Рабочая программа элективного курса «Биология и жизнь» (Здоровым будешь – все добудешь).(биология)
Оценка 4.6

Рабочая программа элективного курса «Биология и жизнь» (Здоровым будешь – все добудешь).(биология)

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
биология
10 кл
27.01.2017
Рабочая программа  элективного курса  «Биология и жизнь» (Здоровым будешь – все добудешь).(биология)
Элективный курс «Здоровым будешь – все добудешь» предназначен для учащихся 10-х классов небиологического профиля. Данный курс составлен в соответствии с Концепцией профильного обучения. В наш информационный век школьники обладают достаточно скудными знаниями о возможностях своего организма, способах поддержания здоровья (чаще всего под здоровым образом жизни они понимают отсутствие вредных привычек). Это одна из главных причин поведения учащихся, не соответствующего принципам здорового образа жизни, а значит и причина их низкого уровня здоровья.документ с текстом
здоровым будешь - все добудешь -2012 (2).docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение   «Каракулинская средняя общеобразовательная школа» Каракулинского района     «Согласовано»                                                               «Утверждено»                                                                                               Руководителем ОУ     Протокол  №____                                                            Приказ  №____     От ____________                                                            От___________     заседания школьного                                                          методического объединения                                             «Принято»     Районной экспертной группой     Протокол №____      От ____________ Программа элективного курса  «Биология и жизнь» (Здоровым будешь – все добудешь) для обучающихся 10 «А», 10 «Б»  классов                                                                                    Составитель:                                                                                               учитель биологии                                                                                        I кв. категории                                                                                         Шаклеина Л.В. 2013 год ЛИСТ   ЭКСПЕРТНОЙ   ОЦЕНКИ ПРОГРАММЫ    ЭЛЕКТИВНОГО   КУРСА _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ (Ф.И.О. учителя, название элективного курса, ОУ) № Критерии  Экспертные оценки программы 1 2 3 средня я 1. Соответствие концепции  профильного и  предпрофильного обучения 2. Новизна для обучающихся 3. Мотивирующий потенциал 4. Полнота содержания 5. Связность и системность  изложенного материала 6. Инвариантность содержания 7. Методы обучения 8. Практическая направленность 9. Реалистичность с точки  зрения ресурсов 10. Степень контролируемости 11. Формальная структура  программы Итого: 1. __________________________________________________________ 2. __________________________________________________________ 3. __________________________________________________________ (Ф.И.О. эксперта, должность, подпись, число) Рецензенты  _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ Аннотация                  Элективный курс «Здоровым будешь – все добудешь» предназначен для учащихся   10­х   классов   небиологического   профиля.   Данный   курс   составлен   в соответствии с Концепцией профильного обучения. В наш информационный век школьники   обладают   достаточно   скудными   знаниями   о   возможностях   своего организма,   способах   поддержания   здоровья   (чаще   всего   под   здоровым   образом жизни они понимают отсутствие вредных привычек). Это одна из главных причин поведения учащихся, не соответствующего принципам здорового образа жизни, а значит здоровья. причина низкого уровня их     и                   По   данным   Минздрава,   из   6   млн.   подростков   15–17   лет,   прошедших профилактические осмотры, у 94,5% зарегистрированы различные заболевания. К 17–18   годам   остается   от   3   до   6%   здоровых   школьников. Предлагаемая программа курса   предназначена для учащихся 10 классов, т.к. в период взросления, полового созревания хочется быть красивым, уверенным в себе, а,   следовательно,   и   здоровым.   Данный   курс   не   ставит   целью   овладеть медицинскими знаниями, оказанием помощи при различных заболеваниях. Главная задача  курса – заставить  школьников  задуматься о своем здоровье, о здоровом образе   жизни.   