Рабочая программа биология 9
Оценка 4.9

Рабочая программа биология 9

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
биология
9 кл
29.01.2017
Рабочая программа биология 9
Предлагаемая программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, примерной программе по биологии. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы формирования универсальных учебных действий.
Рабочая программа 9 кл. биол.doc
Муниципальное казённое образовательное учреждение Верхнехавская   Средняя общеобразовательная школа № 1 Воронежская область, Верхнехавский район, село Верхняя    Хава, улица Ленина 13. «Утверждаю»                                     «Согласовано»                                     Рассмотрено директор школы                               зам. директора по УВР                   на заседании МО  Садовников Н.Н.                             Елисеева Н.В.                                      Протокол №1  /____________/                                «28» августа 2016 г.                     от «26» августа2016  г.  Приказ №   от                                /____________/                      Зубарева Т. В./_________/ « » августа 2016 г. Рабочая программа предмета «Биология» для 9-го класса (Базовый уровень) Составил:          учитель ВКК  Уразов А.А. Верхняя Хава 2016. ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ 9КЛАСС ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА      Предлагаемая программа соответствует положениям Федерального государственного об разовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному  ядру содержания общего образования, примерной программе по биологии. Программа отража ­ ет идеи и положения Концепции духовно­нравственного развития  и  воспитания  лично сти гражданина  России, программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, вы работки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательно го развития учащихся. Про грамма соответствует  требованиям  к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает: 1. Пояснительную записку. 2. Общую характеристику курса биологии. 3. Место курса биологии в базисном учебном плане. 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса биологии. 5. Содержание курса биологии. 6. Тематическое планирование. 7.   Рекомендации   по   учебно­методическому   и   материально­техническому   обеспечению учебного процесса. 8. Планируемые результаты изучения курса биологии. Пояснительная записка         Главная   цель   совершенствования   российского   образования —   повышение   его доступности,   качества   и   эффективности.   Это   предполагает   значительное   обновление содержания   образования,   приведение   его   в   соответствие   с   требованиями   времени   и задачами   развития   государства.   Образовательные   учреждения   должны   осуществлять индивидуальный   и   дифференцированный   подход   к   каждому   ученику,   стремиться максимально   полно   раскрыть   его   творческие   способности,   обеспечивать   возможность успешной социализации. Принятие нового государственного стандарта основного общего образования для 5—9 классов привело к изменению структуры школьного биологического образования. В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам   высокую   биологическую,   экологическую   и   природоохранительную грамотность.   Решить   эту   задачу   можно   на   основе   преемственного   развития   знаний   в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.    При составлении рабочей программы использовались следующие источники: ­   Закон Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266­1 "Об образовании", ст. 14 п. 5,  ст. 15 п.1, ст. 32 п.п  6. и 7. ­       «О внесении изменения в  Закон РФ «Об образовании» и  Федеральный закон «О  высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения единого  государственного экзамена №17­ФЗ от 09. 02. 2007. ­    Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением  Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) (с изменениями от 23.12. 2002, 01.02. 2005   30.12. 2005, 20.07.2007, 18.08. 2008, 10.03.2009). ­      Приказ Министерства образования  Российской Федерации  от 17.12.2010г. № 1897  «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного  общего образования» ­ федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство  образования и науки Рос. Федерации. ­ М.: Просвещение, 2011. – 48 с.­ (Стандарты второго поколения). – ISBN978­5­09­023273­9;  ­примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 484 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978­5­09­019043­5; ­   программы   развития   и   формирования   универсальных   учебных   действий,   программы духовно­нравственного развития и воспитания личности; ­ рабочие программы биология ФГОС   Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко,О.А.  Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова Б63 Биология : 5–9 классы : программа. — М. :  Вентана­Граф, 2012. — 304 с.; ­ Биология. 9 класс «Общие биологические закономерности» Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Под ред. Пономарёвой И.