Рабочая программа кружка "Учись учится", 1 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа кружка "Учись учится", 1 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
1 кл
27.04.2017
Рабочая программа кружка "Учись учится", 1 класс
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей. Занятия, специфически направленные на развитие базовых психических функций детей, приобретают особую значимость в учебном процессе начальной школы. Причина тому - психофизиологические особенности младших школьников. А именно то обстоятельство, что в 7–10-летнем возрасте наиболее интенсивно протекает и, по существу, завершается физиологическое созревание основных мозговых структур. Таким образом, именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка.Рабочая программа
КРабочая программа кружока Учись учиться.doc
1. Пояснительная записка Рабочая   программа   кружка     «Учись   учиться»     составлена   на   основании нормативных документов:  1. 2.   Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального общего образования (приказ №373  от  6  октября  2009г.),   Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273­ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 3. Данилюк, А.Я. Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. ­ М.: Просвещение, 2011. ­ (Стандарты нового поколения). 4. Методические   рекомендации   по   развитию   дополнительного   образования детей   в   образовательных   учреждениях   (Приложение   к   письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.06.2002г. №30­51­433/16) 5. Письмо   Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   от 02.04.2002г.   №13­51­28/13   «О   повышении   воспитательного   потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении». 6. Письмо   Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации     от 11.12.2006г.   №06­1844   «О   примерных   требованиях   к   программам дополнительного образования детей».  Устав школы. 7. 8. Учебный план школы. Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как   отмечают   психологи,   играет   уровень   развития   познавательных   процессов: внимание,   восприятие,   воображение,   память,   мышление.   Развитие   и совершенствование   познавательных   процессов   будет   более   эффективным   при целенаправленной   организованной   работе,   что   повлечёт   за   собой   и   расширение познавательных возможностей детей. Занятия, специфически направленные на развитие базовых психических функций детей,   приобретают   особую   значимость   в   учебном   процессе   начальной   школы. Причина   тому   ­   психофизиологические   особенности   младших   школьников.   А именно   то   обстоятельство,   что   в   7–10­летнем   возрасте   наиболее   интенсивно протекает   и,   по   существу,   завершается   физиологическое   созревание   основных мозговых   структур.   Таким   образом,   именно   на   этом   этапе   возможно   наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка. Оно способно, в частности, компенсировать в известной степени задержки психического развития, имеющие неорганическую природу (вызванные зачастую недостаточным вниманием к воспитанию и развитию детей со стороны родителей). Еще одна важная причина, побуждающая активнее внедрять развивающие занятия в учебный процесс начальных   классов:   возможность   проведения   эффективной   диагностики интеллектуального   и   личностного   развития   детей,   являющейся   основой   для целенаправленного планирования индивидуальной работы с ними. Введение в школьную программу начальных классов курса развивающих занятий имеет целью расширить учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества ребенка Цель – это диагностика, развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости детей Задачи программы Обучающие: ­   формирование   общеинтеллектуальных   умений   (операции   анализа,   сравнения, обобщения,   выделение   существенных   признаков   и   закономерностей,   гибкость мыслительных процессов); ­ углубление и расширение  знаний учащихся  исходя из интересов и специфики их способностей. Развивающие: ­ формирование  и развитие логического мышления; ­   развитие   внимания   (устойчивость,   концентрация,   расширение   объёма, переключение и т.д.); ­  развитие   памяти   (формирование   навыков   запоминания,   устойчивости,   развитие смысловой памяти); ­ развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации; ­   развитие   психологических   предпосылок   овладения   учебной   деятельностью (умение   копировать   образец,   умение   слушать   и   слышать   учителя,   т.е.   умение подчиняться   словесным   указаниям   учителя;   умение     учитывать   в   своей   работе заданную систему требований); ­ развитие речи и словарного запаса учащихся; ­ развитие быстроты реакции. Воспитательные: ­ формирование положительной мотивации к учению. ­ формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам; ­ формирование умения работать в группе Курс развивающих занятий нацелен на решение задач и интеллектуально­личностно­ деятельностного развития младших школьников. Таким образом, программа имеет социально­педагогическую направленность. Актуальность выбора определена следующими факторами:      Актуальность данной темы заключается и в том, что в современное время дети учатся по развивающим технологиям, где логическое мышление является основой. С   начала   обучения   мышление   выдвигается   в   центр   психического   развития (Л.