Программа   актуальна,   поскольку   поможет   учителю   организовать работу с учащимися по формированию у них потребности вести здоровый образ жизни. Пояснительная записка   21       изучение  проблемы   Элективный курс «Здоровым будешь – все добудешь» предназначен для учащихся     10­х   классов.   Составлен   в   соответствии   с  Концепцией   профильного обучения   и   направлен   на     сохранения   здоровья   у подрастающего   поколения.  Данная   программа   составлена   на   основании Локального   нормативного   акта   «Положение   об   элективных   курсах», утверждённого года. Данный   курс     рассчитан   на   учащихся   10­х   классов,   которым   анатомические   и физиологические знания нужны не только для расширения кругозора, эрудиции, подготовки   к   поступлению   в   высшие   учебные   заведения,  но   и   для   осознанного изучения   и   понимания   жизненных   функций   собственного   организма.   Данная программа элективного курса поддерживает и углубляет базовые и профильные дисциплины: анатомия, физиология и гигиена.    Этот курс поможет определиться в выборе профессии, связанной с какой ­либо отраслью биологической науки (медициной, валеологией, психологией). декабря   2011   Курс   предметно   –   ориентированный. В   содержании   программы предусмотрена реальная практико­ориентированная деятельность обучающихся по валеологической   оценке   собственного   здоровья   и   здоровья   окружающих, предоставляющая широкие возможности для саморазвития учащихся, выполнения ими   социально   значимых   проектов   и   реального   улучшения   их   отношения   к вопросам сохранения здоровья, усилению внимания к здоровому образу жизни. Цель   курса:  формирование   знаний   о   здоровье   и   здоровом   образе   жизни, рассмотрение   основных   направлений   научной   мысли   в   области   сохранения здоровья. Задачи курса:  ­ обучающие:– Ознакомление учащихся с научным пониманием сущности здоровья и здорового образа жизни; ­   Информирование     учащихся   о   факторах,   влияющих   на   здоровье   человека,   о реакции организма человека на действие этих факторов и способах поддерживания здоровья;  ­ Оказание  помощи в освоении широкого спектра теоретических представлений из таких   областей   научных   знаний   как   биология,   медицина,   психофизиология, психология, социология; ­ развивающие: ­ Формирование  у учащихся мотивации к здоровому образу жизни и необходимости ведения профилактической работы в современном обществе;  – Развитие способности подвергать сомнению существующие ценности и мнения,  уметь делать выбор и нести за него ответственность. ­ воспитывающие: ­ Воспитание навыков здорового образа жизни и формирование ценностного  отношения к своему здоровью.  По окончании изучения элективного курса учащиеся должны знать:  – составляющие понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»; – функции и показатели здоровья; – факторы риска, воздействие неблагоприятных факторов на здоровье человека; – наследственные болезни и наследственную предрасположенность к некоторым  заболеваниям, способы их предупреждения; – болезни, зависящие от образа жизни и привычек; – способы профилактики вредных привычек; – о стрессе как реакции адаптации; – о влиянии социума на состояние здоровья; – особенности природной среды как источника инфекционных заболеваний. Учащиеся должны уметь:  – вести здоровый образ жизни; – заботиться о собственном здоровье; – корректировать воздействие окружающей среды; – повышать адаптационные способности организма; – проводить самодиагностику состояния здоровья; – анализировать состояние городской среды, влияние условий жилого помещения  на здоровье; – прогнозировать состояние здоровья; – использовать методики оздоровления; – осуществлять профилактику заболеваний. Программа   данного   курса   разработана   на   основе   программы   «Будь   здоров» Е.А.Заикиной, учителя биологии и экологии школы №2 г.Златоуста Челябинской области.   Проведение   предлагаемого   курса   предусматривает   самостоятельный поиск   учащимися   учебного   материала,   работу   с   различными   источниками информации, разнообразные формы занятий.   При проведении курса реализуются информационные,   групповые   и   проектные   педагогические   технологии,   а   также используются следующие формы и методы работы: лекция, семинар, конференция, «круглый   стол»,   деловая   игра,   экскурсия,   практическая   работа,   работа   с компьютером, презентация.                                                                                  