Рабочая программа "Одарённые дети"
Оценка 5

Рабочая программа "Одарённые дети"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
дефектология
1 кл—6 кл
07.05.2017
Рабочая программа "Одарённые дети"
При организации работы с одаренными детьми в условиях массовой общеобразовательной школы речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.
программа одарённости.docx
Рабочая программа  «Одарённые дети» Бурдак Алёны Степановны, учителя ­ логопеда г. Лянтор.                                                  2016 – 2017 уч. год                                          Содержание рабочей программы 1 2 Пояснительная записка Содержание тем коррекционно­развивающих занятий 3 Требования к уровню подготовки учащихся 4 Планируемые результаты 5 Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми 6 Календарно­тематическое планирование 7 Перечень учебно­методического обеспечения 8 Приложения 9 3 6 10 11 11 12 12 14 Пояснительная записка Актуальность   изучения   программы  в   последние   годы   становится   все   более очевидным тот факт, что школьное образование, традиционно считавшимся основным, не решает   своей   главной   задачи.   Оно   не   может   обеспечить   ребенка   гарантией   того,   что уровень полученного им образования достаточен для дальнейшего обучения и успешной реализации в разнообразных сферах деятельности своих способностей. Школа гарантирует лишь   некий   стандарт,   который   оказывается   недостаточным   в   реальной   жизни.   Это   и заставляет   усиленно   искать   возможности   решения   проблемы,   используя   весь   арсенал системы   дополнительного   образования.   Это   и   кружковая   работа,   и   организация предпрофильной   подготовки   учащихся,   и   развитие   исследовательской   деятельности. При   организации   работы   с   одаренными   детьми   в   условиях   массовой общеобразовательной школы речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности. сегодняшний   день   большинство   психологов   признают,   что   уровень,   качественное своеобразие   и   характер   развития   одаренности —   это   всегда   результат   сложного взаимодействия   наследственности   (природных   задатков)   и   социальной   среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение   имеют   собственная   активность   ребенка,   а   также   психологические   механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. На Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда   помогает   раскрыться   личности   ребенка,   а   система   образовательного   процесса   в школе   не   позволяет   «рассмотреть»   особенности   каждого   ребенка.   Учебный   процесс   в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех   требований,   которые   к   нему   предъявляются.   Таким   образом,   многогранность   и сложность   явления   одаренности   определяет   целесообразность   существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Одаренность    ­   это   системное,   развивающееся   в   течение   всей   жизни   качество психики,   которое   определяет   возможность   достижения   человеком   более   высоких незаурядных   результатов   в   одном   или   нескольких   видах   деятельности   по   сравнению   с другими людьми. До сих пор так и  не разработан единый диагностический инструментарий для выявления детей, относящихся к категории «одарённых». Часто выявление одарённых обучающихся носит формальный характер, не основывается на достоверных психолого­ педагогических   исследований.   Нельзя   не   отметить,   что   у   одарённого   ребёнка   много социально­психологических   проблем:   в   сфере   общения   и   поведения,   а   также   во внутриличностном состоянии. Одарённость может вписываться органично в жизнедеятельность, а может породить множество социально­психологических и внутриличностных противоречий. Поэтому   на   современном   этапе   очень   остро   стоит   вопрос   о   выявлении   и психологическом сопровождении одаренных детей. Общая характеристика программы. Предлагаемая программа базируется на понимании того, что сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами сохранения   и   развития   себя   как   личности   способной,   реализуя   свои   личностные индивидуальные   запросы,   решать   проблемы   общества.   «Развивая   себя   –   развиваешь общество»   ­   тезис,   отражающий   в   некоторой   степени  характерный   признак   нового социального заказа. Это предполагает  построение такого образовательного пространства, в котором каждый обучающийся сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций. К группе одарённых детей могут быть отнесены обучающиеся, которые: 1)      имеют   более   высокие   по   сравнению   с   большинством   остальных   сверстников интеллектуальные   способности,   восприимчивость   к   учению,   творческие возможности и проявления; 2)      имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность; 3)      испытывают радость от умственного труда. Для   одарённых   детей   характерна   высокая   скорость   развития   интеллектуальной   и творческой сфер, глубина