Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"
Оценка 4.7

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
дефектология
1 кл
09.05.2018
Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной  коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"
календарное планирование к рабочей программе учителя-логопеда с учащимися 1-х класов с ОВЗ
МОЯ РАБОЧАЯ программа 1кл 16-17г..docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей               с ограниченными возможностями здоровья «Надежда»                                муниципального образования                  городской округ Симферополь Республики Крым Согласовано  «___»________________ Зам. директора по УВРК  Столярова А.М. Согласовано  Руководитель МО  коррекционных педагогов   Усенко Н.В. Протокол № ___ от «__» _________ 20__г.             Утверждаю       «___»________________       Директор        Панасышена  Т.О.   РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ                               «РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ                                   КОММУНИКАЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ                                               1­х  классов  с ОВЗ»                  на  2017 /2018  учебный год                                                                  Составила:                                                                 Трибрат Марина Федоровна,                                                                 учитель­логопед,                                                                 высшая  квалификационная категория г. Симферополь                       СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ                               Пояснительная записка  1.1. Нормативно­правовая база. 1.2 Характеристика учащихся 1­х классов с нарушением речи 1.3 Цель и задачи реализации рабочей программы. 1.4 Методы и формы реализации рабочей программы. 1.5 Планируемые результаты освоения рабочей программы. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2. 2.1 Направление коррекционно­развивающей работы. 2.2 Содержание логопедической работы. 2.3 Содержание деятельности учителя­логопеда, учителя  начальных классов и воспитателя. 2.4 Программа сотрудничества с родителями. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3. 3.1 Материально­техническое обеспечение. 3.2 Методическое обеспечение.   3.3 Календарно­тематическое планирование логопедических  занятий 1­ х классов                                   Пояснительная записка Стр. 3 4 6 9 10 11 13 14 17      19      20      27 2 1.1. Нормативно­правовая база.  Рабочая программа логопедических занятий составлена на основе     следующих нормативно­правовых и инструктивно­методических документов: 1. Закон «Об образовании». 2. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального  общего образования, 2009г. 3. ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 4. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном  учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в  развитии (Постановление Правительства РФ от12. 03. 1997г. №2888). 5. Письмо Министерства образования РФ от10.03.2000г. № 212. О  внесении изменений и дополнений в Типовое положение о  специальном  (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся,  воспитанников с отклонениями в развитии (Постановление  Правительства РФ от12. 03. 1997г. №2888). (Письмо Министерства  образования РФ от10.03.2000г. № 212). 6. Письмо МОРФ от 14.12.2000 №2 « Об организации работы  логопедического пункта общеобразовательного учреждения». 7. Авторская     программа     по   русскому   языку  для   образовательных учреждений с русским языком обучения и программы образовательных учреждений   авторов   В.П.Канакиной,   В.Г.Горецкого,   М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.Ф.Стефаненко «Русский язык». 1­4 класс»  УМК «Школа России» 8. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно­методическое письмо  о  работе учителя­логопеда при общеобразовательной школе. (Основные  направления формирования предпосылок к продуктивному  усвоению  программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). –  М..: «Когито­Центр», 1996. 1.2. Характеристика учащихся 1­х классов с нарушением речи. 3 Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении  программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие  недостаточной сформированности речевой функции и психологических  предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.           Общая характеристика учащихся 1­х классов соответствует второму­  третьему уровню развития.  Уровень речевого развития учащихся  характеризуется наличием фразовой речи с элементами лексико­ грамматического и фонетико­фонематического недоразвития при  относительно благополучном понимании речи. Характерным является  недифференцированное  произнесение звуков, когда один звук заменяет  одновременно два или несколько звуков данной группы. Фонематическое  недоразвитие у детей этой группы проявляются в основном в  несформированности процессов дифференциации звуков. Это задерживает  овладение звуковым анализом и синтезом. Отмечаются ошибки в слоговой  структуре слов, персеверации слогов («хихист» и хоккеист), антиципации  («астобус» – автобус), добавление лишних слогов и звуков («лимонт» –  лимон), что свидетельствует в первую очередь о первичном недоразвитии  слухового восприятия. Словарь значительно беден, присутствуют  аграмматизмы в речи, недостатки проявляются в различных формах  монологической речи (пересказ, рассказ  по картинке, серии картинок).  Речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти, внимания,  мышлении. У учащихся 1­х классов наблюдаются некоторое отставание в  развитии двигательной сферы и развитии мелкой моторики.      Нарушения фонетико­фонематического компонента речевой  системы:  Дефектное произношение звуков.   Недостаточная сформированность фонематических процессов.  