Рабочая программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров" (10-11 класс)
Оценка 4.9

Рабочая программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров" (10-11 класс)

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
русская литература
11 кл
03.06.2018
Рабочая программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров" (10-11 класс)
Рабочая программа составлена для подготовки учащихся старших классов к написанию итогового сочинения. Она рассчитана на 68 часов. В содержании программы учитывается литературоцентричность итогового сочинения. Обобщаются и систематизируются знания, умения и навыки, полученные учащимися по теории и практике написания сочинений на литературную тем.Образовательная программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров" для 10-11 классов.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.doc
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ БОРОВИЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса  по развитию речи «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ» для учащихся 10­11 классов Составила: Кодынева Людмила Юрьевна учитель русского языка и литературы высшей квалификации МАОУ СОШ № 7 БОРОВИЧИ 2 2017 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Введение   итогового   сочинения   для   выпускников   11   класса   вызвало необходимость создания элективного курса по развитию речи.  Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником   занимают   одно   из   важнейших   мест   в   современной   системе образования. Данный курс сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и учащихся.  Основой   для   аргументации   собственного   мнения   при   написании экзаменационного сочинения по русскому языку также является литературное произведение, его проблемно­ценностный анализ. Размышления над вечными нравственными   проблемами,   поставленными   в   произведениях   русской   и зарубежной   классической   литературы,   являются   важной   составляющей частью сочинения­рассуждения на экзамене по русскому языку. Сочинения (итоговое   и   задание   25  по   русскому   языку   на   ЕГЭ)   носят   надпредметный характер.   Выпускники   должны   использовать   знания   по   истории, обществознанию, литературе, биологии, географии и т.д. Работа проверяет личностные   качества   ученика:   готовность   к   самостоятельной   рефлексии, способность   размышлять,   умение   выстроить   ассоциативный   ряд   в рассуждении.  Все   перечисленные   требования   к   итоговой   аттестации   выпускников средней школы делают актуальной разработку программы элективного курса по развитию речи, который включает: Ознакомление с теорией сочинений разных жанров;   Анализ концептов, соответствующих основным тематическим  направлениям; Практику   выбора   литературного   произведения   в   соответствии   с   темой сочинения и проблемой исходного текста;  Развитие творческих способностей, их ассоциативного мышления.                       Работа   с   учащимися   10­11   классов   привела   меня   к   созданию программы, учитывающей возможности выпускников школы, имеющих опыт написания экзаменационной работы по русскому языку в 9 классе. Наиболее приемлемой   формой   организации   занятий   со   старшеклассниками   является мастерская   творческого   письма.   На   занятиях   у   учащихся   систематически развивается   правильное   понимание   темы   сочинения,   её   формулировки,   а также развиваются умения и навыки правильной устной и письменной речи. В процессе   занятий   у   учащихся   развивается   аналитическое   и   ассоциативное мышление. 3                  Опыт введения в школьную практику итогового сочинения показал следующие проблемы в развитии речи выпускников школы:    Неумение развернуть домашнюю заготовку в сторону конкретной темы;    Бессодержательность, нанизывание слов для объёма текста;    Отсутствие связи частей, логики развития мысли;    Однообразие литературного материала;    Полное отсутствие поэзии;    Безликость, клишированность стиля;    Косноязычие, неразвитость речи, маленький словарный запас.                     