Рабочая программа и календарно – тематическое планирование по внеурочной деятельности "Шахматная азбука" (базовый уровень) 1 класс.
Оценка 4.7

Рабочая программа и календарно – тематическое планирование по внеурочной деятельности "Шахматная азбука" (базовый уровень) 1 класс.

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
1 кл
18.03.2018
Рабочая программа и календарно – тематическое планирование по внеурочной деятельности "Шахматная азбука" (базовый уровень) 1 класс.
Рабочая программа.
+2017 1клКТП шахматы.docx

                                                                                       Рег. №________

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа «Гармония» г. Можайска

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

 Чекрышева О.А..

__________________________

от «___»______ 20___

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Протокол №___

руководитель ШМО

 КоршуноваИ.В______________

от «___»______ 20___

.

 

 

 

 

 

 

 

календарно – тематическое планирование

 

 

 

по внеурочной деятельности

Шахматная азбука

(базовый уровень)

 

Класс   1 А , Б,

Учитель Ермошенкова Елена Леонтьевна

 

Количество часов: всего33 часа; в неделю 1 час;

 

Планирование составлено на основе рабочей программы Ермошенковой Е. Л.

 

 

_____________________________________________________________________________

(реквизиты утверждения рабочей программы с датой)

 

2017 год

 

 

      календарно – тематическое планирование

№п/п

Тема урока

Дата

Решаемая проблема

Предметные результаты

Метапредметные результаты

УУД

Личностные

1

Введение в образовательную программу

6.09  ,5.09,  

   Чтение-инсценировка дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски».

Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля имеют квадратную форму.

   Чтение-инсценировка дидактической сказки «Котята-хвастунишки».

Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Р Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.

П Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

К Слушать и понимать речь других.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

2

Легенды и сказания о возникновении шахмат

13,      14

   Легенды и сказания о возникновении шахмат

Легенды и сказания о возникновении шахмат

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

3

Шахматная доска.   

20      , 19

   Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали.

   Чтение-инсценировка дидактической сказки из книги И.Г.Сухина «Приключения в шахматной стране» (с.132-135).

   Дидактические задания и игры «Диагональ».

Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали.

Р учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.

П Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

К Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

4

Шахматная доска.   

27              26

Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Расположение черных и белых полей в центре доски.

Сравнивать, находить общее и различие. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Расположение черных и белых полей в центре доски.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

5

Шахматная доска.   

4.10       ,3.10

Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Расположение черных и белых полей в центре доски.

Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Расположение черных и белых полей в центре доски.

Белые и черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Р учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. П Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

К Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

6

Шахматные фигуры.

18                 17

Белые и черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

   Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Что общего», «Большая и маленькая».

   Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат».

7

Сравнительная сила фигур.

25               24

Сравнительная сила шахматных фигур. Ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9).

   Дидактические задания и игры «Кто сильнее?», «Обе армии равны».   Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Каждый ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.

   Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да или нет», «Мяч».

   Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат».

Сравнительная сила шахматных фигур. Ценность шахматных фигур

Р Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.

П Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

К Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

8

Начальная позиция.

1.11          31.10

Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Каждый ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

9

Ладья.

8              7.11  

Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие.

   Дидактические игры и задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности» (разновидность игры на уничтожение, но с «заминированными» полями).

Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

Р Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания,

П Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

К Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

10

Ладья.

15             14.11

Грамотно располагать шахматные фигуры . Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

11

Слон.

29              28.11

Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура.

   Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против двух), «Ограничение подвижности»..

Грамотно располагать шахматные фигуры. Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура.

Р Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.

П Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

К Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

12

Слон.

6.12             5.12

Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

13

Ладья против слона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13             12.12

Термин «стоять под боем».

   Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».

   Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля»,

 «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности».

Термин «стоять под боем».

Р Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания,

П Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

К Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

14

Ферзь.

20              19.12

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. Взятие. Ферзь – тяжелая фигура.

   Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Просмотр диафильма «Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат».

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. Взятие. Ферзь – тяжелая фигура

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально

15

Ферзь.

27             26.12

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».

 

   Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру».

   Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, более сложные положения), «Ограничение подвижности».

Р учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.

П Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

К Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально

16

Ферзь против ладьи и слона.