У детей данной категории наблюдается:  недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному  развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;  недостаточная сформированность предпосылок к успешному  овладению грамотой;  трудности в овладении письмом и чтением. 4 Нарушения лексико­грамматического компонента речевой системы.  Лексический запас ограничен рамками обиходно­бытовой тематики,  качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение  значений слов; ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по  акустическому свойству).  Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют  сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные  аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.  Нарушения связной речи:  затруднения при построении произвольной связной речи: отсутствие  правильной грамматической связи, логика событий не передается;  отсутствие в речи сложных предложений, подмена связного  высказывания односложными ответами;  самостоятельные высказывания характеризуются фрагментарностью,  недостаточной связностью и логичностью;  недостаточно адекватное использование лексических, грамматических и синтаксических средств языка;  неумение самостоятельно выделить законченную мысль в предложении;  несформированность монологической речи. Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:  недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций  учителя;  трудности овладения учебными понятиями, терминами;  трудности формирования и формулирования собственных мыслей в  процессе учебной работы;  недостаточное развитие связной речи. Психологические особенности:  отдельные черты общей эмоционально­волевой незрелости;  недостаточная регуляция произвольной деятельности;   недостаточная устойчивость внимания и ограничение возможности его  распределения;  сниженная работоспособность;  недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям;  отсутствие положительного эмоционального отношения к мыслительной деятельности. 5 Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:  Недостаточная сформированность психологических предпосылок к  овладению полноценными навыками учебной деятельности;  Трудности формирований учебных умений (планирование предстоящей  работы; определение путей и средств достижения учебной цели;  контролирование деятельности; умение работать в определенном  темпе).  Трудности в общении. 1.3. Цели и задачи коррекционно­развивающей работы Коррекционно­логопедическая работа в МБОУС (К) ОШ «Надежда»,    осуществляется в целях оказания помощи учащимся, имеющим нарушения в  развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных  программ (особенно по русскому языку). Учащиеся 1­х классов МБОУС (К) ОШ «Надежда» нуждаются в  целенаправленной коррекционно­развивающей работе, так как общее  недоразвитие речи существенно влияет на процесс овладения этими детьми  грамотой, орфографическими навыками, усвоения всей школьной программы, особенно по русскому языку и чтению.   Для разработки коррекционно­развивающей программы, за основу  приняты  данные сведения диагностики, которая проводится в начале  учебного года с 01 по 15 сентября с целью выявления речевых нарушений и  включает анализ основных компонентов речевой системы, и в конце учебного года с 11 по 24 мая с целью подведения итогов коррекционно­ логопедической работы. Для оценивания результатов коррекционной работы  используются:  методика Г.А. Волкова: Методика психолого­логопедического  обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной  диагностики.  методика Е.В. Мазановой. «Обследование речи детей 5­6 лет с ЗПР.  Методические указания и картинный материал».  методика А.Я. Малярчук «Обследование речи детей». По результатам обследования на начало года видно, что у всех  учащиеся 1­х классов нарушено звукопроизношение, недоразвитие фонетико­ 6 фонематических процессов, лексико­грамматических категорий, словарный  запас ниже возрастной нормы, несформированность связной речи. Нарушения речи у данной категории детей носят системный характер,  затрагивают  все стороны речевой системы, и к тому же обусловлены  недостаточной сформированностью  познавательных процессов. Исходя из  этого логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую  систему в целом, а не только на один изолированный дефект. Таким образом, мною составлена рабочая программа учебного курса  логопедических занятий для учащихся 1­х классов на основе методических  пособий:  «Логопедическая работа с младшими школьниками с ЗПР» под  редакцией Коржаева Е.Е., «Коррекционная логопедическая работа со  школьниками с ЗПР» под редакцией П.Д. Лебедевой,  а также учебник  Азбука В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, М.А.Виноградская, М.В.Бойкина,  Русский язык: Учебник для 1­го класса». М.: «Просвещение», 2012.  (Образовательная система «Школа России) под редакцией В. П. Канакина,  В.  П. Горецкий,  М.Н. Дементьева,  Н.А. Стефаненко,  М.В. Бойкина. Программа коррекционной работы разработана в соответствии с  требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования обучающихся  с  ограниченными возможностями здоровья.  Актуальность       программы обусловлена необходимостью  целенаправленной коррекционной работы, развивающей не только  познавательную, но и речевую деятельность детей младшего школьного  возраста с задержкой психического развития, испытывающих особые  трудности в освоении устной и письменной речи. Программа направлена на  достижение определенных целей и решений ряда задач. Цель программы: коррекция дефектов устной и письменной речи   учащихся 1 класса с задержкой психического развития, способствующая   успешной адаптации в учебной и коррекционной деятельности и дальнейшей  социализации, самореализации, а так же:   развитие речевых способностей;  формирование умения определять части речи на основе лексического  значения слова, его структуры, формальных признаков, синтаксической  связи;   программирование смысловой структуры высказывания;  установление связности и последовательности высказывания; 7  отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в  тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача  содержания текста, сюжетной картинки);  создание условий для практического общения и формирования  коммуникативной функции речи.  