Н. 2016г. Общая характеристика курса биологии         Содержание   курса   биологии   представляет   собой   первую   ступень   конкретизации положений,   содержащихся   в   фундаментальном   ядре   содержания   общего   образования. Тематическое   планирование —   это   следующая   ступень   конкретизации   содержания образования   по   биологии.       Оно   даёт   представление   об   основных   видах   учебной деятельности   в   процессе   освоения   курса   биологии   в   основной   школе.   В   примерном тематическом планировании указано число часов, отводимых на изучение каждого раздела. В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования,   в   том   числе   и   в   использовании   основных   видов   учебной   деятельности обучающихся. Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном   стандарте,   рекомендует   последовательность   их   изучения   и   приводит примерное распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса. В программе особое   внимание   уделено   содержанию,   способствующему   формированию   современной естественнонаучной   картины   мира,   показано   практическое   применение   биологических знаний.   Отбор   содержания   проведён   с   учётом   культуросообразного   подхода,   в соответствии   с   которым   учащиеся   должны   освоить   содержание,   значимое   для формирования   познавательной,   нравственной   и   эстетической   культуры,   сохранения окружающей   среды   и   собственного   здоровья,   для   повседневной   жизни   и   практической деятельности. Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу   положено   взаимодействие   научного,   гуманистического,   аксиологического, культурологического, личностно­деятельностного, историко­проблемного, интегративного, компетентностного   подходов.     Изучение   биологии   на   ступени   основного   общего образования   традиционно   направлено   на   формирование   у   учащихся   представлений   об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе.     Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных  способностей и познавательных интересов в процессе   изучения   биологии   основное   внимание   уделяется   знакомству   учащихся   с методами   научного   познания   живой   природы,   постановке   проблем,   требующих   от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.           Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих   развитие   познавательных   и   коммуникативных   качеств   личности. Обучающиеся   включаются   в   проектную   и   исследовательскую   деятельность,   основу которой   составляют   такие   учебные   действия   ,   как   умение   видеть   проблемы,   ставить вопросы,   классифицировать,   наблюдать,   проводить   эксперимент,   делать   выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал   и   др.   Учащиеся   включаются   в   коммуникативную   учебную   деятельность,   где преобладают   такие   её   виды,   как   умение   полно   и   точно   выражать   свои   мысли, аргументировать   свою   точку   зрения,   работать   в   группе,   представлять   и   сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.  Учебное содержание курса биологии включает следующие разделы: 1) 5 класс (« Биологию» )Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. Под ред. Пономарёвой И.Н.  2) Биология. 6 класс(« Растения» )Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Под ред. Пономарёвой И.Н. 3) Биология. 7 класс (« Животные») Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Под ред. Константинова В.М.  4) Биология. 8 класс («Человек и его здоровье») Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.  5) Биология.   9 класс   (   «Общие   биологические   закономерности»)   Пономарёва   И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Под ред. Пономарёвой И.Н.  В   курсе   основ   общей   биологии   учащиеся   обобщают   знания   о   жизни   и   уровнях   её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на   Земле,   обобщают   и   углубляют   понятия   об   эволюционном   развитии   организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле. Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей   основами   научных   знаний,   базирующихся   на   биоцентрическом   мышлении,   и способной   творчески   их   использовать   в   соответствии   с   законами   природы   и общечеловеческими нравственными ценностями. Изучение   биологического   материала   позволяет   решать   задачи   экологического, эстетического,   патриотического,   физического,   трудового,   санитарно­гигиенического воспитания   школьников.   Знакомство   с   красотой   природы   Родины,   её   разнообразием   и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей. Программа   предполагает   ведение   фенологических   наблюдений,   опытнической   и практической   работы.   Для   понимания   учащимися   сущности   биологических   явлений   в программу введены  лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Всё это даёт возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память,   развивать   наблюдательность,   мышление,   обучать   приёмам   самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету. Для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной   завершенности   знаний   об   условиях   жизни,   о   разнообразии   биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание   курса   включены   основы   различных   областей   биологии,   его   отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов и роли их в культуре человечества. Содержание   программы   отражает   состояние   науки   и   ее   взаимосвязи   с   решением современных   проблем   общества.   