Рабочая программа дошкольного образования "Первая ступенька"
Оценка 4.6

Рабочая программа дошкольного образования "Первая ступенька"

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
классное руководство
Детсад
01.05.2017
Рабочая программа дошкольного образования "Первая ступенька"
Рабочая программа «Первая ступенька» предназначена для подготовки детей 6-7 лет к школе и разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 6-7 лет, научный руководитель Н. А. Федосова (М.: Просвещение, 2015), рекомендованной Министерством образования РФ.Рабочая программа дошкольного образования "Первая ступенька"
МОЯ программа дошк.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №7 г. Чехова Московской области                                                                                                 Утверждаю                                                                            Директор МБОУ гимназии №7                                                                                                  Рубцова Е.Н.                                                                                       ______________________                                                                             Приказ №____ от ____________                                                                               М. П. Рабочая программа   дошкольного образования «Первая ступенька» Возраст детей 6­7 лет Срок реализации – 1год                                                               Составитель рабочей программы:                                                                                                        Мухина Л.П.,                                                                                   учитель начальных классов                                                                                                  первой кв. категории 2016­2017 учебный год Пояснительная записка         Рабочая программа «Первая ступенька» предназначена для подготовки детей 6­7 лет к школе и разработана   в   соответствии   с   требованиями   Федерального   государственного   стандарта   начального общего   образования   второго   поколения   на   основе   программы   «Преемственность»   (программа   по подготовке к школе детей 6­7 лет,   научный руководитель Н. А. Федосова (М.: Просвещение, 2015), рекомендованной Министерством образования РФ.        Программа в своей основе ориентирована на учебные пособия: 1.Н.А. Федосова. «От слова к букве». Пособие для детей 5 – 7 лет. – М: Просвещение, 2015. 2.С.И. Волкова. «Математические ступеньки». Пособие для детей 5 – 7 лет. – М: Просвещение, 2015.      Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.        Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть   развита   мотивационная   сфера,   где   любознательность   выступает   как   основа   познавательной активности,   сформированы   эмоционально­волевые   и   познавательные   сферы   психических   функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.           Цель программы  – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.              Цель   занятий   «Первая   ступенька»   ­   подготовка   ребенка   к   школьной   жизни,   новой   ведущей деятельности,   развитие   и   коррекция   познавательных   и   коммуникативных   способностей   ребенка, преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребёнка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.  Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: 1) формирование   навыков   учебной   деятельности,   развитие   познавательных   интересов   и стимулирование   желания   учиться   в   школе,   воспитание   устойчивого   внимания,   наблюдательности, организованности; 2) помощь; 3) развитие   у   детей   наглядно­образного   и   логического   мышления,   произвольного   внимания, зрительно­слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени.       Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс   создания   системы   непрерывного   образования.   Одно   из   основных   условий   обеспечения функционирования   и   развития   единой   непрерывной   системы   образования   —   это   осуществление преемственности   разных   ступеней,   в   частности   преемственность   дошкольного   и   начального образования.   учитываются следующие тенденции развития образования:       — от репродукции знаний к их продуктивному использованию в зависимости от решаемых задач;       — от механического заучивания к учению как процессу интеллектуального развития;            — от статистической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;            — от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;       — от внешней мотивации учения к внутренней нравственно­волевой регуляции.           В   связи   с   этим   совершенствуются   образовательные   технологии,   при   разработке   которых воспитание   у   детей   коллективизма,   уважения   к   старшим,   стремления   оказывать   друг   другу 2 Таким   образом,   важнейшей   составляющей   педагогического   процесса   становится   личностно­ ориентированный подход, развитие личностных компетенций.           Общая характеристика программы      Основные   положения   программы:  подготовка   к   школе   носит   развивающий   характер;   не   допускает   дублирования   программ   первого   класса;   помогает   освоить   специфику   социальных отношений   (в   семье,   со   сверстниками,   со   взрослыми);   обеспечивает   формирование   ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону   его   ближайшего   развития;   обеспечивает   постепенный   переход   от   непосредственности   к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности;   готовит   переход   от   игровой   к   творческой,   учебной   деятельности,   в   том   числе   в сотрудничестве  со   сверстниками  и  взрослыми;  инвариантна   и  готовит  к  любой   системе  школьного образования.   Основные   принципы   построения   программы:  общее   развитие   с   учётом   индивидуальных   возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка   и   сохранение   здоровья;   формирование   духовно­нравственных   установок   и   ориентаций; развитие   устойчивой   психологической   адаптации   к   новым   условиям   образования;   сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.   