Курс углубляет знания учащихся по биологии, готовит десятиклассников к сдаче ЕГЭ.      Курс   рассчитан   на     34   часа,   категория   учащихся       ­   десятиклассники. Применяется в классах естественно­математического и универсального профилей. Значительное   место   в   данном   курсе   занимает   организация   самостоятельной познавательной   и   практической   деятельности   обучающихся.   Программой предусмотрены     практические   работы,   направленные   на   исследование физиологических   особенностей   организма  человека,  оценке  состояния  здоровья. Используются   формы   контроля:   практикумы,   тренинги,   творческие   работы, проекты.   Завершается   изучение   курса   конференцией   по   проблемам   здоровья   с защитой рефератов учащимися. УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №  п./п. Наименование темы Всего часов. В том числе 1 Теория Практ. 1 5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 I.1(1) Введение. Цели и задачи курса. II 2(1) 3(2) 4(3) 5(4) Потребность быть здоровым Здоровье ­ высшая ценность Наследственные болезни Предупреждение наследственных болезней. Болезни, зависящие от образа жизни и  привычек Право на здоровье. О здоровье и здоровом образе жизни Потребность знать свой организм 6(5) 7(6) III. 8(1) Методы самодиагностики состояния здоровья. 9(2) Определение гармоничности физического  развития по антропометрическим данным 10(3) Определение гармоничности физического  развития по соматоскопическим данным 11(4) Определение гармоничности физического  развития по физиометрическим данным 12(5) Паспорт  здоровья IV. Потребность жить в благоприятной  окружающей среде 13(1) Факторы риска 14(2) Человек среди людей 15(3) Стресс как реакция адаптации организма 16(4) Исцеляющая сила мысли 17(5) Укротите свой гнев 18(6) Сила слова 19(7) Человек в окружающей среде 20(8) Инфекционные болезни 21(9) Среда жилого помещения V. 22(1) Вредные привычки и зависимости 23(2) Полезные привычки в поддержании здоровья. 24(3) Формула здоровья 25(4) Культура питания 26(5) 27(6) Правильное дыхание – фактор здоровья 28(7) Культура движения Потребность вести здоровый образ жизни Рацион питания   Формы  контроля Проекты  Проекты Проекты Семья и здоровье 29(8) 30(9) Химическая зависимость 31(10 Социальные болезни VI. 32(1) Методики  оздоровления 33­ 34(2­ 3) Итого: Потребность заботиться о здоровье Творческая активность, здоровье и долголетие 1 1 Рефераты 3 1 2 34 Содержание курса                                                           Здоровый человек есть самое драгоценное                                                                                              произведение природы.                                                                                     Т. Карлейль. Быть красивым – значит быть здоровым. Тема  1. Вводное. Цели и задачи курса.(1ч.) Цель занятия: создать условия для развития познавательного интереса к курсу Тема 2. Потребность быть здоровым (6 ч) Занятие 1. Здоровье ­ высшая ценность.  Цель занятия: сформировать понятие « здоровье». Сущность   здоровья.   Совершенство   физическое,   духовное,   социальное.  Здоровье людей относится к числу глобальных проблем. Существует даже наука – валеология   –   наука   о   том,   как   сберечь   здоровье.При   этом   психологи   подразу­ мевают   все   его   виды:   физическое,   интеллектуальное,   личностное,   социальное, эмоциональное, духовное.   Здоровье – это не отсутствие болезней, а физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с   с   людьми, собой. Оригинальное определение здоровья, дал ученый Е. Голдсмит: «Здоровье – такое природой самим и   с       состояние организма, которое дает возможность сохранять здоровье». Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние полного физического,   духовного   и   социального   благополучия,   а   не   только   отсутствие болезней или физических дефектов. Педагогическая литература дает следующие определения.  • Здоровье физическое – это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических   процессов,   максимальная   адаптация   к   окружающей   среде. •   Здоровье   психическое   –   это   высокое   сознание,   развитое   мышление,   большая внутренняя   и   моральная   сила,   побуждающая   к   созидательной   деятельности. • Здоровье социальное – это моральное самообладание, адекватная оценка своего «я»,   самоопределение   личности   в   социальных   условиях   микро­   и   макросреды. Здоровье   –   ключевая   ценность   для   любого   человека   независимо   от   его   место­ жительства.  