Проблемы в развитии устной и письменной речи в данной программе разрешаются   в   процессе   целенаправленного   анализа   формулировок   тем сочинений в виде вопроса, тезиса или цитаты из произведения литературы. В связи с этим неизмеримо возрастает роль редактирования и рецензирования сочинений, в результате которых формируется умение создавать сочинения в соответствии с критериями оценки итоговых экзаменационных работ.          Учитывая возрастные особенности учащихся, считаю целесообразным: общее ознакомление с теорией сочинений разных жанров, умение общаться с целью   выбора   литературных   произведений   для   раскрытия   темы,   навыки написания сочинения­рассуждения по исходному тексту; знакомство с алгоритмом написания сочинения­рассуждения, что является основой   для   правильного   написания   творческой   работы   и   создаёт положительную мотивацию к развитию письменной речи;            Программа элективного курса «Теория и практика сочинений разных жанров»   составлена   согласно   основным   открытым   тематическим направлениям   итоговых   сочинений,   которые   предложены   Советом   по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки   России   под   председательством   Натальи   Солженицыной,   президента Русского   общественного   фонда   Александра   Солженицына.   А   также   в соответствии с контрольно­измерительными материалами ЕГЭ по русскому языку,   размещёнными   на   сайте   ФИПИ   (Федерального   института педагогических измерений).           Элективный курс направлен на реализацию надпредметного характера итогового   сочинения   выпускников   школы.   Это   предполагает   организацию обучения   таким   образом,   чтобы   в   ходе   каждого   занятия   упражнялись   и развивались различные актуальные знания, соответствующие темам сочинения или исходного текста для написания сочинения­рассуждения на экзамене.           Программа «Теория и практика сочинений разных жанров» составлена с применением   элементов   технологий   развития   критического   мышления (ТРКМ) и творческой мастерской, что создает благоприятные условия для реализации   творческих   возможностей   учащихся   и   успешной   итоговой аттестации. 4         Предлагаемый элективный курс по развитию речи разработан на основе областного   базисного   учебного   плана,   утверждённого   Комитетом образования, науки и молодёжной политики Новгородской области № 647 от 28.   07.   2012   г.,   а   также   с   учетом   содержания   действующих   программ   по русскому  языку  и  литературе  и  рассчитан  для  работы  с  учащимися 10­11 классов по 1 часу в неделю (68 часов за 2 года).  Цели: систематизация знаний о жанровом своеобразии сочинений; развитие умений и навыков анализа художественного произведения;  совершенствование навыков написания сочинения­рассуждения по  исходному тексту; обеспечение успешной итоговой аттестации выпускников школы. Задачи: способствовать устранению недостатков в выборе литературного материала  в соответствии с темой сочинения­рассуждения;  путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у  выпускников правильного восприятия художественного текста, умения  находить в изображаемом существенные признаки (ключевые слова),  устанавливать сходства и различия тем сочинений создавать условия для  успешного выполнения экзаменационных работ; содействовать развитию у учащихся процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, воспитывать у них умение планировать свою работу, намечать последовательность написания сочинения­рассуждения, которое имеет  метапредметный (надпредметный) характер; ознакомить выпускников с различными формулировками итоговых  сочинений в соответствии с основными тематическими направлениями,  воспитывать активное аналитическое отношение к ним; развивать у учащихся художественный вкус, интерес и любовь к  художественной литературе, трудолюбие, аккуратность, настойчивость и  самостоятельность в написании сочинений; научить выпускников писать сочинение­рассуждение по исходному тексту  публицистического стиля. воспитывать творческого читателя; Основными методами контроля реализации программы являются: 1. Редактирование сочинений учащихся разных жанров в соответствии с  алгоритмом написания сочинения­рассуждения: пробные работы – соответствие сочинения теме и правильность выбора  литературного произведения, практикум написания сочинения­рассуждения – правильность композиции  творческой работы, соответствие данной теме, метапредметность работы, 5 контрольные сочинения, итоговые сочинения­рассуждения. 