Рабочая программа и календарно-тематическое планирование творческого объединения "Казачья доблесть" (воспитанники 12-18 лет)
Оценка 5

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование творческого объединения "Казачья доблесть" (воспитанники 12-18 лет)

Оценка 5
Документация +1
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
05.01.2017
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование творческого объединения "Казачья доблесть" (воспитанники 12-18 лет)
Рабочая программа рассчитана на 2 года и направлена на воспитание учащихся 12-18 лет, имеет социально-педагогическое направление , опирающееся на историю кубанского казачества (его возникновение, развитие и возрождение). Помимо истории кубанского казачества, предусмотрены экскурсии в местные музеи и районного и краевого масштаба, а также подготовка к парадам и участие в них.ПРОГРАММА и КТП творческого объединения "Казачья доблесть" на 2 года обучения
ПРОГРАММА Казачья доблесть на 2 года.docx

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЩЕВСКИЙ РАЙОН

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 ДОМ ТВОРЧЕСТВА

 

 

                                                                                    

              

Рассмотрено и одобрено на заседании Педагогического совета МАОУ ДО ДТ

Протокол № __ от __.__.2016г

                    Утверждаю

                    Директор МАОУ ДО ДТ

                ___________ Л.О. Беленко

                Приказ № __ от ___.___.2016 г.

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА                                                                                      

   « Казачья доблесть»

 

_____________________________________________________________

(указывается наименование программы либо наименование объединения)

 

Направленность __ Социально- педагогическое

 

Уровень _____базовый_____

                     (ознакомительный, базовый или углубленный)

 

Рассчитана на детей от __11  до ___18  лет

 

Срок реализации (общее количество часов) ____216_____

 1-й год обучения – 108 часов

2-й год обучения -108 часов

 

 

 

                                                                                          Шаева Людмила Васильевна

                                                                                     __________________________________

                                                                                          (указать ФИО и должность разработчика)

 

 

 

Кущевская, 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная  программа  имеет социально- педагогическое направление на изучение  истории казачества, казачьего фольклора, истории культуры и народного творчества , составлена в целях развития чувства патриотизма у подрастающего поколения, а также совершенствования системы дополнительного образования в рамках организации творческого  объединения  «Казачья доблесть» 

Сегодня в условиях обретения политической свободы,  демократизации жизни России идет сложный, противоречивый процесс возрождения казачества. Актуальной становится проблема формирования национального этнического самосознания, научного исторического мировоззрения подрастающего поколения, которое может стать духовным стержнем возрождения России и россиян в воспитании любви к Отечеству, к своей малой родине – Краснодарскому  краю, лучших гражданских качеств личности, чувства патриотизма.

Программа ориентирована на детей в возрасте 11-18 лет, проходящих обучение в классах с казачьим компонентом.

Программа рассчитана на 2 года  (3 часа в учебную неделю ( всего 216 часов  ,что составляет 108 часов  в год). Первый  и второй год обучения носят базовый характер, но во второй год воспитанники получают углублённые знания по основным разделам программы, а также  результатом изучаемого материала становятся экскурсии в музеи Кущевского района  и за его пределы, участие в казачьих мероприятиях (Круг, парады), защита проекта в конце года.

 

Актуальность

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Д.Лихачев

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Ребенок школьного возраста  наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Каковы же наши традиционные источники нравственности?  Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество.

Возрождение казачества на Кубани дало толчок формированию классов казачьей направленности. Трехсотлетний опыт обучения детей в казачьих классах – несомненное национальное достояние, которое можно и нужно использовать сегодня. В классе казачьей направленности предполагается внеучебная деятельность как  неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Одной из важнейших психологических задач является привитие казачатам навыков самоорганизации, чему может способствовать плотный график жизнедеятельности  коллектива.

Цель программы:

Формирование у школьников осознанного представления о сложных исторических, социальных процессах казачества, пробуждение у них чувства патриотизма и гордости, ответственности за судьбы Отечества и края, интересов к современным проблемам казачества; создание условий для формирования у учащихся ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно  - исторических и духовных традициях России и Кубани.

Задачи программы:

- Углубление знаний учащихся об историческом пути казачества с древности до нашего времени, его социальном, духовном и нравственном опыте на основе ознакомления с трудами историков, с историческими документами истоками духовной культуры;

- развитие способностей учащихся осмысливать процессы возрождения казачества и проблемы казачьего движения;

- воспитание бережного отношения к историческому наследию народов на примере истории казачества;

- гражданское воспитание учащихся на примере народного казачьего фольклора и искусства.

Ожидаемые результаты:

- активная жизненная позиция школьника;

- принятие  норм, правил и традиций  класса казачьей направленности; быть дисциплинированным и ответственным за свои поступки

- иметь и развивать способности к самостоятельному и качественному усвоению учебного материала.

- выработка  навыка и потребности в самообразовании, саморазвитии и личностном росте.

- патриотическое и гражданское самосознание;

- приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира.

- уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим.

- иметь представление о семье как  о высшей ценности гражданского  общества.

Программа включает:

- Историю казачества;                               - Жизнь и быт казачества Кубани;

- Казачий фольклор;                                   - Историю культуры;

- Народное творчество;                              - Основы православия.

 

Учебно - тематический план 1-го года обучения

№ п/п

Тема

Всего часов

теория

практика

Выездные занятия

1

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности.

