Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс "Перспектива"
Оценка 4.9

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс "Перспектива"

Оценка 4.9
Документация +2
doc
окружающий мир
1 кл
13.01.2017
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс "Перспектива"
рабочая окружающий.doc

 

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся будут сформированы:

·                    ценностные представления о своей семье  и своей малой Родине; общее и первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины России как семьи разных народов, образ Москвы – как духовной ценности, важной для разных народов);

·                    целостный взгляд на окружающий мир через последовательное практическое знакомство с формулой «окружающий мир – это природа, культура и люди», раскрытой в последовательно расширяющихся сферах (школа, дом, город (село), страна);

·                    представление о навыках адаптации в мире через осознание взаимной связи людей в разных социальных сферах жизни (в школе, дома, городе (селе), стране);

·                    положительное отношение к школе, учебной деятельности;

·                    представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира -  ежедневно быть готовым к уроку), готовность бережно относиться к школьным принадлежностям -  учебнику, рабочей тетради и пр.; 

·                    первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;

·                    эстетические чувства, впечатления через восприятие природы, культуры, произведений устного народного творчества, традиционного костюма и пр.;

могут быть сформированы:

·     установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении;

·     уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

·     организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

·     осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;

·     вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом);

·     в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа»;

получат возможность научиться:

·     планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

·     оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы;

·     осуществлять правильный выбор перехода проезжей части улицы.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

·     ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);

·     осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);

·     понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

·     сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

·     группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям;       

получат возможность научиться:

·     осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

·     сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания;

·     сопоставлять информацию, представленную в разных видах;  

·     выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах.      

      Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

·     соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться,

    благодарить;

·     вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

·     сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

·     участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

·     сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

получат возможность научиться:

·     организовывать взаимопроверку выполненной работы;

·     распределять обязанности при работе в группе;

·     учитывать мнение партнёра, аргументировано, обосновывать своё решение.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Обучающиеся  научатся:                                                 

·     различать эмоциональные состояния людей (грусть, веселье, удивление, испуг);

·     выполнять элементарные правила личной гигиены;

·     выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, в природе и общественных местах;

·     выполнять изученные правила поведения пассажиров; перехода улиц по сигналам регулировщика; различать изученные дорожные знаки;

·     приводить примеры видов труда людей; выражать приветствие, благодарность, просьбу; вести себя за столом и в общественных местах;

·     различать части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод); приводить примеры дикорастущих и культурных растений, до­машних и диких животных; ухаживать за комнатными растениями;

·     правильно вести себя в природе;

·     различать объекты живой и неживой природы;

·     различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;

·     выращивать растение одним из изученных способом;

·     приводить примеры представителей разных групп животных;

получат возможность научиться:

·     рассказывать о разнообразии труда людей;

·     устанавливать родственные связи;

·     пользоваться схемами, таблицами, справочной литературой;

·     различать основные части улицы, дороги.

Содержание учебного предмета, курса

Мы и наш мир (11ч)

Дорога в школу — дорога к открытию мира.

Наш мир — это природа, культура и мы, люди. Неживая и живая природа. Культура. Мы — это я и другие люди, живущие в согласии друг с другом. Разные народы Земли. Наш мир — это все, что мы любим, понимаем, знаем. Люди — творцы культуры.

Блок внеклассной, внешкольной работы: путешествие в ближайший парк города, за околицу села в мир красок и звуков родной природы.

Наш класс (13ч)

Наш класс в школе. Мы в классе — это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе между одноклассниками, между учащимися и учителем. Школа — содружество детей и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе. Учитель — наставник и друг. Правила поведения в классе и школе, организация труда и отдыха.

Природа в классе — источник радости, красоты и знаний. Комнатные растения. Части растения. Уход за комнатными растениями. Разнообразие растений возле школы. Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Аквариум и его обитатели, другие животные живого уголка. Необходимость бережного отношения к ним, уход за ними. Разнообразие животных: насекомые, рыбы, птицы, звери; основные отличительные признаки этих групп. Любовь к растениям и животным, забота о них — важная часть счастливой жизни культурного человека.

Распорядок учебного дня — разумное чередование учебной работы и отдыха. Книга — первый помощник в учебе с давних времен. Игры во время переменок, на уроке физкультуры, в группе продленного дня — наше культурное богатство; роль игры в сохранении здоровья. Мир детских игрушек и детского фольклора.

Блок внеклассной, внешкольной работы: участие в школьном осеннем спортивном празднике с программой народных детских игр родного края. Путешествие (с участием родителей) за город, за околицу села для знакомства с природой в ее естественных формах.

Наш дом и семья (15 ч)

Мы в семье — это я и мои родные. Отношения в семье: любовь к детям, уважение к старшим, взаимопонимание и взаимопомощь. Родословное древо. Семейный архив и реликвии — семейная память. Я и члены моей семьи — часть моего народа. Культура моего народа (рукотворная и нерукотворная) хранится в семье и передается от одного поколения к другому.

Природа в доме. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Как рождаются вещи (превращение природных материалов в изделия благодаря труду людей). Красивые камни в нашем доме; изделия из камня — соединение красоты природы, фантазии и мастерства людей. Комнатные растения у нас дома. Растения огорода и сада. Овощи и фрукты на нашем столе. Как появляются на столе хлеб и каша, чай и кофе. Дикорастущие и культурные растения. Собака и кошка — животные, прирученные человеком в глубокой древности. Породы собак и кошек. Дикие и домашние животные. Наши коллекции: фигурки животных, игрушки, изображающие животных, и т. д. — соединение образов природы и творчества человека.

Ритм жизни в семье — основа здорового образа жизни. Режим дня, личная гигиена, правильное питание, правила обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами, безопасное поведение на улице.

Блок внеклассной, внешкольной работы: выставка «Семейный круг» по материалам семейных архивов учащихся с использованием таблиц «Родословное древо», составленных детьми совместно с родителями. Праздник «Семейные секреты вкусной и здоровой пищи».

Город и село (14 ч)

Мы в городе, селе — это я и мои земляки. Красота любимого города, родного села. Сочетание мира природы и мира культуры в городе, селе. Названия улиц, площадей — наша общая память о прошлом, о наших земляках, их трудах и подвигах. Любовь к своему городу, селу — чувство, необходимое для счастливой жизни человека.

Природа в городе — источник красоты, здоровья, хорошего настроения. Разнообразие растений города. Лиственные и хвойные деревья. Растения цветника. Ботанический сад — царство удивительных растений, созданное человеком. Парки, скверы, заповедные места края — наше общее культурное богатство. Разнообразие животных парка, необходимость бережного отношения к ним. Зоопарк — живой музей под открытым небом. Правила поведения в зоопарке.