2. Анализ развития творческого потенциала учащихся. При этом используются алгоритмы написания сочинений в соответствии с  тематическими направлениями, представленными в презентациях. Содержание программы элективного курса «Теория и практика сочинений разных жанров» 10­11 класс (68 часов)          Введение (2часа)          Значение элективного курса, его задачи. Повторение изученного о теме и основной мысли высказывания (1 час). Ознакомление с тематическими  направлениями и понятием «концепт» (1 час).              «Концепт – это термин, служащий объяснению той информационной структуры, которая отражает знания и опыт человека, всей картины мира, отражённой   в   человеческой   психике».   «Константа   (концепт)   –   постоянная величина в ряду изменяющихся» Ю.С.Степанов.          Тезисы и конспект, их отличие от плана (2 часа)                    Ознакомление   учащихся   с   тезисами   и   конспектом,   раскрытие особенностей  тезисов  и  конспекта  как   разновидностей  сжатого  изложения, формирование навыков тезирования и конспектирования (1 час). Выполнение практических заданий по составлению конспектов и тезисов в соответствии с темой сочинения. Анализ тезисных планов сочинений (1 час).           Цитирование (2 часа)           Систематизация знаний и умений учащихся в цитировании, полученных в предыдущие годы работы на уроках развития речи. Ознакомление учащихся с цитированием как особой формой передачи чужой речи. Развитие умения правильно   с   точки   зрения   содержания   и   стиля   высказывания   употреблять цитаты.   Обучение   грамотному   в   пунктуационном   отношении   оформлении цитаты   (1   час).   Выполнение   практических   заданий   по   анализу   удачного   и неудачного цитирования (1 час).             Сочинение на литературную тему (14 часов)               Закрепление умения отбирать материал из текста художественного произведения   в   соответствии   с   тематическим   направлением   итогового сочинения  и   основной   мыслью   сочинения   (5   часов).   Систематизирование собранного материала, составление плана, раскрывающего тему и основную мысль   высказывания   (1   час).   Определение   ключевых   слов   в   теме   (1   час). Практическое   занятие   по   работе   с   алгоритмом   написания   итогового сочинения­рассуждения   (2   часа).   Выполнение   контрольного   сочинения­ рассуждения (4 часа). Литературоцентричность итогового сочинения (1 час).             Литературные заготовки к произведению (2 часа) 6             Размышление над полезностью ведения записных книжек, дневников, сборников   афоризмов   и   пословиц   на   нравственные   темы.   Определение значения «заготовок» материала для будущих творческих работ. Закрепление умения собирать материал для различных устных и письменных сочинений на литературную тему (1 час). Практические занятия по рассказам А.П. Чехова «Человек в футляре», «Ионыч» и пьесе «Вишнёвый сад» (1 час).             Сочинение на свободную тему (2 часа)                         Выявление интересов старшеклассников к тематике сочинений, предоставление   возможности   ученикам   выразить   свои   мысли   по самостоятельно выбранной теме высказывания (1 час). Анализ позиции автора по   проблематике   исходного   текста   и   приведение   своих   примеров   из жизненного опыта, соответствующих проблеме текста (1 час).             Совершенствование написанного (2 часа)              Ознакомление учеников с работой писателей над совершенствованием произведений. Показ учащимся значения упорного и настойчивого труда над рукописью их собственных сочинений (1 час). Повторение сведений о приёмах редактирования,   о   технике   правки   рукописи.   Обращение   к   писательскому труду А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого и В. В. Маяковского (1 час).              Отзыв как разновидность сочинений (2 часа)              Закрепление приобретённых ранее знаний о написании отзыва на книгу или   кинофильм.   Подготовка   к   написанию   самостоятельного   отзыва   на художественное произведение (1 час). Выполнение упражнений, развивающих умение кратко излагать содержание произведения (1 час).              