Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Сказкоград" (1 класс)
Оценка 4.6

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Сказкоград" (1 класс)

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
1 кл
05.04.2017
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Сказкоград" (1 класс)
Профилактическая программа курса внеурочной деятельности «Сказкоград» в 1 классе. Основной целью программы является помощь детям в адаптации к школе, предупреждение и снижение тревожности, повышение уверенности в себе, формирование регуляции межличностных отношений, позитивному изменению поведения и развитию разнообразных форм коммуникации. Задачи программы: • Способствовать снижению школьной тревоги у детей, формированию позитивных моделей поведения в реальной жизни, учить первоклассников правильно обращаться со школьными атрибутами, адекватно относиться к ним, развивать самостоятельность и аккуратность. • Развивать желание улучшать, исправлять, преодолевать трудности, способствовать развитию стремления к успеху, веры в свои силы, оптимизма, коррекция и развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие познавательного интереса, развитие речи, произвольного внимания, памяти, формирование эстетического вкуса, воспитание аккуратности в работе, обогащение положительного эмоционального опыта.Профилактическая программа курса внеурочной деятельности «Сказкоград» в 1 классе
Рабочая программа. Сказкоград.docx
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр»                                                   имени Героя Советского Союза Ваничкина Ивана Дмитриевича с.Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области Профилактическая программа курса внеурочной деятельности «Сказкоград» в 1 классе Направление внеурочной деятельности «Интеллектуальное» Возраст детей 6­7 лет Срок реализации программы 1 год Общее количество часов – 33 (1 час в неделю) Автор М.А. Макарова, учитель начальных классов, ГБОУ СОШ с. Алексеевка «Образовательный центр» Алексеевского района Самарской области 2015 г. Пояснительная записка. В последнее время появилось новое оригинальное направление работы с  младшими школьниками в области эмоционально­личностной коррекции –  сказкотерапия. Она помогает снять у детей чувство тревожности, страха,  изменяется самоотношение, развивается творческое воображение,  способствует более успешной школьной адаптации первоклассников. В  деятельности учителя начальных классов при правильно организованном  процессе работы она вполне уместна. Этим отмечается актуальность  данного проекта. Основной целью программы является помощь детям в адаптации к школе,  предупреждение и снижение тревожности, повышение уверенности в себе,  формирование регуляции межличностных отношений, позитивному  изменению поведения и развитию разнообразных форм коммуникации. Задачи  программы:   Способствовать снижению школьной тревоги у детей, формированию  позитивных моделей поведения в реальной жизни, учить первоклассников  правильно обращаться со школьными атрибутами, адекватно относиться к ним, развивать самостоятельность и аккуратность. Развивать желание улучшать, исправлять, преодолевать трудности,  способствовать развитию стремления к успеху, веры в свои силы,  оптимизма, коррекция и развитие сенсорно­перцептивной сферы, развитие познавательного интереса, развитие речи, произвольного внимания,  памяти, формирование эстетического вкуса, воспитание аккуратности в  работе, обогащение положительного эмоционального опыта. Ожидаемый результат. Занятия с элементами сказкотерапии  (психокоррекционные сказки Панфиловой М. А.) предполагают уменьшение  времени на психологическую адаптацию, возникновения позитивного  изменения поведения, развитие самосознания, формирования социально­ адекватных способов взаимодействия с внешним миром. Практическая значимость. Данная программа поможет учителю начальных  классов организовать занятия с детьми по школьной адаптации. Программа  состоит из пяти разделов, в каждом из них по 5­6 занятий, в течение одного  занятия учитель работает над одной сказкой. Режим занятия с учащимися 1­ых классов, занимающихся по  общеобразовательной программе, а также по адаптированной программе VII и VШ видов в рамках данного проекта предполагает еженедельные 40 минутные занятия с группой учащихся 9 ­11 человек. Занятия проводить лучше в  комнате, где достаточно места для передвижения. На занятиях используются  методы: беседы, ролевые игры, инсценировки, подвижные игры, обсуждения,  зарисовки понравившихся моментов. Для работы использованы психокоррекционные сказки Панфиловой М.А.  «Лесная школа. Коррекционные сказки для дошкольников и младших  школьников». Тематическое планирование. № п/п Содержание материала Кол­ во часов Характеристика основных видов деятельности учащихся Примерные сроки Работа по выработке навыков школьной адаптации: (Сказки для школьной адаптации) – 8 ч. 1­2 Сказка «Создание  Лесной школы». 2 3 Сказка «Букет для  Учителя». 1 Л: положительное  отношение к учению,  уважение к собеседнику.  Р: уметь определять и  формулировать цель с  помощью учителя.        П: уметь ориентироваться в  своей системе знаний:  отличать новое от уже  известного с помощью  учителя.                           К: уметь с достаточной  полнотой и точностью  выражать свои мысли,  слушать и понимать речь  других, совместно  договариваться о  правилах поведения и  общения в школе и  следовать им. Л: понимать  необходимость  сотрудничества с  учителем, готовности к  взаимодействию с ним и  к дружескому 4 5­6 Сказка «Смешные  страхи». Сказка «Игры в  школе». 1 2 взаимопониманию;  понимать необходимость  товарищеского  сотрудничества,  готовности к  взаимодействию и  взаимопониманию.       П:  составлять развёрнутые  ответы на вопрос  учителя.             К:  сотрудничество в поиске  и сборе информации. К: уметь разрешать  конфликтные ситуации.    Л: иметь способность к  самооценке.                      Р: оценивать  правильность  выполнения действия.       Л: положительное  отношение к учению,  уважение к собеседнику.  Р: проговаривать  последовательность  действий на уроке;  планировать своё  действие в соответствии  с поставленной задачей,  вносить необходимые  коррективы в действие  после его завершения на  основе его оценки и  учёта характера  сделанных ошибок,  оценивать правильность  выполнения действия.  П: добывать новые знания:  находить ответы на  вопросы, используя  учебник, свой жизненный опыт и информацию,  полученную на занятии. 7­8 Сказка «Школьные  правила». 2 К: учиться работать в  паре, группе,  формулировать  собственное мнение и  позицию. Л: понимать  необходимость  сотрудничества с  учителем, готовности к  взаимодействию с ним и  к дружескому  взаимопониманию;  понимать необходимость  товарищеского  сотрудничества,  готовности к  взаимодействию и  взаимопониманию.       П:  составлять развёрнутые  ответы на вопрос  учителя.             К:  сотрудничество в поиске  и сборе информации. Работа по повышению школьной мотивации: (Сказки об отношении учеников к вещам) – 7 ч. 9 Сказка «Собирание  портфеля». 1. 10 Сказка «Белочкин  сон». 1 1 К: уметь разрешать  конфликтные ситуации.    Л: иметь способность к  самооценке.                      Р: оценивать  правильность  выполнения действия.       Л: положительное  отношение к учению,  уважение к собеседнику.  Р: уметь определять и  формулировать цель с  помощью учителя;  проговаривать  последовательность  действий на уроке.         П: уметь ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от уже известного  с помощью учителя.          К: уметь с достаточной  полнотой и точностью  выражать свои мысли,  слушать и понимать речь  других, совместно  договариваться о  правилах поведения и  общения в школе и  следовать им. Л: понимать  необходимость  сотрудничества с  учителем, готовности к  взаимодействию с ним и  к дружескому  взаимопониманию;  понимать необходимость  товарищеского  сотрудничества,  готовности к  взаимодействию и  взаимопониманию.       П:  составлять развёрнутые  ответы на вопрос  учителя.             К:  сотрудничество в поиске  и сборе информации. К: уметь разрешать  конфликтные ситуации.    Л: иметь способность к  самооценке.                      Р: оценивать  правильность  выполнения действия.       Л: положительное  отношение к учению,  уважение к собеседнику.  Р: планировать своё  11­ 12 Сказка «Госпожа  Аккуратность». 2 13 14 Сказка «Жадность». Сказка «Волшебное  яблоко». 1 1 действие в соответствии  с поставленной задачей,  вносить необходимые  коррективы в действие  после его завершения на  основе его оценки и  учёта характера  сделанных ошибок,  оценивать правильность  выполнения действия.  П: добывать новые знания:  находить ответы на  вопросы, используя  учебник, свой жизненный опыт и информацию,  полученную на занятии.  К: учиться работать в  паре, группе,  формулировать  собственное мнение и  позицию. Л: понимать  необходимость  сотрудничества с  учителем, готовности к  взаимодействию с ним и  к дружескому  взаимопониманию;  понимать необходимость  товарищеского  сотрудничества,  готовности к  взаимодействию и  взаимопониманию.       П:  составлять развёрнутые  ответы на вопрос  учителя.             К:  сотрудничество в поиске  и сборе информации. 