Музеи и библиотеки — хранилища нашей общей культуры, нашего прошлого во имя будущего.

Мир профессий. Наши профессии и наш характер. Профессии в городе и селе: общее и различное.

Бережное отношение к природе и к результатам человеческого труда в городе и селе — норма жизни каждого культурного человека.

Блок внеклассной, внешкольной работы: экскурсия по родному городу; посещение музеев, библиотек, других культурно-просветительных учреждений. «Мастер своего дела» — встреча с родителями — представителями городских, сельских профессий.

Родная страна (8 ч)

Мы в стране — это я и мои соотечественники. Россия — наша Родина. Символы России: флаг, герб, гимн. Москва — столица России. Москва в прошлом и настоящем. Любовь к Отечеству, знание его прошлого — норма жизни культурного человека.

Семья народов России — наше великое достояние. Костюмы и обычаи разных народов. Куклы народов России: о чем они рассказывают? Пословицы народов России: чему они учат? (Все народы ценят трудолюбие, любовь к детям, уважение к старшим, честность, верность дружбе и данному слову, чувство долга.) Взаимное уважение народов России — основа мира и согласия в стране.

Природа России — основа нашей жизни, наше великое богатство. Разнообразие и красота природы России. Охрана природы. Красная книга России. Заповедники.

Блок внеклассной, внешкольной работы: совместный праздник детей и родителей «Наш класс — семья народов России». Посещение природного и/или историко-архитектурного заповедника родного края.

Человек и окружающий мир (5 ч)

Природное начало в человеке и его культурные особенности. Внешний облик человека; внутренний мир человека. Влияние внутреннего на внешнее, внешнего на внутреннее.

Ритм в человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни, отражение этих изменений в изобразительном искусстве.

Сопоставление ритма человеческой жизни с ритмом жизни природы (детство — молодость — зрелость — старость — утро — день — вечер/весна — лето — осень — зима) в творчестве разных народов мира.

Каждый из нас — целое и часть мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг. Мир — это красота и добро в жизни природы и человека.

Блок внеклассной, внешкольной работы: посещение драматического театра и/или кинотеатра, просмотр видеозаписи спектакля, кинофильма, представляющих человеческие судьбы. Чтение литературного произведения, знакомство с портретной экспозицией, представляющими динамику внешнего и внутреннего образа человека в течение его жизни.

Тематическое планирование

Предметокружающий мир  УМК «Перспектива»

Тематическое планирование

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

                                                              Мы и наш мир (11 ч)

Что такое окружающий мир

Мир — это всё, что нас окружает. И мы сами — часть мира.

Учебный комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь по ОБЖ) — наш помощник в дороге к открытию окружающего мира.

Правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Безопасный маршрут от дома до школы. Домашний адрес и адрес школы. Распорядок дня

(2ч)

Рассказывать о мире, опираясь на материалы учебника и собственные представления.

Ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради, тетради по ОБЖ для 1 класса.

Обсуждать правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Моделировать и изображать безопасный маршрут от дома до школы.

Запомнить домашний адрес и адрес школы.

Составлять распорядок дня, определять в нём время ухода в школу и возвращения домой

Природа

Природа — это всё, что нас окружает, но не создано руками человека

 

(1ч)

Высказывать предположения о том, что можно отнести к природе. Различать объекты природы и предметы, созданные человеком. Приводить примеры природных объектов. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в природном окружении то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке

Неживая и живая природа

Солнце, звёзды,  воздух, вода, камни — неживая природа. Растения, грибы, животные — живая природа. Особое место человека в мире живой природы. Связи между неживой и живой природой

(1ч)

Различать и называть объекты неживой и живой природы. Приводить примеры объектов неживой и живой природы (по своим наблюдениям).

Обнаруживать связи между неживой и живой природой. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в неживой и живой природе то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке

Культура

Объекты культуры. Предметы культуры, созданные из природных материалов, и произведения культуры, которые созданы человеком с помощью голоса и речи, движений тела, музыкальных инструментов.

Древние способы хранения и передачи произведений культуры в памяти. Современные способы фиксации произведений культуры на различных носителях.

Старинные и современные предметы и произведения культуры, в том числе народов своего края

(1ч)

Различать объекты природы и культуры. Определять природный материал, из которого сделаны предметы культуры.

Различать предметы культуры и произведения культуры.

Сравнивать предметы культуры и располагать их на мысленной шкале «раньше — теперь, давно — недавно».

Сравнивать древние и современные способы хранения и передачи произведений культуры, находить общее и особенное.

Сравнивать и находить отличительные черты в старинных и современных предметах и произведениях культуры народов своего края. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия старинных и современных предметов и произведений культуры народов своего края

Природа в творчестве человека

Виды природных материалов, из которых делают объекты культуры.

Образы живой и неживой природы, воспроизведённые в произведениях культуры, в том числе народов своего края.

 Рукотворная игрушка из природных материалов

(1ч)

Систематизировать виды природных материалов, из которых сделаны объекты культуры.

Узнавать и устно описывать образы живой и неживой природы в произведениях культуры, в том числе народов своего края.

Читать схему изготовления игрушки, изготавливать игрушку по схеме

Мы — люди

Многообразие и красота внешнего облика людей разного возраста, этнической принадлежности. Наиболее яркие особенности традиционного костюма, музыкально-поэтического творчества народов России, в том числе — своего края

(1ч)

Подбирать подходящие слова для определения привлекательных черт в облике человека.

Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия традиционного костюма, музыкально-поэтического творчества народов России, в том числе — своего края. Выявлять и перечислять их особенности

Как мы общаемся с миром

Восприятие человеком красоты и своеобразия окружающего мира с помощью пяти чувств. Роль органов чувств в восприятии особенностей и красоты окружающего мира.

Признаки, отличающие человека от других живых существ (человеческая речь, память, мышление).

Произведения отечественных художников и А.С. Пушкина как отражение красоты окружающего мира

(1ч)

Определять и называть органы чувств.

Подбирать подходящие слова для передачи ощущений, воспринятых собственными органами чувств.

Характеризовать ощущения от восприятия окружающего мира персонажами картин отечественных художников.

Оценивать мастерство художников в передаче особенностей и красоты окружающего мира.

Называть признаки, отличающие человека от других живых существ.

Характеризовать предложенные картины и стихотворения, оценивать свои впечатления от их восприятия, определять своими словами самое главное в картинах, контролировать собственную речь, её четкость, правильность

Люди — творцы культуры

Добрые дела на общую пользу и радость всех: подготовка подарков детям из детского сада, детского дома, своим товарищам в классе. Правила совместной работы. Красота человеческого труда.