Отзыв о кинофильме (2 часа)               Искусство кино как синтез работы писателя, сценариста, режиссёра­ постановщика,   операторов,   звукооператоров,   художников,   композиторов   и всех исполнителей главных, второстепенных и эпизодических ролей (1 час). Анализ многосерийного фильма по роману­эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» (1 час).               Сравнительная характеристика литературных героев (6 часов)                 Повторение основных сведений об особенностях сочинения типа сравнительной характеристики (2 часа). Практическая работа по подготовке сочинений на тему «Два друга»: Онегин и Ленский, Остап и Андрий, Швабрин и Гринёв, Скалозуб и Молчалин, Фамусов и Чацкий, Онегин и Печорин (4 часа).               Рассуждение проблемного характера (32 часа)                            Повторение  известных  учащимся  сведений  об  особенностях сочинений­рассуждений. Ознакомление выпускников с образцом рассуждения на проблемную тему в соответствии с экзаменационным заданием 25 ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к выполнению экзаменационной работы (2 часа).               Требования к сочинению­рассуждению по исходному тексту (1 час). Правильное понимание исходного текста (1 час). «Расшифровка» информации 7 текста (2 часа). Формулировка одной из проблем исходного текста (2 часа). Комментирование   основной   проблемы   исходного   текста   (2   часа). Определение   позиции   автора   и   способов   её   выражения   (2   часа). Характеристика   типов   аргументации   собственной   позиции:   литературные примеры,   иллюстрации,   образцы   положительного   или   отрицательного. Соотношение   понятия   и   соответствующего   ему   образа   (6   часов).   Понятие «жизненный   опыт»:   реальные   факты   из   жизни   окружающих,   собственные наблюдения   и   выводы,   традиционно­исторический   опыт   (6   часов). Разнообразие читательского опыта: художественная литература, историческая литература, научно­популярная литература (2 часа).               Практические работы по освоению алгоритма написания сочинения­ рассуждения   по   исходному   тексту   (4   часа).   Контрольное   сочинение­ рассуждение по заданию 25 ЕГЭ по русскому языку (2 часа). Основные требования к знаниям и умениям обучающихся Обучающиеся должны знать:  •  Сведения о жанровом своеобразии сочинений,  •  Основные тематические направления итогового сочинения,  •  Алгоритмы написания сочинений­рассуждений  •  Подготовку к работе над сочинением,  •  Выбор и анализ темы сочинения,  •  Определение ключевых слов в теме сочинения. Обучающиеся должны уметь: • Правильно определять жанр сочинения, • Выбирать тему в соответствии с тематическим направлением, • Свободно  владеть литературной аргументацией, находить соответствие ей в жизненном опыте, • Подготавливать литературные цитаты для аргументации, • Осуществлять анализ тем в соответствии с литературными аргументами, • Выполнять основные элементы композиции итогового сочинения­ рассуждения, • Выполнять основные элементы композиции сочинения­рассуждения (ЕГЭ по  русскому языку), • Строить композицию сочинения­рассуждения.  • Уметь выстроить ассоциативный ряд в рассуждении. Литература: 8  1. Раздел «Итоговое сочинение» на сайте ФИПИ: http://www.fipi.ru/ege­i­gve­11/itogovoe­ sochinenie  2. Всё о выпускном сочинении. http://sochinenie11.ru/  3. Среда обучения «Могу писать». https://mogupisat.ru/courses/el/317/  4. Презентация С. Красовской http://sochinenie11.ru/podgotovka/ 334­vebinar­tematicheskie­ napravleniya­vremya­put.html  5. Презентация А. Г. Нарушевича http://www.ctege.info/itogovoesochinenie­2015/itogovoe­ sochinenie­narushevich­a­g.html  6.Презентация Ю. Анохиной http://sochinenie11.ru/o/346­prezentaciya­itogovoe­sochinenie­20 15­2016.html  7. Презентация Н. Беляевой.  http://nsportal.ru/shkola/russkiyyazyk/library/2015/09/20/itogovoe­sochinenie­podgotovka­ ikontrol  8. Егораева Г.Т. Русский язык: Сочинение. Задание 25. Универсальные материалы с  методическими рекомендациями, решениями и ответами / Г.Т. Егораева. – М.:  Издательство «ЭКЗАМЕН», 2017 – 142 с. 9. Ладыженская Т.А. Зепалова Т.