Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»
Оценка 4.8

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»

Оценка 4.8
Разработки курсов
doc
математика
5 кл—9 кл
15.07.2019
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» и «Решение нестандартных задач» относится к общеинтеллектуальному направлению развития личности учащихся в рамках реализации ФГОС ООО научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Актуальность программы определена тем, что обучающиеся 5-9 классов должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям учащихся и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Занимательная математика 5-6 класс и решение нестандартных задач 7-9 класс.doc
Рабочая программа курса внеурочной деятельности   «Занимательная математика 5­6 класс»   «Решение нестандартных задач 7­ 9 класс» и Составитель:    Старостина Л.В.    учитель математики    I категория Пояснительная записка Программа   внеурочной   деятельности   «Занимательная   математика»   и   «Решение нестандартных задач»  относится к общеинтеллектуальному направлению развития личности учащихся в рамках реализации ФГОС ООО научно­познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.    Актуальность  программы   определена   тем,   что   обучающиеся   5­9   классов   должны иметь   мотивацию   к   обучению   математики,   стремиться   развивать   свои   интеллектуальные возможности.     Данная   программа   позволяет   обучающимся   ознакомиться   со   многими   интересными вопросами   математики   на   данном   этапе   обучения,   выходящими   за   рамки   школьной программы,   расширить   целостное   представление   о   проблеме   данной   науки.   Решение математических   задач,   связанных   с   логическим   мышлением   закрепит   интерес   детей   к познавательной   деятельности,   будет   способствовать   развитию   мыслительных   операций   и общему интеллектуальному развитию.        Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также   совершенствовать   навыки   аргументации   собственной   позиции   по   определенному вопросу.       Содержание   программы   соответствует   познавательным   возможностям   учащихся   и предоставляет   им   возможность   работать   на   уровне   повышенных   требований,   развивая  учебную мотивацию.    Содержание   занятий   внеурочной   деятельности   представляет   собой   введение   в   мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов   базового   предмета   –   математика.   Занятия   внеурочной   деятельности   должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию   символики,   правильному   применению   математической   терминологии.      Творческие   работы,   проектная   деятельность   и   другие   приемы   и   технологии, используемые в системе работы внеурочной деятельности, должны быть ориентированы на формирование   любознательности   детей,   которую   и   следует   поддерживать   и   направлять.  Данный курс внеурочной деятельности поможет  успешно овладеть не только универсальными учебными действиями, но и выйти на качественно новый уровень достижения предметных результатов   по   предмету   «Математика»;   осваивать   более   сложный   уровень   знаний   по предмету,   достойно   выступать   на   олимпиадах   и   участвовать   в   различных   конкурсах.             Основными   целями  проведения   занятий   курса   «Занимательная   математика» являются  •    стимулирование внутренней мотивации на изучение математики – как необходимого условия для саморазвития; создание условий для формирования познавательного интереса;   углубление и расширение знаний по математике; развитие   математического   кругозора,   мышления,   обучающихся;                                  воспитание настойчивости, инициативы.      исследовательских   умений               Задачи изучения курса «Занимательная математика»  ­ воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие . ­ воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи;   ­ формировать систему нравственных межличностных отношений, культуру общения, умение работы в группах ; ­ стремиться к формированию взаимопонимания и эффективного взаимодействия всех участников   образовательного   процесса,   содействуя   открытому   и   свободному   обмену информацией, знаниями, а также эмоциями и чувствами через   организацию качественного коммуникативного пространства на занятиях ; ­  воспитать творческую активность обучающихся в процессе изучения математики;   ­ оказать конкретную помощь обучающимся   в решении    текстовых задач, олимпиадных задач;  ­ способствовать повышению интереса к математике, развитию логического мышления. Для     успешного     освоения     программы   курса   внеурочной   деятельности   ребенку необходимо   не   только   много   знать,   но   и   последовательно   мыслить,   догадываться, проявлять     умственное     напряжение.     Интеллектуальная     деятельность,     основанная     на активном   поиске   способов   действий,   при   соответствующих   условиях   может   стать привычной  для  детей.    В     данную  программу   курса   внеурочной   деятельности   включены:     игры,   задачи   на смекалку,  головоломки,  которые  вызывают  у  ребят  большой  интерес.  