Радость творчества и общения друг с другом

 

(1ч)

Определять своими словами красоту человеческого труда, радость творчества и общения друг с другом.

Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда.

Фиксировать при помощи фотосъёмки важнейшие моменты совместной работы, результаты труда

Мир и безопасность

Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транс­портом. Элементарные правила дорожного дви­жения

 

(1ч)

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

Выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода;

Характеризовать опасность бытовых пред­метов;

 

Опасные и чрезвычайные ситуации

(1ч)

работать в паре: формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку;

моделировать устройство светофора;

оценивать своё обращение с предметами до­машнего обихода и поведение на дороге;

 

Блок внеклассной, внешкольной работы: путешествие в ближайший парк города, за околицу села в мир красок и звуков родной природы

                                                                     Наш класс (13 ч)

Наш класс в школе

Объекты природы и предметы культуры в классной комнате.

Классная комната и письменные принадлежности в старину, в том числе народов своего края

(1ч)

Различать, определять и называть объекты природы и предметы культуры.

Сравнивать современную и старинную классную комнату. Различать старинные и современные школьные принадлежности. Моделировать ситуацию обучения в старинной школе, в том числе школе недавнего, ХХ века

Опасная ситуация в школе

(1ч)

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

работать в группе: знакомиться с правила­ми безопасности в школе;

участвовать в ролевой игре;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Мы — дружный класс

Мы в классе — это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе между одноклассниками, между учащимися и учителем. Школа — содружество детей и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке

(1ч)

Характеризовать совместные и индивидуальные способы работы на предыдущих уроках. Отмечать яркие подробности сотрудничества, взаимопомощи, взаимного понимания. Придумывать и делать подписи к фотографиям из жизни класса (с 1 сентября до предыдущего урока). Сравнивать эти фотографии, определять и описывать изменения в отношениях друг к другу за месяц учёбы в школе. Составлять предложения со словами «мы», «я», «дружный класс». Оценивать сложившиеся отношения в классе, выявлять положительные, предлагать изменения негативных ситуаций. Оказывать посильную помощь одноклассникам, плохо владеющим русским языком, в учебной и внеклассной деятельности

Учитель — наставник и друг

Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Образ учителя в искусстве и жизни (Н.П. Богданов-Бельский. «Устный счёт»: русский педагог С.А. Рачинский; учитель по рассказам родителей учащихся)

(1ч)

Описывать своими словами образ учителя в картине. Обсуждать рассказ учителя о персонаже картины. Подбирать пословицы к репродукции картины и к рассказу в учебнике «Учитель — что родитель». Пересказывать рассказы родителей о своих учителях. Характеризовать их облик по фотографиям из семейного альбома

Природа в классе

Комнатные растения, их роль в классе, школе. Разнообразие комнатных растений

(1ч)

Рассуждать о целях выращивания комнатных растений.

Определять комнатные растения класса (2-3 названия) с помощью атласа-определителя.

Узнавать на фотографии, рисунке и в натуральном виде знакомые комнатные растения и называть их. Сравнивать похожие по внешнему виду комнатные растения, находить отличительные признаки.

Рисовать и (или) фотографировать комнатные растения своего класса.

Применять полученные знания и умения при исследовании разнообразия комнатных растений школьного зимнего сада (вместе со взрослыми)

Как ухаживать за комнатными растениями

Условия, необходимые комнатным растениям для жизни. Способы и средства ухода за комнатными

растениями

(1ч)

Сравнивать иллюстрации учебника и выявлять условия,необходимые для жизни комнатных растений.

Рассказывать об известных способах ухода за комнатными растениями.

Называть средства ухода за комнатными растениями, осваивать приёмыих использования (в ходе практической работы)

Что растёт у школы

Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Наиболее распространённые представители этих групп растений, встречающиеся возле школы

(1ч)

Анализировать и сравнивать фотографию и схему, с их помощью высказывать предположенияоб отличительных признаках групп растений (деревьев, кустарников и трав), осуществлять самопроверку.

Различать в природном окружении школы деревья, кустарники, травянистые растения, определять их с помощью атласа-определителя.

Классифицировать растения по изученным признакам. Изображать с помощью схемы дерево, кустарник, травянистое растение.

Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в природном окружении школы наиболее красивое растение (по субъективным впечатлениям), рисовать и (или) фотографировать его

Мир за стеклянным берегом

Аквариум и его роль в классе, школе. Условия, необходимые для жизни обитателей аквариума. Способы и средства ухода за аквариумом. Разнообразие обитателей аквариума (растения,

 

(1ч)

Рассуждать о целях создания аквариумов.

Выявлять условия, необходимые для жизни обитателей аквариума. Рассказывать о способах и средствах ухода за аквариумом, осваивать приёмыухода (в ходе практической работы).

Различать среди обитателей аквариума растения, рыб, улиток. Определять обитателей школьного аквариума с помощью атласа-определителя. Соотносить изображения  аквариумных рыбок и их названия.

Наблюдать за жизнью аквариума, фиксировать наблюдения в виде рисунков и (или) фотографий.

Объяснять на примере аквариума связь неживой и живой природы

Кто ещё у нас живёт?

Живой уголок школы и его обитатели (птицы, зверьки и др.).  Условия, необходимые для жизни обитателей живого уголка, уход за ними. Ответственность человека за жизнь и благополучие обитателей живого уголкарыбы, улитки)

(1ч)

Рассуждать о целях создания живых уголков в школах. Выявлять условия,необходимые для жизни обитателей живого уголка. Объяснять смысл высказывания «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Узнавать на рисунках известных обитателей живого уголка, осуществлять самопроверку. Определять животных живого уголка с помощью атласа-определителя.

Наблюдать за жизнью живого уголка, фиксировать наблюдения в виде рисунков и (или) фотографий.

Рассказывать об известных способах и средствах ухода за обитателями живого уголка, осваивать приёмыухода (в ходе практической работы). Подбирать кормдля животных живого уголка

Какие бывают животные

Группы животных: насекомые, рыбы, птицы, звери, их существенные признаки

(1ч)

Узнавать и называть животных на рисунках учебника. Подбирать обобщающее название для животных каждой группы, выявлять их существенные признаки, осуществлять самопроверку. 

Приводить примеры животных разных групп (самостоятельно и с помощью атласа-определителя).

Классифицировать животных по изученным признакам. Рассказывать о животных разных групп по своим наблюдениям

Делу — время

Важность организации труда в классе. Необходимость порядка в работе, выполнения правил поведения в классе и школе во время уроков. Проведение дидактической игры, моделирующей безуспешный и успешный ход работы игровых персонажей

(1ч)

Анализировать смысл первой части пословицы «Делу — время, потехе — час». Давать характеристику школьному распорядку занятий.