Учитывая,   что   проблема   экологического   образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы экологии», экологический аспект введен и в другие разделы курса. Место курса биологии в базисном учебном плане Рабочая программа по биологии  для 9 класса составлена на основе Федерального компонента   государственного   стандарта   среднего   (полного)   общего   образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных   часов   для   обязательного   изучения   начального   курса   биологии   в   9­м   классе основной школы из расчета 2 учебного часа в неделю. В том числе 7 часов отводится на выполнение лабораторных работ. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных   часов   по   разделам   курса,   последовательность   изучения   тем   и   разделов   с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.  Основные цели  изучения курса биологии в 9 классе:  Изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей: 1. освоение   знаний  о   живой   природе   и   присущих   ей   закономерностях;   строении, жизнедеятельности   и   средообразующей   роли   живых   организмов;   человеке   как биосоциальном   существе;   о   роли   биологической   науки   в   практической   деятельности людей; методах познания живой природы;  2. овладение   умениями  применять   биологические   знания   для   объяснения   процессов   и явлений   живой   природы,   жизнедеятельности   собственного   организма;   использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья   и   риска;   работать   с   биологическими   приборами,   инструментами, справочниками;   проводить   наблюдения   за   биологическими   объектами   и   состоянием собственного организма, биологические эксперименты;  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей   биологических в   процессепроведения   наблюдений   за   живыми   организмами, экспериментов, работы с различными источниками информации; 4. воспитание  позитивного   ценностного   отношения   к   живой   природе,   собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; 5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной   среде,   собственному   организму,   здоровью   других   людей;   для   соблюдения правил  поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ­инфекции. Требования к уровню подготовки учащихся 9 классов. В результате изучения биологии ученик должен: знать/понимать:        • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов   растений,   животных,   грибов   и   бактерий;   популяций;   экосистем   и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;              •  сущность биологических процессов:  обмена  веществ и  превращения  энергии, питания,   дыхания,   выделения,   транспорта   веществ,   роста,   развития,   размножения, наследственности   и   изменчивости,   регуляции   жизнедеятельности   организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;  уметь:  • объяснять:  роль биологии в формировании современной естественно­научной картины мира,   в   практической   деятельности   людей   и   самого   ученика;   родство,   общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп);   роль   различных   организмов   в   жизни   человека   и   его   деятельности;   взаимосвязи организмов   и   окружающей   среды;   роль   биологического   разнообразия   в   сохранении биосферы;   необходимость   защиты   окружающей   среды;   родство   человека   с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей   среды;   зависимость   здоровья   человека   от   состояния   окружающей   среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний       • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением  животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;        • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки        • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;             •  сравнивать биологические объекты  (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;    систематической группе (классификация);    •  определять   принадлежность   биологических  объектов   к   определенной • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;        • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника   отличительные   признаки   основных   систематических   групп;   в   биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую   информацию   о   живых   организмах   (в   том   числе   с   использованием информационных технологий);              использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и повседневной жизни для:         • соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ­инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания) Требования к результатам обучения        Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть  направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов: 1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового  образа жизни и здоровьесберегающих технологий; 2) реализация установок здорового образа жизни; 3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение  живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,  анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым  объектам.    Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы  по биологии являются: 1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая  умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения  понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и  заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; 2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить  биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно­популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать  информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; 3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках  по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; 4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей  позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать  свою позицию.    Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по  биологии являются: 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков  живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение,  регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в  экосистемах); • приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими  животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения  мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями,  грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ­инфекции, вредных привычек,  нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в  природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере  сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения  биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и  изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и  приспособленности; • различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека;  на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов  животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее  распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных; • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения  на основе сравнения; • выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания;  типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями  строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями; • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических  объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их  результатов. 2. В ценностно­ориентационной сфере: • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни; • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска  на здоровье человека. 3. В сфере трудовой деятельности: • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (скальпели,  лупы, микроскопы). 4. В сфере физической деятельности: • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,  растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах,  спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и  размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения  наблюдений за состоянием собственного организма. 5. В эстетической сфере: • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности (УУД)     Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности, таких как: ­   выдвижение   гипотезы   на   основе   житейских   представлений   или   изученных закономерностей; ­ выбор условий для проведения и наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными; ­использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; ­описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; ­поиск необходимой информации в справочных изданиях, в том числе и на электронных носителях; ­работа с учебным текстом – выделение главного, составление плана, иллюстрирование текста, ассоциативное запоминание, построение элементарных логических схем; ­корпоративная деятельность на уроке; ­   развитие   естественнонаучной   лексики   при   ведении   диалога,   презентации   результатов исследований. ФГОС основного общего образования определяет  ценностные ориентиры содержания образования: 1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая ­  чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; ­ осознание ответственности человека за благосостояние общества; ­  восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; ­ уважение истории и культуры каждого народа. 2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества: ­ доброжелательность, доверие и  внимание к людям,  ­ готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; ­   уважение   к   окружающим   –   умение   слушать   и   слышать   партнера,   признавать   право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;   3.   Развитие   ценностно­смысловой   сферы   личности   на   основе   общечеловеческой нравственности и гуманизма: ­ принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им; ­ ориентация  в нравственном содержании  и смысле  поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств  ­ стыда, вины, совести  ­ как регуляторов морального поведения; ­     формирование   чувства   прекрасного   и   эстетических   чувств   на   основе   знакомства   с мировой и отечественной художественной культурой. 