и не традиционность мышления, однако по целому ряду причин на определённом этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одарённости. Можно условно выделить 3 категории одарённых детей: 1)      дети с необыкновенно высоким общим уровнем развития при прочих равных условиях; 2)      дети   с   признаками   специальной   умственной   одарённости   –   одарённости   в определённой   области   науки   (такие   учащиеся   чаще   обнаруживаются   в подростковом возрасте); 3)      учащиеся,   не   достигающие   по   каким­либо   причинам   успехов   в   учении,   но обладающие  яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада,   незаурядными   умственными   резервами   (возможности   таких   учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте). Создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость   на   настоящий   момент   может   быть   ещё   не   проявившейся,   а   также   просто способных   детей,   в   отношении   которых   есть   серьёзная   надежда   на   дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы нашего образовательного учреждения.                                                                                                                                                        Концепция программы. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения,   изучения   психологических   особенностей,   речи,   памяти,   логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. В   основе   концепции   программы   лежит   технология   педагогики   сотрудничества включающая   в   себя   гуманно   –   личностный   подход   к   ребёнку   и   дидактические   идеи, используемые   в   авторских   системах   педагогов   –   новаторов:   идея   свободного   выбора Р.Штайнера, опережающее обучение С.Н.Лысенковой, «крупные блоки» П.М. Эрдниева, «зона ближайшего развития» Л.С.Выгодского, идеи «развития личности» по Л.В.Занкову, идеи   развития   способностей   творческих   и   исполнительских   по   И.П.Волкову,   идеи педагогики поддержки О.С.Газмана и коллективного творческого дела И.П.Иванова Программа рассчитана на 22 часа в неделю. Цель   программы  –   создание   условий   для   раннего   выявления,   развития   и   поддержки одаренных   детей   и   обеспечение   их   личной,   социальной   самореализации   и профессионального самоопределения   В рамках программы решаются следующие задачи: 1. Организация проведения ранней диагностики общих, универсальных способностей всех детей, а также проведение диагностики одаренных детей на каждом возрастном этапе; 2. Внедрение в образовательный процесс новых  эффективных  технологий в     работе с одаренными детьми. 3. Разработка системы проведения предметных олимпиад, интеллектуальных и творческих конкурсов.   4. Сохранение и укрепление здоровья одаренных детей. 5. Разработка системы поощрений одаренных и способных детей. Оказание материальной поддержки одаренным детям. 6.  Подготовка и повышение квалификации кадров, работающих с одаренными                    детьми. 7. Координация работы учреждений дополнительного образования в работе с    одаренными детьми. 8.   Создание системы широкого освещения проблем и направлений работы с одаренными детьми в средствах массовой информации.  9. Развитие материально – технической базы в работе с одаренными детьми. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми: • принцип индивидуализации и дифференциации обучения; • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности (проведение разнообразных конкурсов, олимпиад, фестивалей и т.п.)  • принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг; • принцип педагогической помощи, наставничества; • принцип возрастания роли внеурочной деятельности. Данная программы включает в себя четыре основных разделов: 1. Диагностика одарённости детей; 2. Знакомство; 3. Мир эмоций; 4. Развивать умение позитивного отношения к себе и  друг другу; 5. Знакомство с самооценкой; 6. Интеллектуальные способности; Форма работы: • творческие мастерские; • творческие конкурсы; • предметные олимпиады (на школьном, муниципальном, региональном и всероссийском уровне); • работа по индивидуальным планам; • занятия в профильных классах (социально – гуманитарном, физико – математическом и химико ­ биологическом); • психолого – педагогические тренинги; •   научно   –   практические   конференции   («Шаг   в   будущее»,   «Тебе,   Россия,   наш   труд   и талант») •организация работы школьной «Академии наук» по кафедрам социально – гуманитарной, физико – математической, естественно – научной; • Интернет – проекты; • дистанционное обучение. Методы работы:  1. Беседа; 2. Психологическое и педагогическое наблюдение детей на уроках; 3. Психологическая диагностика; 4. Социометрия. Содержание тем занятий Раздел 1. Диагностика одарённости детей. Раздел 2. Знакомство. Сформировать представление о целях и задачах работы на занятиях с психологом. Выработать основные правила работы с группой. Познакомить детей со  своим внутренним миром и миром друг друга. Занятие №1: I. Все мы здесь собрались, чтобы стать умнее, сильнее, научиться вести себя,  наиболее приемлемо в мире людей. Мы хотим стать преуспевающими личностями, уметь  достигать успехов в любом деле.       