15 Сказка «Подарки в  день рождения». 1 Работа по формированию школьных ценностей: (Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям) – 7 ч. 16­ 17 Сказка «Домашнее  задание». 18­ 19 Сказка «Школьные  оценки». 20 Сказка «Ленивец». 2 2 1 К: уметь разрешать  конфликтные ситуации.    Л: иметь способность к  самооценке.                      Р: оценивать  правильность  выполнения действия.       Л: положительное  отношение к учению,  уважение к собеседнику.  Р: уметь определять и  формулировать цель с  помощью учителя;  проговаривать  последовательность  действий на уроке.         П: уметь  ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от уже известного  с помощью учителя.          К: учиться работать в  паре, группе,  формулировать  собственное мнение и  позицию. Л: понимать  необходимость  сотрудничества с  учителем, готовности к  взаимодействию с ним и  к дружескому  взаимопониманию;  понимать необходимость  товарищеского  сотрудничества,  готовности к  взаимодействию и  взаимопониманию.       П:  составлять развёрнутые 21 22 Сказка  «Списывание». Сказка «Подсказка». 1 1 ответы на вопрос  учителя.             К:  сотрудничество в поиске  и сборе информации. К: уметь разрешать  конфликтные ситуации.    Л: иметь способность к  самооценке.                      Р: оценивать  правильность  выполнения действия.       Л: положительное  отношение к учению,  уважение к собеседнику.  Р: планировать своё  действие в соответствии  с поставленной задачей,  вносить необходимые  коррективы в действие  после его завершения на  основе его оценки и  учёта характера  сделанных ошибок,  оценивать правильность  выполнения действия.  П: уметь добывать новые  знания: находить ответы  на вопросы, используя  учебник, свой жизненный опыт и информацию,  полученную на занятии.  К: учиться работать в  паре, группе,  формулировать  собственное мнение и  позицию. Работа по формированию здорового образа жизни: (Сказки о здоровье и о том, как стать большим) – 5 ч. 23­ 24 Сказка «Режим.  Телевизор». 2 Л: понимать  необходимость  сотрудничества с  учителем, готовности к 25 26 Сказка «Бабушкин  помощник». Сказка «Прививка». 1 1 взаимодействию с ним и  к дружескому  взаимопониманию;  понимать необходимость  товарищеского  сотрудничества,  готовности к  взаимодействию и  взаимопониманию.       П:  составлять развёрнутые  ответы на вопрос  учителя.             К:  сотрудничество в поиске  и сборе информации. К: уметь разрешать  конфликтные ситуации.    Л: иметь способность к  самооценке.                      Р: оценивать  правильность  выполнения действия.       Л: положительное  отношение к учению,  уважение к собеседнику.  Р: уметь определять и  формулировать цель с  помощью учителя;  проговаривать  последовательность  действий на уроке.          П: добывать новые  знания: находить ответы  на вопросы, используя  учебник, свой жизненный опыт и информацию,  полученную на занятии.  К: уметь с достаточной  полнотой и точностью  выражать свои мысли,  слушать и понимать речь  других, совместно  договариваться о 27 Сказка «Больной  друг». 1 правилах поведения и  общения в школе и  следовать им. Л: понимать  необходимость  сотрудничества с  учителем, готовности к  взаимодействию с ним и  к дружескому  взаимопониманию;  понимать необходимость  товарищеского  сотрудничества,  готовности к  взаимодействию и  взаимопониманию.       П:  составлять развёрнутые  ответы на вопрос  учителя.             К:  сотрудничество в поиске  и сборе информации. Работа по формированию взаимоотношений между детьми: (Сказки о школьных конфликтах) – 6 ч. 28 Сказка «Ябеда». 1 29 1 Сказка «Шапка­ невидимка». К: уметь разрешать  конфликтные ситуации.    Л:  иметь способность к  самооценке.                     Р:  оценивать правильность  выполнения действия.              Л: положительное отношение  к учению, уважение к  собеседнику. Р:  проговаривать  последовательность действий  на уроке.        П: добывать  новые знания: находить  ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный  опыт и информацию,  полученную на занятии. К:  учиться работать в паре,  группе, формулировать 30­ 31 Сказка «Задача  для Лисенка  (ложь)». 32 33 Сказка  «Спорщик». Сказка «Обида». 2 1 1 собственное мнение и  позицию. Л: понимать необходимость  сотрудничества с учителем,  готовности к взаимодействию с ним и к дружескому  взаимопониманию; понимать  необходимость  товарищеского  сотрудничества, готовности к взаимодействию и  взаимопониманию.       П:  составлять развёрнутые  ответы на вопрос учителя.       К: сотрудничество в поиске и  сборе информации. К: уметь разрешать  конфликтные ситуации.    