Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей
с ограниченными возможностями здоровья «Надежда»
муниципального образования
городской округ Симферополь Республики Крым
Согласовано
«___»________________
Зам. директора по УВРК
Столярова А.М.
Согласовано
Руководитель МО
коррекционных педагогов
Усенко Н.В.
Протокол № ___
от «__» _________ 20__г.
Утверждаю
«___»________________
Директор
Панасышена Т.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
«РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ
КОММУНИКАЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ
1х классов с ОВЗ»
на 2017 /2018 учебный год
Составила:
Трибрат Марина Федоровна,
учительлогопед,
высшая квалификационная категория г. Симферополь
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
1.1. Нормативноправовая база.
1.2 Характеристика учащихся 1х классов с нарушением речи
1.3 Цель и задачи реализации рабочей программы.
1.4 Методы и формы реализации рабочей программы.
1.5 Планируемые результаты освоения рабочей программы.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.
2.1 Направление коррекционноразвивающей работы.
2.2 Содержание логопедической работы.
2.3 Содержание деятельности учителялогопеда, учителя
начальных классов и воспитателя.
2.4 Программа сотрудничества с родителями.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.
3.1 Материальнотехническое обеспечение.
3.2 Методическое обеспечение.
3.3 Календарнотематическое планирование логопедических
занятий 1 х классов
Пояснительная записка
Стр.
3
4
6
9
10
11
13
14
17
19
20
27
2 1.1. Нормативноправовая база.
Рабочая программа логопедических занятий составлена на основе
следующих нормативноправовых и инструктивнометодических документов:
1. Закон «Об образовании».
2. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального
общего образования, 2009г.
3. ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
4. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном
учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в
развитии (Постановление Правительства РФ от12. 03. 1997г. №2888).
5. Письмо Министерства образования РФ от10.03.2000г. № 212. О
внесении изменений и дополнений в Типовое положение о специальном
(коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии (Постановление
Правительства РФ от12. 03. 1997г. №2888). (Письмо Министерства
образования РФ от10.03.2000г. № 212).
6. Письмо МОРФ от 14.12.2000 №2 « Об организации работы
логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
7. Авторская программа по русскому языку для образовательных
учреждений с русским языком обучения и программы образовательных
учреждений авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной,
М.Н.Дементьевой, Н.Ф.Стефаненко «Русский язык». 14 класс» УМК
«Школа России»
8. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивнометодическое письмо о
работе учителялогопеда при общеобразовательной школе. (Основные
направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению
программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). –
М..: «КогитоЦентр», 1996.
1.2. Характеристика учащихся 1х классов с нарушением речи.
3 Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении
программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие
недостаточной сформированности речевой функции и психологических
предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Общая характеристика учащихся 1х классов соответствует второму
третьему уровню развития. Уровень речевого развития учащихся
характеризуется наличием фразовой речи с элементами лексико
грамматического и фонетикофонематического недоразвития при
относительно благополучном понимании речи. Характерным является
недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяет
одновременно два или несколько звуков данной группы. Фонематическое
недоразвитие у детей этой группы проявляются в основном в
несформированности процессов дифференциации звуков. Это задерживает
овладение звуковым анализом и синтезом. Отмечаются ошибки в слоговой
структуре слов, персеверации слогов («хихист» и хоккеист), антиципации
(«астобус» – автобус), добавление лишних слогов и звуков («лимонт» –
лимон), что свидетельствует в первую очередь о первичном недоразвитии
слухового восприятия. Словарь значительно беден, присутствуют
аграмматизмы в речи, недостатки проявляются в различных формах
монологической речи (пересказ, рассказ по картинке, серии картинок).
Речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти, внимания,
мышлении. У учащихся 1х классов наблюдаются некоторое отставание в
развитии двигательной сферы и развитии мелкой моторики.
Нарушения фонетикофонематического компонента речевой
системы:
Дефектное произношение звуков.
Недостаточная сформированность фонематических процессов.
У детей данной категории наблюдается:
недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному
развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
недостаточная сформированность предпосылок к успешному
овладению грамотой;
трудности в овладении письмом и чтением.
4 Нарушения лексикограмматического компонента речевой системы.
Лексический запас ограничен рамками обиходнобытовой тематики,
качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение
значений слов; ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по
акустическому свойству).
Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют
сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные
аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.
Нарушения связной речи:
затруднения при построении произвольной связной речи: отсутствие
правильной грамматической связи, логика событий не передается;
отсутствие в речи сложных предложений, подмена связного
высказывания односложными ответами;
самостоятельные высказывания характеризуются фрагментарностью,
недостаточной связностью и логичностью;
недостаточно адекватное использование лексических, грамматических и
синтаксических средств языка;
неумение самостоятельно выделить законченную мысль в предложении;
несформированность монологической речи.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций
учителя;
трудности овладения учебными понятиями, терминами;
трудности формирования и формулирования собственных мыслей в
процессе учебной работы;
недостаточное развитие связной речи.
