Рабочая программа кружка «Жить, чтобы быть человеком» (внеурочная деятельность учащихся в рамках внедрения ФГОС)
Оценка 4.9

Рабочая программа кружка «Жить, чтобы быть человеком» (внеурочная деятельность учащихся в рамках внедрения ФГОС)

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
4 кл
26.11.2017
Рабочая программа  кружка «Жить, чтобы быть человеком» (внеурочная деятельность учащихся в рамках внедрения ФГОС)
Предлагаю программу курса «Жить, чтобы быть человеком», которая объединит усилия основных социальных субъектов: школы, семьи, православной церкви. В настоящее время возникла большая опасность – разрушение личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
программа кружок ОРКСЭ Жить....docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 г. Кинешма Ивановской области Рассмотрено на заседании ШМО учителей…………………… Протокол № ___ от « » __________ 201_ г., Руководитель: ________ /.............................../ Согласовано заместитель директора по ВР Т.Ю. Пашина/_________/ Утверждаю: Директор школы: М.В. Айдарова/________ / «_____» «_________ » 201_ г «_____» «________ »201_ г Рабочая программа кружка «Жить, чтобы быть человеком» (внеурочная деятельность учащихся в рамках внедрения ФГОС)   Направление программы – духовно-нравственное Возрастной состав программы – 10-11 лет ( 4 класс) Срок реализации программы – 1 год Автор программы: учитель начальных классов Пеледова Екатерина Викторовна, Человек начинается с детства. Именно в детстве делается посев добра. Взойдёт он лишь через годы, и тогда будет видно, взошёл ли посев добра или же сорняки зла заглушили его. Будет видно, какой человек вошёл в жизнь и стал членом общества.                                                                                                                         С. Михалков Пояснительная записка Актуальность             В настоящее время возникла большая опасность – разрушение личности. Сегодня материальные   ценности   доминируют   над   духовными,   поэтому   у   детей   искажены представления   доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. ο В концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России  сформулированы цель и задачи, описан национальный воспитательный идеал. Цель и задачи духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования формулируются, достигаются и решаются в контексте   национального   воспитательного   идеала,   представляющего   собой   высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение,   развитие   которого   направлены   усилия   основных   социальных   субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций. Высоконравственный,   творческий,   компетентный   гражданин   России,   принимающий судьбу   Отечества   как   свою   личную,   осознающий   ответственность   за   настоящее   и будущее   своей   страны,   укоренённый   в   духовных   и   культурных   традициях многонационального народа Российской Федерации.  Предлагаю программу курса «Жить, чтобы быть человеком», которая объединит усилия основных социальных субъектов: школы, семьи, православной церкви. Духовно­нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции,   патриотическую   и   семейную   ориентацию,   интеллектуальный   потенциал, эмоциональное   состояние   и   общее   физическое   и   психическое   развитие. Необходимо создать условия для того, чтобы научить ребенка видеть Человека в человеке, и, прежде всего, Человека в самом себе, помочь раскрыть самое прекрасное, что заложено в каждом ребенке, поверить в себя, дорожить своим здоровьем и своей жизнью, беречь традиции своего рода,  научить  жить, чтобы быть Человеком.  А   обращение   к   опыту   православной   педагогики   в   настоящее   время,   когда   идет   поиск духовного   возрождения   России,   считаю,   особенно   актуально,   так   как   общество   и государство   остро   нуждаются   в   образовательных   моделях,   обеспечивающих   духовно­ нравственные компоненты в содержании образования.  Дать ребенку шанс познакомиться с русской национальной культурой, которой Помочь   детям   не   стать   жертвами   религиозного   фанатизма   и   духовной Причины обращения к православной педагогике  более тысячи лет.  Именно ее все эти годы питало православие.   дисциплин, литературы, МХК и искусства.  