Рабочая программа педагога по элективному курсу "История Бурятия с древнейших времён до XX в."
Оценка 5
Образовательные программы
docx
история
9 кл
13.05.2017
Программа элективного курса "История Бурятия с древнейших времён до XX в." разработана на основе учебников авторского коллектива Е.Е. Тармаханова,Т.Е. Санжиева, Е.Е.Семёновой и с учётом регионального компонента. Результатом изучении данного курса учащимися 9 класса должны стать знания о памятниках истории, художественной и церковной культуры, памятных местах и предметах, связанных с важнейшими историческими событиями в жизни народа Республики Бурятия, с развитием общества, государства, культуры и быта, войнами, с жизнью выдающихся политических, государственных и военных деятелей, народных героев, деятелей культуры и науки.
ЭЛЕКТИВ-ИБ.docx
I.
Планируемые результаты:
В результате изучении данного курса учащиеся должны знать: памятники истории, художественной и церковной культуры, памятные места и
предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества, государства, культуры и быта, войнами, с
жизнью выдающихся политических, государственных и военных деятелей, народных героев, деятелей культуры и науки.
При изучении разделов темы «Бурятия с начала 20 – до начала 21 вв» учащиеся должны знать:
уметь:
развитие национального движения бурятского народа, цели, задачи;
развитие края в периоды: первой мировой войны, Февральской революции 1917 г., октябрьской революции 1917 г., индустриализации,
коллективизации, Великой Отечественной войны, послевоенные годы, перестройки, распада СССР, развития РФ в конце XX –
начале XXI века;
изменения в образе жизни и социальном поведении людей, культуре;
выдающихся исторических лиц, земляков;
хронологические рамки основных процессов истории Бурятии;
уклад жизни современного города, поселка, села, местности
показывать на карте и объяснять изменения административнотерриториального, экономического, культурного характера;
использовать данные карты для формирования знаниям по названным выше направлениям;
использовать историкокраеведческий материал для объяснения изменений в образе жизни и социальном поведении людей;
характеризовать главные направления материального производства на территории Бурятии в XXXXI веках;
выявлять наиболее важные события и явления в общественнополитической, социальной, культурной, духовной жизни Бурятии;
раскрывать региональные особенности взаимодействия человека и природы, суть местных экологических проблем;
используя данные средства массовой информации, проводить обзор текущих событий общественнополитической, социальноэкономической
и культурной жизни Бурятии.
Учебный курс не претендует на глубину и полноту объемов раскрытия всех вопросов истории Бурятии и исторического краеведения.
II Содержание элективного курса.
1. Введение (1ч.). Предмет и задачи курса. Понятие «край», «краеведение».
2. Древняя история Бурятии (1ч.) Прибайкалье в древности. Природа, заселение его территории, стоянки древнейших людей (Мальта, Буреть),
их занятия. Изменения природноклиматических условий в конце палеолита и хозяйственная деятельность людей в эпоху неолита. Прибайкалье
в эпоху бронзы и раннего железа. Развитие производительного хозяйства.
3. Бурятия в эпоху средних веков (1ч.) Начало формирования бурятской народности. Племена восточной Сибири в 69ом веках. Усиление
монгольских племен, феодальная империя монголов. Древние буряты. О происхождении бурят. Формирование бурятской народности, хозяйства,
общественный строй.
4. Присоединение Бурятии к России (1ч.) Расселение и хозяйство бурят в 17ом веке, общественный строй, быт, обычаи и верования бурят.
Русская колонизация Сибири, первые сведения русских источников о бурятской земле. Походя русских отрядов в Забайкалье. Строительство
острогов: Баргузинского (1648 г.), Нерчинского (1653 г.), Селенгиского (1666 г.), Удинского зимовья.
Военного столкновение бурят с русскими отрядами. Переговоры бурятских родоначальников с русскими представителями о подданстве. Итоги,
значение присоединения Бурятии к России.
5. Бурятия в конце 17первой половине 18го века (1ч.) Заселение, хозяйственное освоение. Зарождение промышленности и развитие ремесел.
Торговля. Основание Кяхты.