В Древней Греции ценилась гармония духа и тела. В Европе на смену культа   тела   пришло   презрение   к   плоти.   Несмотря   на   взаимное   проникновение культур,   мотивация   на   сохранение   здоровья   на   Западе   и   Востоке   разнится. Западный   человек   для   достижения   конкретных   целей   стремится   развивать определенные качества тела, ставит перед собой узкие цели, например закалить тело, накачать мускулы, избавиться от лишнего веса. Он тренирует тело, чтобы получить власть над обстоятельствами. Восточный человек стремится к единению с миром. Занятия спортом нужны ему для того, чтобы получить радость слияния с миром, найти гармонию с собой и миром. Во всем нужна мудрая мера. Тренинг: «Здоров будешь – все добудешь». Занятие 2. Наследственные болезни. Цель   занятия:   охарактеризовать   особенности   наследственных   заболеваний. Наследственная   предрасположенность   к   заболеваниям.   Диагностика   и   лечение наследственныхболезней. Наследственные заболевания – это последствия геномных, хромосомных, генных мутаций,   произошедших   в   половых   клетках.   К   счастью,   эти   заболевания   дос­ таточно редки. Известна мутагенная активность всех видов ионизирующих излу­ чений, вирусов, ряда алкалоидов растений, антибиотиков, тяжелых металлов и др. Наследственная предрасположенность – вероятность возникновения у человека заболеваний,   распространенных   среди   его   родственников   (гипертоническая болезнь, ожирение, аллергия и др.). Возникнет ли у него эта болезнь, часто зависит от самого человека. Занятие 3 Предупреждение наследственных болезней.  Цель занятия: познакомить   с   методами   профилактики   наследственных заболеваний. В профилактике наследственных заболеваний разрабатывается  ряд направлений. Первое  связано с охраной окружающей среды, снижением воздействия мутагенов (вызывают   изменения   генов,   хромосом,   генома),   терратогенов   (вызывают нарушения   в   развитии   плода),   канцерогенов   (вызывают   злокачественные новообразования).   Высокая   мутагенная   активность   установлена   у   копченостей, пережаренного мяса, долго кипящего жира, алкоголя, табачного дыма. Следует избегать   необоснованных   рентгенологических   исследований.   Во   время беременности особенно опасны вирусные инфекции, использование лекарственных препаратов, нахождение на территории вредных производств. Опасные вещества найдены   в   выбросах   двигателей   внутреннего   сгорания,   в   продуктах   сжигания пластика   (диоксины).   Второе   направление   –   поиск   антимутагенов.   Антимутагенным действием обладают витамины, серосодержащие аминокислоты, овощные и фруктовые соки (особенно яблочный, ананасовый).   Третье направление – планирование семьи. Вступление в брак в оптимальном возрасте от 20 до 35 лет значительно   снижает   риск   наследственных   болезней   у   ребенка.   Нежелательны близкородственные браки. Рождение ребенка надо планировать, ребенок должен быть   желанным.  Для   молодоженов   открыты   медико­генетические   консультации. Четвертое направление – предупреждение наследственных патологий. Для этого в женских консультациях проводят дородовую диагностику Практическая работа 1. Составление и анализ родословных. Занятие 4.   Болезни, зависящие от образа жизни и привычек. Цель   занятия:   показать   роль   образа   жизни   в   возникновении   болезней. Среди множества оздоровительных систем особое место занимает йога, известная с II в. до н.э. В переводе с древнеиндийского «йога» означает единство, гармонию физического и психического состояния, путь к совершенству. Человек в первую очередь   должен   справиться   со   своими   недостатками,   не   причинять   вреда окружающим;   быть   правдивым   и   искренним;   не   присваивать   чужого;   быть умеренным Соблюдать эти правила – значит: во     всем;   избегать   накопительства. • любить людей, бороться с пороками, а не с их носителями; • не прибегать к оскорблениям, ругани, лжи, клевете (если правда в словах может  оскорбить человека, слова заменить помощью); • избавиться от зависти и прочих пороков; • тренировать и закаливать тело; • поддерживать спокойное настроение; • расширять кругозор. Учащимся   дается   задание   оценить   влияние   своих   привычек   на   здоровье   в соответствии   с   правилами   йоги.   