Психологические особенности:
отдельные черты общей эмоциональноволевой незрелости;
недостаточная регуляция произвольной деятельности;
недостаточная устойчивость внимания и ограничение возможности его
распределения;
сниженная работоспособность;
недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям;
отсутствие положительного эмоционального отношения к мыслительной
деятельности.
5 Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
Недостаточная сформированность психологических предпосылок к
овладению полноценными навыками учебной деятельности;
Трудности формирований учебных умений (планирование предстоящей
работы; определение путей и средств достижения учебной цели;
контролирование деятельности; умение работать в определенном
темпе).
Трудности в общении.
1.3. Цели и задачи коррекционноразвивающей работы
Коррекционнологопедическая работа в МБОУС (К) ОШ «Надежда»,
осуществляется в целях оказания помощи учащимся, имеющим нарушения в
развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных
программ (особенно по русскому языку).
Учащиеся 1х классов МБОУС (К) ОШ «Надежда» нуждаются в
целенаправленной коррекционноразвивающей работе, так как общее
недоразвитие речи существенно влияет на процесс овладения этими детьми
грамотой, орфографическими навыками, усвоения всей школьной программы,
особенно по русскому языку и чтению.
Для разработки коррекционноразвивающей программы, за основу
приняты данные сведения диагностики, которая проводится в начале
учебного года с 01 по 15 сентября с целью выявления речевых нарушений и
включает анализ основных компонентов речевой системы, и в конце учебного
года с 11 по 24 мая с целью подведения итогов коррекционно
логопедической работы. Для оценивания результатов коррекционной работы
используются:
методика Г.А. Волкова: Методика психологологопедического
обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной
диагностики.
методика Е.В. Мазановой. «Обследование речи детей 56 лет с ЗПР.
Методические указания и картинный материал».
методика А.Я. Малярчук «Обследование речи детей».
По результатам обследования на начало года видно, что у всех
учащиеся 1х классов нарушено звукопроизношение, недоразвитие фонетико
6 фонематических процессов, лексикограмматических категорий, словарный
запас ниже возрастной нормы, несформированность связной речи.
Нарушения речи у данной категории детей носят системный характер,
затрагивают все стороны речевой системы, и к тому же обусловлены
недостаточной сформированностью познавательных процессов. Исходя из
этого логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую
систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Таким образом, мною составлена рабочая программа учебного курса
логопедических занятий для учащихся 1х классов на основе методических
пособий: «Логопедическая работа с младшими школьниками с ЗПР» под
редакцией Коржаева Е.Е., «Коррекционная логопедическая работа со
школьниками с ЗПР» под редакцией П.Д. Лебедевой, а также учебник
Азбука В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, М.А.Виноградская, М.В.Бойкина,
Русский язык: Учебник для 1го класса». М.: «Просвещение», 2012.
(Образовательная система «Школа России) под редакцией В. П. Канакина, В.
П. Горецкий, М.Н. Дементьева, Н.А. Стефаненко, М.В. Бойкина.
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с
требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность
программы обусловлена необходимостью
целенаправленной коррекционной работы, развивающей не только
познавательную, но и речевую деятельность детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития, испытывающих особые
трудности в освоении устной и письменной речи. Программа направлена на
достижение определенных целей и решений ряда задач.
Цель программы: коррекция дефектов устной и письменной речи
учащихся 1 класса с задержкой психического развития, способствующая
успешной адаптации в учебной и коррекционной деятельности и дальнейшей
социализации, самореализации, а так же:
развитие речевых способностей;
формирование умения определять части речи на основе лексического
значения слова, его структуры, формальных признаков, синтаксической
связи;
программирование смысловой структуры высказывания;
установление связности и последовательности высказывания;
7 отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в
тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача
содержания текста, сюжетной картинки);
создание условий для практического общения и формирования
коммуникативной функции речи.
Задачи программы:
создать условия для формирования правильного звукопроизношения
исходя из индивидуальных особенностей учащихся;
развивать артикуляционную моторику;
развивать языковое чутье;
развивать фонетикофонематические процессы;
формировать навык различения звуков в устной и письменной;
развивать грамматический строй через коррекцию дефектов устной
речи;
обогащать и активизировать словарный запас;
развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня
общего речевого развития учащихся;
создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности
учащихся и общей координации движений мелкой моторики;
развивать межполушарное взаимодействие;
развивать зрительнопространственные и временные функции;
развивать познавательную деятельность (мышление, восприятие,
представление, память, внимание);
развивать навык само и взаимоконтроля, умение работать в коллективе.
повышать уровень общего речевого развития путём уточнения,
расширения и активизации словаря обучающихсялогопатов;
отбор языковых средств для построения высказывания;
развитие навыка построения связного высказывания: установления
логической последовательности, связности;
формировать навык правильного письма и чтения;
формировать и совершенствовать грамматический строй речи;
развивать связную устную и письменную речь.
Адресат программы: учащиеся 1х классов с ОВЗ, с нарушениями
звукопроизношения, ЗПР, с ОНР различного уровня речевого развития,
недостаточной сформированностью таких высших психических функций, как
внимание, память, а также нарушением в эмоциональноволевой сфере.