С.Выготский)   и   становится   определяющим   в   системе   других   психических функций.   Многочисленные   наблюдения   педагогов,   исследования   психологов убедительно   показали,   что   ребенок,   не   научившийся   учиться,   не   овладевший приёмами   мыслительной   деятельности   в   начальных   классах   школы,   в   средних классах обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении   этой   задачи   выступает   создание   в   начальных   классах   условий, обеспечивающих   полноценное   умственное   развитие   детей,   связанное   с формированием   устойчивых   познавательных   интересов,   умений   и   навыков мыслительной   деятельности,   качества   ума,   творческой   инициативы   и самостоятельности в поисках способов решения задач.  2.Общая характеристика учебного предмета Отличительной   особенностью   программы   «Учись   учиться»   является   развитие познавательных   способностей   через   задания   не   учебного   характера,   поэтому серьёзная   работа   принимает   форму   игровой   деятельности.   Ведь   именно   игра помогает   младшим   школьникам   легко   и   быстро   усваивать   учебный   материал, оказывая   благотворное   влияние   на   развитие   и   личностно­мотивационную   сферу. Но в то же время систематическое выполнение  данных заданий готовят учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах.             Все задания условно можно разбить на несколько направлений: ­ задания на развитие внимания; ­ задания на развитие памяти; ­   задания   на   развитие   пространственного   восприятия,   зрительно­моторной координации, умения копировать образец; ­ задания на развитие  мышления; ­ задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.        Эта классификация является условной, поскольку все познавательные процессы представляют собой единую систему и, следовательно, развиваются в комплексе. Одним заданием развивается и внимание, и память, и мышление. Основные принципы, на которых построена программа:   Принцип   развивающего   обучения.  Данная   программа   реализуется   на   основе положения   о   ведущей   роли   обучения   в   развитии   ребенка,   учитывая   «зону   его ближайшего   развития».   Она   направлена   обучить   школьников   начальной   школы умениям   выполнять   основные   операции   с   понятиями:   анализ,   сопоставление   и объединение   по   сходным   признакам,   обобщение   и   установление   разных   видов логических   связей.   Перечисленные   операции,   являясь   способами   выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на   занятиях   формируются   умения   проводить   семантический   анализ   и   понимать общий  и переносный  смысл  слов,  фраз,  текстов –   развитие  речевого мышления, стимулирование точной речи.   Принцип   учета   возрастных   и   индивидуальных   особенностей   ребенка. Содержание   программы   построено   с   учетом   развития   основных   особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся: ­   системность:   задания   располагаются   в   определённом   порядке   –   один   вид деятельности сменяет другой; ­ принцип «спирали»: в занятиях задания повторяются; ­ принцип «от простого ­ к сложному»: задания постепенно усложняются по мере их овладения. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания. ­ увеличение объёма материала от класса к классу.  Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций   логического   и   речевого   мышления   с   целью   их   полного   понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.   Деятельностный   принцип.   Занятия   проходят   на   взаимоотношениях сотрудничества,   взаимопомощи,   соревнований   учащихся,   которые   облегчают усвоение   новых   мыслительных   операций   и   интеллектуальных   действий, способствуют   речевому   развитию,   формированию   положительной   мотивации   к познавательной   деятельности.   При   выполнении   заданий,   контролируется   и правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.   Ученик   сам   оценивает   свою   деятельность   в   конце   каждого   занятия   в специальной  таблице. Таким   образом,   достигается   основная   цель   обучения   –   расширение   зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития. Основные формы и методы  работы Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной. Формы проведения занятий:  практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и   раздаточных   материалов,   пословиц   и   поговорок,   считалок,   рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.  чтение, анализ и просмотр текстов; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая)   Основные методы и технологии технология  разноуровневого обучения; технология  обучения в сотрудничестве;   развивающее обучение;   коммуникативная технология.   деятельностный подход  игровые технологии технология продуктивного чтения       3.Описание места учебного предмета в учебном плане Кружок «Учись учиться»   проводится во внеурочное время ­  1 час в неделю.  