Дети  могут,  не отвлекаясь,  подолгу  упражняться  в  преобразовании  фигур,  перекладывании  палочек  или других  предметов  по  заданному  образцу,  по  собственному  замыслу.  На  данных занятиях формируются  важные  качества  личности  ребенка:  самостоятельность,  наблюдательность, находчивость,  сообразительность,  вырабатывается  усидчивость. В  ходе  решения  задач  на  смекалку,  головоломок  дети  учатся  планировать  свои действия,   обдумывать   их,   догадываться   в   поисках   результата,   проявляя   при   этом творчество.  Эта  работа  активизирует  не  только  мыслительную  деятельность  ребенка,  но и  развивает  у него  качества,  необходимые  для  профессионального  мастерства,  в  какой бы  сфере  потом  он   не  трудился.   Основными   целями  проведения   занятий   курса   «Решение   нестандартных   задач» являются:  формирование   мировоззренческих   представлений   о   математике   как   части   • общечеловеческой культуры, о роли математики в общественном прогрессе;    развитие   и   углубление   познавательного   интереса   к   математике,   стимулирование • самостоятельности   учащихся   в   изучении   теоретического   материала   и   решении   задач повышенной сложности, создании ситуаций успеха по преодолению трудностей, воспитании трудолюбия, волевых качеств личности; •  стимулирование   исследовательской   деятельности   учащихся,   активного   участия   их   во внеклассной работе по математике, в математических олимпиадах; •   воспитании нравственных качеств личности: настойчивости, целеустремлённости, творческой   активности   и   самостоятельности,   трудолюбия   и   критичности   мышления, дисциплинированности,  способности к аргументированному  отстаиванию  своих взглядов и убеждений;  оценить обучающимися свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;  •  повысить уровень компетентности; •  уточнить готовность и способность осваивать математику на повышенном уровне;  • способствует развитию учебной мотивации. Задачи изучения курса «Решение нестандартных задач»:  •    воспитание культуры личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии; • сложности;   формирование   интереса   к   изучению   математики   через   решение   задач   повышенной  получения   обучающимися   опыта   работы   на   уровне   повышенных   требований,   что •  развитие  интеллектуальных  умений:  логически  и аналитически  рассуждать  при решении нестандартных задач по математике; находить общее и учитывать детали;   развитие творческих способностей, умения работать самостоятельно и в группе, вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения и уметь слушать другого; воспитание умения публично выступать, задавать вопросы, рассуждать. Рабочая   программа   внеурочной   деятельности   создана   на   основании   основных нормативных документов:  ­ Закон РФ «Об образовании», ­ Гражданский кодекс РФ,  ­ Типовое положение об общеобразовательном учреждении,  ­ Санитарно­эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821­10, ­ Устав МБОУ СОШ № 32 с углублённым изучением отдельных предметов. Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности по математике         Математическое   образование   играет   важную   роль   как   в   практической,   так   и   в духовной   жизни   общества. Практическая   сторона   математического   образования   связана   с формированием   способов   деятельности,   духовная   —   с   интеллектуальным   развитием человека, формированием характера и общей культуры.       Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные   структуры   реального   мира:   пространственные   формы   и   количественные отношения   —   от   простейших,   усваиваемых   в   непосредственном   опыте,   до   достаточно сложных,   необходимых   для   развития   научных   и   технологических   идей.   Без   конкретных математических   знаний   затруднено   понимание   принципов   устройства   и   использования современной   техники,   восприятие   и   интерпретация   разнообразной   социальной, экономической,   политической   информации,   малоэффективна   повседневная   практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виду   таблиц,   диаграмм,   графиков,   понимать   вероятностный   характер   случайных   событий, составлять несложные алгоритмы и др. Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком.   В   школе   математика   служит   опорным   предметом   для   изучения   смежных дисциплин.   В   послешкольной   жизни   реальной   необходимостью   в   наши   дни   является непрерывное   образование,   что   требует   полноценной   базовой   общеобразовательной подготовки,   в   том   числе   и   математической.   И   наконец,   все   больше   специальностей,   где необходим   высокий   уровень   образования,   связано   с   непосредственным   применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится значимым предметом. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля   мышления,   проявляющегося   в   определенных   умственных   навыках.   В   процессе математической   деятельности   в   арсенал   приемов   и   методов   человеческого   мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и   синтез,   классификация   и   систематизация,   абстрагирование   и   аналогия.   