Рабочая программа кружка «Умники» во 2 классе
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

Рабочая программа кружка «Умники» во 2 классе

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
Документация
docx
воспитательная работа
2 кл
11.01.2017
Рабочая программа кружка «Умники» во 2 классе
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей. В основе построение курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Цели и задачи кружка: : • Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения; • Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу). • Развитие логического мышления, умения решать логические задачи с помощью таблиц, схем, рисунков и т.д. 2. Развивающие: • Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать. • Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук). • Развитие двигательной сферы. 3. Воспитывающие: • Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование « Я - концепции»). • Воспитание интереса к учению.Данный файл содержит материал рабочей программы кружка "Умники" во 2 классе.
Кружок Умники.docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №21 города Кунгура Пермского края

 

 

 

Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол № _____

«___» ________ 20     г.

Руководитель ШМО:

___________________

 

Согласовано

Зам. директора по УР

_________С.А. Шестакова

«__»_____________20    г.  

Утверждаю

Директор МАОУ СОШ №21

____________Л.А.Русинова

«__»_____________20      г.

 

 

 

 

 

Рабочая программа кружка

«Умники»

для 2 «г» класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Лецких Л.А,

                                                             учитель начальных классов высшей категории

МАОУ СОШ №21

 

 

 

 

 

 

г.Кунгур, 2016г.

 

 

 

Пояснительная записка

Кружок «Умники»

 

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

      В основе построение курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются  общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решение, управлять собой в сложных ситуациях.

       На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы мы создаем условия для нормализации самооценки у разных детей. А именно:  у детей, у  которых хорошо развиты мыслительные процессы. «Сильные дети» могут работать с заданиями в рабочих тетрадях, индивидуально. Более «слабые» дети работают коллективно, под руководством взрослого. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности  в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

      Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля. У них исчезает боязнь ошибочных шагов. Снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Все это означает, что у кого-то возникает интерес к учебе, а у кого-то закрепляется.

На занятиях  ребёнку предлагаются задания неученого характера, поэтому серьёзная работа прини­мает форму игровой деятельности, что очень привлека­тельно именно для младшего школьника.

На этих занятиях не ставятся отметки, хотя устное оце­нивание, конечно, осуществляется. К тому же ребёнок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскован­ность, интерес, желание научиться выполнять предлага­емые задания. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

В результате этих занятий ребята достигают значитель­ных успехов в своём развитии. Они многому научаются, и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. А это означает, что возникает интерес к учебе. Дополнительные сведения из различных областей жизни, включённые в методическое пособие и рассказанные взрос­лыми, существенно расширят знания детей о мире, будут способствовать их нравственному воспитанию и всесторон­нему развитию личности.

Рекомендуемая модель занятия.

«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты). Выполне­ние упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования учёных убедительно доказывают, что под влиянием фи­зических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементар­ных интеллектуальных задач, убыстряются психомотор­ные процессы.

РАЗМИНКА (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положи­тельного эмоционального фона, включение в работу. По­этому вопросы разминки достаточно лёгкие, способные вызвать интерес и рассчитанные на сообразительность, бы­строту реакции, окрашенные немалой долей юмора. Но они, же и подготавливают ребёнка к активной учебно-познавательной деятельности.

ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕ­ЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНО­СТЕЙ: ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШ­ЛЕНИЯ (10-15 минут). Задания, используемые на этом этапе, занятия не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответству­ющую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятель­ности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут). Динамическая пауза, проводимая на занятиях, не только развивает дви­гательную сферу ребёнка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одно­временно.

ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ (10-12 минут).

На данном этапе предлагаются задания, обучающие детей: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить зако­номерности, строить простейшие предположения, прове­рять их, делать выводы, «добывать» новую информацию, решать кроссворды, пользоваться выразительными сред­ствами русского языка. На первых порах работы таки­ми заданиями можно допускать и угадывание ответа, решения, но тут же взрослый должен постараться подве­сти учащихся к обоснованию ответа. При работе над та­кими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рас­суждении, обоснование выбранного решения. Как прави­ло, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в по­иске решения предложенного задания.

КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 ми­нуты).

Чем больше и чаще ребёнок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чье зрение нуждается в коррекции, путем ре­гулярных тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение корригирующей гимнастики для глаз помо­жет как повышению остроты зрения, так и снятию зри­тельного утомления и достижению состояния зрительно­го комфорта.

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ, ШТРИХОВКА (10 минут). В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей - на кончиках пальцев». От них, образ­но говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают ис­точник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче проявляется творческая стихия детского ума. Поэтому очень важно «поставить руку».

Графические диктанты - отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении краси­во, аккуратно писать и логически мыслить.

 

II. Цели и задачи кружка:

1.         Познавательные:

·         Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;

·         Формирование и развитие общеучебных умений и навыков   (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).

·         Развитие логического мышления, умения решать логические задачи с помощью таблиц, схем, рисунков и т.д.

2.      Развивающие:

·         Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

·         Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук).

