Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Теория и практика написания сочинений различных жанров» 10 класс
Оценка 4.8
Разработки курсов
doc
русский язык
10 кл
08.07.2017
Очевидным является и то, что обучение созданию рецензии, отзыва, интервью или эссе – речевых жанров, представляющих собою особую группу вторичных текстов, имеющих критическую направленность, - есть не столько одна из частных задач, которую следует решить в ходе формирования коммуникативной компетенции школьников ради самой этой компетенции, сколько средство, формирующее нравственные начала личности, совершенствующее её интеллект, духовность, культуру, расширяющее кругозор; развивающее самостоятельность, инициативность; готовящее учащихся к успешной социализации в обществе.
10 Теория и практика написания сочинений.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №2
Рассмотрено на заседании ШМО Согласовано Утверждено
__________ Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Приказ № от .09.2016г.
__________________________ _________________________ Директор МОУ – Гимназии №2
______________Захарчук Г.А.
Рабочая программа
элективного курса по русскому языку
«Теория и практика написания сочинений
различных жанров»
10 класс
20162017 учебный год
г. Клин, Московская область Пояснительная записка
Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и, по мнению
большинства учителей, одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому
языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Оно требует от обучающегося и
выпускника предельной сосредоточенности, умения чётко образно и грамотно излагать, аргументировать свои
мысли. Известный дореволюционный методист А. Д. Алферов писал, что сочинение это “естественная и
осмысленная работа над выражением собственной мысли, основанная на достаточных данных”.
Место курса в образовательном процессе
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ, входящий как основной
компонент в структуру нового Государственного Стандарта общего образования относит обучение теории и
практике сочинений к тому необходимому содержанию, которое обеспечивает формирование
коммуникативной компетенции школьников. Правомерность этого утверждения не требует никаких
специальных доказательств. Очевидным является и то, что обучение созданию рецензии, отзыва, интервью или
эссе – речевых жанров, представляющих собою особую группу вторичных текстов, имеющих критическую
направленность, есть не столько одна из частных задач, которую следует решить в ходе формирования
коммуникативной компетенции школьников ради самой этой компетенции, сколько средство, формирующее
нравственные начала личности, совершенствующее её интеллект, духовность, культуру, расширяющее
кругозор; развивающее самостоятельность, инициативность; готовящее учащихся к успешной социализации в
обществе. Кроме того, обучение созданию сочинений разных жанров ( отзывов, рецензий, репортажей, эссе)
актуализирует и обогащает общие учебные умения, навыки и способы деятельности школьников в тех
многоаспектных направлениях, которые являются первостепенно важными для формирования социально и
профессионально компетентной личности, способной сделать свой социальный и профессиональный выбор,
нести за него ответственность, а также готовой отстаивать свои гражданские права.
Курс рассчитан на 1 час в неделю. Общий объем – 34 часа.
Цели курса:
Научить учащихся осознавать содержание темы и основную мысль сочинения.
Развивать творческие способности учащихся.
Задачи курса :
Научить учащихся концентрироваться на проблеме, собирать и осмысливать информацию.
Формировать творческое воображение как направление интеллектуального и личностного развития
ученика, образное мышление подростков.
Воспитывать заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство писателя.
Совершенствовать речевую культуру учащихся
Развивать коммуникативность обучающихся. Занятие 1. Творческая мастерская. Сочинение на свободную тему.
Содержание курса
Занятие 2. Типы тем сочинений с точки зрения стилистического оформления и с точки зрения
содержательной стороны сочинения.
Занятие 3. Словари различного вида: лингвистические, энциклопедические. Повторение типов речи.
Занятие 4. Повторение стилей текста.
Занятие 5. Публицистический стиль: его признаки, сфера использования, жанры.
Занятие 67. Один из основных жанров литературной критики – критическая статья. Её структура, этапы
работы. Школьные сочинения в жанре литературнокритической статьи.
Занятие 8. Виды рецензии. Структура. Рецензия на прочитанную книгу (фильм).
Занятие 9. Рецензия на сочинение товарища.
Занятие 1011. Статья в газету. Заметка. Рассуждение проблемного характера. Общественно – политическая
лексика, эмоционально – окрашенные слова и обороты речи, риторические вопросы. “ О вкусах”.
Занятие 12. Интервью. Беседа. Диалог. Собеседник: политический деятель, учёный, писатель, художник,
спортсмен, писатель, артист, воин – интернационалист. Практическая работа. Интервью с Григорием
Александровичем Печориным.
Занятие 13. Репортаж. Информационная заметка. Воссоздание картины происшедшего, рассказ о том, как
протекало событие. Выразительные средства в репортаже. Фоторепортаж, радио – и телерепортаж.
Занятие 1415. Путевые заметки.. Путевые зарисовки. Чтение отрывков из путевых заметок журналиста
Арнольда Пушкаря. “Речка моего детства” Василия Пескова. Написание путевых заметок. (“По дорогам
Отечества”. “Путешествие в село (город, край), где я родился. “По тропинкам заповедного
края”).Иллюстрация своих записей рисунками, фотографиями, схемой маршрута, картой путешествия.
