Как известно, экономика – это одна из основных общественных дисциплин, в которой в концентрированном виде ставятся и решаются вопросы социального устройства, хозяйствования, механизмов и главных рычагов существования, взаимодействия и развития человеческого общества.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Экономика и дети", подходит для кружка в 1 классе. Время проведения 1 часа в неделю.
Экономика и дети.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ЛИЦЕЙ№2
СОГЛАСОВАНО
на заседании м/о
Протокол №_____
«______» августа 2016 г.
Руководитель м/о
___________
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Зам.директора по ВР
_________Н.В.Григорьева
«______» сентября 2016г.
Директор МОУЛицей №2
________Л.В.Акимова
Приказ №______
«_______» сентября 2016
г.
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета.
Протокол №____ от «_____» сентября 2016 г.
название дополнительной
образовательной программы,
форма организации
образовательной деятельности
Объединение
«Экономика и дети»
тип программы
Комплексная образовательная программа
срок реализации дополнительной
образовательной программы
4 года
возраст детей, на которых
рассчитана дополнительная
образовательная программа
711 лет
Ф.И.О., должность руководителя
ОДО
Медведюк Ирина Сергеевна
учитель начальных классов
год разработки дополнительной
образовательной программы
2016 уч.год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Соответствие рабочей программы основополагающим документам.
Рабочая программа «Экономика и дети» разработана на основе:
ФГОС начального общего образования, утвержденного приказом МОН РФ №373
от 2009 года;
Основной образовательной программой начального общего образования на 2016
2017 учебный год;
плана внеурочной деятельности образовательного учреждения на 20162017
учебный год.
2. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в
образовательный процесс.
Экономика всегда являлась неотъемлемой частью жизни человека и общества. С
момента появления людей на Земле возникают и экономические отношения, поскольку
человек отличается от всего остального живого мира тем, что может изменить мир
согласно своим потребностям и приспосабливаться к окружающим его условиям жизни.
Человек осознает мотивы своего поведения, ставит перед собой конкретные цели,
задачи и действует в соответствии с этими целями и собственными возможностями,
пытаясь достичь при этом наилучшего результата. Именно в этом и заключается основная
задача экономики.
Не надо забывать, что решающим условием улучшения жизни отдельного человека,
его семьи и общества является все более высокая выработка высококачественной
продукции в процессе трудовой деятельности человека. Благодаря этому каждый человек
может получить от общества все большее количество товаров и услуг для удовлетворения
своих потребностей.
Общеизвестно, что благополучие человека и его семьи в решающей степени зависит
от результатов его хозяйственной деятельности. Отсюда – глубокий интерес людей к
экономике.
Также в процессе экономической деятельности человек расширяет свой кругозор,
повышает уровень своих знаний и квалификации, становится специалистом, формируется
как личность, самореализуется и получает общественное признание. Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающим
влияние на становление личности ребенка в его отношениях к материальным и духовным
ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что
такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать
осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал,
из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как
создается богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это
время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они
сталкиваются в реальной жизни.
Приобщение младших школьников к экономическим знаниям – это позитивный путь
роста будущих рачительных хозяев, экономистов, способных свободно ориентироваться в
вопросах экономики и решать связанные с ней проблемы.
3. Цели и задачи программы.
Цель: формирование начальных представлений об окружающих экономических
условиях жизни и деятельности людей.
Задачи:
с помощью экономических категорий и понятий содействовать целостному
восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью
которого являются экономические отношения;
способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально
волевую сферу, формировать нравственные качества;
формировать знания, умения, навыки, необходимые ученику в жизни и для
продолжения изучения курса в следующем звене школы;
развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться
экономическим инструментарием.
формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности
человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;
обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его
результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;
развивать основы потребительской культуры;
расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины; способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых
«потребитель» — и функций, их
социальных ролей — «покупатель»,
характеризующих;
формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость;
показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового
информационного общества и создания инновационной экономики.
4. Отличительные особенности программы.
Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и
подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов
«Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной
школе.
Системно деятельностный и личностный подходы в начальном обучении
предполагают активизацию познавательной деятельности младших школьников с учетом их
возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, курс экономики
предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого
характера. Раскрытие личностного потенциала каждого учащегося реализуется путем
индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять
самостоятельное решение при выборе задания исходя из степени его сложности.
В курсе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности
на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды
образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Учащимся
предлагаются задания, направленные на активный поиск новой информации в книгах,
словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит
посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения
участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества,
определяющего социальную роль ребенка. Программа курса предусматривает задания,
предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, в малых
группах.
Социализирующую функцию учебнометодических и информационных ресурсов
образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности
детей. У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно
реагировать на жизненные ситуации. Учащимся предлагается ряд базовых понятий, которые создают необходимую основу
мотивированного осознанного изучения экономики на следующих ступенях образования.
Представлены наиболее яркие, характерные экономические категории. Главная
особенность и принципиальное отличие данного курса это приоритет общечеловеческих
нравственных ценностей. Как сквозная тема проходит рассмотрение моральноэтических
принципов цивилизованного предпринимательства, которые сложились в процессе
исторического развития представлений о достойном облике бизнесмена.