4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию: ­ развитие широких познавательных интересов, инициативы  и любознательности, мотивов познания и творчества; ­   формирование   умения   учиться   и   способности   к   организации   своей   деятельности (планированию, контролю, оценке). 5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: ­  формирование самоуважения и эмоционально­положительного отношения к себе; ­ готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию; ­ критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать; ­ готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты; ­ целеустремленность и настойчивость в достижении целей; ­ готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; ­ умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности  личности и общества в пределах своих возможностей.                Рабочая программа формируется с учётом психолого­педагогических  особенностей развития детей 14—15 лет, связанных: — с   переходом   от   учебных   действий,   характерных   для   начальной   школы   и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя,   от   способности   только   осуществлять   принятие   заданной   педагогом   и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве   мотивационно­смыслового   и   операционно­технического   компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции   обучающегося   —   направленности   на   самостоятельный   познавательный   поиск, постановку   учебных   целей,   освоение   и   самостоятельное   осуществление   контрольных   и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества; — с осуществлением на  возрастном уровне (12—13 лет),  благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно­предметные области,   качественного   преобразования   учебных   действий   моделирования,   контроля   и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе; — с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на   общекультурные   образцы,   нормы,   эталоны   и   закономерности   взаимодействия   с окружающим миром; — с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества;   развитием   учебного   сотрудничества,   реализуемого   в   отношениях обучающихся с учителем и сверстниками; — с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно­урочной   к   лекционно­лабораторной исследовательской. лабораторно­семинарской   и         Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 9 «А» и 9 «Б» классов  и специфики  классных коллективов.             Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения, но есть группа детей, которых по результатам   проведённой   социометрии   следует   отнести   к   группе   «   аутсайдеров»   (   2 человека).   Они   замкнуты,   необщительны,   отличаются   крайне   медленным   темпом деятельности,   с   трудом   вовлекаются   в   коллективную   (групповую   или   парную)   работу, стесняются   давать   ответы   в   устной   форме,   грамотной   монологической   речью   не отличаются. В работе с этими детьми будет применяться индивидуальный подход,  как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и   при   выборе   форм   и   методов   его   освоения,   которые   должны   соответствовать   их личностных и индивидным особенностям: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания,   недостаточная   сформированность   основных   мыслительных   функций   (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память.       Основная масса обучающихся класса – это дети со средними  уровнем способностей и достаточной  мотивацией учения,  которые в состоянии освоить программу по предмету на базовом   уровне.   Они   отличаются     организованностью,   дисциплинированностью, ответственным отношением к выполнению учебных, особенно, домашних заданий. В классе можно выделить группу обучающихся ( 5 человек ), которые достаточно часто не имеют всего необходимого к уроку, не выполняют домашние задания. Чтобы включить этих детей в   работу   на   уроке,   будут   использованы   нетрадиционные   формы   организации   их деятельности, частые смены видов работы, потому что волевым усилием эти дети заставить себя работать не в состоянии.         В   целом   обучающиеся   класса   весьма   разные     с   точки   зрения   своих   индивидных особенностей:   памяти,   внимания,   воображения,   мышления,   уровня   работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с   ними   разных   каналов   восприятия   учебного   материала,   разнообразных   форм   и   метод работы.       Тип программы:  базового уровня. Содержание обучения  1. Введение в основы общей биологии (4 ч.)   Биология   –   наука   о   живом   мире.   Разнообразие   и   общие   свойства   живых   организмов. Признаки   живого:   клеточное   строение,   обмен   веществ   и   превращение   энергии, раздражимость,   гомеостаз,   рост,   развитие,   воспроизведение,   движение,   адаптация. Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.  2. Основы учения о клетке (10 ч.)  Краткий   экскурс   в   историю   изучения   клетки.   Цитология   –   наука,   изучающая   клетку. Клетка   как   основная   структурная   и   функциональная   единица   организмов.   Клетка   как биосистема. Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения   клеток   животных   и   растений.   