1

1

---

---

2

История казачества Кубани

 

18

16

---

2

3

Кубанское казачество и его культура.

6

4

2

--

4

Жизнь и быт казаков Кубани

13

13

--

--

5

Календарные праздники и обряды казачества Кубани.

11

8

2

1

6

Казачьи войсковые праздники и воинские ритуалы

6

5

---

1

7

Молодежь в традиционной культуре кубанских казаков

9

6

---

3

8

Субкультура «особых» людей (профессии и ремесла, сиротство, вдовство, инвалидность).

2

2

 

 

9

Зрелость и старость. Старики в казачьей станице. Духовные стихи

5

4

 

1

10

Система ценностей кубанского казачества

6

4

2

--

11

Символика традиционной культуры Кубани

4

4

 

 

12

Природа Кубани

10

6

2

2

13

История станицы Кущевской и Кущевского района

7

5

--

2

14

Возрождение казачества на Кубани

10

6

--

4

 

Итого

108 ч.

84 ч.

8ч.

16ч.

 

Учебно - тематический план 2-го года обучения.

№ п/п

Тема

Всего часов

теория

практика

Выездные занятия

1

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности.

1

1

---

---

2

История казачества Кубани, Сибири ,Урала и других регионов России

 

18

14

---

4

3

Кубанское казачество и его культура. Культура казаков других регионов России

6

4

2

--

4

Жизнь и быт казаков Кубани и других регионов России

13

13

--

--

5

Календарные православные праздники и обряды казачества разных регионов Кубани.

11

8

2

1

6

Казачьи войсковые праздники и воинские ритуалы регионов России

6

5

---

1

7

Молодежь и традиционная культура кубанских и донских  казаков

9

6

---

3

8

Субкультура «особых» людей (профессии и ремесла, сиротство, вдовство, инвалидность).

2

2

 

 

9

Зрелость и старость. Старики в казачьей станице.

5

4

 

1

10

Система ценностей кубанского казачества

6

4

2

--

11

Символика традиционной казачьей  культуры (Кубань ,Дон)

4

4

--

 

12

Природа казачьих станиц

 

10

6

2

2

13

История станицы Кущевской и Кущевского района

10

4

--

2

14

Возрождение казачества на Кубани

10

4

2

4

 

Итого

108ч.

80 ч.

10 ч.

18 ч.

 

Содержание программы:

1.     Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Определение целей и задач с учащимися, время и форм проведения занятий. Инструктаж по технике безопасности.

2.     История казачества Кубани:

Первые казаки. Массовое переселение казаков на Кубань. Военная служба казаков. Казачьи кордоны по линии укрепления по реке Кубани. Воинское искусство и доблесть казаков в ходе военных действий на Кубани во время 60-летней кавказской войны.

 Участие казачьих полков в Первой мировой войне.

 Участие казаков в Гражданской войне на стороне Белой Гвардии согласно казачьей заповеди : «Казак присяги не меняет».

3.     Кубанское казачество и его культура

Понятие  традиционной культуры кубанского казачества как системы жизнеобеспечения народа. Многосторонность и синтетичность понятия. Составляющие традиционной культуры: мировоззрение народа, тексты традиционной культуры; механизмы передачи и трансляции от поколения к поколению.

4.     Жизнь и быт казаков Кубани:

Изучение повседневной  казачьей жизни .Обустройство жилища, домашняя утварь. Традиционные ремесла и промыслы  кубанских казаков. Традиционная одежда. Казачья станица , двор, дом. Уклад жизни казачьей семьи.

5.    Календарные праздники и обряды казачества Кубани:

Зимние праздники и обряды.

Рождество Христово (7 января н.с.)

Основные ритуально значимые события Рождества: приготовление обрядовых рождественских блюд (кутья ,узвар), ношение кутьи  (рождествование), колядование.

Новый год (14 января н.с.)

Ритуальное новогоднее убранство дома (куреня). Обряд щедрования. «Хождение с Мыланкой» (ряженье). Посевание.

Крещение Господне (19 января н.с.)

Завершение зимнего Святочного цикла.Основные ритуально значимые события Крещенского праздника: голодная кутья ,проводы кутьи, первое (церковное) водосвятие ,Иордань (второе водосвятие на реке), святочные ряжения, святочные гадания.

  Весенние праздники и обряды.

Масленица (февраль – март).

Основные ритуально значимые события Масленицы: приготовление традиционного масленичного угощения , «вязание колодок», масленичные игры и развлечения.

 Сретенье (15 февраля н.с.).

(«Закличка» весны).

Ритуально –обрядовая сторона праздника ,связанная с наблюдением примет на хорошую и плохую  погоду весной и летом.

Благовещение (7 апреля).

 Семейно- бытовые обряды и ритуалы на Благовещение у линейных казаков: запрет на работу ,наблюдение за поведением птиц ,водосвятие на родниках ,первое купание в реке.

 Светлое Воскресение Христово (Пасха).

 Важнейшие компоненты пасхального праздника: приготовление обрядовой пищи (крашение яиц ,куличи ,пасха), освящение в церкви пасхальной пищи, разговление (пасхальная трапеза),  «красная горка» -катание яиц, «обмен крашенками» ,пасхальные игры и гуляния.