Объекты математических   умозаключений   и   правила   их   конструирования   вскрывают   механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения,   тем   самым   развивают   логическое   мышление.   Ведущая   роль   принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления и воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач — основной учебной деятельности   на   уроках   математики   —   развиваются   творческая   и   прикладная   стороны мышления.       Обучение математике дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную   речь,   умение   отбирать   наиболее   подходящие   языковые   (в   частности, символические, графические) средства. Математическое   образование   вносит   свой   вклад   в   формирование   общей   культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее   знакомство   с   методами   познания   действительности,   представление   о   предмете   и методе   математики,   его   отличия   от   методов   естественных   и   гуманитарных   наук,   об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию       красоты   и   изящества   математических   рассуждений,   восприятию   геометрических   форм, усвоению идеи симметрии.       История   развития   математического   знания   дает   возможность   пополнить   запас историко­научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части   общечеловеческой   культуры.   Знакомство   с   основными   историческими   вехами возникновения  и развития  математической науки, с историей  великих  открытий, именами людей,   творивших   науку,   должно   войти   в   интеллектуальный   багаж   каждого   культурного человека. Общая характеристика программы курса Курс     «Занимательная   математика»   и   «Решение   нестандартных   задач»   входит   во внеурочную   деятельность   по   направлению  общеинтеллектуальное  развитие   личности. Программа предусматривает включение задач и заданий,  трудность которых определяется не столько математическим  содержанием,  сколько новизной и необычностью математической ситуации.   Это   способствует   появлению   желания   отказаться   от   образца,   проявить самостоятельность,   формированию   умений   работать   в   условиях   поиска,   развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий обучающиеся учатся видеть   сходства   и   различия,   замечать   изменения,   выявлять   причины   и   характер   этих изменений,  на этой основе   формулировать  выводы.  Совместное с учителем  движение  от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. Особенности набора детей (свободный, т.к.  условием реализации программы явятся тот факт, что нет специального отбора детей, принимаются все желающие); ­ согласно нормативам Сан ПиН число обучающихся не превышает 15 человек от класса.  Рабочая  программа  «Занимательная   математика»  рассчитана  на  два  года  обучения, объёмом 34 часа (по 17 часов в год), 1 час в две недели. Рабочая программа «Решение нестандартных задач»  рассчитана на 3 года обучения, объёмом 51 часа (по 17 часов в год), 1 час в две недели. Воспитательные результаты освоения рабочей  программы по курсу внеурочной деятельности При прохождении курса «Занимательная математика» учащиеся получат возможность освоить   второй   уровень   воспитательных   результатов,   т.е.   получат   опыт   переживания   и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом, через игру с деловым акцентом. В игре в центре внимания поиск путей решения проблемы, заданной игровым  сценарием.  В том числе  поиск  и освоение  ролей,  наиболее  адекватных  решению проблемы игры При   прохождении   курса   «Решение   нестандартных   задач»   учащиеся   получат возможность   освоить   третий   уровень   воспитательных   результатов,   т.е.   получат   опыт самостоятельного общественного действия, через социально­моделирующую игру Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные: 1) ответственное отношение к учению; 2)   готовность   и   способность   обучающихся   к   саморазвитию   и   самообразованию   на   основе мотивации к обучению и познанию; 3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; 4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; 5) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности; 6)   коммуникативная   компетентность   в   общении   и   сотрудничестве   со   сверстниками   в образовательной, учебно­исследовательской, творческой и других видах деятельности; 7)   критичность   мышления,   умение   распознавать   логически   некорректные   высказывания, отличать гипотезу от факта.         Метапредметные: регулятивные   уровень 1) формулировать и удерживать учебную задачу; 2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; 3) планировать  пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 4)предвидеть знаний,   усвоения   5) составлять план и последовательность действий; 6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы; 7)   адекватно   оценивать   правильность   или   ошибочность   выполнения   учебной   задачи,   её объективную трудность и собственные возможности её решения; 8)   сличать   способ   действия   и   его   результат   с   заданным   эталоном   с   целью   обнаружения отклонений и отличий от эталона.   