Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Теория и практика написания сочинений различных жанров» 10 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Теория и практика написания сочинений различных жанров» 10 класс

Оценка 4.8
Разработки курсов
doc
русский язык
10 кл
08.07.2017
Рабочая программа элективного курса по русскому языку  «Теория и практика написания сочинений  различных жанров»  10 класс
Очевидным является и то, что обучение созданию рецензии, отзыва, интервью или эссе – речевых жанров, представляющих собою особую группу вторичных текстов, имеющих критическую направленность, - есть не столько одна из частных задач, которую следует решить в ходе формирования коммуникативной компетенции школьников ради самой этой компетенции, сколько средство, формирующее нравственные начала личности, совершенствующее её интеллект, духовность, культуру, расширяющее кругозор; развивающее самостоятельность, инициативность; готовящее учащихся к успешной социализации в обществе.
10 Теория и практика написания сочинений.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение ­ Гимназия №2 Рассмотрено на заседании ШМО                            Согласовано                   Утверждено __________   Руководитель ШМО  Заместитель директора по УВР        Приказ №  от   .09.2016г. __________________________         _________________________         Директор МОУ – Гимназии №2                                                                                                                           ______________Захарчук Г.А. Рабочая программа элективного курса по русскому языку  «Теория и практика написания сочинений  различных жанров»  10 класс 2016­2017 учебный год г. Клин, Московская область Пояснительная записка Сочинение   –   не   только   один   из   самых   трудных   видов   деятельности   учащихся,   но   и,   по   мнению большинства учителей, одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Оно требует от обучающегося и выпускника предельной сосредоточенности, умения чётко образно и грамотно излагать, аргументировать свои мысли. Известный дореволюционный методист А. Д. Алферов писал, что сочинение ­ это “естественная и осмысленная работа над выражением собственной мысли, основанная на достаточных данных”. Место курса в образовательном процессе Обязательный минимум содержания основных образовательных программ, входящий как основной компонент в структуру нового Государственного Стандарта общего образования относит обучение теории и практике   сочинений   к   тому   необходимому   содержанию,   которое   обеспечивает   формирование коммуникативной   компетенции   школьников.   Правомерность   этого   утверждения   не   требует   никаких специальных доказательств. Очевидным является и то, что обучение созданию рецензии, отзыва, интервью или эссе – речевых жанров, представляющих собою особую группу вторичных текстов, имеющих критическую направленность, ­ есть не столько одна из частных задач, которую следует решить в ходе формирования коммуникативной компетенции школьников ради самой этой компетенции, сколько средство, формирующее нравственные   начала   личности,   совершенствующее   её   интеллект,   духовность,   культуру,   расширяющее кругозор; развивающее самостоятельность, инициативность; готовящее учащихся к успешной социализации в обществе. Кроме того, обучение созданию сочинений разных жанров ( отзывов, рецензий, репортажей, эссе) актуализирует   и   обогащает   общие   учебные   умения,   навыки   и   способы   деятельности   школьников   в   тех многоаспектных направлениях, которые являются первостепенно важными для формирования социально и профессионально компетентной личности, способной сделать свой социальный и профессиональный выбор, нести за него ответственность, а также готовой отстаивать свои гражданские права.  Курс рассчитан на 1 час в неделю. Общий объем – 34 часа. Цели курса:   Научить учащихся осознавать содержание темы и основную мысль сочинения.  Развивать творческие способности учащихся. Задачи курса :   Научить учащихся концентрироваться на проблеме, собирать и осмысливать информацию.  Формировать творческое воображение как направление интеллектуального и личностного развития  ученика, образное мышление подростков.  Воспитывать заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство писателя.  Совершенствовать речевую культуру учащихся  Развивать коммуникативность обучающихся. Занятие 1. Творческая мастерская. Сочинение на свободную тему.  Содержание курса Занятие 2. Типы тем  сочинений с точки зрения стилистического оформления и с точки зрения  содержательной стороны сочинения. Занятие 3. Словари различного вида: лингвистические, энциклопедические. Повторение типов речи. Занятие 4. Повторение стилей текста. Занятие 5. Публицистический стиль: его признаки, сфера использования, жанры. Занятие 6­7. Один из основных жанров литературной критики – критическая статья. Её структура, этапы  работы. Школьные сочинения в жанре литературно­критической статьи. Занятие 8. Виды рецензии. Структура. Рецензия на прочитанную книгу (фильм). Занятие 9. Рецензия на сочинение товарища. Занятие 10­11. Статья в газету. Заметка. Рассуждение проблемного характера. Общественно – политическая  лексика, эмоционально – окрашенные слова и обороты речи, риторические вопросы. “ О вкусах”. Занятие 12. Интервью. Беседа. Диалог. Собеседник: политический деятель, учёный, писатель, художник,  спортсмен, писатель, артист, воин – интернационалист. Практическая работа. Интервью с Григорием  Александровичем Печориным. Занятие 13.  Репортаж. Информационная заметка. Воссоздание картины происшедшего, рассказ о том, как  протекало событие. Выразительные средства в репортаже. Фоторепортаж, радио – и телерепортаж. Занятие 14­15. Путевые заметки.. Путевые зарисовки. Чтение отрывков из путевых заметок журналиста  Арнольда Пушкаря. “Речка моего детства” Василия Пескова. Написание путевых заметок. (“По дорогам  Отечества”. “Путешествие в село (город, край), где я родился. “По тропинкам заповедного  края”).