Обобщать знания о знакомых уже правилах организации урока и общения на уроке со сверстниками и учителем. Подбирать к рисункам в учебнике подходящие пословицы. Объяснять их смысл. Моделировать ситуацию безуспешной работы, корректировать еёход. Приводить примеры успешности работы на уроках русского языка, математики и др.

Книга — наставник и друг

Первоначальное знакомство с историей книгопечатания, с внешним образом старинных книг, с фрагментами их содержания. Роль и место книги в жизни человека и человечества

(1ч)

Групповая работа:составлять текст с помощью самодельных литер из поролона или картофеля. Организовывать выставку любимых книг, презентовать одноклассникам любимую книгу. Отгадывать загадки о книгах. Перечислять главные правила обращения с книгами. Делать общий коллаж «Любимые герои наших книг»

Потехе — час

Игры — наше культурное богатство; роль игры в сохранении здоровья. Детские игрушки и детский фольклор — школа развития и общения. Правила игрового поведения — залог успешной совместной игры, способ дружеского общения друг с другом, метод физического, умственного, эстетического и этического развития.

 

(1ч)

Обсуждать вторую часть пословицы «Делу — время, потехе — час». Объяснять необходимостьсоблюденияправил игрового поведения. Приводить примеры развивающих игр, в том числе — игр народов своего края. Участвовать в игре и контролировать своё поведение в игровых ситуациях. Рассказывать правила игр, в которые играли старшие члены семьи. Дополнять выставку старинных игрушек своего края игрушками своими, родителей, бабушек и дедушек. Сравнивать и располагать игрушки как предметы культуры на мысленной шкале «раньше — теперь, давно — недавно»

Блок внеклассной, внешкольной работы: участие в школьном осеннем спортивном празднике с программой народных детских игр родного края. Путешествие (с участием родителей) за город, за околицу села для знакомства с природой в её естественных формах

Наш дом и семья (15 ч)

Мы в семье

Термины ближайшего родства, в том числе на языках народов своего края (мать, отец, дедушка, бабушка, дочь, сын, сестра, брат, внук, внучка). Волшебные слова семейного счастья (любовь, уважение, симпатия, дружба, нежность и др.)

 

(1ч)

Называть, с опорой на собственный опыт термины родства. Определять с их помощью свои отношения с каждым из членов семьи. Подсчитывать количествотерминов родства в применении к себе со стороны родных. Характеризовать с помощью ключевых слов эмоциональные отношения между членами семьи. Перечислять «волшебные слова семейного счастья», в том числе в языках народов своего края. Оценивать с помощью этих слов свои отношения в семье

Моя семья — часть моего народа

Схема родословного древа.

Пословицы и поговорки о семье и её членах, в том числе из творчества народов своего края. Ласкательные формы терминов родства в семейном обиходе (например, мамуля, папуля, бабуля, дедуля, дочушка, сыночек и др.). Старинные семейные традиции народов своего края, предметы быта, народные сказки, былины, предания в семье

 

(1ч)

Заполнять по образцу схему родословного древа семьи. Приводить примеры пословиц и поговорок о семье, в том числе из творчества народов своего края. Называть ласкательные формы терминов родства, в том числе в языках народов своего края. Представлять (в любой форме) колыбельную песню своего народа. Находить и называть ласковые слова в тексте колыбельной. Иллюстрировать текст. Называть старинные предметы быта на языке своего народа. Называть имена героев любимых в семье народных сказок, былин, преданий. Подбирать пословицы, передающие смысл данного произведения

Природа в доме

Растения и животные в нашем доме, их разнообразие и значение в нашей жизни. Наше отношение к домашним растениям и животным

 

(1ч)

Сравнивать рисунки в учебнике, оценивать красоту и уют изображённых комнат, объяснять причины различий.

Рассказывать о предметах природы в своём доме (квартире, комнате), обсуждать их роль в своей  жизни, в жизни семьи, оценивать  своё отношение к ним.

Узнавать на фотографиях растения и животных, выделять те из них, которые есть в доме.

Работать со взрослыми:определять растения и животных своего дома с помощью атласа-определителя, рисовать и (или) фотографировать их

Откуда в наш дом приходят вода, газ,

электричество

Значение воды, газа, электричества в нашем доме. Путь воды в дом из подземных и поверхностных источников. Добыча и доставка в наш дом газа. Производство электричества на электростанциях и его путь в дом. Основные правила безопасности при обращении с водой, газом, электричеством в быту

 

(1ч)

Обсуждать значение в доме воды, газа, электричества.

Устанавливать зависимость жизни человека от неживой природы.

Анализировать рисунки учебника и рабочей тетради, прослеживать по ним и объяснять путь воды, газа  и электричества в наш дом.

Выявлять потенциальную опасность воды, газа, электричества в доме, предлагать и запоминать простейшие меры безопасности при обращении с ними. Узнавать на фотографиях электроприборы, рассказывать о мерах безопасности при их использовании

Красивые камни в нашем доме

Камни — часть неживой природы. Разнообразие и красота камней и изделий из них

 

(1ч)

Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия образцов камней (на фотографиях в учебнике и в натуральном виде).

Определять (с помощью учебника и атласа-определителя) названия красивых камней, узнавать изученные камни на иллюстрациях и в натуральном виде.

Рассказывать о значении красивых камней и изделий из них в нашем доме.

Соотносить изделия и природные камни, из которых они изготовлены, осуществлять самопроверку.

Оценивать своё отношение к изделиям из камня; предлагать собственные варианты подобных изделий, рисовать их эскизы

Комнатные растения у нас дома

Разнообразие комнатных растений. Комнатные растения в нашем доме, их названия, особенности внешнего вида. Помощь взрослым в уходе за комнатными растениями

(1ч)

Определять (с помощью учебника и атласа-определителя) названия комнатных растений, узнавать изученные растения на иллюстрациях и в натуральном виде.

Узнавать комнатные растения по характерным признакам (например, размер, форма и окраска листьев), осуществлять самопроверку.

Рассказывать о своих действиях по уходу за комнатными растениями своего дома.

Работать со взрослыми:определять комнатные растения у себя дома (1—2 растения), рисовать и (или) фотографировать их

Выйдем в сад

Разнообразие растений сада. Садовые деревья, кустарники, травянистые растения. Фрукты и ягоды нашего сада. Овощи нашего огорода. Как мы помогаем взрослым работать в саду (огороде)

 

(1ч)

Узнавать растения сада на иллюстрациях в учебнике, классифицировать их (деревья, кустарники, травы), осуществлять самопроверку.