Занятия наши отличаются от учебных и здесь должны  быть другие правила. Ваше право выработать эти правила. Для этого разделимся на  группы. В течение нескольких минут каждая группа должна придумать несколько правил  как бы хотелось бы вам общаться друг с другом.           Выработка правил: 1. Называть всех по именам. 2. Уважительно относиться к другому. 3. Не перебивать при разговоре. 4. Помогать советом любому.           II. Знакомство. Игра: «Мое имя». Назвать имя и качество, которое отличает тебя от других. Игра: «Геометрическая фигура» Изобразите любую геометрическую фигуру и раскрасьте ее любым цветом, который  соответствует твоему настроению. Толкование: КРУГ­ стремление к общению ЗИГЗАГ­ творческий человек КВАДРАТ­ неутомимый труженик. ТРЕУГОЛЬНИК­ лидер ПРЯМОУГОЛЬНИК­ состояние перехода и изменений, неудовлетворенность тем  состоянием, в котором пребываете. Обратить внимание на цветовую гамму.       III. Анализ занятия.  Узнать, что нового узнали о себе. Согласны ли они с полученными результатами. Что  понравилось, а что нет. Вывод: Ребята вы уже заметили, что каждый из нас отличается друг от друга.  Подумайте, хорошо или плохо это? Это будет вашим домашним заданием. Раздел 3. Мир эмоций. Продолжать знакомить детей с внутренним эмоциональным  миром друг друга. Дать понять, что каждая личность индивидуальна и неповторима.  Развивать стремление понять друг друга. Занятие №2. I. Игра: «Имя оживает» Мы в стране имен, где имена постепенно превращаются в растения. Вам предстоит  закрыть глаза и представить себе, что вы превратились в цветок. Любой. Первый образ,  который пришел вам в голову самый верный. Рассмотрите этот цветок. Нарисуйте его  на листе бумаги.       Рисунок цветка.        II. Рассказ о своем цветке. Каждый, кто пожелает, может рассказать о своем цветке.        III.  Анализ. Что понравилось? Что не понравилось? Какие чувства испытываете? Вспомнить игру: «Шкатулка добрых слов» Детям предлагается красивая, хорошо оформленная шкатулка, куда дети наговаривают друг другу добрые слова. Занятие № 3. Продолжать знакомить детей с внутренним эмоциональным миром друг  друга. Дать понять, что каждая личность индивидуальна и неповторима. Развивать  стремление понять друг друга. Оборудование: листки бумаги с цветными карандашами, диск с релаксационной музыкой. I. Постановка проблемы.  «Хорошо ли вы знаете друг друга, как вам кажется?» Предлагаю проголосовать. Организация голосования. Выяснить какое количество детей считают, что хорошо знают  друг друга, а какое нет. Кто прав?  Предлагаю выяснить с помощью игры: «Узнай друга по голосу по руке и т.д.»  II. Игра : «Узнай друга по ладошке» Девочки угадывают по ладошке мальчиков, а мальчики девочек. III. Вывод: Все мы разные и нам порой кажется, что мы знаем друг друга. Конечно, нет. Так значит, мы не можем знать друг друга до конца. Стоит ли нам, таких разных уважать и  считаться друг с другом? Желаю вам быть уважительнее друг к другу. Раздел 4. Позитивное отношение к друг другу. Занятие № 4. Развивать умение позитивного отношения к себе и  друг другу. Учить детей  повышать самооценку, внушать веру в свои силы. Умение видеть себя с положительной  стороны. I. Игра: «Мне в этой жизни везет» Вам предстоит рассказать небольшую историю, начиная с фразы: «мне в этой жизни  везет». II. Выбрать самого везучего. III.  Знакомство с аутогенной тренировкой. Под расслабляющую музыку звучат слова о том, что у каждого может все в жизни  получится как хочется, надо лишь стремиться к этому.   Волшебные слова: Я уверен, у меня все получается. Я все могу!!! Дети красиво записывают волшебные слова. Уносят домой, а затем они должны  повесить их на самое видное место и в самую неприятную минуту их перечитать. Раздел 5. Знакомство с самооценкой. Занятие № 5. Познакомить с понятием «самооценка». Провести индивидуальную  диагностику самооценки. Способствовать формированию адекватной самооценки и  позитивного отношения к самому себе и другому. Оборудование: диск с веселой музыкой, ручку и лист бумаги. Ход занятия: 1.  Беседа о самооценке. Что такое самооценка? Какая она бывает? Самооценка – это оценка человеком самого себя. Самооценка не приходит сама по себе это результат работы мозга. Могут ли окружающие люди влиять на самооценку? Как вы думаете?  II. Упражнение «Моя самооценка» «Какой Я?» Да Нет Иногда Не знаю № качества Хороший 1 Добрый 2 3 Умный Аккуратный 4 Послушный 5 6 Внимательный Вежливый 7 Умелый 8 Трудолюбивый 9 10 Честный   III. Игра «Поделись добротой» Дети рисуют на карточке в форме сердечка доброту, затем дарят ее однокласснику. Раздел 6. Интеллектуальные способности. Занятие №6. Развивать интеллектуальные способности каждого ребенка. Стимулировать  интерес к решению сложных логических задач. Дать понятие отдыха. Познакомить  основными приемами отдыха. Оборудование: лист бумаги с ручкой, песня­клип «Друзья». Ход занятия: I. Интеллектуальная разминка. Задание 1 Вставить слово, которое служит окончанием первого и началом второго.     