8 Продолжительность реализации программы: данная программа
рассчитана на один год занятий. Объём программы: 53 занятия. Занятия
проводятся 2 раза в неделю подгрупповые, длительностью 25 – 30 минут и
23 раза индивидуальные занятия, длительностью 15 – 20 минут.
1.4. Методы и формы реализации рабочей программы.
Логопедическое воздействие в коррекционноразвивающей работе
осуществляется различными методами и формами, направленными на
освоение учащимися знаний, навыков и умений. Выбор и использование того
или иного метода определяется характером речевого нарушения,
содержанием, целями и задачами коррекционнологопедического воздействия,
возрастными, индивидуальнопсихологическими особенностями каждого
ребенка. На каждом из этапов логопедической работы эффективность
овладения правильными речевыми навыками обеспечивается
соответствующей группой методов.
Словесные: беседа, рассказ, монолог, диалог, дискуссия.
Практические:
упражнения:
подражательноисполнительские (дыхательные, голосовые,
артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику);
конструктивные (конструирование букв из элементов, из одной буквы
другую);
творческие;
игры (сочетаются с другими приемами: показом, пояснением,
указаниями, вопросами);
моделирование (знаковосимволическое: использование графических
схем структуры предложения, слогового и звукового состава слова).
Нагляднодемонстрационные: наблюдения, рассматривание
рисунков, мультимедийных слайдов, картин, макетов, прослушивание
магнитофонных записей, показ образца задания, способа действия.
Проблемнопоисковый.
Коррекционная работа включает нетрадиционные методы: элементы
музыкотерапии.
Логопедические занятия учитывают материал школьной программы по
русскому языку.
Для реализации данного курса используются следующие формы работы:
подгрупповые занятия (2530мин.);
9 индивидуальные занятия (1520мин.).
1.5. Планируемые результаты освоения рабочей программы.
Основными критериями оценки эффективности курса являются
данные, полученные в результате итогового логопедического обследования.
Косвенным показателем эффективности может быть успешность в обучении,
отзывы учителей и родителей.
Предметноинформационная составляющая.
1. При проведении анализа слов и предложений: различать звуки и буквы,
выбирать и упорядочивать слова из ряда предложенных.
2. При работе с текстом: использовать элементы текста для поиска
нужной информации, оценивать уместность использования слов в
тексте, воспроизводить графически каллиграфически корректно все
буквы.
3. При осуществлении речевой деятельности: участвовать в элементарных
диалогах, соблюдая нормы речевого этикета; понимать на слух речь
окружающих при непосредственном общении, вербально и невербально
реагировать на услышанное.
Деятельнокоммуникативная составляющая.
1. Говорить фонетически внятно, членораздельно, выразительно.
2. Производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять
количество звуков и слогов в словах различной слоговой структуры,
определять характер звуков, соотносить количество звуков и букв в
словах.
3. Образовывать нужную в предложении форму слова.
4. Использовать в предложении слова различных частей речи,
устанавливать связь между ними по вопросам.
5. Отвечать, используя слова вопроса.
6. Производить фонематический анализ.
Ценностноориентационная составляющая.
1. Осуществлять самооценку своих действий.
2. Уметь работать совместно в группе для достижения общей цели.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1. Направление коррекционноразвивающей работы.
10 Учитывая сложную структуру дефекта, коррекционноразвивающая
работа носит комплексный характер и проводится по нескольким
направлениям.
Активизация межполушарного взаимодействия.
Кинезиологические упражнения, используемые на занятии, направлены на
преодоление речевых нарушений, а также на развитие психических функций
путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со
словом и музыкой. Данные упражнения используются на различных этапах
логопедических занятий (организационный момент, физминутка).
Совершенствование ручной моторики и моторики артикуляционного
аппарата; формирование кинестетической основы движения;
формирование кинетической основы движения.
Известно, что совместные движения руки и артикуляционного аппарата
помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в
организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию
интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию
движений и мелкую моторику. Артикуляционные движения проводятся
одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем
обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ.
Развитие речевого дыхания.
Дыхательные упражнения используются на занятиях как организующий
момент вместо дисциплинарных замечаний.
Развитие звуковой стороны речи.
Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на
базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко
слогового состава слов различной структуры. Коррекция дефектов
произношения.
работы логопеда. Процесс коррекционной работы связан с обучением детей с
различными речевыми нарушениями. При этом логопед уделяет больше
внимания детям, страдающим дизартрией.
Уточнение и коррекция звукопроизношения – существенная часть
Формирование интонационной выразительности.
Проведению этой работы предшествуют ритмические упражнения. Они
подготавливают к восприятию интонационной выразительности, способствуют
11 ее развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения,
правильного членения фразы. Работа над ритмом проводится в двух
направлениях: восприятие и воспроизведение различных ритмических
структур. Материалом для упражнений служат различные ритмические
структуры.
Развитие лексического запаса:
уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение
словарного запаса параллельно с расширением представлений об
окружающей действительности;
формирование семантической структуры слова в единстве основных его
компонентов ( понятийного, контекстуального и др.);
организация семантических полей, лексической системы;
активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова,
перевода слова из пассивного словаря в активный словарь.