ко всем культурам.  эксплуатации История   православия   поможет   детям   в   изучении   школьных   исторических Создать условия для развития толерантности у детей. (православие  миролюбиво Курс «Жить, чтобы быть человеком», противопоставит моральным антиценностям современного   общества   традиционные   ценности   российской   культуры.   Именно традиционные   ценности   российской   культуры     могут   явиться   основой   духовно­ нравственного оздоровления (воспитания, перевоспитания) современного школьника.  Выстраивается курс с позиций гуманистической педагогики,   поддерживая мысль Ш.А. Амонашвили о том, что именно в ней "возрождается суть духовного развития и становления растущего человека, суть трудности пути такого становления, и мыслится, что всё остальное содержание в виде знаний и умений должно быть им усвоено на почве духовности и нравственности". Особенность курса в том, что он содействуют сохранению духовного здоровья детей, знакомят их с основами православной культуры. Предполагается взаимодействие образовательного учреждения с православной церковью и институтом семьи.  Программа     курса   предлагается   учащимся     начальных   классов   общеобразовательной школы,   как   внеурочная   деятельность   в   рамках   внедрения   ФГОС.   Она   направлена   на развитие жизненных навыков детей, связанных со здоровым образом жизни, с   нормами человеческого общежития, обретением внутренней гармонии  через культуру православия. Программа     ставит   задачу   систематического   и   последовательного   сообщения   детям духовно­нравственных   знаний,   отражающих   основные   традиционные   отечественные ценности   (а   также   ценностной   традицией   для   истории   России   является   православная культура). Являясь предметом духовно­нравственной и эстетической направленности, она дает   возможность   познакомить   школьников     с   ценностями   христианской   морали, основанной   на   традиционном   понимании   нравственности   как   благонравия,   согласия   с абсолютными   законами   правды,   достоинством,   долгом,   совестью,   честью   гражданина Отечества.   Курс рассчитан на 34 часа в год(1 час в неделю)  Цель курса – сохранение духовно­нравственного здоровья, через приобщение  к культуре православия. Здоровье ребенка определяется биологическими предпосылками, социальными условиями и   взаимодействием   с   окружающим   миром.   Эмоциональное,   психическое   здоровье обеспечивает физическое здоровье. Правильная   забота   о   своем   духовном,   психическом   и   телесном   здоровье   способствует совершенствованию человека, его миропонимания и мироотношении:   к его собственной жизни: человек воспринимает жизнь как подарок Бога, как ценность, дорожит каждым мгновением  жизни;   к самому себе: определяя свою позицию на земле, принимая себя таким, каков ты есть на   самом   деле.   Человек   стремиться   к   постоянному   самосовершенствованию   и саморазвитию;                                                                                   к окружающему миру, которое выражается в понимании того, что ты являешься частью огромного   мира,   взаимодействие   с   которым   необходимо   строить   на   основе   любви, доброты, и гармонии;  к своей любви к Богу  как творцу мира. К своим ближним и близким людям на основе основополагающего жизненного принципа: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»;    к   своим   негативным   помыслам,   стереотипам   поведения,   обидам   и   страхам   как греховному отпущению через внутреннее осознание их и собственное самоочищение души от их негативов, которые они у человека создали, с целью обретения внутренней гармонии души и тела. Основные задачи   раскрытие и углубление понятий о здоровье (духовном, психическом, телесном)  как одной из главных ценностей жизни;  соответствии с нормами христианской морали;  культуры.  развитие   умения     взаимодействовать   с   окружающим   миром   людей   и   природы   в развитие   эстетических   суждений   и   вкусов   в   области   объектов   православной сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. В программе прослеживается несколько направлений работы.  1. Духовно­образовательное (занятия, беседы, устные поучения). 