6. Бурятия во второй половине 18го века (1 ч.) Дальнейшее заселение края. Семейские, переселение больших групп старообрядцев. Развитие
экономики. Изменения в быте бурят.
7. Краткая история баргузинских бурят (Зч.)
предводительством Ондрея Шебшеева. Хозяйство, занятия баргузинских бурят. 8 баргузинских родов. Династия рода Шебшеевых.
8. Бурятия в первой половине 19го века (1 ч.) Развитие сельского хозяйства. Промышленность и торговля. Управление Бурятией.
Отечественная война 1812 г. и Бурятия. Сибирь место каторги и ссылки. Декабристы в Бурятии. Братья Кюхельбекер в Баргузине.
История перекочевки в Баргузин в 1740 г. первых бурят с севера Байкала под 9. Бурятии во второй половине 19го века (1ч.) Развитие промышленности, земледелия, скотоводства. Усиление процесса оседания бурят. Рост
торговли. Культура Бурятии. Народное творчество. Медицина. Первые школы. Доржи Банзаров первый бурятский ученый. Первые деятели
просвещения, культуры и науки из бурят.
10. История родного края (6 ч.)
Родословная семьи. Генеалогия в историческом краеведении. Что такое генеалогическое древо. Характеристика поколений семьи: их учебная,
трудовая, общественная деятельность дедушки, бабушки, родителей, родственников, братьев и сестер. Связь поколений. Из какого племени и
рода. Родословная бурят и русских жителей села. Семейные реликвии и традиции. Внешний вид моего дома раньше и теперь.
История школы.
Место и роль школы в обществе. Первые школы Бурятии, Баргузинской долины, из роль в просвещении народа, исторические сведения о
прошлом нашей школы архивные материалы,
воспоминания учителей и выпускников, школьные отчеты, классные журналы, ученические тетради, дневники, творческие работы, учебники,
фотографии. Количество учителей и учащихся. Первые учителя школы. Учителя разных поколений. Директора школы. Ученические
организации, традиции школы. Выпускники школы, встреча с ними и переписка. Лучшие учителя и ученики школы, их вклад в развитие школы,
родного села и республики. Новое в работе школы. Проблемы и поиски.
История нашего села.
Содержание понятий «село», «деревня», «улус», источники знаний о прошлом села. Установление даты возникновения, его названия,
происхождения. Географическое положение, природноклиматические условия.
Территория. Численность и состав населения. Занятия населения в прошлом и настоящем. Изменения в социальной и экономической жизни.
Возникновение первых комсомольских и партийных организаций.
Первые руководители советской власти, их биографии. Успехи и трудности коллективизации. Политика раскулачивания. Развитие колхозного
производства в годы довоенных пятилеток. Ветераны колхозного производства.
Участие жителей села в Великой отечественной войне. Помощь фронту. Ветераны тыла.
Жизнь и развитие села в послевоенное время. Культурная жизнь. Школьный музей истории леспромхоза.
Возрождение национальных традиций, обычаев, обрядов, праздников. Возрождение монастырей и церквей, их история и роль в жизни сельчан.
Село в условиях рыночной экономики и его проблемы.
Известные люди, общественные деятели, ученые, деятели культуры и искусства, их связь с родной землей.
История улицы.Время создания улицы. История названия, ее застройки. Интересные люди улицы в прошлом и настоящем.
Внешкольная работа по изучению родного края.
Основные формы и содержание внешкольной историкокраеведческой работы.
Типы и виды экскурсий. Методы и приемы проведения экскурсий. Экскурсии по историческим памятникам, памятным местам, природным
памятникам, культовым и обрядовым местам. Результаты экскурсий выпуск альбомов, планшетов с зарисовками, фотографиями и описаниями
объекта.
Подготовка учащихся к работе в качестве экскурсовода: выбор темы, определения цели, объема материала, определение маршрута, подготовка
текста, предварительное прослушивание и обсуждение.
