Рабочая программа "Изучаем родной край"
Оценка 5

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Оценка 5
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
1 кл
28.04.2017
Рабочая программа "Изучаем родной край"
Программа «Изучаем родной край» предназначена для реализации в общеобразовательных организациях и учреждениях дополнительного образования детей и предлагает организацию образовательного процесса общеинтеллектуального направления, в частности краеведения. Данная программа подходит к возрасту детей начальной школы и опирается на местный краеведческий и исторический материал. Ценность данной программы заключается в том, что она личностно-ориентированная, направлена на личностное развитие ребёнка и формирование стойкой жизненной «Я» - позиции. Актуальность программы заключается в том, что воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право.Рабочая программа "Изучаем родной край"
РП Изучаем родной край.docx
Мұхтар Әуезов атындағы № 42 орта жалпы білім беру мектебі ГУ  «СОШ № 42 имени Мухтара Ауэзова                               Рабочая программа «ИЗУЧАЕМ РОДНОЙ КРАЙ»                                                                     Составитель: Царюк Н.М., учитель начальных классов  1 Павлодар 2016 ж. 2 Содержание Введение..................................................................................................................... 3 Пояснительная записка.............................................................................................. 4 Содержание программы…………………………………………………………..9 Календарно­тематическое планирование.................................................................. 11 Список литературы.................................................................................................... 13 Приложение ............................................................................................................... 14 3 ВВЕДЕНИЕ      В   настоящее   время   остро   ощущается   необходимость   возрождения духовности   изучения   культуры   своего   народа,   изучение   прошлого   и настоящего   своей   «малой   родины»,   становление   духовности   для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.   Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную   роль  в  жизни   каждого   человека.  Частица   любимой  Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному   краю,   надо   знать   его   прошлое   и   настоящее,   богатую   духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам.  4 Пояснительная записка Нормативно­правовая база  Закон Республики Казахстан «Об образовании».  Типовой   комплексный   план   по   усилению   воспитательного   компонента процесса обучения во всех организациях образования.   Государственная   программа   патриотического   воспитания   граждан Республики Казахстан.  Концептуальные основы воспитания.  Концепция воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан. Программа   «Изучаем родной край» предназначена для реализации в общеобразовательных   организациях   и   учреждениях   дополнительного образования   детей   и   предлагает   организацию   образовательного   процесса общеинтеллектуального направления, в частности краеведения. Данная   программа   подходит     к   возрасту   детей   начальной   школы   и опирается на местный краеведческий и исторический материал. Ценность данной программы заключается в том, что она личностно­ориенти­ рованная,   направлена   на   личностное   развитие   ребёнка   и   формирование стойкой жизненной «Я» ­ позиции. Актуальность   программы   заключается   в   том,   что   воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально   грамотный   гражданин   –   это   человек,   любящий   Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право.   Важно   воспитать   деятельного   гражданина   своей   Родины,   а   не стороннего   наблюдателя.   Данная   задача   является   одной   из   основных 5 составляющих   всестороннего   развития   личности.   Это   проблемы   не   только философские, социальные,  экономические, но и педагогические. Формируя гражданина,   мы,   прежде   всего,   должны   видеть   в   нём   человека.   Поэтому гражданин   –   это   самобытная   индивидуальность,   личность,   обладающая единством   духовно­нравственного   и   правового   долга.   