·         Развитие двигательной сферы.

3.      Воспитывающие:

·         Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование « Я - концепции»).

·         Воспитание интереса к учению.

III. Возрастной состав

   В кружке занимаются дети в возрасте 8-9 лет, учащиеся 2 класса.

IV.  Продолжительность занятий

  Занятия проводятся 1 чаc в неделю 40 минут.

V.  Ожидаемый результат

·         Развитие у детей познавательных интересов.

·         Формирование стремлений ребёнка к размышлению и поиску,  чувства уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

·         Повышение успехов в учёбе.

·         Обогащение словарного запаса детей.

VI. Формы подведения итогов

·         Конкурсы эрудитов, КВНы, олимпиады.

 

VII. Учебно-методические пособия:

·         У учащихся рабочие тетради  «Юным умникам и умницам» / Задания по развитию познавательных способностей:В 2-х частях/ О.А. Холодова – 5-е изд., перераб.- М.: Издательство РОСТ, 2012

·         У учителя: Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/ Методическое пособие, 2 класс. Курс «РСП».- 3-е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ, 2012.

 

 


 

 

        Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Умники».

на 2016 – 27 учебный год.

Класс:  2г

Учитель: Лецких Л.А.

Количество часов на год: 34

на первое полугодие: 16

в неделю  1 час.

№ п/п

Тема     занятия

Цель    занятия

(теория + практика)

Количество часов

Дата план.

Датафакт

 

1 четверть ( 8 ч.)

1

Вводное  занятие

Выявление уровня развития внимания, вос­приятия, воображения, памяти и мышления.

1

5.09

 

2

Логически-поисковые задания.

Развитие внимания и мышления.

1

12.09

 

3

Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Развитие внимания и мышления.

1

19.09

 

4

Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Развитие слуховой памяти

1

26.09

 

5

Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Развитие зрительной памяти и мышления.

1

3.10

 

6

Поиск закономерностей

Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций

1

10.10

 

7

Ребусы.

Развитие воображения и мышления.

1

17.10

 

8

История возникновения мер времени.

Развитие быстроты реакции

1

24.10

 

2 четверть ( 8ч.)

9

Игры со словами

Развитие концентрации внимания.

1

7.11

 

10

Игры со словами

Развитие внимания и памяти.

1

14.11

 

11

Анаграммы

Тренировка слуховой памяти

1

21.11

 

12

Сходство и различие объектов.

Тренировка зрительной памяти

1

28.11

 

13

Поиск закономерностей.

Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление

1

5.12

 

14

Незаконченный рисунок

Развитие воображения

1

12.12

 

15

Логически-поисковые задания

Развитие быстроты реакции и пространственного воображения.

1

19.12

 

16

Проверь себя. Турнир эрудитов.

Развитие концентрации внимания

1

26.12

 

3 четверть (10ч.)

 

17

Задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Тренировка внимания.

1

17.01

 

18

Подбор пар по противопо-ложным признакам.

Развитие слуховой памяти.

1

24.01

 

19

Подбор противоположных  признаков.

Тренировка зрительной памяти.

1

31.01

 

20

Поиск закономерностей.

Развиватьвнимание, логическоемышление.

1

7.02

 

21

Весёлый художник

Развитие воображения.

1

14.02

 

22

Логически-поисковые задачи.

Развитие быстроты реакции.

1

21.02

 

13

Построение простейших графов.

Развитие внимания.

1

28.02

 

24

Игры со словами. Слоговица.

Развитие внимания.

1

7.03

 

25

Игры со словами.

Развитие слуховой памяти.

1

14.03

 

26

Логически-поисковые задачи.

Развитие зрительной памяти.

1

21.03

 

 

4 четверть ( 8 ч.)

27

Задачи на построение закономерностей.

Развитие аналитического мышления, поиск закономерностей.

1

4.04

 

28

Задачи со спичками.

Совершенгствование воображения. Развитие логическое мышление

1

11.04

 

29

Логически-поисковые задачи

Развитие быстроты реакции.

1

18.04

 

30

Нахождение соответствий.

Развитие внимания.

1

25.04

 

31

Лабиринты.

Развитие внимания.

1

2.05

 

32

Стихотворные задачи.

Развитие слуховой памяти.

1

8.05

 

33

Повторение пройденного

Тренировка зрительной памяти.

1

16.05

 

34.

Турнир эрудитов.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

1

23.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 21 города

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 21 города

Пояснительная записка Кружок «Умники»

Пояснительная записка Кружок «Умники»

РАЗМИНКА (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положи­тельного эмоционального фона, включение в работу

РАЗМИНКА (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положи­тельного эмоционального фона, включение в работу

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу)

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу)

Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Умники»

Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Умники»

Незаконченный рисунок

Незаконченный рисунок

Логически-поисковые задачи

Логически-поисковые задачи

Рабочая программа кружка «Умники» во 2 классе

Рабочая программа кружка «Умники» во 2 классе
скачать по прямой ссылке

150.000 призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