Формирование грамматического строя речи:
развитие у детей умения активно пользоваться различными способами
словообразования;
уточнение значения используемых синтаксических конструкций;
дальнейшее развитие и совершенствование грамматического строя,
оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью
слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических
конструкций.
Формирование связной речи.
развитие навыков построения связного высказывания;
программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
установление логики (связности, последовательности), точное и чёткое
формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания;
отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для
построения высказывания в тех или иных целях общения
(доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной
картины).
Развитие и совершенствование психологических предпосылок
к обучению:
устойчивости внимания;
наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
12 способности к запоминанию;
способности к переключению;
навыков и приёмов самоконтроля;
познавательной активности;
произвольности общения и поведения.
Формирование полноценных учебных умений:
планирования предстоящей деятельности: принятие учебной задачи;
активное осмысление материала; выделение главного, существенного в
учебном материале;
контроля за ходом своей деятельности;
работы в определённом темпе (умение быстро и качественно писать,
считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление);
применения знаний в новых ситуациях;
анализа, оценки продуктивности собственной деятельности.
2.2. Содержание логопедической работы.
1 этап – диагностический.
Проводится полное логопедическое обследование учащихся.
2 этап – подготовительный.
Направления работы:
1. Формирование учебной деятельности;
2. Исправление звукопроизношения;
3. Развитие пространственной ориентации;
4. Развитие зрительного восприятия;
5. Развитие внимания;
6. Развитие памяти;
7. Развитие общей и мелкой моторики;
8. Развитие артикуляционной моторики;
9. Развитие слухового восприятия;
10.Развитие словеснологического мышления.
3 этап – основной
Уточнение и коррекция звукопроизношения – существенная часть
работы логопеда. Процесс коррекционной работы связан с обучением детей с
13 различными речевыми нарушениями. При этом логопед уделяет большое
внимание детям, страдающим дизартрией.
В программу включена также работа над всеми звуками, буквами (в той
же последовательности, что и на уроках обучения грамоте).
Эта работа направлена на развитие фонематического восприятия.
Учащиеся должны определять характерные особенности положения губ,
языка при его произношении, научиться дифференцировать каждый звук от
других звуков; выделять звук из ряда звуков, слогов, слов. Определять место
звука в звуковом ряду, слоге, слове, подбирать слова на заданный звук,
анализировать звуковой состав слогов, слов. Читать, записывать слоги, слова,
работать с разрезной азбукой, слоговыми таблицами. Составлять
предложения с опорой на схему по сюжетным картинкам, по серии картин, по
вопросам, по опорным словам, по плану, по словесной инструкции.
Составление графических схем предложения.
Ещё одно направление работы в первом классе это работа по
увеличению словаря учащихся, формированию лексикограмматических
категорий, связной речи. Эта работа проводится по основным лексическим
темам.
Система коррекционных занятий составлена с учетом программы
обучения русскому языку в 1 классе и способствует подготовке учащихся к
усвоению орфографических навыков при помощи специальных упражнений.
2.3. Содержание деятельности учителялогопеда, учителя начальных
классов и воспитателя.
Успешное осуществление коррекционной работы зависит от контакта
учителялогопеда с учителем начальных классов и воспитателем.
В течение учебного года учительлогопед посещает методические
объединения учителей и воспитателей. На первом заседании логопед
подробно и детально знакомит учителей начальных классов и воспитателей со
спецификой и видами речевых нарушений, затрудняющих успешное
овладение учениками чтением и письмом, обращает внимание учителей на
необходимость дифференцированного подхода к учащимся с нарушениями
речи.
На подгрупповых занятиях учительлогопед обязательно учитывает
уровень программных требований по русскому языку и чтению.
Логопед, учитель и воспитатель совместно определяют общие и частные
задачи развития речи детей, намечают объем и содержание всей речевой
работы, отражая это в своем планировании на учебный год.
Учитель и воспитатель активно участвуют в коррекционном процессе,
способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психических
процессов ребенка. В своей работе они руководствуются
14 общедидактическими принципами системности, последовательности,
индивидуализации обучения.
Принцип системности и последовательности предполагает
адаптацию содержания, методов и приемов деятельности учителя и
воспитателя к требованиям, предъявленным задачами конкретного этапа
логопедического воздействия. Поэтапность в работе логопеда обусловлена
представлением о речи как системе, усвоение элементов которой протекает
взаимосвязано и в определенной последовательности.
Принцип индивидуализации обучения предполагает учет
индивидуальноречевых особенностей детей. Это объясняется наличием
различных по структуре и тяжести речевых нарушений у детей и
неодновременностью их преодоления на логопедических занятиях. В такой
интерпретации принцип индивидуального подхода требует от учителя и
воспитателя глубокой осведомленности о состоянии речи ребенка и
использования этих знаний в своей работе.
Во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулке,
экскурсии, в играх и развлечениях учитель и воспитатель также
осуществляют коррекционную работу, значимость которой в том, что она
представляет возможность практики речевого общения детей и закрепления
речевых навыков в их жизнедеятельности.