Краеведение   –   это исследование родного края, изучение его природы, его истории с древнейших времен до наших  дней. Только зная историю родного края,  соотнося  её  с судьбами близких людей, можно научиться по­настоящему любить Родину, стать   гражданином   своего   Отечества,   готовым   принять   на   себя ответственность   за   судьбу   Казахстана.   Юные   краеведы   сохраняют   и приумножают лучшие традиции культурного наследия малой родины. Практическая значимость программы заключается в следующем: 1. Программа помогает постичь основы краеведения, сделать первые шаги по исследованию родного края. 2. Благодаря   программе   у   обучающихся   формируется   основы гражданственности, любви и уважению к родному краю. 3. Программа учит быть не просто пассивными читателями, но учиться проводить   исследования,   работать   вместе   со   взрослыми,   совершать маленькие открытия, делиться своими знаниями с окружающими. При обучении по данной программе используются следующие методы:  объяснительно­иллюстративный;  репродуктивный;  частично­поисковый;  проектный;  исследовательский. Объяснительно­иллюстративный   метод  –   это   объяснение   нового материала,   работа   с   литературой,   рассказ,   демонстрация   наглядного материала.   При   помощи   него   обучающиеся   воспринимают,   осознают   и фиксируют в памяти информацию педагога. Репродуктивный   метод  применяется   в   основном   для   приобретения   и освоения обучающимися навыков и умений и обогащения знаний. Частично­поисковый метод используется для развития самостоятельности и творческой инициативы обучающихся. Проектный   метод  исследовательской деятельности обучающихся, решении конкретных задач. Исследовательский   метод  используется   для   развития   умения   учащихся работать с различными источниками информации, вычленять проблемы для организации исследования, искать пути реализации этих проблем. используется   при   организации   научно­ 6 Формы   обучения:   индивидуальная,   групповая,   работа   в   мини­группах, которая   предполагает   сотрудничество   несколько   человек   по   какой­либо учебной теме. Цель программы: создание условий для всестороннего развития личности младшего  школьника  на  основе  личностно­ориентированной,  краеведческой деятельности. Данная цель реализуется в следующих задачах: образовательные:       формирование   представлений   о   малой   Родине,   развитие   гордости   за героическое прошлое своего родного края, интереса к культуре родного края;  формирование информационной грамотности, т.е. совокупности знаний, умений   и   навыков,   позволяющих   самостоятельно   выявлять   и использовать   информацию   с   целью   удовлетворения   потребностей, имеющих образовательное и практическое значение,  формирование   умения   оперировать   краеведческими   знаниями, извлекать   их   из   различных   культурно   –   исторических   источников, применять их в новой ситуации,  формирование элементов творческой деятельности.  развивающие:       развитие творческих способностей, всестороннее развитие учащихся;   формирование     нравственной   основы   личности,   повышение     уровня духовной культуры;   развитие у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своей роли в жизни родного края;  развитие внимания к собственной речи и речи собеседника;  развитие образного и логического мышления. воспитательные    :  осознание   ребенком   ценности,   целостности   и   многообразия   окру­ жающего мира, своего места в нём;   формирование уважительного отношения к своему родному краю, его  природе и культуре, истории и современной жизни; воспитание бережного отношения к истории своего края, историческим памятникам, объектам природы. Методы работы: ­ словесные методы: рассказ, беседа, сообщения ­ эти методы способствуют   обогащению   теоретических   знаний   детей,   являются источником новой информации. ­ наглядные   методы:   демонстрации   рисунков,   плакатов, макетов,   схем,   коллекций,   иллюстраций.   Наглядные   методы   дают 7 возможность   более   детального   обследования   объектов,   дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей; ­ практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические   работы.   Практические   методы   позволяют   воплотить теоретические знания  на  практике, способствуют развитию навыков и умение детей.    своей    история   Обучение   по   программе   осуществляется   в   виде   теоретических   и практических   занятий   с   учащимися.   