БАЛ ( .  .  . ) ЕДА     СНА ( . . .) ОВОЙ Задание 2 Исключите лишнее слово. КОХЙЕК СНИНЕТ ОЖИВТ ЛУФОБТ Задание 3 Реши логическую задачу 2   4    6  8  10   ……. 2   1    2  3   2   4  2 ………. 10    8     6    4  …………… II. Беседа об умении отдыхать. Как вы отдыхаете дома? Методы отдыха: Предложить детям сделать расслабляющий массаж головы. Предложить посмотреть песню­клип «Друзья».      III. Сделать вывод о том, что веселая песня может поднять настроение и снять  усталость. Занятие №7.  Продолжать развивать интеллектуальные способности каждого ребенка.  Стимулировать интерес к решению сложных математических задач. Продолжать развивать  уверенность в своих силах. Стремление понять другого и желание ему помочь. Оборудование: лист бумаги, ручка. Ход занятия:1. Интеллектуальная разминка. Задание 1 Исключи лишнее. ЗОАК ВОРАКО ОБАСАК РИТГ Задание 2 Найди логическую последовательность. 1    3   6  10   15 ….. (21). Разница 2.3.4.5 3    8      13     18   23   … (28) разница между числами на 5 с увеличением.  II.         Беседа об уверенности. Кто такой уверенный человек? Какой он? Вспомнить позу уверенного человека.  III. Создание рисунка уверенного человека. Придумать ему имя. Рассказать где живет, есть ли у него друзья. Похож ли он на тебя? Занятие № 8. Продолжать развивать интеллектуальные способности каждого ребенка.  Стимулировать интерес к решению сложных математических задач. Развивать логическое  мышление, умение строить цепочки, выявлять последовательность. Познакомить с  релаксацией. Дать понятие релаксации. Показать один из способов релаксации. Оборудование: лист бумаги, ручка. Ход занятия:I. Интеллектуальная разминка. Необходимо решить 9 логических задач. В море плавало 9 пароходов. 2 парохода пристали к пристани. Сколько пароходов в  море?          (9 пароходов)  В комнате 4 угла. В каждом углу сидела кошка. Напротив каждой кошки ­ 3 кошки.  Сколько кошек в комнате?          (4 кошки, в каждом углу по кошке /можно показать на  наглядном материале/)  Как в решете воды принести?          (Когда вода замерзнет, превратится в лед.)  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Шли 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек?          (8  человек).  Из какой посуды нельзя ничего съесть?          (Из пустой.)  Папа, мама и Вова всегда садятся за стол ужинать так: справа от окна ­ папа, слева  от окна ­ Вова, спиной к окну ­ мама. Как можно сесть по­другому? Сколько разных  вариантов? (6 вариантов ­ показать на наглядном материале.)  Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела 1 яблоня, а потом ­ еще 3 сливы.  Сколько деревьев зацвело?          (В январе деревья не зацветают.)  Плитку шоколада разделили на несколько частей. Петя съел 2 части, Нина 1 часть,  осталось еще 3 части. На сколько частей разделили шоколад?          (На 6 частей.)  Строители строили дорогу. Несколько участков дороги получилось выше уровня  земли, несколько ­ ниже уровня земли. На каких участках дороги после дождя образуются  лужи?          (На низких участках дороги.)  II. Знакомство с релаксацией. Рассказать, что такое релаксация. Познакомить с  релаксацией под музыку. Занятие № 9. Продолжать развивать интеллектуальные способности каждого ребенка.  Стимулировать интерес к решению сложных математических задач. Развивать логическое  мышление, умение строить цепочки, выявлять последовательность. Дать понятие что такое  чувства, какими они бывают.  Оборудование: лист бумаги, ручка. Ход занятия: I. Решение  логических  задач. "Галя веселее Оли, а Оля веселее Иры. Нарисуй рот Иры. Раскрась красным карандашом  рот самой веселой девочки.  Кто из девочек самый грустный?  2. "Волосы у Инны темнее, чем у Оли. Волосы у Оли темнее, чем у Ани. Раскрась волосы  каждой девочки. Подпиши их имена. Ответь на вопрос, кто светлее всех?"  I. II. Беседа о чувствах. Что такое чувства? III. IV. I. Какими они бывают? Нужно ли контролировать свои чувства? Релаксация. Занятие № 10. Продолжать развивать интеллектуальные способности каждого ребенка.  Стимулировать интерес к решению сложных математических задач. Развивать логическое  мышление, умение строить цепочки, выявлять последовательность. Познакомить со  способами восстановления дыхания перед волнением. Ход занятия: I. Задачи для решения. 1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля ел яблоко большое и сладкое. Что в этих яблоках одинаковое? разное?  2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна девочка рассматривала картинки в  журнале, а другая девочка ­ в книжке. Где рассматривала картинки Нина, если  Маша не рассматривала картинки в журнале?  1.Беседа о том, как и при каких обстоятельствах люди испытывают волнение. Вспомнить  когда последний раз волновался ты сам. Как себя успокаивал? 2.Познакомить с основными способами восстановления дыхания при волнении ( элементы  дыхательной гимнастики). Глубокий вдох­ выдох, прерывистый вдох – выдох.   