  Летне-осенние праздники и обряды.

Троица (июнь).

Основные структурные компоненты праздника: обряды и ритуалы , связанные с растительностью , «завивание венков», кумление (панибратство), обряды и ритуалы ,относящиеся кптицам и животным , обрядовая пища и общая трапеза ,обряд «крещения и похорон кукушки», троицкие игры и гуляния.

   Спас (медовый и яблочный) (14 и 19 августа).

 Семейно- бытовые обряды и ритуалы ,связанные с «первым» Спасом и «вторым» Спасом и линейных казаков.

  Выдвижение (27 сентября).

  Традиции поведения и празднования Выдвижения у линейных казаков: запрет на работу , «крестование» жилища ,запрет ходить в поле ,лес.

   Покров (14 октября).

Семейно- бытовые обряды и ритуалы ,связанные с праздниками,  «вязание колодок», наблюдение за приметами погоды на зиму ( «Каковы Покрова – такова и зима»).

6.  Казачьи войсковые праздники и воинские ритуалы.

 Общевойсковой круг Кубанского казачьего войска (14 октября на Покров Пресвятой Богородицы).  Установлен в 1860 г. ритуально – обрядовая часть ,их составляющие : литургия (торжественная церковная служба) в войсковом соборе; вынесение на площадь казачьих знамен и регалий, панихида по павшим казакам- воинам; войсковой казачий парад.

  Юбилейные исторические даты казачества России и Кубани.

  Праздник переселения на Кубань у черноморских казаков (май).

  Праздник переселения на Кубань у линейных казаков (сентябрь).

  День Бородинской битвы (8 сентября).

  Праздник Св. Георгия- Победоносца (покровителя черноморских казаков) – (6 мая).

  Праздник Св. Благоверного князя Александра Невского (покровителя линейных казаков) – (12 сентября).

  Праздник Георгиевских кавалеров (казаков ,награжденных Георгиевскими крестами за воинскую доблесть).

7.Молодежь в традиционной культуре кубанских казаков.

Девушки и юноши в традиционной культуре, его границы ( одежда ,особенности поведения ,занятия). Разница социальных обязанностей ребенка и молодого человека. Девушка в традиционной культуре кубанских казаков. Владение девушками комплексом традиционной культуры (умение работать по хозяйству  ,шить, вышивать, прясть, вязать, петь, плясать ,играть на музыкальных инструментах). Парень в традиционной культуре кубанских казаков. Одежные комплекты парня: праздничный и повседневный ,летний и  зимний (одежда, обувь ,головные уборы ,формы декора одежды). Знания и умения парней, их социальные обязанности.

-  Молодежные вечеринки.  Досуговые формы времяпрепровождения в молодежной среде. Вечеринки ,досвитки ,углы ,улицы как форма собраний неженатой молодежи.

 - Хоровод как форма общения молодежи. Понятие хоровод ,его отличие от других форм общения. Допустимый возраст входа в хоровод и выхода из него.

 - Проводы на службу кубанского казака как одна из границ жизненного цикла. Инициационный характер проводов. Воинская служба как социальный институт. Время службы казака в разные исторические периоды. Конь – верный спутник казака. Молитвы и заговоры от смерти , вражьей пули.    

        8.  Субкультура «особых» людей (профессии и ремесла, сиротство,   вдовство, инвалидность).

 «Особые»  люди в традиционной культуре: народный мастер (гончар, кузнец, печник ,плотник и др.), лекарь, повитуха. Специальные знания и умения ,специальные формы материальной культуры (инструменты , гончарный круг и т.д.). «Особые» люди в социальной структуре общины. Вдовы и сироты. Выдающийся певец, музыкант – инструменталист как «особый»  человек в мире традиционного искусства.

9.Зрелость и старость. Старики в казачьей станице. Духовные стихи.

Возраст старости. Одежный комплект старика (мужской и женский). Предметы обихода ,связанные со старостью. Старики как люди , ответственные за порядок и законность жизни казачьей общины. Роль стариков на казачьем кругу, при проводах на службу. Старики в семье ,их отношения с детьми и внуками. Участие в воспитании детей. Передача традиций последующим поколениям. Духовный стих как жанр.

 

10. Система ценностей кубанского казачества.

Ценностные характеристики человека  в традиционной культуре казачества: духовные и физические качества ( нестяжательство ,трудолюбие ,смелость ,щедрость, скромность , «хоть под горшок, хоть под мешок»..).Приоритет духовных ценностей над материальными в культуре кубанских казаков.

 

11.  Символика традиционной  народной культуры Кубани.

Понятие знака и символа. Многообразие символических языков культуры. Вербальные/ словесные символы: словесные фольклорные тексты.  Реальные предметные символы и их значение: хлеб (пища и символ) ,святой угол (архитектурный элемент и символ) ,окно , дерево ,полотенце. Акциональные символы: приветствия, связывание –развязывание, очерчивание ,битье, танцевальные движения и т. д.  Семантика православной символики: молитва ,крестное знамение , крещение , венчание ,благословение ,колокольные звоны ,крестные ходы и т.д.

 

12. Природа Кубани.

Экосистемы и природные  сообщества Кубани. Редкие и исчезающие виды растений и животных. Экологические проблемы, пути их решения.

 

13.  История станицы Кущевской и Кущевского района.

