Рабочая программа по адыгейской литературе ( 9 класс)
Оценка 4.9

Рабочая программа по адыгейской литературе ( 9 класс)

Оценка 4.9
Документация
docx
русская литература
9 кл
05.01.2017
Рабочая программа по адыгейской литературе ( 9 класс)
Данная национально-региональная программа по адыгейской литературе «Адыгейская литература» для 9 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составлена в соответствии с учебным планом. Программа предусматривает ознакомление учащихся с произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с учетом возрастных и психологических особенностей школьников. Учебно-методический комплекс: учебник- хрестоматия для учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений Республики Адыгея. Авторы – составители: Н.И.Кесебежева, Н.А.Киярова.
Рабочая программа по адыгейской литературе 9 класс.docx

 

Рабочая программа по адыгейской литературе

для 9класса

на 2016-2017 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Обоснование необходимости внедрения программы в учебно-воспитательный процесс

     Данная национально-региональная программа по адыгейской литературе «Адыгейская литература» для 9 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составлена в соответствии с учебным планом.
Программа предусматривает ознакомление учащихся с
произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с учетом возрастных и психологических особенностей школьников.

Учебно-методический комплекс.

Учебник- хрестоматия для учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений Республики Адыгея.

Авторы – составители: Н.И.Кесебежева,  Н.А.Киярова.

  Содержание материалов программы нацелено на:
- приобщение школьников к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народов, проживающих в Адыгее;
- формирование у учащихся интереса и уважения к человеку, к его жизни, труду, языку и культуре;
- укрепление доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей.
    

     Изучение малой Родины  имеет большое значение в воспитании патриотических чувств   школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.

Цель, задачи образовательной программы

Основная цель программы:

- получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыгейской литературы о природе, истории России и Адыгеи.

 

 

-  активизация читательского интереса детей, знакомство их с творчеством известных адыгейских писателей и поэтов, с культурой, обычаями и традициями адыгов, возможность узнать об исторических событиях, происходящих на территории республики, о замечательных людях, которые трудятся в Адыгее.

- создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств  школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой  деятельности.

Задачи:  

- введение учащихся через литературу в мир человеческих отношений нравственных ценностей;
- приобщение учащихся к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текста
- развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса детей.

Программа отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Тематика чтения.
2. Развитие устной и письменной речи.
3. Элементы литературоведческого анализа текста.

Отличительные особенности программы

Содержание деятельности

Характеризуя программу «Адыгейская литература», следует отметить, что данный курс является программой воспитания, так как способствует формированию у учащихся нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Родину.

Программа состоит из следующих разделов:
 
I.  Историко-героические произведения адыгейского

фольклора.

II.      Адыгейские писатели - просветители XIX века.

III. Адыгейская литература .
  Основные линии программы:

1.         Развитие творческой деятельности.

2.         Развитие восприятия произведения;

3.         Развитие литературоведческих понятий;

4.         Развитие речевых умений;

 

Основными образовательными линиями курса «Адыгейская литература» являются следующее:

 

1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы.

 2. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

Концептуальные положения курса:

 

1.Изучение должно обеспечивать развитие личности ученика, формирование его интеллекта и общей культуры;

2. В результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

3. Содержание курса обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных особенностей каждого ученика.

 

 

Основные требования к уровню подготовки учащегося

 

В результате изучения курса «Адыгейская литература» учащиеся должны знать и понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества адыгских писателей - просветителей XIX века;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия;

уметь

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы адыгейской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

 

 

                                                                             

 

 

 

 

                                                                                   Девятый класс

 

(2 ч.  в неделю. Всего 68 ч. в  учебном году.)

№ урока

Тема урока

Д/З

Дата

 

I четверть

I.  Историко-героические произведения адыгейского

Фольклора.

 

 

 

1.

Героические песни — яркое выражение патриотизма адыгов, памятник многовековой борьбы народа.

 

 

2.

Образ Бадыныко-Шабатнуко в пшинатле.

 

 

 

II.      Адыгейские писатели - просветители XIX века

 

 

3.