2. Воспитательно­оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные,  ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы). 3. Культурно­познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр видеофильмов). 4. Нравственно­трудовое (продуктивная деятельность, изготовление подарков к  праздникам). Формы работы с детьми.     технических средств обучения.       Беседы, игры нравственного и духовно­нравственного содержания.  Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.  Проведение совместных праздников.  Просмотр   слайд   ­   фильмов,   видеофильмов,   использование     аудиозаписей   и Экскурсии, целевые прогулки.  Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).  Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).  Постановка музыкальных сказок духовно ­ нравственного содержания.  Творческие вечера.           Занятия по программе могут быть только лично ­ ориентированными. Это реализуется в форме диалога, при этом используются  эвристические и проблемные методы обучения.   В   программе   используются:   теоретические,   практические   занятия,   беседы,   экскурсии, лекции, тестирование, анкетирование, предполагается использование ИКТ. Широко привлекаются наглядные материалы: книги, картины, иконы, слайды, видео, аудио записи, фотографии.     Планируемые результаты ­  Знакомство с  традиционными  ценностями  российской культуры. ­ Формирование позитивного отношения   к окружающему миру, другим людям и самому себе;   стремление к самосовершенствованию. ­Приобщение к здоровому образу жизни.                                                                                       И еще  результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении  ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к  добру и неприятию зла. Но главный урок, на котором проверяются полученные здесь знания, сама Жизнь. Содержание Тема 1. Красота Божьего мира (4 часа) Что нас окружает? Что мы видим? Краски, звуки, формы окружающего мира. Красота в окружающем   мире   (постройки,   изображения,   украшения,   звучания).   Поиски   красивого вокруг себя (природа, дома, храмы). Бог — Творец красивого мира. Как Бог создавал мир? Сотворение человека. Адам ­ любимое чадо Божье. Общение человека с Богом. Поручения, данные Богом человеку. Правила жизни, данные Богом человеку. Доброе и красивое в слове, в изображении и в звучании. Библия. Тема 2. Как я отношусь к людям? (4 часа) Примеры   положительного   отношения   к   людям   (Вторая   заповедь   Бога,   притча   о милосердном   самарянине,   рассказы   из   жизни   святых,   художественные   произведе­ ния).  Мое  отношение  к  близким,   родным,   учителю,   товарищам,   одноклассникам. Родословие моей семьи мои обязанности.    Что я хотел бы изменить?  Как  называется хорошее   отношение   к   людям   (доброжелательность,   дружелюбие,   благодарность, заботливость,   сочувствие, уважение). Зависть, почему она возникает? Что такое эгоизм?   внимательность,   справедливость,   отзывчивость, Тема 3. Добро и зло. (4 часа) Что   значит   ­  быть   добрым,   злым.   Кого   называют   так   и   почему?   Добро   и   зло   в Евангелие,сказках, примерах, рисунках, рассказы из Ветхого завета  Добро и красота, добро и здоровье. Творение  добра, проявления доброты  в жизни. Что  и кому я могу сделать доброго? Тема 4 . Как я отношусь к себе? (4 часа) Правила жизни, данные Богом в Раю. Примеры положительного отношения к себе в жизни, художественных произведениях. Черты, характеризующие отношение к.  себе:   самопринятие,   самоконтроль,   уверенность,   скромность   и   т.д.  Какого человека   называют   хвастливым,   зазнайкой   и   почему?   Что   мне   нравится  и  что   не нравится в себе. Я глазами других (мамы, учителя). Каким я хочу быть? Тема 5 . Как я отношусь к делам? (3 часа) Примеры положительного отношения к делу,   учебе из Библии и рассказов о святых, из художественных   произведений.   Какие   качества   нужны,   чтобы   хорошо   учиться: организованность, любознательность, дисциплинированность, ответственность. Какие качества есть у меня? Какие черты я хотел бы изменить? самостоятельность, трудолюбие,       Тема 6. Праздники (6 часов) Покрова. Рождество Христово. Святки. Праздник Крещения. Пасха. Масленица. Прощеное воскресенье.  Праздники в нашем доме: день рождения, день Ангела. День защитника Отечества.  Тема 7. Как я отношусь к природе, вещам, предметам? (4 часа) Красота окружающего мира. Поиски красивого вокруг себя. Примеры положительного отношения к   вещам, предметам. Какие черты характеризуют мое отношение к вещам, предметам (бережливость, аккуратность). Что я хотел бы развить в себе? Тема 8. Храм – дом Божий (2 часа)   Экскурсия по храму. Тема9.Агиография(3часа) Жития   святого   Николая   Чудотворца   и   великомученика   Георгия   Победоносца.   Жития святого благоверного князя Александра Невского и преподобного Сергия Радонежского. Жития преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадского. Литература А.В.Бородина  Основы православной культуры. М.                                                                 Г.А. Воронина Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ. М.                      Л. Л. Шевченко Методическое пособие для учителя. М.                                                        Я иду на урок в начальную школу. Основы православной культуры. М. Л.С. Колмогорова, Т. С. Борисова, Н. Н. Григорьевская «Мой мир во мне и вокруг меня»,  Барнаул «Дошкольное воспитание»  Издательский дом «Воспитание дошкольника» Календарно­тематическое планирование 4 Б класс (34 часа) Тема Дата План Факт                    Тема 1. Красота Божьего мира  Что нас окружает? Что мы видим? Краски, звуки, формы окружающего мира. Красота в окружающем мире (постройки, изображения, украшения,  звучания). Поиски красивого вокруг себя (природа, дома, храмы). Бог — Творец красивого мира. Как Бог создавал мир? Сотворение человека.  Адам ­ любимое чадо Божье. Общение человека с Богом. Поручения, данные  Богом человеку. Правила жизни, данные Богом человеку. Доброе и красивое в слове, в  изображении и в звучании. Библия.                   Тема 2. Как я отношусь к людям?  Примеры положительного отношения к людям (Вторая заповедь Бога, притча   о   милосердном   самарянине,   рассказы   из   жизни   святых, художественные   произведения).  Мое  отношение  к  близким,   родным, учителю, товарищам, одноклассникам.  Родословие моей семьи мои обязанности.  Что я хотел бы изменить? Как называется хорошее отношение к людям (доброжелательность,  дружелюбие, благодарность, заботливость, внимательность,  справедливость, отзывчивость, сочувствие, уважение). Зависть, почему она возникает? Что такое эгоизм?        Тема 3. Добро и зло.  Что значит ­ быть добрым, злым. Кого называют так и почему ? 4 08.09 15.09 22.09 29.09 4 06.10 13.10 20.10 27.10 4 10.11 № 1.1 2.2 3.3 4.4 5.1 6.2 7.3 8.4 9.1 10.2 Добро и зло в Евангелие,сказках, примерах, рисунках, рассказы из  Ветхого завета  Добро и красота, добро и здоровье. Творение добра, проявления доброты в жизни. 11.3 12.4 Что и кому я могу сделать доброго? Тема 4 . Как я отношусь к себе?  13.1 Правила жизни, данные Богом в Раю. Примеры положительного отношения   к   себе  в  жизни,   художественных   произведениях.   Черты, характеризующие   отношение  к.  себе:   самопринятие,   самоконтроль, уверенность, скромность и т.д.  14.2 Какого человека называют хвастливым, зазнайкой и почему? 15.3 Что мне нравится и что не нравится в себе. Я глазами других (мамы,  учителя). 16.4 Каким я хочу быть? Тема 5 . Как я отношусь к делам?  17.1 Примеры положительного отношения к делу,  учебе из Библии и рассказов о святых, из художественных произведений.  18.2 Какие качества нужны, чтобы хорошо учиться: организованность,  трудолюбие, самостоятельность, любознательность, дисциплинированность,  ответственность. 19.3 Какие качества есть у меня? Какие черты я хотел бы изменить? Тема 6. Праздники  Рождество Христово. Святки. 20.1 Покрова.  21.2 22.3 Праздник Крещения. 23.4 Масленица. 24.5 Прощеное воскресенье. Пасха 25.6 Праздники   в   нашем   доме:   день   рождения,   день   Ангела.   День   защитника Отечества.  Тема 7. Как я отношусь к природе, вещам, предметам?  26.1 Красота окружающего мира. Поиски красивого вокруг себя. 27.2 Примеры положительного отношения к  вещам, предметам 28.3 Какие   черты   характеризуют   мое   отношение   к   вещам,   предметам (бережливость, аккуратность). 29.4 Что я хотел бы развить в себе?  Тема 8. Храм – дом Божий.   17.11 24.11 01.12 4 08.12 15.12 22.12 12.01 3 19.01 26.01 02.02 6 09.02 09.01 16.02 02.03 16.03 06.04 4 13.04 20.04 27.04 04.05 2 Экскурсия в Успенский собор. 30.1 31.2 Экскурсия в храм и музей Василия Кинешемского..              Тема9. Агиография. 32.1 Жития   святого   Николая   Чудотворца   и   великомученика   Георгия Победоносца.  33.2 Жития   святого   благоверного   князя   Александра   Невского   и   преподобного Сергия Радонежского. 34.3 Жития  преподобного   Серафима   Саровского   и  святого   праведного   Иоанна Кронштадского.                                                                                                 Итого: 23.03 30.03 3 11.05 18.05 25.05 34 Календарно­тематическое планирование 4 А класс (34 часа) Тема Дата План Факт № 1.1 2.2 3.3 4.4                    Тема 1. Красота Божьего мира  Что нас окружает? Что мы видим? Краски, звуки, формы окружающего мира. Красота в окружающем мире (постройки, изображения, украшения,  звучания). Поиски красивого вокруг себя (природа, дома, храмы). Бог — Творец красивого мира. Как Бог создавал мир? Сотворение человека.  Адам ­ любимое чадо Божье. Общение человека с Богом. Поручения, данные  Богом человеку. Правила жизни, данные Богом человеку. Доброе и красивое в слове, в  изображении и в звучании. Библия.                   Тема 2. Как я отношусь к людям?  5.1 6.2 7.3 Примеры положительного отношения к людям (Вторая заповедь Бога, притча   о   милосердном   самарянине,   рассказы   из   жизни   святых, художественные   произведения).  Мое  отношение  к  близким,   родным, учителю, товарищам, одноклассникам.  Родословие моей семьи мои обязанности.  Что я хотел бы изменить? Как называется хорошее отношение к людям (доброжелательность,  дружелюбие, благодарность, заботливость, внимательность,  4 05.09 12.09 19.09 20.09 4 03.10 10.10 17.10 справедливость, отзывчивость, сочувствие, уважение). Зависть, почему она возникает? Что такое эгоизм?        Тема 3. Добро и зло.  8.4 9.1 10.2 Что значит ­ быть добрым, злым. Кого называют так и почему ? Добро и зло в Евангелие,сказках, примерах, рисунках, рассказы из  Ветхого завета  Добро и красота, добро и здоровье. Творение добра, проявления доброты в жизни. 11.3 12.4 Что и кому я могу сделать доброго? Тема 4 . Как я отношусь к себе?  13.1 Правила жизни, данные Богом в Раю. Примеры положительного отношения   к   себе  в  жизни,   художественных   произведениях.   Черты, характеризующие   отношение  к.  себе:   самопринятие,   самоконтроль, уверенность, скромность и т.д.  14.2 Какого человека называют хвастливым, зазнайкой и почему? 15.3 Что мне нравится и что не нравится в себе. Я глазами других (мамы,  учителя). 16.4 Каким я хочу быть? Тема 5 . Как я отношусь к делам?  17.1 Примеры положительного отношения к делу,  учебе из Библии и рассказов о святых, из художественных произведений.  18.2 Какие качества нужны, чтобы хорошо учиться: организованность,  трудолюбие, самостоятельность, любознательность, дисциплинированность,  ответственность. 19.3 Какие качества есть у меня? Какие черты я хотел бы изменить? Тема 6. Праздники  Рождество Христово. Святки. 20.1 Покрова.  21.2 22.3 Праздник Крещения. 23.4 Масленица. 24.5 Прощеное воскресенье. Пасха 25.6 Праздники   в   нашем   доме:   день   рождения,   день   Ангела.   День   защитника Отечества.  Тема 7. Как я отношусь к природе, вещам, предметам?  26.1 Красота окружающего мира. Поиски красивого вокруг себя. 27.2 Примеры положительного отношения к  вещам, предметам 24.10 4 31.10 14.11 21.11 28.11 4 05.12 12.12 19.12 26.12 3 16.01 23.01 30.01 6 06.02 13.02 20.02 27.02 06.03 13.03 4 20.03 03.04 28.3 Какие   черты   характеризуют   мое   отношение   к   вещам,   предметам (бережливость, аккуратность). 29.4 Что я хотел бы развить в себе?  Тема 8. Храм – дом Божий.   Экскурсия в Успенский собор. 30.1 31.2 Экскурсия в храм и музей Василия Кинешемского..              Тема9. Агиография. 32.1 Жития   святого   Николая   Чудотворца   и   великомученика   Георгия Победоносца.  33.2 Жития   святого   благоверного   князя   Александра   Невского   и   преподобного Сергия Радонежского. 34.3 Жития  преподобного   Серафима   Саровского   и  святого   праведного   Иоанна Кронштадского.                                                                                                 Итого: 10.04 17.04 2 24.04 08.05 3 15.05 22.05 29.05 34

Рабочая программа кружка «Жить, чтобы быть человеком» (внеурочная деятельность учащихся в рамках внедрения ФГОС)

Рабочая программа  кружка «Жить, чтобы быть человеком» (внеурочная деятельность учащихся в рамках внедрения ФГОС)

Рабочая программа кружка «Жить, чтобы быть человеком» (внеурочная деятельность учащихся в рамках внедрения ФГОС)

Рабочая программа  кружка «Жить, чтобы быть человеком» (внеурочная деятельность учащихся в рамках внедрения ФГОС)

Рабочая программа кружка «Жить, чтобы быть человеком» (внеурочная деятельность учащихся в рамках внедрения ФГОС)

Рабочая программа  кружка «Жить, чтобы быть человеком» (внеурочная деятельность учащихся в рамках внедрения ФГОС)

Рабочая программа кружка «Жить, чтобы быть человеком» (внеурочная деятельность учащихся в рамках внедрения ФГОС)

Рабочая программа  кружка «Жить, чтобы быть человеком» (внеурочная деятельность учащихся в рамках внедрения ФГОС)

Рабочая программа кружка «Жить, чтобы быть человеком» (внеурочная деятельность учащихся в рамках внедрения ФГОС)

Рабочая программа  кружка «Жить, чтобы быть человеком» (внеурочная деятельность учащихся в рамках внедрения ФГОС)

Рабочая программа кружка «Жить, чтобы быть человеком» (внеурочная деятельность учащихся в рамках внедрения ФГОС)

Рабочая программа  кружка «Жить, чтобы быть человеком» (внеурочная деятельность учащихся в рамках внедрения ФГОС)

Рабочая программа кружка «Жить, чтобы быть человеком» (внеурочная деятельность учащихся в рамках внедрения ФГОС)

Рабочая программа  кружка «Жить, чтобы быть человеком» (внеурочная деятельность учащихся в рамках внедрения ФГОС)

Рабочая программа кружка «Жить, чтобы быть человеком» (внеурочная деятельность учащихся в рамках внедрения ФГОС)

Рабочая программа  кружка «Жить, чтобы быть человеком» (внеурочная деятельность учащихся в рамках внедрения ФГОС)

Рабочая программа кружка «Жить, чтобы быть человеком» (внеурочная деятельность учащихся в рамках внедрения ФГОС)

Рабочая программа  кружка «Жить, чтобы быть человеком» (внеурочная деятельность учащихся в рамках внедрения ФГОС)

Рабочая программа кружка «Жить, чтобы быть человеком» (внеурочная деятельность учащихся в рамках внедрения ФГОС)

Рабочая программа  кружка «Жить, чтобы быть человеком» (внеурочная деятельность учащихся в рамках внедрения ФГОС)

Рабочая программа кружка «Жить, чтобы быть человеком» (внеурочная деятельность учащихся в рамках внедрения ФГОС)

Рабочая программа  кружка «Жить, чтобы быть человеком» (внеурочная деятельность учащихся в рамках внедрения ФГОС)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2017