Занятие 16. Эпистолярный жанр. Знакомство с произведениями, написанными в эпистолярном жанре.
Переписка. Публицистическая и литературнокритическая тема в эпистолярном жанре.
Занятие1718. Как писать сочинение на свободную тему. Проблемное сочинение на литературной основе.
Сочинение – эссе. Его виды. Практическая работа: эссе «Людей неинтересных в мире нет…»
Занятие 19. Официальноделовой стиль. Его жанры.
Занятие 20. Виды писем. Личное официальное письмо. Письмо ветерану.
Занятие 21. Художественный стиль: его признаки, сфера использования, жанры.
Занятие 222324. Понятие «язык художественного произведения». Тропы. Практикум по их определению.
Занятие 252627. Стилистические фигуры. Практикум по их определению. Занятие 28. Классификация речевых ошибок. Практикум.
Занятие 29. Портретный очерк. Понятие очерка. Требования, предъявляемые к очерку. Показать наиболее
характерное в жизни, мыслях, поступках конкретного человека. Написание очерка.
Занятие 30. Художественный дневник. Знакомство с памяткой для пишущего сочинение в жанре дневника.
Занятие 31. Рассказ с необычным построением. Кульминация, завязка, развязка. Действующие лица.
Занятие 3233. Редактирование сочинений.
Занятие 34. Итоговое занятие.
Методы и формы обучения.
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают
знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать
практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность). Для организации названных видов
деятельности применяются соответствующие методы обучения:
репродуктивный;
продуктивный ;
рассказ учителя ;
беседа;
работа со словарями.
Результаты изучения курса.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
• определять тему и создавать сочинения разных жанров и различных типов речи;
• самостоятельно отбирать материал и языковые средства, систематизировать и логически излагать;
• использовать в работе собственные наблюдения и произведения писателей;
• редактировать собственную работу и работу другого человека;
• высказывать собственное мнение.
Список литературы
1. Алексеева. Т.В. Сочинение. Теория и практика. Материалы для самоподготовки. Спецкурс в старших
классах. – С.Пб.: «Паритет», 2003.
2. Искусство написания сочинения. Пособие для поступающих в вузы.. Под редакцией Н.В.Козловской. –
С.Пб.: «Сага» «Азбука – классика», 2004
3. КалгановаТ.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М.: «Просвещение», 2004.
4. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания. Учебнометодическое
пособие для студентов и учителей – словесников. – М.: «Флинта» «Наука», 1999.
5. Система обучения сочинениям в V – VIII классах. Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: «Просвещение»,
1967.
6. Теория и практика сочинений разных жанров. Пособие для факультативных занятий. VII – VIII
классы. Под ред. Т.А.Ладыженской и Т.С.Зепаловой. – М.: «Просвещение», 1970. №
п/п
1
2
3
4
5
6
7.
8
9
10
12
13
Тематическое планирование курса
Наименование тем
Колво
часов
Дата
Вводное занятие. Что такое школьное сочинение и зачем его писать. Общие
требования к сочинению на литературную и публицистическую тему.
Жанры школьных сочинений (общий обзор). Типы тем сочинений с точки зрения
стилистического оформления и с точки зрения содержательной стороны сочинения.
Типы речи.
Функциональные стили.
Публицистический стиль. Его жанры.
Литературнокритическая статья.
Литературнокритическая статья особенности жанра
Рецензия.
Рецензия на сочинение товарища.
Рассуждение проблемного характера
Газетные жанры. Интервью.
Репортаж.
Путевые заметки. Путевые зарисовки
Эпистолярный жанр
Эссе.
Эссе – особенности жанра
Официальноделовой стиль. Его жанры.
Личное официальное письмо
Художественный стиль. Его жанры.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
03.09
10.09
17.09
26.09
01.10
8.10
15.10
22.10
05.11
12.11
19.11
26.11
03.12
10.12
17.12
24.12
14.01
21.01
04.02 Тропы. (эпитет, метафора)
Тропы ( олицетворение, оксюморон)
Тропы (метонимия, синекдоха)
Стилистические фигуры. (анафора, эпифора, антитеза)
Стилистические фигуры. (парцелляция, параллелизм)
Стилистические фигуры. (эллипсис, инверсия)
Речевые ошибки и их предупреждение
Речевые ошибки (повторение слов, согласование подлежащего и сказуемого)
Очерк. Художественный очерк.
Написание художественного очерка
Дневник. Художественный дневник.
Написание художественного дневника
Рассказ с необычным построением. Хронология событий.
Написание рассказа с необычным построением
Редактирование текстов сочинений.
Итоговое занятие. Подведение итогов.
11.02
18.02
25.02
04..03
11.03
18.03
01.04
08.04
15.04
22.04
29.04
06.05
13.05
20.05
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Теория и практика написания сочинений различных жанров» 10 класс
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Теория и практика написания сочинений различных жанров» 10 класс
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Теория и практика написания сочинений различных жанров» 10 класс
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Теория и практика написания сочинений различных жанров» 10 класс
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Теория и практика написания сочинений различных жанров» 10 класс
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Теория и практика написания сочинений различных жанров» 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.