Основание станицы Кущевской ,основание Кущевского района. Жизнь и быт. Культура. Важные события в истории Кущевского района. Знаменитые личности.

 

14.  Возрождение казачества на Кубани.

Демократические перемены в России на рубеже XX  и  XXIвв., рост самосознания и социальной активности казаков. Начало организованного оформления казачества. Первый Большой Учредительный круг казаков страны (1990г.). Образование Союза казаков. Создание Кубанской казачьей рады ,Союза казаков Области Войска Донского , казачьи организации в Оренбуржье, на Тереке и в др. регионах. Власть и казачество. Военная служба и природоохранная деятельность. Культура, образование , патриотическое воспитание и геральдическое обеспечение казачьих войск.

 

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

П/П

Тема занятия

 

 

Форма контроля

Результат

1.

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности.

 

 

 

2.

История казачества Кубани

 

Текущий , итоговый

Написание реферата

Пополнение фонда школьного музея

3.

Кубанское казачество и его культура.

Текущий

Защита исследовательских работ/проекта

Пополнение фонда пособий, школьного музея.

4.

Жизнь и быт казаков Кубани

Текущий

Защита проектов , фото- и видеорепортаж

Пополнение фонда пособий, школьного музея.

5.

Календарные праздники и обряды казачества Кубани

Текущий

Защита проектов , фото- и видеорепортаж

Знание фольклора кубанского казачества

6.

Казачьи войсковые праздники и воинские ритуалы

Текущий

Написание реферата

Пополнение фонда пособий, школьного музея.

7.

Молодежь в традиционной культуре кубанских казаков

Текущий

Защита исследовательских работ/проекта

Участие в казачьих мероприятиях

8.

Субкультура «особых» людей (профессии и ремесла, сиротство, вдовство, инвалидность).

Итоговый

Тестовая работа

Экскурсия в этнический музей

9.

Зрелость и старость. Старики в казачьей станице. Духовные стихи

Текущий

Защита проектов , фото- и видеорепортаж, участие в историч. конкурсах

Пополнение фонда пособий, школьного музея.

10.

Система ценностей кубанского казачества

Текущий

Тестовая работа

Экскурсия в школьный музей

11.

Символика традиционной культуры Кубани

Текущий

Тестовая работа, защита проекта

Пополнение фонда пособий, школьного музея.

12.

Природа Кубани

Текущий

Защита проектов , фото- и видеорепортаж

Экскурсии по территории Кубани

13.

История станицы Кущевской и Кущевского района

Текущий

Защита проектов , фото- и видеорепортаж

Пополнение фонда пособий, школьного музея, экскурсия в этнический музей

14.

Возрождение казачества на Кубани

Текущий, итоговый

Защита проектов , фото- и видеорепортаж, участие в историч. конкурсах

Пополнение фонда пособий школьного музея, участие в парадах

 

Методическое обеспечение

   Для наиболее качественной работы будут использованы  карты, разработаны тестовые задания, мультимедийная установка, интерактивная доска, а также фото- и видеоматериалы по истории и культуре кубанского казачества, архивы фото и видеоэкскурсий по историческим местам Краснодарского края.

     Занятия будут проводиться во внеурочное время два раза в неделю  . Чередование теоретических и практических занятий сделают процесс обучения наиболее оптимальным для учащихся ; выездные занятия, участие в казачьих парадах, встречи и беседы с атаманом  Первомайского ХКО, посещение местного храма Св. Николая Угодника внесут разнообразие и дополнительный интерес учащихся к истории и культуре кубанского казачества.

Литература

1.      В. Матвеев. Слово о кубанском казачестве. – Краснодар ,2005г.

2.      Н.М.Карамзин. История государства Российского. (любое издание).

3.      Прошлое и настоящее Кубани в курсе отечественной истории. – под редакцией В.Н. Ратушняка. Краснодар, 2009г.

4.      Ф.А.Щербина. История кубанского казачьего войска. Т1. Екатеринодар , 1910.

5.      А.Д.Бигдай. Песни кубанских казаков.- Краснодар , «Советская Кубань», 1995г, Т2.

6.      Новые материалы по этнографии кубанских казаков. А.А.Зимницкая ,Краснодар ,1993г.

7.      С.Шептун. Из истории православной церкви на Кубани.- Краснодар, 2009г.

8.      В.В.Виноградов. Страницы истории Средней Кубани. Армавир ,1993г.

9.      А.В.Маслов. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков.- 2006г.

10.   Казачество: истоки возрождения. Ставрополь ,1995г.

11.   Н.И. Бондарь (материалы по темам занятий).

12.   Кубанские народные сказки и легенды. Сост. В.В. Воронин. Краснодар , 2001 г.

13.  Народная проза Кубани. Авторы- составители: Л.Б.Мартыненко, И.В.Уварова. Краснодар ,2003г.

 

         СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения педагогов МАОУ ДО ДТ

 ___________    Л.О.Беленко

 

.

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора УЧ МАОУ ДО ДТ

__________                        Е.А.Кобец

 

 «         »                                       2016 г.  

      подпись                             Ф.И.О.

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ТВОРЧЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КУЩЕВСКИЙ РАЙОН

 

 

Согласовано

Зам. директора по УЧ МАОУ ДО ДТ

_________                               Е.А.Кобец

 «         »                                         20     г.  