С. Методические указания к факультативному курсу  «Теория и практика сочинений разных жанров»  / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. – М.:  «Просвещение», 1981 – 159 с. 10. Миронова Н.А. Итоговое сочинение перед единым государственным экзаменом / Н.А.  Миронова. – М.: Издательство АСТ, 2016. 224 с.   ПРИЛОЖЕНИЕ ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ  ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ  КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЯ  ТРЕБОВАНИЕ 1 – КОЛИЧЕСТВО СЛОВ (НЕ МЕНЕЕ 250, РЕКОМЕНД. 350)  ТРЕБОВАНИЕ 2 – САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ  Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3­№5). Критерий №1 «Соответствие теме» Данный критерий нацеливает на проверку содержания   сочинения.   Выпускник   рассуждает   на   предложенную   тему, выбрав  путь  её  раскрытия  (например,  отвечает  на  вопрос,  поставленный  в теме,   или   размышляет   над   предложенной   проблемой,   или   строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет» ставится только   при   условии,   если   сочинение   не   соответствует   теме   или   в   нем   не прослеживается   конкретной   цели   высказывания,   т.е.   коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»). Критерий   №2   «Аргументация.   Привлечение   литературного   материала» Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал   для   построения   рассуждения   на   предложенную   тему   и   для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации   не   менее   одного   произведения   отечественной   или   мировой 9 литературы,   избирая   свой   путь   использования   литературного   материала; показывает   разный   уровень   осмысления   литературного   материала:   от элементов   смыслового   анализа  (например,  тематика,   проблематика,  сюжет, характеры   и   т.п.)   до   комплексного   анализа   художественного   текста   в единстве   формы   и   содержания   и   его   интерпретации   в   аспекте   выбранной темы.   «Незачет»   ставится   при   условии,   если   сочинение   написано   без привлечения   литературного   материала,   или   в   нем   существенно   искажено содержание   произведения,   или   литературные   произведения   лишь упоминаются   в   работе,   не   становясь   опорой   для   рассуждения   (во   всех остальных случаях выставляется «зачет»). Критерий   №3   «Композиция»   Данный   критерий   нацеливает   на   проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует   высказанные   мысли,   стараясь   выдерживать   соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые   логические   нарушения   мешают   пониманию   смысла   сказанного   или отсутствует   тезисно­доказательная   часть   (во   всех   остальных   случаях выставляется «зачет»). Критерий   №4   «Качество   речи»   Данный   критерий   нацеливает   на   проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при   необходимости   уместно   употребляет   термины,   избегает   речевых штампов.   «Незачет»   ставится   при   условии,   если   низкое   качество   речи существенно   затрудняет   понимание   смысла   сочинения   (во   всех   остальных случаях выставляется «зачет»).  Критерий   №5   «Грамотность»   Данный   критерий   позволяет   оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а   также   орфографические   и   пунктуационные   ошибки,   допущенные   в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).  КАК ПИСАТЬ? Шаг I. Выбор темы.  ПЕРЕФОРМУЛИРОВАТЬ   ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ   ПРЕДЛОЖЕНИЯ   В ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ.  • Я МОГУ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ (РАСКРЫТЬ ТЕМУ)?– ВЫДВИНУТЬ ТЕЗИСЫ СОЧИНЕНИЯ (К1).  • ЦЕЛЬ СОЧИНЕНИЯ – ОТВЕТИТЬ НА ЭТОТ ВОПРОС.  • ИДЕЯ СОЧИНЕНИЯ – ЧТО Я ХОЧУ СКАЗАТЬ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ?  • Я МОГУ ПОДОБРАТЬ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ДОКАЗАТЬ МОЮ ПРАВОТУ (К2)?1.  Задать себе вопросы:  — Что от меня требуют предложенные темы? (надо обратить внимание на ключевые слова всех тем) 10 — На каком материале можно раскрыть данные темы?  — Достаточно ли хорошо знаю (помню) тот материал, который буду брать в качестве   аргументов?   2.  