Содержание   подготовки   к   обучению  строится   на   таких   принципах:   учёт   возрастных   и   индивидуальных   особенностей   ребёнка;   систематичность   и   последовательность;   вариантность   и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с  окружающим   миром;  использование   произведений  искусства;   разнообразие   игровых   и  творческих заданий;   многообразие   видов   художественно­творческой   деятельности   (игровая,   музыкальная, художественно­речевая, театрализованная).     Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность.       Особенностью содержания подготовки к школе является то, что материал, предложенный для детей дошкольного   возраста,   разработан   на   интегрированной   основе   и   деление   содержания   на   предметы условно.            Место занятий в учебном плане Занятия проводятся с группой детей с октября по май. Количество  часов с октября по май по рабочей программе – 60, количество часов в неделю – 2. Продолжительность занятия 30 минут с 10­минутным перерывом.      Программа «Первая ступенька» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов:     «Развитие речи»;  «Математические ступеньки»; «Творчество». Основное содержание программы Название курса 1. «Развитие речи» Количество часов по рабочей программе 26 ч 3 2. «Математическая ступенька» 3. «Творчество» Итого 26ч 16 ч 68 ч КУРС «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТУПЕНЬКА»                                                                                         Рабочая программа по курсу «Математические ступеньки» разработана на основе программы  Н.  А.  Федосовой   «Преемственность.   Программа   по  подготовке   к  школе   детей   5­7  лет»,   авторской программы С.И. Волковой «Математические ступеньки», рекомендованной Министерством образования РФ   в   соответствии   с   требованиями   Федерального   государственного   образовательного   стандарта начального образования.        Рабочая программа рассчитана на 26 часа.       Для реализации программного содержания используются: • Волкова С.И. «Математические ступеньки» : Учебное пособие для подготовки детей к школе. ­ М.: Просвещение, 2015. •  Н. А. Федосова. Программа «Преемственность Программа по подготовке к школе детей 5­7 лет». ­ М. : Просвещение, 2015.            Данный курс определяет содержание работы по математической подготовке детей 6,5 – 7 лет к обучению в школе и задаёт основные направления реализации общих психолого­педагогических идей их развития на математическом материале. Главные цели курса математики подготовительного периода – это формирование начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей дошкольников.       Развитие познавательных способностей у детей будет более эффективным, если в процессе работы с математическим   материалом   систематически   будут   включаться   задания,   направленные   на   развитие логического мышления (проведение сравнений, анализа, разбиение объектов на группы, выделение части и целого, проведение доступных обобщений), пространственного воображения и речи ребёнка. Развитие познавательных процессов – восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи   –   позволяет   целенаправленно   и   систематически   развивать   познавательные   способности дошкольников, а это необходимое условие их подготовки к школе.         Программа «Математические ступеньки» направлена на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать,   выделять   указанные   и   новые   свойства   объекта,   его   существенные   и   несущественные характеристики; понимать относительность свойств; делать выводы, проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы.            В   основу   отбора   математического   содержания,   его   структурирования   и   разработки   форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на   первостепенное   значение   общего   развития   ребенка,   включающего   в   себя   его   сенсорное   и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.          Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.          Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных   способностей,   которая   осуществляется   через   развитие   у   детей   познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.           В   математическом   содержании   подготовительного   периода   объединены   три   основные   линии: арифметическая (цифры и числа от 0 до 9, число 10),геометрическая (пространственные представления, простейшие геометрические фигуры и их прообразы  в окружающем мире, форма, размер, расположение 4 на плоскости и в пространстве объектов и простейших геометрических фигур, изготовление моделей геометрических фигур из бумаги); содержательно­логическая, построенная на основе математического материала двух первых линий и создаёт   условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления  детей.           В   курсе   «Математические   ступеньки»   реализуется   основная   методическая   идея   —   развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором   и   структурированием   заданий,   формой   их   представления,   доступной,   интересной   и увлекательной для детей этого возраста.           Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются: практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперименты, наблюдения на действиях с предметами, предметными картинками, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая.      На данном этапе метод практических действий дополняется важнейшим для математики способом познания окружающего мира – методом моделирования (работа с предметами и группами предметов дополняется   выполнением   предметных   и   схематических   рисунков;   осуществляется   моделирование цифр из плоскостных элементов).           Более активное использование разнообразных дидактических игр математического содержания позволяет   не   только   углублять   математические   знания,   но   и   способствует   формированию   умений общаться  с  преподавателем,  развивает  навыки  сотрудничества  со  сверстниками,  формирует  умения оценивать свои действия, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо. Содержание программы       Сравнение   предметов   (фигур),   групп   предметов   по   форме   (круглый,   не   круглый,   треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др. Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.       Содержательно­логические задания на развитие: * внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы»  и др.; *  воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей  отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.; * памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического  материала; * мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для  выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.                                                              