Л:  иметь способность к  самооценке.                     Р:  оценивать правильность  выполнения действия.              Л: положительное отношение  к учению, уважение к  собеседнику. Р: уметь  определять и формулировать  цель с помощью учителя;  проговаривать  последовательность действий  на уроке.        П: добывать  новые знания: находить  ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный  опыт и информацию,  полученную на занятии. К:  уметь с достаточной  полнотой и точностью  выражать свои мысли,  слушать и понимать речь  других, совместно  договариваться о правилах  поведения и общения в школе, следовать им. Содержание программы. I. Работа по выработке навыков школьной адаптации (сказки по  школьной адаптации) ­ 8 часов. Поступление в школу иногда омрачается тревогой, страхом перед  неизвестностью. Избежать данных негативных эмоций у первоклассников,  адаптироваться быстрее к школе помогут сказки. Сопереживая сказочным  героям, дети обращаются к своим чувствам. Им легче рефлексировать свои  поступки, осознавать причины своих волнений через сказочные образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил и т. д.  позволит снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные  модели поведения в реальной жизни. Описание сказки. Создается «Лесная школа», где учениками выступают лесные зверята. Они  высказывают свои первые впечатления о школе, учителе, кабинете, правилах.  Они готовятся к 1 сентября, собирают букет для учителя, рассуждают о  первом школьном дне, первом уроке. Далее дети знакомятся с правилами  поведения на перемене, на уроке, узнают о звонке, об играх на перемене, о  правилах подготовки на перемене к следующему уроку и т. д. II. Работа по повышению школьной мотивации (сказки об отношении  учеников к вещам) – 7 часов. В школе дети встречаются с новым миром предметов, которые имеют  отношение к новому для них виду деятельности ­ к учебе. Для некоторых  детей школьные атрибуты являются дополнительным мотивирующим  фактором. Научить первоклассников правильно обращаться с ними, адекватно относиться к ним, развивать аккуратность и самостоятельность помогут  сказки. Описание сказки. Детям рассказывается, как лесные зверята собирают портфель, что нужно  собирать с вечера, какие предметы нужно брать с собой, а какие зверята не  берут с собой в школу, как лесные зверята надевают обложки на тетрадки,  ремонтируют учебники и т. д. Далее Госпожа Аккуратность открывает свои секреты детям, такие как:  секрет чистого тела, чистых вещей, чистых тетрадей, чистых парт, чистого  портфеля. Рассказывает о дежурных, которые помогают Госпоже  Аккуратность, об их отличительных знаках. Бережливость некоторых  учеников иногда перерастает в жадность. Учитель призывает детей лечиться ­  учиться у феи Доброты. Первый шаг на пути к излечению ­ добрый поступок,  говорится о различии между «жадностью» и «бережливостью». Продолжается разговор о добрых поступках, как Волчонок откладывает яблоко, а лисенок  его съедает ­ тема переходит к воровству. Съев это яблоко, у Лисенка  отваливается хвост, тяжелое признание Лисенка, его стыд перед Волчонком и  всеми зверятами, его искупление вины ­ подарок апельсина маме Волчонка.  Разговор переходит к теме подарков, актуальной для большинства  школьников. В сказке рассказывается, как правильно дарить и получать  подарки, какие подарки можно дарить. III. Работа по повышению школьных ценностей (сказки об отношении  учеников к урокам, к занятиям) – 7 часов. В период адаптации к школе у детей часто наблюдаются сложности в  отношении к урокам, к домашним заданиям, к оценкам. Для одних учеников  оценки ­ мощный стимул, для других ­ серьезное препятствие раскрытию  своих возможностей, причина возникновения школьных страхов. Адекватное  отношение к результатам позволяет понять детям логику процесса обучения,  прямую зависимость оценки от затраченного труда или усвоения материала.  Если ученики уже в начальной школе смогут осознать условность оценок, а  также вероятность и возможность при желании их улучшать, исправлять, то  решение проблем, преодоление трудностей для них будет привычным делом. Описание сказки. Волчонок не может сосредоточиться на выполнении домашнего задания и  папа­волк помогает ему. Но на уроке оказывается, что он не может  справиться с аналогичным заданием и признается в помощи его отца. Ошибка  волчонка помогает детям понять, что чувства удовлетворения приходит  только от своего труда, от своих побед. Ученики должны понять, что помощь  нужна только тем детям, которые сами стараются, а не ленятся. Разговор идет об ошибках. Медвежонок получает пятерку за свою работу, он получает  истинную радость и удовлетворение от своего труда, своих достижений. И  всем радостно за Медвежонка. Дети понимают важность своих заслуг.  