Рабочая программа научного студенческого кружка «Развитие познавательной активности у бакалавров» (исследовательская деятельность студентов) по направлению подготовки 44.03.02 Психолого – педагогическое образование
Оценка 4.8

Рабочая программа научного студенческого кружка «Развитие познавательной активности у бакалавров» (исследовательская деятельность студентов) по направлению подготовки 44.03.02 Психолого – педагогическое образование

Оценка 4.8
Научные работы
doc
администрации
Взрослым
05.01.2017
Рабочая программа научного студенческого кружка  «Развитие познавательной активности у бакалавров»  (исследовательская деятельность студентов)  по направлению подготовки 44.03.02 Психолого – педагогическое образование
Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. В данной ситуации становится актуален данный курс научного студенческого кружка, который предназначен для студентов 1-4-х курсов, способных заниматься исследовательской деятельностью.
Рабочая программа кружка.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа научного студенческого кружка

«Развитие познавательной активности у бакалавров»

(исследовательская деятельность студентов)

 по направлению подготовки 44.03.02 Психолого – педагогическое образование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка

3

Тематический план кружка

4

Содержание работы кружка

5

Литература

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. В данной ситуации становится актуален данный курс научного студенческого кружка, который предназначен для студентов 1-4-х курсов, способных заниматься исследовательской деятельностью.

Цель научного студенческого кружка: оказать методическую поддержку студентам при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений (презентаций) на различных научно-практических конференциях и конкурсах.

Основные задачи научного студенческого кружка:

1)      Обучить основам научных методов, единых для большинства наук, дать представление о планировании эксперимента.

2)      Дать представление о научной логике и изучить ее основы.

3)      Привить навыки самостоятельной научной работы, развить творческое отношение к исследованию.

4)      Сформировать представление о различных видах письменных научных работ.

5)      Обучить студентов основам оформления работы.

6)      Пробудить интерес студентов к изучению проблемных вопросов.

7)      Научить продуманной аргументации и культуре рассуждения

Формы проведения занятий: консультирование, практические и семинарские занятия, беседы, деловые игры, социологические исследования процессов, лекция, практические занятия, лабораторные занятия, работа в архивах, библиотеках, работа в компьютерном классе. Контроль: выполнение зачетной работы (составление плана исследования, представление документации по экспериментальной части работы, составление картотеки по обработке научной литературы и т.д.)

По окончании научного студенческого кружка студенты должны

знать:

·         виды различных исследовательских работ;

·         структуру научно-исследовательской работы;

·         методы научного исследования.

уметь:

·         работать с различными источниками информации;

·         обосновывать актуальность выбранной темы;

·         уметь составлять индивидуальный рабочий план; библиографический список, анкету, тезисы к работе и т.д.

·         выполнять компьютерную верстку научно-исследовательской работы.

·         выступать с докладом и вести дискуссию по теме своей работы.

Максимальное количество часов на работу научного студенческого кружка – 240 часов, которые распределены между лекционными, практическими занятиями, индивидуальными консультациями и сопровождением самостоятельной поисковой  работой студентов.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

 

Наименование разделов и тем

 

 

Макс, нагрузка студента час.

 

 

Количество   аудиторных часов 

Внеаудиторная работа

Всего

Теорети ческое

обучение

 

Практ.

занятия

Раздел 1.

Наука и ее роль в современном обществе

40

30

20

10

10

Тема 1.1. Наука. Классификация наук. Её роль в жизни людей

8

6

4

2

2

Тема 1.2.  Виды исследовательских работ.

8

6

4

2

2

Тема 1.3. Научная терминология

6

4

2

2

2

Тема 1.4.  Общая методология научного творчества

8

6

4

2

2

Тема 1.5. Общая схема хода научного исследования.

10

8

6

2

2

Раздел 2. Работа над основной частью исследования

80

60

20

40

20

Тема 2.1.  Выбор темы и обоснование ее актуальности. Структура НИР.

8

6

4

2

2

Тема 2.2. Составление индивидуального рабочего плана.