Планируемые результаты ­ знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их,  находить их прообразы в окружающей действительности;  ­проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.). Перечень учебно­­­методического обеспечения 1. .И.Волкова. Математические ступеньки. Пособие для детей 5­7 лет. Москва. Издательство  «Просвещение». 2016 г. 2. Школа для дошколят. Тренируем руку. Штриховка. Рабочая тетрадь. Издательство «Росмэн». 2016 г. 5 3. Программа по подготовке к школе детей 5­7 лет «Преемственность». Н.А.Федосова,  Е.В.Коваленко, И.А.Дядюнова, А.А.Плешаков, С.И.Волкова и др. Москва. «Просвещение». 2016          № п/п Учебно­тематический план по разделам: Наименование раздела Количество часов 1 2 3 4 5 Ориентировка в пространстве Величина     Геометрические фигуры Ориентировка во времени Количество и счет 2 3 3 2 16 Итого: 26 часов Календарно­тематическое планирование курса «Математические ступеньки» № п/ п 1­ 2 2 3 4 5 6 7 Сроки проведения урока  плановые скорректи­ рованные Тема урока Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) 20.10 27.10 10.11 17.11 01.12 08.12 22.12 Пространственные и временные представления. Ориентировка в пространстве (2 ч) Вводный инструктаж. Знакомство с  детьми. Уточнение пространственных  представлений ( вверху, внизу, между,  слева, справа и др.). Ориентировка на  листе бумаги в клетку. Величина (3 ч) Признаки предметов (размер, цвет,  форма, материал) Сравнение предметов по размеру  (большой, маленький, больше, меньше;  высокий ­  низкий, выше – ниже, длиннее­короче). Выделение по  заданному признаку. Сравнение предметов по массе,  количеству (больше, меньше, столько же, длиннее­короче). Объединение  предметов в группы по общему свойству. Знать: ­ правую и левую сторону;  иметь представление вверху, внизу,  между, слева, справа Уметь:  выражать местонахождение  предмета по отношению к себе и  другим, ориентироваться на листе  бумаги Знать: свойства предметов,  пользовать словами : больше­ меньше, уже­шире, выше­ниже,  часть меньше целого Уметь: делить целое на равные  части, сравнивать предметы разные  по величине, выражать словами  какой предмет больше, длиннее,  выше, шире, измерять длину  предметов с помощью условной  мерки. Геометрические фигуры ( 3 ч) Круг. Многоугольники: треугольник,  четырёхугольник. Отличие  многоугольника от круга.  Точка.  Отрезок – как сторона  многоугольника. Прямоугольник.  Квадрат. Треугольник, четырехугольник. Знать: различать геометрические  фигуры, различать их Уметь: различать форму предметов, рисовать геометрические фигуры Ориентировка во времени (2 ч) Временные отношения. (Позже, раньше;  вчера, сегодня, завтра. Неделя. Дни  Знать: понятия вчера, сегодня,  завтра, называть месяцы года Приме­ чания 6 8 29.12 9 12.01 10 19.01 11 12 13 14 15 02.02 09.02 24.02 02.03 16.03 16 23.03 17 30.03 18 06.04 19 13.04 20 20.04 21 27.04 22 04.05 23 18.05 24 25.05 Уметь: называть части суток, время  года, дни недели. недели). Отсчет дней недели по порядку  от любого дня. Ориентировка на листе  бумаги в клетку. Временная последовательность.  (Последовательность дней в неделе,  месяцев в году, времен года).  Определение времени по часам (по  часовой стрелке). Ориентировка на  листе бумаги в клетку. Количество и счет (16 ч) Знать: состав чисел первого  десятка, состав чисел из двух  меньших, цифры.  Уметь: называть числа в прямом и  обратном порядке, соотносить  цифру и число предметов,  правильно пользоваться  количественными и порядковыми  числительными, сравнивать числа в  пределах 10, ориентироваться на  листе бумаги, называть части суток, время года, дни недели. Счёт предметов в прямом и обратном  порядке. Устная нумерация: названия,  обозначение и последовательность чисел  от 0 до 10. Число 1 и цифра 1. Взаимосвязь между  целым и частью. Понятия «один»­  «много». Число2 и цифра 2. Понятие «пара» Число 3  и цифра 3.Состав числа  3.Образование следующего числа путем  прибавления единицы. Число 4 и цифра 4. Состав числа 4.  Сравнение чисел на наглядной основе. Число 0  и цифра 0. Составление  закономерностей. Числовой луч, отрезок. Число 5  и цифра 5. Состав числа 5.  Поиск закономерностей. Сравнение  групп предметов по количеству. Равенство. Знак «=». Сравнение групп  предметов. Ориентировка в  пространстве.  Действие «сложение». Сложение как  объединение групп предметов в одно  целое. Знак действия сложения «+».  Обозначение на числовом отрезке.  Действия +1 Действие «вычитание». Вычитание как  удаление части предметов из целого.  Знак действия вычитания «­». Действия  ­1 Число 6 и цифра 6. Сравнение предметов по величине мерки. Порядковый и  ритмичный счет.  Число 7 и цифр 7. Составление фигур из  частей и деление фигур на части.  Решение логических задач. Число 8 и цифра 8. Название,  последовательность и обозначение чисел  точками на отрезке прямой. Число 9 и цифра 9. Выделение предметов одинаковой формы. Прямой и обратный  счет. Упражнения на развитие внимания. Число 10 и цифра 10. Особенности  записи числа. Название,  последовательность и обозначение чисел  цифрами. Состав чисел первого десятка. Образование чисел с помощью единицы  +1,­1. Упражнения на развитие памяти,  мышления. Устное составление задач по  схематическому рисунку. 7 Курс  «Развитие речи»         Рабочая программа по курсу «Развитие речи» разработана на основе программы  Н. А. Федосовой «Преемственность. Программа по подготовке к школе детей 5­7 лет», авторской программы   Н. А. Федосовой «От слова к букве», программы предшкольной подготовки, утверждённой МО РФ (Москва 2009 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.    Рабочая программа рассчитана на 26 часа.     Для реализации программного содержания используется учебное пособие:  •  Н. А. Федосова. «От слова к букве». Учебное пособие для подготовки детей к школе. В двух частях. Часть 2 ­ М.: Просвещение, 2015.     Содержание   курса   направлено   на   общее   развитие   ребенка,   посредством   которого   создается Содержание ориентировано на решение следующих задач:   Курс   «Развитие   речи»   нацелен   на   разностороннее   развитие   ребенка   посредством   различных видов   деятельности,   выполняющей   функции   развития   связанной   речи,   фонематического   слуха, творческого   мышления,   координации   и   мелкой   моторики   движений,   мышц   двигательного   аппарата пишущей   руки,   зрительных   и   двигательных   факторов   как   единого   целого   действия.   