Вирусы   –   неклеточная   форма   жизни. Биологический   состав   клетки:   неорганические   и   органические   вещества   в   ней.   Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты,   их   структура   и   функции.   Механизм   самоудвоения   ДНК.   Строение   клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке. Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки.   Участие   ферментов.   Биосинтез   белка   в   клетке.   Биосинтез   углеводов   в   клетке (фотосинтез).   Роль   пигмента   хлорофилла.   Космическая   роль   зеленых   растений. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.  Лабораторная работа. Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клеток. 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч.)  Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение. Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки   прокариот.   Клеточный   цикл.   Особенности   половых   клеток.   Сущность   мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.   Онтогенез   и   его   этапы.   Эмбриональное   и   постэмбриональное   развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.  Лабораторная работа. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.  4. Основы учения о наследственности и изменчивости (11ч) Краткий экскурс в историю генетики.   Основные   понятия   генетики:   наследственность.   Ген,   генотип,   фенотип, изменчивость.   Закономерности   изменчивости.   Закономерности   наследования   признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы. Хромосомная   теория   наследственности.   Взаимодействие   генов   и   их   множественное действие.   Определение   пола.   Наследование   признаков,   сцепленных   с   полом.. Наследственные   болезни   человека.   Значение   генетики   в   медицине   и   здравоохранении. Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая   (комбинативная   и   мутационная)   изменчивость.   Модификационная изменчивость.   Онтогенетическая   изменчивость.   Причины   изменчивости.   Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых растений. Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.  Лабораторная работа. Решение генетических задач.  Лабораторная   работа.  Выявление   генотипических   и   фенотипических   проявлений   у растений, разных видов, произрастающих в неодинаковых условиях.  5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 ч.)   Генетические   основы   селекции   организмов.   Задачи   и   методы   селекции.   Учение   Н.И. Вавилова   о  центрах   многообразия   и   происхождения   культурных   растений.   Достижения селекции   растений.   Особенности   методов   селекции   животных.   Достижения   селекции животных. Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.  6. Происхождение жизни и развитие органического мира (5 ч.)  Представление   о   возникновении   жизни   на   Земле   в   истории   естествознания.   Гипотеза возникновения   жизни   А.И.   Опарина   и   ее   развитие   в   дальнейших   исследованиях. Современные   гипотезы   возникновения   жизни   на   Земле.   Появление   первичных   живых организмов.   Зарождение   обмена   веществ.   Возникновение   матричной   основы   передачи наследственности.   Предполагаемая   гетеротрофность   первичных   организмов.   Ранее возникновение   фотосинтеза   и   биологического   круговорота   веществ.   Автотрофы, гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот – к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы. Этапы развития жизни на Земле. Основные   приспособительные   черты   наземных   растений.   Эволюция   наземных   растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли. 7.Учение об эволюции (9 ч.)  Идея развития органического мира в биологии. Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость   организмов   в   природных   условиях.   Движущие   силы   эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности.   Многообразие   видов   –   результат   эволюции.   Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида   и   единица   эволюции.   Элементарный   материал   и   факторы   эволюции.   Процессы образования   новых   видов   в   природе   –   видообразование.   Понятие   о   микроэволюции   и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции. Влияние человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.  Лабораторная работа. Изучение изменчивости у организмов.  8.Происхождение   человека   (антропогенез)   (6   ч.)  Место   человека   в   системе органического   мира.   Человек   как   вид,   его   сходство   с   животными   и   отличие   от   них. Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические   отличительные   особенности   человека.   Речь   как   средство   общения   у человека.   Биосоциальная   сущность   человека.   Взаимосвязь   социальных   и   природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.  9.Основы экологии (12 ч.)  Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда ­ источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно – воздушная, почвенная, организмы как среда обитания. Экологические факторы среды:   абиотические,   биотические,   антропогенные.   Основные   закономерности   действия факторов   среды   на   организмы.   