Рабочая программа элективного курса по химии для 10 класса "История химии"
Оценка 5

Рабочая программа элективного курса по химии для 10 класса "История химии"

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
химия
10 кл
13.01.2017
Рабочая программа элективного курса по химии для 10 класса "История химии"
Данная рабочая программа представляет разработку элективного курса по химии для 10-ого класса. В программе представлены материалы для изучения обучающимися 10-ого класса. Разработан комплекс лабораторных и практических работ, а так же представлен подробный список литературы изучаемого курса.Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделюРабочая программа элективного курса химии для 10-ого класса "История химии"
история химии 10 класс.docx
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Алыгджерская средняя общеобразовательная школа­интернат» Принято на заседании                                                                                     «Утверждено» Педагогического совета                                                                Директор МКОУ                                                                                                                                           «Алыгджерская Протокол №1 от «26» августа 2016 г.                                                           школа­интернат»                                                                                                                      ______ Л.В. Болюх Рабочая программа по курсу «История химии» _10_класс Базовый уровень 2016­2017 учебный год Всего часов в год__34___ Всего часов в неделю __1__ Буракова И.П., учитель химии Педстаж:__30__лет                                                           Алыгджер , 2016 Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы «История химии» для общеобразовательных учреждений под редакцией Савинковой Е.В; М: Просвещение 2010г    В последнее десятилетие в педагогической литературе опубликовано несколько  программ факультативных курсов и спецкурсов по истории химии. Однако они не были  подкреплены изданием соответствующих учебных пособий и методических материалов.  Поэтому нами была поставлена задача разработки учебно­методического комплекта для  элективного курса по истории химии, в котором наряду с учебным пособием, содержащим  изложение истории химии и вопросы по темам, предусмотрены методические  рекомендации для учителя, приводится описание лабораторных и демонстрационных  опытов, темы дискуссий и конференций. Кроме того, в состав учебно­методического  комплекта входит также хрестоматия, содержащая выдержки из малодоступных изданий,  которые сопровождаются краткими биографическими сведениями об авторах, а также  вопросами и заданиями к приведенным в хрестоматии текстам.    В ходе изучения истории химии на первый план выходит не объяснение материала, а  самостоятельное изучение с последующим обсуждением и обобщением на уроках.  Предлагаются такие элементы исследования, как анализ исторических текстов и  самостоятельное планирование учебно­исследовательских работ. Эволюцию знаний о  строении и свойствах веществ невозможно рассмотреть без проведения химического  эксперимента, поэтому важная роль в элективном курсе принадлежит лабораторным  опытам. По каждой теме учащиеся готовят рефераты или доклады. Источниками информации при  выполнении учащимися самостоятельной работы являются учебное пособие,  теоретический материал, предоставленный учителем, а также дополнительная литература,  в том числе справочники и энциклопедии, сетевые ресурсы, электронные библиотеки и т. п.  Основная задача курса – проследить эволюцию основных химических идей и  представлений от предыстории до настоящего времени, избегая рассеяния  основополагающих моментов и нагромождения частных фактов. Особое внимание уделено  последним достижениям, современному состоянию и перспективам развития химии, что  должно способствовать большей заинтересованности учащихся в предмете и, в  определенной степени, их профориентации. С этой же целью предполагается ознакомить  учащихся с основными направлениями химической науки: общей, неорганической,  органической, аналитической, физической, коллоидной химией, а также с основами  химической технологии. Данный элективный курс базируется на знаниях, полученных учащимися в основной школе. Поэтому его целесообразно изучать параллельно с курсом химии в 10­м и11­м классе. Курс рассчитан на 68 учебных часов в течение года, по 34учебных часа в каждом классе. Учебно­тематическое планирование  № Темы учебного курса 1 2 3 Ранний период развития химии Становление химии как науки Развитие неорганической химии Количество  часов 8 10 16 4 Обобщающий урок 1 итого 34 Содержание тем учебного курса Т е м а  I. Ранний период развития химии­ 8часов 1. Зарождение химии в Древнем мире. Химические представления в древности.  