Курс   ведет подготовку к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи.         прочная основа для успешного изучения русского языка.            —   создание   условий   для   формирования   многосторонне   развитой   личности   ребенка   (интеллектуальное,   духовно­нравственное,   эстетическое,   эмоциональное   развитие),   создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;       — практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;       — формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.        Отличительной   чертой   данного   курса,   по   сравнению   с   уже   существующими,   является осуществление интеграции работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму.              — расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;       — формирование грамматического строя речи ребенка; Основными задачами развития речи на подготовительном этапе являются: 8 Целью   подготовки   к   обучению   чтению   является   создание   условий   для   осмысленного   и        — совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической (ответы на вопросы,   пересказ  рассказа,  сказки,   составление  рассказа  по  картине,  рисункам  и  иллюстрациям   к произведению,   рассказ   по   личным   наблюдениям   и   впечатлениям,   составление   загадок,   сказок, рассказов, словесное рисование и т. д.);            — создание речевых высказываний различных типов: описания (человека, животных, предметов, помещения); рассуждения (прочитай свое любимое стихотворение. Чем оно тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку. Почему она тебе нравится больше других? и т. д.); повествования (различные виды пересказа, рассказа).        Развитие   речи   осуществляется   в   значительной   степени   на   произведениях   художественной литературы, что способствует обогащению речи детей, расширению их словарного запаса, их духовно­ нравственному и эстетическому развитию, подготавливает к адекватному восприятию литературных произведений в курсе «Литературное чтение» в начальной школе и курса «Литература» в основной школе, стимулирует развитие читательского интереса, воспитывает читателя, что является одной из актуальных   задач   современной   школы.   Помимо   этого,   материалом   для   занятий,   содействующих речевому развитию детей, являются окружающий ребенка мир, явления живой и неживой природы, произведения различных видов искусства (музыка, живопись) и др.        осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.        В   процессе   чтения   (слушания)   произведений   устного   народного   творчества   и   литературных произведений   происходит   интенсивное   многостороннее   развитие   ребенка:   интеллектуальное, нравственное,   эмоциональное,   эстетическое,   речевое;   у   детей   формируется   стабильное   внимание   к слову в художественном тексте (что является основой работы по изучению литературы в начальной и основной школе), умение воспринимать слово как основной элемент художественного произведения.        Непременным условием успешной работы по подготовке к чтению является создание условий для формирования у дошкольников стойкого и стабильного интереса к произведениям художественной литературы. Это достигается несколькими путями. Прежде всего, тщательно продуманным отбором произведений для чтения: это должны быть произведения, представляющие собой образцы детской художественной   литературы,   отвечающие   возрастным   и   психологическим   особенностям   детей, представляющие разные литературные жанры (сказки, рассказы, стихотворения, загадки, пословицы, поговорки).   Кроме   того,   использованием   преимущественно   игровых   форм   работы   (инсценирование эпизодов, игровые импровизации по сюжетам литературных произведений, различные конкурсы и пр.).                   — развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению (умение вслушиваться   в   речь,   в   отдельные   звуки,   работа   по   правильному   произнесению   звуков,   обучение правильному   интонированию,   управлению   темпом   речи).   Работа   по   развитию   артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов и пр.);        — чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок;       — беседа о прочитанном по вопросам воспитателя (ответы на вопросы, связанные с эмоциональным восприятием   произведения,   пониманием   сюжета,   характеров   основных   действующих   лиц,   умением услышать, воспринять на слух выразительные языковые средства — эпитеты, сравнения, разумеется, без использования терминологии);       — разучивание наизусть и выразительное чтение.       темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности.        Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.        Подготовка   к   обучению   письму   —   процесс   довольно   сложный,   так   как,   кроме   развитых слуховых   ощущений,   у  ребенка   должен   быть  хорошо   подготовлен   двигательный   аппарат,   особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление. В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят:  При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно говорить на определенные 9 При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.        Таким   образом,  курс  «Развитие  речи»  решает   задачи   подготовки  детей  к  обучению  чтению, письму и совершенствует их речь.        Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по   формированию   тонкой   моторики   и   развитию   координации   движений.   Речевые   игры   развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай  слово»,  «Составь  загадку»,  «Продолжи  сказку»,  «Продолжи  рассказ», «Повтори  быстро  и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др. № п/п 1. Наименование раздела Буквы, обозначающие гласные звуки 2. 