Приспособленность   организмов   к   действию   отдельных факторов   среды   (на   примере   температуры   или   влажности):   экологические   группы   и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение. Основные   понятия   экологии   популяций.   Основные   характеристики   популяции: рождаемость,   выживаемость,   численность;   плотность,   возрастная   и   половая   структура, функционирование   в   природе.   Динамика   численности   популяций   в   природных сообществах.   Биотические   связи   в   регуляции   численности.   Понятие   о   биоценозе, биогеоценозе, экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза. Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые  биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления   леса   на   месте   гари   или   пашни).   Разнообразие   наземных   и   водных экосистем.  Естественные  и искусственные  биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием   деятельности   человека.   Биосфера   как   глобальная   экосистема.   Учение   В.И. Вернадского   о   роли   живого   вещества   в   преобразовании   верхних   слоев   Земли. Биологический   круговорот   веществ   и   поток   энергии   в   биосфере.   Роль   биологического разнообразия   в   устойчивом   развитии   биосферы.   Экология   как   научная   основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль   биологического   и   экологического   образования,   роль   экологической   культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества. Лабораторная работа. Оценка качества окружающей среды.  Лабораторная работа. Приспособленность организмов к среде обитания. Биологическое разнообразие   и   его   значение   в   жизни   нашей   планеты.   Сохранения   биоразнообразия. Значение   биологических   и   экологических   знаний   для   практической   деятельности. Контрольные работы: Контрольная работа №1 «Основы учения о клетке».  Контрольная работа №2 «Основы общей биологии». Тема Урока № Урок а Тематическое планирование 68 часов ( 2 часа в неделю) Тип урока УУД Примечания Дата (П)* Дата (Ф)* Глава 1 «Общие закономерности жизни» ­5 часов 1/1 Биология — наука о живом мире. Урок открытия нового знания 02.09 2/2 Методы биологических  Урок рефлексии исследований 3/3 Общие свойтва живых  организ ­ мов. Урок рефлексии 4/4 Многообразие форм жизни Урок  систематизации  знаний Называть и характеризовать  различные научные области  биологии. Характеризовать роль биологи  ческих наук в практической  деятельности людей Объяснять назначение методов  исследования в биологии. Характеризовать и сравнивать  методы между собой. Соблюдать правила работы в  кабинете, обращения с  лабораторным оборудованием. Называть и характеризовать  признаки живых существ. Сравнивать свойства живых  организмов со свойствами тел не жи вой природы, делать выводы Называть четыре среды жизни в  биосфере. Характеризовать отличительные  особенности представителей разных царств живой природы. 5/5 Обобщение и систематизация знаний по теме 1 Урок  развивающего  контроля Объяснять особенности строения и  жизнедеятельности вирусов. Объяснять понятие «биосистема». Называть структурные уровни  организации жизни Отвечать на итоговые вопросы темы 1, предложенные в учебнике. Овладевать умением  аргументировать свою точку зрения  при обсуждении проблемных  вопросов темы, выполняя итоговые  задания Глава 2 «Закономерности жизни на клеточном уровне» ­11 часов 6/1 Многообразие клеток. Лабораторная работа № 1 «Многообразие  клеток эукариот. Сравнение  растительных и  животных кле  ток» 7/2 Химические вещества в  клетке Урок открытия  нового знания Называть отличительный признак  различия клеток прокариот и  эукариот. Приводить примеры  организмов прокариот и эукариот. Выделять существенные  признаки жизнедеятельности клетки свободноживущей и входя­ щей в состав ткани. Называть имена учёных,  положивших начало изучению клетки Различать и называть основные  неорганические и органические  вещества клетки. Объяснять  функции воды, минеральных ве  ществ, белков, углеводов, липидов и 8/3 Строение клетки Урок открытия  нового знания 9/4 Органоиды клетки и их  функции Урок открытия  нового знания 10/5 Обмен веществ — основа су ществования клетки Урок открытия  нового знания нуклеиновых кислот в клетке. Сравнивать химический состав  клеток живых организмов и тел не  живой природы, делать выводы Различать основные части клетки. Называть и объяснять существенные признаки всех частей клетки. Сравнивать особенности клеток расте ний и животных Выделять и называть сщественные признаки строения органоидов. Различать органоиды клетки на рисун ке учебника. Объяснять функции от дельных органоидов в жизнедеятельности раститель ной и животной клеток Определять понятие «обмен веществ». Устанавливать различие понятий «ассимиляция» и «диссимиляция». Характеризовать и сравнивать роль ассимиляции и диссимиляции в жизнедеятельности 11/6 Биосинтез белка в живой клетке Урок открытия  нового знания 12/7 Биосинтез углеводов — фо тосинтез Урок открытия  нового знания 13/8 Обеспечение клеток энерги ей Урок рефлексии 14/9 15/10 Размножение клетки и её жизненный цикл. Лабораторная работа № 2 Урок рефлексии Урок  систематизации  клетки, делать выводы на основе сравнения. Определять