Требования к уровню подготовки ученика  Ученик должен знать: ­ Первичное представление об одаренности; ­ Иметь представление о психических процессах (эмоциях),  ­ как правильно относится к друг другу; ­ Иметь представление о интеллектуальных способностях. Ученик должен уметь: ­ Распознавать эмоциональные состояния других людей; ­ Создавать новые образы при помощи воображения, используя разные приемы; ­ Делать умозаключения, рассуждать на разные темы, логически мыслить. Планированные результаты реализации программы.      развития одаренных учащихся (не менее 10­ти); Разработаны и внедрены в педагогическую деятельность индивидуальные маршруты Организованы  Консультации  для родителей одаренных детей, проведены 4 занятия  Родительского университета; Создана   творческая   группа   педагогов   (Координационный   Центр),   работающих   с  одаренными учащимися; Организовано   психолого­педагогическое сопровождение учителей, работающих с  одаренными учащимися,  Проведен   педагогический   Совет   по   теме   «О   роли   внеучебной   деятельности   и  дополнительного образования в развитии одаренных детей»;  Выстроен мониторинг одаренности учащихся в школе. Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми: Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей. 1. 2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности. 3. 4. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем. Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными  компетенциями, увеличение числа таких детей. Перечень учебно­методического обеспечения 1. Психолого­педагогическое   сопровождение   одаренных   школьников/   авт.­сост. А.В.Комарова.­ Минск: Красико­Принт, 2008г.­ 176с. 2. Психологическая   карта   учащегося   группы   риска:   диагностика   и   сопровождение/ авт.­сост. И.В. Чумаков, ­ Волгоград: Учитель, 2008г.­462 с. 3. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровиной.­ М.: Просвещение 1991.­ 303с.: ил.­ (Психол. наука – школе). 4. Ломтева Т.А.   «Большие игры маленьких детей. Учимся понимать своего ребенка (от 0 до 14 лет). – М.: Дрофа­ Плюс, 2005.­ 272с.: ил.­ (Психология для всех и для каждого). 5. Богоявленская М. Е. Природа проблемм одаренных. // Одаренный ребенок, №4­ 2004. с. 58­60.   Боно Э. Учите своего ребенка мыслить. – Мн. . 2005.  6. 7. Гиппиус С. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. – СПб. , 2001.  8. Гришина Н. Ю. Ситуация успеха в действии. // Одаренный ребенок, №1­2005. С. 66­ 76.  9. Доровский А. И. Некоторые аспекты перевода потенциальной одаренности в  явную. // Одаренный ребенок, №1­2005. с. 28­29.  10. Кашапов М. М. , Адушева Ю. А. Абнотивность как качество педагога, значимое для  работы с одаренными учащимися разного возраста. // Одаренный ребенок, №6­ 2004. С. 48­50.  11. Мальнева Е. М. Ролевые игры как средство активизации творческого мышления. //  Одаренный ребенок, №2 – 2005. с. 56­58.  12. Моренко Е. С. Становление личности творчески одаренного ребенка. // Одаренный  ребенок, №1­ 2005. с. 77­80.  13. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. Ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого;  Предисл. В. М. Слуцкого. ­М. : Прогресс, 1991.  14. Психология Одаренности детей и подростков. / Под. ред. Лейтеса Н. С. М. :  Академия,1996.  15. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. ­ М. : Издательский центр  “Академия”, 2000.  16. Толмачева Н. А. Одаренность как педагогический и психологический феномен. //  Одаренный ребенок, №4­2004. с. 58­60.  17. Кара Ж.Ю., Омельяненко Е.В. Взаимосвязь творчества и смыслообразования как  путь развития креативной личности//Известия Южного Федерального университета  Педагогические науки, 2010­№12. 18. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5­9 лет / Художник А.А.  Селиванов. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002. 128 с. 19. Психология одаренности: от теории к практике. Под редакцией Д.В.Ушакова.  Москва. Институт психологии РАН. 1999. 20. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М.: Просвещение, 2000,  136с. Приложения 1.                                      БАЗА ДАННЫХ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ на 2015/2016уч. Год Ф.И.О. ученика Класс Дата рождения Год занесения в базу данных Область деятельно Настав ник сти (конкретн о) № 1 2 3 4 РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ  за 2015/2016 уч. год № Ф.И.О. учащегос кла сс я Результативность участия (указывать уровень) олимпиады конкурсы Назв ание пред мета Ме сто Уровен ь провед ения Назв ание Мес то Уровен ь провед ения Тема работ ы НОУ Ме сто Уровен ь провед ения 1 2 3 4 Приложение 2. Примерная форма индивидуального маршрута развития одаренного учащегося Ф.И.О. учащегося __________________________________________________ Класс_______________ Вид (ы) одаренности________________________________ 5класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс Углубленное изучение отдельных предметов (средствами урока) Исследовательская деятельность (указание темы работы) Элективные курсы (названия курсов) Социальная практика (название) Дистанционное обучение (название курса) Обучение в заочной школе (название школы) Подготовка к конкурсам (названия конкурсов) Участие в различных конкурсах, олимпиадах Дополнительное образование (кружки, секции) Приложение к индивидуальному маршруту развития одаренного учащегося ________________________________________________ «План индивидуальной работы на … учебный год» Направление … Сроки, периодичность … Ответственный педагог … Результат … Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми. Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высоко  одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Учителю­предметнику в работе необходимо: 1. Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования,  склонности (гуманитарные, математические, естественно ­ научные, музыкальные и  т.д.), психические особенности ребенка.  2. Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.  3. Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.  4. Ребенку предоставить: 1. название темы. 1. план изучения темы  2. основные вопросы  3. понятия и термины, которые он должен усвоить  4. практические работы  5. список необходимой литературы  6. формы контроля  7. задания для самопроверки 1. Для анализа результатов работы оформить таблицу: 1. предмет  2. дата и время консультаций  3. главные рассматриваемые вопросы  4. время работы с темой по программе  5. фактическое затраченное время  6. дополнительные вопросы, не предусмотренные программой 7. невыясненные вопросы  8. причины отклонений от сроков. 6. Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические  особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к  глубокой проработке выбранной темы. Рекомендации родителям 1. В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте даже незначительные успехи. Помните,   что   дети   часто   игнорируют   выговоры   и   замечания,   но   чувствительны   к малейшей похвале. 2. Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребёнком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен   чувствовать   вашу   помощь   и   поддержку.   Совместно   решайте   возникшие трудности. 3. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя». 4. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т. д.) и ни в коем случае не выполняйте их за него. 5. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи дома и   в   школе.   Примерные   графы:   выполнение   домашних   обязанностей,   учёба   в   школе, выполнение домашних заданий. 6.  Введите  балльную  или  знаковую систему  вознаграждения  (можно каждый  хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой). 7. Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребёнку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям. 8.   Определите   для   ребёнка   рамки   поведения   —   что   можно   и   чего   нельзя. Вседозволенность однозначно не принесёт никакой пользы. 9. Не навязывайте ему жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его  безопасности  и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы. 10. Вызывающее поведение вашего ребёнка — это его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам. 11. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребёнка за его соблюдение. 12.   Дома   следует   создать   для   ребёнка   спокойную   обстановку.   Идеально   было   бы предоставить   ему   отдельную   комнату.   В   ней   должно   быть   минимальное   количество предметов, которые могут отвлекать, рассеивать его внимание. Цвет обоев должен быть не   ярким,   успокаивающим,   преимущество   отдаётся   голубому   цвету.   Очень   хорошо организовать   в   его   комнате   спортивный   уголок   (с   перекладиной   для   подтягивания, гантели для соответствующего возраста, эспандеры, коврик и др.) 13. Если ребёнку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2—3 основным. 14. Создайте необходимые условия для работы. У ребёнка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий. Стол не должен располагаться у окна. 15. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т. п. оказывает на ребёнка чрезмерное возбуждающее действие. 16.   Оберегайте   ребёнка   от   переутомления,   поскольку   оно   приводит   к   снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора. 17.   Старайтесь,   чтобы   ребёнок   высыпался.   Недостаток   сна   ведёт   к   ещё   большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребёнок может стать неуправляемым. 18. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем, как что­то сделать, пусть посчитает от 10 до 1. 19. Помните! Ваше спокойствие — лучший пример для ребёнка. 20.   Давайте   ребёнку   больше   возможности   расходовать   избыточную   энергию.   Полезна ежедневная   физическая   активность   на   свежем   воздухе   —   длительные   прогулки,   бег,                                                                                                                                                        спортивные   занятия.   Развивайте   гигиенические   навыки,   включая   закаливание;   Но   не переутомляйте ребёнка. 21. Воспитывайте у ребёнка интерес к какому­нибудь занятию. Ему важно ощущать себя