      

 

 

 

       Утверждаю

       Директор МАОУ ДО ДТ

       ________            Л.О.Беленко

       «         »                              20    г.

 

 

 

Календарно-тематическое

планирование

 

 

Социально-педагогическое

(указать дисциплину, курс, предмет)

 

«Казачья доблесть» 

(наименование объединения)

 

Год обучения

1

 

Педагог дополнительного образования    Шаева Людмила Васильевна

 

Количество часов: всего    108 часа;         

                                в неделю  3 часа.

Из них:

индивидуальных  0 часа.

 

Планирование составлено на основе рабочей программы

 

Утвержденной на педагогическом совете №    от   .__.2016 года

 

(указать реквизиты утверждения рабочей программы с датой)

 

2016-2017 уч.год

 

Рассмотрено и одобрено на заседании Педагогического совета МАОУ ДО ДТ

Протокол № __ от _______2016г

                    Утверждаю

                    Директор МАОУ ДО ДТ

                ___________ Л.О. Беленко

                  Приказ № ___ от ____.2016 г.

 

1-я группа (1 год обучения)

№ п/п

 Раздел ,тема занятия

 

Кол-во часов

Дата

Оборудование

Примеча

ние

План.

Факт.

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

 

 

Журнал по технике безопасности

 

 

История казачества Кубани (18 ч.)

2

Первые казаки на Кубани

1

 

 

 

 

3-4

Основание казачьей крепости Прочный Окоп под руководством А.В.Суворова

2

 

 

 

 

5-6

Переселение донских казаков на Кубань

2

 

 

 

 

7-8

Военная служба казаков. Казаки в войне 1812 года

2

 

 

 

 

9

Казачьи кордоны по линии укрепления по реке Кубань

1

 

 

 

 

10-11

Доблесть казаков во время 60- летней кавказской войны

2

 

 

 

 

12-13

Участие казаков в войне 1878 г. по освобождению славянских народов Европы (сербов и болгар) от турецкого ига

2

 

 

 

 

14-15

Участие казаков в Первой мировой войне

2

 

 

 

 

16-17

Участие казаков в Гражданской войне

2

 

 

 

 

18-19

Участие казаков во Второй мировой войне

2

 

 

 

 

 

Кубанское казачество и его культура (6 ч.)

20

Понятие  традиционной культуры кубанского казачества как системы жизнеобеспечения народа.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

21-22

Составляющие традиционной культуры: мировоззрение народа, тексты традиционной культуры; механизмы передачи и трансляции от поколения к поколению.

 

2

 

 

 

 

23

Формы существования традиционной культуры: материальная, духовная, соционормативная.

1

 

 

 

 

24-25

Народы, языки и культура мира, России , Кубани

2

 

 

 

 

 

                                   Жизнь и быт казаков  (13 ч.)         

26

Понятие «семейный быт».Традиционный и современный быт казачьей семьи.

1

 

 

 

 

27-28

Станицы казаков

2

 

 

 

 

29-30

Обустройство жилища. Казачья хата . Домашняя утварь

2

 

 

 

 

31

Казачье подворье .

1

 

 

 

 

32

Конь- верный друг казака. Подготовка к военной службе

1

 

 

 

 

33

Уважение старших в роду казаков

1

 

 

 

 

34-35

Казак- труженик. Орудие труда казаков

2

 

 

 

 

36

Приданое невесты

1

 

 

 

 

37-38

Школы в станицах. Образование казаков

2

 

 

 

 

 

Календарные праздники и обряды казачества Кубани( 11 ч.)

39-41

Зимние праздники и обряды

3

 

 

 

 

42-44

Весенние праздники и обряды

3

 

 

 

 

45-47

Летне-осенние праздники и обряды

3

 

 

 

 

48-49

Итоговое занятие – проект « Календарные праздники и обряды казачества Кубани»

2

 

 

 

 

 

Казачьи войсковые праздники и воинские ритуалы (6 ч.)

50-51

Общевойсковой круг Кубанского казачьего войска

2

 

 

 

 

52

Праздник Георгиевских кавалеров .

1

 

 

 

 

53

Юбилейные исторические даты казачества России и Кубани

1

 

 

 

 

54

Праздник переселения на Кубань у черноморских казаков

1

 

 

 

 

55

Праздник переселения на Кубань у линейных казаков

1

 

 

 

 

 

Молодежь в традиционной культуре кубанских казаков (9 ч. )

56

Девушки и юноши (одежда, особенности поведения ,занятия)

1

 

 

 

 

57

Разница социальных обязанностей ребенка и молодого человека.

1

 

 

 

 

58-59

Молодежные вечеринки. Занятия ,игры ,песни.

2

 

 

 

 

60

Игровые хороводы

 

1

 

 

 

 

61

Парень в традиционной культуре кубанских казаков. Одежные комплекты парня

1

 

 

 

 

62-63

Проводы на службу. Песни при проводах на службу

2

 

 

 

 

64

Время службы казака в разные исторические периоды. Молитвы и заговоры от смерти , вражьей пули.    

 

1

 

 

 

 

 

Субкультура «особых» людей: 2

65

«Особые»  люди в традиционной культуре: народный мастер (гончар, кузнец, печник ,плотник и др.), лекарь, повитуха.