Занятия   могут   проводиться   в различных   формах:     исследование,   экскурсии,   работа   в   группах, дискуссии,   путешествия,   беседы,   викторины,   встречи   с   интересными людьми,   конкурсы,   выставки,   походы   с   осмотром   краеведческих объектов.           Объекты изучения: История:   семьи,  история   населенных   пунктов, географических   объектов;   прошлое,   настоящее   и   будущее   поселка,   края; происхождение названий населенных пунктов и географических объектов. Природа: типичные и редкие виды представителей животного и растительного мира   края;   природные   ресурсы   края;   охраняемые   территории;   памятники природы. Экология:  важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения и истощения,   жизненная   необходимость   охраны   своего   здоровья   и   здоровья окружающих людей.                                         Хозяйство:  промышленные   предприятия;   предприятия,   производящие сельскохозяйственную продукцию; служба благоустройства; виды транспорта. Население:  национальный   состав   населения;   отношение   к   окружающей природной среде; труд людей в городе и селе; Культура:  народные промыслы; произведение профессионального искусства; писатели  и художники, памятники архитектуры, достопримечательности.   На   занятиях   проводится   демонстрация   схем,   таблиц,   фотозарисовок, видеозарисовок, мультимедийных презентаций, видеофильмов, используется разнообразный раздаточный материал.   Формы учета знаний, умений: ­ педагогическое наблюдение; ­ тестирование; ­ тематический опрос; ­ рисуночные тесты («Мой класс», «В школе»); ­ методика «Ступеньки», «Волшебный день»; ­   выполнение   творческих   заданий   (составление   устных   и   письменных рассказов,   вопросов   для   проведения   викторин,   подбор   обучающимися иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков); Ожидаемый результат:  рост познавательной активности у ребят;  8  увеличение   числа   школьников,   занимающихся   исследовательской, поисковой работой.  формирование   у   учащихся   эстетического,   творческого   подхода   к оформлению материалов;  развитие   наблюдательности,   зрительной   памяти,   воображения, ассоциативного мышления.   Повышение   уровня   обученности   школьников   и   качества   знаний   в области истории, культурологи, экологии родного края. Оценка результативности:  подведение   итогов   работы   в   кружке   (опрос,   анкетирование,   выпуск газеты, вечер отдыха);  участие в различных конкурсах;  проведение конференции по итогам краеведческих исследований. Работа с родителями  индивидуальные встречи с родителями в течение года;  посещение родителями различных выставок, мероприятий;  проведение занятий совместно с родителями. Курс  способствует формированию экологической и  культурологической грамотности и соответствующих  компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить  опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск  информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в  электронных носителях, в Интернете, на экскурсиях, из рассказов  взрослых. Продолжительность: в течение учебного года аудиторные и  внеаудиторные занятия 1 раз в неделю (первый год обучения – 34 ч). 9 Содержание программы  Первый год обучения. (34 часа) Тема 1: Введение (2ч) Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как  источник информации и другие источники. Природа – наш второй дом.  Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие  источники. Правила поведения в группе и режим работы. Техника  безопасности. Тема 2: Мой край на карте Родины (6 ч) Казахстан ­ наша Родина. Астана – столица Казахстана. Символы государства  (герб, флаг, гимн). Гимн Казахстана. Астана.  Загадки, пословицы. Понятие  край, область, регион. Территория и географическое положение  Павлодарской области. Знакомство с картой района, границы, история  образования. Символика края. Город, в котором живем. Понятие «город».  Происхождение названия города. Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Знакомство с символикой Павлодара. Тема 3: Я и моя семья. (3 ч) Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих родителей. Выяснить, кем работают их родители. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье. Творческий конкурс ­ «Старая фотография рассказала…» Моя родословная ­  нарисовать родословное древо. 