Узнавать и называть по иллюстрациям и в натуральном виде фрукты, ягоды, овощи.

Соотносить плоды и растения, на которых они созревают.

Рассказывать о своём саде (огороде), о помощи взрослым в садовых (огородных) работах.

Рисовать фрукты  и овощи своего сада, огорода

Овощи и фрукты на нашем столе

Овощи и фрукты — кладовая витаминов. Разнообразие овощей и фруктов. Фрукты из жарких стран на нашем столе и у себя на родине

(1ч)

Различать овощи и фрукты.

Оценивать своё отношение к различным овощам и фруктам, выделять среди них любимые, объяснять, что в них особенно нравится (вкус, запах, цвет и т.д.).

Раскрывать полезные свойства овощей и фруктов.

Соотносить плоды из жарких стран с растениями, на которых они созревают у себя на родине.

Работать со взрослыми: учиться готовить овощной и (или) фруктовый салаты, записывать рецепт блюда

Про хлеб и кашу, про чай и кофе

Важнейшие продукты питания и растения, которые нас кормят. Народная традиция особого отношения к хлебу

(1ч)

Прослушивать и обсуждать рассказ В.И. Даля, раскрывать символический смысл панно, представленного в учебнике, делать вывод о народной традиции особого отношения к хлебу (работа с учителем).

Рассказывать (из жизненного опыта), откуда берутся хлеб, каши, чай, кофе.

Соотносить  растения и получаемые из них продукты питания.

Практическая работа: определять крупы, кофейные зёрна, чай по фотографиям в учебнике и натуральным образцам, осуществлять самопроверку.

Фантазировать, придумывая и рисуя то, что можно испечь из теста.

Работать со взрослыми:распознавать крупы, кофе и чай на ощупь и по запаху (с закрытыми глазами), рассказывать об освоенном способе распознавания

Дикорастущие и культурные растения

Что такое дикорастущие растения, культурные растения. Как появились культурные растения

 

(1ч)

Конструировать определения понятий «дикорастущие растения», «культурные растения», сравнивать свои предложения с приведенным в учебнике эталоном.

Опираясь на иллюстрации учебника, объяснять, как появились культурные растения.

Приводить примеры дикорастущих и культурных растений на основе собственных наблюдений.

Классифицировать растения по известному признаку (дикорастущие - культурные) с использованием символических обозначений, осуществлять самопроверку

Собака в нашем доме

История появления рядом с человеком домашней собаки. Породы собак. Способы и средства ухода за собакой. Наши взаимоотношения с собаками

(1ч)

Опираясь на материалы учебника, рассказывать об истории появления собаки рядом с человеком.

Описывать выставку собак по фотографиям в учебнике и собственным впечатлениям.

Определять породы собак (с помощью атласа-определителя), узнавать на рисунках изученные породы.

Приводить примеры пород собак (самостоятельно или с помощью атласа-определителя).

Называть предметы ухода за собакой и характеризовать их назначение.

Рассказывать о своей собаке, о взаимоотношениях к ней,  об уходе за собакой.

Работать со взрослыми:написать рассказ о своей собаке, нарисовать или сфотографировать её

Кошка в нашем доме

История появления рядом с человеком домашней кошки. Породы кошек. Способы и средства ухода за кошкой. Наши взаимоотношения с кошками

(1ч)

Опираясь на материалы учебника, рассказывать об истории появления кошки рядом с человеком, о взаимоотношениях людей и кошек в прошлом и теперь.

Знакомиться по учебникуспородами  кошек, узнавать на рисунках изученные породы.

Называть предметы ухода за кошкой и характеризовать их назначение.

Рассказывать о своей кошке и уходе за ней.

Составлять по фотографиям в учебнике рассказ о жизни кошки.

Работать со взрослыми: написать рассказ о своей кошке, нарисовать или сфотографировать её.

Проектное задание: составить фоторассказ (или сочинить вымышленную историю, сказку) о своей кошке или другом домашнем питомце, оформить его на страницах рабочей тетради

Дикие и домашние животные

Что такое дикие животные, домашние животные. Как появились домашние животные; их роль в нашей жизни

 

(1ч)

Обобщать имеющиеся представления о диких и домашних животных, объяснять, каких животных называют дикими, а каких — домашними, как появились домашние животные.

Классифицировать животных по известному признаку (дикие или домашние), осуществлять самопроверку.

Приводить примеры домашних животных, рассказывать о целях их выращивания. Прослеживать «историю» продуктов питания и вещей, полученных благодаря домашним животным.

Рассказывать о домашних животных своей семьи и уходе за ними.

Знакомиться с разворотом «Моя коллекция» в учебнике; сравнивать реальных животных и их изображения в виде фигурок, игрушек, обсуждать, почему люди собирают подобные коллекции, рассказывать о своей коллекции (если она есть) и своих игрушках в виде животных.

Работать со взрослыми: рисовать или фотографировать домашних животных своей семьи

С утра до вечера

Устойчивый распорядок семейных дел в течение дня. Домашние обязанности. Способы самоконтроля за соблюдением распорядка дня ради достижения личного и общего блага в семье. Личная гигиена, правильное питание, правила обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами, безопасное поведение на улице

(1ч)

Рассказывать об устойчивом распорядке дел в течение дня. Определять своё место в круге домашних обязанностей. С помощью условных знаков представлять объём домашнего труда каждого члена семьи. Представлять  способы самоконтроля за соблюдением домашнего распорядка дня. Подбирать пословицы о семье, о необходимости бережного отношения к времени. Обсуждать правила здорового образа жизни, обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами как способа проявления личной ответственности перед самим собой и своими близкими

Блок внеклассной, внешкольной работы: выставка «Семейный круг» по материалам семейных архивов учащихся с использованием таблиц «Родословное древо», составленных детьми совместно с родителями. Праздник «Семейные секреты вкусной и здоровой пищи»

Город и село (14 ч)

Мы в городе, селе

Дидактическая игра-путешествие в прошлое старинных российских городов (сёл), знакомство с их жителями. Старинные и современные занятия и дела горожан и сельских жителей. Жители сёл — хранители непосредственной связи человека с природой, землёй-кормилицей.