Учитель­Еж предлагает игру «Хорошо и плохо», где мимикой показывают  свое отношение к занятиям, пище, увлечениям, игрушкам. Дети понимают, что они должны делать и как реагировать, если получили «5», «4», «3» и «2». Медвежонку надоело учиться, он ходит сонный и вялый. Мама Медвежонка  рассказывает ему сказку про Ленивца, про зверька, который когда­то был обезьянкой. Нежелание что­либо делать превратило его в Ленивца. На уроке  Учитель дал всем задание придумать рассказ о своих лесных приключениях.  Зайчонок ничего не смог придумать, и Медвежонок разрешил ему списать.  Учитель­Еж поставил им одну оценку на двоих, ведь даже если бы они делали  одно дело, у них были бы разные чувства и мысли. Медвежонок понял свою  ошибку, а его неудачную помощь Учитель назвал «Медвежьей услугой». Шло время. За окном началась поздняя осень. Волчонок засмотрелся на  снежинки и прослушал рассказ Учителя. Учитель его спросил, не зная ответа,  волчонок молящим взглядом смотрит на Белочку. Белочка подсказывает ему,  но он не расслышал, и весь класс смеялся. Затем Волчонок рассказывает о  своих ужасных чувствах в тот момент, затем он рассказывает о том, что думал на уроке во время рассказа учителя. Все внимательно слушали, учитель  сказал, что волчонок мог бы обойтись и без подсказок. IV. Работа по формированию здорового образа жизни (сказки здоровье и  о том, как стать большим) ­ 5 часов. Первый класс для детей ­ это серьезное испытание выносливости. Нагрузка на руку, сидячий образ жизни в школе, переутомление при выполнении  домашних заданий порой приводят к соматически заболеваниям. А если  ребенок ограничивает свое пребывание на воздухе, капризен в питании и  увлекается телевизором и компьютером, то проблемы усталости,  раздражительности, можно сказать обеспечены. Требования родителей,  убеждения педагогов здесь малоэффективны. Описание сказки. Приближаются холода, прошли каникулы в школе. Зверята рассказывают о  своих каникулах друг другу. Особенно детям понравились каникулы Лисенка, который все каникулы провел около телевизора. Учитель объясняет, что  родителям не жалко телевизора, просто нужно соблюдать режим, ведь  телевизор и компьютер ухудшают зрение, память способствуют усталости,  перевозбуждает. Рассказывается о режиме, как его нужно соблюдать. Выпуск  в Лесной школе «Лесной газеты». Распределение тем. Статья про помощников достался Волчонку. Он прибегает домой, отвлекает бабашку от дел, просит  покормить, не убирает за собой посуды, бежит к Белочке смотреть, как она  помогает бабушке. На следующий день о веселом рассказе «Бабушкин  помощник» Белочка с юмором написала рассказ о том, как Волчонок забегал  к ней домой. Ученики смеются над такой «заботой» о бабушке. В «Школьных  новостях» появилась заметка о том, что сегодня будут делать прививки.  Доктор­Филин объясняет, что прививки ставят только здоровым ученикам.  Первым вызывается Волчонок. Наконец остается один Зайчонок. Зверята  уговаривают его, а он сжался в комочек и дрожит. Енот предлагает ему  «храбрую конфету». Зайчонок съел и действительно стал храбрее. Приближался Новый год. Вдруг Лисенок промок и заболел. Учитель советует  детям не забывать о больном, посещать его, поддерживать, узнавать о его  состоянии, передавать домашнее задание. Потом выясняется, что  Медвежонок давно не ходит в школу ­ у него началась зимняя спячка, а об  этом вспомнила только Белочка. Ребята составили график посещений к  Лисенку и Медвежонку. Благодаря друзьям Лисенок выздоровел как раз к  праздникам, и к Новогоднему хороводу выходят все друзья, даже пришел  сонный Медвежонок. V. Работа по формированию взаимоотношений между детьми (сказки о  школьных конфликтах) – 6 часов. Эти сказки направлены на коррекцию агрессивного поведения. По законам  формирования коллектива проявление негативизма, конфликтных форм  поведения часто наблюдается как переходная стадия в развитии группы.  Особенно часто такие явления отмечают учителя и психологи в весенний  период, когда эмоциональная активность нарастает, а усталость  накапливается. Сказки о животных, о героях из лесной школы диссоциируют  читателей от мира людей, поэтому с ними легче подойти к работе над  обострившейся проблемой. Описание сказок. В классе появляется новая ученица ­ Кошечка. Особенная чистота,  сверхаккуратность прослеживаются во всем облике новой ученицы. Каждому  из учеников хочется потрогать красивый наряд, посидеть рядом с ней.  