Использование биологических процессов (брожение). Использование технических  процессов (спекание, сплавление). Развитие ремесел: гончарное и стекольное производства, выплавка металлов, получение красок и эмалей, ядов и лекарств. Первые теоретические  обобщения. Древнегреческая натурфилософия. 2. Химия в период Средневековья. Алхимия, ее достижения, значение и влияние на  развитие химии. Греко­египетская алхимия. Арабская алхимия. Европейская алхимия.  Практическая химия. Техническая химия. Ятрохимия. Персоналии: Ибн Сина (Авиценна), Г.Агрикола, Ф.А.Парацельс.  Знать: Основы химических знаний в древней Греции, развитие ремёсел, работы Авиценны,  Агриколы и Парацельса Уметь: Составлять рефераты об учёных­алхимиках Т е м а  II. Становление химии как науки­10 часов 3. Первые научные представления в химии. Возрождение атомистики. Развитие  атомистических представлений. Пневматическая химия. Открытие и исследование  диоксида углерода, азота, водорода, кислорода.  4. Первые химические теории. Начало точных измерений в химии. Теория флогистона.  Кислородная теория окисления, горения и дыхания.  5. Законы стехиометрии. Количественные измерения в химии. Представления о  химическом сродстве. Закон сохранения массы. Закон постоянства состава веществ.  Законы кратных и объемных отношений. Закон Авогадро. Новый взгляд на элементы.  Атомные веса и символы элементов. Развитие понятий «атом», «молекула», «эквивалент». 6. Основные направления химии. Разделение химии. Неорганическая химия. Органическая  химия. Аналитическая химия. Физическая химия. Персоналии: Р.Бойль, М.В.Ломоносов, И.Б. ван Гельмонт, Дж. Пристли, Дж. Блэк,  Г.Кавендиш, К.В.Шееле, Г.Э.Шталь, А.Л.Лавуазье, К.Л.Бертолле, Ж.Л.Пруст, Дж.Дальтон, Ж.Л.Гей­Люссак, А.Авогадро, Й.Я.Берцелиус, С.Канниццаро, Г.Дэви, Р.В.Бунзен, Ф.Велер, В.Оствальд, Я.Г.Вант­Гофф. Знать: О развитии атомно­молекулярного учения Уметь: решать задачи на определение количественных отношений Т е м а  III. Развитие неорганической химии­16 часов 7. Периодический закон. Первые попытки систематизации элементов. Открытие  периодического закона. Заполнение пробелов в периодической системе. Появление новых  групп элементов.  8. Новая металлургия. Новые методы получения обычной и легированной стали. Развитие  цветной металлургии. Производство алюминия. Порошковая металлургия. 9. Прикладная неорганическая химия. Связывание азота. Появление фотографии.  Изобретение спичек. Получение новых синтетических неорганических материалов: особо  твердые вещества на полупроводники, сверхпроводники. 10. Открытие новых классов неорганических соединений. Комплексные соединения.  Координационная теория. Русская школа координационной химии. Соединения  благородных газов. Персоналии: Г.Гесс, Д.И.Менделеев, У.Рамзай, Н.С.Курнаков, А.Вернер, Л.А.Чугаев. Знать: Об истории открытия Периодического закона Уметь: Составлять атомные формулы элементов Требования к уровню подготовки обучающихся По окончании изучаемого курса обучающиеся должны знать: Историю появления Периодического закона Д.И.Менделеева; Основы стеклодувного производства; Основы аналитической химии; Способы разделения смесей; Химию металлов побочной подгруппы; Основателей учения о скорости химической реакции; Достижения современной химии; Химию полимерных материалов; Использование современных достижений химии в народном хозяйстве; Проблемы загрязнения окружающей среды. Учащиеся должны уметь: Решать расчётные задачи по всем разделам химии; Найти необходимую информацию по курсу «История химии» в Интернете; Выполнять практические работы, связанные с определением веществ; Пользоваться информационными компьютерными технологиями при выполнении и демонстрации учебного материала; Знать основателей химических законов. Критерии оценивания знаний и умений учащихся: В конце изучаемого курса обучающиеся после защиты своих проектов получают «зачёт» Календарно­тематическое планирование курса «Истории химии» на 10 класс № п/п 1 2 Наименование разделов и тем Тема№1 Раннее развитие химии Зарождение химии в древнем мире Использование биологических процессов (Брожение) Всего часов Календарные сроки Планир Фактическ. 