1

 

 

 

 

66

Вдовы и сироты. Выдающийся певец, музыкант – инструменталист как «особый»  человек в мире традиционного искусства.

1

 

 

 

 

 

Зрелость и старость. Старики в казачьей станице: 5 ч.

67

Возраст старости. Одежный комплект старика (мужской и женский). Предметы обихода ,связанные со старостью.

1

 

 

 

 

68-69

Старики как люди , ответственные за порядок и законность жизни казачьей общины. Роль стариков на казачьем кругу, при проводах на службу.

2

 

 

 

 

70-71

 Передача традиций последующим поколениям. Духовный стих как жанр.

 

2

 

 

 

 

 

Система ценностей кубанского казачества (6 ч.)

72-73

Ценностные характеристики человека  в традиционной культуре казачества: духовные и физические качества

2

 

 

 

 

74-75

Приоритет духовных ценностей над материальными в культуре кубанских казаков.

2

 

 

 

 

76-77

Практическое занятие: составление свода системы ценностей и правил общения и поведения, связанных с ним.

2

 

 

 

 

Символика традиционной культуры Кубани (4)

78

Понятие знака и символа. Многообразие символических языков культуры.

1

 

 

 

 

79-80

Вербальные/ словесные символы: словесные фольклорные тексты.  Реальные предметные символы и их значение:

2

 

 

 

 

81

Семантика православной символики: молитва , крестное знамение , крещение , венчание , благословение , колокольные звоны , крестные ходы и т.д

1

 

 

 

 

Природа Кубани (10 ч.)

82

Многообразие природных сообществ и экосистем Кубани

1

 

 

 

 

83-84

Редкие и исчезающие виды растений и животных в Краснодарском крае.

2

 

 

 

 

85

Экологические проблемы Кубани и пути их решения.

1

 

 

 

 

86-87

Реки и озера Кубани

2

 

 

 

 

88-89

Практическая работа: проект «Природа родного края». Защита проектов

2

 

 

 

 

90-91

Выездное занятие: экскурсия на  природу

2

 

 

 

 

История ст. Кущевской и Кущевского района (7ч.)

92

Основание ст. Кущевской

1

 

 

 

 

93-94

Памятные места Кущевского района

2

 

 

 

 

95-96

Знаменитые люди  Кущевского района. Экскурсия в храм пос. Первомайского. Беседа с настоятелем

2

 

 

 

 

97-98

Выездное занятие: Поле казачьей Славы, памятник Недорубову

2

 

 

 

 

Возрождение казачества на Кубани (12 ч.)

99

 

Основные памятные даты и события из истории кубанского казачества

1

 

 

 

 

100

Демократические перемены в России на рубеже XX  и  XXIвв., рост самосознания и социальной активности казаков.

1

 

 

 

 

101

Начало организованного оформления казачества. Первый Большой Учредительный круг казаков страны (1990г.)

1

 

 

 

 

102

Образование Союза казаков. Создание Кубанской казачьей рады , казачьи организации в Оренбуржье, на Тереке и в др. регионах. Власть и казачество. Военная служба и природоохранная деятельность.

1

 

 

 

 

103-106

Выездное занятие: поездка на парад , посвященный очередной годовщине со дня реабилитации кубанского казачества

4

 

 

 

 

107-108

Практическое занятие: подготовка к параду (построение, маршировка).

2

 

 

 

 

всего

 

108ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ТВОРЧЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КУЩЕВСКИЙ РАЙОН

 

 

 

Согласовано

Зам. директора по УЧ МАОУ ДО ДТ

_________                               Е.А.Кобец

 «         »                                         2016    г.  

      

 

 

 

       Утверждаю

       Директор МАОУ ДО ДТ

       ________            Л.О.Беленко

       «         »                              2016   г.

 

 

 

Календарно-тематическое

планирование

 

 

Социально- педагогическое

(указать дисциплину, курс, предмет)

 

«Казачья  доблесть»

(наименование объединения)

 

Год обучения

2

 

Педагог дополнительного образования    Шаева  Людмила Васильевна

 

Количество часов: всего    108 часов;         

                                в неделю  3 часа.

Из них:

индивидуальных  0 часа.

 

Планирование составлено на основе рабочей программы

 

Утвержденной на педагогическом совете № __ от  _______.2016 года

 

(указать реквизиты утверждения рабочей программы с датой)

 

 

2016-2017 уч.год

 

Согласовано

Зам. директора по УЧ МАОУ ДО ДТ

_________                               Е.А.Кобец

 «         »                                         2016    г.  

      

 

 

 

       Утверждаю

       Директор МАОУ ДО ДТ

       ________            Л.О.Беленко

       «         »                              2016    г.

 

2 ГРУППА (2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ)

№ п/п

 Раздел ,тема занятия

 

Кол-во часов

Дата

Оборудование

Примеча

ние

План.

Факт.

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

 

 

Журнал по технике безопасности

 

 

История казачества Кубани, Сибири ,Урала и других регионов России (18 ч.)