 

(1ч)

Определять значение слов «земляки», «горожане» путем сравнения однокоренных с ними слов. Определять значение слова «односельчанин»; сравнивать его со словом «земляк»;находить в этих словах общее и особенное. Сравнивать старинные и современные городские (сельские) занятия и дела, необходимые для поддержания порядка, удобства, красоты жизни людей в городе (селе). Находить общее и различное. Образовывать названия жителей определённых городов (сёл) от названия города (села), в том числе от названия родного или близлежащего города (села)

Красота любимого города и родного села

Облик российских городов и сёл, значение и происхождение их названий. Связь названий с особенностями окружающей природы, с памятью о соотечественниках. Ландшафт и достопримечательности городов и сёл, их архитектурные доминанты. Экскурсия по родному (ближайшему) городу (селу), знакомство с особенностями ландшафта, значением и происхождением названия, с его архитектурной доминантой

(1ч)

Различать названия городов (сёл), связанные с особенностями окружающей природы либо с памятью о знаменитых соотечественниках. Характеризовать облик города (села), называть его достопримечательности, соотносить их с особенностями природы и деятельностью людей. Фиксировать с помощью фотосъёмки красивые ландшафты города (села) для выставки в классе

Природа в городе

Чем представлена природа в городе (сквер, бульвар, парк, зоопарк, памятник природы, ботанический сад, зоопарк и  др.). Природа в городе — источник красоты, здоровья, хорошего настроения

(1ч)

Сравнивать фотографии в учебнике, оценивать эмоционально-эстетические впечатления от их восприятия, сопоставлять их с впечатлениями от наблюдений в своём городе.

Обсуждать, для чего нужна природа в городе.

Определять по иллюстрации в рабочей тетради объекты природы в городе, осуществлять самопроверку, соотносить полученную информацию с наблюдениями в своём городе.

Рассказывать о природе своего города.

Фантазировать, выполняя рисунок необычной клумбы.

Проектное задание: составить подборку фотографий или выполнить рисунок на тему «Природа в городе», оформить их на страницах рабочей тетради

Что растёт в городе

Деревья и кустарники в зелёных насаждениях города. Лиственные и хвойные деревья

(1ч)

Знакомиться по материалам учебника с разнообразием растений в городе, классифицировать растения по известным признакам (деревья или кустарники).

Различать лиственные и хвойные деревья, сравнивать их по существенным признакам, фиксировать результаты сравнения в виде зарисовки в рабочей тетради.

Приводить примеры деревьев и кустарников своего города.

Определять деревья и кустарники своего города (2—3 представителя) с помощью атласа-определителя.

Узнавать знакомые деревья и кустарники по фрагментам, осуществлять самопроверку с помощью атласа-определителя.

Работать со взрослыми: участвовать в озеленении родного города, рисовать деревья или кустарники, посаженные собственными руками

Чудесные цветники

Роль цветников в жизни города. Разнообразие растений цветника. Цветники нашего города

(1ч)

Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия цветников, клумб, обсуждать роль цветников в городе.

Знакомиться по материалом учебника с растениями цветника.

Рассказывать о цветниках своего города.

Определять растения цветника (2—3 представителя) с помощью атласа-определителя.

Организовывать соревнование «Кто запомнит больше растений цветника».

Узнавать известные растения цветника на рисунке и в натуральном виде, осуществлять самопроверку.

Выделять среди растений цветника те, которые особенно нравятся (любимые растения), отображать свои предпочтения в рисунке.

Работать со взрослыми:участвовать в создании цветников, клумб, рисовать растения цветника, высаженные собственными руками

В ботаническом саду

Ботанический сад — живой музей для всех, кто интересуется растениями. Разнообразие растений ботанического сада. Правила поведения в ботаническом саду

(1ч)

Знакомиться по материалам учебника с разнообразием растений ботанического сада.

Рассказывать о личных впечатлениях от посещения ботанического сада.

Узнавать на рисунке известные растения ботанического сада, раскрашивать рисунок, осуществлять самопроверку.

Предлагать и обосновывать правила поведения в ботаническом саду.

Фиксировать свои наблюдения в ботаническом саду в форме рисунков или фотографий.

Фантазировать, рисуя эскиз оформления входа в ботанический сад

Кто живёт в парке

Разнообразие животных парка. Роль животных парка в нашей жизни. Как мы можем помочь обитателям парка

 

(1ч)

Анализировать иллюстрации учебника, называть животных, обитающих в парке, классифицировать их по известным признакам (насекомые — птицы — звери), осуществлять самопроверку.

Рассказывать о собственных встречах с животными в парке, оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от этих встреч, обсуждать роль животных парка в жизни людей.

Предлагать способы помощи животным парка (устройство кормушек, домиков для птиц и т. д.).

Работать со взрослыми: наблюдать за животными парка, фиксировать свои наблюдения в форме рисунков, фотографий, рассказов

В зоопарке

Зоопарк — живой музей для всех, кто любит животных, интересуется их жизнью. Разнообразие животных зоопарка. Правила поведения для посетителей зоопарка

(1ч)

Анализировать иллюстрации учебника, называть животных зоопарка, классифицировать их по известным признакам (обитают в нашей стране — живут в других уголках Земли), осуществлять самопроверку.

Рассказывать о собственных встречах с животными в зоопарке, оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от этих встреч, обсуждать цели создания зоопарков. Рассказывать о зоопарке своего города.

Предлагать и обосновывать правила поведения в зоопарке.

Фантазировать, рисуя эскиз оформления входа в зоопарк, сравнивать рисунок с эскизом входа в ботанический сад, объяснять различия.

Работать со взрослыми: наблюдать за животными зоопарка, фиксировать свои наблюдения в любой освоенной детьми форме

Войдём в музей!

Роль музеев и библиотек в нашей жизни. Музейные экспозиции. Читальные залы и хранилища книг в библиотеках. Правила поведения в музеях и библиотеках. Дидактические игры «Мы — в музее, ты —  экскурсовод», «Я — читатель» и др.

(1ч)

С опорой на собственный опыт организовывать заочную экскурсию в музей, по материалам учебника проводить экскурсию в качестве экскурсовода. Описывать внешний облик предметов, представленных в экспозициях для мальчиков и для девочек. Выявлять характерные черты предметов в экспозициях и высказывать мотивированноесуждение об их особенностях. Контролировать и оценивать поведение посетителей в музее. Сообща формулировать правила поведения в музее и библиотеке.

В школьной библиотеке задавать вопросы библиотекарю о способах выбора и получения книг, ориентироваться в читальном зале со свободным доступом к книжным полкам

Мы помним наших земляков

Понятия: памятные места, памятник, реликвия. Названия улиц, площадей — наша общая память о прошлом. Ритуалы и знаки памяти: возложение венков, цветов, салют, минута молчания

(1ч)

Рассказывать о старинных и современных жителях своего города (села) как о своих земляках.

Рассказывать о памятном посещении площадей, улиц, памятников, посвящённых прославленным землякам и согражданам. Презентовать свой фрагмент выставки «Мы помним!»