Стоит   ли   нам,   живущим   далеко   от   Индии, постигать эту оздоровительную систему, каждый решает сам. Выбирайте из разных методик ту, которая принесет вам удовлетворение и радость. Курение  • Был завезен в Европу после открытия Америки. В Россию попал во времена Ивана Грозного. В XVIII в. был издан указ о том, чтобы сечь употреблявших его кнутом и  палками, а у наиболее злостных отрезать нос и уши. • Воздействие на легочную ткань в 40 раз сильнее любого другого воздействия.  Ткань разрушается и заменяется на соединительную, которая функции газообмена  выполнять не может. Вызывает спазм кровеносных сосудов, поэтому страдает и  кровеносная система. Каждый 4­й случай сердечно­сосудистых заболеваний связан  с этой привычкой. Угнетает деятельность половых желез, может вызвать  бесплодие. • Землистый цвет кожи, грубый голос сразу выдают эту привычку. • Накопление в крови беременной женщины вредных веществ может вызвать  рождение ребенка с аномалиями развития (эпилепсией, пороком сердца, заячьей  губой, шестипалостью и т.п.). • Инфаркт миокарда в 10 раз чаще происходит у таких людей. • Обладает токсическим и наркотическим действием. Алкоголизм  • На Руси его готовили из меда и хлебных продуктов. Был очень дорогим, значит,  многим не по карману. Новую технологию изобрели итальянцы в XVI в. В России  стали использовать только через 100 лет. • У лабораторных животных от этого вещества разрушалась часть гипоталамуса,  отвечающая за чувство жажды. У воды животное умирало от жажды. • При разрушении этого вещества образуется ацетальдегид, являющийся ядом для  мозга. • Человек, употребляя его регулярно, постепенно теряет память. • От этого дрожат руки, появляется страх. Ф.М. Достоевский писал, что от этого  пробуждаются низменные страсти.  • Вызывает задержку развития у детей. • Средняя продолжительность жизни у таких людей на 15–20 лет меньше. • Обладает токсическим и наркотическим действием. Наркомания  • Вызывает физическую и психическую зависимость. • Вызывает состояние эйфории. • Обычно приводит к сердечной недостаточности. • Эти люди чаще других заболевают СПИДом. • У такой матери рождается ребенок с пристрастием к этому.  • Эти люди чаще других совершают преступления. • Привыкание может развиться даже после однократного употребления.  Тренинг:  «Кто я? Кто ты?» Занятие 5. Право на здоровье. Цель занятия:  дать понятие о том, что каждый человек имеет право быть здоровым и обязан ответственно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.  В уставе  Всемирной организации  здравоохранения говорится о здоровье как об одном из основных прав человека. Каждый человек имеет право на информацию о тех   факторах,   которые   определяют   его   здоровье.   Права   тесно   связаны   с ответственностью.   Ответственный   человек   понимает   необходимость   следования правилам и нормам, запретам и предписаниям, связанным с отношением к своему здоровью и здоровью окружающих. Управление здоровьем.  Тренинг:  «Право на здоровье». Занятие 6. О здоровье и здоровом образе жизни. Цель занятия: выявить отношение учащихся школы к своему здоровью. Защита проектов «Учащиеся школы о здоровье и здоровом образе жизни». Тема3. Потребность знать свой организм (5ч) Занятие 1. Методы самодиагностики состояния здоровья.  Цель занятия: раскрыть сущность методов самодиагностики состояния здоровья. Состояние   здоровья   характеризуется   определенным   уровнем   работы   основных систем органов. Самодиагностику состояния здоровья обычно проводят на основе антропометрических и физических данных с учетом функциональной деятельности различных органов. Занятие 2. Практическая работа  Определение гармоничности физического  развития по антропометрическим данным Цель занятия: определить гармоничность своего физического развития Занятие 3. Практическая работа Определение гармоничности физического  развития по соматоскопическим данным Цель занятия: определить гармоничность своего физического развития Занятие 4. Практическая работа Определение гармоничности физического  развития по физиометрическим данным Цель занятия: определить гармоничность своего физического развития Занятие 5. Прогнозирование состояния здоровья.  Цель занятия: составить паспорт своего здоровья. Понятие о паспорте здоровья, о зависимости здоровья от различных факторов. Тренинг: «Составляем паспорт здоровья». Тема 4. Потребность жить в благоприятной окружающей среде (9 ч)  Занятие 1. Факторы риска.  