Задачи программы:  создать условия для формирования правильного звукопроизношения  исходя из индивидуальных особенностей учащихся;  развивать артикуляционную моторику;  развивать языковое чутье;    развивать фонетико­фонематические процессы;  формировать навык различения звуков в устной и  письменной;  развивать грамматический строй через коррекцию дефектов устной  речи;  обогащать и активизировать словарный запас;  развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня  общего речевого развития учащихся;  создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся и общей координации движений мелкой моторики;  развивать межполушарное взаимодействие;  развивать зрительно­пространственные и временные функции;  развивать познавательную деятельность (мышление, восприятие,  представление, память, внимание);  развивать навык само и взаимоконтроля, умение работать в коллективе.  повышать уровень общего речевого развития путём уточнения,  расширения и активизации словаря обучающихся­логопатов;  отбор языковых средств для построения высказывания;   развитие навыка построения связного высказывания: установления  логической последовательности, связности;  формировать навык правильного письма и чтения;  формировать и совершенствовать грамматический строй речи;  развивать связную устную и письменную речь.      Адресат программы: учащиеся 1­х  классов с ОВЗ, с нарушениями  звукопроизношения, ЗПР, с  ОНР различного уровня речевого развития,  недостаточной сформированностью таких высших психических функций, как  внимание, память, а также нарушением в эмоционально­волевой сфере. 8 Продолжительность реализации программы: данная программа  рассчитана на один год занятий. Объём программы: 53 занятия. Занятия  проводятся 2 раза в неделю подгрупповые, длительностью 25 – 30  минут и  2­3 раза индивидуальные занятия, длительностью 15 – 20  минут. 1.4. Методы и формы реализации рабочей программы.  Логопедическое воздействие в коррекционно­развивающей работе  осуществляется различными методами и формами, направленными на  освоение учащимися знаний, навыков и умений. Выбор и использование того  или иного метода определяется характером речевого нарушения,  содержанием, целями и задачами коррекционно­логопедического воздействия, возрастными, индивидуально­психологическими особенностями каждого  ребенка. На каждом из этапов логопедической работы эффективность  овладения правильными речевыми навыками обеспечивается  соответствующей группой методов.  Словесные: беседа, рассказ, монолог, диалог, дискуссия.  Практические:  упражнения:   подражательно­исполнительские (дыхательные, голосовые,  артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику);  конструктивные (конструирование букв из элементов, из одной буквы  другую);  творческие;  игры (сочетаются с другими приемами: показом, пояснением,  указаниями, вопросами);  моделирование (знаково­символическое: использование графических  схем структуры предложения, слогового и звукового состава слова).  Наглядно­демонстрационные: наблюдения, рассматривание  рисунков, мультимедийных слайдов, картин, макетов, прослушивание  магнитофонных записей, показ образца задания, способа действия.  Проблемно­поисковый. Коррекционная работа включает нетрадиционные методы: элементы  музыкотерапии.  Логопедические занятия учитывают материал школьной программы по  русскому языку. Для реализации данного курса используются следующие формы работы:  подгрупповые занятия (25­30мин.); 9  индивидуальные занятия (15­20мин.). 1.5. Планируемые результаты освоения рабочей программы.  Основными критериями оценки эффективности курса являются  данные, полученные в результате итогового логопедического обследования.  Косвенным показателем эффективности может быть успешность в обучении,  отзывы учителей и родителей.  Предметно­информационная составляющая. 1. При проведении анализа слов и предложений: различать звуки и буквы,  выбирать и упорядочивать слова из ряда предложенных. 2. При работе с текстом: использовать элементы текста для поиска  нужной информации, оценивать уместность использования слов в  тексте, воспроизводить графически каллиграфически корректно все  буквы. 3. При осуществлении речевой деятельности: участвовать в элементарных  диалогах, соблюдая нормы речевого этикета; понимать на слух речь  окружающих при непосредственном общении, вербально и невербально  реагировать на услышанное.  Деятельно­коммуникативная составляющая. 1. Говорить фонетически внятно, членораздельно, выразительно. 2. Производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять  количество звуков и слогов в словах различной слоговой структуры,  определять характер звуков, соотносить количество звуков и букв в  словах. 3. Образовывать нужную в предложении форму слова. 4. Использовать в предложении слова различных частей речи,  устанавливать связь между ними по вопросам. 5. Отвечать, используя слова вопроса. 6. Производить фонематический анализ.  Ценностно­ориентационная составляющая. 1. Осуществлять самооценку своих действий. 2. Уметь работать совместно в группе для достижения общей цели. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ. 2.1. Направление коррекционно­развивающей работы.  10 Учитывая сложную структуру дефекта, коррекционно­развивающая  работа носит комплексный характер и проводится по нескольким  направлениям. Активизация  межполушарного  взаимодействия.  Кинезиологические упражнения, используемые на занятии, направлены на  преодоление речевых нарушений, а также на развитие психических функций  путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со  словом и музыкой. Данные упражнения используются на различных этапах  логопедических занятий (организационный момент, физминутка).   