Отбор содержания подчиняется следующим принципам.
1. Учёт нагляднообразного характера мышления младших школьников. В содержание
программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в
жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.
2. Ориентация на потребности ребёнка младшего школьного возраста и его интерес к
разным сферам социальной жизни. В связи с этим одной из важных задач программы
является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.
3. Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по
экономике у младших школьников закладываются предпосылки для развития
экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных
условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических
представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются экономические
понятия.
Логика программы представляет собой систему содержательных линий. Она
построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения
последующих.
Ценностные ориентиры содержания. В процессе экономического образования
учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в
природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать
зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от
уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для
человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят
к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.
Усвоение экономических знаний происходит с опорой на жизненный опыт ребенка.
Ученик переносит на себя возникающие экономические, бытовые ситуации, сопоставляет
свое мнение и поступки с мнением и поступками персонажей книги. Главное в этом направлении не столько усвоение знаний и фактов, сколько пробуждение интереса к
учебному предмету, осознание его жизненной важности.
В конце данной программы выделены знания, умения и навыки, которые должны быть
усвоены ребенком. Формированию осознанного и прочного навыка обращения с
экономическими понятиями и категориями способствует постоянное использование
математического аппарата. Чтобы решать задачи по экономике, ученику необходимо, во
первых, овладеть теоретическими знаниями о сущности основных экономических понятий,
вовторых, научиться мыслить экономически грамотно, осознать то, что экономическая
логика и формальная логика не одно и то же.
5. Прогнозируемые результаты:
Предметные результаты
Обучающийся научится:
Использовать на практике понятия «семья», «родственники», «дом», «хозяйство»,
«экономика» и представления о семье, как о родственниках, живущих вместе и имеющих
общее хозяйство, состав семьи; о доме, в котором мы живём, как о месте для жизни семьи;
о важности уюта и целесообразности порядка; о хозяйстве, как о имуществе
принадлежащем семье и её членам; о экономике, как правиле ведения домашнего
хозяйства.
Использовать на практике понятия «бережливость», «экономность» «щедрость» и
представления о качествах, присущих хорошему хозяину: бережливость; экономность, как
умение правильно рассчитать средства; щедрость.
Использовать на практике понятия «собственность», «труд» и представления о том ,
что то что принадлежит человеку, — это его собственность: о личных вещях человека; о
собственности. как произведениях человека (стихи, музыка, научные открытия); о
человеке, который становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар,
обменивает одну вещь на другую; о том как нужно относиться к своей и чужой
собственности; о труде, как о полезной деятельности людей; о безделье, праздности,
лености; о хорошей работе, интересной профессии, как о благах, которыми следует
дорожить; о ценности труда людей разных профессий; об учении, как о труде.
Использовать на практике понятия «профессия» и представления о профессии
(врач, инженер, педагог, космонавт, инженер); о том, что каждый человек имеет профессию
— работу ; о том какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе,
с бизнесом); о том как люди выбирают профессию, получают профессию.
Обучающийся получит возможность научиться:
за внешними формами видеть суть экономического явления;
сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином;
объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый».
обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности.
обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;
объяснять смысл пословиц и поговорок о труде;
проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;
осуществлять действия самообслуживания, хозяйственнобытового труда, труда в
уголке природы;
уважать труд людей разных профессий;
классифицировать профессии по предмету труда;
рассказывать о профессиях.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
внутренняя позиция положительного отношения к учебе;
ориентация на понимание причин успешного обучения;
широкая мотивационная основа экономической деятельности, включающая
социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
проявление интереса к новому учебному материалу;
способность к самооценке.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости
экономических знаний в современном обществе;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого познавательного интереса к новым способам познания;
моральногонравственного сознания,
нравственных проблем, устойчивого следования в поведении моральным нормам и
способности к решению морально
этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
планировать свои действия;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и
представления их результатов
высказываться в устной и письменной форме;
ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских
задач;
владеть основами смыслового чтения текста;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинноследственные
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по какомулибо признаку);
видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения,
делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение,
следственных связей.
включающее установление причинно Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
допускать существование различных точек зрения;
учитывать разные мнения;
формулировать собственное мнение;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной
деятельности;
допускать возможность существования разных точек зрения, учитывать позицию
партнера в общении и взаимодействии;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
6. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей
Мониторинговые исследования.
Наблюдения, самооценка, самоанализ, письменные работы или тесты
Портфолио,
выставки,
презентации,
соревнования конкурсы,
учебно
исследовательские конференции, олимпиады.
Для отслеживания и оценивания предметных знаний, способов деятельности можно
использовать листы индивидуальных достижений. Такие листы разрабатываются
внутри школы, утверждаются на педагогическом совете или берутся готовыми. 1. Необходимость изучения экономики (3ч)
1 класс
Основные понятия: экономика, хозяйство, наука, выбор.
Что такое экономика. Зачем надо изучать экономику. Связь экономики
и ведения хозяйства (человека, семьи, предприятия, государства).