Учителю и воспитателю необходимо помнить, что проговаривание всего
фонетического материала должно происходить с обязательным выделением
закрепляемого звука голосом, утрированным произношением. Учитель и
воспитатель не должны пропускать ни одной фонетической или
грамматической ошибки в речи ребенка, исправлять ошибки не только на
уроках, но и на протяжении всех режимных моментов, что способствует
успешной автоматизации поставленного звука.
Логопед в своей работе руководствуется рекомендациями учителя, а
учитель и воспитатель – рекомендациями логопеда.
Взаимосвязь между учителем и логопедом, учителем и воспитателем
осуществляется в процессе речевой работы, при чётком разграничении
функций.
Для реализации и закрепления полученных знаний детьми и создания
единого коррекционного пространства разработана данная программа
взаимодействия между логопедом, учителем и воспитателем.
Целью данной программы является установление отношений
сотрудничества между учителемлогопедом, учителем начальных классов,
воспитателем, выработка единства требований в работе с детьми с
ограниченными возможностями здоровья.
Задачи: разработка целостной системы действий с учителем начальных
классов и воспитателем по оптимизации речевого развития детей,
разработанной системы коррекционного воздействия при работе с детьми.
Коррекционные задачи:
15 развитие фонематических процессов;
совершенствование артикуляционной общей моторики и моторики
пальцев рук при устранении недостаточности развития речевой
моторики, освоение артикуляционных упражнений, развивающий
подвижность артикуляционного аппарата;
закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом
звуков;
закрепление, утонение и активизация отработанного логопедом
лексического материала на занятиях по развитию речи, на других
уроках, в режимных моментах;
закрепление сформированных логопедом грамматических категорий;
формирование диалогической и монологической формы связной речи;
закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза;
закрепление навыка чтения, предупреждение и преодоление дислексии;
закрепление навыка письма, преодоление и предупреждение дисграфии.
Формы взаимодействия:
Участие учителялогопеда в работе методического объединения
учителей начальных классов, воспитателей.
Консультации для учителей и воспитателей.
Семинары, семинарыпрактикумы, мастерклассы.
Взаимопосещение уроков.
Участие в ШПМПк.
Совместное проведение родительских собраний.
Учитель и воспитатель осуществляют контроль речевых навыков у
детей и реализацию коррекционной работы ежедневно, логопед – 2 раза в
неделю на фронтальных логопедических занятиях и на индивидуальных – 3
раза в неделю с каждым учащимся.
Единообразие подходов логопеда, учителя и воспитателя к речевой
работе, преемственность в требованиях к ним, а также в содержании и
методах коррекционной, учебной воспитательной работы, комплексность и
многообразие средств развития речи и устранения ее недостатков,
использование ведущего вида деятельности – залог успеха в логопедической
работе.
Данная программа взаимодействия учителялогопеда, учителя и
воспитателя является методической разработкой и приложением к рабочей
программе по логопедии для учащихся начальной школы с ограниченными
возможностями здоровья.
2.4. Программа сотрудничества с родителями.
16 Комплексный подход по преодолению речевого дефекта предполагает
активное участие в нем родителей. Важнейшим способом решения
коррекционных задач является совместная деятельность учителялогопеда и
родителей ребенка с речевыми нарушениями, где родители не пассивные
наблюдатели, а активные участники процесса.
Никакая позитивная динамика в ходе коррекционнологопедического
воздействия не может привести к достижению планируемого эффекта, если
изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика,
оценки у родителей, если значимые, авторитетные, любимые близкие взрослые
не видят истинного смысла этих изменений.
Цель программы:
установление сотруднических отношений;
разработка целостной системы действий участников педагогического
процесса по оптимизации речевого развития детей.
Задачи:
повышение уровня педагогической компетентности родителей в
вопросах организации речевого развития детей через установление
контактов со специалистами школы;
внедрение в практику нетрадиционных форм работы с родителями;
переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному
участию в сотрудничестве;
создание положительного эмоционального контакта между всеми
участниками данной работы.
Программа предполагает следующие формы взаимодействия
учителялогопеда с семьей:
Родительские собрания.
Анкетирование.
Информационные буклеты.
Семинарыпрактикумы
Уголок для родителей (информирование родителей об организации
учебного процесса, документы, объявления, памятки и др.)
Тетрадидневники.
Консультирование.
Открытые индивидуальные занятия.
Программа предполагает проведение семинаровпрактикумов и
консультаций для родителей в течение всего учебного года с учётом
реализации основных направлений коррекционноразвивающего обучения.
Одной из форм взаимодействия с родителями, в рамках данной
программы, являются родительские собрания, проводящиеся в активных
17 формах. Суть таких собраний – обучение на трёх уровнях: теоретическом,
практическом, технологическом. Они проводятся в виде групповой дискуссии
или имитационноролевой игры.
Такие собрания носят информативный характер общения педагогов и
родителей; равноправное положение и активность всех участников
обсуждения; положительный эмоциональный фон, который создается за счет
просмотра занятий, игр, видеозаписей разнообразной работы с детьми в
рамках обсуждаемой темы; обратная связь по итогам совместной
деятельности.