Годовой курс программы рассчитан на 33 часа (1 занятие по 1 ч. в неделю). Занятия проводятся в течение учебного года один раз в неделю 30­35 минут (в 1 классе) 4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета     Личностными результатами являются следующие умения:  активно   включаться   в   общение   и   взаимодействие   со   сверстниками   на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;  проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;  проявлять   дисциплинированность,   трудолюбие   и   упорство   в   достижении поставленных целей;  оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.            Метапредметными результатами являются следующие умения: Регулятивные УДД:  определять   и   формулировать   цель   деятельности   на   занятии   с   помощью учителя;  проговаривать последовательность действий на занятии;  учиться работать по предложенному учителем плану;  организовывать самостоятельную деятельность; Познавательные УДД:  характеризовать   явления   (действия   и   поступки),   давать   им   объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;  находить   ошибки   при   выполнении   учебных   заданий,   отбирать   способы   их исправления;  планировать   собственную   деятельность,   распределять   нагрузку   и   отдых   в процессе ее выполнения;  анализировать   и   объективно   оценивать   результаты   собственного   труда, находить возможности и способы их улучшения.        ­    овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текста; Коммуникативные УУД:  общаться   и   взаимодействовать   со   сверстниками   на   принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;  оформлять  свои   мысли   в   устной   и   письменной   форме   (на   уровне предложения или небольшого текста);  слушать и понимать речь других;   учиться  работать   в   паре,   группе;   выполнять   различные   роли   (лидера, исполнителя).   Ожидаемые результаты обучения  и способы их проверки В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:   ­логически   рассуждать,   пользуясь   приёмами   анализа,   сравнения,   обобщения, классификации, систематизации; ­  овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текста; ­ увеличить скорость и гибкость мышления ­  выделять существенные признаки и закономерности предметов; ­  сравнивать предметы, понятия; ­  обобщать и  классифицировать понятия, предметы, явления; ­     определять   отношения   между   понятиями   или   связи   между   явлениями   и понятиями; ­  концентрировать, переключать своё внимание; ­ развивать свою память; ­   улучшить   уровень   пространственной   сообразительности,   зрительно­моторной координации; ­ уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ; ­ самостоятельно выполнить задания; ­ осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки; ­ решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать; ­ находить несколько способов решения задач; ­ работать в группе. Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся необходимо   проводить   диагностику   этих   процессов   в   начале   учебного   года   и   в конце.  Такую диагностику может провести учитель и школьный психолог.      5. Содержание программы кружка «Учись учиться» (33 ч) Введение (2 ч) Вводное занятие. Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности. Начальная диагностика и тестирование. Развивающие занятия. (17 ч) Развитие умения классифицировать предметы и слова. Задания: «Допиши по аналогии», «Раздели на группы», «Нарисуй по точкам». Развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия. Задания: «Найди слово в слове», «Шифровальщик», «Повтори фигуру». Развитие умения владеть операциями анализа и синтеза. Задания: «Преврати одни слова в другие», «Вставь слово», «Нарисуй по точкам». Развитие зрительно­моторной координации. Задания: «Восстанови порядок», «Нарисуй по точкам», «Найди слова». Выполнение инструкций, точное следование образцу Развитие понятийного мышления (умение обобщать). Задания:  «Найди   общее   название»,   «Соедини   половинки   слов»,   «Нарисуй   по точкам». Развитие способности к классификации, абстрагированию. Задания: «Замени одним словом», «Найди лишнее слово», «Нарисуй по точкам». Развитие умения устанавливать связи между понятиями.  Задания: «Подчеркни «наоборот», «Вставь числа», «Нарисуй по точкам».  «Найди лишнее слово», «Восстанови слова», «Нарисуй такую же фигуру». «Выбери правильный ответ», «Найди слово в слове», «Нарисуй такую же фигуру». Развитие  внимания, наблюдательности, навыков устного счёта.  Задания: «Тренируй внимание», «Соедини половинки слов», «Раскрась картинку». Развитие внимания. Развитие способности переключать, распределять внимание Задания:  «Тренируй   внимание»,   «Найди   пару»,   «Раскрась   картинку»,   «Найди отличия». Диагностика произвольного внимания Развитие внимания, ассоциативной памяти. Задания: «Собери слова», «Шифровальщик», «Раскрась картинку». Приемы запоминания. Тренировка памяти Определение типа вашей памяти и её свойств Самоконтроль правильности выполнения учебных действий Чтение как способ получения информации (10ч) Развитие навыка чтения Правила быстрого чтения. Выделение главной мысли текста Ответы на вопросы к тексту Постановка вопросов к тексту Деление текста на части, составление плана. Подробный пересказ текста по плану. Выразительное чтение текстов. Чтение по ролям. Диагностика: проверка навыков чтения Структура и способы общения. (3 ч) Правила поведения на уроке. Правила работы в паре.  