его   временных   характеристик; познавательные 1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; 2) использовать общие приёмы решения задач; 3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; 4) осуществлять смысловое чтение; 5) создавать, применять и преобразовывать знаково­символические средства, модели и схемы для решения задач; 6)   самостоятельно   ставить   цели,   выбирать   и   создавать   алгоритмы   для   решения   учебных математических задач; 7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; 8) понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки,  схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; 9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; Коммуникативные   1)   организовывать   учебное   сотрудничество   и   совместную   деятельность   с   учителем   и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;   2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;  3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;  4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;  5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;   6)   аргументировать   свою   позицию   и   координировать   её   с   позициями   партнёров   в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Содержание курса «Занимательная математика» 5 класс 1. Занимательная арифметика (6 ч) История развития числа. Правила и приёмы быстрого счёта. Признаки умножения и делимости.  2. Текстовые задачи (7 ч) Старинные   задачи.   Задачи   на   взвешивание,   переливание,   на   внимание.   Задачи, решаемые с конца. 3. Геометрические фигуры (4 ч) Треугольник   (задачи   с   треугольниками).   Четырёхугольники   (задачи   с четырёхугольниками).   Пространственные   фигуры   (развёртки,   площади   и   объёмы). Геометрические головоломки. 6 класс 1. Гимнастика для ума (7 ч) Комбинаторные задачи. Графы и их применение. Элементы теории вероятности. 2. Дроби и проценты (6 ч) Нестандартные   задачи   на   части   и   проценты.   Процентные   вычисления   в   жизненных ситуациях: распродажа. штрафы, тарифы, банковские операции. 3. Математический ералаш (4 ч) Числовые   ребусы.   Числовые   мозаики   (составление   и   решение   числовых   мозаик). Задачи в стихах. Задачи­шутки.   Формы организации учебных занятий Формы организации разнообразны: беседы, практикумы, поисково­исследовательская работа, творческие проекты, соревнования, круглые столы. Тематическое планирование курса «Занимательная математика» 5 класс № Название раздела, блока, модуля 1. Занимательная арифметика  История   развития числа.  Правила   и   приёмы быстрого счёта. Признаки умножения и делимости.    2. Текстовые задачи  Старинные задачи.  Задачи на  взвешивание,  переливание, на  внимание.  Задачи, решаемые с  конца. Виды деятельности познавательная Познавательная проблемно­ ценностное общение Личностные результаты Коли честв часо о в Метапредметные результаты (включая регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД) 6  7  готовность и  способность   вести диалог с  другими людьми и достигать в нём  взаимопонимания; формирование  коммуникативной  компетентности в  общении и   сотрудничестве со сверстниками,  взрослыми в  процессе  образовательной  деятельности формирование  осознанного,  уважительного и  доброжелательног о отношения к  другому человеку; формирование  готовности и  способности  обучающихся к  саморазвитию и  умение оценивать  правильность  выполнения  учебной задачи,   собственные  возможности её  решения; строить   логическое  рассуждение,  умозаключение  и  делать выводы;  умение создавать,  применять и  преобразовывать  знаки и символы,  модели и схемы  для решения задач умение  самостоятельно  планировать пути   достижения целей,   в том числе  альтернативные,   осознанно выбирать наиболее  эффективные  способы решения  задач 4  самообразованию освоение  социальных норм,  правил поведения, ролей и форм  социальной жизни  в группах и  сообществах 3. Геометрические фигуры  Треугольник (задачи  с треугольниками).  Четырёхугольники  (задачи с  четырёхугольниками ). Пространственные  фигуры (развёртки,  площади и объёмы).  Геометрические  головоломки. Познавательная игровая умение создавать,  применять и  преобразовывать  знаки и символы,  модели и схемы для решения задач; умение  организовывать   учебное  сотрудничество и  совместную  деятельность с  учителем и  сверстниками;    работать  индивидуально и в  группе: находить  общее решение и  разрешать  конфликты на  основе  согласования  позиций и учёта  интересов;   формулировать,  аргументировать и  отстаивать своё  мнение 6 класс № Название раздела, блока, модуля 1. Гимнастика для ума Комбинаторные  задачи. Графы и их  применение.  