Совершенствование ручной моторики и моторики артикуляционного  аппарата; формирование кинестетической основы движения; формирование кинетической основы движения.  Известно, что совместные движения руки и артикуляционного аппарата  помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в  организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию  интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию  движений и мелкую моторику. Артикуляционные движения проводятся  одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем  обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ.  Развитие речевого дыхания.  Дыхательные упражнения используются на занятиях как организующий    момент вместо дисциплинарных замечаний. Развитие звуковой стороны речи.          Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на  базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко­ слогового состава слов различной структуры. Коррекция дефектов  произношения.     работы логопеда. Процесс коррекционной работы связан с обучением детей с  различными речевыми нарушениями. При этом логопед уделяет больше  внимания детям, страдающим дизартрией.   Уточнение и коррекция звукопроизношения – существенная часть  Формирование интонационной выразительности.    Проведению этой работы предшествуют ритмические упражнения. Они  подготавливают к восприятию интонационной выразительности, способствуют 11 ее развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения,  правильного членения фразы. Работа над ритмом проводится в двух  направлениях: восприятие и воспроизведение различных ритмических  структур. Материалом для упражнений служат различные ритмические  структуры.  Развитие  лексического запаса:  уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение  словарного запаса параллельно с расширением представлений об  окружающей действительности;  формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов ( понятийного, контекстуального и др.);  организация семантических полей, лексической системы;  активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова,  перевода слова из пассивного словаря в активный словарь. Формирование грамматического строя речи:  развитие у детей умения активно пользоваться различными способами  словообразования;  уточнение значения используемых синтаксических конструкций;   дальнейшее развитие и совершенствование грамматического строя,  оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью  слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций. Формирование связной речи.  развитие навыков построения связного высказывания;   программирование смысла и смысловой культуры высказывания;  установление логики (связности, последовательности), точное и чёткое  формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания;   отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для  построения высказывания в тех или иных целях общения  (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной  картины). Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:  устойчивости внимания;  наблюдательности (особенно к языковым явлениям); 12  способности к запоминанию;  способности к переключению;  навыков и приёмов самоконтроля;  познавательной активности;  произвольности общения и поведения. Формирование полноценных учебных умений:  планирования предстоящей деятельности: принятие учебной задачи;  активное осмысление материала; выделение главного, существенного в  учебном материале;  контроля за ходом своей деятельности;  работы в определённом темпе (умение быстро и качественно писать,  считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление);  применения знаний в новых ситуациях;  анализа, оценки продуктивности собственной деятельности. 2.2. Содержание логопедической работы. 1 этап – диагностический. Проводится полное логопедическое обследование учащихся. 2 этап –  подготовительный. Направления работы: 1. Формирование учебной деятельности; 2. Исправление звукопроизношения; 3. Развитие пространственной ориентации; 4. Развитие зрительного восприятия; 5. Развитие внимания; 6. Развитие памяти; 7. Развитие общей и мелкой моторики; 8. Развитие артикуляционной моторики; 9. Развитие слухового восприятия; 10.Развитие словесно­логического мышления.  3 этап – основной Уточнение и коррекция звукопроизношения – существенная часть  работы логопеда. Процесс коррекционной работы связан с обучением детей с  13 различными речевыми нарушениями. При этом логопед уделяет большое  внимание детям, страдающим дизартрией. В программу включена также работа над всеми звуками, буквами (в той  же последовательности, что и на уроках обучения грамоте). Эта работа направлена на развитие фонематического восприятия.  Учащиеся должны определять характерные особенности положения губ,  языка при его произношении, научиться дифференцировать каждый звук от  других звуков;  выделять звук из ряда звуков, слогов, слов. Определять место  звука в звуковом ряду, слоге, слове, подбирать слова на заданный звук,  анализировать звуковой состав слогов, слов. Читать, записывать слоги, слова,  работать с разрезной азбукой, слоговыми таблицами. Составлять   предложения с опорой на схему по сюжетным картинкам, по серии картин, по  вопросам, по опорным словам, по плану, по словесной инструкции.  Составление графических схем предложения. Ещё одно направление работы в первом классе это работа по  увеличению словаря учащихся, формированию лексико­грамматических  категорий, связной речи. Эта работа проводится по основным лексическим  темам. Система коррекционных занятий составлена с учетом программы  обучения русскому языку в 1 классе и способствует подготовке учащихся к  усвоению орфографических навыков при помощи специальных упражнений. 