Правила работы в группе.  Подведение итогов. (1 ч) Итоговая диагностика и тестирование.                                                     6. Тематическое планирование № Раздел программы Количество  Количество  Всего часов ­ теория часов ­ практика Вводное занятие Развивающие занятия Чтение как способ  получения информации Структура и способы  общения Итоговое занятие 1. 2. 3. 4. 5. Итого 2 ­ ­ ­ 1 3 ­ 17 10 3 ­ 30 2 17 10 3 1 33                             Календарно ­тематическое планирование Раздел программы № п/п 1 Введение  2 3 Развивающие  занятия 4 5 6 7 Тема занятия Дата Вводное занятие. Начальная диагностика и тестирование. Развитие умения классифицировать  предметы и слова. Развитие умения обобщать,  анализировать, сопоставлять понятия. Развитие умения владеть операциями  анализа и синтеза. Развитие зрительно­моторной  координации. Выполнение инструкций, точное  следование образцу 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Развитие понятийного мышления (умение обобщать). Развитие способности к классификации,  абстрагированию. Развитие умения устанавливать связи  между понятиями.  Развитие  внимания, наблюдательности,  навыков устного счёта. Развитие внимания. Развитие способности переключать,  распределять внимание Диагностика произвольного внимания Развитие внимания, ассоциативной  памяти Приемы запоминания. Тренировка памяти Определение типа вашей памяти и её  свойств Самоконтроль правильности выполнения  учебных действий Развитие навыка чтения Правила быстрого чтения. Выделение главной мысли текста Ответы на вопросы к тексту Постановка вопросов к тексту Деление текста на части, составление  плана Подробный пересказ текста по плану. Выразительное чтение текстов. Чтение по ролям. Диагностика: проверка навыков чтения Правила поведения на уроке Правила работы в паре.  Правила работы в группе.  Итоговая диагностика и тестирование. Чтение как способ  получения  информации Структура и  способы общения. Подведение итогов 7. Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение образовательного процесса Методические пособия: 1. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. 1 класс: Рабочая тетрадь. М.: Росмэн, 2002. 2. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994 3. Волшебные картинки. – ИП Бурдина С.В. г. Киров, 2005 4.  Голубина Т.С.  Чему  научит  клеточка. –   М.:   Издательство  «Мозаика­Синтез», 2001 5. Кочурова Е.Э. Дружим с математикой: Рабочая тетрадь для учащихся 2 классов общеобразовательных учреждений. – 2­е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2007 6. Тетрадь с заданиями для развития детей. Рисуем по клеточкам. Часть 2. ИП Бурдина С.В. г. Киров 7. Тетрадь для рисования. Развитие творческих способностей. Часть 1, 2. / Гаврина С.Е.,   Кутявина   Н.Л.,   Топоркова   И.Г.,   Щербинина   С.В   –КОГУП   «Кировская областная типография», 2005 8. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6 – 7 лет) / Методическое пособие, 1 класс. Курс «РПС». – 3­е изд. – М.: Росткнига, 2007 9. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 1000 упражнений для подготовки к школе. ООО «Издательство Астрель», 2007 10.   Ундзенкова   А.В.,   Колтыгина   Л.С.   ГРАФЕМИКА.   –   Екатеринбург:   Изд­во «ЛИТУР», 2006 К    техническим  использоваться на кружке, относятся:  средствам     обучения,     которые     могут     эффективно  мультимедийный проектор  компьютеры    интерактивная доска   МФУ телевизор Информационное обеспечение: Начальная   школа   Кирилла   и   Мефодия   «Начальная   школа,   1­4   классы».   ООО «Кирилл и Мефодий» Печатные пособия:  раздаточный материал (карточки для самостоятельных работ, тесты);  Карточки с заданиями по математике для 1 – 4 классов  Наглядные пособия для изучения состава чисел ( в том числе карточки с цифра­ ми и другими знаками).   тетради Демонстрационные  пособия:    Объекты предназначенные для демонстрации счѐта: от 1 до 10; от 1 до 20;   от1 до 100.   Демонстрационные     измерительные     инструменты     и     приспособления (линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки).   Демонстрационные     пособия     для     изучения     геометрических     величин (длины,   периметра, площади);  палетка,  квадраты (мерки) и др.     Демонстрационные  пособия  для  изучения  геометрических  фигур:  модели геометрических фигур и тел: развёртки геометрических тел.  Средства, необходимые для реализации программы:  наличие  карточек с играми и заданиями;  наличие текстов для работы на занятиях. Каждому   ребёнку   необходимо   иметь:     простой   карандаш,   набор   цветных карандашей, ручку, чтобы подчёркивать, рисовать, писать. 8. Результаты освоения программы Ученик научится: ­ логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения,    классификации, систематизации; ­ выделять существенные признаки и закономерности предметов; ­  сравнивать предметы, понятия; ­  обобщать и  классифицировать понятия, предметы, явления; ­  определять отношения между понятиями или связи между явлениями и  понятиями; ­  концентрировать, переключать своё внимание; ­ развивать свою память. Ученик получит возможность: ­анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить  возможности и способы их улучшения.

