. проекту. Личностные: Презентовать и  оценивать результат проектной  деятельности. осознавать значение  природных богатств  в хозяйственной  деятельности  человека,  необходимость  бережного  отношения к  природным  богатствам. Научатся   понимать роль в экономике, различать   денежные единицы.   денег   Научатся объяснять,  что такое  государственный  бюджет, из чего он  складывается,  осознавать  необходимость  уплаты налогов  гражданами страны. Научатся объяснять,  что такое семейный  бюджет, из чего он  складывается, как  ведётся хозяйство  семьи. Научатся  обнаруживать связи  между экономикой и экологией, строить  простейшие  экологические  Регулятивные: понимать  учебную задачу урока и  стремиться её выполнить. Познавательные: делать  обобщения, выводы. Коммуникативные: слушать  и отвечать на вопросы других,  осуществлять совместную  деятельность в парах. Личностные: Ценностное  отношение к природному миру,  мотивация учебной  1 1 1 1 сторонами экономики­ полезной и опасной. 55. Обобщение знаний  по  теме «Чему   учит экономика». Цель: систематизировать,  обобщить, проверить  знания по изученному  разделу. Сообщение. 56­ 58. Золотое кольцо России. Города Золотого кольца. Проблема: какие  города входят в  Золотое кольцо России? Цель: познакомить с  древними городами,  которые образуют  Золотое кольцо России. 59. Наши   проекты: «Музей путешествий». Проблема: узнать, чем интересен город, в  котором побывал. Цель: познакомить с  некоторыми городами  нашей страны и мира. Достопримечате льности.  Памятники  истории и  культуры. прогнозы, осознавать значение природных  богатств в  хозяйственной  деятельности  человека,  необходимость  бережного  отношения к  природным  богатствам. Научатся делать  сообщения в устной  форме. Научатся находить  на карте города  Золотого кольца  России, приводить  примеры  достопримечательно стей этих городов,  осознавать  необходимость  бережного  отношения к  памятникам истории  и культуры. Научатся находить и  показывать на карте  города, приводить  примеры  достопримечательно стей этих городов,  осознавать  необходимость  деятельности. 1 1 1 Регулятивные: понимать  учебную задачу и стараться её  выполнить, действовать по  плану, адекватно воспринимать  оценку учителя. Познавательные:  устанавливать причинно­ следственные связи. Коммуникативные:  высказывать и обосновывать  свою точку зрения, диалог. Личностные: Формулировать  выводы, отвечать на итоговые  вопросы и оценивать  достижения на уроке. Регулятивные: понимать учебную задачу и  стараться её выполнить. Познавательные: анализировать разные группы  дорожных знаков, выполнять  тесты, работать с терминологическим словарём. Коммуникативные: вступать в учебный диалог,  участвовать в общей беседе. Личностные: Ценностное  отношение к природному миру,  мотивация учебной  деятельности. 60. Наши ближайшие соседи. Сухопутные границы, морские границы. Проблема: какие  страны являются  нашими соседями? Цель: познакомить со  странами, которые  являются нашими   ближайшими соседями. 61. На   севере Европы. 62. Что такое  Бенилюкс. Скандинавские страны,   фьорд, аквапарк, гейзер. Дамба. Проблема: какие  страны расположены на  севере Европы? Цель: познакомить с  северными  европейскими  государствами. Проблема:  что   такое Бенилюкс? Цель: познакомить со  странами Бенилюкса. 63. В центре  Европы. Фиакр. Проблема: какие  страны расположены в  центре Европы? Цель: бережного  отношения к  памятникам истории  и культуры. Научатся находить и  показывать на карте  страны и их столицы, приводить примеры  достопримечательно стей разных стран,  ценить  уважительные,  добрососедские  отношения между  странами и  народами. Научатся  рассказывать о  стране по  физической и  политической  картам, дополнять  эти сведения  информацией из  других источников. Научатся  рассказывать о  стране по  физической и  политической  картам, дополнять  эти сведения  информацией из  других источников. Научатся  рассказывать о  стране по  физической и  1 1 1 1 познакомить со  странами,  расположенными в  центре Европы. Проблема:  что можно сказать   о   Франции   и Великобритании? Цель: познакомить со  странами Францией и  Великобританией. 64. По   Франции   и Великобритани и.  политической  картам, дополнять  эти сведения  информацией из  других источников. Страны Европы. Научатся  рассказывать о  стране по  физической и  политической  картам, дополнять  эти сведения  информацией из  других источников. Научатся  рассказывать о  стране по  физической и  политической  картам, дополнять  эти сведения  информацией из  других источников. Научатся ценить памятники   истории, архитектуры и культуры, осознавать необходимость бережного отношения к ним.     Регулятивные: понимать  учебную задачу и стараться её  выполнить, действовать по  плану, адекватно воспринимать  оценку учителя. Познавательные:  устанавливать причинно­ следственные связи. Коммуникативные:  высказывать и обосновывать  свою точку зрения, диалог. Личностные: Доказывать с воё мнение, формирование  положительного отношения к  учебе. Формулировать выводы  из изученного материала,  отвечать на итоговые вопросы,  оценивать достижения на уроке. 1 1 1 1 65. На юге Европы. Проблема: какие  страны расположены на  юге Европы? Цель: познакомить со  странами Южной  Европы. Страны, государства. 66. По   знаменитым местам мира. Проблема:  какие достопримечательности мира? Цель: познакомить с наиболее интересными  достопримечательностя ми разных районов   мира. Тадж­Махал, египетские пирамиды, статуя Свободы, сиднейская опера, Байкал. озеро   67­ 68. Обобщение  знаний по теме  «Путешествие  по городам и  Цель: систематизировать,  обобщить, проверить  знания по изученному    Научатся делать сообщения   в   устной форме. разделу. странам».  Итоговая  проверочная  работа.

Рабочая программа (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа (3 класс, окружающий мир)

Рабочая программа  (3 класс, окружающий мир)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017