Цель занятия: познакомить учащихся с факторами риска для их здоровья Здоровье – основное право человека. Факторы, влияющие на здоровье. Морально­ этические аспекты здоровья. Факторы риска: • образ жизни, условия труда и проживания, привычки и поведение – 49–53%; • наследственность – 18–22%; • внешняя среда, природно­климатические условия – 17–20%; • здравоохранение – 8–10%. Практическая работа 1. Уровень здоровья, оценка состояния иммунитета. Занятие 2. Человек среди людей. Цель занятия: показать роль умения саморегуляции в поддержании своего  здоровья. Две стороны здоровья – физическая и духовная – так переплетены, что невозможно их разделить. Физическое здоровье воздействует на духовную жизнь, а духовный контроль необходим для поддержания здоровья. Духовное здоровье обеспечивается системой мышления, познанием мира и умением жить   в   нем.   Оно   достигается   умением   жить   в   согласии   с   собой,   с   родными, друзьями, обществом, умением прогнозировать и моделировать события. Культура общения и здоровье. Тренинги: «Душа обязана трудиться»,  «Был бы в здоровом теле здоровый дух» Занятие3. Стресс как реакция адаптации организма.  Цель занятия: выработать навыки поведения в стрессовых ситуациях. Понятие   о   стрессе,   причины,   влияние   на   организм   подростка,   пути   снятия стресса,“экзаменационный   стресс”.  Жизнь   требует   от   человека   умения приспосабливаться   к   меняющейся   обстановке   и   регулировать   свое   поведение. Любые перемены в жизни, даже положительные, требуют от человека физического и психологического напряжения. Эмоционально устойчивые люди воспринимают проблемы как задачи, которые необходимо решить. У неуравновешенных людей возникает стресс. Тренинг:  «Баллы тревоги». Занятие 4. Исцеляющая сила мысли.  Цель занятия: показать роль мыслей человека для сохранения здоровья Половина болезней имеют психосоматический характер, в их основе негативные эмоции, и чаще всего страх. Доктор Д.Чопра (США), проанализировав известные ему случаи исцеления от тяжелых, считающихся неизлечимыми болезней, пришел к выводу, что для таких больных характерно одно и то же состояние психики. Как только у человека возникала уверенность в том, что он чувствует себя лучше, ему действительно   становилось   лучше.   Видимо,   в   каждом   организме   заложена программа жизни и смерти. Глубокая уверенность в выздоровлении, психическое игнорирование болезни поддерживают программу жизни. Тренинг:   «Исцеляющая сила мысли». Занятие  5. Укротите свой гнев.  Цель занятия: выработать навыки преодоления гнева. Американские исследователи установили, что миролюбивые люди живут дольше. Постоянные тревожные ожидания плохого не несут в себе положительного заряда, ухудшают качество жизни и делают людей малопривлекательными для окружаю­ щих. Разговор на повышенных тонах может вызвать агрессивную ответную реак­ цию. Спокойные люди создают для себя и окружающих комфортную среду обита­ ния, быстрее решают жизненные проблемы.  Тренинг:    «Укротите свой гнев».  Занятие  6. Сила слова. Цель занятия: показать роль слов в жизни человека, в сохранении его здоровья. Мы живем мире слов в той же степени, в какой мы живем в мире вещей. Слова обладают магической силой, и сила эта питается властью слов над нами. Слова приказа, слова приговора, слова диктора, читающего новости, – наша жизнь так зависит он них, что стоящие за ними факты бледнеют и утрачивают свое значение. Именно поэтому стоит уделять словам, которые мы говорим, не меньше внимания, чем вещам, которыми мы себя окружаем.  Тренинг:    «Сила слова». Занятие7. Человек в окружающей среде. Цель занятия: показать роль окружающей среды в сохранении здоровья человека.  Биологические ритмы. Погода и самочувствие. Природная среда как источник  болезней.  Занятие 8.Инфекционные болезни: возбудители, пути передачи инфекции,  профилактика. Цель занятия: познакомить с инфекционными заболеваниями, путями их  заражения. Понятие о простудных заболеваниях, их отрицательное воздействие на организм подростка(ангина,   грипп,   ОРЗ).   Воздействие   на   организм   бактериальных   и вирусных инфекций: грипп, ангина, герпес и.т.д. Как избавить себя от простуды,  Эндемичные   неинфекционные профилактика   простудных   заболеваний. заболевания. Занятие 9. Среда жилого помещения.  Цель занятия: дать понятие об экологии жилого помещения. Понятие о экологии жилого помещения, факторах окружающей среды, влияющих  на здоровье.  Проект: «Идеальный дом», Тема 5. Потребность вести здоровый образ жизни (10 ч)  Занятие1. Вредные привычки и зависимости.  Цель занятия: убедить обучающихся в возникновении зависимости от вредных  привычек.   Вред алкоголя, причины, приводящие к алкоголизму, профилактика и борьба с алкоголизмом. Алкоголизм подростка, особенности течения, последствия. Детский и подростковый алкоголизм.  