10 Тема 4: Моя улица. (1 ч)  Урок­экскурсия по улицам города. Учащиеся знакомятся с названием улицы,  расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски. Форма контроля: рассказ «Прогулка по улицам моего района». Тема 5: Наша школа (1 ч)  Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и  обязанности школьника. Тема 6: Природа нашего края. (21 ч) Полезные ископаемые Павлодарской области. Реки, озера, их происхождение. Климатическая область расположения района. Господствующие ветры на  территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду. Видовой состав растительного покрова и животного мира природного  комплекса нашей природной зоны. Лекарственные и комнатные растения.  Редкие и исчезающие виды растений (Красная книга). Охрана растений. Животный мир. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни  человека. Редкие и исчезающие виды животных (Красная книга) Численность  животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов;  сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в  нашем крае в охотничий сезон. Птицы. Птицы нашей области. Группы птиц: перелетные, оседлые, кочующие.  Хищники. Зимовка птиц. Охрана и подкормка птиц. Красная книга.  Законы об охране природы. Заповедники, заказники, охраняемые территории.  Организации по охране природы. Топонимы ­ отражение прошлого и природных особенностей в названиях.  Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и  предания. Природные ресурсы края, их использование и значение для промышленности  края и страны. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города,  его предприятиями, их история. Экологические проблемы региона и своего края. Что мы узнали за год?  Подведение итогов. (1ч) 11 Календарно­тематическое планирование № п/п Раздел и тема Тема 1: Введение 1   2 Тема 2:  Мой край на карте Родины Краеведение ­ наука о родном крае. Природа – наш второй дом 3 4 5 6 7 10 8 Тема 3:   Я и моя семья 9 Казахстан   ­   Родина   моя.   Символы   государства   – герб и флаг. Гимн Казахстана. Астана.  Павлодар – частица Казахстана. Символика края. Город, в котором живем.  Исторические   корни   нашего   края.   Легенды   и предания. Знакомство с символикой Павлодара. Профессии моих родителей. Творческий   конкурс   «Старая   фотография рассказала…» 12 Кол­во часов Дата провед. При меча ние  2 1 1 6 1 1 1 1 1 1 3 1 1 Экскурсия по улицам города Павлодар. Моя родословная. 11 Тема 4:   Моя улица 12 Тема 5:  Наша школа 13 Тема 6: Природа нашего края 14 15 16 17 18 Знакомство с историей, традициями своей школы. (садовые   деревья,   травянистые   растения)   нашего Полезные ископаемые Павлодарской области.  Что дает наш край стране. Климат. Сезонные изменения погоды. Реки и озера. Растительный мир родного края Культурные   растения   кустарники, региона. Лекарственные растения нашего края. Викторина «Что это за листья?»  Правила поведения в лесу, в парковой зоне. Конкурс   рисунков:   «Правила   поведения   в природе». Редкие     и  исчезающие  виды  растений. Красная книга. Викторина «Зелёный мир вокруг нас». Игры, загадки, пословицы, поговорки о деревьях, кустарниках, растениях. Животный мир родного края. Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных. Викторина «В мире животных». Птицы  родного  края. Географические   названия   населенных   пунктов нашей местности. Народные промыслы края. Что мы узнали за год? Подведение итогов. ИТОГО:   19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 20 31 32 33 34 1 1 1 1  1 21 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 13 Список литературы 1. Артыкбаев Ж.  История и культура Павлодарского Прииртышья / Ж.  Артыкбаев. – Астана: Фолиант, 2002. ­72 с.   2. Подвиг павлодарцев в памяти народной — Павлодар ТОО «Дом печати».  —  2004.­ 496 с. 3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для  учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. 4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное  образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] ­ М.:  Просвещение, 2010. 5. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.:  Просвещение, 2010.  14 6. Савенков А.И. методика исследовательского обучения младших  школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010. 7. Тереник М.С.  Почетные граждане города Павлодара / М.С. Тереник, Э.Д.  8. Соколкин. – Павлодар: ТОО «Дом печати». —  2003.