Общение строится на основе диалога, открытости, искренности, отказ
от критики и оценки партнера по общению, поэтому данные формы работы
рассматриваются как нетрадиционные.
Содержание программы
Учитывая специфику классов, родители должны быть максимально
вовлечены в коррекционную работу, поэтому работа ведется по определенной
системе.
В начале года составляется перспективный план взаимодействия с
родителями.
Работа начинается с анкетирования и бесед, целью которых является
изучение потребностей родителей и их уровня знаний о проблеме.
После анкетирования проводится бинарная лекция совместно с
психологом, на которой родители получают ряд советов и рекомендаций.
Родителям предлагают комплексы артикуляционной гимнастики,
упражнений на развитие фонетикофонематических процессов и лексико
грамматической стороны речи, родителям выдаются памятки.
Родительские собрания проводятся в начале, середине и конце года.
На первом собрании логопед знакомит родителей с результатами
обследования, дает характеристику общего и речевого развития каждого
ребенка. Логопед рассказывает о плане работы в период обучения, его задачах
и содержании. Как правило, то собрание проводится логопедом совместно с
классным руководителем.
На втором собрании, в январе, подводятся итоги первого полугодия,
раскрываются основные пути дальнейшего коррекционного обучения,
рассказывается об успехах детей и тех трудностях, которые возникли в
процессе коррекционных занятий, вносятся дополнения в программу.
В мае, на заключительном собрании, подводятся итоги коррекционной
работы, даются рекомендации по закреплению пройденного материала.
На семинарахпрактикумах логопед знакомит родителей с основными
приемами постановки звуков, преодоления нарушений письменной речи и
развития лексикограмматического строя речи.
18 Посещение открытых логопедических занятий родителями проводится в
течение всего учебного года. На занятиях логопед знакомит родителей с
основными приёмами обучения, подбора наглядного иллюстративного и
речевого материала.
Стенд для родителей дефектологи оформляют совместно в течение
года. Материал периодически обновляется.
Работая с семьей учащегося коррекционной школы необходимо
помнить, что родители являются самыми заинтересованными участниками
коррекционнопедагогического процесса. Его успешный результат будет
зависеть от многих причин, и не в последнюю очередь от того, насколько
правильно будут построены взаимоотношения между специалистами и
родителями.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материальнотехническое обеспечение.
1 Классная доска.
2 Настенное зеркало (50см*100см)
3 Зеркала для индивидуальной работы.
4 Логопедические зонды, шпатели.
5 Различные речевые игры, лото, мозаика.
6 Наборы цветных карандашей.
7 Кубики, мячи.
8 Наборы счетных палочек.
9 Полотенце, мыло, бумажные салфетки.
10 Методическая и учебная литература.
11 Развивающие игры.
Средства ИКТ
1. Ноутбук.
Электронные образовательные ресурсы
1. http://www.fonema.ru/index.php
2. http://logopediya.com/
3. http://www.logoped.ru/
4.
.http://www.logolife.ru/
19 5. http://festival.1september.ru/
6. http://logopedia.by/
7. http://zanimatika.narod.ru/index.htm
8. http://logopedy.ru/portal/
9. http://www.pedlib.ru
10. http://www.solnet.ee/
11. http://www.logoped.org
12. http://www.dyslexiadysgraphia.ru/
13. http://nsportal.ru
14. http://www.boltunspb.ru/
15. http://www.ilogoped.ru/
16. http://logomag.ru
17. http://www.kindergorod.ru
18. http://www.logopedsfera.ru/
19. http://logokons.ru/
20. http://logoportal.ru
3.2. Методическое обеспечение.
Логопедический кабинет полностью оснащен необходимым
оборудованием, методическими материалами и средствами обучения.
В логопедическом кабинете имеются следующие материалы:
ПОСОБИЯ
Для проведения логопедического обследования:
Обследование звукопроизношения;
Обследование понимания речи;
Обследование связной речи;
Обследование грамматического строя речи;
Обследование состояния словарного запаса;
Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа
и синтеза, фонематических представлений;
Обследование слоговой структуры слова;
Счетный материал для обследования;
Разрезные картинки для обследования на 2468 частей;
Картинки и тексты
20 Для формирования правильного звукопроизношения:
Артикуляционные упражнения (карточки);
Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах;
Пособия для работы над речевым дыханием;
Предметные картинки на все изучаемые звуки;
Альбомы на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков;
Тексты и картотеки на автоматизацию поставленных звуков.
Для формирования фонематического восприятия, звукового анализа:
Сигнальные кружки на дифференциацию звуков;
Цветные фишки для звукобуквенного анализа;
Наборное полотно для звукобуквенного анализа;
Набор букв и цифр для звукобуквенного анализа;
Предметные картинки на дифференциацию звуков;
Тексты на дифференциацию звуков
Для обучения грамоте:
Настенный алфавит;
Бумажный алфавит;
Схемы для анализа предложений;
Наборы предметных картинок для деления слов на слоги;
Логопедический букварь;
Кассы букв на каждого ребенка.