понятие «биосинтез бел ка». Выделять и называть основных участников биосинтеза белка в клет ке. Различать и характеризовать эта пы биосинтеза белка в клетке. Отвечать на итоговые вопросы Определять понятие «фотосинтез». Сравнивать стадии фотосинтеза, де лать выводы на основе сравнения. Характеризовать значение фотосин теза для растительной клетки и при роды в целом Определять понятие «клеточное ды хание». Сравнивать стадии клеточного дыхания и делать выводы. Характеризовать значение клеточного дыхания для клетки и организма. Выявлять сходство и раз личие дыхания и фотосинтеза Характеризовать значение размно жения клетки. Сравнивать деление клетки «Рассматривание микро пре паратов с делящимися клет ками». знаний 16/11 Обобщение и систематиза ция знаний по теме 2 Урок  развивающего  контроля прокариот и эукариот, де лать выводы на основе сравнения. Давать определение понятия «ми тоз». Объяснять механизм распреде ления наследственного материала между двумя дочерними клетками у прокариот и эукариот. Давать определение понятия «кле точный цикл». Называть и характеризовать стадии клеточного цикла. Наблюдать, опи сывать и зарисовывать делящиеся клетки по готовым микропрепара там. Фиксировать результаты на блюдений, формулировать выводы. Обобщать и систематизировать зна ния по материалам темы 2. Обсуждать проблемные вопросы, предложенные в учебнике. Отвечать на итоговые вопросы. Использовать информационные ре сурсы для подготовки презентаций и сообщений по материалам темы Глава 3 Закономерности жизни на организме ном уро не (17 ч) 17/1 Организм — открытая жи вая система (биосистема) Урок открытия  нового знания 18/2 Примитивные организмы Урок рефлексии 19/3 Растительный организм и его особенности Урок рефлексии Обосноввать отнесение живого ор ганизма к биосистеме. Выделять существенные признаки биосистемы «организм»: обмен ве ществ и пре вращения энергии, пи тание, дыхание, транспорт веществ, связи с внешней средой. Объяснять целостность и откры тость биосистемы. Выделять существенные признаки бактерий, цианобактерий и виру сов. Объяснять (на конкретных при мерах) строение и значение бакте рий, цианобактерий и вирусов. Рассматривать и объяснять по ри сунку учебни ка процесс проникно вения вируса в клетку и его размно жения. Приводить примеры заболе ваний, вызываемых бактериями и вирусами Выделять и обобщать существен ные признаки растений и раститель ной клетки. Характеризовать осо бенности процессов жизнедеятель ности растений: питания, дыхания, фотосинтеза, размножения. 20/4 Многообразие растений и значение в природе Урок рефлексии 21/5 Организмы царства грибов и лишайников. 22/6 Животный организм и его особенности Сравнивать значение полового и бесполого способов размножения растений, делать выводы на основе сравнения. Выделять и обобщать существен ные признаки растений разных групп, особенности строения споро вых растений. Называть конкретные примеры споровых растений. Выделять и обобщать особенности строения семенных растений. Выделять и характеризовать суще ственные признаки строения и про цессов жизнедеятельности грибов и лишайников. Сравнивать строение грибов со строением растений и жи вотных, делать выводы. Называть конкретные примеры гри бов и лишайников. Выделять и обобщать существен ные признаки строения и процес сов жизнедеятельности животных. Наблюдать и описывать поведение животных. Называть конкретные примеры раз личных диких животных и § § 23/7 Многообразие животных 24/8 Сравнение свойств организ ма человека и животных 25/9 Размножение живых орга низмов § § наибо лее распространённых домашних животных. Выделять и обо щать существен ные признаки строения и процес сов жизнедеятельности животных. Выявлять принадлеж ность животных к определённой систематической группе (классифи кации). Различать на натуральных объектах, рисунках, фотографиях, таблицах органы и системы органов животных разных типов и классов, наиболее распространён ных домашних животных и живот ных, опасных для человека. Приводить доказательства родства человека с млекопитающими жи вотными. Выявлять и называть клет ки, ткани органы и системы орга нов человека на рисунках учебника и таблицах. Выделять и характеризовать суще ственные признаки двух типов раз множения организмов. Сравнивать половое и бесполое раз множение, женские и мужские по ловые 26/10 Индивидуальное развитие ор ганизмов 27/11 Образование половых кле ток. Мейоз 28/12 Изучение механизма наследственности клет и, делать выводы. Объяснять роль оплодотворения и образования зиготы в развитии жи вого мира. Давать определение понятия «онто генез». Выделять и сравнивать су щественные признаки двух перио дов онтогенеза. Объяснять процессы развития и рос та многоклеточного организма. Различать на рисунке и таблице ос новные стадии развиия эмбриона. Называть и характеризовать жен ские и мужские половые клетки, ди плоидные и гаплоидные клетки ор ганизмов. Давать определение п ня тия «мейоз». Характеризовать и сравнивать первое и второе деле ние мейоза, делать выводы. Различать понятия «сперматоге нез» и «оогенез». Анализировать и оценивать биоло гическуюроль мейоза.

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9

Рабочая программа биология 9
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017