2

Первые казаки на Кубани

1

 

 

 

 

3-4

Основание казачьей крепости Прочный Окоп под руководством А.В.Суворова

2

 

 

 

 

5-6

Переселение донских казаков на Кубань

2

 

 

 

 

7-8

Военная служба казаков. Казаки в войне 1812 года

Экскурсия в музей ст.Кущевской

2

 

 

 

 

9

Казачьи кордоны по линии укрепления Российских границ

1

 

 

 

 

10-11

Доблесть казаков во время 60- летней кавказской войны. Экскурсия в музей п. Первомайского

2

 

 

 

 

12-13

Участие казаков в войне 1878 г. по освобождению славянских народов Европы (сербов и болгар) от турецкого ига

2

 

 

 

 

14-15

Участие казаков России в Первой мировой войне

2

 

 

 

 

16-17

Участие казаков в Гражданской войне

2

 

 

 

 

18-19

Участие казаков во Второй мировой войне. Экскурсия в музей ст. Кущевской

2

 

 

 

 

 

Кубанское казачество и его культура. Культура казаков других регионов  (6 ч.)

20

Понятие  традиционной культуры кубанского казачества как системы жизнеобеспечения народа.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

21-22

Составляющие традиционной культуры: мировоззрение народа, тексты традиционной культуры; механизмы передачи и трансляции от поколения к поколению.

 

2

 

 

 

 

23

Формы существования традиционной культуры: материальная, духовная, соционормативная.

1

 

 

 

 

24-25

Народы, языки и культура мира, России , Кубани

2

 

 

 

 

 

Жизнь и быт казаков  Кубани и других регионов России(13 ч.)

26

Понятие «семейный быт».Традиционный и современный быт казачьей семьи.

1

 

 

 

 

27-28

Станицы казаков

2

 

 

 

 

29-30

Обустройство жилища. Казачья хата . Домашняя утварь. Экскуссия в школьный музей

 2

 

 

 

 

31

Казачье подворье .

1

 

 

 

 

32

Конь- верный друг казака. Подготовка к военной службе

1

 

 

 

 

33

Уважение старших в роду казаков

1

 

 

 

 

34-35

Казак- труженик. Орудие труда казаков

2

 

 

 

 

36

Приданое невесты

1

 

 

 

 

37-38

Школы в станицах. Образование казаков

2

 

 

 

 

 

Календарные православные праздники и обряды казачества разных регионов Кубани( 11 ч.)

39-41

Зимние праздники и обряды

3

 

 

 

 

42-44

Весенние праздники и обряды

3

 

 

 

 

45-47

Летне-осенние праздники и обряды

3

 

 

 

 

48-49

Итоговое занятие – проект «Календарные праздники и обряды казачества Кубани»

2

 

 

 

 

 

Казачьи войсковые праздники и воинские ритуалы  регионов России

(6 ч.)

50-51

Общевойсковой круг Кубанского казачьего войска

2

 

 

 

 

52

Праздник Георгиевских кавалеров .

1

 

 

 

 

53

Юбилейные исторические даты казачества России и Кубани

1

 

 

 

 

54

Праздник переселения на Кубань у черноморских казаков

1

 

 

 

 

55

Праздник переселения на Кубань у линейных казаков

1

 

 

 

 

 

Молодежь и традиционная культура кубанских  и донских казаков (9 ч.)

56

Девушки и юноши (одежда, особенности поведения ,занятия)

1

 

 

 

 

57

Разница социальных обязанностей ребенка и молодого человека.

1

 

 

 

 

58-59

Молодежные вечеринки. Занятия ,игры ,песни.

2

 

 

 

 

60

Игровые хороводы

 

1

 

 

 

 

61

Парень в традиционной культуре кубанских казаков. Одежные комплекты парня

1

 

 

 

 

62-63

Проводы на службу. Песни при проводах на службу

2

 

 

 

 

64

Время службы казака в разные исторические периоды. Молитвы и заговоры от смерти , вражьей пули.    

 

1

 

 

 

 

 

Субкультура «особых» людей: 2

65

«Особые»  люди в традиционной культуре: народный мастер (гончар, кузнец, печник ,плотник и др.), лекарь, повитуха.

1

 

 

 

 

66

Вдовы и сироты. Выдающийся певец, музыкант – инструменталист как «особый»  человек в мире традиционного искусства.

1

 

 

 

 

 

Зрелость и старость. Старики в казачьей станице: 5 ч.

67

Возраст старости. Одежный комплект старика (мужской и женский). Предметы обихода ,связанные со старостью.

1

 

 

 

 

68-69

Старики как люди , ответственные за порядок и законность жизни казачьей общины. Роль стариков на казачьем кругу, при проводах на службу.

2

 

 

 

 

70-71

 Передача традиций последующим поколениям. Духовный стих как жанр.

 

2

 

 

 

 

 

Система ценностей кубанского казачества (6 ч.)

72-73

Ценностные характеристики человека  в традиционной культуре казачества: духовные и физические качества

2

 

 

 

 

74-75

Приоритет духовных ценностей над материальными в культуре кубанских казаков.

2

 

 

 

 

76-77

Практическое занятие: составление свода системы ценностей и правил общения и поведения, связанных с ним.

2

 

 

 

 

Символика традиционной культуры (Кубан , Дон) (4)

78

Понятие знака и символа. Многообразие символических языков культуры.

1

 

 

 

 

79-80

Вербальные/ словесные символы: словесные фольклорные тексты.  Реальные предметные символы и их значение:

2

 

 

 

 

81

Семантика православной символики: молитва , крестное знамение , крещение , венчание , благословение , колокольные звоны , крестные ходы и т.д

1

 

 

 

 

Природа казачьих станиц (10 ч.)