Рабочая программа кружка "Учись учится", 1 класс

Рабочая программа кружка "Учись учится", 1 класс

Рабочая программа кружка "Учись учится", 1 класс

Рабочая программа кружка "Учись учится", 1 класс

Рабочая программа кружка "Учись учится", 1 класс

Рабочая программа кружка "Учись учится", 1 класс

Рабочая программа кружка "Учись учится", 1 класс

Рабочая программа кружка "Учись учится", 1 класс

Рабочая программа кружка "Учись учится", 1 класс

Рабочая программа кружка "Учись учится", 1 класс

Рабочая программа кружка "Учись учится", 1 класс

Рабочая программа кружка "Учись учится", 1 класс

Рабочая программа кружка "Учись учится", 1 класс

Рабочая программа кружка "Учись учится", 1 класс

Рабочая программа кружка "Учись учится", 1 класс

Рабочая программа кружка "Учись учится", 1 класс

Рабочая программа кружка "Учись учится", 1 класс

Рабочая программа кружка "Учись учится", 1 класс

Рабочая программа кружка "Учись учится", 1 класс

Рабочая программа кружка "Учись учится", 1 класс

Рабочая программа кружка "Учись учится", 1 класс

Рабочая программа кружка "Учись учится", 1 класс

Рабочая программа кружка "Учись учится", 1 класс

Рабочая программа кружка "Учись учится", 1 класс

Рабочая программа кружка "Учись учится", 1 класс

Рабочая программа кружка "Учись учится", 1 класс

Рабочая программа кружка "Учись учится", 1 класс

Рабочая программа кружка "Учись учится", 1 класс

Рабочая программа кружка "Учись учится", 1 класс

Рабочая программа кружка "Учись учится", 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2017