3. Буквы, обозначающие согласные звуки  Литературная страна  Количество часов 7 16 3 Итого: 26 часов Планируемые результаты — ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения; — знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения); — знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность,  просьба; — осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по­разному: громко — тихо, быстро  — медленно, весело — грустно; — артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция  способствуют эффективному общению; — оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;           — использовать соответствующие ситуации, темп, громкость; 10 — обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение; — следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре: смотреть на собеседника, не перебивать говорящего, использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику  понять сказанное; — сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности; — соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание; — правильно произносить все звуки; — отчетливо и ясно произносить слова; — выделять из слов звуки; — находить слова с определенным звуком; — определять место звука в слове; — соблюдать орфоэпические нормы произношения; — составлять предложения по опорным словам, по заданной теме; — составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин; — пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;        — соблюдать элементарные гигиенические правила;       — ориентироваться на странице тетради. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 1. Программа   по   подготовке   к   школе   детей   5­7   лет   «Преемственность».   Н.А.Федосова, Е.В.Коваленко, И.А.Дядюнова, А.А.Плешаков, С.И.Волкова и др. Москва. «Просвещение». 2012 г. 2. Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка к школе. ­ М.: Просвещение, 2009.  3. Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2 ч. ­ М.: Просвещение, 2016.  4. Илюхина «Волшебные линии»         Календарно­тематическое планирование  курса «Развитие речи» Сроки проведения урока  плановы е скорректи­ рованные Тема урока Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) 13.10 20.10 03.11 10.11 17.11 24.11 08.12 15.12 Вводный инструктаж. Вводное занятие «Осенние  странички». Секрет общения. «Осенние странички». В мире звуков. Звук [о].  Буквы О, о. Звук [а]. Буквы А, а. Предложение. «Осенние странички». В мире звуков. Звук [у].  Буквы У, у. Звук [ы]. Буква ы . Слово. «Осенние странички». В мире слов. Звук [и]. Буквы И, и. Звук [э]. Буквы Э, э. Ударение. Схема слова. «Осенние странички». Буквы, обозначающие два  звука. Звуки [а], [й’а]. Буквы Я, я. Игры со  словами. «Осенние странички». Звуки [у],  [й’у]. Буквы Ю,  ю. Давайте договоримся. Звуки [э], [й’э]. Буквы Е, е. Звуки [о], [й’о]. Буквы  Ё, ё. Пословица­недаром молвится. «Зимние странички».     Звуки [л], [л’]. Буквы Л, л.  рассматривают рисунки,  составляют по ним  предложения, тексты; учат  стихотворения, выполняют  звуковой анализ слов,  отгадывают загадки,  дополняют рисунки, учатся  вписывать изображение в  ограниченное пространство; развивают умение  анализировать, обобщать,  сравнивать, развивают  творческое воображение,  фонематический слух,  обогащают словарный запас  слов, готовят руку к письму № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Приме ­чания 11 22.12 19.01 02.02 09.02 24.02 02.03 16.03 23.03 30.03 06.04 13.04 20.04 27.04 11.05 18.05 25.05 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Согласные звуки. Твёрдые, мягкие согласные  звуки. Согласные звуки. Звуки [м], [м’]. Буквы М, м. Звуки [н], [н’]. Буквы Н, н. Рифмы со словами. «Зимние странички». Звуки [р], [р’]. Буквы Р, р. Звуки [в], [в’]. Буквы В, в. Звонкие согласные  звуки. Звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф. Глухие  согласные звуки. «Зимние странички».Звуки [з], [з’]. Буквы З, з.  Звуки [с], [с’]. Буквы С, с. Тайна волшебных слов. «Зимние странички» Звук  [ш]. Буквы Ш, ш. Звук   [ж]. Буквы Ж, ж. Шипящие согласные звуки. «Зимние странички».Звуки [б], [б’]. Буквы Б, б.  Звуки [п], [п’]. Буквы П, п. Слова играют в прятки. «Зимние странички». Звуки [д], [д’]. Буквы Д, д. Звуки [т], [т’]. Буквы Т, т. Голоса природы. «Весенние странички» Звуки [г], [г’]. Буквы Г, г.  Звуки [к], [к’]. Буквы К, к.  «Весенние странички». Звуки [х], [х’]. Буквы Х, х. «Весенние странички». Звук [ц]. Буквы Ц, ц. Что на что похоже. «Весенние странички». Звук  [щ’]. Буквы Щ, щ. «Весенние странички». Звук [ч’]. Буквы Ч, ч. Игра  «Доскажи словечко» «Весенние странички». Звук  [й’]. Буквы Й, й. Игра «Цветные буквы» «Весенние странички» Буквы ь, ъ. Буква,  обозначающая мягкость согласного. В гостях у  сказки. Летние странички. Летние странички. Итоговое занятие «Путешествие в страну букв и  звуков». Летние странички. 12 КУРС «ТВОРЧЕСТВО»          Курс   “Творчество”   является   программой   художественно­эстетической   направленности. Дошкольный   возраст   –   яркая,  неповторимая   страница   в   жизни   каждого   человека.   Именно  в   этот период   происходит   приобщение   к   культуре,   к   общечеловеческим   ценностям.   Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.        Курс “Творчество” вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью разных видов творчества,   у   ребёнка   появляется   возможность   поверить   в   себя,   в   свои   способности.   Курс предусматривает   развитие   у   воспитанников   художественно­конструкторских   способностей, нестандартного   мышления,   творческой   индивидуальности.   Это   вооружает   детей   способностью   не только   чувствовать   гармонию,   но   и   создавать   ее   в   любой   иной,   чем   художественное   творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.          Уровень развития ручной умелости тесно взаимосвязан с речью и способствует её развитию. В процессе деятельности происходит взаимодействие всех анализаторных систем ребёнка: зрительного, слухового и пространственного восприятия, осуществляется их формирование. В занятиях полезных для   развития   мелких   и   точных   движений   рук   от   задействованных   мышц   (сгибательных   и разгибательных)   импульсы   поступают   в   мозг.   Это   позволяет   непосредственно   стимулировать центральную   нервную   систему   и   способствовать   её   развитию.   