Жизненный и творческий путь Ш.Ногмова. «Хох» — о науке и просвещении.

 

 

4.

Жизненный и творческий путь У.Берсея. Букварь черкесского языка.

 

 

5.

Хан Гирей — основоположник адыгской исторической науки и художественной литературы.

 

 

 

III.   Адыгейская литература (59 ч.)

 

 

 

6.

Жизненный и творческий путь

Т. М. Керашева

 

 

7.

«Дорога к счастью» — первый в адыгейской литературе роман.

 

 

8.

Роман  как  один  из  ведущих  эпических  жанров. 

 

 

9.

Воспроизведение в романе широкой картины социального преобразования в Адыгее в период создания первых колхозов

 

 

10.

формирования новых взглядов, жизни и быта адыгов.

 

 

11.

Образы «новых» людей в романе —- Биболет, Доготлуко.

 

 

 

 

 

 

12.

Женские образы в романе — Нафисет, Амдехан

 

 

13.

Особенности языка Керашева.

 

 

14.

Рецензия — отзыв на отрывки из романа «Дорога к счастью».

 

 

 

15.

Отрывок из повести Керашева «Дочь шапсугов».

 

 

16.

Богатство исторической тематики в творчестве Т. Керашева.

 

 

17.

Образы: Анчок — народный заступник и герой

 

 

18.

Сочинение-рассуждение. Честь как нравственное понятие.

 

 

 

 

2 четверть

 

 

19.

Жизненный путь поэта Ахмед Джанхотович Хатков

 

 

 

 

20.

Творчество А.Д.Хаткова.

 

 

 

21.

А.Д.Хатков.Поэма.В сакле свет.-1 часть.

 

 

22.

А.Д.Хатков. Поэма.В сакле свет.-1 часть.

 

 

23.

Творческое описание двух миров: подневольного и счастливого.

 

 

24.

Лирические и эпические поэмы.

 

 

25.

Отличие поэмы от лирического стихотворения и баллады.

 

 

 

26.

Особенности литературного языка А.Д.Хаткова

 

 

27.

 

Творческое описание двух миров: подневольного и счастливого.

Патриотические мотивы в поэзии А.Д.Хаткова

 

 

28

Творческий практикум. Поэтический семинар.

 

 

 

 

29

Классная дискуссия. Общее и особенное в стихах А.Д.Хаткова

 

 

 

30

Классная дискуссия. Общее и особенное в стихах А.Д.Хаткова

 

 

 

31

Контрольное тестирование за 2 четверть « Писатели и поэты Адыгеи»

 

 

 

 

32

Обобщающий урок по творчеству А.Д.Хаткова

 

 

3 четверть

33.

Жизненный и творческий путь писателя и драматурга И.С.Цея.

 

 

 

34.

Драма как род литературы, ее особенности.

 

 

35.

Слово в драме.

 

 

36.

И.С.Цей.Драма. Кочас. Действие первое.

 

 

 

37.

И.С.Цей.Драма. Кочас. Действие второе.

И.С.Цей.Драма. Кочас. Действие третье.

 

 

 

38.

И.С.Цей.Драма. Кочас. Действие четвертое.

 

 

39.

И.С.Цей.Драма. Кочас. Действие пятое.

 

 

40.

Классовая борьба шапсугского охотника с хатукайским князем Дауаем.

 

 

41.

Кочас - как представитель свободолюбивого племени шапсугов.

 

 

 

42- 43.

Проблема взаимоотношения героя и времени в драме.

 

 

44-45.

Сочинение- рассуждение. Кочас - как представитель свободолюбивого племени шапсугов.

 

 

 

46

Жизненный и творческий путь поэта М.С.Паранука.

 

 

47.

М.С.Паранук .Стихотворение .Ранней осенью.

 

 

48-49.

Образ родной природы в пейзажной лирике М. С. Паранука.

 

 

50.

Особенности поэтической речи.

 

 

51.

Поэтический семинар.

 

 

 

52.

Обобщающий урок по творчеству М.С.Паранука.

 

 

 

4 четверть

 

 

53.

М.С.Паранук . Стихотворение «Говорят, любовь ко всем приходит...».

 

 

 

54.