Иллюстрация своих записей рисунками, фотографиями, схемой маршрута, картой путешествия. Занятие 16. Эпистолярный жанр. Знакомство с произведениями, написанными в эпистолярном жанре.  Переписка. Публицистическая и литературно­критическая тема в эпистолярном жанре.  Занятие17­18.  Как писать сочинение на свободную тему. Проблемное сочинение на литературной основе.  Сочинение – эссе. Его виды. Практическая работа: эссе «Людей неинтересных в мире нет…» Занятие 19. Официально­деловой стиль. Его жанры. Занятие 20. Виды писем. Личное официальное письмо. Письмо ветерану. Занятие 21. Художественный стиль: его признаки, сфера использования, жанры.  Занятие 22­23­24. Понятие «язык художественного произведения». Тропы. Практикум по их определению. Занятие 25­26­27. Стилистические фигуры. Практикум по их определению. Занятие 28. Классификация речевых ошибок. Практикум. Занятие 29. Портретный очерк. Понятие очерка. Требования, предъявляемые к очерку. Показать наиболее  характерное в жизни, мыслях, поступках конкретного человека. Написание очерка. Занятие 30. Художественный дневник. Знакомство с памяткой для пишущего сочинение в жанре дневника. Занятие 31. Рассказ с необычным построением. Кульминация, завязка, развязка. Действующие лица.  Занятие 32­33. Редактирование сочинений. Занятие 34. Итоговое занятие. Методы и формы обучения. На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические   задачи   овладения   языком   (продуктивная   деятельность).   Для   организации   названных   видов деятельности применяются соответствующие методы обучения:      репродуктивный; продуктивный ;  рассказ учителя ; беседа;  работа со словарями. Результаты изучения курса. В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения: • определять тему и создавать сочинения разных жанров и различных типов речи; • самостоятельно отбирать материал и языковые средства, систематизировать и логически излагать; • использовать в работе собственные наблюдения и произведения писателей; • редактировать собственную работу и работу другого человека; • высказывать собственное мнение. Список литературы 1. Алексеева. Т.В. Сочинение. Теория и практика. Материалы для самоподготовки.  Спецкурс в старших классах. – С.­Пб.: «Паритет», 2003. 2. Искусство написания сочинения. Пособие для поступающих в вузы.. Под редакцией Н.В.Козловской. – С.­Пб.: «Сага» ­ «Азбука – классика», 2004 3. КалгановаТ.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М.: «Просвещение», 2004. 4. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания. Учебно­методическое пособие для студентов и учителей – словесников. – М.:  «Флинта» ­ «Наука», 1999. 5. Система обучения сочинениям в V – VIII классах. Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: «Просвещение», 1967. 6. Теория   и   практика   сочинений   разных   жанров.   Пособие   для   факультативных   занятий.  VII  –  VIII классы. Под ред. Т.А.Ладыженской и Т.С.Зепаловой. – М.: «Просвещение», 1970. № п/п 1 2 3 4 5 6 7. 8 9 10 12 13 Тематическое планирование курса Наименование тем Кол­во часов Дата Вводное занятие. Что такое школьное сочинение и зачем его писать. Общие  требования к сочинению на литературную и публицистическую тему. Жанры школьных сочинений (общий обзор). Типы тем  сочинений с точки зрения  стилистического оформления и с точки зрения содержательной стороны сочинения. Типы речи.  Функциональные стили. Публицистический стиль. Его жанры. Литературно­критическая статья. Литературно­критическая статья  ­ особенности жанра Рецензия. Рецензия на сочинение товарища. Рассуждение проблемного характера Газетные жанры. Интервью. Репортаж. Путевые заметки. Путевые зарисовки Эпистолярный жанр Эссе. Эссе – особенности жанра Официально­деловой стиль. Его жанры. Личное официальное письмо Художественный стиль. Его жанры. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 03.09 10.09 17.09 26.09 01.10 8.10 15.10 22.10 05.11 12.11 19.11 26.11 03.12 10.12 17.12 24.12 14.01 21.01 04.02 Тропы. (эпитет, метафора) Тропы ( олицетворение, оксюморон) Тропы (метонимия, синекдоха) Стилистические фигуры. (анафора, эпифора, антитеза) Стилистические фигуры. (парцелляция, параллелизм) Стилистические фигуры. (эллипсис, инверсия) Речевые ошибки и их предупреждение Речевые ошибки (повторение слов, согласование подлежащего и сказуемого) Очерк. Художественный очерк. Написание художественного очерка Дневник. Художественный дневник. Написание художественного дневника Рассказ с необычным построением. Хронология событий. Написание рассказа с необычным построением Редактирование текстов сочинений. Итоговое занятие. Подведение итогов. 11.02 18.02 25.02 04..03 11.03 18.03 01.04 08.04 15.04 22.04 29.04 06.05 13.05 20.05 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Теория и практика написания сочинений различных жанров» 10 класс

Рабочая программа элективного курса по русскому языку  «Теория и практика написания сочинений  различных жанров»  10 класс

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Теория и практика написания сочинений различных жанров» 10 класс

Рабочая программа элективного курса по русскому языку  «Теория и практика написания сочинений  различных жанров»  10 класс

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Теория и практика написания сочинений различных жанров» 10 класс

Рабочая программа элективного курса по русскому языку  «Теория и практика написания сочинений  различных жанров»  10 класс

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Теория и практика написания сочинений различных жанров» 10 класс

Рабочая программа элективного курса по русскому языку  «Теория и практика написания сочинений  различных жанров»  10 класс

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Теория и практика написания сочинений различных жанров» 10 класс

Рабочая программа элективного курса по русскому языку  «Теория и практика написания сочинений  различных жанров»  10 класс

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Теория и практика написания сочинений различных жанров» 10 класс

Рабочая программа элективного курса по русскому языку  «Теория и практика написания сочинений  различных жанров»  10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2017