10.01,      9.01

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

17

Конь.

17           16.01

Место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие. Конь – легкая фигура.

   Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

Место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие. Конь – легкая фигура

Р Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.

П Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

К Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

18

Конь

24              23.01

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности».

19

Конь против ферзя, ладьи, слона.

7.02           30.01

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».

   Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ладьи, конь против слона, конь против ферзя, более сложные положения), «Ограничение подвижности».

Основные тактические приемы

Р Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.

П Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

К Слушать и понимать речь других.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

20

Решение заданий

14                6.02

Место пешек в начальном положении. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки. Ход пешки. Взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально

21

Пешка.

28        13.02

Место пешек в начальном положении. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки. Ход пешки. Взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.

   Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин».

   Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности».

Р Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания,

П Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

К Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально

22

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона

7.03   27.02

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».

   Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, пешка против ферзя, более сложные положения), «Ограничение подвижности.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально

23

Король.

14       6.03

Место короля в начальном положении. Ход короля. Взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.

   Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

   Дидактическая игра «Игра на уничтожение» (король против короля).

   Чтение-инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба-Яга»

Грамотно располагать шахматные фигуры

Место короля в начальном положении. Ход короля. Взятие

Р Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.

П Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

К Слушать и понимать речь других.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

24

Король против других фигур.

21    13.03

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие».

   Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ладьи, король против слона, король против коня, король против ферзя, король против пешки), «Ограничение подвижности».

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие».

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

25

Шах

28      20.03

Шах – угроза королю. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха (3 способа).

   Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха».

Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах.

   Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах»; игра фигурами из начального положения до первого шаха.

Шах – угроза королю. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха (3 способа).

Р учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.

П Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

К Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

26

Шах.

4.04      27.03

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

27

Мат.

18    3.04

Мат – цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой.

   Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры).

   Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в один ход».

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом фигур.

   Дидактическое задание «Дай мат в один ход».

Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания

Р учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность

 П Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

 

К Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

28

Мат.

25    17.04

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

29

Ничья. Пат.

2.05   24.04

Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры патовых ситуаций.

   Дидактическое задание «Пат или не пат», «Пат или мат.

Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры патовых ситуаций.

Р Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания,

П Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

К Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

30

Рокировка.

9.05         1.05

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.

   Дидактическое задание «Рокировка».

Уметь  ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

31

Шахматная партия.

16            8.05

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию).

   Дидактическая игра «Два хода».

 Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию).

Р Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания,

П Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

К Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

32

Шахматная партия.

23            15.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  -            22.05

33

Шахматная партия.

Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения..

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

Р Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания,

П Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

К Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

 


 

Рег. №________ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Гармония» г

Рег. №________ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Гармония» г

Тема урока Дата Решаемая проблема

Тема урока Дата Решаемая проблема

Шахматная доска. 20 , 19

Шахматная доска. 20 , 19

Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем

Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем

Каждый ферзь любит свой цвет»

Каждый ферзь любит свой цвет»

Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности» (разновидность игры на уничтожение, но с «заминированными» полями)

Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности» (разновидность игры на уничтожение, но с «заминированными» полями)

Ограничение подвижности». .Грамотно располагать шахматные фигуры

Ограничение подвижности». .Грамотно располагать шахматные фигуры

Ход ферзя. Взятие. Ферзь – тяжелая фигура

Ход ферзя. Взятие. Ферзь – тяжелая фигура

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, более сложные положения), «Ограничение подвижности»

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, более сложные положения), «Ограничение подвижности»

Ограничение подвижности». 19Конь против ферзя, ладьи, слона

Ограничение подвижности». 19Конь против ферзя, ладьи, слона

Ход пешки. Взятие. Взятие на проходе

Ход пешки. Взятие. Взятие на проходе

Ограничение подвижности. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально 23Король

Ограничение подвижности. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально 23Король

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ладьи, король против слона, король против коня, король против ферзя, король против…

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ладьи, король против слона, король против коня, король против ферзя, король против…

Шах – угроза королю. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой

Шах – угроза королю. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой

К Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования)

К Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования)

Шахматная партия. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта

Шахматная партия. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2018