Подросток и алкоголь. Девушка и алкоголь, влияние на организм алкоголя, причины, особенности течения беременности, осложнения беременности при употребления алкоголя. Курение.   Состав   компонентов   табачного   дыма,   влияние   курения   на   системы органов подростка.   Психологическое и физиологическое влияние табакокурения на детский организм, организм   подростка,   новорождённого,   девушки,   последствия.   Наркомания. Понятие   о   наркомании,   её   виды,наркотические   вещества   и   их   отрицательное влияние на физическое и умственное развитие подростков. Наркотическая зависимость. Образ жизни.  Тренинг:    «Зачем люди курят?» Занятие 2. Полезные привычки в поддержании здоровья.  Цель занятия: убедить учащихся в необходимости выработки полезных привычек  для поддержания здоровья. Навыки личной гигиены, двигательная активность. Тренинги:   «Урожай привычек», «Привычка – вторая натура» Занятие3. Формула здоровья. Цель занятия: сформировать у учащихся убеждение, что их здоровье зависит от их  образа жизни. Здоровым   называют   такой   образ   жизни   людей,   который   направлен   на   охрану   и улучшение   здоровья.   Он   зависит   от   соблюдения   гигиенического   режима   труда, быта и отдыха, санитарной культуры и преодоления вредных привычек. Проект: «Здоровые потребности». Тренинги:  «Твоя формула здоровья», «Хочу,  могу, буду». Занятие 4.  Культура питания. Цель   занятия:   показать   роль   пищи   и   питания   в   сохранении   здоровья. Наше   питание.   Гигиена   пищи.   Химическая   азбука   пищи.   Соль   ее   влияние   на организм.   Сколько   потреблять   сахара.   Нужно   ли   снижать   потребления   жира. Значение   включение   овощей   и   фруктов   в   рационе   питания.   Витамины. Искусственная пища: за и против. Экологическая безопасность продуктов питания. Практическая работа 1. Определение состояния пищеварительной системы.  Занятие5. Рацион питания. Цель занятия: выработать навыки составления правильного рациона питания.            Основы рационального питания. Рациональное питание и здоровье. Тренинги:  «Как составить рацион питания», «Правила питания в пословицах», «О  пище, хозяйке и о многом другом».   Занятие 6.  Правильное дыхание – фактор здоровья. Цель занятия: выработать навыки правильного дыхания. Понятие о правильном дыхании, болезнях дыхательной системы. Практическая работа 2. Определение общего состояния дыхательной системы.  Занятие 7. Культура движения.  Цель занятия: показать роль двигательной активности в сохранении здоровья. Движение – это жизнь. Двигательная нагрузка. Двигательная активность. Утренняя гимнастика. Занятия подвижными видами спорта, играми. Занятие 8. Семья и здоровье. Цель занятия: показать необходимость знаний генетики, медицины для сохранения  своего здоровья и здоровья членов своей семьи. Тренинг:    «Как надо выбирать невесту»  Занятие 9.  Химическая зависимость. Цель занятия: показать механизм выработки зависимости от различных веществ. Понятие   о   зависимости,   химической   зависимости,   механизме   выработки зависимости. Занятие 10. Социальные болезни.     Цель занятия: познакомить с социальными болезнями и способами их  предупреждения. Понятие   о   социальных   болезнях,   их   причинах,   признаках   и   способах   их предупреждения. Тренинг:     «Право выбора». Тема 5. Потребность заботиться о здоровье (3 ч)  Занятие1.  Методики  оздоровления. Цель занятия: познакомить с основными методиками оздоровления, принципами и  приемами закаливания организма. Понятие о закаливании, методиках оздоровления.  Практическая работа «Определение степени закаленности».  Занятие 2­3. Творческая активность, здоровье и долголетие. Цель занятия: проверка уровня усвоения учащимися материала курса. Защита учащимися рефератов. Тренинг: «Хочешь быть здоровым – будь им».  Список литературы, используемой учителем. 1. Андреев Ю.А. «Три кита здоровья» , Санкт­Петербург,1991. 2. Андреева Н.Д. “Основы рационального питания. Нормы питания”. ­ Биология в школе №7, 2004г. 3. Волошинов Е.В. Маш Р.Д., Беляев В.И. Практикум по гигиене, М., 2002. 4. Высоцкая М.В. Практикум по анатомии и физиологии человека, Волгоград,  2008. 5. Росляков Г.Е. “Враги нашего здоровья”. М.: Знание, 1992. – 98с. – (Нар. Унт  – т. Факт. Здоровья. № 7). Список литературы, рекомендованной для учащихся. 1. Коростылев Н..Б. “От А до Я” изд. Медицина, 1980 год. 2. Ротенберг Р. “Расти здоровым”: Детская энциклопедия здоровья. Пер. с англ. – М.: физкультура и спорт, 1991 – 592с., ил.