Экономика помогает понять, какие из желаний человека необходимо
удовлетворять в первую очередь, предусматривает анализ выбора при
ограниченных ресурсах для удовлетворения потребностей. Изучение
экономики помогает людям лучше распорядиться свободным временем,
деньгами, пищей, одеждой, жильем и т. п. Экономика научит, как
зарабатывать себе на жизнь, почему необходимо помогать другим людям.
2. Потребности (14 ч)
Основные понятия: потребность, нужда, выбор, возможности,
экономические блага, даровые блага, потребитель, безопасность, здоровье,
образование, общение, уважение, интересы.
Классификация потребностей:
Разнообразие потребностей. Что нужно человеку для жизни. История
Потребности и возможности их
неудовлетворенных потребностей.
удовлетворения.
физиологические
потребности (пища, вода, воздух, одежда, жилье и др.), потребности в
безопасности (защита от преступников, от стихийных бедствий, пожаров,
помощь при несчастных случаях и болезнях, служба безопасности и др.),
социальные потребности (любовь, дружба, общение, труд, образование и др.),
потребность в уважении (отношения с людьми, потребность в знаниях,
умениях,
информации (необходимо образования для достижения
поставленных целей), потребность ]в проявлении своих возможностей,
интересов.
Итоговое занятие предусматривает проверку усвоения детьми
основных экономических понятий (экономика, потребности и их
классификация,
выбор) и умения приводить примеры различных
потребностей.
3. Источники удовлетворения потребностей (16 ч)
Основные понятия: ресурсы, экономические ресурсы, природные
ресурсы, трудовые ресурсы, товары, услуги, торговля, производитель,
потребитель, покупатель.
Ресурсы как ценности, запасы, источники для удовлетворения
потребностей людей. Природные ресурсы: земля, воздух, вода, растительный
и животный мир, полезные ископаемые. Трудовые ресурсы. Экономические
ресурсы. Производство товаров. Оказание услуг. Обеспечение безопасности. Охрана здоровья, служба спасения. Обеспечение общения людей. Образование
как необходимое условие удовлетворения потребностей. Условия для
обеспечения уважения и проявления интересов человека.
Итоговое занятие. (1 ч)
Представления о понятиях: экономика, потребности (их
классификация), ресурсы (их ограниченность), выбор.
Привести примеры: природных, экономических, трудовых ресурсов.
Проанализировать: за счет каких ресурсов могут быть удовлетворены те
или иные потребности человека. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа предусматривает различные формы и методы работы:
групповые занятия:
теоретическое обсуждение вопросов – дискуссия, мозговой штурм;
практическое выполнение опытов,
ролевые игры,
экскурсии,
массовые мероприятия в школе;
экскурсии,
индивидуальные занятия:
консультации,
работа с учебной литературой,
подготовка сообщений, индивидуальных проектов,
работы с использованием компьютерных программ;
Техническое оснащение школы позволяет широко использовать в работе технические
средства, разнообразный традиционный дидактический материал, а также информационные
технологии, которые позволяют достигать максимально возможного результата в обучении. МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п
Наименование объектов и средств материально
Количество
технического обеспечения
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
Воронина М.М. Школа юного экономиста. Разработки
занятий для младших школьников Издательство: Учитель
Сасова И.А., Нагуманова И.И. Экономика для
младших школьников. Пособие для учителя. – М.:
ВитаПресс. – 56 с.
Сасова И.А. Методическое пособие по курсу
«Экономика семьи».
Антонов В.В. Изучение основ налоговой грамотности
в начальной школе: Методическое пособие. – 48 с.:
ил.
Смирнова Т.В. Экономический сказочный словарь.
Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство
«Учебная литература», 2006. 128 с.
Смирнова Т.В. Белка и компания: экономика для
детей в сказках, играх и задачках. Самара :
Издательство «Учебная литература» : Издательский
дом «Федоров», 2011. 144 с.
2. Печатные пособия
Ермакова И.В., Протасевич Т.А. Начала экономики:
Рабочая тетрадь.
Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Путешествие в
компании Белки и ее друзей: задачник рабочая
тетрадь по экономике. в 2 частях. Самара :
Издательство «Учебная литература» : Издательский
дом «Федоров», 2011. 48 с.
3. Технические средства обучения
1.
Презентации
1.
Компьютер
4. Экраннозвуковые пособия
5. Игры и игрушки
6. Оборудование кабинета (ов)
1
1
1
1
1
1
20
20
32
1 2.
Мультимедийная доска
1
Рабочая программа "Экономика и дети"
Рабочая программа "Экономика и дети"
Рабочая программа "Экономика и дети"
Рабочая программа "Экономика и дети"
Рабочая программа "Экономика и дети"
Рабочая программа "Экономика и дети"
Рабочая программа "Экономика и дети"
Рабочая программа "Экономика и дети"
Рабочая программа "Экономика и дети"
Рабочая программа "Экономика и дети"
Рабочая программа "Экономика и дети"
Рабочая программа "Экономика и дети"
Рабочая программа "Экономика и дети"
Рабочая программа "Экономика и дети"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.