ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
галина ананичева свидетельство о публикации рецензия
‘видетельство о публикации скачивание доступно только автору
рабочая программа 5 класс биология фгос
Файл:

рабочая программа 5 класс биологияфгос.doc - рабочая программа 5 класс биология фгос


Все файлы публикации > рабочая программа 5 класс биологияфгос.doc
рабочая программа 5 класс биология фгос

Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы
«Биология. Введение в биологию. 5 класс» составлена на основе
Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования, требований к структуре основной образовательной
программы основного общего образования, прописанных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего
образования, а также Концепции духовно­нравственного развития и
воспитания гражданина России.
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в
начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для
изучения естественных наук в старшей школе.
Предлагаемая рабочая программа реализуется на основе учебно­
методического комплекса из серии «Вертикаль», авторский коллектив
Н.И.Сонин и А.А.Плешаков.
Учебное содержание курса включает 35 часов, 1 час в неделю.
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а
также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний
для современного человека трудно переоценить.
Помимо
мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе
лежат в основе
природоохранных мероприятий, мероприятий по
поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной
деятельности в любой отрасли хозяйства.
Поэтому
главная цель биологического образования заключается в
повышении его качества и эффективности получения и практического
использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят

рабочая программа 5 класс биология фгос

новый государственный образовательный стандарт общего образования. В
соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной
высокую биологическую,
школе должно обеспечить учащимся
экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в
решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.
Курс для учащихся 5 классов реализует следующие задачи:
­ систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их
взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий
мир.1­4 классы»;
­ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
­ формирование первичных умений, связанных с выполнением практических
и лабораторных работ;
­ воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей
природе, формирование экологического мышления.
В основу данного курса положен системно ­ деятельностный подход.
Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является
условием приобретения прочных знаний.
Целесообразно шире использовать в преподавании развивающие,
исследовательские, личностно­ориентированные, проектные и групповые
педагогические технологии.
Целесообразно также проведение
региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в
регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности
учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и
укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей
среды.

рабочая программа 5 класс биология фгос

Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений,
лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в
разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению
знаний.
Содержание программы
Биология. Введение в биологию. 5 класс.
(35 часов, 1 час в неделю)
Раздел 1. Введение.
(4 часа)
Что такое живой организм. Науки о живой природе. Методы изучения
природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для
научных исследований. Из истории биологии. Великие естествоиспытатели.
Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими
приборами и инструментами.
Лабораторные и практические работы:
 Знакомство с оборудованием для научных исследований.
 Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации
знаний о методах изучения природы.
Раздел 2. Клетка – основа строения и жизнедеятельности
организма .
(3 часа)
Методы изучения клетки. Увеличительные приборы: ручная лупа и
световой микроскоп. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные
и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов.
Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной

рабочая программа 5 класс биология фгос

клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода. Другие
неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток.
Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их
роль в клетке.
Лабораторные и практические работы:
 Устройство ручной лупы и светового микроскопа.
 Строение клеток кожицы чешуи лука.
 Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Раздел 3. Процессы жизнедеятельности организмов.
(2 часа)
Обмен веществ. Питание. Способы питания организмов. Различия в
способах питания растений и животных. Дыхание. Его роль в жизни
организмов.
Лабораторные и практические работы:
 Образование на свету в зеленых листьях углеводов.
 Выделение зелеными листьями в процессе фотосинтеза кислорода.
Раздел 4. Многообразие организмов, их классификация.
Разнообразие живого. Классификация организмов. Вид.
(1 час)
Раздел 5. Бактерии. Грибы. Лишайники.
(3 часа)
Царства живой природы: Бактерии, Грибы. Лишайники.
Существенные признаки представителей этих царств, их характеристика,
строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в
природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы:

рабочая программа 5 класс биология фгос

 Съедобные и ядовитые грибы.
Раздел 6. Многообразие растительного мира.
(6 часов)
Водоросли. Стро6ение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей
строение и
в природе,
их использование человеком.
Мхи,
в природе, хозяйственное значение.
жизнедеятельность. Роль мхов
Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников,
их роль в природе. Особенности строения, жизнедеятельности и
многообразие голосеменных. Роль голосеменных в природе, использование
особенности строения,
Покрытосеменные растения,
человеком.
жизнедеятельности, многообразие.
Лабораторные и практические работы:
 Водоросли в аквариуме.
 Споры папоротников.
 Хвоя и шишки голосеменных растений.
 Строение цветка.
Раздел 7. Многообразие животного мира.
(4 часа)
Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе
и жизни человека.
Раздел 8.Эволюция растений и животных.
Как развивалась жизнь на Земле.
(1 час)
Раздел 9 .Среда обитания живых организмов.

рабочая программа 5 класс биология фгос

(5 часов)
Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли.
Жизнь в морях и океанах. Природные сообщества.
Раздел 10 . Человек на Земле.
(5 часов)
Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под
угрозой. Не станет ли Земля пустыней. Здоровье человека и безопасность
жизни.
Планируемые результаты освоения учебной программы по
биологии в 5 классе:
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его
познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в
рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни
и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать
экологическое мышление: умение оценивать свою
деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения
окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

рабочая программа 5 класс биология фгос

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является
(УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,
выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения
цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
(выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные
критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и
явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций; строить
классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­
следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных
характеристик объекта.

рабочая программа 5 класс биология фгос

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и
пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений,
производить поиск информации, анализировать и оценивать ее
достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом
и т.д.).
МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1. Учебно­методическое обеспечение учебного процесса
предусматривает использование УМК (учебно­методических комплексов)
по биологии:
­ Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс:
учебник. – М.: Дрофа, любое издание.
­ Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь.
– М.: Дрофа, любое издание.
­ Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5
класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, любое издание.
2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи
грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели цветков.
3. Демонстрационные таблицы.

рабочая программа 5 класс биология фгос

4. Географические карты материков.
5. Экранно­звуковые средства.
6. Электронное приложение к УМК.
7. Электронно­образовательные ресурсы.
8. Мультимедиапроекция.

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл