Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"
Оценка 5

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Оценка 5
Образовательные программы
doc
русский язык
8 кл—9 кл
17.01.2017
Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"
Актуальность Программы «Русский язык и культура речи» обучающихся связана с падением уровня речевой культуры в обществе. Рабочая программа также направлена на решение основных проблем, связанных с развитием культуры устной и письменной речи учащихся при подготовке к ОГЭ. Роль программы важна в развитии языковых норм.
культура речи.doc
Пояснительная записка Актуальность Программы «Русский язык и культура речи» обучающихся связана с  падением уровня речевой культуры в обществе. В содержании современного практико­ ориентированного обучения акценты перемещаются с изучения языковой системы, с  формирования языковой (лингвистической) компетентности на речевое развитие  учащихся, на формирование коммуникативной компетентности, иначе говоря – на  личностное развитие, на социализацию и выработку коммуникабельности как  способности к речевому общению, на осознание ценностей культуры и норм общества,  закрепленных в языке. Рабочая программа также направлена на решение основных проблем, связанных с  развитием культуры устной и письменной речи учащихся при подготовке к ОГЭ. Роль программы важна в развитии языковых норм: как орфографических («Орфография» в 8 ­ 9 классдх проходит лишь в форме повторения отдельных тем), так и  пунктуационных, лексических, речеведческих норм, что так необходимо при  подготовке к ОГЭ. Цель: создание условий для формирования коммуникативной компетентности, развития  языковой способности учащихся. Задачи: расширить знания об истории возникновения и развития русского языка и его месте в  современном обществе; уметь различать литературный язык и диалекты; формировать словарный запас  владеть языковыми нормами (орфографическими, пунктуационными, орфоэпическими,  лексическими) литературного языка и фиксировать их; развивать умения монологической речи, а также умения вести диалог; ознакомить с лингвистическими особенностями официально­делового стиля и его  подстилей; сформировать умение составлять и править тексты официально­делового  стиля; закрепить навыки самостоятельной работы с текстом (создание развернутых ответов на  поставленные вопросы, сочинений по заданной фразе, теме; подготовка публичных  выступлений) воспитывать любовь к родному языку и желание грамотно владеть родным языком; Общая характеристика учебного предмета Для чего нужно изучать курс «Русский язык и культура речи», лучше всего отвечают слова  А. П. Чехова «Для интеллигентного человека дурно говорить так же неприлично, как  не уметь читать и писать». Поэтому языковая компетентность – это важная  составляющая не только учащегося, но и взрослого человека.  1 Следует помнить, язык является объективной данностью, он вне наших стараний его  сгубить или изувечить; наоборот, стиль поведения в языке мы выбираем сами. Для  успешного общения недостаточно существования развитого языка. Важную роль играет качество его использования или качество речи каждого говорящего, уровень  коммуникативной языковой компетенции собеседников. А под коммуникативной  языковой компетенцией понимается совокупность лингвистических (знания языковой  системы), социолингвистических (владение социальными нормами: речевым этикетом,  нормами общения между представителями разных возрастов, полов и социальных  групп) и прагматических (навыки использования языковых средств в определённых  функциональных целях, распознавания разных типов текстов, умение выбирать  языковые средства в зависимости от особенностей ситуации общения и т.п.) знаний и  умений, позволяющих осуществлять ту или иную деятельность с помощью речевых  средств.  В ходе реализации Программы учащиеся смогут не только познакомиться с такими  понятиями, как: языковые  нормы (орфографические, пунктуационные,  орфоэпические, лексические и др.), ­ но и создавать конкретные тексты в устной и  письменной речи в соотношении с данными нормами. Обучение русскому языку и культуре речи необходимо осуществлять на коммуникативно­ деятельностном подходе, который заключается в уподоблении учебного процесса  процессу коммуникации, что предполагает речевую направленность преподавания,  приближенность учебной деятельности к естественным условиям общения.  Технология организации коммуникативно­деятельностного обучения 2 Виды общения, цель  коммуникации Познавательное общение Цель: расширить  информационное поле,  передать необходимую  для профессиональной  деятельности  информацию,  прокомментировать  инновационные  сведения Убеждающее общение Цель: стимулировать  активность для  выполнения  определенных действий  (речевых,  поведенческих), вызвать определенные чувства и  сформировать  ценностные ориентации  и установки, убедить в  правильности  положений и  взаимодействий,  сделать своими  единомышленниками Экспрессивное общение Цель: создать у школьников  психоэмоциональный  настрой, передать  чувства, переживания,  вовлечь в конкретные  действия Коммуникативные средства  Коммуникативные  формы Объяснительный монолог,  Лекции, информационно­ комментарий,  цитирование,  доказательство  (аргументация),  сравнительный анализ,  демонстрация плана,  рациональное  структурирование  информации,  интерпретация новой  лексики, выделение  «ключевых» положений,  речевая культура и  ораторское мастерство аналитические  сообщения, семинары,  беседы и  консультации,  письменные работы  (аннотации, рефераты  и др.), творческие  работы, отчеты (отбор  материала,  составление плана,  написание текста,  ответы на вопросы и  пр.), тесты, оценочные  высказывания Обращение к опыту,  аргументация, «ловушки»  языка (многозначность и  др.), разъяснение и  сравнительный анализ,  полемические приемы,  риторические вопросы,  опора на эмоциональный  настрой слушателей, учет  контраргументации и  критического настроя  учащихся,  психологические приемы,  создание атмосферы  доверия пресс­конференция,  дискуссия, полемика,  дебаты, переговоры,  напутствие,  комплимент,  презентация и  самопрезентация,  беседа,  характеристика  человека, круглый  стол, деловая игра,  практикум, тренинг,  письменные рецензии  и отзывы, анализ  речевых действий Выразительные средства языка, Публичная речь по  актерское мастерство,  аудио­, видео­ и  художественные средства  (выразительное чтение,  художественное  рассказывание и пр.),  невербальные средства,  искренность  демонстрируемых чувств специальному поводу,  презентация и  самопрезентация,  беседа и собрание,  бенефис, рассказ о  человеке (ситуации),  анализ проблем,  «мозговой штурм»,  мастерская, ролевая  игра, инсценирование,  демонстрация видео­ и кинофрагментов,  рефлексия Ритуальное общение Цель: формировать чувство  Формулы речевого этикета,  наведение эмоций,  Поздравительная речь,  торжественная речь,  3 патриотизма,  национальной гордости,  сохранение традиций,  создание новых праздник, посвящение, презентация, речь в  честь юбиляра, речь в  память о ком­либо  (слово о писателе)  использование вербальных  и невербальных средств  воздействия,  синонимичные и  параллельные  конструкции, фигуры  повторов, включение  участников в активную  коллективную  деятельность,  импровизация 4 Методы и приёмы развития культуры речи учащихся: 5 Методы Рецептивный Репродуктивный Продуктивный Проблемного изложения  и частично­ поисковый  Творческий (исследователь ский) Изложение и пересказ  Проблемное изложение  Создание  Приемы Рассказ учителя Беседа текста знаний выбор одного из данных  (ошибочного и  нормативного)  языковых средств; составление  словосочетаний,  предложений, текста  с языковыми  средствами, норму  употребления  которых следует  запомнить Чтение правил и  памяток Работа с  деформированным  предложением или  текстом Самостоятельное  толкование значения  слов, словесное  рисование Чтение словарной статьи Подбор и вставка слов по смыслу, толкование  слов по словарю Моделирование  языковых единиц  различного уровня Наблюдение над  языком и  речью Показ алгоритма  порождения и восприятия  текстов,  применения  правил анализ нормы, сопоставительный анализ нормы и ее  нарушений Определение темы,  основной мысли,  анализ текста Подбор синонимов,  антонимов,  родовидовых  понятий,  однокоренных слов и т.п. Составление плана,  заголовка для  текста, подбор  языкового и  фактического  материала текста по  заданным  теме и  плану Подбор текстов на одну  тему, но  разных  стилей и  типов анализ  образцовых ,  деформиро ванных и  неадаптиро ванных  текстов Составление  памяток  Сочинение по  фразе  исходного  текста свободный  диктант,  творческий диктант,  письменны й пересказ  с  дополнител ьным  заданием:  употребить такие­то  слова,  конструкци 6 и и пр. 7 Пути повышения эффективности обучения культуре речи: Осмысление целей каждого урока с ориентацией на те коммуникативно­речевые умения,  которые необходимо сформировать на данном этапе. Сочетание принципов и приемов обучения с целью воспитания культуры речевого  поведения. Отбор качественного дидактического материала:  отрывки из произведений литературы,  пословицы и поговорки,  высказывания ораторов,  произведения мастеров слова,  опорные схемы и таблицы для запоминания речевых моделей,  сюжетные картинки, служащие для анализа и моделирования речевой ситуации и  продуцирования высказываний, памятки,  анкеты и тесты для диагностики сформированности умений,  негативные тексты, нуждающиеся в корректировке. Применение разнообразных форм обучения, смена характера деятельности  (нетрадиционное оформление учебного пространства, расстановка парт и т.д.). Создание активной речевой среды, яркость, эмоциональность и выразительность урока. Повышение мотивации учащихся к изучению риторики (осознание значимости навыков  говорения  в современной жизни и учебной деятельности). Применение специальных средств контроля и самоконтроля:  тесты, оценивающие коммуникативность;  тесты, направленные на диагностику сформированности риторических умений; применение аудиовизуальных устройств для самоанализа выступлений учащихся. Использование разнообразных средств обучения: мультимедиа, Интернет, СД­диски и т.д. Содержание развития культуры речи  учащихся: Обучение культуры речи и формирование мотивации учения при овладении нормами  литературного языка.  Обогащение словаря и грамматического строя речи учащихся: обучение лексике и фразеологии; изучение и практическое освоение тропов и фигур речи.  Обучение речевой деятельности. Умение пользоваться всеми видами речевой деятельности как основой коммуникативной компетентности личности. Развитие связной речи в ходе реализации текстоцентрического принципа обучения:  текст как образец для языкового анализа; текст как образец для изложения; текст творческой работы для редактирования.  Принципы обучения       как базисные теоретические положения, обосновывающие систему  обучения: коммуникативный принцип (язык – средство общения) как важнейшая предпосылка  повышения уровня речевого развития учащихся, их культуры общения.  Коммуникативность – речевая направленность учебного процесса, приближение его к  естественным условиям общения.  8 когнитивный принцип (язык – средство познания, формирования и формулирования мысли, основа абстрактного мышления). социокультурный принцип изучения языка и обучения речи (язык – средство  формирования и сохранения знаний о мире). принцип градуальности как расчлененности системы обучения на несколько комплексов,  ориентированных на разные этапы обучения, с постепенным нарастанием объема  сообщаемых знаний, с усложнением их характера и форм подачи в зависимости от  ступени обучения, от степени развития речи учащихся. Ориентированность  содержания обучения на градацию между зоной ближайшего и зоной актуального  развития ребенка. принцип единства изучения языка и обучения культуры речи. принцип опоры на алгоритмы речи (алгоритм – последовательность действий, приводящих  к определенному результату). принцип целостности процесса формирования лексико­грамматического строя речи. принцип непрерывности работы по развитию   культуры речи.   В рамках данного курса рекомендуется использование групповой работы, работы в парах   и коммуникативных тренингов. Большое внимание уделяется самостоятельной работе  учащихся как с культурными образцами, так и со своими текстами. Диагностика речевого развития (фронтальный или индивидуальный, устный или  письменный опрос, изложение, сочинение) с целью определения сформированности  коммуникативной компетентности используются: тестирование (обучающие и контрольные тесты, избирательные тесты и тесты со свободно  конструируемым ответом); наблюдение за деятельностью учащихся (индивидуальной, парной, групповой) и анализ ее  критериальный подход к оценке устных выступлений учащихся, сочинений и изложений; анкетирование обучающихся с целью актуализации рефлексивно­оценочного компонента  результатов,  обучения; анализ устного или письменного текста или высказывания; проектная деятельность; самодиагностика как активная позиция человека, позволяющая ему изменять,  корректировать свою деятельность в процессе общения.   Результаты диагностики можно использовать в образовательном процессе: скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса; определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них  средства получения личностных и метапредметных результатов; увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию учащегося ( по  каким конкретно умениям  он успешен, а по каким ему необходима поддержка  педагогов и родителей). Программа рассчитана на 2 года  8 класс (35 часов)  9 класс (34 часа) 9 Прогнозируемые результаты обучения 1. По окончании изучения курса учащиеся должны получить общее представление об  истории развития языка, функциях языка и речи  и приобрести следующие базовые  знания: о языковых нормах: орфографических, пунктуационных, орфоэпических, лексических, морфологических,  грамматических; о коммуникативных качествах речи; о видах речевой деятельности и значении слушания; о тексте и некоторых методах разработки темы; о средствах выразительности речи. 2. В процессе обучения учащиеся должны овладеть следующими умениями: видения в тексте орфографических, пунктуационных ошибок; умения отбирать лексические средства при составлении текстов; применения орфоэпических норм литературного языка в речи; разработки темы и развернутого плана выступления (сочинения); использования некоторых риторических приемов для улучшения восприятия выступления  (сочинения); группового взаимодействия в процессе подготовки и произнесения публичного  выступления. 3. В процессе обучения школьники должны приобрести следующие навыки: грамотного письма; написания сочинения на лингвистическую тему и по заданной фразе; публичного выступления и межличностного общения; анализа текста; активного слушания;  установления контакта с аудиторией. 10 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 8 класс 35 часов Знакомство с курсом.  (1ч.) Знакомство с курсом. Презентация курса.  Стилистические ресурсы русского языка.  Определение основных направлений в работе. Обсуждение и поиски ответа на вопрос:  что делает нашу речь выразительной. Культура речи. Ее предмет и задачи. (2ч.) Понятие культуры речи, ее предмет и задачи. Три составляющих компонента культуры  речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативные качества речи.  Качества хорошей речи: правильность, богатство, точность, логичность, чистота,  уместность, выразительность. Слово – основная единица языка. Лексическое и  грамматическое значение слова. Анализ  речевых ошибок. Языковая норма. (17ч.) Наличие норм – важнейший признак литературного языка. Виды норм: орфоэпическая, орфографическая, словообразовательная, лексическая,  морфологическая, синтаксическая, интонационная, пунктуационная, стилистическая.  Употребление синонимов, антонимов, фразеологизмов в речи. Нормы сочетания слов и их  нарушение в речи. Подбор синонимичных словосочетаний. Порядок слов в  предложении. Нормы  согласования определения с определяемым словом. Нормы  употребления в речи односоставных и двусоставных предложений. Предложения с  однородными членами в нашей речи. Употребление предложений с причастными и  деепричастными оборотами. Употребление обращений и вводных слов в речи. Коммуникативные качества речи. (2ч.) Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота и богатство. Речь правильная и хорошая. Стремление к ясности, точности и чистоте речи. «Борьба» с  паразитизмами, вульгаризмами, жаргонизмами, разностилевой и бранной лексикой.  Многословие и речевая недостаточность. Размышление о красоте слога.  Виды речи. (1ч.) Приветственная и информационная речь. Что такое приветствие. Каким оно должно быть?  Составление собственного монологического высказывания­приветствия. Информационная  речь. Признаки информационной речи. Умение строить собственное высказывание.  Фигуры речи. Выразительные средства языка (5ч.)    Понятие тропов. Работа с литературоведческими терминами и определениями.   Нахождения тропов в текстах, определение их художественного эффекта. Анализ текста,  поиск средств выразительности. Составление собственных текстов учащимися на  заданные темы.  Орфоэпические нормы. (1ч.) Орфоэпия. Нормы произношения. Ударение в русском языке.  Функциональные стили литературного языка. Стилистические нормы.(4ч.) 11 Научный стиль. Официально­деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль.  Художественный стиль. Стилистическая уместность употребления слов. Основные качества идеальных текстов (точность речи в различных стилях, логичность  речи,  выразительность речи, благозвучие  речи). Особенности функциональных стилей литературного языка. Подбор текстов разных  стилей. Итоговое тестирование (2 часа) 9 класс  (34 ЧАСА) История развития русского языка. Место русского языка среди других языков мира. (1 час) Язык и речь. (3 часа) Языковые нормы. Орфография. Пунктуация. Орфоэпия. (18 часов) Виды речи. Монолог и диалог. (1)  Словарный запас. Исконно­русские слова. Заимствованные слова. Устаревшие слова.  Неологизмы. Диалектизмы. Профессионализмы. Жаргонизмы. (2 часа) Лексические нормы русского языка (5 часов) Официально­деловой стиль. Оформление деловых бумаг. (2 часа) Подведение итогов (2 часа)  УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 8 класс №  п / п 1 2 3 4 5 6 7. 8. 9. Наименование разделов  Плановых  уроков Контрольных уроков Знакомство с курсом.   Культура речи. Ее предмет и  задачи Языковая норма. Коммуникативные качества речи  Виды речи Фигуры речи. Выразительные  средства языка Орфоэпические нормы. Функциональные стили  литературного языка.  Стилистические нормы Итоговое тестирование Итого: 1 2 16 2 1 4 1 3 30 1 1 1 2 5 12 9 класс №  п / п 1 2 3 4 5 6 7. 8 9 Наименование разделов  Плановых уроков Контрольных  уроков История развития русского языка.  Место русского языка среди других  языковв мира. Язык и речь. Языковые нормы. Орфография.  Пунктуация. Орфоэпия. Виды речи. Монолог и диалог. Словарный запас. Исконно­русские  слова. Заимствованные слова.  Устаревшие слова. Неологизмы.  Диалектизмы. Профессионализмы.  Жаргонизмы.  Лексические нормы русского языка Официально­деловой стиль. Языковое  оформление деловых бумаг Итоговое тестирование Итого: 1 3 14 1 2 4 2 27 4 1 2 7 13 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 8 класс 14 1   2­3 4­5 6 Понятие культуры  речи. Три  составляющих  компонента  культуры речи.   Качества  хорошей речи.  Слово – основная  единица языка.  Лексическое и  грамматическое  значение слова.  Наличие норм –  важнейший  признак  литературного  языка.  Виды норм.  Употребление  синонимов,  антонимов в  речи. №   Дата Тема урока  Деятельность учащихся Домашнее  задание Контроль и  обратная связь Знакомство с курсом. Определение  основных  направлений в  работе. Коллективное  составление   схемы  «Структура  языка». Составить  рассказ по схеме   «Структу ра языка» Входящий  тест. Терминологи ческий  диктант  по  нормам  русского  языка Анализ  речевых  ошибок. Анализ текста Составить  рассужден ие на тему «Какая  речь  является  хорошей? » Записать 3  высказыва ния о  слове,  прокомме нтировать  их. Выполнение  упражнен ий. Выполнение  упражнений  по культуре  речи. Выполнение  упражнений  по культуре  речи. Коллективное  составление   схемы  «Нормы  литературног о языка». Работа с текстами Выполнение  упражнен ий. Анализ текста Выполнение  упражнений с  подбором  антонимов,  синонимов,  исправление  предложений  с речевыми  ошибками. Записать  предложе ния с  контексту альными  синонима ми и  антонима ми. Анализ  предложе ний с  речевыми ошибкам и. 15 7 8 9 10 11 12 Употребление  Работа с  Объяснить  Записать  фразеологизмов  в речи. текстами. Просмотр  видеороликов . Нормы сочетания  Работа с  слов и их  нарушение в  речи. предложения ми. Подбор  Выполнение  фразеолог измы;  составить  предложе ния с  фразеолог измами. «Кто  больше?»  ­  распростр анить  грамматич ескую  основу:  прозвенел  звонок. Записать 7  фразеоло гизмы со  словом  «слово» Анализ  предложе ний с  нарушени ем норм  сочетаем ости  слов. Выполнить  задания  ОГЭ. Анализ  синонимичных  словосочетаний. Порядок слов в  предложении. упражнений. словосоче таний с  разными  видами  связи. Работа с текстом. Выполнить  Нормы  согласования определения с  определяемым  словом. Выполнение  упражнений. Нормы употребления в речи  односоставных и  двусоставных  предложений. Выполнение  упражнений,  работа с  текстом. упражнен ия. предложе ний. Анализ  предложе ний. Анализ  предложе ний. Составить 5  словосоче таний с  прилагате льными, 5  – с  причастия ми. Выписать из  художеств енного  произведе ния 5  однососта вных  предложе ния,  определит ь их вид. 16 13 Практикум.  Грамматическая  основа  предложения. Практическая  работа в  группах. Практическая  работа в  группах. Выполнение  упражнений. Предложения с  однородными  членами в нашей  речи. Составление  предложений с  причастными  оборотами. Употребление  предложений с  деепричастиями  и  деепричастными  оборотами. Практикум.  Исправление  ошибок в  употреблении  причастных и  деепричастных  оборотов. 14 15 16 17 18 19 Выписать из  текста  художеств енного  произведе ния 3  простых и  3 сложных предложе ния,  указать  грамматич еские  основы. Составить  предложе ния по  схемам. Выполнить  упражнен ия. Выполнить  задания  ОГЭ Выполнить  задания  ОГЭ. Анализ  предложе ний Выполнение  Выполнить  Анализ  упражнений. упражнен ия. предложе ний Редактирование. Решение  тренировочны х и тестовых  упражнений Выполнить  задания  ОГЭ Составить по  3  предложе ния с  причастны ми и  деепричас тными  оборотами . Употребление  вводных слов  в  речи. Практическая  работа в  группах. Выполнить  Анализ  упражнен ия. предложе ний Роль обращений в  нашей речи. Работа с текстом Выполнить  упражнен ия. Анализ  текста. 17 20 21 22 23 24 25 26 Контрольный тест  по теме  «Языковая  норма». Решение тестовых заданий. Контрольная  работа. Размышление о  Редактирование   Составить  Анализ текста текст на  заданную  тему. Выполнить  Анализ текста упражнен ия. красоте слога.  Коммуникативны е качества речи.  Речь правильная и  хорошая.  Многословие и  речевая  недостаточность. (работа с  текстами) и  составление  собственных  текстов Практическая  работа в  группах по  устранению  лексических  ошибок  (лишних слов  в речи,  тавтологии,  неуместного  повторения  слов и т.д.) Приветственная и  Создание  Завершить  Защита  информационная  речь.    Понятие тропов.  Работа с  литературоведче скими терминами и  определениями.   проектов:  текст­ приветствие;  информацион ный текст. Составление  словаря­ справочника  литературове дческих  терминов.  Работа с  презентацией. творчески е работы. проектов Выучить  Создание  определен ия тропов. словарей. Нахождение тропов в Работа с   Записать  Анализ текста текстами текстах,  определение их  художественного эффекта.  примеры с метафора ми,  эпитетами ,  сравнения ми. 18 27 28 29 30 31 32 33 Анализ текста, поиск  Составление  собственных  текстов  учащимися на заданные  темы. Выполнение  заданий. средств  выразительности. Практическая  работа по теме   «Фигуры речи.  Выразительные  средства языка». Орфоэпия. Нормы  произношения.  Ударение в  русском языке. Функциональные  стили  литературного  языка.   Основные качества  идеальных  текстов .   Особенности  функциональных  стилей  литературного  языка. Подбор  текстов разных  стилей. Выполнение  упражнений  по культуре  речи. Составление  таблицы  «Особенности функциональ ных стилей  литературног о языка».  Работа с  текстом Выполнение  упражнений Практическая  работа в  группах:  подбор  текстов  разных  стилей. Тестирование по  Зачетная работа теме  «Функциональны е стили  литературного  языка». Анализ  текста. Проверочная  работа. Анализ текста Анализ текста Записать  примеры с антитезой, гиперболо й,  литотой. Проанализиро вать  стихотвор ение с  точки  зрения  выразител ьных  средств. Записать 7  скорогово рок. Рассказать о  функцион альных  стилях по  таблице.. Составить  Анализ текста текст на  заданную  тему. Повторить  Защита  проектов Тестирование функцион альные  стили  литератур ного  языка. Подготовитьс я к  контрольн ому тесту. 19 34 35 Контрольный  (итоговый) тест  по  курсу  «Культура речи». Решение тестовых заданий. Контрольная  работа. 20 9 класс 21 № Дата 1 2 3 Тема урока Введение.  История  развития  русского  языка.  Место  русского  языка  среди  других  языков  мира. Язык и речь.  Функции  языка. Функции речи. Стилистически е фигуры  речи Виды учебной  деятельности  учащихся работа с  мультимедийной презентацией,  работа с  Интернет­ ресурсами, составление опорных конспектов, работа в рабочих  тетрадях, ответы на вопросы Работа с  мультимедийной презентацией, Решение ребусов,  работа с таблицей, Выполнение  упражнений, Работа со словарями работа с тетрадью  опорных  конспектов  анализ текста  ответы на вопросы решение кроссворда Ключевые  компетенц ии Знать историю  развития  русского  языка. Уметь  применять  данные  знания на  практике.  Знать различие  между  языком и  речью; Уметь строить  связное  высказыван ие по  заданной  модели знать функции  речи; уметь  осуществля ть поиск и  выделение  необходим ой  информаци и; определять  основную и второстепе нную  информаци ю Виды  контроля  и  обратной  связи Развернутый  ответ на  вопрос Опрос Тест   Домашнее  задани е Буклет  «Учены е­ лингвис ты» Тестовое  задание письменное  высказыва ние Тестовое  задание Опрос  Сочинение­ рассужден ие Письменное высказ ывание  на  лингвис тическу ю тему  «Зачем  человек у нужен язык?» Сочинение­ миниат юра  «Зачем  нужны  стилист ические фигуры речи»  (на  пример е  одного­ двух  стихотв орений  С.  Есенина ) 4 Средства  знать  Сочинение синквейна Тесты по  Работа с  22 Решение  кроссвордов Работа с текстом Решение теста на  соответствие выбору  учителя Сочинение­ рассужден ие тренаж ёрами  «Худож ественн ые  средств а  языка» выразитель ности  языка стилистиче ские  фигуры и  другие  средства  выразитель ности  языка;  уметь  определять их роль в  тексте 23 Словарно­ орфографическа я работа Выполнение  письменных  упражнений Виртуальная  экскурсия Орфографиче ский  разбор  текста Решение  тестовы х  заданий Словарно­ орфографическа я работа Выполнение  письменных  упражнений Коллоквиум Решение  тестовы х  заданий Решение  тренировочных и тестовых  упражнений  повышенной  сложности Лабораторная  работа Решение  тестовы х  заданий 5 6 Языковые  нормы.  Орфограф ия.  Орфограм ма – буква  (заглавная) Орфограмма –  буква  (строчная) 7 Орфограмма ­  пробел Знать правила  правописан ия  заглавных  букв в  словах Уметь  применять  данные  правила на  практике Знать  орфограмм ы­буквы  (безударны е гласные в корне,  чередующи еся  гласные в  корне,  парные  согласные  в корне,  непроизнос имые  согласные  в корне и  др.) Уметь видеть  данные  орфограмм ы в тексте Знать  орфограмм у­пробел  (правописа ние  существите льных и  местоимен ий с  предлогами , наречий,  производн ых  предлогов  и др.) Уметь находить данные  24 орфограмм ы в  самостояте льно  созданных  текстах 25 Орфограмма ­  дефис Знать правила  дефисного  написания  слов Уметь данные  правила  применять  на  практике Словарно­ орфографическа я работа Выполнение  письменных  упражнений  Анализ предложений  Трудные  Уметь находить Словарно­ Соревнование  «Гонка за  лидером» Решение  тестовы х  заданий Творческий  диктант  Составить  тест по  орфогр афии  8 9 1 1 Сочинение­ миниат юра  «Зачем  нужны  знаки  препина ния  конца  предло жения» Решение  теста 26 случаи  орфографи и Контрольная  работа  «Соблюден ие  орфографи ческих  языковых  норм  русского  языка» Языковые  нормы.  Пунктуаци я конца  предложен ия.  Интонация  конца  предложен ия орфографическа я работа Творческий диктант выход из  трудных  орфографи ческих  ситуаций Уметь  Выполнение  Диктант контрольных  заданий применять  на  практике  орфографи ческие  правила Фронтальный  опрос Знать основные Работа с  мультимедийной презентацией,  анализ текстов,  ответы на  вопросы знаки  препинания конца  предложен ия и их  функции Уметь  применять  данные  знаки  препинания при  создании  собственны х текстов 1 Выделительные Знать  Выполнение  Практикум  знаки  препинания .  Интонация  предложен ий с  данными  выделитель ные знаки  препинания и условия  их  применени я в  тренировочных и тестовых  упражнений знаками  препинания предложен иях Уметь  определять границы  предложен ий, где  необходим а  постановка выделитель ных знаков  препинания ;  интонацион но  показывать границы  оборотов  речи с  выделитель ными  знаками  препинания 27 1 Особенности  использова ния в речи  неполных  предложен ий Знать признаки  неполных  предложен ий в  русском  языке Уметь слышать  Наблюдение,  сравнение,  анализ  предложений, конструирование  предложений Речевой  практику м неполные  предложен ия и  самостояте льно  применять  выделитель ную  интонацию  в данных  предложен иях Комплексный анализ  текста Письменный опрос 1 Языковые  нормы.  Пунктуаци я.  Разделител ьные знаки  препинания Знать  разделител ьные  знаки препинания и условия  их  применени я в  предложен иях Уметь  определять границы  предложен ий, где  необходим а  постановка разделител ьных   знаков  препинания ;  интонацион но  показывать границы  оборотов  речи с  разделител ьными   Выписать из любого  художе ственно го  текста  абзац, в которо м есть  неполн ые  предло жения Выразитель ное  чтение  прозаич еского  произве дения  (по  выбору  учащег ося 1  страниц а  печатно го  текста) 28 знаками  препинания 29 1 1 1 1 1 Композиционн ые приемы  построения высказыван ия на  лингвистич ескую тему Выступление на лингвистич ескую тему Знать  Работа с текстом Письменный  Подготовит опрос ься к  публич ному  выступ лению  по  самосто ятельно выбран ной  теме Публичное  выступление Творческий  проект композици онные  части  высказыван ия на  лингвистич ескую  тему:  вступление , тезис,  аргументы, заключение Уметь  применять  знания  композици и на  практике Уметь  создавать  высказыван ия (устные  и  письменны е) на  лингвистич ескую  тему,  публично  выступать  по  заданной  теме Сочинение­ рассужден ие на  лингвистич ескую  тему. Языковые  нормы.  Культура  звучащей  речи. Уметь  Творческая работа. Сочинение­ рассужден ие. Орфоэпически й диктант  («Да ­  нет») применять  полученны е знания на  практике. Знать  Решение проблемных заданий Публичное  выступление теоретичес кий  материал  по данному разделу. Уметь строить  свою речь в соответств Составить  собстве нный  словари к  трудны х  случаев орфоэп 30 ии с  языковыми, коммуника тивными и  этическими нормами,  анализиров ать свою  речь с  точки  зрения её  нормативн ости,  уместности и  целесообра зности, устранять  ошибки и  недочёты в  своей  устной и  письменно й речи ии 31 2 2 2 2 Языковые  нормы.  Орфоэпия.  Звуковая  система  языка и  произносит ельные  нормы Языковые  нормы.  Орфоэпия.  Активные  процессы в  современно м русском  языке:  изменения  в русском  произноше нии Контрольная  работа по  орфоэпии Виды речи.  Монолог и  диалог Работа с  лингвистическим текстом Составление плана  текста Фронтальный  Монологиче опрос ское  высказ ывание  по теме урока Выполнение  упражнений Лабораторная  Подготовит работа ься к  контро льной  работе  по  орфоэп ии Решение тестовых  заданий Тест Знать  особенност и гласных  ударных  звуков в  речи,  зависимост ь звучания  слова от  его  словоформ ы Уметь  пользовать ся  полученны ми  знаниями  на  практике Знать о  тенденциях изменения  ударений в  русском  языке,  фонетичес кой  адаптации  иноязычны х слов Уметь  объяснять  особенност и  изменений  в  произноше нии Уметь  применять  полученны е знания на  практике Знать основные виды речи Уметь строить  монолог,  диалог Решение речевых  Речевой  ситуаций практику м Составить  моноло гическо е  высказ ывание  32 по  теме:  «Зачем  человек у  правиль ная  речь?» 33 2 Словарный  Знать основные Учебный проект  Защита  «Лексический  состав русского  языка» проекта Работа над  проекто м запас  современно го  человека.  Исконно­ русские  слова.  Заимствова нные слова. 2 Устаревшие  слова.  Неологизм ы.  Диалектиз мы.  Профессио нализмы.  Жаргонизм ы. 2 Лексические  нормы  русского  языка.  Значение  слова 2 Лексические  нормы.  Синонимия русского  языка.  Контекстуа льные  синонимы. признаки  исконно­ русских  слов и  заимствова нных Уметь  определять слова  данных  категорий Знать основные признаки  устаревших слов и  других  слов  ограниченн ой лексики Уметь находить слова  данных  категорий  в тексте Знать понятие  «лексическ ая норма» Уметь давать  лексическо е  толкование слова,  правильно  употреблят ь слово в  речи в  соотношен ии с его  лексически м  значением Знать понятия  «синоним», «синоними я»,  «синоними ческий  ряд»,  доминанта  Учебный проект  Защита  «Лексический  состав русского  языка» проекта Работа над  проекто м Выполнение  практических  заданий Лабораторная  работа Работа с текстом Практическая  Комплексн работа ый  анализ  текста 34 «синоними ческого  ряда»,  «контексту альный  синоним». Уметь в речи  использова ть  синонимич еские  ряды,  находить в  текстах  контекстуа льные  синонимы 35 Работа с текстом Лабораторная  Комплексн работа ый  анализ  текста 2 Лексические  нормы.  Антонимы.  Контекстуа льные  антонимы. Знать понятия  «антоним», «контексту альный  антоним» Уметь  определять антонимы в тексте,  различать  антонимы и контекстуа льные  антонимы,  употреблят ь их в речи Фразеология  Знать типы  Работа с текстом Тест Комплексн 2 3 3 3 как  компонент  речевой  культуры фразеологи змов Уметь  правильно  и уместно  использова ть  фразеологи змы в речи Контрольная  работа по  теме:  «Словарны й запас и  лексически е нормы  русского  языка» Официально­ деловой  стиль.  Лексическ ие единицы официальн о­делового  стиля. Уметь  Решение тестовых  Контрольная  применять  знания на  практике заданий работа Знать основные Работа с таблицей Фронтальный опрос признаки  официальн о­делового  стиля,  лексически е единицы Уметь  ый  анализ  текста Подготовит ься к  деловой игре «А я  работа ю…» определять тексты  данного  стиля Языковое  оформлени Знать языковые клише  Деловая игра Практическая  работа Подготовит ься к  36 е деловых  бумаг. 3 Контрольное  тестирова ние официальн о­деловых  бумаг Уметь  составлять  деловые  бумаги Уметь  применять  знания на  практике Решение тестовых  заданий. Контрольная  работа конфер енции. 37 Литература Ильина Т. И. Русский язык. Тесты по культуре речи (методическое пособие для учащихся 8 – 11 классов)  Космарская И. В., Руденко А. К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи. 8­11  класс. М., Аквариум, 1998 Кудинова Т. А. «Подготовка к итоговой  аттестации по русскому языку. Тестирование».   Ростов­на­Дону. «Феникс»­2005г. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Ярославль, Академия развития, 1997 Рабочая программа предмета «Русский язык и культура речи» для 9 класса     Составитель  Г. А. Мосина Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: "Высшая школа", 1974. Русский язык. Все трудности языка. Универсальный словарь для школьников. М., Астрель,  2010 Семушкина Л. Н. Культура русской устной речи. Словарь­справочник/М.: Айрис­пресс,  2006   Сергеев Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждение. Волгоград, 1997 Сычёва Н. Пишем без ошибок. Все правила русского языка. М., АСТ, 2009 Интернет­ресурсы: http://www.budde.ru/obschestvennaya­suschnost­yazyika/funktsii­yazyika.html http://www.divelang.ru/history­rus  http://shpora07.narod.ru/all_q/place.htm   http  http  http  http  http  http://sc.tverobr.ru/dlrstore/00000c51-1000-4ddd-517d-3600483aebf5/04-2-  324.  5_   item   _  group      etnogenez    %20    /  star  .  ru   /  files  /  drevo      /  image  /11/1.  .  org   033.  files          gif   002.    /  image    /1080/108007/410640.  /  portfolio      .200  ://   www   stran      ://   www   .  zoroastrian    .  childrenpedia  ://   www       .  narod  ://   tnaia    ://   www   .  weblancer   2.htm  .  ru   /  bk   /  files  /  files    .  net    %20  Petrov      .  jpg   html   .  ru   /  maps      jpg   jpg   http://ports.ucoz.com/load/russkij_jazyk/istorija_russkogo_literaturnogo_jazyka/141­1­0­461  http://shpora07.narod.ru/all_q/language.htm  http://therules.ru/capitals/#  http://www.hi­edu.ru/e­books/xbook028/01/part­014.htm  http://www.saharina.ru/metod/rus/les1/  38 ПРИЛОЖЕНИЕ Входящий тест для 8 класса по курсу «Русский язык и культура речи» Указать предложения, в которых допущены ошибки при использовании причастий  и причастных оборотов: А) есть ошибка, б) нет ошибки 1. В эссе были представлены размышления об увиденном и наблюденном. 2. В работе необходим поиск новых методов, приносивших бы максимальные результаты. 3. Это был законодательный проект, выражавший объективную необходимость. 4. Великолепный «Пейзаж» В.Д.Шмаринова, написанного в той же манере, приковывает  внимание посетителей выставки. 5. Это был конкурс­игра, являвшийся испытанием одной из способностей соревнующихся.  6. Приехавшие делегаты на конференцию должны зарегистрироваться. 7. Задания, получаемые студентами, вовремя были выполнены. 8. Вдали виднелись вершины гор, покрытые снегом, который сверкал на солнце. 9. Заказ, выполняющийся нашей фирмой, особый. 10. Все увидящие эту картину не могут не возмутиться. Определить, на какой слог падает ударение в словах: а) на первый слог б) на второй слог в) на третий слог   г)на четвертый слог 11. вер­тя­щий 12.вклю­чен­ный 13. за­няв­ший 14. на­ча­тый 15. от­дан­ный 16. под­ня­та    21. плом­би­ро­вать 17. раз­ви­та    22. хри­сти­а­нин 27. ста­ту­я 18. при­ня­ты    23. ал­ко­голь 19. у­мер­ший  24. за­ку­по­рить 20. со­гну­тый  25. оп­то­вый 28. у­про­че­ни­е 29. эк­сперт 30. це­мент 26. ка­та­лог Указать предложения, в которых нарушенный порядок слов создает  двусмысленность или неясность речи: а) есть ошибка, б) нет ошибки 31. Есть немало произведений о детстве писателя в мировой литературе. 32. Кое­где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь. 33. Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ. 34. Жителям пострадавшего района от засухи была оказана помощь. 35. После ссоры друзей произошел быстрый отъезд с именин Онегина. 36. Произошел осмотр места происшествия, где была совершена кража из магазина, с  участием понятых. 37. Вошла горничная с накрахмаленной на голове наколкой. 38. В магазин поступили коляски для детей различных расцветок. 39. Из других спортивных событий следует выделить соревнования по штанге. 40. Кутузов, как показал Л.Н.Толстой, находясь на поле боя, больше всего заботился о  поддержании боевого духа в солдатах.  Объясните значение слов иноязычного происхождения и подберите к ним  синонимы: 41. Интервенция 39 42. Коммивояжёр 43. Кредо 44. Мизантроп 45. Перманентный 46. Прецедент 47. Раритет Ответы к тесту для 8 класса. 1­А 2­А 3­Б 4­А 5­Б 6­А 7­А 8­Б 9­А 10­А 11­Б 12­Б 13­Б 14­А 15­А 16­В 17­В 18­А 19­Б 20­А 21­Г 22­Г 23­В 24­б 25­Б 26­В 27­А 28­Б 29­Б 30­Б 31­А 32­Б 33­А 34­А 35­А 36­А 37­А 38­А 39­Б 40­А 41­вторжение 42­разъездной представитель торговой фирмы 40 43­убеждение 44­человеконенавистник 45­непрерывный, постоянный 46­случай 47­ценная вещь 41 Итоговый тест для 8 класса по курсу «Русский язык и культура речи» Указать предложения, в которых допущена ошибка при использовании форм а) существительного б) прилагательного в) глагола 1. К завтраку было подано кофе с молоком. 2. Микула пахает землю. 3. У ребенка проявлялись и более худшие привычки. 4. Их восхищения были безграничны. 5. Я лежал на береге на пляже. 6. Он знал множество историй, стихотворений, басней и песней. 7. Эта пьеса играется впервые. 8. Он сознавает свои ошибки. 9. Брат был более добрее, чем сестра. 10. Много болгаров поехало на соревнования. 11. Шумное, многолюдное Осло. 12. Ложи сюда! 13. Вдали показалась большая серая кенгуру. 14. Купите мне пару носок. 15. Первый учение отвечал бойчее, чем второй. 16. разделите все это на несколько равных доль. 17. Дерево развешало густые ветки. 18. через год закончил институт и возвращается на работу инженером. 19. Это был летчик самого высокого экстра­класса. 20. Графитовый стержень затем красился и отправлялся на сушку. Определите, на какой слог падает ударение в слове: в) на третий б) на первый б) на второй 21. веселы 22. весела 23. созван 24. созвана 25. диагноз 26. нанял 27. наняла 28. прожит 29. прожита 30. прожиты Объясните значения фразеологизмов: 31. Тёртый калач 32. Наклеивать ярлыки.      33. Чужими руками жар загребать.       34. Обрасти мхом. 35. Потёмкинские деревни. 36. На чём свет стоит. 37. До морковкина заговенья          38. Выеденного яйца не стоит. 39. Перейти Рубикон. 40. На блюдечке с золотой каёмочкой. Исправьте имеющиеся в предложениях ошибки: 41. Весной в результате таяния снега увеличился уровень воды в реке. 42. Недавно состоялся форум модельеров, на котором демонстрировались новые модели. 43. Я хочу выразить мысль следующего свойства. 44. В актовом зале царила деловая суета. 45. в проходной следили за снятием верхней одежды. 46. Результаты следствия ясны всем. Осталось резюмировать приговор. 42 47. Самоходное шасси – в том или ином амплуа – может работать весь год. 48. На новом предприятии имеются свободные вакансии. Ответы к тесту для 8 класса. 1­А 2­В 3­Б 4­А 5­А 6­А 7­В 8­В 9­Б 10­А 11­А 12­В 13­А 14­А 15­Б 16­А 17­В 18­В 19­Б 20­В 21­А 22­В 23­А 24­В 25­Б 26­А 27­В 28­А 29­В 30­А 31­ опытный 32­ оценивать односторонне 33­ пользоваться результатами чужого труда 34­ иметь запущенный вид 35­ показной блеск 36­ отчаянно 37­ неограниченно долго 38­ ничего не стоит 39­ сделать решительный шаг 40­ без усилий, даром 41­ уровень воды повысился 42­ съезд модельеров 43­хочу выразить следующую мысль 44­ следили за тем, чтобы снимали верхнюю одежду 43 45­ осталось огласить приговор 46­ в том или ином виде 47­ имеются вакансии 44 Итоговый тест для 9 класса по курсу «Русский язык и культура речи» Указать сложноподчиненные предложения, в которых  а) есть речевая ошибка     б) нет ошибки 1. Приятель спросил меня, что далеко ли я живу. 2. Берег бухты, где мы остановились на ночлег, состоял из песчаника.  3. Роман кончается, что сын Болконского слушает разговор Николая Ростова и Пьера. 4. В детстве мы любили играть в парке, который, думаю, что сейчас нельзя узнать. 5. Диктор сообщил телезрителям, что вновь встретится с ними только через месяц, так как  уходит в отпуск. 6. Человечество стремится к тому, чтобы с войнами было бы покончено. 7. Одна из картин Левитана висит на стене, которая называется «Весна». 8. Все силы были направлены, чтобы удержаться от ужаса и не поддаться панике. 9. Наташа отдала телеги раненым, на которых семья собиралась эвакуироваться из  Москвы. 10. Татьяна по ночам читала романы, в героев которых верила и мечтала. 11. Лермонтов показывает Печорина и  на какой­то маленькой станции, где он встречается  с Максимом Максимовичем, и на Кавказе, в Кисловодске, в Тамани. 12. Главное, чему необходимо уделить внимание, это художественной стороне  произведения. 13. Казалось, что опасность настолько близка, что избежать ее не удастся. 14. Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе. 15. Он исхудал за одну ночь, что только кожа и кости. Указать, какой тип ошибки допущен в предложении с деепричастным оборотом: а) действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастным оборотом, относятся к разным лицам; б) оборот употреблен в безличном предложении; в) ошибка в употреблении вида деепричастия; г) деепричастный оборот употреблен в предложении со страдательным оборотом. 16. Прочитав пьесу, передо мной отчетливо возникли образы персонажей. 17. После суда опальный писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы. 18. Готовя домашнее задание, меня все время отвлекал телефон. 19. Промотав все состояние, ему нечего было оставить своим детям. 20. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко. 21. Определив эти величины и измеряя силу тяжести на различных широтах, выводим  формулу. 22. Подъезжая к реке, мы остановили лошадей и, соскочив с них, бросились к воде. 23. Проходя мимо телятника, чувство гордости охватывает нас. 24. Вернувшись на стройку, было еще темно. 25. Он был спасен подоспевшим прохожим, вовремя заметив горящую машину. Указать предложения, в которых:  а) допущена ошибка при употреблении слова в несвойственном ему значении; б) допущена логическая ошибка. 45 26. Рейд выявил целую плеяду жуликов. 27. Возникла ситуация, сходная с ранними романами Бальзака. 28. Я очень люблю Москву, да и как мне ее не любить, ведь и сама­то я тамбовская. 29. Чемпионы сегодня неузнаваемы, они играют превосходно. 30. Мелочную рыбу отдали кошке. 31. Простакова растит достойного себе наместника Митрофанушку. 32. Достоевский – писатель­психиатр. 33. Индеец ехал на коне с голубыми перьями. 34. Несмотря на недостаточность образования, Давыдов является носителем нашей  культуры. 35. Пушкин любил природу, искусство, живопись, но ненавидел самодержавие. Указать наречия, в которых ударение падает: а) на первый слог 36. доверху 37. отчасти 38. поутру 39. отроду (не видел) 40. (биться)  насмерть 41. на смех 42. по двое 43. напрочь  б) на второй слог 44. наголову (разбить) 45. донизу 46. навек 47. на миг 48. на дом 49. внаймы 50. без толку  в) на третий слог Указать существительные, в которых ударение падает: а) на первый слог  б) на второй слог 51. ломоть 52. кремень 53. лоскут 54. призыв. 55. свекла 56. хаос (беспорядок) 57. цыган 58. созыв 59. агент 60. искра Ответы к тесту для 9 класса 4­А   5­Б 1­А 2­Б          3­А 14­А 6­Б    7­А 8­А      9­А 10­А     11­Б 12­А    13­Б 22­В   23­А 24­Б    25­Г 26­А 15­А 16­А    17­Г 18­А    19­Б 20­Г   21­В 27­Б 28­Б 29­А 30­А 31­А 32­А 33­Б 34­Б 35­Б 36­А 37­Б 38­В 39­А 40­А 46 41­А 42­А 43­А 44­А 45­А 46­Б 47­Б 48­А 49­Б 50­А 51­Б 52­Б 53­Б 54­Б 55­А 56­Б 57­Б 58­Б 59­Б 60­А 47

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа курса "Русский язык и культура речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2017