Таким   образом,   формируя   и совершенствуя мелкую моторику рук, мы усложняем строение мозга, что в свою очередь способствует развитию речи, психических процессов, интеллекта ребёнка. Основные виды деятельности: ­ лепка; ­ аппликация; ­ конструирование. Основная цель курса состоит в том, чтобы заложить основы для понимания различных конструкций предметов, научить детей определять последовательность операций при изготовлении того или иного изделия. Важнейшими задачами курса являются: – подготовка детей к самостоятельному выполнению действий в определенном порядке; – обучение умениям целенаправленно рассматривать предметы, рисунки, сравнивать их между собой, выделять   общее   и   различное,   делить   предметы   на   части,   находить   основные   детали,   от   которых зависит расположение других частей, делить части на составляющие детали, анализировать условия практической задачи для получения конечного результата; – ознакомление детей с различными материалами, видами соединений и способами крепления деталей, частей; правилами безопасной работы с ручными инструментами; – воспитание трудолюбия, аккуратности, стремления начатое дело довести до завершения, умения проявлять фантазию, творческое отношение к работе; – воспитание умения работать в паре, коллективе, испытывать радость совместного труда, бережного отношения к своему труду, к природе, окружающим предметам как результату труда других людей; ­воспитывать   аккуратность,   терпение,   толерантность,   чувство   взаимопомощи,   ответственности   за порученное   дело,   самостоятельность,   бережное   и   экономичное   отношение   к   используемым материалам; прививать стремление к творчеству; ­     развитие   мелкой   моторики   рук,   что   в   свою   очередь   влияет   на   развитие   речи   детей;   развитие творческих способностей детей, фантазии, воображения. Содержание курса. Знакомство с различными материалами и их основными свойствами: пластилин, бумага; с готовыми природными формами: шишки, сухие веточки, плоды, семена деревьев и кустарников, травянистых растений,  и др. 9 Выявление возможности использования конструктивных особенностей материалов. Влияние формы, цвета, размера на выразительность конструкции. Конструирование   по   образцу,   рисунки   по   заданиям,   по   условиям,   замыслу   с   учетом пространственного расположения частей и деталей предмета (внизу, вверху, слева, справа, между), сравнение по числу деталей (больше, меньше столько же), по их форме. Использование различных видов деятельности: – разметка: на глаз, сгибанием; – обработка: выполнение приемов лепки – разминание, раскатывание и др. (глина, пластилин); резание (бумага); разравнивание, накручивание; –   сборка:   склеивание,   наклеивание,   нанизывание;   завязывание   на   двух   узелках,   бантом   (нитки, шнурок); плетение (полоски бумаги и др.); – отделка: раскрашивание (бумага); аппликация (бумага, природный материал, бечевка); украшение рисунком (бумага). Технологические   операции   выполняются   ручными   инструментами   (стека,   карандаши,   линейка, ножницы,   кисточка   для   клея)   и   приспособлениями   (доска   для   лепки,   салфетки,   подставка   для кисточки). Особое внимание следует уделить развитию у детей самоконтроля – умению сравнить свое изделие с предложенным образцом (рисунком), развитию внимания, наблюдательности, памяти, воображения, фантазии, творческого отношения к труду. К концу курса дети должны: В конструировании  Видеть конструкцию предмета и анализировать ее с учетом практического назначения.  Создавать различные конструкции предмета по инструкции.                                     Определять число деталей в простейшей конструкции предмета и их взаимное расположение.  Конструировать по образцу, по замыслу из готовых деталей. В лепке  Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур;  создавать сюжетные композиции из 2—3 и более изображений.  Владеть соблюдать правила культуры труда приемами лепки.  Выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа. В аппликации  Создавать изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и усвоенные    способы вырезания и обрывания; создавать сюжетные и декоративные композиции.          Соблюдать правила культуры труда. Курс “Творчество” рассчитан на 12 занятий. Формы организации детей различны. Предусмотрены  ­теоретические – рассказ учителя, беседа с детьми, рассказы детей, показ учителем способа действия, ­практические, в ходе которых дети под контролем педагога самостоятельно выполняют работу. Методы,   в   основе   которых   лежит   способ   организации   непосредственно   образовательной деятельности: ­словесный (устное изложение, беседа, рассказ т.д.), ­наглядный (показ иллюстраций, наблюдение). ­практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.). Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:   объяснительно­иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; репродуктивный   –   воспитанники   воспроизводят   полученные   знания   и   освоенные   способы деятельности; частично­поисковый   –   участие   детей   в   коллективном   поиске,   решение   поставленной   задачи совместно с педагогом; исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.  Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на непосредственно образовательной деятельности: 10 фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися, индивидуально­фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы, групповой – организация работы в группах, индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем, и другие. Планируемые результаты. выявление и осознание ребенком своих способностей; формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля; развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения; мелкой моторики рук и глазомера;  художественного вкуса, творческих способностей и фантазии;  овладении навыками культуры труда; улучшении своих коммуникативных способностей и приобретении навыков работы в  В результате обучения по данному курсу предполагается:        коллективе. Формы подведения итогов реализации курса: – выставки детских работ; – составление альбома лучших работ; – презентация детских работ родителям. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 1. Брыкина Е.К. “Творчество детей с различными материалами”, Педагогическое общество России, М: 2002г.; 2. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками” (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ “Сфера”, 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.) 3. Куцакова Л.В. “Конструирование и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 1990 г.; 4.   Машинистов   В.Г.,   Романина   В.И.   “Дидактический   материал   по   трудовому   обучению”,   М: “Просвещение”, 1991 г.; 5. Тарабарина Т.И. “Оригами и развитие ребенка”, “Академия развития”, Ярославль,  2006 г. 11 Календарно­тематическое планирование курса «Творчество» Вид деятельности Тема урока Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) Примеча ния № п/ п Сроки проведения урока  планов ые скорр екти­ рован ные 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 ИЗО "Школьные принадлежности" Аппликация "Береза" Лепка ИЗО "Зонтик" "Фруктовая корзинка" Аппликация  "Снеговик" Лепка ИЗО Лепка "Елка с шарами" "На лесной полянке"  "Техника" Мозаика «Букет» Аппликация "Домашнее животное" Аппликация "Божья коровка" ИЗО «Первоцвет» Аппликация «Геометрический зоопарк» Лепка ИЗО «Жгутиковая мозаика » «Яблоневая ветка» Мозаика «Игрушки» В конструировании •Видение конструкции  предмета и анализ ее с  учетом практического назначения. •Создание различных  конструкции предмета по  инструкции.                                •Определение чисел деталей в  простейшей конструкции  предмета и их взаимное  расположение. •Конструирование по образцу, по замыслу из готовых  деталей. В лепке •Лепка различных предметов,  передавая их форму,  пропорции, позы и движения  фигур; создание сюжетные  композиции из 2—3 и более  изображений. •Соблюдение правил приемов  лепки. •Выполнение декоративных  композиций. В аппликации •Создание изображения  различных предметов,  используя бумагу разной  фактуры и усвоенные способы вырезания и обрывания;  создание сюжетные и  декоративные композиции.       • Соблюдение правил  культуры труда. Развитие у детей  самоконтроля: умения  сравнить свое изделие с  предложенным образцом  (рисунком), развитию  внимания, наблюдательности,  памяти, воображения,  12 фантазии, творческого  отношения к труду. ПРИЛОЖЕНИЕ Краткое описание дидактических игр, используемых в процессе обучения дошкольников Игра 1.       «Полслова за вами» Цель:     Развивать речь дошкольников, пополнить словарный запас, развивать фонематический  Содержание: Учитель произносит начало слова (название предмета), обучающиеся заканчивают слух. слово. Слова можно подбирать по определенным темам, возможно использование иллюстраций.  Работа может проводиться в парах и фронтально. Игра 2. « Опиши предмет» Цель:      Знакомство с понятиями «свойства и признаки предметов», формирование умения  угадывать предмет по его признакам. Содержание: Учитель или обучающийся задумывает предмет, окружающие задают наводящие  вопросы, пытаясь по признакам угадать задуманное. Игра 3. «Я знаю» Цели: Развитие речи обучающихся, пополнение словарного запаса, развитие наблюдательности  и внимания. Содержание: Учитель (ребенок), используя мяч, проговаривает следующий текст, ритмично  ударяя мячом о пол:  ­ Я знаю пять имен мальчиков:  Саша ­ раз,  Дима ­ два,  Игорь ­ три,  Денис ­ четыре,  Володя ­ пять. Далее мяч передается следующему игроку. Он называет следующие пять предметов. Это могут  быть любые предметы (игрушки, цветы, деревья и т.д.) . Игра 4. «Догадайся, что показал» (пантомима) Цель: Развивать внимание наблюдательность, речь, терпение.  Содержание: Желающий изображает предмет (живой или неживой), не произнося никаких  звуков. Остальные пытаются догадаться что изображается. Возможно использование для пантомимы  нескольких желающих. Игра 5.  «Расшифруй письмо» Цель: Развитие наблюдательности, внимания, умения сосредоточиться    на поиске  необходимой буквы или слога.  13 Содержание: Учитель зашифровывает буквы любыми значками или рисунками и, используя эти обозначения, «записывает» слово. Дети пытаются разгадать слово, находя значки с обозначаемыми  ими буквами. Игра 6. «Кто лучше» Игра организуется на основе игры 5, где дети уже сами зашифровывают слова, используя  значки, предложенные учителем. Разгадываем слова вместе, выясняя кто лучше сумел зашифровать  слово. Игра 7.«Кто наблюдательнее» Цель: Закрепление знаний о буквах и звуках, поиск букв в тексте, развитие внимания и  наблюдательности.  Содержание: Учитель предлагает детям текст, где обучающиеся находят  выбранную учителем  букву. Игра 8. «Сочини сказку о предмете». Цель: Развитие речи учащихсчя, пополнение словарного запаса.  Содержание: Учитель или дети выбирают любой предмет и пытаются сочинить вместе сказку о  приключениях данного предмета. Игра 9. «День ­ ночь» Цель: Развитие речи учащихся, умения сосредоточиться на поиске необходимого понятия. Содержание: Учитель называет слово, дети ­ противоположное ему по значению: «День ­ ночь,  сладкий ­ кислый» и др. Игра 10. «Подружи букву» Дети соединяют звуки в слоги устно, а на письме ­ записывают пары букв (слоги­ слияния) Игра 11. «Идем в гости» Дети делятся на группы: хозяева и гости. «Хозяева» должны встретить «гостей», используя  «волшебные слова». «Гости отвечают тем же». Игра 12. «Составь слово» Дети составляют слова из предложенных учителем слогов. Слоги могут быть ярко и красочно  иллюстрированы. Например, в виде шаров или цветов, которые надо собрать в один пучок или букет. Игра 13. «Разложи по­порядку» Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Дети  должны определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже, т.е.  разложить по­порядку. Игра 14. «Сказочные владения Радуги. Опиши» Дети описывают предметы, окружающие их, используя знания о цветах радуги, стараясь как  можно ярче описать тот или иной предмет. Игра 15. «Молоточки» Дети «отстукивают» ритм слов, ударяя на каждый гласный звук в словах, произносимых  учителем, палочкой по столу, выделяя ударный звук. Игра помогает закрепить знания о гласных  звуках и об ударении. Игра 16. « Буква заблудилась» 14 Дети должны «исправить» слова, где перепутались буквы, поставив их на свое место. Игра способствует развитию внимания, наблюдательности, а так же развитию фонематического слуха. Игра 17. «Время рассердилось и ушло. Догони»  Дети преобразовывают фразы, слова, предложения, используя категории «до, после, потом,  сейчас». Составляют свои предложения, исправляют неверно построенные фразы, которые предложил  учитель. Игра 18.        «Когда это бывает» Дети отгадывают время года (весна, лето, зима, осень) по изменениям в природе, указанным  учителем. В ходе игры повторяются временные категории. Возможно использование иллюстраций. Игра 19.        «Колокольчики» Смысл игры заключается в поиске звонких согласных в словах, произносимых учителем. Дети  изображают колокольчики, которые звонят на каждый звонкий согласный звук. Игра способствует  развитию внимания и фонематического слуха детей. Игра 20.        «Исправь ошибки» Смысл игры заключается в поиске звуков или букв, которые были неверно указаны сказочным  гостем (Незнайка, Буратино). Игра иллюстрируется. Игра 21.         «Слова» Учитель задает вопросы что? кто? какой? что делает? и другие. Дети находят слова,  отвечающие на заданный вопрос. В игре используется мяч, передаваемый отвечающим детям. Игра 22.         «Узелки на память» Дети завязывают узелки каждый на своей веревочке, вспоминая правила, вопросы, звуки и буквы. Все  комментируется вслух. Материал подбирается педагог. 15 14