Рабочая программа "Одарённые дети"

Рабочая программа "Одарённые дети"

Рабочая программа "Одарённые дети"

Рабочая программа "Одарённые дети"

Рабочая программа "Одарённые дети"

Рабочая программа "Одарённые дети"

Рабочая программа "Одарённые дети"

Рабочая программа "Одарённые дети"

Рабочая программа "Одарённые дети"

Рабочая программа "Одарённые дети"

Рабочая программа "Одарённые дети"

Рабочая программа "Одарённые дети"

Рабочая программа "Одарённые дети"

Рабочая программа "Одарённые дети"

Рабочая программа "Одарённые дети"

Рабочая программа "Одарённые дети"

Рабочая программа "Одарённые дети"

Рабочая программа "Одарённые дети"

Рабочая программа "Одарённые дети"

Рабочая программа "Одарённые дети"

Рабочая программа "Одарённые дети"

Рабочая программа "Одарённые дети"

Рабочая программа "Одарённые дети"

Рабочая программа "Одарённые дети"

Рабочая программа "Одарённые дети"

Рабочая программа "Одарённые дети"

Рабочая программа "Одарённые дети"

Рабочая программа "Одарённые дети"

Рабочая программа "Одарённые дети"

Рабочая программа "Одарённые дети"

Рабочая программа "Одарённые дети"

Рабочая программа "Одарённые дети"

Рабочая программа "Одарённые дети"

Рабочая программа "Одарённые дети"

Рабочая программа "Одарённые дети"

Рабочая программа "Одарённые дети"

Рабочая программа "Одарённые дети"

Рабочая программа "Одарённые дети"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2017