Кошечке это не нравится, она рассказывает об этом Учителю­Ежу. Учитель  просит быть всех более сдержанными. Дети с Кошечкой больше не  разговаривают, называют ее «ябедой». Кошечка плачет. Учитель просит детей  простить Кошечку. В школе появляется еще один новый ученик ­ Мышонок. Он был способным  ребенком, поэтому его захваливали родители и дедушка с бабушкой. Но в  лесной школе его приняли как обычного ребенка. Мышонок вел себя  демонстративно, но Учитель­Еж сделал ему замечание. Но Мышонок ничего  не понял, как не поняли и его родители. Учитель­Еж рассказывает сказку про  шапку­невидимку, когда того ребенка кто в ней находится просто никто не  замечает. Побывав в шапке­невидимке, Мышонок начинает осмыслять свое  поведение. В семье Лисенка по­разному относятся ко лжи, обману. Лисенок в школе  обманывает Учителя и оправдывает свою рассеянность болезнью дедушки, его отправляют домой ухаживать за дедушкой. Дома он говорит, что Учитель  заболел. Но, когда Учитель приходит домой к Лисенку, все выясняется.  Лисенок очень страдает. Следующая сказка о постоянно спорящем Мышонке, который не желает  слушать других. В ситуации, когда Зайчонок рассказывает сказку о братьях­ гномах ­ Удивлялке и Отрицалке. Мышонок понимает, что это сказка про него и обещает исправиться. В следующей сказке Кошечка обижается и молчит. Зверята не понимают, на  кого она обиделась, и не приглашают его играть. Маленький Енот  рассказывает сказку про упрямого Ослика, обиженного на других, с тех пор и  пошла пословица «На обиженных  воду возят». Кошечка понимает и обещает  быть другой. Использованная литература: 1. Акимова М.К., Козлова В. Т. Психологическая кoppeкция умственного  развития школьников.­ «Академия», М:, 2002 г. 2. Зинкевич­Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – «Речь»,  Петербург:, 2002 г. 3. Панфилова М.А. Лесная школа. Коррекционные сказки для  дошкольников и младших школьников. – «Сфера», М:, 2002 г. 4. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности  психолога специального образования. – «Аркти», М:, 2005 г. 5. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной  психологической помощи детям с проблемами развитии. – «Академия»,  М:, 2002 г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Сказкоград" (1 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Сказкоград" (1 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Сказкоград" (1 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Сказкоград" (1 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Сказкоград" (1 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Сказкоград" (1 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Сказкоград" (1 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Сказкоград" (1 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Сказкоград" (1 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Сказкоград" (1 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Сказкоград" (1 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Сказкоград" (1 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Сказкоград" (1 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Сказкоград" (1 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Сказкоград" (1 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Сказкоград" (1 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Сказкоград" (1 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Сказкоград" (1 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Сказкоград" (1 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Сказкоград" (1 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Сказкоград" (1 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Сказкоград" (1 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Сказкоград" (1 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Сказкоград" (1 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Сказкоград" (1 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Сказкоград" (1 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Сказкоград" (1 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Сказкоград" (1 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Сказкоград" (1 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Сказкоград" (1 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Сказкоград" (1 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Сказкоград" (1 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Сказкоград" (1 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Сказкоград" (1 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Сказкоград" (1 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Сказкоград" (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2017