­ 80 с. Приложение Мой Павлодар, здесь всё мне так знакомо! Он ­ дом родной, он мой любимый дом. Где б ни была я далеко от дома, Где б ни была, всё думаю о нём. Я вспоминаю улицы родные, Седой Иртыш, заречные леса, На набережной ­ ели молодые, Вот подрастут ­ достанут небеса. Скучаю я по площадям и скверам, По Иртышу с серебряной волной, Мой Павлодар, он ждёт меня, я верю! Где б ни была, повсюду он со мной. 15 Люблю твои и солнце я, и холод, Люблю огней цепочки за окном Люблю мой город, мой счастливый город, И верю, буду счастлива я в нём! Эти отъезды похожи на бегство. Семьи молчат до последнего дня. Эти отъезды ­ ножами по сердцу, Будто бросают не город ­ меня. Господи, мы привыкаем к разлуке, Было бы можно привыкнуть терять... Если в подъезде веселые звуки, Значит, кого­то пришли провожать. Это веселье, конечно, сквозь слезы. Эта бравада всегда для гостей. Все понимают ­ не добр и не розов Мир, где не встретишь родных и друзей. ... Может, у стойки в изысканном баре, Там, средь готических ставен и крыш, Будет паролем: "Я жил в Павлодаре... Помнишь ­ морозы, Усолка, Иртыш..." Я вернусь к тебе, мой край далёкий и увижу рощи и поля, шум родных лесов ещё услышу обниму тебя, моя земля! Повзрослев все мы поразлетались из родного тёплого гнезда, но скучаю сильно я о крае, часто вспоминаю я тебя. В этом крае, где снега суровы, где сугробы выше крыш растут, где ветра гуляют по просторам, люди очень добрые живут. Город ты богат своею славой, хлебной нивой край ты мой богат. 16 Буду предан Павлодару вечно, я вернусь к тебе ещё назад! Вела тропинка к берегу крутому, Как белый * снег черёмуха цвела. У Иртыша мне паренёк знакомый, Сказал впервые нежные слова. Он называл меня своей мечтою, Просил уехать вместе *далеко. Но мне с Иртышской голубой волною, Расстаться было очень не легко. По сердцу мне Иртышские закаты, И огоньки далёких пристаней. Родной сторонки мне милее нету, Нет ПАВЛОДАРА ближе и родней. Край любимый, моё Прииртышье! Вот стоит не шелохнёт лоза, Синий омут грустит в затишье, Чуть прищурив под солнцем глаза. Загрущу в такие минуты Об ушедшем давно, своём. Память в сердце моём замкнута, Как в темнеющий водоём. И вот я вновь Нашёл в тебе приют, Мой Павлодар, мой город ястребиный. Зажмурь глаза – по сердцу пробегут Июльский гул и лепет сентябринный. Наш Павлодар Тихому вечеру что­то шепчет волна, Поймы цветущей такой не отыщешь в мире… Да, Павлодар, конечно, не Астана. 17 Только река, согласитесь, у нас пошире! О.Григорьева Этот город мой О, судьба моя,  Благодарствую. И спасибо всем, кто мне дал Эти улицы павлодарские, Это город мой Павлодар. К Иртышу пойду – Блещет сталь реки, За волной волна – чередой… Всё течёт Иртыш молодой. Зима в Павлодаре Другое время, другие нравы… Другим стал город Павлодар! И гости говорят по праву: «Ещё прекрасней город стал!» Здесь были серые асфальты, Теперь кирпичный тротуар… Какие чудные таланты Вложили душу в Павлодар! Скамьи, берёзы и огни, И волны шепчутся и плещут, Закат красивый у реки…» Мой Павлодар Павлодар наш ­ город самый лучший, Он красивый и могучий. Достопримечательности есть, Памятников и не счесть. Хорошо жить в Павлодаре! Павлодар ­ родной наш край. Выгляни же ты в окошко: 18 Каждый уголок здесь – рай. Было много тут событий, Было много, но прошло… Время не стоит на месте, Потому здесь всё прелестно. Павлодар наш – город вечный! Я люблю его сердечно! Игра№1. «Узнай объект» Каждой команде даны фотографии с достопримечательностями города  Павлодара. Задача команд – точно ответить, что изображено на фотографиях. Игра №2. «Изобрази скульптуру». Каждой команде раздаются фотографии с изображениями архитектурных  памятников и достопримечательностей Павлодара. Задача конкурсантов –  изобразить увиденное, чтобы зрители могли догадаться, что же было  изображено на фотографиях. Игра №3. «Собери из частей» Участникам даётся разрезанный на части герб Павлодара. Необходимо  собрать в единое целое и угадать, что изображено. Побеждает тот, кто  быстрее соберёт и расскажет о нём. Викторина №1  «Знаешь ли ты свой город?» 1. Как называется ледовый дворец в Павлодаре? (Астана) 2. Назовите улицы города Павлодара. (А.Баймульдина, И.Пашенцева,  С.Муткенова, А.Елгина, С.Теплова, Пахомова, М.Катаева, П.Васильева, Б.Естая, К.Камзина, А.Ломова, И.Кривенко, М.Дюсенова, В.Кунавина,  М.Исиналиева, Кутузова, Катаева и т.д.) 3. Чьим именем названа центральная мечеть города? (Машхур Жусупа  Копеева) 4. Сколько в Павлодаре театров (назовите их)? (Два театра. Казахский  театр им. Ж. Аймауытова и русский драматический театр им.  А.П.