2.3. Содержание деятельности учителя­логопеда, учителя начальных  классов и воспитателя. Успешное осуществление коррекционной работы зависит от контакта  учителя­логопеда с учителем начальных классов и  воспитателем. В течение учебного года учитель­логопед посещает методические  объединения учителей и воспитателей. На первом заседании логопед  подробно и детально знакомит учителей начальных классов и воспитателей со спецификой и видами  речевых нарушений, затрудняющих успешное  овладение учениками чтением и письмом, обращает внимание учителей на  необходимость дифференцированного подхода к учащимся с нарушениями  речи. На подгрупповых занятиях учитель­логопед обязательно учитывает  уровень программных требований по русскому языку и чтению. Логопед, учитель и воспитатель совместно определяют общие и частные задачи развития речи детей, намечают объем и содержание всей речевой  работы, отражая это в своем планировании на учебный год. Учитель и воспитатель активно участвуют в коррекционном процессе,  способствуя устранению  речевого дефекта и нормализации психических  процессов ребенка. В своей работе они руководствуются  14 общедидактическими  принципами системности, последовательности,  индивидуализации обучения. Принцип системности и последовательности предполагает  адаптацию содержания, методов и приемов деятельности учителя и  воспитателя к требованиям, предъявленным задачами конкретного этапа  логопедического воздействия. Поэтапность в работе логопеда обусловлена  представлением о речи как системе, усвоение элементов которой протекает  взаимосвязано и в определенной последовательности. Принцип индивидуализации обучения предполагает учет  индивидуально­речевых особенностей детей. Это объясняется наличием  различных по структуре и тяжести речевых нарушений у детей и  неодновременностью  их преодоления на логопедических занятиях. В такой  интерпретации  принцип индивидуального подхода требует от учителя и  воспитателя глубокой осведомленности о состоянии речи ребенка и  использования этих знаний в своей работе. Во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулке,  экскурсии, в играх и развлечениях учитель и воспитатель также  осуществляют коррекционную работу, значимость которой в том, что она  представляет возможность практики речевого общения детей и закрепления  речевых навыков в их жизнедеятельности. Учителю и воспитателю необходимо помнить, что проговаривание всего фонетического материала должно происходить с обязательным выделением  закрепляемого звука голосом, утрированным произношением. Учитель и  воспитатель не должны пропускать ни одной фонетической или  грамматической ошибки в речи ребенка, исправлять ошибки не только на  уроках, но и на протяжении всех режимных моментов, что способствует  успешной автоматизации поставленного звука. Логопед в своей работе руководствуется рекомендациями учителя, а  учитель и воспитатель – рекомендациями логопеда.  Взаимосвязь между учителем и логопедом, учителем и воспитателем  осуществляется в процессе речевой работы, при чётком разграничении  функций. Для реализации и закрепления полученных знаний детьми и создания  единого коррекционного пространства разработана данная программа  взаимодействия между логопедом, учителем и воспитателем. Целью данной программы является установление отношений  сотрудничества между учителем­логопедом, учителем начальных классов,  воспитателем, выработка единства требований в работе с детьми с  ограниченными возможностями здоровья. Задачи: разработка целостной системы действий с учителем начальных  классов и воспитателем по оптимизации речевого развития детей,  разработанной системы коррекционного воздействия при работе с детьми. Коррекционные задачи: 15  развитие фонематических процессов;  совершенствование артикуляционной общей моторики и моторики    пальцев рук при устранении недостаточности  развития речевой  моторики, освоение артикуляционных упражнений, развивающий  подвижность артикуляционного аппарата; закрепление и автоматизация  произношения поставленных логопедом  звуков; закрепление, утонение и активизация  отработанного логопедом  лексического материала на занятиях по развитию речи, на других  уроках, в режимных моментах;  закрепление сформированных логопедом грамматических категорий;  формирование диалогической и монологической формы связной речи;    закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза; закрепление навыка чтения, предупреждение и преодоление дислексии; закрепление навыка письма, преодоление и предупреждение дисграфии. Формы взаимодействия:  Участие учителя­логопеда в работе методического  объединения  учителей начальных классов, воспитателей.  Консультации для учителей и воспитателей.  Семинары, семинары­практикумы, мастер­классы.  Взаимопосещение уроков.  Участие в ШПМПк.  Совместное проведение родительских собраний. Учитель и воспитатель осуществляют контроль речевых навыков у  детей и реализацию коррекционной работы ежедневно, логопед – 2 раза в  неделю на фронтальных логопедических занятиях и на индивидуальных – 3  раза в неделю с каждым учащимся. Единообразие подходов логопеда, учителя и воспитателя к речевой  работе, преемственность в требованиях к ним, а также в содержании и  методах коррекционной, учебной воспитательной работы, комплексность и  многообразие средств развития речи и устранения ее недостатков,  использование ведущего вида деятельности – залог успеха в логопедической  работе. Данная программа взаимодействия учителя­логопеда, учителя и  воспитателя является методической разработкой и приложением к рабочей  программе по логопедии для учащихся начальной школы с ограниченными  возможностями здоровья. 2.4. Программа сотрудничества с родителями. 16 Комплексный подход по преодолению речевого дефекта предполагает  активное участие в нем родителей. Важнейшим способом решения  коррекционных задач является совместная деятельность учителя­логопеда и  родителей ребенка с речевыми нарушениями, где родители не пассивные  наблюдатели, а активные участники процесса. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционно­логопедического  воздействия не может привести к достижению планируемого эффекта, если  изменения в речевом развитии  ребенка не находят понимания, отклика,  оценки у родителей, если значимые, авторитетные, любимые близкие взрослые не видят истинного смысла этих изменений. Цель программы:  установление сотруднических отношений;  разработка целостной системы действий участников педагогического  процесса по оптимизации речевого развития детей. Задачи:  повышение уровня педагогической компетентности родителей в  вопросах организации речевого развития детей через установление  контактов со специалистами школы;  внедрение в практику нетрадиционных форм работы с родителями;  переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному  участию в сотрудничестве;  создание положительного эмоционального контакта между всеми  участниками данной работы. Программа предполагает  следующие формы взаимодействия  учителя­логопеда с семьей:  Родительские собрания.  Анкетирование.  Информационные буклеты.  Семинары­практикумы  Уголок для родителей (информирование родителей об организации  учебного процесса, документы, объявления, памятки и др.)  Тетради­дневники.  Консультирование.  Открытые индивидуальные занятия. Программа предполагает проведение семинаров­практикумов и  консультаций  для родителей в течение всего учебного года с учётом  реализации основных направлений  коррекционно­развивающего обучения. Одной из форм взаимодействия с родителями, в рамках данной  программы, являются родительские собрания, проводящиеся в активных  17 формах. Суть таких собраний – обучение на трёх уровнях: теоретическом,  практическом, технологическом. Они проводятся в виде групповой дискуссии или имитационно­ролевой игры. Такие собрания носят информативный характер общения педагогов и  родителей; равноправное положение и активность всех участников  обсуждения; положительный эмоциональный фон, который создается за счет  просмотра занятий, игр, видеозаписей разнообразной работы с детьми в  рамках обсуждаемой темы; обратная связь по итогам совместной  деятельности.  Общение строится на основе диалога, открытости, искренности, отказ  от критики  и оценки партнера по общению, поэтому данные формы работы  рассматриваются как нетрадиционные. Содержание программы Учитывая специфику классов, родители должны быть максимально  вовлечены в коррекционную работу, поэтому работа ведется по определенной системе. В начале года составляется перспективный план взаимодействия с  родителями. Работа начинается с анкетирования и бесед, целью которых является  изучение потребностей родителей и их уровня знаний о проблеме. После анкетирования проводится бинарная лекция совместно с  психологом, на которой родители получают ряд советов и рекомендаций. Родителям предлагают комплексы артикуляционной гимнастики,  упражнений на развитие фонетико­фонематических процессов и лексико­ грамматической стороны речи, родителям выдаются памятки. Родительские собрания проводятся в начале, середине и конце года. На первом собрании логопед знакомит родителей с результатами  обследования, дает характеристику общего и речевого развития каждого  ребенка. Логопед рассказывает о плане работы в период обучения, его задачах и содержании. Как правило, то собрание проводится логопедом совместно с  классным руководителем. На втором собрании, в январе, подводятся итоги первого полугодия,  раскрываются основные пути дальнейшего коррекционного обучения,  рассказывается об успехах детей и тех трудностях, которые возникли в  процессе коррекционных занятий, вносятся дополнения в программу. В мае, на заключительном собрании, подводятся итоги коррекционной  работы, даются рекомендации по закреплению пройденного материала. На семинарах­практикумах логопед знакомит родителей с основными  приемами постановки звуков, преодоления нарушений письменной речи и  развития лексико­грамматического строя речи. 18 Посещение открытых логопедических занятий родителями проводится в течение всего учебного года. На занятиях логопед знакомит родителей с  основными приёмами обучения, подбора наглядного иллюстративного и  речевого материала. Стенд для родителей дефектологи оформляют совместно в течение  года. Материал периодически обновляется. Работая с семьей учащегося коррекционной школы необходимо  помнить, что родители являются самыми заинтересованными участниками  коррекционно­педагогического процесса. Его успешный результат будет  зависеть от многих причин, и не в последнюю очередь от того, насколько  правильно будут построены взаимоотношения между специалистами и  родителями. 3.  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Материально­техническое обеспечение. 1 Классная доска. 2 Настенное зеркало (50см*100см) 3 Зеркала для индивидуальной работы. 4 Логопедические зонды, шпатели. 5 Различные речевые игры, лото, мозаика. 6 Наборы цветных карандашей. 7  Кубики, мячи. 8  Наборы счетных палочек. 9  Полотенце, мыло, бумажные салфетки. 10 Методическая и учебная литература. 11 Развивающие игры. Средства ИКТ 1. Ноутбук. Электронные образовательные ресурсы 1. http://www.fonema.ru/index.php 2. http://logopediya.com/ 3. http://www.logoped.ru/ 4. .http://www.logolife.ru/ 19 5. http://festival.1september.ru/ 6. http://logopedia.by/ 7. http://zanimatika.narod.ru/index.htm 8. http://logopedy.ru/portal/ 9. http://www.pedlib.ru 10. http://www.solnet.ee/ 11. http://www.logoped.org 12. http://www.dyslexia­dysgraphia.ru/ 13. http://nsportal.ru 14. http://www.boltun­spb.ru/ 15. http://www.ilogoped.ru/ 16. http://logomag.ru 17. http://www.kindergorod.ru 18. http://www.logoped­sfera.ru/ 19. http://logokons.ru/ 20. http://logoportal.ru 3.2. Методическое обеспечение.  Логопедический кабинет полностью оснащен необходимым  оборудованием, методическими материалами и средствами обучения.  В логопедическом кабинете имеются следующие материалы:  ПОСОБИЯ Для проведения логопедического обследования:   Обследование звукопроизношения;   Обследование понимания речи;   Обследование связной речи;   Обследование грамматического строя речи;   Обследование состояния словарного запаса;   Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа  и синтеза, фонематических представлений;   Обследование слоговой структуры слова;   Счетный материал для обследования;   Разрезные картинки для обследования на 2­4­6­8 частей;   Картинки и тексты  20 Для формирования правильного звукопроизношения:   Артикуляционные упражнения (карточки);   Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах;   Пособия для работы над речевым дыханием;   Предметные картинки на все изучаемые звуки;   Альбомы на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков;   Тексты и картотеки на автоматизацию поставленных звуков.  