6

4

2

2

2

Тема 2.3.  Библиографический поиск литературных источников.

12

8

2

6

4

Тема 2.4.  Определение методов исследования

8

8

4

4

 

Тема 2.5.  Разработка инструментария

8

8

2

6

 

Тема 2.6.Сбор данных

26

14

2

12

12

Тема 2.7. Обработка данных. Построение выводов

12

12

4

8

 

Раздел 3. Оформление исследовательской работы

40

30

10

20

10

Тема 3.1. Распределение наработанного материала по главам и рубрикам. Композиция НИР.

12

10

2

8

2

Тема 3.2. Компьютерная вёрстка НИР

12

8

4

4

4

Тема 3.3. Цитирование. Ссылки. Сноски. Схемы и иллюстрации

16

12

4

8

4

Раздел  4 Представление результатов научно-исследовательской работы

80

40

20

20

40

Тема 4.1. Составление тезисов. Требования

14

12

4

8

2

Тема 4.2. Создание презентация научно-исследовательской работы.

16

10

4

6

6

Тема 4.3. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.

10

8

4

4

2

Тема 4.4. Научно-практическая конференция.

40

10

8

2

30

Итого

240

180

80

100

60

 

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ КРУЖКА

 

Раздел 1.Наука и ее роль в современном обществе

 

Тема 1.1. Наука. Классификация наук. Её роль в жизни людей

Цель, задачи, специфика занятий, общие требования. Наука и научное мировоззрение. Отличие научного знания от других видов - обыденного, лженаучного, паранаучного и т.п.

 

Тема 1.2.  Виды исследовательских работ.

Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчет, реферат, проект. Основные всероссийские и региональные научно-практические конференции и конкурсы студентов.

 

Тема 1.3. Научная терминология

Понятие научной терминологии. Анализ индивидуального тезауруса. Определение ведущих понятий по выбранной теме исследования. Работа с научной литературой. Работа с понятийным аппаратом.

 

Тема 1.4.  Общая методология научного творчества

Основные понятия научно-исследовательской работы: аспект, гипотеза, дедукция, идея, индукция, категория, концепция, ключевое слово, метод исследования, методология научного познания, научная дисциплина, научная тема, научная теория, научное исследование, научное познание, научный факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение Объяснительное и описательное в науке. Факты и их интерпретация. Научные теории.

 

Тема 1.5. Общая схема хода научного исследования.

Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета исследования, выбор методов и методики проведения исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов.

 

Раздел 2. Работа над основной частью исследования

 

Тема 2.1.  Выбор темы и обоснование ее актуальности. Структура НИР.

 

Выбор темы. Обоснование ее актуальности. Формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования. Определение объекта и предмета исследования. Выбор методов.

 

Тема 2.2. Составление индивидуального рабочего плана.

Составление индивидуального рабочего плана.

 

Тема 2.3.  Библиографический поиск литературных источников.

Поиск источников и литературы, отбор фактического материала.

 

Тема 2.4.  Определение методов исследования

 Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез; исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному. Применение логических законов и правил: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания; правила построения логических определений. Критерий истины. Доказательства.

 

Тема 2.5.  Разработка инструментария

Разработка и апробации бланков, анкет, листов наблюдения и т.д.

 

Тема 2.6.Сбор данных Сбор первичной информации и ее организация. Опытно-экспериментальная работа.

Тема 2.7. Обработка данных. Построение выводов Заключение. Результаты работы. Общие требования к данному разделу работы.

 

 

Раздел 3. Оформление исследовательской работы

 

Тема 3.1. Распределение наработанного материала по главам и рубрикам. Композиция НИР.

Структура содержания исследовательской работы: Титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы и других источников.

 

Тема 3.2. Компьютерная вёрстка НИР

Общие правила оформления текста работы: Формат, объем, шрифт, интервал поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения.

 

Тема 3.3. Цитирование. Ссылки. Сноски. Схемы и иллюстрации

 

 

Раздел 4. Представление результатов научно-исследовательской работы

 

Тема 4.1. Составление тезисов. Требования

Структура тезисов. Составление плана статьи. Составление тезисов.