Чехова) 5. Какая река протекает через город Павлодар? (Иртыш) 19 6. Сколько в Павлодаре художественных музеев? (5 музеев.  Художественный музей, музей литературы и искусства им. Бухар­ Жырау, историко­краеведческий музей им. Потанина, музей поэта  Павла Васильева, дом­музей им. Д.П. Багаева) 7. Как назывался военно­казачий форпост, когда он был основан на месте  нашего города? (Коряковский форпост основан в 1720году) 8. В каком году и в честь какого события Павлодар получил своё  нынешнее название? (в 1861 году Коряковка получает статус  «заштатного» города с наименованием Павлодар в честь  новорождённого Великого князя Павла Александровича (сына  императора Российского Александра II). 9. Как называется палеонтологический памятник природы под открытым  небом, находящийся в Павлодаре? («Гусиный перелёт») 10.Как называется самая длинная улица города, которая сегодня носит имя нашего земляка, Героя Советского Союза? ( улица К. Камзина) Викторина №2 «Знаешь ли ты свой родной край?» 1. Как назывался военно­казачий форпост, основанный на месте нашего  города? (Коряковский). 2. В честь кого получил свое название Павлодар? (В честь Павла, сына  императора Александра). 3. Баянаул основан в 1833г. Что в переводе с монгольского означает Баян­ Ола? («Гора счастья»). 4. Он пережил 9 ханов, к его голосу прислушивались ханы и весь народ.  Особое уважение он снискал во времена Аблай­хана. Уроженец Баянаула.  (Бухар­жырау). 5. В конце 19 века на территории Павлодарского уезда их было семь:  Покровская, Козьмо­демьянская, Рождественская и т. Д. О чем речь?  (Ярмарки). 6. Как называется захоронение древних животных, расположенное на правом  берегу Иртыша в границах Павлодара? (Гусиный перелет). 7. Бибин, Беспалова, Камзин, Мельник, Серикбаев. Чьи это фамилии?  (Художники Павлодара). 8. Как до 1919 года называлась нынешняя улица 1 Мая? (Коряковская). 9. У этой улицы было много названий: Торговая, Почтовая, Телеграфная,  Владимирская. Как сегодня называется эта улица? (Улица Ленина). 20 10. Назовите дату создания Павлодарского областного казахского  музыкально­ драматического театра им. Аймаутова. (1990 год). 11. В каком году в Павлодаре пущен первый трамвайный маршрут? (1965). 12. На территории Павлодарской области проживают представители более ста национальностей и народностей, работают 19 этнокультурных объединений,  школа национального возрождения. Координатором работы по укреплению  межэтнического согласия, мира и стабильности в обществе стала Ассамблея  народа Казахстана. Когда она была образована? (1 марта 1995 года). 13. У Павлодара есть города­побратимы. Назовите их. (Омск (Россия),  Быдгощ (Польша), Денизли (Турция), Кировоград (Украина)). 14. В каком году был утвержден герб города Павлодар, что изображено на  гербе и что он символизирует? (1969 год, герб представляет собой щит  прямоугольной формы, на нем изображена летящая чайка внутри шестерни, в  нижней части щита волны, которые символизируют реку Иртыш, шестерня  означает развитие промышленности). 15. История города Павлодара пишется почти три сотни лет. А с какого  времени начинается история Павлодарской области? (С 1938 года). 16. Казахстан сегодня – одна из успешно и динамично развивающихся стран  мира. А Павлодарская область – в числе лидеров индустриально­ инновационного развития. Годовой объем производимой продукции  превышает триллион тенге. В регионе работают 863 промышленных  предприятия. Назовите базовые отрасли промышленности Павлодарской  области. (Горнодобывающая, нефтеперерабатывающая, химическая  промышленность, черная и цветная металлургия, энергетика). 17. Все мы не любим грязь, в каком бы виде она не встречалась. А где у нас в  области имеется грязь, обладающая лечебными свойствами? (Мойылды). 18. Крупнейшую реку Павлодарской области – Иртыш – называют транзитной  рекой. А почему? (Потому что она проходит через территорию республики  «транзитом» из Китая в Россию). 19. Баянаул – жемчужина Прииртышья, один из живописнейших уголков  Казахстана, природный парк. Когда Баянаул получил статус  государственного национального природного парка? (В 1985 году). 20. О том, что в недрах Казахстана представлена почти вся таблица  Менделеева, знает каждый школьник. А чем богаты недра Павлодарской  области? (Уголь, медь, золото, серебро, молибден, цинк и др.). 21 22 23 24 25 26 27

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"

Рабочая программа "Изучаем родной край"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017