82

Многообразие природных сообществ и экосистем Кубани

1

 

 

 

 

83-84

Редкие и исчезающие виды растений и животных в Краснодарском крае.

2

 

 

 

 

85

Экологические проблемы Кубани и пути их решения.

1

 

 

 

 

86-87

Реки и озера Кубани

2

 

 

 

 

88-89

Практическая работа: проект «Природа родного края». Защита проектов

2

 

 

 

 

90-91

Выездное занятие: экскурсия на  природу

2

 

 

 

 

История ст. Кущевской и Кущевского района (5 ч.)

92

Основание ст. Кущевской

1

 

 

 

 

93-94

Памятные места Кущевского района

2

 

 

 

 

95-96

Знаменитые люди  Кущевского района. Экскурсия в храм пос. Первомайского. Беседа с настоятелем

2

 

 

 

 

97-98

Выездное занятие: Поле казачьей Славы, памятник Недорубову

2

 

 

 

 

Возрождение казачества на Кубани (10 ч.)

99

 

Основные памятные даты и события из истории кубанского казачества

1

 

 

 

 

100

Демократические перемены в России на рубеже XX  и  XXIвв., рост самосознания и социальной активности казаков.

1

 

 

 

 

101

Начало организованного оформления казачества. Первый Большой Учредительный круг казаков страны (1990г.)

1

 

 

 

 

102

Образование Союза казаков. Создание Кубанской казачьей рады , казачьи организации в Оренбуржье, на Тереке и в др. регионах. Власть и казачество. Военная служба и природоохранная деятельность.

1

 

 

 

 

103-106

Выездное занятие: поездка на парад , посвященный  очередной годовщине со дня реабилитации кубанского казачества

4

 

 

 

 

107-108

Практическое занятие: подготовка к параду (построение, маршировка).

2

 

 

 

 

Все

го

 

108ч.

 

 

 

 

 

 


 

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа имеет социально- педагогическое направление на изучение истории казачества, казачьего фольклора, истории культуры и народного творчества , составлена в целях развития чувства…

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа имеет социально- педагогическое направление на изучение истории казачества, казачьего фольклора, истории культуры и народного творчества , составлена в целях развития чувства…

А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой…

А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой…

Возрождение казачества на Кубани дало толчок формированию классов казачьей направленности

Возрождение казачества на Кубани дало толчок формированию классов казачьей направленности

Ожидаемые результаты : - активная жизненная позиция школьника; - принятие норм, правил и традиций класса казачьей направленности; быть дисциплинированным и ответственным за свои поступки -…

Ожидаемые результаты : - активная жизненная позиция школьника; - принятие норм, правил и традиций класса казачьей направленности; быть дисциплинированным и ответственным за свои поступки -…

Казачьи войсковые праздники и воинские ритуалы 6 5 --- 1 7

Казачьи войсковые праздники и воинские ритуалы 6 5 --- 1 7

Кубанское казачество и его культура

Кубанское казачество и его культура

Содержание программы: 1.

Содержание программы: 1.

Весенние праздники и обряды.

Весенние праздники и обряды.

Юбилейные исторические даты казачества

Юбилейные исторические даты казачества

Субкультура «особых» людей (профессии и ремесла, сиротство, вдовство, инвалидность)

Субкультура «особых» людей (профессии и ремесла, сиротство, вдовство, инвалидность)

Экосистемы и природные сообщества

Экосистемы и природные сообщества

Календарные праздники и обряды казачества

Календарные праздники и обряды казачества

Методическое обеспечение

Методическое обеспечение

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Рассмотрено и одобрено на заседании

Рассмотрено и одобрено на заседании

Участие казаков в Гражданской войне2 18-19

Участие казаков в Гражданской войне2 18-19

Домашняя утварь2 31Казачье подворье

Домашняя утварь2 31Казачье подворье

Кубань у линейных казаков1

Кубань у линейных казаков1

Зрелость и старость. Старики в казачьей станице: 5 ч

Зрелость и старость. Старики в казачьей станице: 5 ч

Понятие знака и символа. Многообразие символических языков культуры

Понятие знака и символа. Многообразие символических языков культуры

Основание ст. Кущевской 1 93-94

Основание ст. Кущевской 1 93-94

Выездное занятие: поездка на парад , посвященный очередной годовщине со дня реабилитации кубанского казачества 4 107-108

Выездное занятие: поездка на парад , посвященный очередной годовщине со дня реабилитации кубанского казачества 4 107-108

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Согласовано Зам. директора по

Согласовано Зам. директора по

Участие казаков России в Первой мировой войне 2 16-17

Участие казаков России в Первой мировой войне 2 16-17

Обустройство жилища. Казачья хата

Обустройство жилища. Казачья хата

Молодежь и традиционная культура кубанских и донских казаков (9 ч

Молодежь и традиционная культура кубанских и донских казаков (9 ч

Предметы обихода ,связанные со старостью

Предметы обихода ,связанные со старостью

Природа казачьих станиц (10 ч.) 82

Природа казачьих станиц (10 ч.) 82

Демократические перемены в России на рубеже

Демократические перемены в России на рубеже
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017