Элементы теории  вероятности. Кол иче ств о час ов 7  Виды деятельности познавательная Личностные результаты Метапредметные результаты (включая регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД) готовность и  способность   вести диалог с  другими людьми  и достигать в  нём  взаимопонимани я; формирование коммуникативно й  умение создавать,  применять и  преобразовывать знаки и символы, модели и  схемы для решения  задач; умение  организовывать   учебное  сотрудничество и компетентности  в общении и   сотрудничестве  со сверстниками, взрослыми в  процессе  образовательной  деятельности 6 4  формирование  осознанного,  уважительного и  доброжелательн ого отношения к  другому  человеку; формирование  готовности и  способности  обучающихся к  саморазвитию и  самообразовани ю готовность и  способность   вести диалог с  другими людьми  и достигать в  нём  взаимопонимани я; формирование коммуникативно й  компетентности  в общении и   сотрудничестве  совместную  деятельность с  учителем и  сверстниками;    работать  индивидуально и в  группе: находить  общее решение и  разрешать конфликты  на основе  согласования позиций  и учёта интересов;   формулировать,  аргументировать и  отстаивать своё  мнение умение  определять  понятия, создавать  обобщения,  устанавливать  аналогии,  классифицировать,    самостоятельно  выбирать основания и  критерии для  классификации,  устанавливать  причинно­ следственные связи,  строить  логическое  рассуждение,  умозаключение  (индуктивное,  дедуктивное  и по  аналогии) и делать  выводы строить логическую  цепочку  рассуждений,  переформулировать условие,  извлекать  необходимую информацию,  моделировать условие с помощью схем,  рисунков; умение  организовывать   учебное  сотрудничество и  познавательная игровая 2. Дроби и проценты Нестандартные задачи на части и проценты. Процентные вычисления в жизненных ситуациях: распродажа.   штрафы, тарифы,   банковские операции.   3. Математический ералаш    ребусы. Числовые Числовые   мозаики (составление и решение   числовых мозаик).   Задачи   в стихах. Задачи­   шутки. со сверстниками, взрослыми в  процессе  образовательной  деятельности совместную  деятельность с  учителем и  сверстниками Содержание курса «Решение  нестандартных задач» 7 класс 1. Сравнения. Периодичность остатков при возведении в степень (5 ч) Сравнение   чисел   по   модулю.   Свойства   сравнений.   Арифметические   действия сравнений с общим модулем. Сравнение степеней числа. Определение сравнимых чисел по модулю.   Свойства,   арифметические   действия   сравнений   чисел.   Доказательство   деления алгебраических выражений на число. Остатки от деления степени на число. 2.  Линейные диофантовы уравнения (7 ч) Определение   уравнений   Диофанта.   Правила   решений   уравнений.   Применений диофантовых   уравнений   к   практическим   задачам.   Определение   диофантовых   уравнений. Правила решения уравнений. Применение уравнений к практическим задачам. 3. Формулы сокращенного умножения (5 ч) Формулы   сокращенного   умножения   с   любым   показателем   степени.   Преобразование выражений в многочлен. Упрощение выражений. Решение уравнений. Применение формул для преобразования   и   упрощения   выражений.   Применение   формул   для   решения   уравнений. Применение формул для решения задач на доказательство тождеств и сокращение дробей. 8 класс 1. Избранные вопросы геометрии (4ч) Свойства биссектрисы угла треугольника Различные доказательства теоремы Пифагора. Пифагоровы числа. Подобие треугольников. Задачи на вычисление элементов треугольника.  2. Уравнения (8 ч) Модуль.   Решение   уравнений,   содержащих   модуль.   Графики   функций,   содержащих модуль. Решение алгебраических задач с занимательным сюжетом, приводящих к решению квадратных уравнений. Решение уравнений с параметрами. 3. Неравенства (5 ч) Решение   неравенств   методом   интервалов.   Неравенства,   содержащие   знак   модуля. Доказательства неравенств 9 класс 1. Модуль и его приложения (5 ч) Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину. Функции, содержащие знак абсолютной   величины.   Построение   графиков   функций,   содержащих   модуль.   Системы уравнений и неравенств, содержащие модуль. 2.  Проценты и задачи оптимизации (6 ч) Проценты и банковские операции.  Задачи оптимизации. 3. Решение текстовых задач (6 ч) Задачи с экономическим содержанием. Задачи на прогрессии Тематическое планирование курса «Решение нестандартных задач» Кол ичес тво часо в 5  7 класс №   Название раздела, блока, модуля 1.  Сравнения.  Периодичность  остатков при  возведении в  степень  Сравнение чисел по модулю.  Свойства  сравнений.  Арифметические  действия сравнений с общим модулем.  Сравнение степеней числа. Определение сравнимых чисел  по модулю.  Свойства,  арифметические  действия сравнений чисел.  Доказательство  деления  алгебраических  Личностные результаты Метапредметные результаты (включая Виды деятельности регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД) познавательная готовность и  способность  вести  диалог с другими  людьми и достигать в нём  взаимопонимания;  формирование  коммуникативной  компетентности в  общении и   сотрудничестве со  сверстниками,  взрослыми в  процессе  образовательной  деятельности умение создавать,  применять и  преобразовывать  знаки и символы,  модели и схемы для  решения учебных и  познавательных  задач; умение соотносить  свои действия с  планируемыми  результатами,  осуществлять  контроль своей  деятельности в  процессе достижения результата,  определять способы   действий в рамках  предложенных  условий и  требований,  корректировать свои 7  Формирование  готовности и  способности  обучающихся к  саморазвитию и  самообразованию выражений на  число. Остатки от  деления степени на  число. 