Тема любви в лирике поэта.

 

 

55.

Мир чувств и лирики.

 

 

 

56.

М.С.Паранук . Поэма .Ураза.

 

 

 

57.

Отличие поэмы от лирического стихотворения и баллады.

 

 

58.

Религиозные произведения и религиозные мотивы в художественной литературе.

 

 

59.

Способы создания характера в поэме.

 

 

60.

Историческая реальность в поэме.

 

 

61-62.

Сочинение-сопоставление главных героев поэмы «Ураза».

 

 

 

63.

Историко-героические произведения адыгейского

Фольклора. Повторение.

 

 

 

64.

Адыгейские писатели - просветители XIX века. Повторение.

 

 

65.

Поэты Адыгеи. Повторение.

 

 

66.

Писатели Адыгеи. Повторение.

 

 

67.

Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея. Повторение.

 

 

68.

Контрольное тестирование.

 

 

 

 

Список литературы

для учителя:

1.     Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта (адыгейский язык, литература, адыгейская литература на русском языке, адыгэ хабзэ). Министерство образования и науки Республики Адыгея. М., АРИПК, 2006.

2.     Б.К. Кубов, А.А. Шаов. Стилистика адыгейского языка.  - М., 1979.

3.     Ю.А. Тхаркахо. Адыгейско-русский словарь.  - М., 1991.

4.     Ю.А. Тхаркахо. Русско-адыгейский словарь. В 2 томах. - М., 2004.

       

5.     М.Х. Шхапацева. Сопоставительная грамматика русского и адыгейского языков. - М., 2005.

6.     Ю.А. Тхаркахо. Стилистика адыгейского языка. - М., 2003.

7.     А.Б. Чуяко. Русско-адыгейский разговорник. - М., 2006.

8.     Адыгейский язык на современном этапе и перспективы его развития. Материалы научно-практической конференции, посвященной Дню адыгейского языка и письменности. - М., 2004.

9.     Мой язык – моя жизнь. Материалы научно-практической конференции, посвященной Дню адыгейской письменности. М., МО и Н РА. М., 2005.Ученый - лингвист и педагог Д.А. Ашхамаф. - М., РИПО «Адыгея», 2000.

10.                       Комплексная работа с текстом. Из опыта работы учителя адыгейского языка и литературы АРГ Блягоз М.А. - М., 2003.

11.                       Ученый – лингвист и педагог Д.А. Ашхамаф. М., РИПО «Адыгея», 2000.

12.                       Д. М.Тамбиева. Методическое руководство для учителей к книге «Читаю на адыгейском языке». -  М.:, Ад. респ. кн. изд, 2005.

для учащихся:

1.      Н. И. Кесебежева, Н.А. Киярова. Адыгейская литература  7-9.Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений 7-9 класс. - М., адыг. респ. кн. изд., 2005.

2.     Пер. с адыг. Ш. Х. Хута и М. И. Алиевой. Сказания и сказки адыгов. М., Современник, 1987.

3.     Ш. Х. Хут. Сказочный эпос адыгов. М., отд. кн. изд., 1981.

4.     Адыгские сказания. М., адыг. кн. изд., 1993.


 

Рабочая программа по адыгейской литературе для 9класса на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по адыгейской литературе для 9класса на 2016-2017 учебный год

Пояснительная записка Обоснование необходимости внедрения программы в учебно-воспитательный процесс

Пояснительная записка Обоснование необходимости внедрения программы в учебно-воспитательный процесс

Адыгее. - создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой деятельности

Адыгее. - создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой деятельности

Развитие речевых умений;

Развитие речевых умений;

Девятый класс (2 ч. в неделю

Девятый класс (2 ч. в неделю

Образ Бадыныко-Шабатнуко в пшинатле

Образ Бадыныко-Шабатнуко в пшинатле

А.Д.Хатков.Поэма.В сакле свет.-1 часть

А.Д.Хатков.Поэма.В сакле свет.-1 часть

Кочас - как представитель свободолюбивого племени шапсугов

Кочас - как представитель свободолюбивого племени шапсугов

Произведения поэтов и писателей

Произведения поэтов и писателей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017