8 1 1 3.09 10.09 3 4 5 6 7 8 9 Использование технических процессов (плавление и  спекание) Развитие ремёсел: производство стекла Развитие ремёсел: выплавка металлов. Производство  лаков и красок Развитие ремёсел: производство ядов и лекарств Первые теоретические обобщения Древнегреческая натурфилософия 1 1 1 1 1 1 Тема №2 Становление химии как науки 10 Первые научные представления о химии. Зарождение  атомистики 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 Пневматическая химия 11 Открытие и изучение диоксида углерода, водорода,  азота и кислорода 12 Первые химические теории. Начало точных  измерений в химии. Теория флогистона Законы стехиометрии. Количественные измерения в  химии Закон Авогадро Развитие понятий «атом», «молекула», «эквивалент» 13 14 15 16 17 Основные направления химии 18 Разделение химии Тема №3 Развитие неорганической химии 16 19 Периодический закон. Первые попытки  систематизации химических элементов 20 Открытие Периодического закона 21 Заполнение пробелов в Периодической системе 22 Новая металлургия. Новые способы получения  легированной стали 23 Развитие цветной металлургии 24 Производство алюминия 25 Порошковая металлургия 1 1 1 1 1 1 1 17.09 24.09 1.10 8.10 15.10 22.10 29.10 12.11 19.11 26.11 3.12 10.12 17.12 24.12 14.01 21.01 28.01 4.02 11.02 18.02 25.02 4.03 11.03 26 Прикладная неорганическая химия. Связывание азота 27 Появление фотографии 28 Изобретение спичек 29 Получение новых сверхтвёрдых материалов 30 Проводники и полупроводники 31 Открытие новых классов неорганических соединений 32 33 Комплексные соединения Координационная теория 34 Обобщающий урок по курсу «Основы неорганической химии» итого 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 18.03 25.03 8.04 15.04 22.04 29.04 6.04 13.04 20.04 Список литературы Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Плоткин С.С. История химии. Элективный курс: учебное  пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007; Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Плоткин  С.С. История химии. Элективный курс: хрестоматия. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний (в  печати); Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Плоткин С.С. История химии. Элективный курс:  методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. Азимов А. Краткая история химии: развитие идей и представлений в химии. Пер. с англ.  З.Е.Гельмана. СПб.: Амфора, 2000, 269 с.; Азимов А. Краткая история биологии. От  алхимии до генетики. Пер. с англ. Л.А.Игоревского. М.: Центрполиграф, 2002, 223 с.;  Большая детская энциклопедия. Химия. Под ред. Б.Д.Степина и Л.Ю.Аликберовой. М.:  Русское энциклопедическое товарищество, 2000, 640 с.; Волков В.А., Вонский Е.В.,  Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. М.: Высшая школа, 1991, 656 с.; Джуа М.  История химии. Пер. с итал. М.: Мир, 1975, 480 с.; Лен Ж.­М. Супрамолекулярная химия: Концепции и перспективы. Пер. с англ.  Новосибирск: Наука. Сиб. отд­ние, 1998, 334 с.; Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Химия:  Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. М.: АСТ­ПРЕСС  ШКОЛА, 2002, 512 с.; Нанотехнология в ближайшем десятилетии. Прогноз направления  исследований. Под ред. М.К.Роко, Р.С.Уильямса и П.Аливисатоса. Пер. с англ. М.: Мир,  2002, 292 с.; Соловьев Ю.И. История химии. М.: Просвещение, 1973, 396 с.; Соловьев Ю.И. Эволюция основных теоретических проблем химии. М.: Наука, 1971, 379 с.; Соловьев  Ю.И., Курашов В.И. Химия на перекрестке наук: Исторический процесс развития  взаимодействия естественно­научных знаний. М.: Наука, 1989, 192 с.; Степин Б.Д.,  Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. М.: Химия, 1995, 400 с.;  Фигуровский Н.А. История химии. М.: Просвещение, 1979, 311 с.; Харгиттаи И.  Откровенная наука. Беседы со знаменитыми химиками. Пер. с англ. П.М.Зоркого. Под ред.  М.Харгиттаи. М.: Едиториал УРСС, 2003, 472 с.; Химическая энциклопедия. В 5 т. М.:  Советская энциклопедия; Большая Российская энциклопедия, 1988–1998; Химия:  Энциклопедия химических элементов. Под ред. А.М.Смолеговского. М.: Дрофа, 2000, 432  с.; Штрубе В. Пути развития химии. В 2 т. Пер. с нем. М.: Мир, 1984; Энциклопедия для детей. Т. 16. Физика. Ч. 2. М.: Аванта+, 2000, 432 с.; Энциклопедия для детей. Т. 17.  Химия. М.: Аванта+, 2000, 640 с.; Я иду на урок химии: Летопись важнейших открытий в  химии. XVII–ХIХ вв. Книга для учителя. М.: ИД «Первое сентября», 1999, 320 с.

Рабочая программа элективного курса по химии для 10 класса "История химии"

Рабочая программа элективного курса по химии для 10 класса "История химии"

Рабочая программа элективного курса по химии для 10 класса "История химии"

Рабочая программа элективного курса по химии для 10 класса "История химии"

Рабочая программа элективного курса по химии для 10 класса "История химии"

Рабочая программа элективного курса по химии для 10 класса "История химии"

Рабочая программа элективного курса по химии для 10 класса "История химии"

Рабочая программа элективного курса по химии для 10 класса "История химии"

Рабочая программа элективного курса по химии для 10 класса "История химии"

Рабочая программа элективного курса по химии для 10 класса "История химии"

Рабочая программа элективного курса по химии для 10 класса "История химии"

Рабочая программа элективного курса по химии для 10 класса "История химии"

Рабочая программа элективного курса по химии для 10 класса "История химии"

Рабочая программа элективного курса по химии для 10 класса "История химии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2017