2. Линейные  диофантовы  уравнения  Определение  уравнений  Диофанта. Правила решений  уравнений.  Применений  диофантовых  уравнений к  практическим  задачам.  Определение  диофантовых  уравнений.  Правила решения  уравнений.  Применение  уравнений к  практическим  задачам. 3. Формулы   сокращенного умножения  Формулы сокращенного умножения с любым показателем степени. Преобразование выражений   многочлен. Упрощение выражений. Решение уравнений. Применение в 5  готовность и  способность  вести  диалог с другими  людьми и достигать в нём  взаимопонимания;  формирование  готовности и  способности  обучающихся к  саморазвитию и  самообразованию  Познавательная проблемно­ ценностное общение Познавательная проблемно­ ценностное общение действия в  соответствии с  изменяющейся  ситуацией умение соотносить  свои действия с  планируемыми  результатами,  осуществлять  контроль своей  деятельности в  процессе достижения результата,  определять способы   действий в рамках  предложенных  условий и  требований,  корректировать свои  действия в  соответствии с  изменяющейся  ситуацией переформулировать  условие,  извлекать  необходимую  информацию,  моделировать   условие с помощью   схем,   рисунков,  реальных предметов; строить логическую  цепочку  рассуждений умение создавать,  применять и  преобразовывать  знаки и символы,  модели и схемы для  решения учебных и  познавательных  задач; умение соотносить  свои действия с  планируемыми  результатами,  осуществлять  контроль своей  деятельности в формул для преобразования   и упрощения выражений. Применение формул для   решения уравнений. Применение формул   для решения   задач   на доказательство и тождеств   сокращение дробей. 8 класс №   Название раздела, блока, модуля 1. Избранные   вопросы геометрии  Свойства биссектрисы   угла треугольника Различные доказательства теоремы   Пифагора. Пифагоровы   числа. Подобие треугольников. Задачи вычисление элементов на   Кол ичес тво часо в 4 процессе достижения результата,  определять способы   действий в рамках  предложенных  условий и  требований,  корректировать свои  действия в  соответствии с  изменяющейся  ситуацией переформулировать  условие,  извлекать  необходимую  информацию,  моделировать   условие с помощью   схем,   рисунков,  реальных предметов; строить логическую  цепочку  рассуждений Личностные результаты Метапредметные результаты (включая Виды деятельности регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД) познавательная готовность и  способность   вести диалог с  другими людьми и достигать в нём  взаимопонимания; формирование  коммуникативной  компетентности в  общении и   сотрудничестве со сверстниками,  взрослыми в  процессе  умение создавать,  применять и  преобразовывать  знаки и символы,  модели и схемы для  решения задач; умение  организовывать   учебное  сотрудничество и  совместную  деятельность с  учителем и  сверстниками; треугольника  2. Уравнения Модуль.  Решение уравнений,  содержащих модуль.  Графики функций,  содержащих модуль.  Решение  алгебраических  задач с  занимательным  сюжетом,  приводящих к  решению квадратных уравнений.  Решение уравнений с параметрами 3. Неравенства  Решение   неравенств методом интервалов. Неравенства, содержащие модуля. Доказательства неравенств знак   образовательной  деятельности; освоение  социальных норм,  правил поведения, ролей и форм  социальной жизни  в группах и  сообществах готовность и  способность   вести диалог с  другими людьми и достигать в нём  взаимопонимания; формирование  готовности и  способности  обучающихся к  саморазвитию и  самообразованию готовность и  способность   вести диалог с  другими людьми и достигать в нём  взаимопонимания; формирование  готовности и  способности  обучающихся к  саморазвитию и  самообразованию 8 5  работать  индивидуально и в  группе: находить  общее решение и  разрешать  конфликты на основе согласования  позиций и учёта  интересов;   формулировать,  аргументировать и  отстаивать своё  мнение умение создавать,  применять и  преобразовывать  знаки и символы,  модели и схемы для  решения учебных и  познавательных  задач; умение строить   логическое  рассуждение,  умозаключение и  делать выводы умение создавать,  применять и  преобразовывать  знаки и символы,  модели и схемы для  решения учебных и  познавательных  задач; умение строить   логическое  рассуждение,  умозаключение и  делать выводы переформулировать  условие,  извлекать  необходимую  информацию,  моделировать   условие с помощью   схем,   рисунков,  Познавательна я проблемно­ ценностное общение Познавательна я проблемно­ ценностное общение 9 класс №   Название раздела, блока, модуля 1.  Модуль и его  приложения  Квадратное  уравнение,  содержащее  абсолютную  величину.  Функции,  содержащие знак  абсолютной  величины.  Построение  графиков функций, содержащих  модуль. Системы  уравнений и  неравенств,  содержащие  модуль 2. Проценты и  задачи  оптимизации  Проценты и  банковские  операции.   