 

Тема 4.2. Создание презентация научно-исследовательской работы

Подготовка презентации работы. Требования к докладу и электронной презентации.

 

Тема 4.3. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.

Психологический аспект готовности к выступлению. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.

 

Тема 4.4. Научно-практическая конференция.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1)      Долговицкая Т.А. Основные виды исследовательской подготовки учителя в современной высшей школе: сб. науч. тр. молодых ученых. Калининград: Изд-во КГУ, 2004. Вып. 1 / Калинингр. гос. ун-т; ред. Т.Б. Гребенюк, С.М. Конюшенко. C.10-14.

2)      Никитина, Е.Ю. Научно-исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Е.Ю. Никитина // Эвристическое образование: материалы 9-й региональной конференции - Ставрополь, 2006. - С. 87 -90

3)      Коточигова Е.В. Особенности развития творческого педагогического мышления // Психология педагогического мышления: теория и эксперимент: сб. статей / Под ред. М.М. Кашапова. М.: ИП РАН, 1998. С.115- 117.

4)      Коточигова Е.В. Креативность как составляющая профессионально важных качеств педагога // Повышение квалификации педагогических кадров: Материалы межрегиональной научно - практической конференции, посвященной 60 - летию ЯИРО / Под ред. Проф. Г.К. Селевко. - Ярославль: ЯИРО, 2000. С.69-73.

5)      Яковенко И.М. Педагогические условия стимулирования развития творческого потенциала студентов КГПУ // Материалы научн-практич. конференции - г. Петропавловск-Камчатский, Изд-во КГПУ, 2001. С.123 - 132.

6)      Никитина, Е.Ю. Научно-исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Е.Ю. Никитина // Эвристическое образование: материалы 9-й региональной конференции - Ставрополь, 2006. - С. 87 -90

7)      Рябова Т.А. Подготовка к научно-педагогическим исследованиям в вузе / Т.А. Рябова // Педагогическое образование в Калининградской области: история, перспективы развития и сотрудничества: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвященной 20-летию образования пед. фак., 19-20 дек. 2003 г. / Калинингр. гос. ун-т; ред. Е.И. Мычко, С.Г. Шпилевая, Е.В. Шахторина [и др.]. Калининград: Изд-во КГУ, 2004. (Актуальные проблемы подготовки специалистов педагогического профиля). C. 41-43.

8)      Долговицкая Т.А. Основные виды исследовательской подготовки учителя в современной высшей школе / Т.А. Долговицкая // Проблемы педагогики средней и высшей школы: сб. науч. тр. молодых ученых. Калининград: Изд-во КГУ, 2004. Вып. 1 / Калинингр. гос. ун-т; ред. Т.Б. Гребенюк, С.М. Конюшенко. (Проблемы обучения и воспитания школьников и студентов). C.10-14.


Рабочая программа научного студенческого кружка «Развитие познавательной активности у бакалавров» (исследовательская деятельность студентов) по направлению подготовки 44

Рабочая программа научного студенческого кружка «Развитие познавательной активности у бакалавров» (исследовательская деятельность студентов) по направлению подготовки 44

СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка 3

СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка 3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка…

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка…

Максимальное количество часов на работу научного студенческого кружка – 240 часов, которые распределены между лекционными, практическими занятиями, индивидуальными консультациями и сопровождением самостоятельной поисковой работой студентов

Максимальное количество часов на работу научного студенческого кружка – 240 часов, которые распределены между лекционными, практическими занятиями, индивидуальными консультациями и сопровождением самостоятельной поисковой работой студентов

Тема 3.1. Распределение наработанного материала по главам и рубрикам

Тема 3.1. Распределение наработанного материала по главам и рубрикам

Раздел 2. Работа над основной частью исследования

Раздел 2. Работа над основной частью исследования

Тема 4.2. Создание презентация научно-исследовательской работы

Тема 4.2. Создание презентация научно-исследовательской работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017