Для формирования фонематического восприятия, звукового анализа:   Сигнальные кружки на дифференциацию звуков;   Цветные фишки для звукобуквенного анализа;   Наборное полотно для звукобуквенного анализа;  Набор букв и цифр для звукобуквенного анализа;  Предметные картинки на дифференциацию звуков;   Тексты на дифференциацию звуков   Для обучения грамоте:   Настенный алфавит;   Бумажный алфавит;   Схемы для анализа предложений;   Наборы предметных картинок для деления слов на слоги;   Логопедический букварь;   Кассы букв на каждого ребенка.  Для обогащения словарного запаса и формирования грамматического  строя речи:   Предметные картинки по обобщающим темам;   Предметные картинки на подбор антонимов;   Предметные картинки на подбор синонимов;   Многозначные слова;   Предметные картинки «один­много»;   Схемы предлогов;   Пособия на составление предложений с простыми и сложными  предлогами;   Пособия на согласование слов;   Деформированные тексты и др.  21 Для развития связной речи:   Серии сюжетных картинок;   Сюжетные картинки;   Предметные картинки для составления сравнительных и описательных  рассказов;   Схемы и мнемотаблицы для составления описательных рассказов;   Картинно­графические планы для рассказов. Методическая литература 1. Грибова О.Е. Обследование письменной и связной речи .Методические  рекомендации­инструкции по пользованию альбомом. – М.:Аркти, 2000. –  16 с. 2. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию  речи детей. Грамматический строй. Методические рекомендации. –  М.:Аркти, 2000. – 16 с. 3. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию  речи детей. Словарный запас. Методические рекомендации. – М.:Аркти,  2000. – 8 с. 4. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Владос, 2000. – 280 с. 5. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой  психического развития. – М.: Гном и Д, 2003. – 80 с. 6. Тесты. Готов ли ребенок к школе. Развитие речи/И.Васильева. – М.:  Стрекоза, 2010. – 64 с. 7. 100 познавательных текстов для обучения детей чтению/О.В. Узорова,  Е.А. Нефедова. – М.:Астрель, 2011. – 95 с. 8. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические упражнения в рифмах.  Пособие для родителей, логопедов, воспитателей. – М.: Гном и Д, 2000. –  128 с. 9. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4­8 лет:  Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера. 2004. – 128 с. 10. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб.:  Библиополис, 1994. – 208 с. 11. Большая книга развития речи для детей 3­6 лет. Говорим, читаем,  пишем/С.Е.  12. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. –  СПб.:Детство­Пресс, 1999. – 64 с. 13. Бурина Е.Д. Такие похожие разные буквы: Тренинг по дифференциации  сходных по начертанию букв: Пособие для учащихся начальной школы,  учителей, логопедов и родителей. – СПб.: КАРО, 2006. – 96 с. 22 14. Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, с.В.Щербинина. – Ярославль:  Академия развития, 2010. – 176 с. 15. Галкина Г.Г. Звуки, буквы я учу! Альбом упражнений №3 по обучению  грамоте дошкольников логопедической группы. – М.: Гном и Д, 2008. – 40  с. 16. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо: Сборник упражнений  по исправлению недостатков письма и чтения. – СПб.: Дельта, 1997. – 224  с. 17. Гусарова Н.Н. Беседа по картинке: Времена года. – СПб.: Детство­Пресс,  2001. – 24 с. 18. Жукова Н.С. Домашний букварь. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1999. – 128 с. 19. Жукова Н.С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М.: Эксмо,  2011. – 120 с. 20. Загадки и отгадки в картинках на все лексические темы/Авт.­сост.  Г.А.Османова. – СПб.: КАРО, 2008. – 272 с. 21. Звуки, буквы я учу! Альбом упражнений №1 по обучению грамоте  дошкольника: пособие для совместной работы педагогов и родителей с  детьми старшей логопедической группы/Г.Галкина. – М.: Гном и Д, 2008. – 40 с. 22. Звуки, буквы я учу! Альбом упражнений №2 по обучению грамоте  дошкольника: пособие для совместной работы педагогов и родителей с  детьми старшей логопедической группы/Г.Галкина. – М.: Гном и Д, 2008. – 48 с. 23. Звуки, буквы я учу! Альбом упражнений №3 по обучению грамоте  дошкольника: пособие для совместной работы педагогов и родителей с  детьми старшей логопедической группы/Г.Галкина. – М.: Гном и Д, 2003. – 64 с. 24. Кирьянова Р.А. 70 игр для обучения чтению: Рабочая тетрадь. – СПб.:  КАРО, 2005. – 144 с. 25. Козырева Л.М. Логопедическое пособие: Звуковые разминки и  упражнения для совершенствования навыков техники чтения. – М.:Издат­ Школа 2000, 2000. – 144 с. 26. Кондранина Т.И. Чтение. 1 класс – М.: Издат­школа 2000, 1999. – 160 с. 27. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Правильное произношение и чтение.  Книга для родителей. – М.:Гном и Д, 2000. – 144 с. 28. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М.: Эксмо, 2003. – 63 с. 29. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб.: Литера, 2005. – 64 с. 30. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.  Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Гном и Д, 2008.  64 с. 23 31. Лебедева Л.А., Мирошниченко С.Б., Кирсанова В.П. Тренировочные  обучающие упражнения по дифференциации гласных для детей с  нарушениями устной и письменной речи: Практическое пособия для  логопедов, учителей и учащихся начальных классов. – Кингисепп, 1999 32. Лебедева Л.А., Мирошниченко С.Б., Родченкова Н.В. Тренировочные  обучающие упражнения по дифференциации смешиваемых звуков для  детей с нарушениями устной и письменной речи: Практическое пособие  для логопедов, учителей и учащихся начальных классов. – Кингисепп,  1999г. 33. Лебедева Л.