Задачи  оптимизации. Кол ичес тво часо в 5  реальных предметов; строить логическую  цепочку  рассуждений Личностные результаты Метапредметные результаты (включая Виды деятельности регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД) Познавательная проблемно­ ценностное общение готовность и  способность  вести  диалог с другими  людьми и достигать в нём  взаимопонимания;  формирование  готовности и  способности  обучающихся к  саморазвитию и  самообразованию умение создавать,  применять и  преобразовывать  знаки и символы,  модели и схемы для решения учебных и  познавательных  задач; умение строить   логическое  рассуждение,  умозаключение и  делать выводы Познавательная проблемно­ ценностное общение 6 готовность и  способность  вести  диалог с другими  людьми и достигать в нём  взаимопонимания;  формирование  коммуникативной  компетентности в  общении и   сотрудничестве со  сверстниками,  взрослыми в  процессе  образовательной  умение  самостоятельно  планировать пути   достижения целей,   в том числе  альтернативные,   осознанно выбирать наиболее  эффективные  способы решения  задач; умение  организовывать   учебное  сотрудничество и деятельности; освоение  социальных норм,  правил поведения,  ролей и форм  социальной жизни в группах и  сообществах 6 3. Решение  текстовых задач Задачи с  экономическим  содержанием.  Задачи на  прогрессии готовность и  способность  вести  диалог с другими  людьми и достигать в нём  взаимопонимания;  формирование  коммуникативной  компетентности в  общении и   сотрудничестве со  сверстниками,  взрослыми в  процессе  образовательной  деятельности; освоение  социальных норм,  совместную  деятельность с  учителем и  сверстниками;    работать  индивидуально и в  группе: находить  общее решение и  разрешать  конфликты на  основе  согласования  позиций и учёта  интересов;   формулировать,  аргументировать и  отстаивать своё  мнение переформулироват ь условие,  извлекать  необходимую  информацию,  моделировать   условие с помощью  схем,   рисунков,  реальных  предметов; строить логическую  цепочку  рассуждений умение  самостоятельно  планировать пути   достижения целей,   в том числе  альтернативные,   осознанно выбирать наиболее  эффективные  способы решения  задач; умение  организовывать   учебное  сотрудничество и  совместную  деятельность с  учителем и  Познавательная проблемно­ ценностное общение правил поведения,  ролей и форм  социальной жизни в группах и  сообществах сверстниками;    работать  индивидуально и в  группе: находить  общее решение и  разрешать  конфликты на  основе  согласования  позиций и учёта  интересов;   формулировать,  аргументировать и  отстаивать своё  мнение переформулироват ь условие,  извлекать  необходимую  информацию,  моделировать   условие с помощью  схем,   рисунков,  реальных  предметов; строить логическую  цепочку  рассуждений Календарно­тематическое планирование  курса « Занимательная математика» 5 класс Дата Тема Кол­во часов (аудиторных, внеаудиторных) Виды деятельности Форма Занимательная арифметика (6 ч) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. История   развития числа.  Правила и приёмы быстрого счёта. Признаки умножения и делимости. Признаки умножения и делимости. Решение олимпиадных задач Решение олимпиадных задач Решение старинных задач Задачи на взвешивание Задачи на переливание Задачи, решаемые с конца Задачи на внимание Решение олимпиадных задач Решение олимпиадных задач Треугольник: задачи с треугольниками  Четырёхугольники: задачи с четырёхугольниками Пространственные фигуры: развёртки, площади и объёмы Геометрические головоломки 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 познавательная беседа (познавательная, образовательная), проблемно­ ценностное общение поисково­ исследовательская работа Текстовые задачи (7 ч) 1 познавательная беседа (познавательная, образовательная), проблемно­ ценностное общение поисково­ исследовательская работа Геометрические фигуры (4ч) 1 1 1 1 Познавательная поисково­ исследовательская работа Познавательная игровая творческий конкурс Описание учебно­методического и материально­технического обеспечения образовательного процесса Технические средства обучения.  персональный компьютер;  мультимедийный проектор;  чертёжные инструменты Наглядные пособия по курсу.     электронные презентации  по темам курса; инструкционные карты для выполнения всех практических заданий курса; раздаточный материал для освоения разделов  курса. чертёжные инструменты Список литературы 5­ 6 класс Литература для учителя:  1. Бабенко  Е.Б.  и  др.  Школьный  интеллектуальный    марафон­ Москва: Образовательный  центр «Педагогический поиск», 1999 2. Балк М.Б., Балк Г.Д. Математика после уроков – Москва: Просвещение, 1971. 3. Братусь Т.А. и др. Все задачи «Кенгуру». Санкт­Петербург: 2008. 4. Васильев Н.Б. и др. Заочные математические олимпиады. Москва: Наука, 1981 5. Гнеденко Б.В. Элементарное введение в теорию вероятности М.: Наука, 1976 6. Мостеллер К.В. 50 занимательных вероятностных задач с решениями М.: Наука, 1975 7. Лоповок Л.М. 1000 проблемных задач по математике, Москва: Просвещение, 1995 8. Матвеев Н. Принцесса науки , Москва: Молодая гвардия, 1979 9. Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка , Москва: Учпедгиз, 1961 10.Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка, Москва: Просвещение, 1984  11.Подашов А.П. Вопросы внеклассной работы по математике в школе, Москва:  Учпедгиз, 1962 12.Перельман И.В.  Живая математика  М.: Наука, 1974г. 13.Рывкин П.