Беседа один из важнейших экскурсионных методов. Туристические походы и экспедиции важный вид краеведческой работы. Формы и методы учебновоспитательного процесса:
• «погружение» в прошлое;
• метод театрализации;
• вопросноответный метод;
• обзорные и тематические экскурсии;
• краеведческие конкурсы, конференции, викторины;
• оформление и оборудование экспозиций музея;
• сбор информационного банка данных анкетирование, опрос информаторов;
• самостоятельная работа с первоисточниками, справочной литературой, подготовка докладов;
• проведение культурнопросветительной работы среди учащихся и населения (встречи с участниками и очевидцами изучаемых событий, вахты
памяти , уроки в музее);
III. Учебнотематический план элективного курса по истории «Мой отчий край» (34 часа)
№
Наименование
1
2
3
4
5
6
Введение
Древняя история Бурятии
Бурятия в эпоху средних веков
Присоединение Бурятии к России
Бурятия в конце XVII и первой половине XVIII века
Бурятия во второй половине XVIII века
Колво
часов
Дата
план
факт
1
1
1
1
1
1
05.09.1
6
12.09.1
6
19.09.1
6
26.09.1
6
03.10.1
6
10.10.1
6 7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Краткая история баргузинских бурят
Бурятия в первой половине XIX века
Бурятия во второй половине XX века. Бурятия после ВОВ (19461960 гг.)
Переход промышленности Прибайкальского района на мирные рельсы и её
восстановление.
Демография в Бурятии, в Прибайкалье (19461960 гг)
История родного края.
Культурное строительство в Бурятии в 19601998 гг.
Бурятия на современном этапе. Общественно политическая жизнь в 19851998 гг.
Социально – экономическое развитие Бурятии в 1992 2000 гг.
Политическая ситуация в РБ (1992 – 2000 гг). Создание партий и деятельность
движений.
Развитие политической системы РБ. Партии и движения. Мажоритарная и
пропорциональная системы выборов.
Бурятия в 2000у годы. Концепция демографического развития региона до 2010 года.
Бурятская наука в 19902000 годы.
Бурятские национальные округа.
Общие сведения о Прибайкальском районе. Физикогеографическая характеристика
района Территория, предприятия, административное деление, население (численный и
национальный состав)
Природные территории Байкала. Законодательные акты «Об охране озера Байкал».
Байкальская антология. Поэты Бурятии о Байкале.
Экономическая характеристика района, села.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17.10.1
6
24.10.1
6
07.11.1
6
14.11.1
6
21.11.1
6
28.11.1
6
05.12.1
6
12.12.1
6
19.12.1
6
26.12.1
6
09.01.1
7
16.01.1
7
23.01.1
7
30.01.1
7
06.02.1
7
12.02.1
7
20.02.1 24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
История освоения Прибайкалья: волости, остроги, промыслы.
История освоения Прибайкалья. Православие. Церкви и монастыри.
Памятники истории Прибайкалья и села. Старинные здания, захоронения
Охраняемые зоны и природные памятники Прибайкалья (озёра, источники, разрезы,
заказники).
Обряды и праздники.
Природные достопримечательности. Животный и растительный мир Прибайкалья.
Архитектура села Турунтаево, Кика
Народные умельцы села, района.
Искусство и культура, обряды и праздники села, района
Турбазы и туризм в Прибайкалье.
Обобщающий урок по теме «Прибайкалье. Моё село». Фотоальбом «Край родной –
Прибайкалье».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
27.02.1
7
06.03.1
7
13.03.1
7
20.03.1
7
03.4.17
10.04.1
7
17.04.1
7
24.04.1
7
08.05.1
7
15.05.1
7
22.05.1
7
Рабочая программа педагога по элективному курсу "История Бурятия с древнейших времён до XX в."
Рабочая программа педагога по элективному курсу "История Бурятия с древнейших времён до XX в."
Рабочая программа педагога по элективному курсу "История Бурятия с древнейших времён до XX в."
Рабочая программа педагога по элективному курсу "История Бурятия с древнейших времён до XX в."
Рабочая программа педагога по элективному курсу "История Бурятия с древнейших времён до XX в."
Рабочая программа педагога по элективному курсу "История Бурятия с древнейших времён до XX в."
Рабочая программа педагога по элективному курсу "История Бурятия с древнейших времён до XX в."
Рабочая программа педагога по элективному курсу "История Бурятия с древнейших времён до XX в."
Рабочая программа педагога по элективному курсу "История Бурятия с древнейших времён до XX в."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.