А., С.Б.Мирошниченко. Наглядно­иллюстративный материал  по дифференциации смешиваемых звуков для детей с нарушением устной  и письменной речи. – СПб, 1996 34. Лопухина И.С. Логопедия, упражнения для развития речи: Пособие для  логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997. – 336 с. 35. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением  языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по коррекционной  логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии.  Тетрадь №1. – М.: Аквариум Бук, К.: Дом печати – Вятка, 2004. – 56 с. 36. Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушения письма: Комплект  тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими  отклонения в развитии. Тетрадь №2. – М.: Аквариум Бук, К.: Дом печати  – Вятка, 2004. – 80 с. 37. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением  языкового анализа и синтеза, и аграмматическая дисграфия: Комплект  тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими  отклонения в развитии. Тетрадь №3. – М.: Аквариум Бук, К.: Дом печати  – Вятка, 2004. – 56 с. 38. Мазанова Е.В. Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии: Комплект  тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими  отклонения в развитии. Тетрадь №4. – М.: Аквариум Бук, К.: Дом печати  – Вятка, 2004. – 40 с. 39. Оперенова О.С. Я пишу слова. Рабочая тетрадь для детей 4­6 лет. – СПб.:  Норинт, 2003. – 32 с. 40. Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи. – СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА,  БИНОМ, 2004. – 208 с. 41. Парамонова Л.Г. Правописание, шаг за шагом. – СПб.: Дельта, 1998.­208 с. 42. Пименова Т.И. Новые скороговорки на все звуки: Пособие для логопедов­ практиков и внимательных родителей. – СПб.: КАРО, 2007. – 160 с. 43. Позднякова Я.Ю. Игры и упражнения для развития речи и мелкой  моторики. – СПб.: Литера, 2004. – 32 с. 24 44. Практическое пособие для обучения детей чтению/О.В.Узорова,  Е.А.Нефедова. – М.: Астрель, 2004. – 268 с. 45. Пятница Т.В. Лексика + Грамматика = … : Пособие по развитию лексико­ грамматического строя речи у детей 4­6 лет. В 3 ч. Ч.1. – Мозырь: Белый  ветер, 2006. – 124 с. 46. Пятница Т.В. Лексика + Грамматика = … : Пособие по развитию лексико­ грамматического строя речи у детей 4­6 лет. В 3 ч. Ч.2. – Мозырь: Белый  ветер, 2006. – 99 с. 47. Пятница Т.В. Лексика + Грамматика = … : Пособие по развитию лексико­ грамматического строя речи у детей 4­6 лет. В 3 ч. Ч.3. – Мозырь: Белый  ветер, 2006. – 103 с. 48. Развитие речи. Завтра в школу/Э.Павленко. – М.:Стрекоза, 2008. – 63 с. 49. Снарская С.М. Я пишу буквы. Рабочая тетрадь для детей 4­6 лет. – СПб.:  Норинт, 2003. – 32 с. 50. Романова Е.В. Пишу правильно буквы «б» и «д»: Пособие для учащихся  начальной школы, учителей, логопедов и родителей. – СПб.: КАРО, 2007.  – 160 с. 51. Романова Е.В. Пишу правильно буквы «у» и «и»: Пособие для учащихся  начальной школы, учителей, логопедов и родителей. – СПб.: КАРО, 2007.  – 136 с. 52. Сборник упражнений для детей с недостатками произношениями. Выпуск  первый/Под ред. С.И.Ильинская. – М.:Гос. Учебно­пед. издат­во мин­ва  просвещения РСФСР, 1959. – 509 с. 53. Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и  речи у дошкольников. Выпуск №1. Методическое пособие и  демонстрационный материал для логопедов, воспитателей и родителей. –  М.: Гном и Д, 2003. – 24с. 54. Ундзенкова А.В.. Колтыгина Л.С. Звукарик: Третья ступенька: закрепляем навыки чтения и грамотного письма (для детей 5­7 лет). – Екатеринбург:  КнигоМир, 2011. – 64 с. 55. Хочу читать: для детей 5­6 лет/В.А.Егупова, под ред.М.А.Зиганова. –  М.:Эксмо, 2008. – 120 с. 56. Цуканова С.П., Бетц Л.Д. Формируем навыки чтения. Раздаточные  таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения у старших  дошкольников. Приложение к пособию «Я учусь говорить и читать». – М.:  Гном и Д, 2007. – 32 с. 57. Читаю слова и предложения: для детей 5­6 лет/С.В.Пятак, под  ред.М.А.Зиганова. – М.:Эксмо, 2007. – 120 с. 58. Яворская   О.Н.   Игры,   задания,   конспекты   занятий   для   развития письменной речи у школьников (7 – 10 лет): Практическое пособие для 25 учащихся   начальной   школы,   учителей,   логопедов   и   родителей.   – СПб.:КАРО, 2007. – 112 с. 26

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной  коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной  коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной  коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной  коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной  коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной  коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной  коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной  коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной  коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной  коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной  коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной  коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной  коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной  коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной  коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной  коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной  коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной  коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной  коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной  коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной  коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной  коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной  коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной  коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной  коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"

Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной  коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2018