Все профессии важны

Профессии в городе и селе: общее и различное. Важность труда хлебороба. Трудолюбие как общественно значимая ценность. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство

(1ч)

Обобщать известные по предыдущим урокам сведения о профессиях. Устанавливать зависимость между качествами человека и профессией земледельца. По рисункам описывать способы и наблюдать этапы выращивания хлеба в старину. Называть любимые виды выпечки. Перечислять известные профессии и соотносить их особенности с необходимыми для них качествами характера. Моделировать ситуацию «интервью»: выбрать будущую профессию и соотнести с оценкой своего характера, способностей, интересов. Формулировать вопросы родителям об особенностях их профессий

Блок внеклассной, внешкольной работы: экскурсия по родному городу; посещение музеев, библиотек, других культурно-просветительных учреждений. «Мастер своего дела» — встреча с родителями, представителями городских, сельских профессий

Родная страна (8 ч)

Россия — наша Родина

Пословицы о Родине. Россия на глобусе и на карте мира. Символы России: флаг, герб, гимн. Правила поведения при исполнении Государственного гимна родной страны, при подъёме Государственного флага России. Малая родина: родной дом, родные люди, друзья, земляки; родная речь, музыка; знакомые с раннего детства пейзажи — признаки малой родины. Карта своего края

(1ч)

Обсуждать пословицы о родине, родной стороне. Исследовать понятие «малая родина»: перечислить признаки родной земли. Находить на карте края обозначение своего города (села, области, района). На карте России находить и показывать свой край в соотнесением с уже известными по учебнику городами России. В Интернете рассматриватьснимок своего местожительства из космоса. Моделировать с помощью глобуса ситуацию полёта космонавта над Землёй и его возвращение из космоса: находить место России на земном шаре, встреча на космодроме, звучание Государственного гимна России, изображение герба, флага России. Подбиратьключевые слова и оценивать чувства космонавта при звучании гимна Родины

Москва — столица России

Москва на карте России. Присловья о Москве: златоглавая, краснозвонная, хлебосольная. Символическое значение образа хлеб-соль в отечественной культуре. Герб Москвы и его символическое значение: образ всадника, главные цвета — белый, красный, синий, золотой. Заочное путешествие в центр города: достопримечательности Москвы в прошлом и настоящем

(1ч)

Показывать расположение Москвы на карте России. Обсуждать присловья о Москве и соотносить их с изображением Красной площади и зданий Московского Кремля на старинных литографиях и современных фотографиях. Сравнивать их внешний облик, соотносить по силуэтам, находить изменения. Подбирать ключевые слова для выражения впечатления от прослушивания записи колокольного звона и боя часов на Спасской башне Кремля. Определять символический смысл московского герба. Называть его главные цвета. Определять их символический смысл

Мы — семья народов России

Своеобразие культур разных народов России. Старинные костюмы и обычаи разных народов. Куклы народов России: о чём они рассказывают? Блюда традиционной кухни народов России и мира: общее и особенное. Оленья упряжка — традиционное транспортное средство народов Севера. Пословицы народов России: чему они учат? (Все народы ценят трудолюбие, любовь к детям, уважение к старшим, честность, верность дружбе и данному слову, чувство долга.)

(1ч)

Обобщать уже изученный за год этнографический материал. Описывать традиционные костюмы разных народов по рисункам в учебнике. Выделять их отдельные характерные детали. Называть блюда традиционной кухни народов России и мира: удмуртские пельмени, украинские вареники, дунганские манты, бурятские позы, татарские чебуреки и т.п. Сравнивать их рецепты, находить общее и различное. Устанавливать связьоленьей упряжки с природными условиями Севера. Слушать и сравнивать плясовую музыку разных народов России, находить общее и различное, подбирать ключевые слова для выражения впечатления от неё. Находить общее и различное в игрушках разных народов России. Сравнивать пословицы разных народов России о качествах человека, находить общее и различное. Изготавливать рукотворные игрушки народов своего края, организовывать выставку

Природа России

Разнообразие и красота природы России. Природа родной страны — основа нашей жизни, великое богатство, которое нужно бережно хранить

(1ч)

Совершать воображаемое путешествие по родной стране, опираясь на материалы учебника (анализировать, сравнивать, устно описыватьиллюстрации, обобщать информацию). Отображать полученные представления в форме свободного рисунка на фоне контурной карты России.

Рассказывать о своих личных впечатлениях от посещения тех или иных уголков страны.

Сравнивать природу разных районов России с природой своего края.

Работать со взрослыми: написать, в каких местах России уже удалось побывать, а в каких  хотелось бы побывать

Охрана природы

Отрицательное воздействие человека на природу и его последствия. Меры по охране природы. Как мы можем помочь природе

(1ч)

Анализировать рисунок-схему, рассказывать с его помощью об отрицательном воздействии человека на природу. Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей и состоянием природы.

Оценивать поступки человека по отношению к природе, рассказывать о них по своим наблюдениям.

Обсуждать меры охраны природы и возможности своего участия в  этой деятельности. Выражать своё отношение к деятельности по охране природы.

Работать со взрослыми:участвовать в посильной природоохранной деятельности, отображать её в виде рисунков и (или) фотографий

Красная книга России

Что такое Красная книга. Красная книга России. Растения и животные из Красной книги России, причины сокращения их численности и меры охраны

(1ч)

Объяснять, что такое Красная книга.

Знакомиться по материалам учебника с растениями и животными, занесенными в Красную книгу России.

Обсуждать причины сокращения численности и меры охраны растений и животных из Красной книги России. Выражать своё отношение к редким растениям и животным.

Характеризовать отдельных представителей Красной книги на основании полученной информации.

Узнавать изученных представителей Красной книги на рисунках, соотносить изображения и названия.

Работать со взрослыми:находить информацию о других растениях и животных, занесённых в Красную книгу России, рисовать их или подбирать фотографии

Заповедные тропинки

Заповедники — особо охраняемые природные территории. Приокско-террасный заповедник — один из знаменитых заповедников России. Заповедники родного края. Старинные народные правила охраны природы, ставшие законами современных заповедников. Правила поведения в заповеднике

 

(1ч)

Совершать воображаемую экскурсию в Приокско-террасный заповедник, знакомиться с ним по материалам учебника.

Обсуждать, какими качествами должны обладать люди, работающие в заповедниках.

Рассказывать о заповеднике родного края, выражать своё отношение к нему.

Осмысливать старинные народные правила охраны природы, объяснять, почему они стали законами современных заповедников.

Анализировать иллюстрации рабочей тетради, оценивать показанное на них поведение людей, формулировать правила поведения в заповедниках.