Рабочая программа элективного курса «Биология и жизнь» (Здоровым будешь – все добудешь).(биология)

Рабочая программа  элективного курса  «Биология и жизнь» (Здоровым будешь – все добудешь).(биология)

Рабочая программа элективного курса «Биология и жизнь» (Здоровым будешь – все добудешь).(биология)

Рабочая программа  элективного курса  «Биология и жизнь» (Здоровым будешь – все добудешь).(биология)

Рабочая программа элективного курса «Биология и жизнь» (Здоровым будешь – все добудешь).(биология)

Рабочая программа  элективного курса  «Биология и жизнь» (Здоровым будешь – все добудешь).(биология)

Рабочая программа элективного курса «Биология и жизнь» (Здоровым будешь – все добудешь).(биология)

Рабочая программа  элективного курса  «Биология и жизнь» (Здоровым будешь – все добудешь).(биология)

Рабочая программа элективного курса «Биология и жизнь» (Здоровым будешь – все добудешь).(биология)

Рабочая программа  элективного курса  «Биология и жизнь» (Здоровым будешь – все добудешь).(биология)

Рабочая программа элективного курса «Биология и жизнь» (Здоровым будешь – все добудешь).(биология)

Рабочая программа  элективного курса  «Биология и жизнь» (Здоровым будешь – все добудешь).(биология)

Рабочая программа элективного курса «Биология и жизнь» (Здоровым будешь – все добудешь).(биология)

Рабочая программа  элективного курса  «Биология и жизнь» (Здоровым будешь – все добудешь).(биология)

Рабочая программа элективного курса «Биология и жизнь» (Здоровым будешь – все добудешь).(биология)

Рабочая программа  элективного курса  «Биология и жизнь» (Здоровым будешь – все добудешь).(биология)

Рабочая программа элективного курса «Биология и жизнь» (Здоровым будешь – все добудешь).(биология)

Рабочая программа  элективного курса  «Биология и жизнь» (Здоровым будешь – все добудешь).(биология)

Рабочая программа элективного курса «Биология и жизнь» (Здоровым будешь – все добудешь).(биология)

Рабочая программа  элективного курса  «Биология и жизнь» (Здоровым будешь – все добудешь).(биология)

Рабочая программа элективного курса «Биология и жизнь» (Здоровым будешь – все добудешь).(биология)

Рабочая программа  элективного курса  «Биология и жизнь» (Здоровым будешь – все добудешь).(биология)

Рабочая программа элективного курса «Биология и жизнь» (Здоровым будешь – все добудешь).(биология)

Рабочая программа  элективного курса  «Биология и жизнь» (Здоровым будешь – все добудешь).(биология)

Рабочая программа элективного курса «Биология и жизнь» (Здоровым будешь – все добудешь).(биология)

Рабочая программа  элективного курса  «Биология и жизнь» (Здоровым будешь – все добудешь).(биология)

Рабочая программа элективного курса «Биология и жизнь» (Здоровым будешь – все добудешь).(биология)

Рабочая программа  элективного курса  «Биология и жизнь» (Здоровым будешь – все добудешь).(биология)

Рабочая программа элективного курса «Биология и жизнь» (Здоровым будешь – все добудешь).(биология)

Рабочая программа  элективного курса  «Биология и жизнь» (Здоровым будешь – все добудешь).(биология)

Рабочая программа элективного курса «Биология и жизнь» (Здоровым будешь – все добудешь).(биология)

Рабочая программа  элективного курса  «Биология и жизнь» (Здоровым будешь – все добудешь).(биология)

Рабочая программа элективного курса «Биология и жизнь» (Здоровым будешь – все добудешь).(биология)

Рабочая программа  элективного курса  «Биология и жизнь» (Здоровым будешь – все добудешь).(биология)

Рабочая программа элективного курса «Биология и жизнь» (Здоровым будешь – все добудешь).(биология)

Рабочая программа  элективного курса  «Биология и жизнь» (Здоровым будешь – все добудешь).(биология)

Рабочая программа элективного курса «Биология и жизнь» (Здоровым будешь – все добудешь).(биология)

Рабочая программа  элективного курса  «Биология и жизнь» (Здоровым будешь – все добудешь).(биология)

Рабочая программа элективного курса «Биология и жизнь» (Здоровым будешь – все добудешь).(биология)

Рабочая программа  элективного курса  «Биология и жизнь» (Здоровым будешь – все добудешь).(биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2017