М.Справочник по математике, М.: Высшая школа, 1975  14.Савельев Л.Я.  Комбинаторика и вероятность  М.: Наука  1975 15.Фальке Л.Я. Час занимательной математики, Ставрополь: Сервисшкола, 2005  16.Халилов У.М., Насибуллина Д.Х. Месячник математики в школе , Уфа:  БИУУ, 1992 17.Цехов М.М., Насибуллина Д.Х.  Сюрприз? Да, сюрприз!, Уфа:  БИПКРО, 1994 18. Я  иду на урок математики 5 класс. Книга для учителя. М.: Изд. «Первое сентября»,2000 г Литература для обучающихся: 1. Братусь Т.А. и др. Все задачи «Кенгуру», Санкт­Петербург, 2008 2. Ф.Ф. Лысенко Готовься к математическим соревнованиям, Ростов­на­Дону 2001 г. 3. Пономарев С.А. и др. Сборник упражнений по математике для 4­5 классов, Москва:  Просвещение, 1971 4. Шевкин А.В. Сборник задач по математике для учащихся 5­6 классов,Москва:  Русское  слово, 2001 7  класс Литература для учителя: 1. Бартенев Ф. А. Нестандартные задачи по алгебре. Пособие для учителей. М.,  Просвещение, 1976. 2. Ленинградские математические кружки. С.А. Генкин, И.В. Итенберг, Д.В. Фомин. –  Киров,1994. 3. Математические кружки в 8 – 10 классах: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987 4. Организация и содержание внеклассных занятий по математике. Пособие для учителя. М.  Б. Балк. – М.: Государственное учебно – педагогическое издательство Министерства  просвещения РСФСР, 1956. 5. Сто задач. Г. Штейнгауз. – М.: Наука, 1986. 6. Факультативный курс по математике: Учебное пособие для 7 – 9 классов средней школы /  сост. И. Л. Никольская. – М.: Просвещение, 1991. 7. Школьные олимпиады по математике. А.В. Шевкин. – М.: Русское слово, 2002.   Литература для обучающихся:  1. Алгебра: учеб. Для 7 кл. общеобразовательных учреждений / С. М. Никольский, М. К.  Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин – М. : Просвещение, 2006. 2. Алгебра: дидактические материалы для 7 класса / М. К. Потапов, А. В. Шевкин – М.:  Просвещение, 2007. 3. В царстве смекалки. Е.И. Игнатьев. М.: Столетие, 1994 4. Геометрия помогает Арифметике. А.И. Островский, Б.А. Кордемский. – М.:  Столетие,1994. 5. Гусев В. А., Мордкович А. Г. Математика : справочные материалы: Книга для учащихся –  М.: Просвещение, 1990. 6. Занимательная алгебра. Я.И. Перельман. – М.: Столетие,1994. 7. Примени математику. И.Н. Сергеев, С.Н. Олехник, С.Б. Гашков.­ М.: Наука,1990. 8. Энциклопедический словарь юного математика. – М.: Педагогика,1985. 8­9 класс Литература для учителя:  1. Барабанов   О.О. Задачи   на   проценты   как   проблема   нормы   словоупотребления.     Математика   в школе, № 5, 2003. 2. Денищева, Л. О., Миндюк, М. Б., Седова, Б. А. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа. 10 – 11 класс. – М.: Издательский дом «Генжер», 2001. 3. Петров В.А. Элементы финансовой математики на уроках. Математика в школе, № 8, 2002. 4. Сканави М.И. Сборник задач по математике  для поступающих  в вузы (с решениями). В двух книгах. Книга 1. Алгебра. Под ред. – 9­е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский дом «ОНИКС  21 век»: Мир и образование, 2001. 5. Симонов А.С. Экономика на уроках математики. – М.: Школа ­  Пресс, 1999. 6. Спивак В.А.  Тысяча и одна задача по математике: Кн. для учащихся 5 – 7 кл. – М.: Просвещение, 2002. 7. Фирсова М.М.  Урок решения задач с экономическим содержанием.  Математика в школе, № 8, 2002. 8. Никольский   С.Н.,   Потапов,   М.   К.,   Решетников,   Н.   Н.   Алгебра   в   7   классе:   Методические материалы. – М.: Просвещение, 2002. 9. Водинчар М.И., Лайкова, Г.А., Рябова, Ю.К. Решение задач на смеси, растворы и сплавы методом уравнений. Математика в школе. – № 4. 2001. 10. Рязановский А.Р. Задачи на части и проценты. Математика в школе. – № 1. 1992.  11. Саранцев, Г. И. Упражнения в обучении математике. (Библиотека учителя математики). – М.: Просвещение, 1995.  12. Симонов А. С. Проценты и банковские расчеты. Математика в школе. – № 4. 1998. 13. Симонов А. С. Сегодняшняя стоимость завтрашних платежей. Математика в школе. – № 6. 1998. 14. Симонов А. С. Сложные проценты. Математика в школе. – 1998. – № 5. 15. Соломатин О. Д. Старинный способ решения задач на сплавы и смеси. Математика в школе. – №1. 1997. 16. Шевкин А. В. Текстовые задачи. – М.: Изд. отд. УНЦ ДО МГУ, 1997. Литература для обучающихся:  1. Виленкин Н. Л. За страницами учебника математики. – М.: Просвещение, 1989.  2. Виленкнн Н. Л., Жохов, В. И., Чесноков, А. С., Шварцбурд, С. И. Математика. 6 класс. – М.: Дрофа, 2000. 3. Денищева Л. О., Бойченко, Е. М., Глазков, Ю. А. и др. Готовимся к единому государственному экзамену. Математика. – М.: Дрофа, 2003. 4. Егерев В. К. и др. Сборник задач по математике для поступающих во втузы / под ред. М. И. Сканави. – М.: Высшая школа, 1988. 5. Перельман Я.И. Занимательная алгебра. – М.: АСТ­Астрель, 2002. 6. Цыпкин А.Г., Пинский А.И. Справочное пособие по методам решения задач по математике для средней школы под ред. В. Л. Благодатских. – М.: Наука, 1984. 7. Шарыгин И.Ф. Решение задач: факультативный курс по математике. 10 класс. – М.: Просвещение, 1989. 8. Шевкин А.В. Текстовые задачи. – М.: Просвещение, 1997.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика 5-6 класс» и «Решение нестандартных задач 7- 9 класс»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.07.2019