Для обогащения словарного запаса и формирования грамматического
строя речи:
Предметные картинки по обобщающим темам;
Предметные картинки на подбор антонимов;
Предметные картинки на подбор синонимов;
Многозначные слова;
Предметные картинки «одинмного»;
Схемы предлогов;
Пособия на составление предложений с простыми и сложными
предлогами;
Пособия на согласование слов;
Деформированные тексты и др.
21 Для развития связной речи:
Серии сюжетных картинок;
Сюжетные картинки;
Предметные картинки для составления сравнительных и описательных
рассказов;
Схемы и мнемотаблицы для составления описательных рассказов;
Картиннографические планы для рассказов.
Методическая литература
1. Грибова О.Е. Обследование письменной и связной речи .Методические
рекомендацииинструкции по пользованию альбомом. – М.:Аркти, 2000. –
16 с.
2. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию
речи детей. Грамматический строй. Методические рекомендации. –
М.:Аркти, 2000. – 16 с.
3. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию
речи детей. Словарный запас. Методические рекомендации. – М.:Аркти,
2000. – 8 с.
4. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Владос, 2000. – 280 с.
5. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой
психического развития. – М.: Гном и Д, 2003. – 80 с.
6. Тесты. Готов ли ребенок к школе. Развитие речи/И.Васильева. – М.:
Стрекоза, 2010. – 64 с.
7. 100 познавательных текстов для обучения детей чтению/О.В. Узорова,
Е.А. Нефедова. – М.:Астрель, 2011. – 95 с.
8. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические упражнения в рифмах.
Пособие для родителей, логопедов, воспитателей. – М.: Гном и Д, 2000. –
128 с.
9. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 48 лет:
Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера. 2004. – 128 с.
10. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб.:
Библиополис, 1994. – 208 с.
11. Большая книга развития речи для детей 36 лет. Говорим, читаем,
пишем/С.Е.
12. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. –
СПб.:ДетствоПресс, 1999. – 64 с.
13. Бурина Е.Д. Такие похожие разные буквы: Тренинг по дифференциации
сходных по начертанию букв: Пособие для учащихся начальной школы,
учителей, логопедов и родителей. – СПб.: КАРО, 2006. – 96 с.
22 14. Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, с.В.Щербинина. – Ярославль:
Академия развития, 2010. – 176 с.
15. Галкина Г.Г. Звуки, буквы я учу! Альбом упражнений №3 по обучению
грамоте дошкольников логопедической группы. – М.: Гном и Д, 2008. – 40
с.
16. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо: Сборник упражнений
по исправлению недостатков письма и чтения. – СПб.: Дельта, 1997. – 224
с.
17. Гусарова Н.Н. Беседа по картинке: Времена года. – СПб.: ДетствоПресс,
2001. – 24 с.
18. Жукова Н.С. Домашний букварь. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1999. – 128 с.
19. Жукова Н.С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М.: Эксмо,
2011. – 120 с.
20. Загадки и отгадки в картинках на все лексические темы/Авт.сост.
Г.А.Османова. – СПб.: КАРО, 2008. – 272 с.
21. Звуки, буквы я учу! Альбом упражнений №1 по обучению грамоте
дошкольника: пособие для совместной работы педагогов и родителей с
детьми старшей логопедической группы/Г.Галкина. – М.: Гном и Д, 2008. –
40 с.
22. Звуки, буквы я учу! Альбом упражнений №2 по обучению грамоте
дошкольника: пособие для совместной работы педагогов и родителей с
детьми старшей логопедической группы/Г.Галкина. – М.: Гном и Д, 2008. –
48 с.
23. Звуки, буквы я учу! Альбом упражнений №3 по обучению грамоте
дошкольника: пособие для совместной работы педагогов и родителей с
детьми старшей логопедической группы/Г.Галкина. – М.: Гном и Д, 2003. –
64 с.
24. Кирьянова Р.А. 70 игр для обучения чтению: Рабочая тетрадь. – СПб.:
КАРО, 2005. – 144 с.
25. Козырева Л.М. Логопедическое пособие: Звуковые разминки и
упражнения для совершенствования навыков техники чтения. – М.:Издат
Школа 2000, 2000. – 144 с.
26. Кондранина Т.И. Чтение. 1 класс – М.: Издатшкола 2000, 1999. – 160 с.
27. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Правильное произношение и чтение.
Книга для родителей. – М.:Гном и Д, 2000. – 144 с.
28. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М.: Эксмо, 2003. – 63 с.
29. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб.: Литера, 2005. – 64 с.
30. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.
Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Гном и Д, 2008.
64 с.
23 31. Лебедева Л.А., Мирошниченко С.Б., Кирсанова В.П. Тренировочные
обучающие упражнения по дифференциации гласных для детей с
нарушениями устной и письменной речи: Практическое пособия для
логопедов, учителей и учащихся начальных классов. – Кингисепп, 1999
32. Лебедева Л.А., Мирошниченко С.Б., Родченкова Н.В. Тренировочные
обучающие упражнения по дифференциации смешиваемых звуков для
детей с нарушениями устной и письменной речи: Практическое пособие
для логопедов, учителей и учащихся начальных классов. – Кингисепп,
1999г.