Рабочая программа дошкольного образования "Первая ступенька"

Рабочая программа дошкольного образования "Первая ступенька"

Рабочая программа дошкольного образования "Первая ступенька"

Рабочая программа дошкольного образования "Первая ступенька"

Рабочая программа дошкольного образования "Первая ступенька"

Рабочая программа дошкольного образования "Первая ступенька"

Рабочая программа дошкольного образования "Первая ступенька"

Рабочая программа дошкольного образования "Первая ступенька"

Рабочая программа дошкольного образования "Первая ступенька"

Рабочая программа дошкольного образования "Первая ступенька"

Рабочая программа дошкольного образования "Первая ступенька"

Рабочая программа дошкольного образования "Первая ступенька"

Рабочая программа дошкольного образования "Первая ступенька"

Рабочая программа дошкольного образования "Первая ступенька"

Рабочая программа дошкольного образования "Первая ступенька"

Рабочая программа дошкольного образования "Первая ступенька"

Рабочая программа дошкольного образования "Первая ступенька"

Рабочая программа дошкольного образования "Первая ступенька"

Рабочая программа дошкольного образования "Первая ступенька"

Рабочая программа дошкольного образования "Первая ступенька"

Рабочая программа дошкольного образования "Первая ступенька"

Рабочая программа дошкольного образования "Первая ступенька"

Рабочая программа дошкольного образования "Первая ступенька"

Рабочая программа дошкольного образования "Первая ступенька"

Рабочая программа дошкольного образования "Первая ступенька"

Рабочая программа дошкольного образования "Первая ступенька"

Рабочая программа дошкольного образования "Первая ступенька"

Рабочая программа дошкольного образования "Первая ступенька"

Рабочая программа дошкольного образования "Первая ступенька"

Рабочая программа дошкольного образования "Первая ступенька"

Рабочая программа дошкольного образования "Первая ступенька"

Рабочая программа дошкольного образования "Первая ступенька"

Рабочая программа дошкольного образования "Первая ступенька"

Рабочая программа дошкольного образования "Первая ступенька"

Рабочая программа дошкольного образования "Первая ступенька"

Рабочая программа дошкольного образования "Первая ступенька"

Рабочая программа дошкольного образования "Первая ступенька"

Рабочая программа дошкольного образования "Первая ступенька"

Рабочая программа дошкольного образования "Первая ступенька"

Рабочая программа дошкольного образования "Первая ступенька"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2017