Выбрать   одну   из   предложенных   тем.   При   выборе темы надо помнить, что он должен определяться не моими симпатиями (этого писателя люблю, а этого нет), а знанием материала.  СОВЕТ: на выбор темы тратить не более 15 минут; в случае затруднения с выбором темы можно пользоваться методом исключения; не менять тему в процессе написания сочинения. Шаг 2. Стратегия дальнейшей работы Тема выбрана! Что делать дальше?  1. Возвращаюсь к поставленным вопросам, остановившись на выбранной теме.  2. Нахожу ответы на ТРИ составных вопроса:  3. Обдумываю композицию  4. Пишу заключение сочинения  5. Доказываю его, подобрав произведения для аргументации 6. Проверяю, прослеживается ли цель высказывания, т.е. коммуникативный замысел сочинения  Шаг   3.   Пишу   сочинение.   Выбрав   тему,   конспективно   записать   все,   что приходит   в   голову:   биография   автора,   эпоха,   герои,   события,   эпизоды, аналогии, высказывания критиков)  НАЧАТЬ ПИСАТЬ С ОСНОВНОЙ ЧАСТИ!!!  • ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ «ЗАДАЕТ» ТЕМА СОЧИНЕНИЯ.  •   ПОДТВЕРДИТЬ   СВОЮ   ТОЧКУ   ЗРЕНИЯ   ПРИМЕРАМИ   ИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. СОВЕТЫ 1. Нельзя писать сочинение по произведению, которое вы не читали. Ваше незнание всегда будет заметно ЭКСПЕРТУ, и вы  рискуете  получить замечание   типа   «Тема   не   понята   и   не   раскрыта»,   или   «Работа   носит поверхностный характер», или неудовлетворительную оценку по литературе. 2. Знаете ли вы исторический и литературный фон создания произведения, его историю, основные факты жизни писателя (особенно те, когда было написано произведение)? 3. Понятен ли смысл названия и можете ли вы объяснить его? А тему и идею?.4. Какие основные проблемы поставил автор? ( «ума» ­ «Горе от   ума»,   истинного   и   ложного   патриотизма   –   «Война   и   мир»,   счастья, положительного   героя,   «лишнего   человека»   и   др.).   5.   Можете   ли   вы пересказать   сюжет   и   выделить   в   нем   основные   части   конфликта?   Какой характер носит конфликт? (идеологический – в «Преступлении и наказании», социальный – в «Грозе», психологический – в рассказе «После бала»). 6. В чем,   по­вашему,   особенности   композиции?   Назовите   ее   основные   части   и эпизоды,   им   соответствующие.   7.   Понятна   ли   вам   система   персонажей   в произведении и то, как герои соотносятся между собой? (антиподы – Штольц и Обломов, сопоставление – князь Андрей и Пьер). 8. Понятна ли авторская позиция? С помощью каких художественных приемов (интерьер, пейзаж, сны, монологи,   художественные   детали,   лирические   отступления   и   др.)   можно 11 выявить   ее?   9.   Сумеете   ли   вы   отметить   основные   черты   стиля   данного писателя   (лаконизм,   внимание   к   мелочам   и   др.)?10.   Не   занимайтесь пересказом:   это   не   изложение.   Не   перегружайте   сочинение   цитатами, особенно стихотворными. Достоинство цитаты – краткость и уместность. В то же время работа без цитат заставит усомниться в знании вами текста. 11. Части   работы   должны   быть   соразмерны,   логически   связаны   и последовательны.   Помните   о   роли   абзацев.   12.   Не   «перехваливайте» классиков: «гениальный», «великий национальный» и т.п. Избегайте речевых штампов и повторов.Обдумать вступление (своеобразный ввод в тему). Это может быть: — высказывание своего взгляда на проблему; — вступление в спор   с   воображаемым   оппонентом   или   приглашение   его   к   разговору;   — обоснование причин обращения к этой теме; — эмоционально ввод в тему сочинения; — использование оригинальной цитаты, обращённой к слушателю (читателю);   —   проведение   анализа   какого­либо   понятия,   входящего   в формулировку   темы;   —   проведение   экскурса   в   историю   (краткая характеристика   эпохи);   —   оформление   вступления   в   виде   вопросов. Обдумать заключение. Это может быть так: — обобщение сказанного. Для этого ещё раз перечитываю тезисный план, записанный на черновике, и, не повторяя высказанных мыслей, обобщаю изложенное. При этом не забываю, что   хорошее   осмысленное   заключение   должно   содержать   не   больше   6­7 предложений. — возвращение к началу разговора (приём «закольцовывания») — взгляд вперёд, то есть можно пофилософствовать о том, что будет, если… (Например, рассуждая о «взгляде на судьбу России классиков различных лет», представить, что сказали бы классики будущего, если положение дел в стране резко   не   изменится).   —   обращение   к   читателю.   Если   вступление   было оформлено в форме приглашения к разговору, то закончить сочинение можно таким   же   обращением.   Смысл   обращения   к   собеседнику   может   быть различным:   можно   призвать   его   к   какому­то   поступку   или   задать риторический   вопрос,   на   который   каждый   из   нас   должен   ответить самостоятельно. — обращение к оригинальной цитате. Шаг 4. Тактика ПРОВЕРКИ сочинения  1. Пишу сочинение на черновике.  2. Пересчитываю количество слов (рекомендованное количество ­ 350 слов). Максимальное количество слов не устанавливается).  3.   Перечитываю   сочинение,   проверяя   его   и   соотнося   с   критериями оценивания, для чего отвечаю на следующие вопросы:  •   Правильно   ли   понята   тема,   соответствует   ли   сочинение   теме? Сформулирован ли тезис? Я ОТВЕТИЛ(А) НА ВОПРОС? КАК ТО, ЧТО Я НАПИСАЛ(А),   ОТНОСИТСЯ   К   ТЕМЕ   СОЧИНЕНИЯ?   (Это   критерий   1, обязательный для получения зачёта)  • Приведены ли аргументы из художественных произведений? (Это критерий 2, обязательный для получения зачёта) 12 •   Соблюдены   ли   правила   построения   сочинения?   Не   нарушена   ли пропорциональность частей?  • Есть ли переходы от одной части сочинения к другой, от одной мысли к другой, логичны ли эти переходы?  • Есть ли выводы, завершающие отдельные части сочинения и работу в целом? (Это критерий 3)  • Соответствует ли язык и стиль сочинения мыслям, чувствам и настроениям, которые   вызывает   тема   и   привлекаемый   для   её   раскрытия   фактический материал?  •   Используется   ли   разнообразная   лексика   и   различные   грамматические конструкции? (Это критерий 4)  • Насколько грамотно написана работа? ВСЕ ЛИ СЛОВА ПРОВЕРИЛ(А) С ПОМОЩЬЮ ОРФОГРАФИЧ.СЛОВАРЯ? (Это критерий 5)

Рабочая программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров" (10-11 класс)

Рабочая программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров" (10-11 класс)

Рабочая программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров" (10-11 класс)

Рабочая программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров" (10-11 класс)

Рабочая программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров" (10-11 класс)

Рабочая программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров" (10-11 класс)

Рабочая программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров" (10-11 класс)

Рабочая программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров" (10-11 класс)

Рабочая программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров" (10-11 класс)

Рабочая программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров" (10-11 класс)

Рабочая программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров" (10-11 класс)

Рабочая программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров" (10-11 класс)

Рабочая программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров" (10-11 класс)

Рабочая программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров" (10-11 класс)

Рабочая программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров" (10-11 класс)

Рабочая программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров" (10-11 класс)

Рабочая программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров" (10-11 класс)

Рабочая программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров" (10-11 класс)

Рабочая программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров" (10-11 класс)

Рабочая программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров" (10-11 класс)

Рабочая программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров" (10-11 класс)

Рабочая программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров" (10-11 класс)

Рабочая программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров" (10-11 класс)

Рабочая программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров" (10-11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2018