33. Лебедева Л.А., С.Б.Мирошниченко. Наглядноиллюстративный материал
по дифференциации смешиваемых звуков для детей с нарушением устной
и письменной речи. – СПб, 1996
34. Лопухина И.С. Логопедия, упражнения для развития речи: Пособие для
логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997. – 336 с.
35. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением
языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по коррекционной
логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии.
Тетрадь №1. – М.: Аквариум Бук, К.: Дом печати – Вятка, 2004. – 56 с.
36. Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушения письма: Комплект
тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими
отклонения в развитии. Тетрадь №2. – М.: Аквариум Бук, К.: Дом печати
– Вятка, 2004. – 80 с.
37. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением
языкового анализа и синтеза, и аграмматическая дисграфия: Комплект
тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими
отклонения в развитии. Тетрадь №3. – М.: Аквариум Бук, К.: Дом печати
– Вятка, 2004. – 56 с.
38. Мазанова Е.В. Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии: Комплект
тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими
отклонения в развитии. Тетрадь №4. – М.: Аквариум Бук, К.: Дом печати
– Вятка, 2004. – 40 с.
39. Оперенова О.С. Я пишу слова. Рабочая тетрадь для детей 46 лет. – СПб.:
Норинт, 2003. – 32 с.
40. Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи. – СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА,
БИНОМ, 2004. – 208 с.
41. Парамонова Л.Г. Правописание, шаг за шагом. – СПб.: Дельта, 1998.208 с.
42. Пименова Т.И. Новые скороговорки на все звуки: Пособие для логопедов
практиков и внимательных родителей. – СПб.: КАРО, 2007. – 160 с.
43. Позднякова Я.Ю. Игры и упражнения для развития речи и мелкой
моторики. – СПб.: Литера, 2004. – 32 с.
24 44. Практическое пособие для обучения детей чтению/О.В.Узорова,
Е.А.Нефедова. – М.: Астрель, 2004. – 268 с.
45. Пятница Т.В. Лексика + Грамматика = … : Пособие по развитию лексико
грамматического строя речи у детей 46 лет. В 3 ч. Ч.1. – Мозырь: Белый
ветер, 2006. – 124 с.
46. Пятница Т.В. Лексика + Грамматика = … : Пособие по развитию лексико
грамматического строя речи у детей 46 лет. В 3 ч. Ч.2. – Мозырь: Белый
ветер, 2006. – 99 с.
47. Пятница Т.В. Лексика + Грамматика = … : Пособие по развитию лексико
грамматического строя речи у детей 46 лет. В 3 ч. Ч.3. – Мозырь: Белый
ветер, 2006. – 103 с.
48. Развитие речи. Завтра в школу/Э.Павленко. – М.:Стрекоза, 2008. – 63 с.
49. Снарская С.М. Я пишу буквы. Рабочая тетрадь для детей 46 лет. – СПб.:
Норинт, 2003. – 32 с.
50. Романова Е.В. Пишу правильно буквы «б» и «д»: Пособие для учащихся
начальной школы, учителей, логопедов и родителей. – СПб.: КАРО, 2007.
– 160 с.
51. Романова Е.В. Пишу правильно буквы «у» и «и»: Пособие для учащихся
начальной школы, учителей, логопедов и родителей. – СПб.: КАРО, 2007.
– 136 с.
52. Сборник упражнений для детей с недостатками произношениями. Выпуск
первый/Под ред. С.И.Ильинская. – М.:Гос. Учебнопед. издатво минва
просвещения РСФСР, 1959. – 509 с.
53. Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и
речи у дошкольников. Выпуск №1. Методическое пособие и
демонстрационный материал для логопедов, воспитателей и родителей. –
М.: Гном и Д, 2003. – 24с.
54. Ундзенкова А.В.. Колтыгина Л.С. Звукарик: Третья ступенька: закрепляем
навыки чтения и грамотного письма (для детей 57 лет). – Екатеринбург:
КнигоМир, 2011. – 64 с.
55. Хочу читать: для детей 56 лет/В.А.Егупова, под ред.М.А.Зиганова. –
М.:Эксмо, 2008. – 120 с.
56. Цуканова С.П., Бетц Л.Д. Формируем навыки чтения. Раздаточные
таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения у старших
дошкольников. Приложение к пособию «Я учусь говорить и читать». – М.:
Гном и Д, 2007. – 32 с.
57. Читаю слова и предложения: для детей 56 лет/С.В.Пятак, под
ред.М.А.Зиганова. – М.:Эксмо, 2007. – 120 с.
58. Яворская О.Н. Игры, задания, конспекты занятий для развития
письменной речи у школьников (7 – 10 лет): Практическое пособие для
25 учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. –
СПб.:КАРО, 2007. – 112 с.
26
Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"
Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"
Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"
Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"
Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"
Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"
Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"
Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"
Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"
Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"
Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"
Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"
Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"
Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"
Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"
Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"
Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"
Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"
Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"
Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"
Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"
Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"
Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"
Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"
Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"
Рабочая программа логопедических занятий "Развитие устной и письменной коммуникации у школьников 1-х классов с ОВЗ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.