Работать со взрослыми: найти дополнительную информацию о заповеднике родного края, написать рассказ о нем, проиллюстрировать рассказ рисунком или фотографией

Блок внеклассной, внешкольной работы: совместный праздник детей и родителей «Наш класс — семья народов России». Посещение природного и/или историко-архитектурного заповедника родного края

                                           Человек и окружающий мир (5 ч)

Взгляни на человека!

Человек — это целый мир. Внешний облик человека. Внутренний мир человека. Влияние внутреннего мира на внешний облик, внешнего облика на внутренний мир

(1ч)

Участвовать вдидактической игре с использованием характерных масок; различать понятия: внешний облик — внутренний мир человека. Определять по выражению лица, позе, жестам людей (настаринных и современных фотографиях) их настроение, желания, мысли, интересы в соответствии с возрастом. Подбирать ключевые слова для определения внутреннего мира человека, его душевного состояния (строгий, мечтательный, весёлый, грустный и т. п.). Подбирать ключевые слова для определения характера сверстников (застенчивый, озорной, смешливый, внимательный, непоседливый и т. п.). Анализировать по отражению в зеркале своё внутреннее состояние, устно описывать себя в третьем лице

Всему свой черёд

Ритм человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни, отражение этих изменений в изобразительном искусстве

(1ч)

Рассматривать в учебнике портреты мужчин и женщин разного возраста, приблизительно определять возраст. Соотносить возрастные признаки внешности человека (выражение лица, жесты, поза и др.) с признаками, характерными для природы весной (утром), летом (в полдень), осенью (вечером), зимой (в ночные сумерки)

У каждого времени — свой плод

Сопоставление ритма человеческой жизни с ритмом жизни природы (детство — молодость — зрелость — старость/утро — день — вечер/весна — лето — осень — зима) в творчестве разных народов мира

(1ч)

Называть ключевые слова, общие для возрастного этапа жизни (детство, молодость, зрелость, старость) и определённых периодов в сутках и временах года. Находить в творчестве народов своего края пословицы об отце и матери, о достоинствах мужчин и женщин разного возраста. Определять период суток и время года соответственно своему возрасту. Сообща составлять устный рассказ о жизни мужчины или женщины от детства до старости, условившись, что на портретах изображён один человек (мужчина или женщина) на разных возрастных этапах

Я — часть мира

Каждый из нас — целое и часть мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг. Мир — это красота и добро в жизни природы и человека

(1ч)

Выражать личное восприятие окружающего мира и своё настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов. Определять степень соответствия своего внешнего облика и поведения национально-культурной норме (идеалу)

Будь здоров

(1ч)

 

Блок внеклассной, внешкольной работы: посещение драматического театра и/или кинотеатра, просмотр видеозаписи спектакля, кинофильма, человеческих судьбах. Чтение литературного произведения, знакомство с портретной экспозицией, представляющими динамику внешнего облика и внутреннего мира человека в течение его жизни.

 

         ЛИТЕРАТУРА:

1.   А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Окружающий мир. 1 класс. Учебник. – М.: Просвещение, 2012.

2.   А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Окружающий мир. 1 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. - М.: Просвещение, 2012.

3.   Л.П.Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. Окружающий мир. ОБЖ. 1 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2012.

4. Плешаков, А. А. Уроки по окружающему миру. 1 класс: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2012.

5. Ижевский, П. В. Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности: метод.пособие. 1 класс : пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2012.

 


Скачано с www.znanio.ru

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Познавательные Обучающиеся научатся: · ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание); · осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные…

Познавательные Обучающиеся научатся: · ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание); · осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные…

ПРЕДМЕТНЫЕ Обучающиеся научатся: · различать эмоциональные состояния людей (грусть, веселье, удивление, испуг); · выполнять элементарные правила личной гигиены; · выполнять правила безопасного поведения дома, на…

ПРЕДМЕТНЫЕ Обучающиеся научатся: · различать эмоциональные состояния людей (грусть, веселье, удивление, испуг); · выполнять элементарные правила личной гигиены; · выполнять правила безопасного поведения дома, на…

Учитель — наставник и друг. Правила поведения в классе и школе, организация труда и отдыха

Учитель — наставник и друг. Правила поведения в классе и школе, организация труда и отдыха

Мы в городе, селе — это я и мои земляки

Мы в городе, селе — это я и мои земляки

Ритм в человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость

Ритм в человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость

Особое место человека в мире живой природы

Особое место человека в мире живой природы

Как мы общаемся с миром Восприятие человеком красоты и своеобразия окружающего мира с помощью пяти чувств

Как мы общаемся с миром Восприятие человеком красоты и своеобразия окружающего мира с помощью пяти чувств

Блок внеклассной, внешкольной работы: путешествие в ближайший парк города, за околицу села в мир красок и звуков родной природы

Блок внеклассной, внешкольной работы: путешествие в ближайший парк города, за околицу села в мир красок и звуков родной природы

Н.П. Богданов-Бельский. «Устный счёт»: русский педагог

Н.П. Богданов-Бельский. «Устный счёт»: русский педагог

Рассуждать о целях создания аквариумов

Рассуждать о целях создания аквариумов

Групповая работа:составлять текст с помощью самодельных литер из поролона или картофеля

Групповая работа:составлять текст с помощью самодельных литер из поролона или картофеля

Заполнять по образцу схему родословного древа семьи

Заполнять по образцу схему родословного древа семьи

Комнатные растения в нашем доме, их названия, особенности внешнего вида

Комнатные растения в нашем доме, их названия, особенности внешнего вида

Конструировать определения понятий «дикорастущие растения», «культурные растения», сравнивать свои предложения с приведенным в учебнике эталоном

Конструировать определения понятий «дикорастущие растения», «культурные растения», сравнивать свои предложения с приведенным в учебнике эталоном

Работать со взрослыми: рисовать или фотографировать домашних животных своей семьи

Работать со взрослыми: рисовать или фотографировать домашних животных своей семьи

Ландшафт и достопримечательности городов и сёл, их архитектурные доминанты

Ландшафт и достопримечательности городов и сёл, их архитектурные доминанты

Рассказывать о цветниках своего города

Рассказывать о цветниках своего города

Работать со взрослыми : наблюдать за животными зоопарка, фиксировать свои наблюдения в любой освоенной детьми форме

Работать со взрослыми : наблюдать за животными зоопарка, фиксировать свои наблюдения в любой освоенной детьми форме

Государственного гимна родной страны, при подъёме

Государственного гимна родной страны, при подъёме

Обобщать уже изученный за год этнографический материал

Обобщать уже изученный за год этнографический материал

России. Заповедники родного края

России. Заповедники родного края

Я — часть мира Каждый из нас — целое и часть мира

Я — часть мира Каждый из нас — целое и часть мира
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2017